Портретный очерк чехова сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Очерк - один из самых интересных жанров. Он существует на стыке журналистики и литературы. К сожалению, большинство школьников и студентов пишут очерки так, как писали бы сочинения или статьи для школьной газеты.

О́черк — одна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Это полухудожественный полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди.

Очерк - одновременно и документально-научное осмысление действительности, и эстетическое освоение мира . Не случайно же очерк сравнивают с художественными произведениями и даже с живописью, подчеркивая: если рассказ - живописная картина, то очерк – графический рисунок или эскиз к картине . Он как бы на грани между документом и обобщенным художественным образом.

Очерк знакомит читателя с новыми, рождающимися формами жизни и ее повседневным ходом, пробуждает общественное мнение и формирует понимание права выдвигать и отстаивать передовые мысли, сочетая объективную оценку действительности с субъективным мнением, сравнениями и параллелями между ними.

Основной признак очерка — писание с натуры.

Существует три главных типа очерка – портретный, проблемный и путевой.

В проблемном очерке в центре внимания стоит какая-то проблема она в очерке может выступать как конфликт, который пытаются разрешить его герои. В проблемном очерке уместны параллели и отступления от темы, анализ проблемы производится больше при помощи художественных средств, чем статистической информации.

Путевой очерк – это описание каких-то событий, происшествий, встреч с людьми , которые происходят во время путешествия автора. Это жанр, позволяющий автору в наибольшей мере проявлять фантазию и литературное мастерство. Главная проблема – это всегда отбор информации, ибо впечатлений в результате поездок обычно бывает много, и задача – отобрать самое интересное и важное. У путевого очерка может быть несколько целей – к примеру, показать, как живут люди в других городах и странах.

Если в очерке присутствуют элементы диалога, то речь героев должна нести отпечаток их социальной среды. (Так, например, беспризорник говорит слово "тётя" и не говорит "женщина"). Автор имеет право корректировать речь, если герои общаются инвективами.

Блестящий публицист Михаил Кольцов в свое время советовал начинающим авторам уделять внимание двум вещам: композиции и языку.

В очерке должны быть затронуты социально важные темы. Автор должен опираться на факты, строить логичные выводы, ясно обозначать свою авторскую позицию.

Прежде чем писать очерк надо набросать его структуру: обозначить социальную проблему, проанализировать, как она решается, связать авторские рассуждения с характерами наиболее ярких персонажей. Начинать очерк можно с художественной зарисовки, с описания места действия, с социологии и статистики. Очерк тем и интересен, что почти не ограничивает фантазию автора и его любопытство.

Нужно избегать сухих казенных фраз и речевых штампов. И читать Антона Чехова и Владимира Гиляровского. Гиляровский - один из блистательных очеркистов и журналистов XIX века.

При подготовке очерка огромную роль играют художественно-изобразительные средства. Сила очеркиста заключается в широком и умелом использовании пейзажа, портрета, диалога, описания, речевых характеристик и др.

Но вам не помогут даже самые красочные и изысканные художественные образы, метафоры и сравнения, если ваш замысел и структура текста выстроены нечетко.

С помощью чего достигается очерковость текста?

Во-первых , документализм. Надо стремится детально представить произошедшее, не упустив ни одной значимой подробности. Но факт сам по себе не важен. Главное, насколько он характерен для публицистической идеи, проблемы очерка.

Во-вторых , предметом очерка становится случай типичный, классический в условиях настоящего времени. То есть случай, ярко характеризующий и иллюстрирующий этап социального развития.

В-третьих , данный типичный случай является проявлением явного или скрытого конфликта (противоречия). Драматизм — присущая черта очерка.

Особое внимание следует уделять языку.

План работы над очерком (пример):

Портретный очерк — это не просто описание человека, это материал, написанный в связи с осознанием какой-либо социально значимой проблемы.

Сформулируйте и опишите в общих чертах проблему, которую вы будете разрабатывать в очерке.

2. Собирательный образ

Если вы просто опишете своего соседа по парте, портретного очерка не получится. Это можно будет назвать описанием или зарисовкой. Ваша задача — увидеть связь образа конкретного человека с собирательным образом современного представителя молодого поколения. На частном показать общее, а на общем — частное.

Выпишите как можно больше характеристик собирательного образа представителя молодого поколения.

Суть очеркового образа есть противоречие. Очерка не выйдет, если вам не удастся увидеть и показать весь драматизм столкновения и сосуществования противоположных качеств.

5. Описание персонажа

Опишите лицо, одежду, движения, мимику своего героя, его манеру держаться, общаться.

6. Черты характера

Выпишите как можно больше черт характера вашего героя: каков он дома, в учебной аудитории, на работе, в неформальной обстановке.

Та или иная ситуация как нельзя лучше характеризует человека. Вспомните случай, когда ваш герой повел себя неожиданным для вас образом.

8. Связки: герой — образ — проблема

Напишите предложение или несколько предложений, которые будут связывать образ вашего героя с собирательным образом и обозначенной проблемой.

Сформулируйте свое отношение к персонажу. Ваша задача — ненавязчиво и будто даже незаметно для читателя передать свою оценку несколькими словами, включенными в текст очерка. Какие это могут быть слова?

Надо уметь придать очерку такой
дидактический характер, который
будит мысль и заставляет читателя
вместе с вами созерцать материал,
внутренне сталкивать его.
Михаил Кольцов

Критерии оценки очерка

1.Есть ли привлекательный уникальный заголовок, отражающий главную мысль очерка? (ЗАГОЛОВОК)

2.Есть ли в очерке уникальная идея - главный абзац, содержащий основную мысль (кульминационную фразу) произведения? (ИДЕЯ)

3.Полно ли представлен образ героя/объект исследования? (ИЗУЧЕННОСТЬ)

4.Показана ли сфера главных интересов героя, где он реализует смысл своей жизни/роль и значимость объекта в социокультурной ситуации современности? (КОМПЕТЕНЦИЯ)

5.Есть ли сенсационная, уникальная информация о герое и его деятельности? Не походит ли очерк на сухое резюме? (НЕСТАНДАРТНОСТЬ)

6.Есть ли ясная композиция, логическая последовательность абзацев? (ЛОГИКА)

7. Этична ли позиция автора? (ЭТИЧНОСТЬ)

8. Владение русским языком

Требования к конкурсанту

Максимальное количество баллов

Знание и понимание теоретического материала

- определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;
- используемые понятия строго соответствуют теме;
- самостоятельность выполнения работы.

Анализ и оценка информации

- грамотно применяет категории анализа;
- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;
- диапазон используемого информационного пространства (использует большое количество различных источников информации);
- дает личную оценку проблеме;

- ясность и четкость изложения;
- логика структурирования доказательств
- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
- приводятся различные точки зрения и их личная оценка

Владение русским языком

Орфографическая и пунктуационная грамотность
Владение нормами русского языка
Словарный запас
Грамматический строй речи
Связанность изложения своих мыслей
Использование средств художественной выразительности
Соответствие стиля жанру
Индивидуальность стиля

Рассказы Чехова неизменно производят фантастическое впечатление. По-разному удивляют, смешат, трогают, но всегда – с невероятной силой. Хочется по множеству раз перечитывать и наслаждаться изумительной красотой чеховского языка.

Именно своим завораживающим слогом Чехов увлёк меня в необыкновенный мир литературы; его умный смех стал прекрасным источником энергии юношеской мысли. После знакомства с произведениями Антона Павловича у меня открылись глаза на мир — с тех пор я проверяю свои слова и поступки, формирую себя в себе с помощью чеховского слова, чеховского чувства, чеховской мысли. Мой Чехов своими величайшими творениями создавал и продолжает создавать из меня Человека искусства, Человека с большой буквы. И поэтому я счастливый Человек!

Ученица 11 класса Гаймана Анастасия

Антон Павлович Чехов — сочинение

Однако в семейной жизни и особенно в коммерческих делах Павел Чехов был менее удачлив. Вопреки настояниям жены, он отдал сыновей в приходскую Цареконстантиновскую школу, откуда детей вскоре пришлось забрать, поскольку никаких знаний они не приобрели. Правда, Антон не блистал и в гимназии, где восьмилетний курс прошел за десять лет, задерживаясь в третьем и пятом классах по два года. Но дело было не в нерадивости. Ему просто некогда было учиться. Мальчик был страшно занят в церковном хоре и отцовской лавке.

В 1876 году Павел Егорович вынужден был признать себя несостоятельным должником и бежать в Москву, куда вскоре перебралась и остальная семья. Антон был вынужден выполнять долговые обязательства отца, продавая оставшиеся вещи, и одновременно зарабатывать на жизнь репетиторством.

Литературные заработки Антона часто оказываются единственным подспорьем в семье, где он вскоре становится главой большого клана. Поэтому не все написанные им вещи одинаково равнозначны в художественном отношении. Он пишет разные по жанру произведения: начинает с пародий, от которых переходит к юмористическим очеркам и сценкам.

Сразу же после поездки на Сахалин Чехов совершает большое заграничное путешествие. Он посещает Европу, а затем отправляется в Гонконг, Сингапур. Возможно, контрастность впечатлений помогла писателю еще глубже прочувствовать проблемы острова Сахалин и России в целом.

Вскоре после поездки, в 1892 году, Чехов перестал заниматься врачебной практикой и купил имение Мелихово под Москвой. Попечитель сельского училища, он на свои средства построил школу, помогал голодающим. Во время эпидемии холеры писатель работал как участковый санитарный врач. Правда, он отказался от любого вознаграждения за этот свой труд, чтобы не связывать себя какими-либо обязательствами. Очевидно, он никак не мог забыть времена своей врачебной практики, когда количество больных в сезон доходило у врача Чехова до тысячи.

В 1901 году Антон Павлович женился на актрисе Московского Художественного театра Ольге Книппер, однако насладиться своим творческим успехом и семейным счастьем ему было не суждено. В связи с обострением туберкулеза состояние его здоровья резко ухудшилось. По совету врачей он отправился на лечение в курортный немецкий городок Баденвейлер. Здесь 2 (15) июля 1904 года Антон Павлович Чехов скоропостижно скончался.

В истории мировой культуры Антон Павлович Чехов остался как мастер короткого рассказа и нового типа пьесы — трагикомедии. Его умение найти точную художественную деталь, талант отражения тончайших душевных переживаний героев снискали ему известность во многих странах мира.

Творчество Чехова представляет собой уникальное явление в истории русской литературы, потому что сочетает в себе добрый и грустный юмор, постановку вечных для человечества проблем, мягкую педагогичность и порой ноты трагизма.

Детство и юность А.П. Чехова. Первые шаги в творчестве

Будущий русский писатель и драматург родился в городе Таганроге в январе 1860 года. Его отец занимался купечеством, держал маленькую лавочку, в которой можно было купить все: начиная от продуктов до предметов быта.

Семья была многодетной. Позже Чехов признавался, что детство его сложилось трудно: вместе с братьями и сестрами он помогал отцу, поэтому совмещал работу и учебу. На детские игры и шалости времени практически не оставалось.

Антон рано начал писать, его первые рассказы и повести появились, когда Чехов был еще учеником гимназии. Юноша мечтал о литературной славе, поэтому посылал свои повести и рассказы в журналы, однако издатели не спешили их публиковать.

Особенности раннего творчества Чехова

Особенности творчества Чехова этого периода как раз и заключаются в создании таких произведений, рассказывающих о быте разных людей, высмеивающих их пороки, но заставляющие читателей обращаться к миру собственной души, видя недостатки и своего поведения.

Творчество Чехова 90-х гг.

Уже став известным русским писателем, чье произведения публиковались в ведущих литературных журналах того времени, Чехов отправляется в путешествие по России. В 1890 году писатель посещает Сибирь и доезжает даже до острова Сахалин, который в те времена был наиболее известным в империи местом каторги и ссылок.

Всего в этот период творчества Чехова писателем было написано около 150 произведений, многие из которых вошли в сокровищницу русской литературы.

Драматические произведения

Во многом благодаря творчеству Чехова и многие его талантливым современникам, актерам и режиссерам, удалось родить новый жанр особой психолого-ориентированной русской драматургии.

Последние годы жизни писателя

Писатель оставил своим современникам и потомкам много замечательных произведений, которые никогда не устареют, потому что они описывают человеческую жизнь со всеми ее взлетами, падениями, достоинствами и недостатками.

Эта статья о жизни и творчестве Чехова кратко передает нам все основные вехи его творческой биографии. Она пригодится учащимся 10 классов при подготовке к уроку или написании сочинения по творчеству Чехова.

Помимо описаний своей трудной и суровой жизни, у Горького есть еще много такого, что стоит рассказать. Великий русский писатель как-никак "варился" среди литераторов и общественных деятелей своей эпохи. Писатель много путешествовал по России и миру, много общался, пытался своими глазами уловить больше красок, больше впечатлений, больше мнений. Все что он видел, слышал, знал — и стало основой его творчества.

У любого большого писателя есть как бы два жизненных этапа. В первом, пока еще молод и любознателен, писатель собирает материал для своих будущих произведений. Во втором, если писателю улыбнулось счастье стать известным и заработать денег, он может позволить себе всерьез и надолго сесть за письменный стол, дабы извлечь то, что собиралось всю жизнь. Так идет работа с накопленным материалом.

"Литературные портреты" Горького — одна из подобных работ. Он пишет об известных людях, с которыми так или иначе сводила его судьба — с кем-то лишь эпизодически, с кем-то неоднократно. Но вполне выверено, своим "незамыленным" глазом художника, Горький набрасывает как внутренний, так и внешний портрет своих героев. А герои его в этом сборнике: Чехов, Толстой, Короленко, Блок, Ленин, Гарин-Михайловский, Савва Морозов и даже — Муссолини. Преподавателю русской литературы без этого сборника вообще никуда, ибо только Горький может так живо, так глубоко сказать о человеке, что у вас возникает ощущение, будто вы и сами общались с тем же Чеховым буквально вчера вечером.

Вначале своего литературного очерка о Чехове, Горький описывает, как Антон Чехов ведет с ним беседу о нуждах и проблемах русских учителей. Потом уже, Горький неоднократно видит в гостях у писателя уездных учителей, которые вначале пытаются говорить с Чеховым "мудрено", но проникаясь простотой и добротой Чехова, отбрасывают умный и официальный тон, общаясь с ним просто и по-дружески.

. Всю жизнь А. Чехов прожил на средства своей души, всегда он был самим собой, был внутренно свободен и никогда не считался с тем, что одни — ожидали от Антона Чехова, другие, более грубые, требовали.

. Красиво простой, он любил все простое, настоящее, искреннее, и у него была своеобразная манера опрощать людей.

А вот, что говорит Чехов, после напряженной дискуссии с молодым прокурором:

. Он обладал искусством всюду находить и оттенять пошлость, -- искусством, которое доступно только человеку высоких требований к жизни, которое создается лишь горячим желанием видеть людей простыми, красивыми, гармоничными. Пошлость всегда находила в нем жестокого и острого судью.

. Порою же казалось мне, что в его отношении к людям было чувство какой-то безнадежности, близкое к холодному, тихому отчаянию.

— Странное существо — русский человек! — сказал он однажды. — В нем, как в решете, ничего не задерживается. В юности он наполняет душу всем, что под руку попало, а после тридцати лет в нем остается какой-то серый хлам. Чтобы хорошо жить, по-человечески — надо же работать! Работать, с любовью, с верой. А у нас не умеют этого. Архитектор, выстроив два-три приличных дома, садится играть в карты, играет всю жизнь или же торчит за кулисами театра. Доктор, если он имеет практику, перестает следить за наукой, ничего кроме "Новостей терапии", не читает и в сорок лет серьезно убежден, что все болезни — простудного происхождения. Я не встречал ни одного чиновника, который хоть немножко понимал бы значение своей работы: обыкновенно он сидит в столице или губернском городе, сочиняет бумаги и посылает их в Змиев и Сморгонь для исполнения. А кого эти бумаги лишат свободы движения в Змиеве и Сморгони, - об этом чиновник думает так же мало, как атеист о мучениях ада. Сделав себе имя удачной защитой, адвокат уже перестает заботиться о защите правды, а защищает только право собственности, играет на скачках, ест устриц и изображает собой тонкого знатока всех искусств. Актер, сыгравши сносно две-три роли, уже не учит больше ролей, а надевает цилиндр и думает, что он гений. Вся Россия — страна каких-то жадных и ленивых людей: они ужасно много едят, пьют, любят спать днем и во сне храпят. Женятся они для порядка в доме, а любовниц заводят для престижа в обществе. Психология у них — собачья: бьют их — они тихонько повизгивают и прячутся по своим конурам, ласкают — они ложатся на спину, лапки кверху и виляют хвостиками.

Тоскливое и холодное презрение звучало в этих словах. Но, презирая, он сожалел, и когда, бывало, при нем ругнешь кого-нибудь, Антон Павлович сейчас же вступится:

Антон Павлович Чехов является одним из самых знаменитых и талантливых драматургов в мире. Удивительно именно то, что этот уникальный человек, создавший около 900 самых различных произведений, по профессии был врачом.

О стиле и языке

Особенности рассказов Чехова

Иными по тону представляются рассказы 1890 годов. Преобладают в них скепсис, грусть, сожаление писателя, они во многом философичны. Иная поэтика у поздних произведений Чехова, выражается она в жанровом определении этих творений как сатирических рассказов.

На самом деле внешне простые произведения являются сложными, в них остается ощущение неисчерпанности, недоговоренности. Авторская позиция в них не подчеркивается. Тон повествования обычно — лирическая ирония. С грустной усмешкой писатель вглядывается в человека, напоминает о прекрасной, идеальной жизни, такой, какой она быть должна. Главное для Чехова — пробуждение у читателей нравственного сознания, а вовсе не навязывание своих представлений о мире и человеке, литературе, жизни.

О композиции



Антон Чехов у Льва Толстого. Крым. Фотография: anton-chehov.info

Другая, характерная для Чехова, форма — повесть. Однако и он сам освоил этот жанр не без труда.

Переезд в Мелихово

О героях

Хронотоп в чеховской драме

Антон Павлович расширил понятие хронотопа (пространство и время), свойственное классической отечественной литературе 19 века. В произведениях его предшественников в центре оказывалась в основном дворянская усадьба, крестьянская и дворянская Россия. А Чехов ввел в произведения образ городского человека с соответствующим ему урбанистическим мироощущением. Хронотоп Антона Павловича — это хронотоп города. Имеется в виду не социальное положение, не география, а психология, ощущения городского человека.

Выработал Чехов и собственную концепцию изображения человека и жизни — принципиально негероическую, будничную. В произведениях нет острых конфликтов, борьбы, столкновений. Порой кажется, что ничего в них не происходит. Движение идет не от одного события к другому, а от настроения к настроению.

Язык пьес многозначен, мелодичен, поэтичен, символичен, что требовалось для создания общего ощущения подтекста, общего настроения.

Об авторской позиции и сюжетах

Драматические произведения

Во многом благодаря творчеству Чехова и многие его талантливым современникам, актерам и режиссерам, удалось родить новый жанр особой психолого-ориентированной русской драматургии.

О писательском ремесле

Автор: Олег Зиновьев

Переезд в Москву

Ванька – девятилетний сирота, которого отдали на обучение к сапожнику в Москву. Ребенку живется несладко, он скучает по дедушке, по жизни в деревне. Накануне Рождества Ванька пишет письмо своему дедушке, жалуясь на тяжелую жизнь, голод и непосильный труд. Ему горько терпеть побои и обиды. Воспоминания о жизни в деревне у мальчика очень светлые, наполненные теплом и обаянием детства. Ванька горячо просит дедушку приехать.

рассказы а п чехова


Смотреть галерею

В город Дялиж приезжает земский врач Дмитрий Ионович Старцев. Он знакомится с образцовой семьей Туркиных. Со временем Старцев понимает, что это пустые и неинтересные люди. Однако он влюбляется в дочь Туркиных Екатерину Ивановну. Она мечтает стать выдающейся пианисткой, но автор констатирует ее бездарность. Старцев полон стремлений и надежд на лучшее. Он делает предложение Екатерине Ивановне. Но девушка отвергает его, намереваясь посвятить жизнь искусству. Но ее надеждам на успех и славу не суждено сбыться.

Старцев смиряется с отказом. Постепенно его перестает интересовать все, что не связано с материальными благами. Он деградирует. К своим пациентам Старцев относится безучастно и с раздражением. Он становится безликим, утрачивает имя и фамилию.

юмористические рассказы а п чехова


Смотреть галерею

Неизвестный Чехов

Жизнь и творчество А. П. Чехова на сегодняшний день представляют огромный интерес для всех ценителей литературы. Единственными продолжателями ушедшего рано из жизни автора оказались его произведения. Детей у Чехова не было, все имущество он оставил младшей сестре. Именно благодаря Марии Павловне потом удалось создать музей писателя, в котором нашлось место его личным вещам.

Всю жизнь Антон Павлович старательно скрывал от окружающих собственные переживания. Никто не знал, кого на самом деле он любил или, о чем жалел. Даже тяжелая болезнь не превратила сильного человека в пессимиста или нытика. О всех тяготах он мог поведать лишь своим дневникам, которых много нашлось после смерти Чехова. Оказалось, что многочисленные нападки критиков вызывали у него мысли о добровольном уходе из жизни.

Человек-легенда, новатор и реформатор в русской литературе двадцатого века находил время почти для всего, что его истинно интересовало. Он собирал марки, занимался благотворительностью и стал инициатором возведения памятника Петру Первому в родном Таганроге. В перерывах между работой писатель успевал путешествовать, побывав в самых отдаленных уголках мира за свою короткую жизнь.

Он никогда не искал любви, однажды бежав накануне собственной свадьбы с Зинаидой Эфрос. И только Ольге Книппер удалось убедить мужчину в надобности венчания. Но это не превратило гения в спокойного и уравновешенного человека. Он все так же продолжат метаться, любя создавать неоднозначные ситуации. Антон Павлович обожал говорить нелепицы, наблюдая за реакцией окружающих на них. Писатель никогда не отказывался от возможности дать совет или внести правки в произведения других авторов, считая это зарядкой для ума. При этом критические замечания в собственный адрес переносил болезненно.

Но каким бы ни был писатель, он сумел устроить настоящий переворот в мировой литературе. Творчество писателя А. П. Чехова изучают в школе, экранизируют и ставят на театральных сценах. И пока память об известном литературном гении продолжает жить, его творческий путь нельзя считать оконченным.

Читайте также: