Понять текст это значит сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Экзаменационная работа состоит из трёх частей, состоящих из 9 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.
Приступая к части 3, выберите одно из трёх предложенных заданий (9.1, 9.2 или 9.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.
На экзамене можно пользоваться орфографическим словарём.
(Из инструкции)

С3К1
Толкование значения слова
2 балла ставится в том случае, если экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его.
При оценивании следует учитывать цель и содержание этого речевого действия. Экзаменуемый не обязан в точности воспроизвести словарную статью, его задача – показать, что он понимает значение предложенного для анализа понятия, раскрывает его ценностный смысл, выявляет те семантические оттенки, которые актуализированы в предложенном тексте.
Понятия, заключающие в себе ценностный смысл, зачастую не имеют однозначного толкования, поэтому необходимо учитывать, что экзаменуемый может создавать определения, используя для этого различные способы:
1) классическая дефиниция, когда понятие определяется через родовые и видовые признаки;
2) описание, когда перечисляются свойства и признаки данного понятия;
3) характеристика, когда приводятся наиболее яркие, существенные признаки данного понятия;
4) сравнение, когда данное понятие соотносится с какими-либо понятиями, похожими на него;
5) различение, когда содержание данного понятия определяется указанием на различия в сравнении с другими понятиями.
В любом случае экзаменуемый должен раскрыть содержание понятия, то есть определить его существенные признаки.

Экзаменуемый должен рассмотреть ценностное понятие, содержание которого нельзя раскрыть, если сформулировать только его словарное значение, не поясняя его, не переведя его в поле личностных смыслов. Именно этим объясняется значимость комментария для оценивания по данному критерию.
Комментарий может строиться на развитии различных смысловых линий:
1) раскрытие актуальности рассматриваемой ценности;
2) вычленение в содержательном комплексе понятия наиболее значимого аспекта;
3) анализ смысловой многозначности понятия, адекватной сложной многомерности обозначенного явления действительности;
4) противопоставление (соотнесение) с другими словами для выявления смысловой сущности предложенного понятия.
Независимо от того, какой именно комментарий предложит учащийся, определяющими являются следующие моменты:
1) толкование понятия в русле его реального значения, отражающее личностно окрашенное понимание;
2) содержательная направленность комментария на объяснение предложенного понятия, раскрытие его смысла.
Эти два момента и определяют цель, логику и способы развертывания сочинения.

*ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.


Задание 9 № 13932

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Его поразило и то, что не стало любимой птицы, для которой он привёз из лагеря целую банку мальков, и то, что отец сказал о её смерти вот так прямо и грубо.

(1)В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола, как настоящий кухонный король, красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной. (2)Мама когда-то сама пекла пироги к праздничным дням и вообще даже в будни любила повозиться на кухне. (3)Елена Станиславовна предпочитала полуфабрикаты и готовые обеды.

(4)Колькин отец женился на Елене Станиславовне через три года после смерти мамы.

(5)В дом она пришла не одна: с нею вместе явилась и её дочка Неля.

(6)Неля была младше Кольки, но в доме она сразу сделалась старше, как бы важнее, потому что училась в музыкальной школе. (7)В большой комнате, на самом видном месте, было установлено чёрное блестящее пианино, и оно сразу заполнило собой всю квартиру…

(8)Елена Станиславовна зорко следила за тем, чтобы у Кольки и Нели всего было поровну, но Нелино пианино, её музыкальное будущее не оставляли в доме даже крохотного местечка для Колькиных увлечений. (9)Впрочем, по мнению Елены Станиславовны, увлечения эти пока и не обнаруживались, но, может быть, могли ещё появиться… (10)Лечение птиц в семье серьёзным увлечением не считалось.

(11)Когда Колька появился на пороге, Неля бросилась к своему пианино — и грянул марш. (12)Но она не сумела доиграть до конца…

— (13)Где моя Чёрная Спинка? — крикнул Колька.

(14)Чёрной Спинкой он называл любимую раненую чайку, которую нашёл прошлым летом и всю зиму лечил.

— (15)Она… была на кухне, — ответил отец.

(16)Колька увернулся от объятий отца и выскочил из комнаты. (17)Все трое — отец, Елена Станиславовна и Неля, — переглянувшись, неуверенно двинулись за ним.

(18)В кухне на столе стояла пустая клетка… (19)Эту клетку Колька построил очень давно, с маминой помощью. (20)Внутри клетки, в горшочке с землёй, рос куст, который всегда радостно приветствовал новых обитателей клетки лёгким покачиванием листов и напоминал птицам их родной лес. (21)Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: его, наверное, давно уже никто не поливал. (22)В пустой банке из-под консервов валялось несколько жёлтых зёрен. (23)Дверца клетки была открыта и приглашала всех желающих посмотреть на хаос, царивший внутри.

— (24)Вы давали ей рыбу? — тихо спросил Колька.

— (25)Нет… (26)У нас не было времени возиться с рыбой, — ответил отец. — (27)А вот зёрна…

(28)Колька жаждал задать главный вопрос, но оттягивал его.

— (29)А ногу ей перевязывали?

— (31)Но ведь тут, на кухне, темно, жарко… и пахнет газом. (32)Зачем же вы её… сюда?

— (33)Ты знаешь, Николай… — отец в ответственные минуты всегда называл его так. — (34)Ты знаешь, что Неля нигде летом не отдыхала, что она много занималась, а птица кричала, хлопала крыльями, чем-то там шуршала. (35)Мешала ей…

(36)Неля и правда всё лето была в городе, потому что хотела заниматься с известным профессором.

— (37)Чёрная Спинка, значит, тебе очень мешала? — избегая главного вопроса, спросил Колька у Нели.

— (38)Да, мешала! — звонко, дребезжащим от надвигающегося плача голосом ответила девочка.

— (39)Недаром тебя в школе зовут Писклёй!

— (40)Ещё бы… (41)Ведь я сестра Свистуна! — (42)Глупое прозвище Колька получил именно из-за своей любви к птицам.

— (43)А ты мне не сестра… — выпалил Колька.

— (44)Вот видишь, мама? (45)Ты видишь. — голос Нели становился всё тоньше, словно натянутая струна. (46)Наконец струна лопнула. (47)Неля зарыдала.

(48)До сих пор Елена Станиславовна молчала. (49)В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колиной просьбе, внимательней последить за больной птицей. (50)Она даже хотела признать свою вину, ведь жить одной семьёй — значит разделять или хотя бы принимать интересы членов семьи, бережно относиться к чувствам других и к тому, что так горячо любимо ими. (51)Но последняя Колькина фраза мигом изменила все её намерения.

— (52)Как ты м ожешь так, К оля! (53)Неля видит в тебе с воего брата … (54)И эта Чёрная Спинка действительно мешала ей заниматься!

— (55)Где же она сейчас? — спросил Колька, не слыша ничего, кроме того, что касалось его обожаемой птицы.

(56)Елена Станиславовна опустила голову.

— (57)Она сдохла, — набравшись мужества, ответил отец.

(58)Колька качнулся… (59)Его поразило и то, что не стало любимой птицы, для которой он привёз из лагеря целую банку мальков, и то, что отец сказал о её смерти вот так прямо и грубо.

— (60)Она умерла, а не сдохла. (61)Умерла из-за вас! — крикнул Колька. (62)Он схватил огромную клетку и, спотыкаясь, побрёл во двор.

* Анатолий Георгиевич Алексин (1924 — 2017) — русский советский и израильский писатель, сценарист и драматург.


Задание 6 № 13914

Анализ содержания текста.

1) Елена Станиславовна чувствовала свою вину за гибель птицы, но из-за грубых слов Коли так и не извинилась перед ним.

2) Домашние не решались сразу сообщить Коле плохую новость.

3) Как Коля и поручил, птице перевязывали лапку и кормили рыбой.

4) Приехав, Коля внимательно дослушал марш, который играла Неля, до конца.

5) Пока Коля был в лагере, птица жила в большой комнате, где было много свежего воздуха, необходимого для её выздоровления.

1) Елена Станиславовна чувствовала свою вину за гибель птицы, но из-за грубых слов Коли так и не извинилась перед ним. − Подтверждается предложениями 50−51.

2) Домашние не решались сразу сообщить Коле плохую новость. − Подтверждается предложением 57.

3) Как Коля и поручил, птице перевязывали лапку и кормили рыбой. − Противоречит предложениям 25−26.

4) Приехав, Коля внимательно дослушал марш, который играла Неля, до конца. − Противоречит предложению 12.

5) Пока Коля был в лагере, птица жила в большой комнате, где было много свежего воздуха, необходимого для её выздоровления. − Противоречит предложению 31.


Задание 7 № 13915

Анализ средств выразительности.

2) Внутри клетки, в горшочке с землёй, рос куст, который всегда радостно приветствовал новых обитателей клетки лёгким покачиванием листов и напоминал птицам их родной лес.

4) Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: его, наверное, давно уже никто не поливал.

5) Дверца клетки была открыта и приглашала всех желающих посмотреть на хаос, царивший внутри.

Олицетворение − наделение неживых предметов свойствами живого существа.

2) Внутри клетки, в горшочке с землёй, рос куст, который всегда радостно приветствовал новых обитателей клетки лёгким покачиванием листов и напоминал птицам их родной лес.

5) Дверца клетки была открыта и приглашала всех желающих посмотреть на хаос, царивший внутри.


Задание 8 № 13916

Лексический анализ.

Найдите в тексте синоним(-ы) к слову ЖАЖДАТЬ (предложение 28). Напишите один из этих синонимов.

Хотела (предложение 36, 50)


Задание 9 № 13917

Таким образом, приведенные примеры демонстрируют, как простыми словами передаются переживания героев, как слово помогает раскрыть содержание, работая на авторский замысел. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что высказывание А. М. Горького верно.

Казалось бы, чего проще – услышать друг друга. Однако, сколько непонятых поступков, грубых слов, разрывов отношений случилось от того, что люди просто не умеют слушать друг друга. Хорошо бы этому научиться.

3. Ответственность – это способность брать на себя обязанность отвечать за себя и других. Ответственность – качество ценное. Не каждый способен добровольно взять на себя обязанности и отвечать за их исполнение.

Колька, герой текста Анатолия Алексина, заботится о больных птицах, выхаживает их. Он берёт на себя ответственность за этих существ и с честью с этой обязанностью справляется. Если маленький человек способен ответственно подходить к выбранному делу, то непременно, став взрослым, он сможет быть в ответе и за других людей, и за страну.

В годы Великой Отечественной войны, Чеченской войны сколько подвигов совершили бойцы, когда, потеряв командира, находили в себе мужество брать командование на себя. Наверное, эти мужчины выросли из таких вот, как Колька, мальчишек.

Ответственность – качество, которое нужно в себе воспитывать. С его помощью можно многого добиться, ведь ответственные люди чаще всего становятся лидерами.

Итак, рассуждение – это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы.

Сердцевиной работы являются именно аргументы, или доводы, подтверждающие определённую мысль. Эту мысль принято называть тезисом.

Тезис - утверждение, истинность которого необходимо доказать с помощью аргументов, веских и убедительных доводов.

Сочинение может быть основано как на рассуждениях-утверждениях (доказывается истинность выдвинутого тезиса), так и на рассуждениях-опровержениях (доказывается ложность выдвинутого основного положения).

Пишущему предоставляется возможность использовать не только прямые факты, но иногда и доказательства от противного. Выстраивая доказательства, автор сочинения может опираться на личный опыт, газетные и журнальные публикации, фильмы, приводить примеры из жизни и литературы.
Перед началом работы над сочинением нужно чётко сформулировать мысль, которую потребуется доказать. Затем уже, исходя из утверждения, требующего аргументации, составляется план будущей творческой работы.

Стандартная схема сочинения-рассуждения:

1. Тезис.
2. Аргументы: доводы, доказательства, объяснения, обоснования; примеры, случаи, факты, цифры; мнения авторитетных людей, утверждения, цитаты… Не менее 2-х.
4. Вывод.

Особенности сочинения-рассуждения.

Главная особенность сочинения-рассуждения на ЕГЭ заключается в том, что выпускник должен написать его по предложенному тексту.

Таким образом, становится понятным, что в первую очередь на экзамене проверяется способность выпускника читать текст, понимать его содержание, определять проблему, поставленную автором.

Во вторую очередь проверяется умение писать. Тут тоже есть определённые вещи, на которые следует обратить внимание, но в этом подробно разберёмся в следующих публикациях.

Сейчас наша задача – понять, как анализировать текст и выявить проблему.

1. Анализ текста начинаем с определения темы (о чем текст).
Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения). Ключевые слова и выражения – это повторяющиеся неоднократно слова, обозначающие понятия, образы или действия.

Можно написать в сочинении, как вы определили тему, не забыв, конечно, ниже указать проблему, поскольку проблема – это главное.

… – вот тема, к которой обращается автор текста.
Этот текст (статья) о …
Автор обращается к актуальной теме – теме…
Этот текст о …
Автор посвящает статью…

2. Определив тему, можно сформулировать проблему.

Проблема – (от греч.) – задача – вопрос, требующий изучения, разрешения.

Вспомогательная лексика.
Проблема чего, точка зрения на какую-либо проблему, поставить, выдвинуть, рассмотреть, обсудить, изложить, разрешить какую-либо проблему, уделить внимание какой-либо проблеме, какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания.

Проблем может быть несколько. Важно увидеть две-три проблемы, но прокомментировать одну, выбранную.
Не нужно комментировать весь текст, говорите о той проблеме, которую вы выбрали. Как самую близкую и понятную, которую легче обосновать при помощи примеров – аргументов из литературных произведений или из жизни.

Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция.

Автором проблема может быть:
• поставлена
• изложена
• рассмотрена
• выдвинута
• поднята
• сформулирована
• исследована
• проанализирована

Обратите внимание на формулировку проблемы. Иногда её обозначают как тему.

Проблема взаимоотношений между родителями и детьми.

Проблема эгоизма в семейных отношениях.

Вы видите, что в первом примере проблемой названа тема. Это неверно. Проблема всегда конкретна.

Или:
Проблема патриотизма.

У нас проблемы с патриотизмом? Его нет или, наоборот, слишком много? То есть, звучит алогично.

Правильно, например:
Проблема отсутствия патриотизма.. или проблема воспитания патриотизма в подрастающем поколении.

О том, какие чаще всего встречаются проблемы в текстах, рассмотрим в таблице:

Итак, рассуждение – это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы.

Рассуждение выявляет и описывает причины и взаимосвязь каких-либо явлений. В его начале, как правило, помещается тезис - утверждение, истинность которого необходимо доказать с помощью аргументов, веских и убедительных доводов. Сочинение может быть основано как на рассуждениях-утверждениях (доказывается истинность выдвинутого тезиса), так и на рассуждениях-опровержениях (доказывается ложность выдвинутого основного положения). Пишущему предоставляется возможность использовать не только прямые факты, но иногда и доказательства от противного. Выстраивая доказательства, автор сочинения может опираться на личный опыт, газетные и журнальные публикации, фильмы, приводить примеры из жизни и литературы.

Перед началом работы над сочинением нужно чётко сформулировать мысль, которую потребуется доказать. Затем уже, исходя из утверждения, требующего аргументации, составляется план будущей творческой работы.

Схема сочинения-рассуждения

1. Вступление.
2. Тезис.
3. Аргументы: доводы, доказательства, объяснения, обоснования; примеры, случаи, факты, цифры; мнения авторитетных людей, утверждения, цитаты…
4. Вывод.

Вступление в сочинении-рассуждении – это небольшое по объему введение в тему. Оно может быть сформулировано в виде вопроса или содержать цитату. Выдвигаемый тезис станет отправной точкой для последующих рассуждений, а бОльшую часть сочинения составит аргументация – не менее 2/3 всего объёма текста. Считается, что оптимальное количество аргументов для сочинения-рассуждения – три.

В роли аргументов могут выступать:

  • исторические факты;
  • статистические данные;
  • эпизоды, сюжетные линии литературных произведений, подтверждающие доказываемую мысль;
  • пословицы и поговорки, афоризмы;
  • мнения авторитетных людей…

Самый убедительный, на Ваш взгляд, аргумент лучше всего располагать последним.

Приводить аргументы в доказательство своей позиции можно при помощи следующих слов и словосочетаний:

Обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным…)

Достаточно привести такой пример…

Это можно доказать следующим образом.

Подтверждением сказанному может служит следующий факт…

Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения, .

В этом легко убедиться, обратившись к…

По свидетельству (кого-либо)…

Так как; потому что…

Во-первых, во-вторых и т.д.


Вывод завершает ваше сочинение. Он должен быть убедительным, т.к. это умозаключение, итог, следствие ваших рассуждений. Он почти дублирует тезис, но выводит его на новый (более глубокий) уровень за счет обобщений и, возможно, прогнозов. Вывод можно формулировать, используя следующие слова и выражения: итак, обобщая сказанное, таким образом, исходя из наших рассуждений, следовательно.

Сочинение-рассуждение станет более убедительным при следующих условиях:

  • основной тезис соответствует теме сочинения,
  • отобранные доказательства достаточно весомы,
  • между частями сочинения тесная логическая связь,
  • выводы четко сформулированы.

Форма вывода (в частности, доказательства) правильна, если в нём не нарушено ни одно правило логики.

Читайте также: