Сочинение на публицистическую тему 10 класс

Обновлено: 04.07.2024

подготовить учащихся к выполнению части С единого государственного экзамена и научить:

- понимать и раскрывать тему сочинения любого жанра;

-логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения литературным языком в надлежащем стилевом оформлении

научить формулировать и комментировать проблему исходного текста, определять позицию автора текста;

аргументировано высказывать свое собственное отношение к выделенной и прокомментированной проблеме.

-Время пролетело быстро. Вот вы 10-классники. Наступает ответственная пора – это сдача ЕГЭ. Одним из самых сложных заданий на экзамене является написание сочинения – рассуждения. Цель сегодняшнего урока … (слайд)

Обратите внимание на эпиграф к нашему урока:

Сочинение учит думать,

учит понимать жизнь,

учит вчитываться в каждое слово.

Согласны ли вы с утверждением автора?

-Жизнь сложна, и в трудную минуту мне всегда почему – то хочется открыть томик стихов и прочитать.

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

-Кто автор этих строк? (слайд)

-Поэтому вы догадались, что урок русского языка я решила связать с именем Сергея Есенина. Этому человеку, человеку гению, человеку истории посвящено много замечательных строк.

3. Актуализация темы

- О С. Есенине писали многие писатели, литературоведы: Александр Воронский, Николай Браун, Борис Ковынев, Евгений Винокуров и др.

(критик, эссеист, писатель, публицист, прозаик), используя позже их в своём сочинении .

-Сегодня мы познакомимся и проанализируем текст Е. Винокурова о С. Есенине, по которому вы будете создавать своё собственное сочинение.

Е. Винокуров – автор статьи о С. Есенине, известный русский писатель, поэт, участник Вов. Современную литературу невозможно представить без произведений этого публициста.

Один из учёных - философов сказал:

4.Применение знаний и способов деятельности.

- Прежде чем приступить к чтению и анализу текста, вспомните, что включает в себя анализ текста.

Работа по схеме:


б) Анализ текста:

- Определите тему текста-------

- прокомментируйте проблему текста---------

- Для того, чтобы правильно сформулировать ответы, я предлагаю вам использовать разнообразные клише.

-Какова позиция автора?

-Теперь, после знакомства с текстом, определите стиль и тип речи, аргументируя свой ответ.

Работу над текстом можно вести по схеме – она на доске.

-Вы должны её запомнить чтобы, четко отслеживать композиционное построение сочинения.

Мы нашли основную мысль текста, какими аргументами доказывает её автор?

-Проиллюстрируйте каждый довод примерами из текста?

(словарная работа слайд)

- Каким авторским выводом заканчивается текст?

5.Повторение средств выразительности.

- Я думаю, что невозможно отнестись равнодушно к этому тексту. Посредством чего Винокурову удалось образно, ярко, эмоционально сказать о Есенине.

- Какие средства выразительности вы увидели в тексте?

( Подбор средств выразительности) (слайд)

6. Подготовка к письменной работе.

- Вы хорошо справились со всеми заданиями:

проанализировали текст, определили его особенности, поделились своими мыслями.

План сочинения – рассуждения

- Мы обговорили почти все пункты плана, кроме собственного мнения и его аргументации:

1 – из жизненного опыта,

2 – из художественной литературы.

7. Информация о дом.задании

- Написать сочинение – рассуждение по плану;

самостоятельно найти аргументы

(тексты других писателей о Есенине),

(жанр- стансы – посвящение, автор Ольга Уваркина).

- Вот и подошёл к концу урок. Реализуйте свои таланты и способности: интеллектуальные и творческие. Чтобы услышать ваши важные выводы и краткие заключения по уроку, предлагаю составить французские стихи – небольшие по объёму, состоящие из 5 строк.

- Как называются эти стихи?

9. Рефлексия (составление синквейна)

1.В первой строчке тема называется одним словом

2.Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)

3.Третья строчка – это описание действия

4.Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме

5.Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: текст статьи Л.А.Жуховицкого, раздаточный материал, ноутбук.

Орг.момет. Проверка д/з.

Основная часть.

1) Слово учителя.

Задачей сегодняшнего урока является совершенствование навыка написания сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля. Выполнение части С при сдаче ЕГЭ - один из самых сложных этапов. Невозможно хорошо выполнить ту работу, которую ты не умеешь делать. Урок-практикум поможет вам преодолеть психологический барьер, приобрести навык работы в части С.

2) Углубление знаний об особенностях публицистического стиля.

- Назовите известные вам стили речи.

Сочинение-рассуждение относится к публицистическому стилю.

- Каковы отличительные особенности публицистического стиля?

- Укажите языковые особенности публицистического стиля.

(публицистический стиль сочетает в себе книжную и разговорную лексику; преобладающий тип речи – рассуждение с элементами повествования; текст насыщен рядами однородных членов, парцеллированными предложениями; стилистика текста отличается сдержанным пафосом, уместным использованием пословиц, метафор, лаконизмом суждений, строгостью в подборе выразительных средств; автор статьи категоричен в своих умозаключениях, что находит выражение и в подборе лексики, и в синтаксисе – предложения чаще всего утвердительные, парцелляция усиливает значимость аргументации; бескомпромиссность суждений подчеркивает твердую авторскую позицию).

Композиционные части

2. Формулировка проблемы

3. Комментарий к проблеме

4. Формулировка позиции автора по данной проблеме

5. Собственное мнение (согласие / несогласие с автором)

6. Доказательство собственной точки зрения (2 аргумента)

7. Заключение (итоговый вывод)

3) Словарная работа.

Рассуждая на нравственные темы, вспоминая далекое прошлое или наше детство, мы часто употребляем слова реликвия, раритет, ностальгия.

- В рабочих материалах запишите лексическое значение этих слов.

значение:Вещь, хранимая как память о прошлом, и являющаяся предметом поклонения, почитательного отношения.

Раритет – это то, что не теряет своей ценности

4) Практическая работа.

Давайте познакомимся с алгоритмом, который вам поможет освоить этапы работы над сочинением.

Формулировка одной из проблем исходного текста

Комментарии по выбранной проблеме

Формулировка позиции автора

Аргументы "за" или "против" авторской позиции (один – из литературных источников)

– Последовательность этапов обязательно учитывается при написании сочинения и его оценивании. Обратимся к тексту.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ

- Что такое проблема текста? (Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления).

- Что такое комментарий к проблеме? (Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы, анализ постижения авторской логики в раскрытии данной проблемы в тексте).

- Что такое позиция автора? (Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет).

- Каким образом рекомендуется доказывать свою точку зрения? (Привести не менее двух аргументов).

- Что такое аргумент? (Аргумент – суждение-, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли).

- О чём важно помнить, работая над заключением? (Следует помнить о том, что это общий вывод, который обязательно связан с основной проблемой).

Анализ текста.

хочется отправляться в далекие края — желательно видеть красоту каждый

день в собственном доме.

(3) Ради домашней красоты мы идем на денежные жертвы: покупаем

французские обои или турецкий ковер, вешаем чешскую люстру, привозим

из турпоездки разные сувениры. (4) Но вот что огорчительно: испытывая

пламенную любовь к иностранной красоте, мы слишком часто выкидываем

из дома то старье, которое через три-четыре десятка лет станет уже не рухлядью,

а вещью в стиле ретро.

(5) Друг рассказывал: как-то раз знакомые зашли в гости и увидели у него

дома керосиновую лампу и медный самовар, еще дореволюционный.

(6) Кто-то восхищенно причмокнул:

(7) — Ишь ты! (8) Где достал?

(9) А друг постеснялся в ответ сказать правду … (10) Потому что не достал

– нашел вещи на свалке несколько лет назад.

(11) Мы, люди, стареем довольно быстро – не так уж долог человеческий

век. (12) Но нас окружает множество вещей, которые старятся и уходят из

жизни еще быстрее нас. (13) Ну-ка постарайтесь вспомнить вещи вашего

детства, что ушли в историю, и если вернутся оттуда, то лишь в качестве

мудрых и полезных украшений наших квартир.

(14) Я, например, учился писать ручкой с перышком, а чернила носил в

замечательной посудине – чернильнице-невыливайке. (15) Помнится, редкие

счеты. (16) Говорили, что на этом агрегате наши чиновники подсчитывали

даже государственный бюджет.

(17) Когда мы жили в коммуналке, под потолком у нас висел

оранжевый абажур, может, даже шелковый, который вручную смастерила

мама. (18) Абажур был огромным, но невесомым — материал был туго

натянут на обычную проволоку. (19) Он казался нам маленьким домашним

солнышком. (20) И как же уютно становилось в комнате, когда зажигали свет!

(21) А у кого сейчас найдется чудом уцелевшая старинная прялка?

(22) Сколько их нашло свой конец в беленых печках и скромных буржуйках

в морозные российские зимы!

(23) Я назвал предметы не слишком далекой старины мудрыми и

полезными. (24) Вот почему. (25) Нас когда-то в школе учили, что

прошлое страны – это войны, сухопутные и морские сражения, царские

указы, боярские интриги, крестьянские восстания и победные революции.

(26) Отчасти все это верно. (27) Но ведь помимо торжественной

государственной истории была еще иная, не менее значимая история наших

семей — частная жизнь прабабушек и прадедушек. (28) Их ежедневная борьба

за существование. (29) Их бытовая смекалка, реализованная во множестве

привычных для людей того времени вещей.

(30) К сожалению, до нас пока еще не дошла одна важная мысль. (31) И в

наших современных, вполне комфортабельных городских жилищах стоит

хранить вещественную память о наших папах, мамах, дедушках, бабушках и

более далеких предках. (32) О тех людях, которые вопреки всем властям, и

отечественным, и чужеземным, сберегли и передали нам тоненькую свечечку

(По Л. А. Жуховицкому*)

Результаты анализа вы можете использовать при написании комментария к сочинению.

Нахождение проблемы текста.

– Какие, по-вашему, проблемы рассматривает автор текста?

Проблема красивой обстановки в доме.

Проблема отношения к старым домашним вещам.

Вопрос о значимости старых вещей для человека и для общества.

Обращаем внимание учащихся на то, что, выбрав только одну проблему, они должны рассуждать именно о ней, комментировать именно ее и подбирать аргументы по этой проблеме.

Без правильного определения проблемы сочинение не будут оценивать эксперты.

- Как сформулировать проблему?

Внимательно прочитайте текст и подумайте, ради какой идеи тратил усилия автор? Что он хотел сказать?

- Как оформить данный этап в сочинении?

- В тексте рассматривается проблема…

- Проблема, обсуждаемая в тексте,….

Комментарий к проблеме.

- Как прокомментировать проблему?

Комментарий – это не пересказ, не сплошное цитирование. Чтобы прокомментировать текст, вы должны понять, что делает автор, чтобы заставить читателя задуматься.

Автор в тексте может поднимать несколько проблем, но вы должны говорить только об одной.

- Как прокомментируем нашу проблему?

( 1 группа - предложения №12-16, 2 группа - №17-20, 3 группа – 25-29.)

- Что упущено, что лишнего в комментарии?

- Как оформить комментарий к проблеме?

- автор убедительно рассказывает.

- По-моему, злободневность данной проблемы в том…

Нахождение авторской позиции.

Четко сформулируйте (и лучше своими словами) позицию автора и оформите ее отдельным абзацем.

Лучше цитировать не целиком предложения, а частично.

- Где в нашем тексте видна позиция автора?

- Как оформить авторскую позицию?

- Автор приходит к выводу (мысли)…

Аргументация.

Выражение своей позиции можно начать так:

- Продолжая разговор о проблеме, хочу отметить…

- Могу лишь отчасти согласиться…

Начало аргументации может начинаться словами

- одним из ярких примеров…

Рекомендации.

Не отвлекайтесь от сформулированной проблемы: и комментарии, и аргументы должны соответствовать именно этой проблеме

Следите за абзацным членением текста

Избегайте громоздких предложений

Не уверен – не пиши! Заменяйте слова, в значении которых сомневаетесь

Не злоупотребляйте восклицательными предложениями и ответно-вопросной формой в комментариях (не более 2-3 раз)

Проверьте сочинение: тавтология (повтор одного и того же слова в смежных предложениях) – самая распространенная речевая ошибка. Чтобы избежать тавтологии, используйте перифразы.

Используйте синонимические ряды, эпитеты, риторические фигуры речи, фразеологизмы, фигуру умолчания, сравнительные обороты, вводные конструкции, ряды однородных членов – и ваше сочинение станет более выразительным

Пример сочинения.

А сколько истории хранится в портретах, на которых изображены наши деды и прадеды! Будто живые, они смотрят на нас и рассказывают нам о прошлом. А то скрипучее кресло-качалка, на котором любил сидеть дедушка, рассматривая газету или рассказывая нам интересные истории. И стоит только взглянуть на то кресло, как тут же дедушкины рассказы всплывают в памяти яркой картиной.

Картины, кресло – все эти раритеты позволяют нашей истории существовать.

Почти в каждом доме можно найти старинные вещи. И их так часто выбрасывают, потому что они бесполезны в быту. Но все мы забываем о главном: их важное предназначение – хранить в себе историю семьи.

11. Итоги работы.

- Каковы были ваши цели перед занятием и насколько их удалось реализовать?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Прочитайте текст и напишите по нему сочинение.

(По В.Тимофееву)

- Сформулируйте и запишите авторскую позицию и проблему данного текста.

- Подумайте, какие примеры из текста помогают нам понять главную мысль.

- Напишите сочинение в формате ЕГЭ по данному тексту.

Работая над сочинением, можно использовать данный ниже материал.

Структура сочинения и клише

(ФИО) ставит / выдвигает проблему (чего?) ________________

Что (как, почему, зачем, какой, ли) __________? Над этим вопросом размышляет (ФИО).

2. Комментарий 1

Переход и связка

От первой части ко второй необходим логический переход. Если вы здесь же решили обозначить и смысловую связь между первым и вторым комментарием, то можно использовать такие клише:

· Раскрывая проблему, автор противопоставляет…

· Раскрывая проблему, автор сравнивает (сопоставляет)…

· Раскрывая проблему, автор рассказывает о двух (героях, случаях, событиях)…

· Раскрывая проблему, автор размышляет о том… и о том…

Если смысловая связь у вас будет между комментариями, то в этом месте сочинения делайте просто переход от первого абзаца ко второму при помощи такого клише:

· Раскрывая проблему, автор рассказывает (повествует, рассуждает, размышляет, описывает)…

Далее следует сам комментарий. Клише

Чтобы сделать из пересказа комментарий, используйте такие клише:

ФИО (автор, писатель, публицист, он)

НЕ забудьте сделать мини-вывод из первого примера. Клише для мини-вывода:

· Мы видим (понимаем), что (как, насколько, почему, для чего)…

3. Комментарий 2

Между второй и третьей частью нужно сделать переход и обозначить смысловую связь (если вы этого не сделали перед первым комментарием). Можно воспользоваться такими фразами:

· Формулируем вопрос и дальше пишем: "На этот вопрос дает ответ автор. Он считает, что…"

· Эти события (это наблюдение, этот факт, эта ситуация) заставляют автора задуматься о… (наталкивает автора на размышления о…);

· Совсем по-другому поступает (ведет себя)…

Далее снова следует сам комментарий и мини-вывод. Клише для них такие же, как для первого (повторяться не буду).

4. Смысловая связь

Комментируем смысловую связь между примерами. Можно это сделать таким образом:

· Оба приведенные мною примера свидетельствуют о том, что…

· Оба примера позволяют автору раскрыть тему… и привлечь внимание читателя к важной проблеме…

· Это противопоставление (сравнение) помогает нам понять.

5. Авторская позиция

Автор (писатель, публицист или ФИО) считает, что…

Авторская позиция такова: …

6. Собственная позиция

Нельзя не согласиться с этой позицией, так как ____.

Я разделяю точку зрения автора, поскольку _____.

Далее необходимо обосновать свое мнение. Это можно сделать двумя способами: привести конкретный пример или продолжить развивать мысль автора своими размышлениями.

Клише для конкретного примера:

Приведу пример из жизни (книги, кино). Краткое описание ситуации. Анализ ситуации. Мини-вывод.

Возможные направления для собственного размышления:

Вопрос – ответ на него.

Завершая свое рассуждение, отмечу: _____.

Возможные направления для вывода: надо; следует; нельзя; было бы хорошо, если бы … ; нам надо задуматься о … ; каждый из нас может … .

В чем причина того, что в богатой природными ресурсами и обладающей интеллектуальным потенциалом стране большая часть населения прозябает в бедности? Именно этот вопрос волнует публициста В.Тимофеева.

Размышляя над проблемой, автор говорит о равнодушии, невнимании, пренебрежении к человеку, существующему в нашей стране. Такое положение вещей он называет “страшной социальной болезнью”, и ее симптомы - “неработающие лифты, перемороженные дома, закрытые двери”, равнодушие - повсюду. Тимофеев сетует на то, что о человеке не думают ни когда строят дома, ни когда запускают очередную ракету. Человек нужен “ в качестве некой полезной функции”. К сожалению, мысли автора реалистичны. Действительно, с нуждами и интересами рядового человека у нас не принято считаться.

Развивая свою мысль, писатель показывает следствие такого отношения: “. и человек перестает заботиться об окружающих, и ему нет дела до того, кто живет рядом с ним…”. Мы понимаем, что в подобной ситуации срабатывает принцип “бумеранга”: как ты ко мне, так и я к тебе. Не ощущая своей нужности, значимости, человек превращается в равнодушного, пассивного созерцателя.

Таким образом, в первом примере-иллюстрации из текста показана причина, вызвавшая недоверие и равнодушное отношение человека к стране, в которой он живет. Понимая, что те, кто должен заботиться о нуждах и проблемах своих граждан, этого не делают, что в любой момент тебя могут обвинить в том, в чем ты не виновен, что принцип “кто сильнее, тот и прав” во многом определяет образ жизни, человек теряет веру во все хорошее. Он начинает думать, что подлость, обман, равнодушие, презрение к слабому - это норма.

Позиция автора обозначена четко: причина бедности населения в неуважении к человеку. “Надо сделать человека высшей ценностью”, - считает В.Тимофеев.Трудно с этим не согласиться. Действительно, когда самый незаметный человек увидит, что все, что делается вокруг, делается с мыслью о нем, когда отношение к нему станет человеческим, тогда и он повернется лицом к родному государству и будет трудиться на благо тех, кто находится рядом. И как мне кажется, начинать надо с себя. Мы всё думаем: “А что я один могу?” Можем! Вспомните героя романа Б.Васильева “Не стреляйте белых лебедей!” Егора Полушкина. Он всегда относился к делу с душой, чтобы не стыдно было перед людьми, чтобы окружающие радовались, глядя на его работу. “Для людей ведь”, - говорил Егор и получал необычайное наслаждение, если удавалось сделать приятное человеку.

Завершая свое рассуждение, отмечу, что жизнь наша изменится к лучшему только тогда, когда лозунг “Все во имя человека, все для блага человека” перестанет восприниматься нами как лозунг, а станет нормой жизни.

Изображение 184. Напишите сочинение в публицистическом стиле на одну из тем:1) Что значит найти себя.Что значит найти себя? Наверное, этот вопрос задавал себе каждый человек.

Сейчас старость не так уважаема, как, например, в прошлом столетии. Многие люди враждебно относятся к пожилым людям.

Роман посвящен как проблемам взаимоотношений между разными поколениями, так и разными сословиями. Старому поколению противопоставляется молодое.

Со своей лучшей подругой я познакомилась в танцевальном кружке. Нам тогда было лет по пять, не больше. Вначале она не произвела на меня какого-либо.

Речевой этикет выражает человеческие отношения, передает и наши представления о них. Типичные знаки этикета – формулы вежливости – формулы приветствия.

Полученные результаты помогут лучше разобраться в себе, в своих желаниях и способностях. И уже исходя из них смотреть, какая деятельность и образ жизни будут для тебя ближе, где ты можешь реализовать свои способности и таланты.

Невозможность успеть все, прочитать все книги, посмотреть все фильмы, прослушать все лекции. Поэтому нужно искать себя. Ведь только найдя себя можно стать по-настоящему счастливым.

В чем смысл жизни? Для чего жить и как именно? Ответы на эти вопросы ищут философы вот уже не одно столетие. Выбор между спокойной, но, вероятно, не особо богатой жизнью, и богатой, но не всегда спокойной, стоит перед каждым человеком.

Если посмотреть вглубь вопроса, то выяснится, что оба они тесно связаны между собой. Выбирая как жить, мы прежде всего руководствуемся тем, что мы хотим от своей жизни, какие цели ставим перед собой. А постановка жизненных целей напрямую связана с вопросом, для чего жить.

Если человек выбирает цель – стать актером или же заняться научной деятельностью, то априори он должен быть готов и к тому образу жизни, который необходим для выбранной деятельности. Или же можно выбрать предпочтительный для себя образ жизни и искать деятельность, которая была бы возможна при нем.

Мне кажется, что нельзя разделять понятие образа жизни и ее цели. Однако что ставить во главу угла, что предпочтительный – выбирать самому человеку.

Труд является основой всей деятельности человека. Благодаря труду человек может удовлетворить свои потребности и желания.

На протяжении столетий человеческой истории именно труд помогал человеку выживать и развивать свою цивилизацию. Однако с развитием технологий приоритеты начинаются меняться. И в современном мире мы можем наблюдать такую ситуацию, при которой значительная доля людей занимается абсолютно бесполезным трудом, который уже давно автоматизирован. Является ли такой труд потребностью? Да, поскольку за свою работу человек получает деньги, которые необходимы для комфортной жизни в обществе. Однако имеет ли она значение в современном мире? Вряд ли.

Работа современного человека, особенно если он трудится в офисе, состоит по большей части в зависаниях в соцсетях и перекладывании бумажек. А ведь вся эта работа уже давно может быть автоматизирована.

Потребностью труд может выступать лишь тогда, когда человеку нравится то, что он делает. Он горит своим делом. Если же труд вынужденный, то это уже не потребность, а рабство.

Человек – сложноорганизованное существо. Его жизнь состоит из синтеза биологических, социальных и духовных потребностей. Каждые из них требует своей реализации.

Биологические потребности – это такие потребности, без которых невозможно функционирование живого организма. Проще говоря, это потребность в сне, еде и безопасности. Только полноценно закрыв эти потребности человек может думать о каких-либо еще материях.

Социальные потребности в какой-то мере также являются жизненно необходимыми. Постоянно общаясь с другими людьми, находясь в обществе, человек способен развиваться как физически, так и умственно. Ведь дети, выросшие вдали от общества, практически не могут в полной мере встроиться в него. Т.е. социальной коммуникации невозможно обучиться, а значит, она стоит наравне с биологией человека.

Однако есть еще один пласт в жизни людей, который не менее важен, чем два предыдущих. Это т.н. духовные потребности. Удовлетворив свои биологические потребности личность необходима потребность в самовыражении. Удовлетворить ее можно только путем постоянно развития и учебы. Для комфортного существования человеку нужен постоянные рост. Именно поэтому люди, вся жизнь которых построена только на удовлетворении потребностей в отдыхе или еде, редко достигают каких-либо высот.

Именно благодаря полноценному удовлетворению своих духовных потребностей человек может стать личностью, индивидуальностью.

Человек – существо социальное. Всю свою жизнь, с самого рождения, мы проводим в социуме. Сначала в детском саду, потом школа, институт, работа. Однако даже за пределами общественных институтов общество вокруг нас никуда не пропадает. Мы постоянно находимся в социуме.

Человек – существо социальное. Будучи отрезанным от мира, ты уже никогда не сможешь встроиться в его систему. Особенно сейчас, в эпоху информации, любое выпадание из общественной жизни, может обернуться невозможностью вернуться в число полноценных членов современного мира.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:
1. Обучающая:
- повторение композиции сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.
- познакомить с точкой зрения автора текста на поставленную им проблему.
- сформулировать авторскую позицию.
- раскрыть содержание понятия аргумент.
- сформулировать у учащихся собственный взгляд, создать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов автора или опровергающих их.
- использовать изобразительно – выразительные средства речи при создании сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ.

2. Развивающая:
- развивать речевую культуру учащихся;
- развивать творческие способности учащихся и умение строить монологические высказывания на публицистическую тему

3. Воспитывающая:
- способствовать духовному становлению личности, формированию ее эстетического вкуса
- воспитание любви к родному краю.

Цели урока:
1. Обучающая:
- повторение композиции сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.
- познакомить с точкой зрения автора текста на поставленную им проблему.
- сформулировать авторскую позицию.
- раскрыть содержание понятия аргумент.
- сформулировать у учащихся собственный взгляд , создать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов автора или опровергающих их.
- использовать изобразительно – выразительные средства речи при создании сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ.

2. Развивающая:
- развивать речевую культуру учащихся;
- развивать творческие способности учащихся и умение строить монологические высказывания на публицистическую тему

3. Воспитывающая:
- способствовать духовному становлению личности, формированию ее эстетического вкуса
- воспитание любви к родному краю.

Задачи урока :
1. Организация повторения теории написания сочинения-рассуждения путем самовосстановления учащихся предыдущих знаний через систему опорных конспектов-схем.
2. Развитие коммуникативной компетенции учащихся через систему творческих заданий.
3. Развитие культуроведческой компетенции учащихся через интеграцию с уроками искусства.
Тип урока: систематизация и обобщение предметных знаний.
Ход урока:
Какое чудо – восхищаться
в живописи тем,
чем в реальности не восхищаешься.
Эжен Делакруа

II. Формулировка целей урока учащихся.
Обобщение учителем целей урока.
(слайд №1)

-Давайте вспомним, как композиционно должно быть выстроено сочинение-рассуждение.

Тема и проблема

Комментарий проблемы автором

IV. Работа с текстом.

-Перед нами отрывок из произведения К. Г. Паустовского
(Выразительно читает Кудрявцева В.)

Лексическая работа
(Захолустный, самоотверженный, непосредственный)
-Как вы понимаете значение этих слов?
-Как трактуется значение этих слов в словарях?

(Группа ребят работает со словарями)

-Продолжаем работу с текстом. С чего и следует начать?
-Подчеркните предложения, в которых выражена основная мысль

. Ребята уже определили лексическое значение непонятных слов, давайте их послушаем
-А теперь пользуясь памятками, словарями понятий, сформулируйте и напишите начало ваших сочинений.
Группа №1 (проблема текста)

-Какой следующий этап нашей работы?
-Правильно, комментарий. Сформулируйте его. Группа №2
-Что нужно добавить в сочинение?
-Найдите в тексте предложения, выражающие авторскую позицию и прочитайте. Группа №3 (позиция автора)

-О чем мы должны написать в следующем абзаце? Оформите своим мысли. Группа №4 (своя позиция)

-В тексте автор говорит о том, что мы часто не замечаем красоту вокруг. Бежим из дома в школу, из школы-домой. Остановиться некогда, а нужно бы. Давайте полюбуемся зимними пейзажами.
-Каковы ваши впечатления?
-Возвращаемся к работе с текстом
-Какой следующий этап работы?
-Что такое аргумент? Какие бывают аргументы?
Группа №5 (аргументы)

-Художники и поэты более точно чувствуют красоту окружающего мира и передают ее в своих произведениях.

-Можем ли мы взять эти поэтические строки в качестве аргумента?
-А какая мысль этого стихотворения созвучна с нашим текстом? Найдите строки и прочитайте их.
(Ученик читает строки)

VI. В тексте К. Паустовского говорится о никому неизвестных художниках захолустных городов. Наш город хоть и не захолустный, но находится вдали от столицы. Вас познакомит с оренбургской художницей О. В. Нагорной и ее творчеством Окшина К.
-Просмотр слайдов
-Какими вы увидели родной Оренбург на картинах художницы?
(исторические памятники архитектуры и культуры, зимняя природа родного края)
-Можно ли данный материал использовать в качестве аргумента? А еще что можно использовать в качестве аргумента?
Группа №5 (ключевые фразы, клише всем группам)

VII. Фрагменты сочинения, написанного по этому тексту выпускниками прошлого года (1 сочинение)

-Я думаю, что нам есть ещё чему учиться.

-Как вы считаете, достигли мы целей, поставленных в начале урока?
-Что вызывает затруднения?

Читайте также: