Сочинение рассуждение на публицистическую тему 8 класс рыбченкова

Обновлено: 04.07.2024

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным этапом урока стала рефлексия.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3

Ход урока

I. Организационный момент

1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока. Задачи.

2) Запись даты, темы урока в тетрадь.

3) Эпиграф на доске (запись в тетради):

Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась.
(В.М.Шукшин)

II. Собеседование с классом. Орфографическая и лексическая работа. Расширение словарного запаса учащихся

Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как ДОБРОТА, и соберем материал к сочинению. Как вы понимаете значение этого слова? Давайте подберем синонимы и антонимы к нему и составим кластер (на доске и в тетрадях).

Синонимы: добродушие, добросердечие, добросердечность, мягкосердечие, мягкосердечность; благодушие, благость.

Антонимы: злоба, жестокость.

Крылатые выражения о доброте:

  • Расчетливы только добрые поступки, рассудителен только тот, кто добр, и ровно постольку, насколько он добр. (Николай Чернышевский)
  • Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру. (Л.Толстой)
  • Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. (В.Гюго)

Обратимся к словарю:

Доброта – Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Толковый словарь С.И.Ожегова)

Доброта — Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим. Неподдельная д. души. Д. сердца. Сердечная д. (Толковый словарь С.А.Кузнецова)

Доброта — благодушность, гуманность, добродушие, добродушность, добросердечие, добросердечность, добротность, добротолюбие, душевность, ласка, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, мягкость, отзывчивость, сердечность, человеколюбие, человечность. (Словарь синонимов русского языка)

III. Актуализация знаний

Вопросы классу:

1. Какова схема построения сочинения–рассуждения (композиция)?

2. Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

IV. Работа над построением сочинения-рассуждения

Собеседование с классом:

Учитель: – Над каким понятием сегодня мы будем работать?

Ученики: – Над понятием доброта.

Учитель: Дайте определение данного слова, опираясь на вышесказанное.

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.

Это определение понятия станет тезисом вашего сочинения-рассуждения.

Работа над комментарием к тезису: 2–3 предложения, содержащие размышления в соответствии с заявленным тезисом.

Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

Примерный вариант комментария по проблеме:

Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям.

Чтение текста Д.Н.Мамина-Сибиряка учащимися.

(1) Собрался Емеля на охоту, а внука Гришутку дома оставил.

(3) — Добудешь телёнка, дедко? — просит Гришутка.

(4) — Добуду. — обещает старик.

(5) Три дня бродил Емеля по лесу с собакой своей, Лыском, и всё напрасно: оленя с телёнком не попадалось.

(6) И разве в просьбе дело!

(7) Ослаб больно Гришутка‚ ему бы молодого мясца добыть.

(8) Только на четвёртый день они напали на след оленя с телёнком.

(10) Тот, как тень, полз за хозяином.

(11) Когда старик совсем потерял след оленя из виду, Лыско осторожно ткнул его своим горячим носом.

(12) Старик оглянулся и присел: прямо за елью стоял тот самый телёнок, которого он искал.

(13) Это был маленький прехорошенький оленёнок.

(14) Он был с жёлтым пушком и тоненькими ножками.

(15) Охотник с замирающим сердцем взвёл курок винтовки и прицелился.

(16) И тут вдруг оленёнок поднял голову да как посмотрит прямо на Емелю.

(17) А глаза у него, как у Гришутки, — большие, ясные.

(18) Точно что оборвалось в груди у старого Емели.

(19) Он опустил ружьё, быстро поднялся и свистнул — маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.

(20)— Гляди, как драпанул. — сказал старик, улыбаясь.

(21) — Эх, беду грехом не лечат!

(22) Ничего‚ мы внуку другой дичи в лесу добудем!

Анализ прослушанного текста:

– Как связать вступление и основную часть?

– Приведите аргументы-примеры, подтверждающие ваше суждение о доброте.

Примерные варианты 2 примера-аргумента:

В жизни мне тоже не раз доводилось встречаться с добрыми людьми. Например, наша соседка в деревне всегда помогает одной очень бедной семье и делает это абсолютно бескорыстно. Когда голодный ребенок из этой семьи попросил у нее попить, она вынесла ему не воды, а стакан молока и вкусную булочку, а ещё дала ему с собой целый пакет еды. На мой взгляд, этот поступок является самым настоящим и искренним проявлением доброты.

Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, который делает сочинение логически законченным. Примерный вариант заключения сочинения-рассуждения:

– Таким образом, добро – это наши дела по отношению к окружающим, вызывающие у них радость и счастье.

V. Рефлексия

– Работа по критериям оценивания сочинения (самооценка).

VI. Домашнее задание

Примеры двух ученических сочинений

I.

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Добрые дела человек должен совершать бескорыстно, с хорошими намерениями.

В тексте Д.Н.Мамина-Сибиряка говорится о том, как один старик три дня охотился на оленя с теленком, чтобы добыть свежей дичи для своего больного внучка. На четвертый день Емеля встретил маленького олененка. Старик хотел выстрелить в него, но вдруг припомнил глаза своего внука, которые были такие же большие и ясные, как и у животного. Он опустил ружье, а теленок скрылся в кустах. Жалко ему стало олененка. Емеля совершил доброе дело, он сохранил жизнь животному.

В своей жизни я видела много людей, которые совершали добро. Например, однажды, когда люди шли по пешеходному переходу, одна старушка не успевала перейти дорогу на зеленый свет, она торопилась, а затем вовсе упала. Проходящая мимо девушка подбежала к ней, помогла встать и перевела на другую сторону дороги. Таким образом, она совершила хороший поступок.

Из этой истории можно сделать вывод о том, что доброе дело – это бескорыстная помощь в любой ситуации. Я верю, что добрых людей намного больше, чем злых.

II.

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и способными дарить окружающим заботу и любовь. Все мы в детстве знаем по сказкам, что добро всегда побеждает зло.

Приведу пример доброты из текста Д.Н.Мамина-Сибиряка. Главный герой не смог убить оленя и маленького олененка ради своей выгоды. Совершив этот поступок, Емеля показал, что он неравнодушный человек, и в нем заложены такие качества, как сострадание и доброта.

Приведу пример из жизни. Однажды по телевизору показывали ролик про маленького мальчика, которому срочно требовалась дорогостоящая операция. Я предложила родителям перевести деньги на банковский счет родителей ребенка, и они согласились. После этого поступка я поняла, что доброта очень важна в нашей жизни, хотя и не раз слышала, что люди стали злее и не хотят помогать другим.

Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче. Надо стараться совершать добрые поступки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать умение учащихся писать сочинение - рассуждение в публицистическом стиле.

Воспитывать у учащихся нетерпимость к хамству, уважительное отношение к окружающим. Побудить школьников задуматься над сложностью человеческих взаимоотношений, проблемой ответственности человека перед другими людьми.

Вступительное слово учителя

На сегодняшнем уроке мы будем готовиться к домашнему сочинению-рассуждению. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока. Эту тему я выбрала неслучайно. Наблюдая за Вами, я не раз наблюдала проявление хамства по отношению друг к другу и даже ко взрослым людям, в том числе, учителям. Поэтому сегодняшний урок своевременный и злободневный.

Наша задача – вникнуть в проблему хамства. Я надеюсь, что урок будет для Вас не только интересен, но и полезен.

Подбор материалов к сочинению.

Какие ассоциации вызывает это слово? На слух? Запишите ассоциации. Хам – гам – звучит уже как ругательство, лай. На вкус? Горько-соленый, что-то гнилое, жуешь шерстяные нитки. Зрительные ассоциации (цвет): грязное белье, мусор…грязно-коричневый, ржавый, черно-серый. Скользкое, вязкое, теплое. Обонятельные (запах): неприятный, тошнотворный, зловонный.

Хамство: грубость, наглость, неуважение, дерзость, вражда, злоба.

Вежливость: нежность, ласка, уважение, учтивость, дружба, доброта, человеколюбие, любезность.

Приведите примеры ситуаций, в которых мы можем встретиться с проявлением хамства.

- А вот, допустим, вас в автобусе обозвали словом, обозначающим бородатое, двурогое, парнокопытное домашнее животное. Как Вы отреагируете? А как ответить, чтобы погасить в хаме агрессию? Ой, извините, что Вы сказали? – тон любезный.

Ваши примеры показали, что хамство многолико и безгранично. Оно было во все века, есть сегодня и, увы, мало надежд на то, что бесследно исчезнет завтра. И особенно хамство присущее молодому поколению.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонные слова. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

- О каких причинах грубости говорит автор? Запишите в тетради.

1. Психологическая незащищенность человека.

2. Подавление такими способами в себе чувства страха, боязни, иногда просто опасения.

3. Прикрытие слабости, незащищенности против травмирующих ситуаций.


Обсудим, какой вред наносит хамство обществу.

а. Грубиян подает плохой пример младшим.

в. Испорченное настроение, снижение работоспособности – нанесен ущерб экономике страны, а это уже затрагивает социальный и экономический факторы.

8. Попробуем выработать правила, которые помогут нам бороться с этой социальной проблемой.

- начни с себя – каждый грешен – проследи природу своего хамства и найди силы противостоять себе самому.

- никогда не отвечай на хамство хамством – так мы его только увеличим.

- думай и чувствуй, как твои слова и поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека.

- относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Ко всему сказанному хочу добавить, что люди в погоне за житейскими мелочами забывают, что жизнь у человека одна-единственная и не нужно ее растрачивать на злые слова и неблаговидные поступки.

Через несколько месяцев Вы уйдете из школы. Подумайте, какую память Вы оставите в душах тех людей, которым Вы нахамили?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель Н.А.Бутримова

Тема урока: Р/Р. Сочинение-рассуждение на публицистическую тему.

Цель: углубление знаний о публицистическом стиле речи; совершенствование умений устанавливать принадлеж ность текста к определённой функциональной разновидности языка; готовить устное выступление.

3) уметь писать сочинения - рассуждения в публицистическом стиле, уметь формулировать заголовок статьи (в формате подготовки к ОГЭ).

4) познакомиться или расширить свои знания о творчестве русских писателях - публицистах В.А. Солоухине, Д .С. Лихачёве.

5)уметь высказывать своё гражданское мнение о проблемах сохранения культурного наследия, исторической памяти народа.

В соответствии с требованиями федеральных стандартов образования цели и задачи урока предполагают реализацию следующих универсальных учебных действий:

Познавательные. Развитие у учащихся познавательной деятельности посредством логического и творческого мышления, умения принимать самостоятельные решения в процессе обсуждения поставленного учителем вопроса.

Регулятивные. Умения работать с текстами, сравнивать, применять справочную литературу, толковый и этимологический словарь, ориентироваться в морфологической, лексической, синтаксической структуре языка.

Коммуникативные. Проявлять коммуникативные способности, уметь работать в группах, объективно оценивать одноклассников, отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные. Воспитывать личностные, духовно – нравственные качества гражданина, любить свой родной язык, свою Родину.

Ход урока

Проверка готовности к уроку.

Постановка учебной задачи урока.

II . Актуализация прежних знаний, умений и навыков.

- Охарактеризовать публицистический стиль речи, стилевые черты, подстили публицистического стиля.

III . Получение новых знаний, умений и навыков.

Работа с эпиграфом.

Ученики строят гипотезы, комментируют. (Композиция урока построена таким образом, что учащиеся вернутся к пониманию эпиграфов в конце урока).

Словарная работа у доски.

Закрепление материала и углубление знаний.

Практическая работа с текстами.

Исследовательская работа с текстом по группам (раздаточный материал).

Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…

Памятью обладают различные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д.

При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно; путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, общественные институты…

Память противостоит уничтожающей силе времени.

Память – преодоление времени, преодоление смерти.

Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нём всё будет позабыто.

Совесть – это, в основном, память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.

Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной.

Вопросы к тексту : определите тему и главную мысль текста, авторское отношение к теме. Определите стиль текста и аргументируйте свой ответ. Выпишите письменно аргументы, цитируя, доказывая свою точку зрения.

Обобщение материала по текстам.

Предполагаемый ответ учащихся:

ИТОГИ урока: Мы возвращаемся к пониманию нашего эпиграфа урока, темы урока, подводим итоги, анализируем, что нами выполнено за урок.

Ученики, обобщая языковые средства создания публицистического стиля, делают главный вывод урока: человек жив своими корнями, своей памятью. Память – основа совести и нравственности. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими себя и перед потомками.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Написать сочинение на одну из выбранных тем.

Используемая литература:

Толковый словарь С.И. Ожегова М., 2000.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Класс: 8б . Дата проведения:

Класс: 8в. Дата проведения:

Тип урока: урок развития речи.

мотивация к учению (Л),

планирование последовательности действий (Р),

поиск информации (П),

владение письменной речью (К).

1. Организационный момент.

2. Анализ выполнения домашнего задания.

3. Повторение ранее изученного.

Перечисление особенностей публицистического стиля.

4. Работа с текстом

Чтение статьи Юрия Истомина (Приложение 1).
Составление плана сочинения-рассуждения по тексту.

5. Развитие правописных умений.

Оформление прямой и косвенной речи на письме. Для того чтобы включение аргументов в текст сочинения было грамматически и пунктуационно грамотно, повторяем правила оформления прямой и косвенной речи на письме.

Косвенная речь может присоединяться к главной части предложения с помощью союзов что, будто, чтобы, местоимений и наречий кто, что, какой, где, когда, почему и др., а также частицы ли . Выбор этих слов зависит от цели высказывания в косвенной речи.

Если цель высказывания в косвенной речи – повествовательное предложение, то косвенная речь присоединяется с помощью союзов что, будто.

Для передачи в косвенной речи вопросительных предложений следует использовать местоимения и наречия кто, что, какой, где, когда, почему и др. или частицу ли .

6. Домашнее задание

Завершить работу над сочинением.

Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие длительный полёт по бесконечной Вселенной.

Если на космическом корабле космонавты начнут перерезать проводочки, просверливать дырочки в обшивке, то это будет самоубийство. А мы свою систему легкомысленно выводим из строя, отравляя реки, вырубая леса, портя Мировой океан.

Человечество, по-моему, – это своеобразная болезнь планеты. Завелись, размножаются микроскопические во вселенском масштабе существа – люди. Скапливаются они в одном месте, и появляются на теле Земли глубокие язвы и раны. Человечество продолжает делать своё дело, выедая недра, истощая плодородные почвы, отравляя ядами своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.

Беззащитным под напором технического прогресса оказывается также наслаждение человека природой, красотой Земли.

Чем кончится для планеты болезнь, называемая человечеством? Успеет ли Земля выработать противоядие?

Напишите сочинение-рассуждение по публицистической статье Юрия Истомина, используя план:

Определите тему статьи (В статье Юрия Истомина затронута(освещена) тема(проблема)… ).

Определите идею статьи (Автор (Юрий Истомин) утверждает(считает)…).

Определите свою точку зрения на проблему, поставленную в статье (Я согласен/не согласен с позицией(точкой зрения) автора статьи(Юрия Истомина), так как(потому что)…).

Обоснуйте (докажите) свою точку зрения – приведите два аргумента (примера) из художественной литературы или из жизни:

6. Сделайте вывод (Таким образом(в конечном итоге) можно сказать(сделать вывод)… ).

Примечание: в сочинении можно использовать цитаты из статьи (если это необходимо). Не забудьте использованные цитаты заключать в кавычки.

Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие длительный полёт по бесконечной Вселенной.

Если на космическом корабле космонавты начнут перерезать проводочки, просверливать дырочки в обшивке, то это будет самоубийство. А мы свою систему легкомысленно выводим из строя, отравляя реки, вырубая леса, портя Мировой океан.

Человечество, по-моему, – это своеобразная болезнь планеты. Завелись, размножаются микроскопические во вселенском масштабе существа – люди. Скапливаются они в одном месте, и появляются на теле Земли глубокие язвы и раны. Человечество продолжает делать своё дело, выедая недра, истощая плодородные почвы, отравляя ядами своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.

Беззащитным под напором технического прогресса оказывается также наслаждение человека природой, красотой Земли.

Чем кончится для планеты болезнь, называемая человечеством? Успеет ли Земля выработать противоядие?

Напишите сочинение-рассуждение по публицистической статье Юрия Истомина, используя план:

Определите тему статьи (В статье Юрия Истомина затронута(освещена) тема(проблема)… ).

Определите идею статьи (Автор (Юрий Истомин) утверждает(считает)…).

Определите свою точку зрения на проблему, поставленную в статье (Я согласен/не согласен с позицией автора статьи(Юрия Истомина), так как(потому что)…).

Обоснуйте (докажите) свою точку зрения – приведите два аргумента (примера) из художественной литературы или из жизни:

6. Сделайте вывод (Таким образом(в конечном итоге) можно сказать(сделать вывод)… ).

Примечание: в сочинении можно использовать цитаты из статьи (если это необходимо). Не забудьте использованные цитаты заключать в кавычки.

В статье Юрия Истомина затронута проблема негативного влияния человека на окружающую среду.

Полностью согласиться с позицией Ю. Истомина сложно, потому что человечество отчётливо осознаёт всю серьёзность сложившейся на данный момент экологической обстановки на планете Земля и пытается решить эту проблему.

В разработке данного урока представлен для анализа публицистический материал Д.С.Лихачёва "Письма из Русского музея" и отрывок статья " О памяти" . Урок - исследование, урок развития речи, урок - проект, творческая лабораторя языкового материала, в которой ученик не только формулирует основные проблемы , поставленные автором, находит художественные средства, но и формулирует свою точку зрения , учится создавть сочинение по типу рассуждения.

ВложениеРазмер
Публицистический стиль 37.32 КБ

Предварительный просмотр:

3) уметь писать сочинения - рассуждения в публицистическом стиле, уметь формулировать заголовок статьи ( в формате подготовки к ОГЭ).

4) познакомиться или расширить свои знания о творчестве русских писателях - публицистах В.А. Солоухине, Д .С. Лихачёве.

5)уметь высказывать своё гражданское мнение о проблемах сохранения культурного наследия, исторической памяти народа.

В соответствии с требованиями федеральных стандартов образования цели и задачи урока предполагают реализацию следующих универсальных учебных действий:

  1. Познавательные. Развитие у учащихся познавательной деятельности посредством логического и творческого мышления, умения принимать самостоятельные решения в процессе обсуждения поставленного учителем вопроса.
  2. Регулятивные. Умения работать с текстами, сравнивать, применять справочную литературу, толковый и этимологический словарь, ориентироваться в морфологической, лексической, синтаксической структуре языка.
  3. Коммуникативные. Проявлять коммуникативные способности, уметь работать в группах, объективно оценивать одноклассников, отстаивать свою точку зрения.
  4. Воспитательные. Воспитывать личностные, духовно – нравственные качества гражданина, любить свой родной язык, свою Родину.

Ученики строят гипотезы, комментируют. (Композиция урока построена таким образом, что учащиеся вернутся к пониманию эпиграфов в конце урока).

Учитель: Давайте вспомним, какие функциональные разновидности языка и стили речи мы знаем?

Ученик: язык художественной литературы, разговорный язык, стили речи : официально – деловой, научный, публицистический. ( Беседа о стилях речи и разновидностях языка) – кратко. Слайд 3

Учитель: Назовите основные лексические, морфологические, синтаксические средства публицистического стиля речи (пересказ лингвистического текста на страницах учебника 66,67). Какие основные жанры публицистического стиля вы знаете?

Ученик: заметка, очерк, репортаж, интервью. Слайд 4

Вызванный ученик записывает лингвистический словарный диктант:

Практическая работа с текстами.

Исследовательская работа с текстом по группам (6 групп) (раздаточный материал).

Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…

Памятью обладают различные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д.

При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно; путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, общественные институты…

Память противостоит уничтожающей силе времени.

Память – преодоление времени, преодоление смерти.

Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нём всё будет позабыто.

Совесть – это, в основном, память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.

Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной.

Вопросы к текстам: определите тему и главную мысль текста, авторское отношение к теме. Определите стиль текста и аргументируйте свой ответ. Выпишите письменно аргументы, цитируя, доказывая свою точку зрения.

На Арбатской площади со стороны метро, где теперь совершенно пустое место, поднималась красивая церковь XVI века.

Напротив Военторга украшала Воздвиженку (проспект Калинина) церковь в стиле южнорусской деревянной архитектуры, построенная в 1709--1728 годах.

Кстати, в этой церкви венчался великий русский сатирик Салтыков-Щедрин.

На Гоголевском бульваре, где сейчас дешевенькие фанерные палатки, возвышалась церковь Покрова на Грязях, построенная в 1699 году.

Я продолжу перечень, но более схематично.

Церковь X VI века на углу улицы Кирова и площади Дзержинского. Сломана.

Теперь пустое место.

Церковь Фрола и Лавра (1651--1657 годы) на улице Кирова, наискосок от почтамта. Сломана. Пустое, захламленное место.

Церковь XVII--XVIII веков на углу улицы Кирова и улицы Мархлевского.

Сломана. Пустое место. Фанерные палатки.

Церковь 1699 года, в которой крестили Лермонтова. У Красных ворот.

Церковь XVI века - угол Кузнецкого моста и улицы Дзержинского.

Сломана. Стоянка автомобилей.

Церковь с шатровой колокольней 1659 года на Арбате против Староконюшенного переулка. Сломана. Пустое место. Трава.

Шатровая колокольня 1685 года на улице Герцена. Сломана. Скверик.

Церковь 1696 года на Покровке. Сломана. Сквер.

Церковь 1688 года на улице Куйбышева. Сломана. Сквер. Памятников архитектуры в Москве уничтожено более четырехсот, так что я слишком утомил бы вас, если бы взялся за полное доскональное перечисление.

Жалко и Сухареву башню, построенную в XVII веке. Проблему объезда ее автомобилями можно было решить по-другому, пожертвовав хотя бы угловыми домами на Колхозной площади (универмаг, хозяйственный магазин, книжный магазин).

Предполагаемый ответ учащихся:

2.Можно ли на месте разрушенных памятников старины создать похожие? (Невозможно, потому что потеряется связь с именами зодчих, художников. Утрата памятников культуры невосполнима).

3Какое впечатление на вас произвели эти тексты, какова интонация автора, что взволновало, о чем задумались? (Ответы учащихся)

Зачитываются сочинения учащихся

У дерева каждый корешок, каждый корневой волосок на учете, а уж тем более те корневища, что уходят в глубочайшие водоносные пласты. Как знать, может быть, в момент какой-нибудь великой засухи именно те, казалось бы, уже отжившие корневища подадут наверх, где листья, живую спасительную влагу.

Вспомнив о корнях, расскажу вам об одном протоколе, который посчастливилось прочитать и который меня потряс. Взрывали Симонов монастырь. В монастыре было фамильное захоронение Аксаковых и, кроме того, могила поэта Веневитинова. Священная память перед замечательными русскими людьми, и даже перед Аксаковым, конечно, не остановила взрывателей. Однако нашлись энтузиасты, решившие прах Аксакова и Веневитинова перенести на Новодевичье кладбище. Так вот, сохранился протокол. Ну, сначала идут обыкновенные подробности, например:

"7 часов. Приступили к разрытию могил. 12 ч. 40 м. Вскрыт первый гроб. В нем оказались хорошо сохранившиеся кости скелета. Череп наклонен на правую сторону. Руки сложены на груди. На ногах невысокие сапоги, продолговатые, с плоской подошвой и низким каблуком. Все кожаные части сапог хорошо сохранились, но нитки, их соединявшие, сгнили. ".

Ну и так далее и так далее. Протокол как протокол, хотя и это ужасно, конечно. Потрясло же меня другое место из этого протокола. Вот оно:

"При извлечении останков некоторую трудность представляло взятие костей грудной части, так как корень березы, покрывавшей всю семейную могилу Аксаковых, пророс через левую часть груди в области сердца".

Вот я и спрашиваю: можно ли было перерубать такой корень, ронять такую березу и взрывать само место вокруг нее?

Мы возвращаемся к пониманию нашего эпиграфа урока, темы урока, подводим итоги, анализируем, что нами выполнено за урок.

Ученики, обобщая языковые средства создания публицистического стиля, делают главный вывод урока: человек жив своими корнями, своей памятью. Память – основа совести и нравственности. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими себя и перед потомками.

Читайте также: