Презентация на тему сочинение рассуждение на лингвистическую тему

Обновлено: 01.07.2024

Презентация на тему: " Учимся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 9 класс. Выполнение задания С2 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему." — Транскрипт:

1 Учимся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 9 класс. Выполнение задания С2 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

2 От теории к практике

4 Структура текста-рассуждения : Тезис Доказательства Вывод Аргументы Факты Примеры

5 Тезис (то есть то, что вы будете раскрывать в сочинении. В нашем случае это та фраза, которая предложена вам в тексте самого задания); Аргументация (те доказательства, которые нужно привести в подтверждение; в нашем случае опора на данные текста с указанием номеров предложений или цитаты); Вывод (собственно, итог того, ради чего писался текст; необходимо обозначить, что тезис подтверждён примерами).

6 I.Вступление. Ответ на вопрос. II.Основная часть Аргумент, пример 1 Аргумент, пример 2 III.Заключение. Обобщение, вывод. Структура письменного ответа

7 Советы: если не уверены в том, что точно можете правильно поставить все знаки препинания при цитировании, пишите аргумент своими словами, а в скобках указывайте номер того предложения, в котором вы это вычитали; следите за точностью логики: сбивов, перескакивании, потери нити мысли быть не должно; следите за структурой текста: тезис- аргументация-вывод, никаких других вариантов; следите за объёмом, объём свыше указанного рассматривается как избыточный, что не идёт на пользу автору текста, потому что не соответствует поставленной задаче.

8 Как сформулировано задание С2 в демоверсии 2014 ? Обратите внимание на то, что в формулировке задания С2 содержатся основные требования к сочинению. Старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы. Внимательно прочитайте задание.

10 Предлагаю несколько опорных схем, которые помогут писать сочинение.

11 Вступление Смысл последних строк текста говорит нам о том, что… Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) … Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что … Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом. По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: … В этом отрывке автор говорит о том, что… Смысл данного отрывка я понимаю так: … В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что… Вводные слова: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д.

12 Основная часть В основной части следует избегать: · пересказа текста · изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли. В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.

13 Как это сделать? Вот некоторые рекомендации: 1. Перечитайте текст несколько раз. 2. Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте. 3. Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике. 4. Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею. 5. Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а рассуждение и анализ текста!

14 В основной части вы должны назвать не менее двух аргументов (или доказательств) и привести минимум по одному примеру на каждый аргумент. · Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. · Проиллюстрировать данный аргумент можно на примере …. предложения текста. · Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения. · В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. · Предложение … подтверждает мысль о том, что ….

16 Заключение Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное. Вывод должен быть: коротким, но емким по содержанию органически связан с предыдущим изложением не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.

17 Важно: сочинение должно иметь не менее 3 –х абзацев: · 1 абзац - тезис, 2 абзац – аргументы с примерами, 3 абзац – вывод Основная часть может состоять более чем из одного абзаца. Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.

18 Примерный образец экзаменационного сочинения: Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: русский язык настолько богат, что при помощи русского слова мы можем назвать не только предметы, но и всякое действие и состояние. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева. Наш язык очень богат синонимами - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный, т.е. образование новых слов при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово "Танчека" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -чек-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения. Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОГЭ по русскому языку-2021 Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ОГЭ по русскому языку-2021 Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

ОГЭ по русскому языку-2021
Сочинение - рассуждение
на лингвистическую тему.
Задание 9.1

Структура текста сочинения 1. Тезис, то есть высказывание о русс.

Структура текста сочинения

1. Тезис, то есть высказывание о русском языке : формулируем позицию автора (цитата дается в задании; ее можно переписать дословно, используя разные способы цитирования).
2. Рассуждение ученика о смысле высказывания: о чем эта цитата? как я ее понимаю? что имеет в виду автор? (т. е. выражаем своё отношение к позиции автора).
3. Аргументация (доказательства) в рассуждении ученика о смысле высказывания, то есть примеры из текста:
1) пример №1, его роль
2) пример №2, его роль
Внимание:
- если примерами являются слова или словосочетания, их нужно назвать и указать номер предложения, в котором они присутствуют;
- если в качестве примера используется предложение, его можно или процитировать, или только указать его номер.
4. Вывод.

План и образец сочинения 1. Тезис, то есть высказывание о русском языке.

План и образец сочинения
1. Тезис, то есть высказывание о русском языке: формулируем позицию автора (цитата дается в задании; ее можно переписать дословно, используя разные способы цитирования).

2. Рассуждение ученика о смысле высказывания: о чем эта цитата? как я ее понимаю? что имеет в виду автор? (т. е. выражаем своё отношение к позиции автора).


3. Аргументация (доказательства) в рассуждении ученика о смысле высказывания, то есть примеры из текста:
1) пример №1, его роль

2) пример №2, его роль

Я согласна с мнением писателя. Действительно, богатство и уникальность нашего языка состоят не только в том, что он содержит огромное количество слов, но, главным образом, в том, что его речевые возможности помогают выразить все, о чем мы думаем и что испытываем.

Таким образом, выразительные возможности нашего языка помогают точно передавать свои мысли и чувства.

Пошаговая инструкция по написанию сочинения Шаг 1. Знакомимся с высказыв.

Пошаговая инструкция по написанию сочинения

Шаг 1. Знакомимся с высказыванием.
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания.
Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании. Примерные ответы:
- о богатстве, выразительности, точности русской речи;
- о средствах выражения мыслей;
- о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
- о взаимосвязи лексики и грамматики;
- о роли синтаксиса в человеческом общении;
- о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Шаг 3. Оформляем вступление (тезис и рассуждение ученика). Во вступ.

Шаг 3. Оформляем вступление (тезис и рассуждение ученика).
Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания. В этом вам помогут следующие слова и выражения:
- автор анализирует, характеризует, рассуждает, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчёркивает, ссылается на. останавливается на . раскрывает содержание, отмечает важность, формулирует, касается, утверждает, считает, что . и т.д.

Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
Можно применить цитирование, например:
- К. Г. Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Можно обойтись и без цитирования, например:
- Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К. Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.

Или: - Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во.

Или:
- Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
Или:
- В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.

Шаг 4. Пишем основную часть.
Основную часть можно начать следующими фразами:
- Присмотримся повнимательнее к словам в тексте . (называем фамилию автора текста).
- Обратимся к тексту русского писателя . (фамилия автора текста).
- Докажем эту мысль на примерах из текста.
- Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста .

Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения. Общие требования к аргументам таковы:
- примеров должно быть 2;
- примеры должны быть из указанного текста;
- приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

Пример 1: - Важным источником обогащения речи служит синонимия. Н.


Пример 1:
- Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).

Пример 2:
- Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса
-ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Шаг 5. Пишем заключение. В заключительной части сочинения делается.

Шаг 5. Пишем заключение.
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

Начать вывод можно следующими словами и фразами:
- Таким образом, . Итак, . Следовательно, . В итоге можно прийти к такому выводу: .
В заключение можно сказать, что . Мы убеждаемся в том, что . Обобщая сказанное, . Из этого следует, что . и т.д.

Например:
- Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К. Г. Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

Или:
- Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.

Варианты рассуждений учеников по ряду высказываний на лингвистическую тем.

Варианты рассуждений учеников
по ряду высказываний на лингвистическую тему
(примеры взяты из текста О. Павловой)
(черным цветом выделены лингвистические термины, которые помогают раскрыть смысл высказывания автора; синим – конкретный пример из текста; фраза, в которой указывается роль данного примера, подчеркнута)

- Восклицательные предложения в монологе Нюши (33 – 36) помогают почувствовать, как потрясена девушка разговором с Гришкой и как хочется ей отвлечь мальчика от страшных мыслей.

3. «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и.

4. «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она л.

- Придаточные причины в сложноподчиненном предложении 7 помогают читателю понять, почему Гришка не мог играть в подвижные игры.

- Автор, рассказывая о работе Нюши, в предложениях 2 и 3 использует глаголы несовершенного вида прошедшего времени, которые подчеркивают постоянство, неизменность ее действий («приезжала… развлекала… играла… разучивала стихи), и нам становится понятно, что для девушки занятия с больными детьми стали частью ее жизни.

Внимание! Не ошибитесь! Главная трудность при написании подобного.

Внимание! Не ошибитесь!

Главная трудность при написании подобного сочинения – разобраться в смысле высказывания на лингвистическую тему и понять, какие примеры нужно искать в тексте. Допустим, в высказывании автор говорит о грамматике (синтаксис и морфология), а ученик в качестве аргументов нашел в тексте примеры средств выразительности (эпитет, фразеологизм, метафора и др.). Такие примеры будут считаться ошибочными.
Но в то же время они будут уместны, если в высказывании речь идет о лексике.

Варианты сочинений на лингвистическую тему (черным цветом выделены линг.

Варианты сочинений на лингвистическую тему
(черным цветом выделены лингвистические термины, которые помогают раскрыть смысл высказывания автора; синим – конкретный пример из текста; фраза, в которой указывается роль данного примера, подчеркнута)

III По словам современного лингвиста Н. С. Валгиной, «функции абзаца.

Языковые единицы
Морфология (грамматика)
- Глаголы несовершенного вида прошедшего времени
- Глаголы совершенного вида

- Повелительное и условное наклонения
глагола

- Глаголы в будущем времени

- Служебные слова (предлоги, частицы, союзы)
Роль языковых единиц в тексте

- Подчеркивают будничность, повторяемость действий, о которых повествуется в тексте
- Помогают увидеть, что действия совершаются лишь один раз и в строгой последовательности

- Выражают приказ, необходимость действия или его возможность

- Помогают рассказать о том, что произойдет после предыдущих событий

- Конкретизация, детализация действий

- Указывают на предметы, признаки, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении.

- Служат для связи слов и предложений, для выражения авторского отношения к происходящему

Синтаксис (грамматика) - Однородные члены предложения - Обособленные члены пр.

Синтаксис (грамматика)
- Однородные члены предложения
- Обособленные члены предложения

- Обособленное приложение
- Обособленное определение

- Односоставные неопределенно-личные предложения

- Уточнить мысль, сделать ее ярче, образней

- Оттенить авторское отношение к изображаемому

- Усилить зримость и наглядность изображаемого

- Достоверно описать состояние героев

- Помогают выразить обстоятельственные значения, усилить наглядность изображаемого
- Выражают психофизическое состояние человека, возникающее в результате действия какой-то причины

- В них важен сам факт, событие или действие, а субъект действия остается необозначенным, так как указание на него несущественно

- Помогает дать характеристику героя

- Логические и стилистические функции

- Помогают передать настроение, чувства.

Пунктуация - Восклицательный знак - Многоточие Морфемика - Уменьшительно-л.

Пунктуация
- Восклицательный знак

Морфемика
- Уменьшительно-ласкательные суффиксы

Лексика. Фразеология
- Контекстные антонимы

- Устная речь героя

Средства выразительности
- Эпитеты, сравнения, олицетворение, метафора, фразеологизмы

- Помогают понять эмоциональное состояние автора высказывания, внести значение недоговоренности, незаконченности мысли, вызванной эмоциональным состоянием

- Оттенить авторское отношение к изображаемому
- Изображают явление с различных сторон и выделяют в нем разнообразные свойства и признаки

- Подчеркнуть контраст в изображаемом

- Дать характеристику героя

- Акцентирует внимание на важных деталях в контексте произведения, на накале чувств героев

- Создать художественный образ, усилить зримость, наглядность изображаемого

•Тезис (то есть то, что вы будете
раскрывать в сочинении. В нашем случае
это та фраза, которая предложена вам в
тексте самого задания);
•Аргументация
(те
доказательства,
которые
нужно
привести
в
подтверждение; в нашем случае — опора
на данные текста с указанием номеров
предложений или цитаты);
•Вывод (собственно, итог того, ради чего
писался текст; необходимо обозначить,
что тезис подтверждён примерами).

Структура письменного
ответа
I.Вступление. Ответ на вопрос.
II.Основная часть
Аргумент, пример 1
Аргумент, пример 2
III.Заключение. Обобщение, вывод.

Советы:
— если не уверены в том, что точно можете
правильно поставить все знаки препинания
при цитировании, пишите аргумент своими
словами, а в скобках указывайте номер того
предложения, в котором вы это вычитали;
— следите за точностью логики: сбивов,
перескакиваний, потери нити мысли быть не
должно;
— следите за структурой текста: тезисаргументация-вывод,
никаких
других
вариантов;
— следите за объёмом, объём свыше указанного
рассматривается как избыточный, что не идёт
на пользу автору текста, потому что не
соответствует поставленной задаче.

Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то,
что в нём сформулированы основные требования к сочинению.
При написании сочинения старайтесь их выполнить. В
противном случае с вас снимут баллы.
Задание:
Напишите
сочинение-рассуждение,
раскрывая смысл высказывания К.Паустовского:
"Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего
нельзя было бы передать русским словом".
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из
прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений
или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом
стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать
сочинение Вы можете словами (автора).
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон,
вызывающий, полный непонятной для неё претензии. –(28)И пожалуйста, верните мне все
документы.
(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок,
удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.
(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её,
удивил и обидел.
– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.
– (35)Только пикни у нас.
– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.
– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.
(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала
скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он
раздался, вздохнула с облегчением:
– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.
(43)Делегация молча удалилась. (44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну
Федотовну. (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна
вдруг проговорила:
– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала,
и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб
навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её
души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
(По Б. Васильеву)

11. Инструкция по написанию сочинения

12. Шаг 1. Знакомимся с высказыванием

Шаг 1. Знакомимся с
высказыванием
• Внимательно прочитайте высказывание
о языке.
• Осмыслите его.
• Выделите ключевые слова.

13. Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания

Шаг 2. Определяем основную мысль
высказывания
• Выясните, о каких свойствах языка, о
каких языковых явлениях идёт речь в
высказывании.
Примерные ответы:
• о богатстве, выразительности,
точности русской речи;
• о средствах выражения мыслей;
• о роли в русском языке эпитетов,
метафор, олицетворений, сравнений,
синонимов, антонимов, фразеологизмов и
т.п.;
• о взаимосвязи лексики и грамматики;
• о роли синтаксиса в человеческом
общении;
• о гибкости русской пунктуационной
системы и функциях знаков препинания и
т.д.

14. Шаг 3. Оформляем вступление

Шаг 3. Оформляем вступление
Во вступлении
необходимо:
сформулировать
позицию автора
высказывания;
выразить своё
отношение к ней.
Сформулировать
позицию автора вам
помогут слова и
выражения:
автор анализирует
характеризует
рассуждает
отмечает
доказывает
сравнивает
сопоставляет
противопоставляет
называет
описывает
разбирает
подчёркивает
ссылается на.
останавливается на .
раскрывает содержание
отмечает важность
формулирует
касается
утверждает
считает, что .
и т.д.

15. Вступление


Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что
(как и др.) …
Я считаю, что мысль автора данного текста,
выраженная в выделенном фрагменте, заключается в
том, что …
Автор данного текста привлекает читателя к
размышлению над вопросом.
По моему мнению, в указанном фрагменте выражена
главная мысль текста, которая заключается в
следующем: …
В этом отрывке автор говорит о том, что…
Смысл данного отрывка я понимаю так: …
В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

16. Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:

Для выражения своего отношения к авторской позиции
можно использовать следующие слова:
• действительно
• на самом деле
• не могу не согласиться с автором
высказывания
• я полностью согласен с .
• вынужден согласиться с .
• я разделяю точку зрения автора
высказывания
• я поддерживаю мнение автора
• бесспорно мнение автора о том, что .
• и т.д.

17. Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3 предложений. Можно применить цитирование, например:

Помните, что вступление должно состоять
примерно из 2-3 предложений.
Можно применить цитирование, например:
К.Г.Паустовский
сказал:
"Нет ничего такого в жизни и
в нашем сознании, чего нельзя
было бы передать русским
словом".
Действительно,
слова наиболее точно, ясно и
образно выражают самые
сложные мысли и чувства
людей, всё многообразие
окружающего
мира.

18. Можно обойтись и без цитирования, например:

Можно обойтись и без цитирования, например:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают
тончайшие оттенки
мыслей. Великий русский писатель
К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только
назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли,
чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
или:
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета
во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При
помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое
действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений
русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
или:
В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль
о том, что в богатом русском языке можно найти слова для
выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего
мира человека.

19. Шаг 4. Пишем основную часть

Шаг 4. Пишем основную часть
Основную часть можно начать следующими фразами:
Присмотримся повнимательнее к словам в тексте
. (называем фамилию автора текста)
Обратимся к тексту русского писателя . (фамилия
автора текста)
Докажем эту мысль на примерах из текста.
Попытаемся раскрыть значение тезиса на
примерах, взятых из текста .
Далее приводим примеры, подтверждающие слова
писателя и ваши рассуждения.
Внимательно изучите критерии оценивания
примеров-аргументов:

общие требования к аргументам
таковы:
•примеров должно быть 2;
•примеры должны быть из указанного
текста;
•приводя пример, нужно не
только назвать языковое явление, но и
объяснить его значение и указать роль в
тексте.
.

21. Аргументы

Способы оформления
Указать номера предложений
ИЛИ
использовать цитирование. (Обратить
внимание на точность цитирования)

22. Основная часть

• В основной части следует избегать:
пересказа текста,
изложения сведений, не имеющих прямого
отношения к теме.
• В основной части необходимо продемонстрировать
умение логично, аргументировано и стилистически
грамотно излагать свои мысли.
• В основной части вы должны доказать
справедливость выраженной в тезисе мысли.

23. Как это сделать? Вот некоторые рекомендации:


1. Перечитайте текст несколько раз.
2. Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями
хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея
текста заключается именно в выделенном фрагменте.
3. Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею
своими словами и запишите её на черновике.
4. Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по
вашему мнению, эту идею.
5. Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и
запишите на черновике. Помните, что это должен быть не
пересказ, а рассуждение и анализ текста!

• В основной части вы должны назвать не менее двух аргументов
(или доказательств) и привести минимум по одному примеру на
каждый аргумент.
· Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к …
предложению текста.
• · Проиллюстрировать данный аргумент можно на
примере …. предложения текста.
• · Справедливость этого вывода можно доказать на
примере … предложения.
• · В подтверждение собственных выводов приведу
пример из … предложения прочитанного мною
текста.
• · Предложение № … подтверждает мысль о том,
что … .

25. Несколько слов о СЛОВЕ

• Основной значимой единицей языка является
слово. Слова несут в себе информацию о
предметах, явлениях, действиях, качествах
окружающего человека мира и духовной сферы.
• Слово понадобилось человеку для того, чтобы
дать имя всему, что есть в мире. Каждое слово
имеет свое звучание, буквенную оболочку,
индивидуальное
лексическое
и
типичное
грамматическое значения. Существует несколько
способов толкования слов: подбором синонимов,
толкование,
включающее
в
свой
состав
однокоренные слова, иллюстрация смысла,
рисунок.

26. Функции слова

• Называть предметы,
явления, события,
понятия, признаки,
количество,
обозначать действия.
• Слово выражает
отношение
говорящего к
предмету говорения.
Лексическое
значение
слова
Грамматическое
значение слова

27. Лексические явления для аргументации

лексика с точки зрения стилистической
окраски;
лексика с точки зрения активного и
пассивного запаса (историзмы, архаизмы
и др.);
лексика с точки зрения происхождения;
лексика с точки зрения сферы
употребления (профессионализмы,
жаргонизмы, диалектизмы);
синонимы, антонимы;
фразеологизмы и др.

28. Грамматические явления для аргументации


однородные члены предложения;
вводные слова;
обращения;
обособленные члены предложения;
разные типы сложных предложений
(сложносочинённые,
сложноподчинённые и бессоюзные)

29. Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, име

Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык
очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее
значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической
окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или
говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так,
описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида"
(предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33),
которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное
состояние своей героини(указана роль в тексте).
Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными
возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны.
Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный. Возьмём, к
примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью
уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить
симпатию к героине своего произведения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "вовторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

30. На заметку…

Не в каждом тексте можно обнаружить все
приведенные выше грамматические или
лексические явления. Поэтому проводится
предварительная работа по всему материалу.
В тексте Б. Васильева мною выделены
цветом
примеры для лексических и
грамматических аргументов. Ниже даны
сочинения по тексту с опорой на выделенный
лексический и грамматический материал.

31. Шаг 5. Пишем заключение

Шаг 5. Пишем заключение
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но
другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, .
Итак, .
Следовательно, .
В итоге можно прийти к такому выводу: .
В заключение можно сказать, что .
Мы убеждаемся в том, что .
Обобщая сказанное, .
Из этого следует, что .
и т.д.

32. Например:

Таким образом, приведённые примеры подтверждают
мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно
найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей
и различных оттенков чувств.
или:
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты
играют важную роль в художественном тексте: они
способствуют более полной, точной, яркой и образной
передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.

33. Важно:

сочинение должно иметь не менее 3 –х абзацев:
1 абзац - тезис,
2 абзац – аргументы с примерами,
3 абзац – вывод
Основная часть может состоять более чем из
одного абзаца. Помните, что новый абзац вы
начинаете в том случае, если далее следует
новая мысль, например, новый аргумент.

34. 1. Примерный образец сочинения :

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: русский язык настолько богат,
что при помощи русского слова мы можем назвать не только предметы, но и
всякое действие и состояние. Докажем это на примерах, взятых из текста
Б.Васильева.
Наш язык очень богат синонимами - словами, имеющими общее значение
и различающимися дополнительными оттенками или стилистической
окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они
позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны
Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44),
"разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают
писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными
возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны.
Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный, т.е. образование
новых слов при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из
предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного
суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего
произведения.
Таким образом, приведённые примеры подтверждают
мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова
для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

35. 2. Примерный образец сочинения

36. 3. Примерный образец сочинения

37. Закончите сочинение

Слово – душа языка, его богатство и гордость. Слово –
тончайшее прикосновение к сердцу. Через слово мы
выражаем свои мысли и впитываем новые знания о жизни.
К.Г. Паустовский, на мой взгляд, говорит о единстве
содержания и формы языка. Слово, его лексическое значение
отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет
создать связное высказывание, текст.
Так в … части текста …, нахожу ярчайшую метафору,
придавшую
предложению
особую
выразительность,
эмоциональность. Интересно предложение … и с точки зрения
грамматики. Это сложносочиненное предложение, состоящее
из двух простых. Если в первом – констатируется факт,…. то во
втором – подводится его итог .
Могу уверенно сказать, что прав был замечательный русский
писатель, утверждавший, что нет ничего такого в жизни и
в нашем сознании, чего нельзя было бы передать
русским словом.

Презентация: Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Содержание

Презентация: Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)


Слайд 2

Формулировка задания


Слайд 3

Тематика сочинений на лингвистическую тему

Лексика и грамматика: 3,4,7,8,9,12,13,21,22,23,25,26,27,28,30,31,35 Лексика и фразеология: 3,7,8,12,17,22,23,26,32,35 Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности: 4,11,12,17,18,23,24,26,35 Морфология: 1,14,29 Синтаксис и пунктуация: 2,5,8,15,16,19,20,36 Язык и речь (устная и письменная): 4,6,8,10,21,33,34


Слайд 4

Критерии оценивания


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8

Композиция сочинения-рассуждения

1. Вступление. Тезис Формулировка тезиса (главной мысли, которую необходимо аргументировать). 2. Основная часть. Доказательства Теоретическое рассуждение (как ты понимаешь это высказывание), подкреплённое двумя примерами. 3. Заключение. Вывод Каждая часть сочинения пишется с красной строки.


Слайд 9

Теоретические рассуждения Тезис Вывод 2 примера


Слайд 10

Вступление


Слайд 11

Переход к рассуждению

Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише: Попробуем разобраться в смысле этих слов. Я согласен с этим высказыванием. Как можно понять это высказывание? Попробуем объяснить данное утверждение. Это высказывание я понимаю так. Что имел в виду писатель (учёный)?


Слайд 12

Основная часть

В основной части нужно объяснить, как вы понимаете слова автора цитаты привести примеры, соответствующие теоретическому рассуждению и иллюстрирующие языковые явления


Слайд 13

Примеры

необходимо привести 2 примера; примеры должны быть из указанного текста; примеры должны соответствовать рассуждению на теоретическом уровне; необходимо указать роль примеров в тексте


Слайд 14

Включение примеров

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере … предложения текста. Пример этого языкового явления можно найти в предложении . Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения. В подтверждение приведу пример из … предложения текста. Рассмотрим … предложение. Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста. Предложение … подтверждает мысль о том, что … .


Слайд 15

Заключение (вывод)

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам. Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом или клише мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.


Слайд 16


Слайд 17

Алгоритм написания сочинения-рассуждения

Знакомимся с высказыванием Определяем основную мысль Оформляем вступление Пишем основную часть Пишем заключение Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум три абзаца. А лучше четыре,т.к. вторую часть можно разбить на два абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.


Слайд 18

Практическая работа по написанию сочинения-рассуждения

К. Г. Паустовский:"Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом".


Слайд 19

Пример вступления

С цитированием К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Без цитирования Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания. Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя. В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.


Слайд 20

Общие требования к аргументам

примеров должно быть 2; примеры должны быть из указанного текста; приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.


Слайд 21

Основную часть можно начать следующими фразами:

Присмотримся повнимательнее к словам в тексте . (называем фамилию автора текста) Обратимся к тексту русского писателя . (фамилия автора текста) Докажем эту мысль на примерах из текста. Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста . При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.


Слайд 22

Вспомогательные слова и фразы для заключения - вывода

Таким образом, . Итак, . Следовательно, . В итоге можно прийти к такому выводу: . В заключение можно сказать, что . Мы убеждаемся в том, что . Обобщая сказанное, . Из этого следует, что . и т.д.


Слайд 23

Пример заключения

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств. Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.


Слайд 24

Композиция сочинения-рассуждения

1. Вступление. Тезис Формулировка тезиса (главной мысли, которую необходимо аргументировать). 2. Основная часть. Доказательства Теоретическое рассуждение (как ты понимаешь это высказывание), подкреплённое двумя примерами. 3. Заключение. Вывод Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум три абзаца. А лучше четыре,т.к. вторую часть можно разбить на два абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.

Читайте также: