Сочинение гоголевский смех сквозь слезы ревизор

Обновлено: 07.07.2024

Исследователи и критики отмечали оригинальность этого произведения — в нем отсутствовал любовный элемент, не было положительных героев. Но в пьесе этой видели острую социальную и моральную сатиру. И от этого она только выиг­рала. Какие же приемы использует писатель?

Здесь искали:

Сочинение на тему Смех сквозь слезы в поэме Гоголя Мертвые души

Гоголевский “смех сквозь слезы” в поэме “Мертвые души”.

Существует знаменитое высказывание, относящееся к творчеству Гоголя: “смех сквозь слезы”. Гоголевский смех… Почему он никогда не бывает беззаботным? Почему даже в “Сорочинской ярмарке”, одном из самых светлых и веселых произведений Гоголя, финал неоднозначен? Празднество по случаю свадьбы молодых героев завершается пляской старух. Мы улавливаем некоторый диссонанс. Эту удивительную, чисто гоголевскую особенность грустно улыбаться первым заметил В.Г. Белинский, давая дорогу в большую литературу будущему автору “Мертвых душ”. Но к гоголевскому смеху примешана далеко не одна печаль. В нем есть и гнев, и ярость, и протест. Все это, сливаясь в единое целое под блистательным пером мастера, создает необыкновенный колорит гоголевской сатиры.

Чичиков вместе с Селифаном и Петрушкой садится в бричку, и вот уже покатила она по ухабам российского бездорожья, и пошла “писать чушь и дичь по сторонам дороги”. В этой дороге читатель увидит представителей самых разных социальных групп, особенности их жизни, увидит все стороны многоликой Руси. В этой дороге он все время будет слышать смех Гоголя, полный удивительной любви к России и к ее людям.

Смех Гоголя может быть добрым и лукавым – тогда рождаются необыкновенные сравнения и стилистические обороты, которые и составляют одну из характерных особенностей поэмы Гоголя.

Описывая бал и губернатора, Гоголь говорит о делении чиновников на толстых и тонких, причем тонкие чиновники, в черных фраках стоящие вокруг дам, были похожи на мух, которые сели на рафинад. Нельзя не сказать и о совсем небольших сравнениях, которые, как сверкающие бриллианты, рассыпаны по всей поэме и создают ее неповторимый колорит. Так, например, лицо губернаторской дочки было похоже на “только что снесенное яичко”; головка Феодулии Ивановны Собакевич походила на огурец, а самого Собакевича – более на тыкву, из которой на Руси делают балалайки. При встрече с Чичиковым выражение лица Манилова было как у кота, у которого слегка почесывали за ушами. Гоголь использует и гиперболы, например, говоря о плюшкинской зубочистке, которой ковыряли в зубах еще до нашествия французов.

Вызывает смех и внешность помещиков, описываемых Гоголем. Внешний вид Плюшкина, поразивший самого пролазу и лицемера Чичикова (тот долго не мог сообразить, ключник ли перед ним или ключница), повадки –“рыболова-нищего”, распустившиеся в душе Плюшкина, — все это удивительно остроумно и смешно, но… Плюшкин, оказывается, способен вызвать не только смех, но и отвращение, возмущение протест. Перестает быть забавной эта опустившаяся личность, которую и личностью-то не назовешь. Как точно сказал про него Гоголь: “прореха на человечестве”! Да разве смешон человек, потерявший все людское: облик, душу, сердце. Перед нами паук, для которого главное заключается в том, чтобы как можно скорее проглотить добычу. Так поступает он со своими крестьянами, выкачивая из них хлеб, домашнюю утварь, а потом сгнаивая это в своих бездонных амбарах. Так поступает он и с собственной дочерью. Жадный и страшный Плюшкин отвратителен нам не только из-за своих нравственных качеств. Гоголь бросает решительное “нет” Плюшкину-помещику, Плюшкину-дворянину. Ведь считалось, что на дворянах, на этих самых Плюшкинах, покоится Российское государство. Да какой же это оплот, какая опора?! Антисоциальность дворянства – жестокий факт, существование которого ужасают Гоголя. Плюшкин, как это ни страшно, — типичное явление для русского общества середины XIX века.

Гоголь – резкий и гневный обличитель. Таким он выступает на страницах “Мертвых душ”. Что осуждает он, что квалифицирует как недопустимое в нормальном человеческом обществе? Казалось бы, говоря о Манилове, слово “осуждение” как-то неуместно. Ведь перед нами такой милый, приятный во всех отношениях, учтивый и добрый человек. Это еще и весьма образованный помещик, который выглядит прямо-таки ученым мужем на фоне Коробочки и Собакевича. А как забавны его детки, названные Алкидом и Фемистоклюсом (не надо забывать, что дело происходит в России). Но Гоголю стыдно и больно за Манилова, который строя прожекты в “храме уединенного размышления” и “почитывая книгу, всегда заложенную на четырнадцатой странице”, не замечает воровства и пьянства своих мужиков. Манилов в праздности и лени проживает все, что создано его крестьянами, ни о чем не задумываясь.

Антисоциальны и вообще вредны для окружающих другие гоголевские герои: и Коробочка, “дубиноголовая” и скудоумная накопительница, и Ноздрев, подлец, развратник и вообще “исторический человек”, и Собакевич, живоглот и “кулак”, которому “не разогнуться в ладонь”. Все это злостные вредители. Какое им дело, этим кровососам, до государственных интересов?

Смех Гоголя – не только гневный, сатирический, обличающий, есть смех веселый и ласковый. Именно с чувством радостной гордости, если возможно так выразиться, говорит писатель о русском народе. Так появляется образ мужика, который, подобно неутомимому муравью, несет толстое бревно. Чичиков спрашивает его, как проехать к Плюшкину, и добившись, наконец, ответа, посмеивается над метким прозвищем, которое дали Плюшкину мужики. Гоголь говорит об исходящим из самого сердца, животрепещущем русском слове. Он пишет о русском мужике, которого пошли хоть на Камчатку, дай в руки топор, и он пойдет рубить себе новую избу. В этих словах – надежда и вера в русский народ, руками которого сделана и птица тройка. И “как бойкая необгонимая тройка”, несется Русь, “вдохновенная богом”, и “косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства”.

эпитафия на надгробии Н.В. Гоголя

“В комедии я решил собрать все дурное в росии и посмеяться над всеми сразу”, – писал Н. В. Гоголь – автор пьесы “Ревизор”. Действительно, в сюжете этой комедии отражена вся Россия начала 19 века.
С самых первых слов героев описывается весь хаус жизни городов: беззаконие, грязь, вранье. Каждое явление открывает нам атмосферу тех времен.
Н. В. Гоголь взял за основу уездный городок, от куда “хоть 3 года скачи ни до олного государства не доскочишь”. Городом управляет городничий – человек приклонного возраста, неглупый по-соему.

Имея высокий чин, он закрывает глаза на происходящее в городе. В его “свиту” входят: попечитель богоугодных заведений, судья, смотритель училищ и прочие чиновники высшего класса.

Каждый видит разруху, но думает прежде о своем достатке. Гуси с гусятами под ногами, белье на каждом шагу, охотничий арапник в судебном здании, куда люди идут, искренне надеясь на помощь; грязные больные, вскармливаемые капустой в больницах – все это оставалось бы без изменений, если б не один каверзный момент – приезжает ревизор! В голосах присутствующих можно различить растерянность, дрожь, но режде всего страх

Чтобы оставить все, как прежде, они готовы на все, лишь бы уголить гость из Петербурга. Сами не зная того, чиновники, городничий, его жена и дочь впутываеются в клубок тесно связанных ситуаций, основанных на вранье. Обычный приезжий из северной столицы становится обладателем высокого чина.

Как говорится : “У страха глаза велики”, и поэтому каждое слово, каждый жест лжеревизора все более заостряют их фантазию.
Ничто не понимавший Хлестаков был заметно удивлен столь пристальным вниманием. Сам он – человек со слабой волей, который не прочь поиграть в карты на последние деньги или пофлиртовать с барышнями. Быстро сорентировавшись в сложившейся ситуации, он ловко использует ее в своих интересах и ничем не отличается от городничего и его приблеженных, ведь он наконец получил возможность пустить пыль в глаза. Зная несколько крылатых выражений, Хлестаков умело доказал свою столичную персону речами, но все же топчется на одном месте порой в самых элементарных предложениях.

Все больше впутываясь в колесо событий, Хлестаков отчаянно верит в свою ложь. Смешно видеть, как нелепо выходит он из ситуаций, полученных в результате своей лживых рассказов. Балы, обеды из Парижа, свои сочинения в известных журналах – пределы мечтаний любого 25летнего парня того времени, а здесь, где ему верят, где и он сам себе верит можно еще более преукрасить свою натуру.
Немаловажным моментом является беспорядки в городе, взятничество. Каждый чиновник в начале оправдывает свой грешок, считая, что борзые щенки – это мягко говоря подарок за указанную услугу. Горничий ходит в стахе по поводу высеченной им унтер-офецерскую жены(что категорически запрещенно) и за купцов, которые могут донести о несправедливости его службы.

Все неполадки в городе он хочет закрыть ремонтом некоторых улиц. Хлестаков, представленный как умелый актер, в открытую берет деньги в долг с каждого пришедшего. Его не волнуют городские проблемы, вызванные несправедливой властью, коррупцией, ведь он уедет от сюда через пару дней навсегда, не обернувшись на ужасную картину в городе.
Все проиграли в этой борьбе за сладкую жизнь. Ее невозможно построить на чужой беде, ведь все люди планеты связаны тонкими нитями жизненных путей. Изучая историю России, в сердце ликует нож от нечеловечности в стране.

С каждым новым поколением феодолизм и деспотизм тянули наших соотечественников во мрак, делая из россиян дикарей, боровшихся за теплое место под солнец. Городничий, обращаясь к зрителям, говорит:”Что смеетесь? Над собой смеетесь!” Да, смех, но сквозь горькие слезы отчаяния.

Россия, давшая миру стольких поистину великих людей, много столетий жила в темноте. Но эта наша Родина, и теперь наш черед не допустить этих беспорялков, жить в согласии и в мире.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


В своей пьесе "Ревизор" Н. В. Гоголь хотел высмеять человеческую глупость, необразованность и общественные пороки. Однако автор подает читателю всю "правду жизни" при помощи юмора, где, кроме смеха, порой проступают слезы разочарования.

Главный замысел автор преподносит с помощью стандартной для того времени ситуации: в город инкогнито приезжает ревизор. С помощью этого Гоголь хотел показать настоящее лицо правительственного класса: обличить все их пороки. Из-за незнания личности проверяющего чиновники(Городничий, Почтмейстер, Бобчинский и т.д) начинают выслуживаться, обманывать, льстить Хлестакову, которого они приняли за ревизора по стечению обстоятельств и случайному совпадению некоторых фактов.

В самом начале пьесы Гоголь дает читателю характеристику каждого чиновника с помощь диалогов, которые вызывают лишь горечь правды. Все чиновники либо злоупотребляют своим положением, должностью, либо не выполняют свои прямые обязанности. Среди них привычно взяточничество, они превратили город в кабак и лишь заработали на бедствии людей. Подобное грустное описание действительности преподнесено автором в смехотворной форме. Даже эпизод с Городничим, когда Бобчинский и Добчинский приносят весть о скором приезде ривезора, комичен. Каждый герой с легкостью говорит о своих "заслугах" по должности, которые вместо блага приносят только вред городу и окружающим.

Слепое доверие Хлестакову так же выставляет чиновников в мрачном свете. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Они настолько испугались потерять свои положения в обществе и власть, что не смогли спокойно и рассудительно принять персону самозванца Хлестакова. Их духовное и моральное невежество выглядит для читателя смешно, но на самом деле все описанные Гоголем ситуации лишь обличают недееспособность власти в тогдашней России.

Автор смеется над действительностью, чтобы уменьшить ту боль, которая возникает от халатности, наглости и узколобости правящих кругов. Выражение правды через юмор - лучший способ донести обществу те проблемы, которые существуют вокруг них.


Недаром это произведение известного писателя Н. В. Гоголя называется комедией, оно и должно вызывать прежде всего смех. Но почему "сквозь слезы"? Попробуем ответить на этот вопрос.

Сам автор выразил свое отношение к комедии такими словам:


Комедия написана не на историческую тему, она имеет прямое отношение к существовавшей действительности в России того времени. Может быть сюжет немного утрирован, то есть присутствует гротеск, но все приведенные события могли иметь место в российских городах 19 века.

Действие комедии происходит не в столице или Москве, а в маленьком уездном городе, который находится далеко от центра. Во главе его стоит городничий, который не слишком щепетилен, он видит, что творится в городе, но не пытается что-то изменить. Чиновники, которые подчиняются ему, выполняют свои обязанности не лучшим образом, в их работе масса нарушений: на улицах городка грязно, гуляют домашние животные, кругом висит белье, а в больнице отвратительно кормят больных. Но кого это волнует? Чиновники озабочены только своим благополучием.

Сонное царство городка разрушается с приездом Хлестакова, мелкого мошенника и повесы, которого по ошибке принимают за ревизора из столицы. На всех чиновников нападает страх, как бы не полетели их головы за многочисленные нарушения. В ход пускается все - деньги "в долг", вкусное угощение, даже предполагаемая женитьба на дочери городничего.

Комизм ситуации заключается в том, что чиновники со страху совсем теряют голову, все, что говорит Хлестаков, переиначивают, приписывают совершенно иной смысл его словам, при этом совершая забавные поступки. А Хлестаков, сначала испуганный, постепенно вникает в ситуацию и начинает ловко использовать ее в свою пользу. Бесконечное вранье и наглость - вот его главные черты. Ему совершенно нет дела до того, что в городе творится, просто он хочет урвать, что можно и скрыться.

Когда наступает развязка, все узнают о приезде настоящего ревизора, то замолкают в изумлении и растерянности ("немая сцена"). Но зрители смеются, именно к ним обращены слова городничего:


И эти слова звучат очень символично, потому все что описано в комедии - взяточничество, безответственное отношение к своим обязанностям, ложь, двуличие, откровенное воровство, превышение полномочий людьми, наделенными властью, стремление к личной выгоде - могло иметь место в любом городе России. И это уже не вызывает смеха, разве что "смех сквозь слезы". Невольно приходят на память слова М. Лермонтова:


Но самое печальное не это, а то что и в наше непростое время чиновники, стоящие у власти, отнюдь не безупречны, у них сохранились многие пороки прошлого, описанные в комедии М. Гоголя "Ревизор".

Читайте также: