Поэтика абсурда в петербургских повестях гоголя сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Николай Васильевич Гоголь большую часть собственной жизни провел в Петербурге. Впервые в своей жизни он оказался там в возрасте девятнадцати лет. В декабре месяце 1828 года он приехал туда, был малоизвестным и даже больше – все его ранние произведения в то время не сыскали никакой популярности, а критики оценили их крайне негативно. Молодой писатель не отчаялся и не сдался, а за восемь последующих лет он стал очень известным, знаменитым во многих кругах и в 1836 году покинул Петербург. В дальнейшем он снова посещал свой любимый город, но уже бывал здесь не так долго, как самому хотелось бы.

Знакомство Гоголя с Петербургом

Реальное и фантастическое в петербургских повестях Гоголя (стр. 5 из 5)

В шуточной неправдоподобной повести Гоголя есть большое общественное содержание.

Ему нельзя поручить работы, где требуется хотя бы только намек на самостоятельность. Однажды предложили ему написать отношение с небольшой переменой слов, — он весь вспотел и, наконец, попросил дать ему переписать что-нибудь другое.

В заключение курсовой работы можно сделать выводы.

В Петербургских повестях Гоголя идет своеобразное переплетение фантастического и реального плана, причем реальный план воплощается в известной уже ранее форме слухов.

Таким образом, фантастические элементы в творчестве Н. В. Гоголя — это один из способов сатирического изображения многих пороков общества, один из способов утверждения реалистического начала в жизни.

Фантастическое у Гоголя отнюдь не внешний прием, не случайное и не наносное. Удалить фантастичное — повести распадутся не только сюжетно, но и по своему смыслу, по своей идее. Злая, посторонняя сила, неведомо, со стороны откуда-то взявшаяся, разрушает тихий, безмятежный, стародавний уклад с помощью червонцев и всяких вещей, — вот в чем этот смысл. В богатстве, в деньгах, в кладах — что-то бесовское: они манят, завлекают, искушают, толкают на страшные преступления, превращают людей в жирных скотов, в плотоядных обжор, лишают образа и подобия человеческого. Вещи и деньги порой кажутся живыми, подвижными, а люди делаются похожими на мертвые вещи.

В отличие от многих романтиков, у которых фантастическое и реальное резко разделены и существуют сами по себе, у Гоголя фантастика тесно переплетается с реальностью и служит средством комического или сатирического изображения героев, она основана на народной стихии.

Петербургские повести знаменуют обращение писателя от мелко- и средне-поместной усадьбе к чиновному Петербургу. Мастерство Гоголя сделалось еще более зрелым и социально направленным, но в то же время и еще более мрачным. Усилились острота пера, сжатость, выразительность, общая экономность в средствах. Замысловатый и фантастический сюжет уступил место анекдоту, манера письма стала более прозаической.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анненский И. О формах фантастического у Гоголя, — М.: Наука, 1979.с.22

2. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, — М.: Академия наук СССР в 10 т., 1981г.

3. Бурков И.А. Николай Гоголь, — М.:Просвящение, 1989. – 549с.

5. Герцен А.И. Полное собрание сочинений и писем [Текст]. Т. 6. 1850-1851. н. 492 — 546 / А. И. Герцен. — Пг. : Литературно-Издательский Отдел Народного Комиссариата по Просвещению, 1919. — 723 с.

6. Гоголь Н.В. Избранное, — М.: Просвящение, 1988. – 384с.

7. Гоголь Н.В. Избранное, — СПб.:Питер, 2000. – 653с.

8. Гоголь Н.В. Мертвые души. Ревизор. Повести. М.: Просвещение, 1982. – 976 с.

9. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. М., 1929, т. III.

10. Лочин Ю.В. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М.: Просвещение, 2005. – 352 с.

11. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М.: Знание, 1980. – 198 с.

12. Мажинский С. Художественный мир Гоголя. М.: Просвещение, 1971. – 437 с.

13. Малиновская И.Р. Слово классика, — Мн.: Вышэйшая школа, 2005. – 202с.

14. Машинский С. Н.В. Гоголь в русской критике и воспоминаниях современниках. М.: Просвещение, 2005. -367 с.

15. Новиков Л.А. Лингвистическое толкование художественного текста. Л.: Эхо, 1984. – 158 с.

16. Степанов Н.Л. Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество, — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. – 692с.

17. Степанов Н.Л. Н.В. Гоголь. М.: Просвещение, — 580 с.

18. Сумарова И.Р. Незнакомый Гоголь, — М.: Высшая школа, 2000. – 197с.

20. Храпченко М.Б. Творчество Гоголя.- М.: Академия наук, 1954. – 432 с.

21. Ящук И.П. Русская литература, — М.: Гардарика, 2000. – 596с.

Петербург и Гоголь

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 10 класс

29.03.2013 24399 0

I. Вступительное слово учителя.

[3, с. 39]. За внешним блеском столичной жизни открывается читателю внутренняя пустота, ничтожество большого города.)

Композиция повести, вероятно, должна выразить внутреннюю связь внешне разделенных сюжетных линий.

Петербург. В мире такой город единственный. Но как различны людские судьбы! Пискарев страдает, теряет рассудок и кончает жизнь самоубийством. Пирогов же аналогичные обстоятельства считает досадной ошибкой, это в дальнейшем не мешает его преуспеванию.

В. Г. Белинский:

Ф. М. Достоевский:

Беседа по вопросам:

3. С какой целью Гоголь ввел в повествование молодого человека, недавно поступившего в канцелярию?

5. Чтение эпизода ограбления Башмачкина. (Наивысшая радость жизни героя – шинель – оборачивается несчастьем, ужасным отчаянием.)

7. Почему автор так неожиданно и странно заканчивает произведение?

8. Кто же такой Акакий Акакиевич Башмачкин? Заслуживает ли он только жалости? Или человек, достойный сочувствия и уважения?

Н. В. Гоголь, защищая своего героя, изображает протест в фантастическом продолжении повести. Справедливость торжествует в мечтах писателя.

2. По первой главе. Экскурсия по городу N.

3. Повторить материал из биографии Гоголя. Какие общественно-поли-тические события в России оказали влияние на Гоголя и его современников; взаимоотношения Пушкина и Гоголя.

Абсурд (от лат. absurdus - нелепый) – бессмыслица, нелепость. Это мир наоборот, мир наизнанку, антимир. Истоки абсурда лежат в карнавальной культуре средневековья, одной из функций которой являлось узаконенное нарушение запрета. Европейский карнавал давал возможность человеку реализовать идею двумирности, то есть совершить перевертывание, оборотничество. Верх и низ менялись местами. В основе мира абсурда лежит сознательная игра с логикой, здравым смыслом [3, стр. 127].

Итак, абсурд в эстетическом смысле представляет собой художественный прием, способ осмысления художником окружающей его действительности и человека как главного субъекта и объекта новых отношений между вещами.

Заметим, что абсурд охватывает драму и прозу, оставляя почти без внимания поэзию.

Само представление о бессмысленности бытия отнюдь не было открытием XX в. Мысль эта стара, как мир, и век от века притягивала к себе внимание – столько, сколько существует жизнь. Сопровождая человечество на протяжении истории, она содержится и в древнейших пластах литературы.

В определенном смысле драма абсурда опирается на художественные открытия новой драмы в конце XIX - начале XX в., в первую очередь Чехова, благодаря которым действие было преобразовано в преимущественно внутреннее. Переместившись из внешнего мира в пространство души, оно привело к взаимному перераспределению значимости его отдельных элементов (снижение роли сюжета, динамика, развития действия и т.д.). Однако поиски писателей - абсурдистов хотя и отталкивались от этих завоеваний новой драмы и аналогичных явлений в прозе, шли во многом в прямо противоположном направлении (отказ от психологизма, от идеи характера как сложного единства социально – исторических и специфических индивидуально – личностных черт и свойств и т.д).

По-новому осмысленное действие – главная несущая конструкция любого абсурдистского произведения, будь то в драме или в прозе. Представлением о действии как о развертывании картины определяются остальные черты поэтики абсурдизма. Оно естественно привело к полному устранению сюжета, фактически сведенного на нет, а также отказу от конфликта, развитие которого, собственно, и задает направленность сюжета.

Глава II. Повести петербургского цикла Н.В.Гоголя с точки зрения поэтики абсурда

В основе петербургских повестей лежит необыкновенная история, чрезвычайное происшествие. У человека пропал нос, у другого сняли новую шинель, приобрести которую он дерзновенно мечтал всю жизнь, третий воскресает в фигуре директора департамента, мечтающего об ордене.

Каждая повесть выражает одну из характерных особенностей поэтики абсурда Гоголя – сочетание фантастического происшествия и реально-бытовых подробностей в описании жизни чиновничьего Петербурга.

Сюжет основан на совершенно нереальных событиях.

Ковалеву приснился странный сон, будто от него убежал нос. Нос начал жить своей самостоятельной жизнью. Получил высокую должность и свободно прогуливался по городу. От такого недоумения, Ковалев принял все приснившееся ему за действительность, за жизнь. Но он даже не понял, что благодаря такому положению, в какое он попал во время сновидения, раскрылась вся пустота его жизни, вся унизительность – состоять при собственном носе. Эта не значительная часть тела на самом деле имеет важнейшее значение в его жизни.

Вся история с пропажей и возвращением носа рассказана Гоголем, как история совершенно бытовая. Ничего ирреального, сверхъестественного! Как если бы речь шла об эпизоде удивительном, но, в конце концов вполне возможном.

Фантастический сюжет рассказан Гоголем, как история абсолютно реальная. В этом соединении фантастики и реальности особенно интересен знаменитый эпизод в Казанском соборе. Ковалев встречает там свой собственный нос, который стоял в стороне и с выражением величайшей набожности предавался своим религиозным чувствам. Нос, судя по его мундиру и шляпе с плюмажем, оказался статским советником, т.е. чином старше Ковалева. Нос Ковалева зажил самостоятельной жизнью. Нетрудно представить себе, сколь велико было возмущение коллежского асессора. Но беда-то заключается в том, что Ковалев не может дать волю своему возмущению, ибо его собственный нос состоял в чине гораздо более высоком, чем он сам. Диалог коллежского асессора со своим носом точно имитирует разговор двух неравных по рангу чиновников: смиренно просительную интонацию речи Ковалева и самодовольно - начальственную фразеологию носа. И нет здесь ни малейшей пародии, диалог выдержан в совершенно реалистическом духе, он абсолютно правдоподобен.

И в самом деле: герой повести идет по Невскому проспекту, направляясь в департамент, и неожиданно слышит… разговор двух собачек. Ситуация совершенно неправдоподобная, абсурдная. Но фантастика эта вторгается в обыкновенную, обыденную жизнь и… становится ее неотъемлемой стороной.

Оба приведенные примера – явный абсурд.

Но о подобного рода нелепостях говорят как о реально случившемся.

Поприщин обладает особенным, необычным видением действительности: он слышит и видит то, чего другие люди не слышат и не видят.

Гоголь одним из первых в русской литературе использовал прием, который позднее подхватил Л.Толстой. Суть его состоит в том, чтобы на явления, вещи, ситуации обычные и привычные взглянуть как бы заново, свежим, непредупрежденным взором. Вот тогда-то и становится ясной полнейшая противоестественность, ненормальность, абсурдность многого из того, что принято считать естественным и нормальным [10, стр. 220].

В данном случае свежим взором Гоголь взглянул на такое характерное для чиновно-иерархического общества явление, как погоня за орденами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Лапина Арина Сергеевна, 8 Г класс

Руководитель -

Зимина Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Глава I . Поэтика: значение, происхождение, классификация……………. 5

Список использованной литературы……………………. ……………………. 15

Для осуществления цели были поставлены следующие задачи:

4) провести анкетирование среди учащихся;

5) познакомить учащихся с найденным материалом.

Объект исследования: поэтика Н.В.Гоголя.

Методы исследования:

теоретические:

1) изучение научной литературы;

2) поиск и анализ информации в сети Интернет, печатных изданиях, средствах массовой информации;

эмпирические:

сравнительный эксперимент.

Научная новизна данного исследования определяется выбором материала изучения поэтики Н. В. Гоголя, к тому же был проведен анализ самооценки учащихся гимназии.

Теоретическая значимость данного исследования определяется тем, что его результаты позволяют сделать вывод об уровне понимая учащихся о гоголевской особенности письма.

Практическая значимость: работа может быть использована педагогами на уроках литературы, русской словесности при изучении творчества Н. В. Гоголя.

Исследование нашей темы проводилось в три этапа:

1) анализ литературных источников по проблеме исследования;

2) проведение и анализ исследования среди обучающихся гимназии;

3) оформление исследовательского проекта, тезисов и презентации.

Структура и объем работы: исследовательский проект состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава I . Поэтика: значение, происхождение, классификация

Поэтика - (от греческого poietike - поэтическое искусство) термин, имеющий несколько значений. В широком смысле под поэтикой следует понимать:

1) совокупность художественно-эстетических и стилистических качеств, определяющих своеобразие того или иного явления литературы (реже кино, театра), - его внутреннее строение, специфическая система его компонентов и их взаимосвязи (в этом смысле говорят о поэтике кино, драмы или романа, романтизма и т.д.);

2) одна из дисциплин литературоведения, включающая изучение общих устойчивых элементов, из взаимосвязи которых слагается художественная литература, литературные роды и жанры, отдельное произведение словесного искусства; определение законов сцепления и эволюции этих элементов, общих структурно-типологических закономерностей движения литературы как системы; описание и классификация исторически устойчивых литературно- художественных форм и образований (в т. ч. - развивающихся на протяжении многих, несходных в социальном и культурно-историческом отношении эпох, как, например, лирика, драма, роман, басня); выяснение законов их исторического функционирования и эволюции.

Сегодня, на рубеже веков поэтика как созидание, творчество, конструктивная деятельность развивается под влиянием сложных процессов, протекающих в современной культуре, которая представляется дуалистической: с одной стороны, она стремится сохранить культурные традиции, обоснования, которые на протяжении столетий направляли развитие литературных процессов и общества в целом; с другой, сегодня культура все настойчивей ищет новые социокультурные обоснования развития литературного процесса, позволяющие выйти за рамки сложившихся.

Как наука поэтика разделяется на:

1) теоретическую : сближается с целым рядом разделов теории литературы. Она рассматривает все возможные способы и средства воплощения авторского замысла, их соответствие литературным родам, видам, жанрам. Так , поэтика стиха анализирует его лексику, тропы, синтаксис, интонацию, метрику и ритмику, фонику, строфику, композицию, жанры и виды стиха. Поэтика драматургии , кроме указанных языково-изобразительных средств, обращает внимание на идейное содержание, проблематику произведений, характер драматического конфликта, развитие сюжетного действия, композицию, образы-персонажи и средства их создания (речь, поступки, характеристика устами других действующих лиц и др.). Поэтика прозы к сказанному добавляет рассмотрение других способов характеристики того или иного персонажа (рассказ от имени третьего лица, дневник персонажа др.), приемов психологизма, хронотоп (художественный время и художественное пространство), обращает внимание на художественные детали, портрет, пейзаж, внесюжетные компоненты произведения (авторские отступления, вставные новеллы);

Целью поэтики является выделение и систематизация элементов текста, участвующих в формировании эстетического впечатления от произведения. В конечном счете в этом участвуют все элементы художественной речи, но в различной степени: например, в лирических стихах малую роль играют элементы сюжета и большую — ритмика и фоника, а в повествовательной прозе - наоборот.

Для такого вида литературы характерны демонстрация бессмысленности, парадоксальности, нелепости и даже комизма привычных жизненных условностей, правил и законов, при помощи игры логическими значениями, описаний механистичности, бесцельности существования человека, обличения недопонимания между отдельной личностью и обществом. Возможны и другие способы выражения.

Сам абсурд как компонент художественного произведения на уровне сюжета, композиции или других компонентов довольно распространен в современной литературе, а поэтому нередко становится аспектом исследования в литературоведении. Однако одной из проблем изучения этого феномена является вопрос терминологии. Абсурд, парадокс, чушь, нонсенс – смежные, но не тождественные понятия, а поэтому требуют более глубокого анализа с целью разграничения.

Абсурд - скрытое логическое противоречие, лишенное смысла, которое возникает в результате непроизвольного, иногда сознательного, ухода от истины. В этом определении абсурд тождественен с бессмыслицей. Вследствие этого тождества, мы приходим к выводу, что абсурд и бессмыслица – это художественный приемы, и модель рассказывания и, в некоторой степени, стиль.

в его произведениях

Ковалеву приснился странный сон, будто от него убежал нос. Нос начал жить своей самостоятельной жизнью. Получил высокую должность и свободно прогуливался по городу. От такого недоумения, Ковалев принял все приснившееся ему за действительность, за жизнь. Но он даже не понял, что благодаря такому положению, в какое он попал во время сновидения, раскрылась вся пустота его жизни, вся унизительность – состоять при собственном носе. Эта не значительная часть тела на самом деле имеет важнейшее значение в его жизни.

Сюжетная линия комедии выстраивается вокруг событий, происходящих в небольшом уездном городке, местное чиновничество которого с ужасом ожидает приезда столичного проверяющего ревизора. Насмерть перепуганные чиновники ошибочно определяют в качестве проверяющего главного персонажа произведения Хлестакова, пытаясь ублажить его и произвести наилучшее впечатление. При этом сам герой до последнего момента не догадывается о причинах происходящих с ним перепитий. Ведь тот не был никаким ревизором.

Конечно же, после того как это произведение увидела широкая масса, то Гоголя обвинили, в том, что он изрядно исказил действительность. Однако писатель прекрасно понимал, что такие негативные эмоции у публики вызвала, прежде всего, правда жизни.

Гоголь показывает, насколько малоразвиты "сливки общества" в уездных городах, до какой степени представители этой прослойки стереотипны, похожи один на другого. Тот прорисовывает все основные образы чиновников - и их общую, всегда одинаковую, реакцию на возможность проверки. Показывает, как они начинают обливать друг друга помоями, только бы выслужиться - а перед кем и для чего и сами с трудом понимают. Показывает узость их мышления, взглядов на мир, ущербность элементарных знаний. В общем, пытается указать читателям на "смерть" дворянства как класса, на деградацию и т. д. Разумеется, не без преувеличений - как и в любой сатире.

Наша гипотеза верна: Н. В. Гоголь утверждал, что современные люди не исполняют свой долг граждан. Те поддаются корыстным соблазнам. Во всех его произведениях раскрывается проблема личности: каждый мечтает показаться более значимым, чем есть на самом деле, что в итоге приводит к исчезновению человечности и индивидуальности. Преклонение перед чинами и званиями укореняют в человеке низменные инстинкты.

1) Что такое поэтика?

На первый вопрос 11 человек (11%) дали верное толкованию термину поэтика. 89 человек (89%) неконкретно либо в корне неверно ответили на заданный вопрос.

Произведения Гоголя актуальны, взахлёб их читают даже за рубежом.

Список использованной литературы

1. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений в 14 томах. 1952. Том 11. Письма 1836-1841 годов

2. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений в 14 томах. 1952. Том 9. Стихотворения, отрывки и наброски, материалы по истории, русскому языку, географии, этнографии и фольклору, записные книжки.

3. Машинский С. Художественный мир Гоголя, 1979.

4. Пивнюк Н.А., Гребницкая Н.М. Литература: Учебник для 8 класса. - К.: Грамота, 2008

Терц А. В тени Гоголя // Собр. соч. в 2 тт. Т. 2. — М. : СП Старт, 1992, с. 3-336.

Петербург часто становился главным героем произведений русских писателей. Это неудивительно. Долгое время – столица России, один из красивейших городов мира, обладающий уникальной, во многом трагической и завораживающей историей…
Петербургом восхищались, им любовались и пели ему оды. Петербург ненавидели, клеймили и проклинали… Это город контрастов, противоречий, огромных возможностей и роковых ошибок.
Н. В. Гоголь посвятил Петербургу цикл повестей с одноименным названием – “Петербургские повести”. Известно, что

писатель отрицательно относился к этому городу, видел в ней скорее минусы, чем плюсы. По Гоголю, Петербург – город разрушения, обмана, жестокости и одиночества.

Петербург ломает жизни, он безразличен к “маленькому человеку”, использует его, а затем выбрасывает, как мусор, отработанный материал.
Рассмотрим две повести из данного цикла – “Портрет” и “Невский проспект”. Первая повесть показывает, что за блеском, роскошью, ежеминутным праздником скрывается боль, разочарование, поругание всего самого святого. Невский проспект становится символом лжи, обмана, дьявольской силы, убивающей

человека.
Два героя повести противопоставлены друг другу. Художник Пискарев, человек тонко чувствующий, способный увидеть и оценить прекрасное, влюбляется в красивейшую девушку. Ее внешность – образец чистоты, невинности, свежей прелести, образец прекрасного: “… рука ее (создатель, какая чудесная рука!) упала на колени,… и платье под нею, казалось, стало дышать музыкою, и тонкий сиреневый цвет его еще виднее означал яркую белизну этой прекрасной руки”.
Но это прелестное создание оказывается…продажной женщиной. Гоголь показывает, что Петербург развращает молодые души, убивает в них человеческое: “Боже! в этих словах выразилась вся низкая, вся презренная жизнь, – жизнь, исполненная пустоты и праздности, верных спутников разврата”.
Избранница Пискарева не жаждет спасения, планы которого строил художник. Он мечтал вырвать эту девушку из ее порочной жизни. Пискарев мечтал жениться на ней, вернуть ее к настоящей жизни, которую она заслуживает, и подарить миру ее красоту, чистоту, прелесть души.

Но девушку вполне устраивает ее образ жизни, ни о чем другом она и не мечтает.
Осознание этого убивает Пискарева. Вернувшись домой от своей возлюбленной, он умирает, разочарованный и поруганный. Неслучайно встреча с этой девушкой произошла у героя именно на Невском проспекте, где все лживо, порочно, грязно.
Писатель подчеркивает, что никому не было дела до жизни этого талантливого художника, никому не было дела и до его смерти. Жизнь “маленького человека” в Петербурге и ломаного гроша не стоит: “Никто не поплакал над ним; никого не видно было возле его бездушного трупа, кроме обыкновенной фигуры квартального надзирателя и равнодушной мины городового лекаря”.
Тему жизни, а вернее, существования в большом городе продолжает повесть “Невский проспект”. Несмотря на огромное количество народа, проходящего в любое время по проспекту, все же меж ними не создается ощущения общности, целостности. Единственное, что объединяет их, – место встречи, Невский проспект.

Как будто “какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе”.
И вот из этой людской мешанины встают перед читателем двое: поручик Пирогов и “молодой человек во фраке и плаще” – Пискарев. Первый хорошо ориентируется в современной ему действительности, он прекрасно знаком с “рулеткой” величественного города. Поручик идет на риск и оказывается в проигрыше, но для него в этом нет ничего необычного, а тем более трагичного.

Он без особого труда справляется с охватившим его “гневом и негодованием”, причем происходит это не без влияния Невского проспекта: “Прохладный вечер заставил его несколько пройтись по Невскому проспекту; к девяти часам он успокоился…”.
А вот другой персонаж – герой в плаще и фраке – следует примеру своего друга и так же, как он, проигрывает. Однако для него – одинокого и чужого в северной столице – этот проигрыш становится роковым. “Застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при случае превратиться в пламя”, художник Пискарев доверяет Невскому проспекту всю свою жизнь, в то время как Пирогов, рискуя вроде бы всем, не теряет ничего. Для него это игра, а для Пискарева – жизнь.

Тонко чувствующий мир человек не может в один день сделаться черствым и грубым, перестать верить миру, позабыть о разочаровании, которое принес ему знаменитый проспект.
Параллельно ведущийся рассказ о двух героях, противоположных по характеру и судьбе, помогает читателю лучше понять противоречивость самого Невского проспекта. Комичная ситуация, в которую попал поручик Пирогов, противопоставляется трагичности судьбы бедняги Пискарева. Точно так же и комическая пошлость утреннего проспекта сочетается с вечерней, трагической пошлостью, с обманом, ведь “он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него…”.
Таким предстает перед нами Петербург Н. В. Гоголя – город обмана, разврата и разрушения, город жестокий и несправедливый, город-вампир, живущий за счет жизни миллионов несчастных и беззащитных людей…

Презентация на тему: " Смешны или абсурдны истории, рассказанные Н.В. Гоголем в петербургских повестях? Выполнили:" — Транскрипт:

2 Смешны или абсурдны истории, рассказанные Н.В. Гоголем в петербургских повестях? Выполнили:

3 Смех в литературе Смех как грань сознания и поведения человека, во- первых, является выражением жизнерадостности, душевной веселости, жизненных сил и энергии и при этом неотъемлемым звеном доброжелательного общения (юмор). И во-вторых, смех это форма неприятия и осуждения людьми того, что их окружает, насмешка над чем-либо, непосредственно-эмоциональное постижение неких противоречий, нередко связанное с отчуждением человека от того, что им воспринимается (ирония, сатира, сарказм).

4 Абсурд в литературе Литература абсурда это стиль в литературе, характерной особенностью которого является демонстрация бессмысленности, парадоксальности, нелепости и даже комизма привычных жизненных условностей, правил и законов, при помощи игры логическими значениями, бесцельности существования человека, обличения недопонимания между отдельной личностью и обществом.

6 Петербург в творчестве Гоголя Тема Петербурга в творчестве Гоголя является одной из ведущих. Им был написан даже цикл петербургских повестей. Петербург Гоголя - это фантастический таинственный мир, полный мрачной мистики. Мир, где правят власть и роскошь, а маленький человек не стоит ничего и может сгинуть, не оставив о себе и крупицы памяти. Петербург в произведениях Гоголя - место, где люди разговаривают сами с собой, носы сбегают от своих владельцев и занимают видное место в обществе, а вещи оживают. Образ Петербурга в творчестве Гоголя - это совокупность гротеска и сатиры.

10 Заключение Гоголь творит свой абсурдный мир простыми средствами. Он никогда не подчёркивает совершенств героев, напротив, почти все действующие лица у него герои недостатков, они не заслонены вычурными декорациями, не бьются в истерике, показывая своё горе или радость, а спокойно, неторопливо рассказывают нам свои истории, и каждая из этих тихих исповедей запоминается надолго.

Читайте также: