Проблемы экологического воспитания и образования сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Как прекрасен и удивителен окружающий нас мир! Голубое небо, ласковое солнце, раздольные луга, зеленые леса, величественные горы, лазурные воды, неповторимый мир растений и животных. Все создано разумно и удобно для жизни живых существ. Да, природа щедра и бескорыстна. Она даёт человеку для жизни всё- пищу, воду, одежду, топливо, окружает красотой. Но так ли все хорошо в этом мире?

ВложениеРазмер
esse_ekologicheskoe_vospitanie_mladshikh_shkolnikov.doc 33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как прекрасен и удивителен окружающий нас мир! Голубое небо, ласковое солнце, раздольные луга, зеленые леса, величественные горы, лазурные воды, неповторимый мир растений и животных. Все создано разумно и удобно для жизни живых существ. Да, природа щедра и бескорыстна. Она даёт человеку для жизни всё- пищу, воду, одежду, топливо, окружает красотой. Но так ли все хорошо в этом мире?

Беспощадно вырубаются леса, осушаются болота, добываются полезные ископаемые, возделываются земли, строятся города, заводы, фабрики, которые загрязняют водоёмы и атмосферу. Растут горы промышленных и бытовых отходов, ядохимикатов. Люди это делают всё для того, чтобы быть сытыми, в тепле, чтобы было меньше работы и можно было бы беззаботно отдыхать и делать только то, что нравится. Они думают, что так будет всегда, что им всего этого будет достаточно. И ни один человек не задумывается, а в каком состоянии находится наша планета, каково существам, живущим вокруг. Из-за разрушения и загрязнения мест обитания многие виды животных исчезли с лица Земли, а некоторые находятся на грани исчезновения.С каждым годом ресурсы планеты всё больше истощаются, чаще случаются экологические катастрофы, в которых гибнут тысячи жизней. А человечество всё так же движется вперёд, по пути технического прогресса, забывая, что если бы не было природы, то не было бы и самого человека.
А ведь человек – самое развитое среди живых существ на планете Земля. Это лицо, наделенное достояниями культуры: духовной, нравственной, материальной, культуры взаимоотношений и экологии. Экологическая культура есть одной из составных общечеловеческих отношений человека и окружающей среды.

Так зачем же своими руками уничтожать тот мир, в котором живёшь? Что же нужно для того, чтобы достигнуть высокого качества жизни и начать подниматься по ступенькам новой цивилизации? Необходима массовая экологическая культура. Сразу и в один миг, конечно, невозможно изменить мышление миллиардов людей. Поэтому проблема "правильного" восприятия природы, равно как и "экологической культуры" выходит в настоящий момент на передний план. Путь к её формированию – это дальнейшее развитие экологического образования, где важное место для этого отводится школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.

В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам

составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. К числу важнейших понятий, обязательных для экологического образования школьников, принадлежит понятие человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений. При изучении вопросов, связанных с человеком, его здоровьем, отдыхом и трудом, учащиеся подводятся к мысли, что для его нормальной жизни нужны благоприятные природные условия, которые нужно сохранять и умножать. Содержание нравственных норм и правил поведения человека в природном окружении раскрываются перед детьми постепенно, по мере изучения охраны конкретных объектов природы.

Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.

Но только экологического воспитания в стенах учебного заведения недостаточно. Ребенок должен видеть бережное отношение и уважение к природе со стороны родителей и государства. На родительских собраниях в беседах с родителями я напоминаю о правилах поведения в местах отдыха на природе. Советую чаще им бывать в лесу в выходные дни с целью наблюдения за окружающей природой, изготовление поделок, ведь детям интересно творчество из природного материала.

Любовь к природе тесно связана с культурой поведения, которой так не хватает большинству нашим гражданам. Достаточно обратить внимание на свалку мусора возле баков или приехать отдохнуть на речку и взглянуть на кострища с бутылками вокруг, как сразу становится ясно, как далеки мы ещё от решения данной проблемы.

Экологическое воспитание является приоритетным направлением в развитии современной школы. Главная цель формирование экологической культуры. Особое внимание уделяется практической природоохранной деятельности. Экологическое воспитание необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.

Проблемы экологического воспитания и образования

и пути их решения

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно, относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо со школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано:

  • необходимостью повышения экологической культуры человека;
  • необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;
  • необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;
  • необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;
  • низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;
  • недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.

Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, то есть совокупности экологически развитых сознания, эмоционально — чувственной деятельности сфер личности.

Формирование у будущих поколений основ экологического сознания становится важным показателем жизнеспособности общества, его динамичного продвижения в решении насущных проблем современности. (Маркитанова, 2012)

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.

Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования. Осуществляется оно в тесной взаимосвязи учебной деятельности внеклассной и внешкольной работы, включающих в себя систему уроков, внеурочных практических и познавательных занятий.

Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания, обучающихся очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, городе, районе. Это особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. В рамках экологического просвещения наша школа сотрудничает с Висимским биосферным заповедником. Сотрудники Висимского заповедника проводят лекции и экологические беседы в классах. Учащиеся активно участвуют в акциях и конкурсах, проводимых заповедником, которые учат бережному отношению к окружающей среде, животному и растительному миру родного края.

В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшем более углубленном изучении проблемы экологического воспитания школьников, так как при проведении такой работы решаются следующие задачи:

  1. развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях с природой;
  2. эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;
  3. формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.

Экологическое воспитание необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы. Таким образом, разнообразие форм экологического образования создает условия для формирования инициативной, компетентной и деятельной личности с развитым чувством долга перед людьми и собственной совестью за состоянием окружающей природной среды.

Экологическое воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач в данный момент. Это трудная, но интересная работа. Возможностей здесь много. Результат такой работы — благодарность родителей и желание детей сделать свою школу, улицу, город, Родину чистой и красивой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Экологическая культура воспитания

Под экологической культурой воспитания я понимаю, прежде всего, воспитание в детях человечности, доброты, бережного, ответственного и неравнодушного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для дальнейшей полноценной жизни и рационального природопользования. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Поэтому прививать экологическую культуру надо с раннего возраста. Научить ребенка думать не только о себе, но и об окружающем мире непросто. Эта проблема особенно актуальна в наше время.

Именно в детстве формируется мировоззрение, значит, именно мы (педагоги) можем изменить взгляд общества на проблему, наметить пути её решения. В младшем возрасте усвоение экологических знаний наиболее продуктивно, потому что малыш воспринимает природу очень эмоционально, как что-то живое, получает основы систематических знаний, основы экологической культуры, которые включают элементарные сведения о биосфере (живая, неживая природа, растения, животные, человек). Особое внимание в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого зависит будущее биосферы. Здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Дальнейшее отношение детей к окружающему миру, к матери - природе во многом будет зависеть от осознания ее ценности, неповторимости, уникальности, насколько глубоко будет в школьнике воспитание бережного отношения, желания защищать, улучшать и облагораживать окружающую среду. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы проявятся позже и не останутся незамеченными. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Экологическая культура позволяет подрастающему поколению ощутить свою значимость, взрослость, способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, создавать прекрасное, приносить радость окружающим.

Человек над природой никакой не властелин и не царь. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться восторгаться вдвойне гармонией, красотой природы, неисчерпаемостью ее тайн. Она вечна, тогда как человеческая жизнь – всего лишь миг, мгновения.

В.А Сухомлинский считал, что духовно-обеднёнными, остаются дети, которые покидают школу, так и не узнав родного края. Они пойдут по жизни со своим, может быть хорошим умением находить приставки, суффиксы, решать задачки и вычислять, но всегда будут ограничены узким кругозором.

Становишься безмерно счастливой, когда видишь, как после уборки урожая моркови и свеклы, ими же посаженной, очередного похода в излюбленное место на берегу реки Кирпички, трудового десанта по уборке школьного двора от осеннего листопада начинают светится радостью глаза моих ребятишек от соприкосновения с таинствами природы. И понимаешь, что именно в природе происходит воспитание человека. Природой все проверяется!

Жить в гармонии с природой, значит, жить в гармонии с собой – это и есть счастье.

Гост

ГОСТ

Цель и задачи экологического воспитания

Человек является частью природы, он неразрывно с ней связан на протяжении всей своей жизнедеятельности. В настоящее время вопросы эффективного взаимодействия человека и природы приобрели особую значимость. Связано это в первую очередь с теми экологическими проблемами, которые стоят перед человечеством. Если в ближайшее время люди не начнут относиться к окружающей среде бережно, то они погубят не только природу, но и себя. Для того, чтобы предотвратить возникшую угрозу в первую очередь необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность у детей, начиная с дошкольного возраста, так как знания, приобретенные в этот период далее могут быть преобразованы в прочные убеждения.

Актуальность проблем экологического воспитания детей заключается в следующем:

  • необходимость повышения экологической культуры общества;
  • необходимость сохранения и совершенствования условий жизнедеятельности на земле;
  • необходимость решения проблем, обусловленных уменьшением жизненного пространства, в расчете на одного человека;
  • необходимость восстановления, сохранения и последующего рационального использования природных ресурсов, а также реализация деятельности по их приумножению;
  • необходимость осознания существующих экологических проблем, значимых не только в рамках государства, но и для себя лично;
  • необходимость повышения у человека потребности в личном участии в природоохранной деятельности.

Главная цель экологического воспитания – формирование у детей экологической культуры на уровне сознания и эмоционально-чувственной деятельности личности.

На основании поставленной цели экологического воспитания, выделяют две приоритетные задачи, стоящие перед современными образовательными организациями:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Изучение и исследование окружающей среды
  2. Воспитание заботливого отношения к окружающей природе, принятие разумных решений по ее защите и охране.

Актуальные проблемы экологического воспитания

В настоящее время перед системой экологического воспитания стоит ряд проблем.

Проблема изменения системы ценностей и коррекции мировоззрения. Данная проблема обусловлена тем, что довольно часто педагоги образовательных организаций сталкиваются с тем, что у ребенка искажено представление о значимости окружающей среды в жизни каждого человека. В этом случае требуется перестроить сознание ребенка, для последующего эффективного формирования экологической культуры.

Проблема установления границ допустимости преобразования природы в интересах общества. Педагог должен помочь каждому ребенку выработать определение той допустимой меры преобразования окружающей природы, сформировать нормативы поведения, соблюдение которых будет способствовать дальнейшему существованию человечества на планете.

Проблема осознания неотвратимости наказания при совершении экологических правонарушений. Данная проблема состоит в том, что не все дети в полной мере осознают значимость разумного взаимоотношения общества с природой. У большинства детей в сознании экологические проступки не являются чем-то серьезным и наказуемым. Необходимо знакомить с экологическими законами, которые пронизывают все хозяйственную деятельность человечества и лежат в основе ресурсосберегающих технологий. Следует донести до детей, что только соблюдение экологического законодательства является залогом дальнейшего процветания планеты.

Проблема актуальности предоставляемых экологических знаний и реальных потребностей современного общества в знаниях и личностных качеств детей. Данная проблема состоит в том, что в процессе экологического воспитания педагог должен не просто передать детям определенные знания о природе, окружающей среде, экологии и т.д., а сформировать у них определенные экологические компетенции и качества. Эффективность экологического воспитания определяется наличием у ребенка таких качеств и компетенция, как умение мыслить критически, находить альтернативные варианты решения проблем, нести ответственность за собственные действия, адаптироваться в реальных условиях и т.д. Кроме того предполагается, что у каждого ребенка должно быть сформировано стремление и умение самостоятельно находить необходимую информацию и применять ее по назначению.

Таким образом, экологическое воспитание связано с множеством проблем по формированию у детей необходимых экологических знаний, умений, навыков и практического опыта деятельности в разнообразных жизненных ситуациях.

Возможные пути решения проблем экологического воспитания

Решение проблем, стоящих перед экологическим воспитанием детей видится в организации эффективного процесса воспитания, предусматривающего наличие следующего:

  1. Воспитание у детей гуманного отношения к природным объектам и явлениям (связано с нравственным воспитанием).
  2. Формирование системы знаний и представлений в области экологии (связано с интеллектуальным развитием ребенка)
  3. Развитие эстетических чувств, поведения и компетенций. Подразумевает умение видеть и чувствовать красоту окружающей природы, желание ее оберегать и сохранять.
  4. Активное участие детей в разнообразных видах деятельности, связанных с окружающих средой (например, уход за животными в живом уголке, уборка на участке группы и территории школы и т.п.).

Использование данного комплекса способствует не только эффективному экологическому воспитанию детей, но решению тех проблем, которые на сегодняшний день стоят перед ним.

Бережное отношение к природе, возникает в процессе осознания ребенком того, что окружающий его мир уникален и нуждается в заботе и защите. Закрепляется это во время практической деятельности, организуемой взрослыми.

Таким образом, важнейшим условием решения проблем экологического воспитания является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Читайте также: