Горе от ума социально политическая реалистическая комедия сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Весь текст вышел в свет в 1833, но еще не будучи опубликованной стала очень популярной, ибо разошлась в более чем в 40 тыс.списках.1862 – полный текст без цензуры.

Чацкий не одинок: есть люди, которые ведут себя так же: князь Фёдор в деревне книжки стал читать, другой службу оставил. - но они на сцене не показаны вместе, они разобщены. Декабризм Чацкого оказываются только одной из форм противостояния вечной бытовой норме. Другие (внесценические персонажи) протестуют по-своему. Одиночка обречён на противостояние Москвы. Москва у Гриб. - мир, где господствуют женщины, бабье царство - самое страшное, что может быть по Гриб. Москва - старая бытовая столица России. Петербург - новее, там другая скорость жизни, там невозможно противостояние болота и человека, который живёт по своему уму. Это не кофликт декабриста и тогдашних оппозиционеров, а универсальный конфликт человека, не совпадающим с миром по бытовой норме, с косной вечной действительностью.

Грибоедов использует в комедии 1 некомедийный приём: Чацкий от Москвы отвык, смотрит на неё со стороны. Вальтеровский приём "остранения": "Человек не отсюда", инопланетянин, дикарь, изумлённо смотрит на мир, так, что нам бросается в глаза вся его абсурдность и несовершенство. Чацкий смотрит на мир Москвы так, что он в нём не живёт. Техника прожектора - освещать выборочно то, что нужно для создания впечатления - техника любой пропогандистской деятельности: в Америке занимались не только тем, что там негров линчевали с утра до вечера, но и Россия не ограничивается пьяными у пивларя! Человек может усомниться в том, правда ли это, но скорость чередования этих картинок создаёт панораму, производящую ошеломляющий эффект. Однако монологи Чацкого не ограничиваются одним прожектором": вспоминая о человеке, щёлкавшем соловьём – он не только высмеивает барскую затею, он с нежностью вспоминает время, когда они с Софьей были вместе. В воспоминаниях Чацкого всё тот же мир - прелестный, в Чацком тоже есть часть его, его детство. Техника прожектора Чацкого не только обличает, в его воспоминаниях содержится элегия.

Финальный монолог Чацкого дорастает до ноты трагедии. А последние слова Фамусова возвращают нас к сатире: трагическая и сатирическая нота комедии равноправно её обрывают. Это один из 1х открытых концов в Русской литературе. 4 части, а по класс должно быть 5 - её нет, неизвестно, чем всё закончится. Комедия должна свадьбой заканчиваться, а в этой комедии расстраиваются все возможные свадьбы: Софья уже не выйдет за Скалозуба, скорее всего, не выйдет за Молчалина, и уж подавно - не за Чацкого.

Чацкие обгоняют время - в этой жизни он обличён на мильон терзаний сейчас а прав будет потом. "Свойство умного человека сразу понимать, с кем ты имеешь дело, а он мечет бисер перед свиньями"(с)Пушк. Фамусову он говорит, что он Фамусов не надеясь, что он Фамусовым быть перестанет. Он обличает с целью оскорбления. Он рассчитывает уязымить, доставить неприятность, а не пытается их образумить. Он убеждён, что то, что он говорит, воспринимается как неприятная правда. А это так не воспринимается: он убеждён что может доставить неприятность, а, следовательно, они с объектом обладают одной системой ценностей. А это его главное заблуждение: у всей этой компании совершенно своя система ценностей, он в глазах этих людей - зудящая муха, ничтожество. По их мнению он ругается просто потому, что у него на службе неприятности были. Молчалин ему в этом сочувствует и не может понять, что Чацкому его сочувствие нафиг не нужно, а Чацкий не может этого Молчалину объяснить. Единственный, кто не раздражается на Чацкого - Скалозуб. Тот его ВООБЩЕ не понимает. Через все монологи Чацкого проходит сквозной повтор: разделение на стариков и молодых. Старики - такие как Фамусов, молодые - такие, как он сам. Но он не видит, что и Молчалин, и Скалозуб - его ровесники, но не такие как он. Таких на сцене вообще нет, а есть другие, за сцной, которые тоже не совпадают с этим миром. И такие как Чацкий 25 дек будут на Сенатской, а потом - в Сибири, а такие как Молчалин доведут страну до Крымской войны. Где же победа Чацкого сейчас ли, в будущем ли? Он не победил, но он и не побеждён (ведь он свободен от этого мира). Но он несчастлив, как нонконформист.

Мы находимся в неопределённом, неразрешённом конфликте: неопределённые типы персонажей, куча традиций, форма, позволяющая соединить все жанры и абсолютно неразрешённый конфликт - ведь жизнь конфликтов не разрешает. Абсолютно новый текст. Другим таким текстом будет "Онегин", возникший одновременно, и значение и одновелико.

18.Чацкий. Социально-политическое и философское содержание образа. Комическое и трагическое в характере героя. Споры о Чацком в критике и литературоведении (Гончаров о Чацком, Чацкий в интерпретации Ю. Тынянова). Чтение наизусть отрывка из комедии.

Любовь к народу, уважение к его здравому уму, нравственным устоям многое определяют в мировоззрении Чацкого. Именно поэтому он так болезненно переживает отрыв не только фамусовского общества, но и передовой дворянской интеллигенции от народа. Эта оторванность проявляется и в языке, и даже в одежде. Отсюда и мечта Чацкого,

«Чтобы умный, бодрый наш народ

Чацкий приходит к трезвому пониманию реальной жизни с ее сложностью, изменами, даже предательствами. Он мужает, взрослеет, начинает яснее постигать людей и обстоятельства. В конце комедии Чацкий уже не таков, как в начале:

«Так! отрезвился неполна,

И. А. Гончаров, Мильон терзаний, 1872

Вся пьеса представляется каким-то кругом знакомых читателю лиц, и притом таким определённым и замкнутым, как колода карт. Лица Фамусова, Молчалина, Скалозуба и другие врезались в память так же твёрдо, как короли, валеты и дамы в картах, и у всех сложилось более или менее согласное понятие о всех лицах, кроме одного — Чацкого. Так все они начертаны верно и строго и так примелькались всем. Только о Чацком многие недоумевают: что он такое? Он как будто пятьдесят третья какая-то загадочная карта в колоде. Если было мало разногласия в понимании других лиц, то о Чацком, напротив, разноречия не кончились до сих пор и, может быть, не кончатся ещё долго.

-связь Чацкого и Чаадаева

- В знаменитой речи Чацкого "А судьи кто?" есть место, несомненно относящееся к Кюхельбекеру, вернее и уже -- к этому эпизоду его жизни:

Или в душе его сам бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным,

Они тотчас: разбой! пожар!

И прослывет у них мечтателем! опасным!!

Конечно, здесь Грибоедов думал о Кюхельбекере, которому как раз в это время грозил профессор Давыдов.

Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” – выдающееся произведение русской классической литературы. Созданное в двадцатые годы XIX века, оно нашло широкое признание у современников, которым пришлось ознакомиться с комедией в рукописи. Комедия осталась актуальной и злободневной по сей день.

Драматург вложил в пьесу все лучшие качества своей души: пламенный патриотизм, любовь к родине, ненависть к застойной, косной жизни, уважение к передовому уму, любовь к русскому народу. Грибоедов реалистически показал московское дворянское общество

первой четверти XIX века и высмеял его пороки в “низшем”, по классицистическим канонам, жанре – комедии.
На протяжении всего произведения мы видим борьбу и противостояние двух “веков” русского общества: “века нынешнего” и “века минувшего”. Представителем “века минувшего” в комедии является управляющий в казенном доме Павел Афанасьевич Фамусов, а также его окружение. Ему противостоит Александр Андреевич Чацкий, передовой дворянин своего времени.
Представители двух эпох русской жизни по-разному относятся к службе. Вопрос об отношении к службе стоял еще со времен классицизма:

классицисты считали необходимой службу государству в лице просвещенного монарха, а передовая дворянская молодежь ставила на первое место служение Отечеству в широком понимании этого слова. В монологе Фамусова “Вот то-то, все вы гордецы…” Павел Афанасьевич ясно дает понять, что главное для него – быть “век при дворе”.

Он с восхищением рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который “не как другой, и пил и ел иначе”, но “когда же надо было подслужиться, и он сгибался вперегиб”. Чацкому не понять восторга Фамусова, для которого “что дело, что не дело”, обычай его таков – “подписано, так с плеч долой”. У Чацкого же совсем другое отношение к службе и своим гражданским обязанностям:
Когда в делах – я от веселья прячусь,
Когда дурачиться – дурачусь,
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
Из слов Молчалина, молодого человека, секретаря Фамусова, живущего в его доме, мы узнаем, что Чацкий имел с министрами связь в Петербурге, “потом разрыв”. Вероятно, причиной разрыва оказался принцип Чацкого “служить делу, а не лицам”. На совет Фамусова “пойти послужить” герой отвечает: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”.
Таким образом, Грибоедов с помощью своего героя высмеивает чинопо-штание, преклонение перед вышестоящими, желание любыми путями добиться чинов, наград и почестей. Так, Фамусов заискивает перед Скалозубом, который “знаков тьму отличья нахватал” и не “нынче, завтра генерал”. Полковник Скалозуб, типичный аракчеевский служака, мечтает о генеральском чине, который даст ему возможность безбедно существовать:
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы…
Об них как истинный философ я сужу:
Мне только бы досталось в генералы.
Молчалин предлагает Чацкому искать покровительства у Татьяны Юрьевны, ведь “чиновные и должностные – все ей друзья и все родные”. Сам Молчалин видит возможность получить повышение по службе, если зависеть от других. Этот милый, учтивый, вежливый (на первый взгляд) человек играет с Софьей Павловной, дочерью Фамусова, злую шутку, представляясь влюбленным, но делает это только ради возможности скорейшего продвижения по службе и ради денег своего покровителя:
И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека.
Таким образом, Грибоедов обличает тех, кто подчиняется законам “века минувшего”, в котором “тот славился, чья пуще гнулась шея”.
В обществе Фамусова процветает низкопоклонство, кумовство, протекция. Воспитанный и выросший в доме Фамусова, Чацкий вспоминает, как его “для замыслов каких-то непонятных дитей возили на поклон”. Для Фамусова это же является нормой. Получив приглашение на похороны Кузьмы Петровича, “почтенного камергера”, московский барин вспоминает о нем с нескрываемым восхищением:
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат;
Скончался; все о нем прискорбно вспоминают.
В своей комедии Грибоедов обличает и такой порок российской действительности, как крепостное право. В фамусовском обществе считается естественным распоряжаться судьбами других людей. В пример можно привести старуху Хлестову, которая от скуки взяла с собой к Фамусову “арапку-девку да собачку”.

Грибоедов с помощью своего резонера Чацкого обличает жестоких крепостников, любителей искусства, у которых “актеры тощи”, сами же они толсты, а за долги “Зефиры и Амуры” часто все распродаются поодиночке. Герой рассказывает и о “Несторе негодяев знатных”, окруженном толпою слуг, которые усердствовали в “часы вина и драки” хозяина и не раз спасали ему и честь, и жизнь; впоследствии же хозяин выменял их на “борзые три собаки”.
В доме Фамусова особое отношение к книгам:
Ей (Софье) “сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится…”, – заявляет Фамусов.
Все зло, невежество, беспорядок, которые царят в обществе, Павел Афанасьевич относит на счет книг: “Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы и сжечь”. Главной бедой “века нынешнего” в окружении Фамусова считают образованность, являющуюся причиной вольномыслия и вольнодумства. Скалозуб негодует по поводу того, что его двоюродный брат, которому “чин следовал”, вдруг оставил службу, “в деревне заперся и книги стал читать…” Княгиня Тугоуховская рассказывает историю о Петербургском Педагогическом институте, в котором “упражняются в расколах и безверьи профессоры”.

Именно у этих профессоров учился ее родня – князь Федор, который “чинов не хочет знать”, а вышел “хоть сейчас в аптеку, в подмастерье”.
В третьем действии комедии Софья бросает фразу о сумасшествии Чацкого. Эта новость молниеносно подхватывается гостями и разносится со сказочной быстротой. Главную причину безумия Чацкого представители фамусовского общества видят в его свободомыслии и вольнодумстве: Ученье – вот чума, ученость – вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Грибоедов, рисуя праздное времяпрепровождение московских бар, их закоснелость, преданность традициям и привычкам, боязнь всего нового, противопоставляет им образованного Чацкого с его “высокими стремлениями души”. Но герой не одинок. Он в своих монологах выступает от имени всего поколения, употребляя местоимение “мы”.
Таким образом, Грибоедов в своей комедии “Горе от ума” обличает общественные пороки московского барства первой четверти XIX века: крепостное право, чинопочитание, протекцию и кумовство, преклонение перед иностранцами, боязнь всего нового. Перед нами в лицах предстала вся русская жизнь, а персонажи комедии превратились в нарицательные имена. Борьба же передового разума с косным обществом, воплощенная в образе Чацкого, – это извечная проблема.

Заслуга Грибоедова в том, что он в своей комедии сумел поставить вопросы, актуальные как для русской жизни определенной эпохи, так и общечеловеческие.

"Горе от ума" - реалистическая комедия с элементами классицизма, написанная А.С.Грибоедовым в 1824 году. Комедия вызвала широкий резонанс среди общественности, так как поднимала множество насущных (в частности, политических) проблем. Основным конфликтом произведения является противостояние А.Чацкого и фамусовского общества, построенное в основном именно на несовпадении политических взглядов.

Чацкий - либерал и просветитель. Он ярый противник крепостного права:

"Воскреснет ли когда ль от чужевластия народ?"

Чацкий нетерпим и пылок; он говорит о том, что "начал свет глупеть" и общество требует немедленного обновления. Однако Чацкий ошибается, считая, что для такого обновления достаточно лишь успехов Просвещения. Напротив, по мере развития сюжета меняются не окружающие люди, а он сам: Чацкий становится всё более зависим от фамусовского общества.

Чем возвышеннее обрисовываются его душевные порывы, тем глупее обстоятельства, в которых он оказывается. Апогея такое противопоставление достигает в финале комедии, её кульминации, когда буквально из ниоткуда рождается слух о безумии Чацкого. Таким образом, даже самые прекрасные идеи Просвещения не выдерживают напора невежества фамусовского общества.

Общество это - полная противоположность Андрею Андреевичу. Если сила последнего в свободомыслии, независимой и сильной личности, то фамусовское общество сильно сплочённостью, единообразием уклада, единомыслием и, конечно, невежеством. Разумеется, главный невежда - сам Фамусов, который в один из своих душевных порывов в сердцах воскликнул:

"Собрать бы книги все да сжечь!"

Однако немногим отличаются от Фамусова окружающие его люди. "Ах! Окаянный волтерьянец!" - восклицает старая графиня, услышав о мнимом безумии Чацкого, другая гостья возмущается поведением своего племянника Фёдора: он поступил в педагогический институт, где, по её словам, "упражняются в расколах и в безверьи". Очень сильны в этих людях крепостнические настроения: Чацкий рассказывал о "крепостном балете", на который Фамусов забрал множество маленьких детей из их семей.

Таким образом, "Горе от ума" носит не только дидактический или этический, но также и политический характер. Противостояние либерализма и консерватизма нашло своё отражение в конфликте Чацкого и Фамусова. "Дома новы, но предрассудки стары", - сокрушается Чацкий, герой-резонёр этого произведения. Идеи эпохи Просвещения, которой он восхищался, не нашли отражения в фамусовском обществе. Это демонстрирует одну из основных идей "Горя от ума": любые перемены, реформы должны происходить не только в законах, а также и в обществе, в человеческих сердцах.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Литературные произведения XIX века отличаются обилием художественных методов изображения происходящего. Модный сентиментализм сменяется реализмом. Основными писателями, использующие реализм — как способ достижения художественного смысла произведения, являются А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достаевский, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.С.Грибоедов.

Изображенный народ в комедии, словно, немой свидетель исторических событий того времени. На отдельных народных образах автор показывает лишение и бесправие слуг перед помещиками. Таким представителем является Лиза. Веселая, преданная, она умеет устоять перед ухаживанием Молчанина и самого хозяина Фамусова. Девушка любит буфетчика и не изменит своим принципам. В уста именно этой героини автор вложил глубокий смысл о положении крестьян в обществе- главное не попасть под гнев и любовь барина. Несмотря на второстепенность роли, Лиза представлена яркой, многогранной личностью. Эта и есть одна из черт грибоедовского реализма — человек предстает перед читателем таким каким может быть в реальном обществе.

В комедии главные герои — реальные люди, живущие в современную эпоху, не имеют каких либо особых заслуг, просто дворяне среднего класса с небольшим достатком. Живут они обычной жизнью: слуги любят слуг, барин пристает к прислуге, в доме принимают гостей, проводят балы. Читатель словно попадает в реальный мир XIX столетия.

Очень интересны монологи и речь героев комедии. Манера общения Фамусова точно определяет его характер , отношение к происходящему : в общении с дочерью прост и ласков, с секретарем- властен и груб, с потенциальным женихом дочери Скалазубом- вежлив и учтив. Несмотря на стихотворную форму комедии, речь героев проста понятна, без какого пафоса. Эта еще одна черта реализма грибоедовской комедии.

Вариант 2

Произведение, созданное в эпоху господства классицизма, показало реальность, в том числе ее неприглядные стороны в истинном свете. Появление комедии знаменовало смену господствующего литературного направления, вызванного переменами в общественном сознании.

Образы героев также не являются строго положительными или отрицательными. Например, Фамусов, представляющий собой врага прогресса и просвещения, при этом добродушный московский барин, который любит своих родственников и оказывает им покровительство. Софья – также неоднозначный персонаж. С одной стороны, она независима, как Чацкий, образована и начитана. Софья, как и главный герой не боится общественного мнения. С другой, именно она начинает распространять суждение о сумасшествии Чацкого, причем действуя из чисто эгоистических мотивов. Главный герой также показан не как воплощение идеала, но в качестве реального человека. При этом и он, и Софья не изображены застывшими образами, а живыми людьми, которые со временем меняются.

Кроме того, простой народ, изображенный достаточно достоверно, служит фоном комедии, показывая, что действие происходит в реальной Москве.

О реализме произведения свидетельствует и речь героев. Конечно, каждый персонаж говорит, в соответствии со своим характером, тон речи или строение фраз отражают его характер, но, в целом, манера разговора, включая особенные московские словечки, точно воспроизводят обстановку в московских барских гостиных первой половины девятнадцатого века.

Популярные сочинения

Сочинение Черты реализма в произведении Горе от ума

Грибоедов изображает все стороны действительности. Он раскрывает и быт, и нравственные ценности людей. И не только кругу Фамусовского общества, но и всей Москвы в целом.

Реализм заключается том, что автор изображает стандартные характеры в обычных обстоятельствах. Реализм в данном произведении подтверждается тем, что за образами стоят живые и настоящие люди.

Даже такие черты жизни и людей которые выходили за рамки того века тоже были изображены в произведение. И в последующих поколениях Чацкий стал символом благородства и свободы.

Дворянская жизнь в те годы была правдивой и правильно описана. Комедия очень жизненная и ней проходят тонкие линии психологического характера. Это и значит, что комедия является реалистичной.

Автор не использует сложные поэтические слова и часто вставляет просторечия и отражает культурный и сословный образ персонажей. По разговору Скалозубова сразу видно, что он говорит командирским и воинским тоном. А Хлестаков напоминает барскую натуру и разговаривает полуграмотно. Автор очищает этот жанр от его стандартного стиля и подходит ближе к разговорному повествованию. Писатель смешивает размеры ямб и экспериментирует с этим.

Там выучилась ты любовников сводить, Постой же, я тебя исправлю: Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить… (IV, 14)

Читайте также: