Сочинение мокрый луг урок

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка. Развитие речи.

Автор проекта: Пакулева О.В.,

учитель русского языка и литературы

МОУ Емишевская ОШ, Тутаевский район,

Конспект урока русского языка. Развитие речи.

Цель урока : совершенствование работы по развитию речи при описании живописного полотна.

Задачи урока : 1) продолжить работу по развитию речи, выявить замысел

художника, проникнуться им, создать словесное описание

2) формировать у учащихся эстетический вкус, умение вглядываться и вслушиваться в прекрасное;

3) воспитывать любовь к природе родного края.

Планируемые образовательные результаты:

Учащиеся узнают сведения из биографии художника Ф.А.Васильева, познакомятся с его картинами; научатся находить главные детали на художественном полотне, композиционный центр картины; смогут выявить замысел художника, проникнуться им, создать словесное описание картины; усовершенствуют навыки создания собственного письменного текста, орфографические и пунктуационные навыки;

личностные: мотивация к учению и изучению русского языка , обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование самоуважения и самопонимания;

метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки;

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам;

коммуникативные:

учить осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, выражать свои мысли и чувства, аргументировать свою точку зрения с учётом разных мнений.

Вводный (организационно- мотивационный) этап.

Актуализация знаний.

– Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока связана с русской природой.

-Как вы относитесь к окружающей вас природе?

-Вы, конечно, знаете, что красивый пейзаж вызывает радостное чувство, отвлекает от неприятностей, успокаивает, даже лечит.

-Что такое пейзаж?

( Пейзаж – это картина природы, созданная художником, композитором, писателем).

Красоту пейзажей в России создали бескрайние леса, речные долины и поймы, лесные поляны и опушки, кустарники и мелколесье у ручьёв и оврагов. Красота русского пейзажа всегда вдохновляла и русских поэтов, и композиторов, и художников.

Мы много встречались с полотнами художников-пейзажистов, среди которых Шишкин, Левитан, Саврасов.

Перед нами непростая задача: выявить замысел художника, проникнуться им и попробовать создать словесное описание картины.

2.Основной (информационно-аналитический) этап.

1) Слово о художнике

Прочитайте текст и ответьте на вопрос: Какие картины жизни привлекают художника?

(Учащимся выдаются тексты – чтение в парах)

Фёдор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850года в Гатчине близ Петербурга. В детстве познал, что такое бедность, унизительное положение мелкого чиновника, каким был его отец, - незаурядный, хорошо образованный человек.

Поражает, с какой страстью строит свою судьбу будущий талантливый живописец, он восхищает своей настойчивостью, последовательностью. И ещё высокой нравственностью. В 12 лет Фёдор уже работал на почте, чтобы помочь родителям. В 15 лет после смерти отца стал во главе семьи. Фёдор учился и работал. Забота о семье не прекращалась до конца его жизни.

С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. Поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств. По окончании учёбы Васильев вошёл в среду известных художников.

Самое сильное влияние на будущего художника оказал преподаватель рисования с натуры в Рисовальной школе И.Н.Крамской, у которого Васильев учился четыре учебных года.

Федор Васильев ворвался в живопись, как освежающая гроза - один из любимых его мотивов. Очень уж нравилось ему то, чем возмущался его любимый писатель Гоголь, - пресловутое российское бездорожье: Богом забытые проселки, ухабы, овраги, лесные дебри, в землю вросшие деревеньки. Произведения Васильева проникнуты любовью к простым людям, ему понятен и близок их мир, их жизнь и труд.

-Вернёмся к заданию, которое было дано перед чтением:

Какие картины жизни привлекают художника?

(Свой талант и силы Васильев отдал русским сельским пейзажам).

Умное, благородное лицо, в глазах юноши – чувство собственного достоинства, доверчивость, грусть. Это один из лучших портретов, написанных И.Н.Крамским. Изображённого на портрете человека художник впоследствии назовёт своим дорогим и единственным другом.

Но не угадывается ли в глазах портретируемого ещё и трагический знак судьбы? ( В глазах грусть)

После непродолжительного улучшения здоровья Васильев окажется в таком состоянии, что врачи запретят ему передвигаться по комнате, писать картины, рисовать.

Через два года, 24 сентября 1873 года, Фёдор Александрович Васильев уйдёт из жизни, оставив миру свои холсты, рисунки и ещё письма к И.Н.Крамскому, с которым он делился самыми сокровенными мыслями. За два года умирающий Ф.А.Васильев создаст столько живописных и графических работ, сколько не сделает ни один здоровый художник .

Фиксация первого впечатления

-Теперь обратимся непосредственно к картине. Внимательно рассмотрим её и под звуки дождя и раскатов грома (аудиозапись) всмотримся и вслушаемся…

- Запишите своё первое впечатление в 1-2 предложениях.

-Как вы думаете, в каком краю увидел художник этот пейзаж?

Живописец хорошо знал русский Север, а также среднюю полосу России.

Картина была написана в Крыму на основе этюдов и воспоминаний. Это картина – память. Фёдор Александрович очень тосковал по родине. К тому же он знал, что жить ему осталось всего год.

– Каждая картина – это чудо, изображённое художником. Какое же чудо изобразил Васильев? Каков общий вид картины?

(Омытый дождём луг под огромным небом, несколько деревьев вдали и бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.

– Заметьте, здесь нет ни могучих гор, ни кипарисов, ни южных цветов, ни лазурного моря. Здесь всё то, что дорого сердцу художника: приметы родных мест, милые бескрайние картины.

– Как вы думаете, за счёт чего достигается ощущение простора, безграничности пространства в стороны и вглубь?

(Удалена линия горизонта, широкие обобщённые планы, мягкость линий).

– Искусствоведы считают, что композиция этой картины очень продумана и безупречна. Попробуем выяснить, в чём её особенность.

Какие планы картины можно выделить? (Передний план, средний и задний) .

– Что и как изображено на переднем плане? Что мы видим на среднем и заднем плане картины?

( На переднем - часть зелёного луга и заводь. На переднем плане растения выписаны очень чётко: золотые чашечки цветов, лопухи, занесённые ветром обломки веток, заболоченная земля. На среднем и заднем – косогор и деревья, они не так чётко и отчётливо изображены, так как создаётся ощущение удалённости, размытости, подробности исчезают в пелене дождя).

– Но ведь мы говорили не только о пространстве вглубь, но и в стороны, а здесь тоже можно выделить две части: правую и левую. Они коренным образом отличаются.

Всмотритесь. Чем они отличаются?

(Правая – мрачная, хмурая, а левая – освещена солнцем, она изображена как будто в противовес правой части).

– Подумайте, какой же приём в построении картины использует при этом художник?

(Приём контраста: мрачность и солнечность; приближенность и удалённость).

– А что является композиционным центром картины, к которому сходятся основные линии пейзажа? (Светлое пятно, несколько сдвинутое влево – свет на воде).

Светящееся золотистое пятно кажется тем более светлым, что справа , и слева, и снизу его обрамляют тёмные пятна – земля, трава на первом плане, высокий берег. Так проявляется закон контраста света и тени. От ярких бликов на воде глаз поднимается вверх, к золотисто- розовым облакам, что недавно освободились от тяжёлых дождевых капель, и вновь возвращается к блестящей купели. Вода и небо у художника зеркально повторяют друг друга, взаимосвязаны, едины.

– Почему центральный элемент полотна смещён от геометрического центра?

(Создаётся ощущение движения, большого пространства; картина не выглядит статичной).

– Действительно, всё в картине полно движения, всё живо и дышит: гнущиеся под порывами ветра деревья, подёрнутая рябью вода и бегущие по небу тучи.

– Теперь нам необходимо определить основные детали, образы картины. (Это земля и небо)

Составление рабочих материалов

– Итак, два очень важных образа картины – это небо и земля. Сейчас мы попробуем охарактеризовать каждый из этих образов, подобрав наиболее точные слова и выражения.

Давайте попробуем подобрать слова и словосочетания, характеризующие небо на картине. Но помните о приёме контраста.

(В тетрадях составляется таблица).

Сверкающий просвет в облаках; небо бесконечное, озарённое лучами солнца; богатство светлых оттенков: белое, голубоватое небо и светло-серые облака; розоватые отблески; лёгкость и воздушность.

Косматые тучи; холодные, огромные тучи; несутся и сталкиваются; низко нависшая туча; грозное небо; свинцовые и фиолетовые тучи; густо-серые, свинцово-лиловые; кажется, что над лесом ещё низвергаются потоки дождя; небо ещё кипит и бурлит; кажется, что слышны раскаты грома и т.д.

– Обратите внимание на своеобразную борьбу света и мрака на небе.

Но как бы в противоположность напряжённой жизни неба вся остальная часть пейзажа предельно проста и спокойна. Каждая из многочисленных деталей растворяется в целом, и их познаёшь только при очень внимательном рассмотрении. (В тетрадях составляется таблица).

Тщательно выписанные на переднем плане цветы и трава; топкие берега заводи; очертания обрывистого косогора; границы света и тени на лугу; два развесистых дерева; полоса леса вдали; тропинки.

Болотистая заводь; слева водная гладь блестит, кажется розовато-голубой, а справа – серо-свинцовой.

– Создаётся ощущение влаги, влажных испарений земли, влажной травы, деревьев, воздуха, то есть нет в картине сухости и монотонности.

– Теперь обратите внимание на то, какие цвета избрал для своей картины художник?

(Два основных: синий и зелёный, но огромное разнообразие оттенков и переходов, приглушённая гамма фиолетовых оттенков, тонких граций от густо - тёмного цвета до нежно- золотистого и розового).

– Какое настроение передаёт картина зрителю?

(С одной стороны – борьба и сопротивление, с другой – спокойствие и умиротворение).

– Действительно, ведь Фёдор Васильев всё время искал гармонию и чистоту в природе, трепетно передавал её красоту, одухотворял её глубоким поэтическим чувством.

– А какие поэтические строки вспомнились вам при рассмотрении этой картины? (Дома ребята в качестве предварительной работы получили задание подобрать стихотворения о дожде, грозе).

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Ветра тёплого порывы,

Дальний гром и дождь порой…

Зеленее под грозой. (Ф.И.Тютчев)

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несёшься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождём.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес. (А.С.Пушкин)

Замолкнул гром, шуметь гроза устала,

Меж чёрных туч приветно засияла

Ещё дрожат цветы, полны водою

И пылью золотой.

О, не топчи их с новою враждою

Презрительной пятой. (А.К.Толстой)

Художник и зритель. (Вербализация впечатлений)

Представим, что и мы стоим вот здесь, на этом мокром лугу, и вдыхаем свежий, влажный воздух. Итак, мысленно мы вошли в пространство картины. Нет, не вместе, коллективно, а каждый в одиночку пришёл сюда. Куда встал ты? Что чувствуешь? Послушай себя. Ступить негде: везде сыро, вязко, грязно. И на душе неспокойно становится. Художник завлекает нас в пространство. Зеркало воды завораживает, притягивает. Глаз скользит по световой дорожке, но резкое перспективное движение дорожки вправо, в тёмно-холодную глубь картины, останавливает его. Путь преграждает тёмная полоса, отсекающая свет; справа и слева, вверху и внизу – повсюду тёмная полоса. А вода неподвижная, стоячая. Место безлюдное – болото. Неуютно, одиноко человеку здесь.

-Так что же рассказал нам художник о мире и о себе?

Чувства Васильева противоречивы. С одной стороны, сила жизни, проявляющаяся в свете, жизнь неба в движении от мрака к свету. С другой – сжимающие тиски тьмы, существование природы самой по себе, без человека, над человеком.

Может быть, здесь отразился дух смертельно больного человека, жаждущего жизни? Может быть, то и другое? Может быть, что-то ещё не разгаданное нами, не прочувствованное? Каждый из нас по-своему воспринимает мысли и чувства художника.

3)Работа с текстом (в парах)

-выявление слов, организующих пространственную перспективу текста.

Описание картины проводится в пространственной перспективе, т.е. указывается, какими изображёнными предметами заполнена картинная плоскость и где они расположены.

При описании картины помогут слова и словосочетания со значением места, например: слева от болота виднеется…; прямо перед нами изображены…; на первом плане художник пишет…; второй план занимает…; вдалеке угадывается ….

Прочитайте отрывок из рассказа о картине. (Выдаются листы с текстами)

Выделите в тексте способы обозначения места нахождения предметов.

На первом плане почти с ботанической точностью изображены растения средней полосы России.

Только что прошла мглистая грозовая туча, основательно промыв зелень, землю, воздух. Как легко дышится после летнего шквального ливня, как радуешься, предвкушая тот миг, когда ослепительное солнце отразится в мириадах капель на траве и листьях!

(Алёхин А.Д. Когда начинается художник. – М., 1994. – с.80).

- выявление слов, организующих временную перспективу текста.

Художник, творящий в области изобразительного искусства, имеет возможность зафиксировать лишь одно мгновение жизни. Однако истинный мастер сумеет через это оставленное мгновение показать жизнь в её естественном течении, изменении, и зритель, рассматривая картину, угадывает, что было до и после изображённого временного отрезка. Следовательно, в сочинении можно использовать слова, словосочетания и обороты со значением прошедшего или будущего времени, например: после какого-либо события произошло…; только что свершилось…; лишь только отшумела…; как только закончилась…; скоро появится…; вскоре засверкает…; ещё не случилось…, но уже… .

На первом плане почти с ботанической точностью изображены растения средней полосы России.

Только что прошла мглистая грозовая туча, основательно промыв зелень, землю, воздух. Как легко дышится после летнего шквального ливня, как радуешься, предвкушая тот миг, когда ослепительное солнце отразится в мириадах капель на траве и листьях!

(Алёхин А.Д. Когда начинается художник. – М., 1994. – с.80).

- переставьте предложения в порядке развития мысли. Начните с предложения, в котором выражена главная мысль.

Она же стала главным ключом в понимании замысла картины и одухотворённости её поэтического образа.

Она блеснула надеждой средь плотного слоя облаков.

Ничто не кажется в картине таким волнующим, как появившаяся на небе узкая полоса солнечного света.

Эта деталь стала главной в организации света и тени.

(3,2,4,1) ( По Ф.С.Мальцевой)

Какой план точнее выявляет тему, основную мысль картины?

Какими средствами это достигнуто?

Какие уточнения, на ваш взгляд, можно внести в план?

Какие картины написал Ф.А.Васильев?

Что мог видеть художник до грозы?

Чувства художника при написании картины.

Моё мнение о картине.

Преобладание синих и зелёных тонов.

Сложная жизнь неба.

Величавый покой и тревога.

Надежда всегда жива.

Запишите понравившийся план сочинения- описания картины, включив в него свои уточнения.

3.Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап.

Творческая работа .

- сочинение-описание картины по плану, данному учителем и уточнённому пишущим в соответствии с его художественно-эстетическим восприятием.

- сочинения нетрадиционных жанров:

В помощь учителю

Интернет ресурсы:

Литература:

4.развивать орфогр афические и пунктуацион ные навыки учащихся.

Фёдор Васильев р одился 10 февраля 1850 года в городе Гатчина (нын е

Ленинградская область) в семье мелкого почто вого чинов ника из Петерб урга.

В двенадцатилетне м возрас те был отдан на с лужбу в г лавный почтамт. С раннего

детства проявлял способности и интерес к ри сованию. Пост упил на учёбу в

Рисовальную шко лу О бщества поощрения художес тв в Петер бурге (186 5—1868), в это

время он с овмещал заняти я в школе по вечерам с работой у рес тавратора из

Академии худо жеств. По окончании учёбы Васильев вошёл в сред у известных

художников. Ва жным с обытием в этот период для ю ного художника стала его

поездка на ост ров Валаам, г де вместе с И.И. Шишкиным он прораб отал более пя ти

месяцев. В 1 869 году сост оялась поездка Васильева в Тамб овскую губернию , в

имение гр афа П. С. Строганова. Эти поездк и сыграли б лагоприятную р оль в развит ии

самобытного талант а художника. Уже сразу по возвращении Васильев с оздаёт

художественной жизни. Её авторское по вторение, в более тёплых то нах чем пер вый

вариант, было пока зано на всемир ной выстав ке 1872г. в Лондоне .

Федор Васильев вор вался в живопись, как освежающая гр оза - один из любим ых его

мотивов. Очень уж нравилось ему то, чем возмущался его люб имый пис атель Гоголь,

- пресловутое росс ийское б ездорожье: Богом з абытые просе лки, ухабы, овраг и,

лесные дебри, в землю вр осшие дер евеньки. П р о и з в е д е н и я В а с ил ь е в а п р о н и кн ут ы

л юб о в ь ю к пр о с т ы м л юд я м , ем у пон ятен и б лизок их мир, их жизнь и тр уд.

Шишкин учи л Васильева зарисовывать природу так, чтобы не пропадала ни одна

травинка, и главное - правильно вид еть небо и воду. Каждый вече р художник

наблюдал за те м, как з а озером с адилось Солнце, пред ставляя с обой огненную

феерию, а озеро все это послуш но отображал о. И Васильев по - новому открыл дл я

себя эти две стихии – он увидел, что «не бо живет своею собс твенной жизнью, в то

холстом, особен но когда он писал или п ереписывал облака, в из умлении

зимой 1870 года, Васильев с ильно простудился , у него обна ружился туберкулёз.

Общество поо щрения художеств дало е му сред ства для поездк и в Крым. В Кр ыму

Васильев напис ал свои самые проникновен ные и значител ьные картины

старым этю дам и всегда живым и волновавш им художника воспоми наниям о милом

севере. "Мокрый луг" б ыл представлен на конкурс Об щества поощрения худож ников

в Петербур ге в 1872 г оду и получил втор ую премию .

4. Как вы думаете, в какое вр емя дня написана картина?

5. Любит е ли вы природу пос ле дождя, во врем я дождя?

6.Как вы думаете, дождь на кар тине "еще идет " или "уже закончи лся"?

7.Какие расте ния написаны на пер едне м плане картины? Узнаете ли вы их? Как вы

8. Как, по вашему мнению, художник относился к пр ироде?

10. Колорит кар тины? Какие кр аски использова л художник ?

Спокойное зер кало реки; нежно - розовое небо; космат ые тяжёлые облака;

разбуженная вет ерком ря бь воды; шевелятс я травинки; умытая дождём природа;

сочный зелё ный цвет; прекрасный чис тый воздух; з ловещие тучи ; обрывистый

косогор; болотистая заводь; топкие берег а; развесис тые деревья; клубя щиеся

облака; отголоски бури… гонимые ветром тучи, тяжелые капли дождя , мокрая

темная земля, наполненн ые водой ложб ины, тяжелые вет ки деревье в, тени туч,

невидимые капли дождя, следы отшум евшего ливня, неслышный вет ерок, рус ло

11. Какое состояние прир оды и человека пер едано худож ником на этом по лотне?

12. Какая часть речи помогае т передать состояние природы и человек а?

13. В каких пр едложениях используе тся кат егория сост ояния? В чем особе нность этих

Легко и свободно дышится , светлеет, приятно смотреть на колышущиес я травы,

хочется радоват ься зелёной весне, на лугу свежо, тепло, уж е темнеет, не удастся

подышать, хочетс я верит ь, в картине легко различит ь…

14. Почему худо жник р исовал в Ялте не прекрасную кр ымскую природу, а обычный

15. Какой смысл вкладывает худо жник в с лово природа ?

16. Какие ти пы речи буде м использовать в сочинении?

1)."Нет у нас пейзажиста - поэта, - говорил Крамской. - И ес ли кто может и должен им

2).Пейзажи пиш ут многие р усские живописцы, но у каждог о получается по - своему.

3).Репин вс егда восхищался той лёгкости с как ой Васильев создавал с вои полотна.

Всего несколько ма зков - и под рукой творца могло появит ься облако, на создание

4).У Фёдора Василь ева – пейзаж - стихотворение. Он не тол ько показывает то, что

видит. Он уме ет передать поэзию прир оды, чувство, которым она наполнил а его.

Художник Н .Н.Ге говорил, что Васильев "откр ыл мокрое, с ветлое, движу щееся неб о".

переходный момен т в жиз ни природы, что вооб ще характер но для произведений

Васильева. Тол ько что прошел ливе нь. Еще клубятся в небе сиз ые тучи, а природа

уже как будт о встряхиваетс я, приходит в с ебя после дождя. Чистыми, насыщенными

красками засиял омытый дождем луг. В асильев не з нал равных в ост роте восприя тия

цвета. На дальнем п лане карти ны – отголоски пр ошедшей б ури, клубя щиеся облака.

На переднем плане художник пишет ом ытую дождем землю. Он люб уется каждой

травинкой, лис тком, каждым комком земли. Уходит гроза, но небо еще кипит и

бурлит. С г розной торопливостью несутс я и сталкиваются космат ые тучи, еще слышны

раскаты г рома - все в карти не полно движения, все живет и дышит: и гнущиеся под

порывами ветр а деревья , и подер нутая рябью вода, и небо. Небо в пол отнах

Васильева всег да играет значительную роль, а в "Мокром луге" оно являетс я едва ли

не главным с редством выраже ния поэт ической мысли художника. С веркающий

теплый просвет в облаках, отраже нный в воде и поддер жанный отсветами на земле,

ведет борьб у с огромными те мными и холод ными тучами и бегущими по з емле

тенями. Композиц ия "Мокрого луга" прост а и непринужде нна, и в то же врем я

трудно предс тавить себе более продуманное пр оизведение. В картине легко

различить компози ционный центр, к которому сходятс я основные линии пейзажа -

очертания косогора, б ерега заводи, тр опинки, границы с вета и тени на лугу, полоса

леса. Зрит ельным центром, организующим всю кар тину, являетс я темный с илуэт двух

могучих деревьев. Ф. Васи льев смести л его вправо от г еометричес кого центра, и

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - композиция к конрольной работе по картине Ф.Васильева "Мокрый луг".

по русскому языку в 5 классе

разработан в соответствии с требованиями ФГОС

с использованием современных образовательных технологий

(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационная технология)

Урок развития речи . Подготовка к написанию контрольного сочинения по картине русского художника Фёдора Васильева "Мокрый луг"

Занятие - композиция

учитель русского языка

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному искусству

обучающие: формировать навык устной речи, формировать у учащихся навыки и умения самостоятельной работы, активировать словарный запас учащихся.

развивающие: развивать умение логически излагать свои мысли, используя литературный язык, развивать умения аргументировать, доказывать, выделять главное, сравнивать, обобщать.

воспитательные: воспитание и развитие личностных компетенций учащихся; формирование коммуникативных умений и навыков учащихся, воспитывать чувство к прекрасному.

Предметные: - развивать навыки владения основными лексическими, грамматическими нормами русского языка; умение на практике применять теоретические знания. Личностные: обогащать объем словарного запаса и усваивать грамматические средства для свободного выражения мысли, а также развивать способность к самооценке. Метапредметные результаты:

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: - принимать участие в групповой работе; формулировать собственное мнение и позицию; формировать умение грамотно строить устное монологическое высказывание.

Тип занятия: "Занятие - композиция".

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

- Добрый день, друзья мои!

– Добрый день, ответим мы. Как две ниточки связали доброты и теплоты.

- Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня активно поработаем, совместной работой порадуем себя, меня.

2. Актуализация знаний. Сегодня у нас необычный урок, называется он "Занятие - композиция" (по картине русского художника Фёдора Васильева "Мокрый луг"). Для начала разберёмся что же обозначают эти слова? Кто мне подскажет? (ответы учащихся). Точное лексическое значение этого слова мы можем узнать по словарю. - Скажите, а в каком словаре раскрываѐтся лексическое значение слова? - С толковым словарѐм русского языка С.И.Ожегова работала . (имя ученицы). В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова подаѐтся такое объяснение:

Занятие 1. Действие по гл. занять,2. Труд, работа, дело, ремесло.

Композиция (от лат. compositio - составление - связывание)

3. Мотивация учебной деятельности

- Сейчас я прочту стихотворение русского поэта 19 века Константина Бальмонта. Внимательно послушайте и постарайтесь определить главную мысль текста.

Бог создал мир из ничего.

Бог создал мир из ничего.

Учись, художник, у него,-

И если твой талант крупица,

Соделай с нею чудеса,

Взрасти безмерные леса

И сам, как сказочная птица,

Умчись высоко в небеса,

Где светит вольная зарница,

Где вечный облачный прибой

Бежит по бездне голубой.

- Ученики определяют мысль (роль художника в мире, талант создавать настоящие чудеса - шедевры)

4. Постановка задач.

Тема урока: "Занятие - композиция" по картине русского художника Фёдора Васильева "Мокрый луг"

- Откройте тетради, запишите число, тему урока.

-Над чем мы сегодня будем с вами работать?

Обучающиеся формулируют задачи урока:

Ученик 1. Подготовка к написанию контрольного сочинения по картине русского художника Фёдора Васильева "Мокрый луг".

2.Формировать навык устной речи.

3. Формировать навыки и умения самостоятельной работы.

4.Излагать свои мысли, используя литературный язык.

5.Развивать умения аргументировать, доказывать, выделять главное, сравнивать, обобщать.

6. Активировать словарный запас.

7.Из слов и словосочетаний составлять текст.

8. Составим план для написания сочинения.

5. Работа над материалом.

Накануне подготовки к уроку было задано домашнее задание по группам.

Первая группа: Тематика полотен Ф. Васильева(пейзаж, география картин)

Нарисовать и вырезать луг, деревья, небо.

Вторая группа: Виды работ художника (карандаш, акварель, сепия - светло коричневое красящее вещество.)

Нарисовать и вырезать молодую листву, цветение трав

Третья группа: Где пребывал Ф. Васильев и в каком году была написана картина?(Крым,1872 год). Где хранится картина?

(В настоящее время картина находится в Государственной Третьяковской галерее).

Нарисовать и вырезать небо, облака( белые и свинцовые)

Проверка домашнего задания. Беседа. Вопрос-ответ. Помощь учителя.

Слайд .

Вопросы по картине ( для каждой группы в отдельности)

1.Что запечатлено на картине?(пейзаж). Толкование слова. Общий вид какой-н. местности.

Запись в тетрадь.

1.Какая цветовая гамма присутствует на полотне? О чём она говорит? (Белый, зелёный, коричневый? Краски помогают понять замысел художника.)

2.Что попытался изобразить художник? ( Художник изобразил изменение погоды, когда дождь прекращается или уходит. В правой части ещё темно и даже видно, что вдалеке продолжает идти дождь, а слева уже светлеет, выходит солнце. То, что тёмные тучи уходят, а не приходят, говорит особый символизм визуальной передачи, которым пользуются художники, чтобы выразить направление: зритель всегда оценивает картину слева направо, то есть визуально для зрителя левая часть — это наступающее, новое, а правая часть — уходящее, старое.

3.Удалось ли художнику изобразить реальную картину? Как называется такое направление в искусстве?( Реализм). Запись в тетрадь.

6. Закрепление материала.

Практическая часть работы. Творческая мастерская.

Задание для первой группы: прикрепляет на доску луг, деревья, небо. Отвечаем на вопросы и записываем с/сочетания.

Земля (какая?) , влажная, коричневая

Луг(какой? )весенний, широкий, мокрый

Задание для второй группы: Прикрепляет на доску молодую листву, цветущие травы

Листва(какая?) (зелёная, молодая, свежая)

Цветение трав – это. начало новой жизни.

Задание для третьей группы: прикрепляет на доску небо, облака( белые и свинцовые)

Небо: тяжёлые тучи, свинцовые. На сколько частей разделено небо?( на 2)

Что же оно символизирует?( белая часть неба -добро; тёмная часть неба - зло)

Какими кажутся облака? Какая сила скрыта в них? (Облака словно двигаются по небу)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ветер
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

- Молодцы, ребята.

С помощью записанных словосочетаний, предложений составьте мини-текст, в котором обязательно должно быть три -четыре части.

Слайд. Описание картины Ф.Васильев "Мокрый луг". Ребята самостоятельно делают выводы, записывают план сочинения.

Первая группа готовит вступление. 1. Описание весеннего луга.

1. На картине Ф.А. Васильева я вижу луговой пейзаж. Время года – весна. Недавно прошёл дождь. Если внимательно вглядеться, то заметим, что полотно разделено на две части. Словно, злые и добрые силы встретились, и пытаются побороть друг друга. Но добрая сила побеждает, и тёмные тучи постепенно расступаются, пропуская светлые облака.

Вторая группа повествует об основной части. 2. Красота и живость молодой листвы.

2. Автор изображает природу в ярких оттенках зелени, которые очень чётко предают зрителям всю красоту и живость молодой листвы. Цветение – это, словно, начало новой жизни, которую автор срамиться показать в своём произведении. Только в весенние месяцы природа бывает столь прекрасной и чарующей. Теперь, после того, как прошёл дождь, луговые травы напитались живительной силой, и готовы снова радовать своей красотой.

Третья группа повествует о концовке. Реализм картины.

Смотря на картину, возникает ощущение, что сейчас облака начнут двигаться по небу, а луговые травы зашевелятся от порыва прохладного ветра. Картина живёт, дышит.

4. Мне понравилась картина тем, что. автору удалось передать всю красоту весеннего пейзажа.

1. Описание весеннего луга.

2. Красота и живость молодой листвы.

3.Реализм картины.

4. Моё мнение о картине.

- Молодцы, ребята. Сегодня Вы потрудились на славу. Скажите, пожалуйста, вы готовы к предстоящей контрольной работе?

7. Рефлексия.

Чем мы сегодня занимались?

И над чем трудились?

- Мне было интересно

- Мы сегодня разобрались…

- Я сегодня понял, что…

- Мне было трудно…

- Завтра я хочу на уроке…

- Домашнее задание: упражнение 350, 351, подготовиться к контрольной работе.

- На этом наш урок закончен. До свидания.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Природа – 1. Все существующее во вселенной, органический и неорганический мир. 2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. 3. Места вне городов. 4. Основное свойство, сущность

II. Познакомимся с художником Ф.Васильевым. Посмотрите на его портрет кисти Ивана Николаевича Крамского. Мы видим молодого человека с опушенным мягкой бородкой округлым лицом и красивыми большими глазами, но во взгляде его удивительно сочетались зрелый ум с озорной мальчишеской веселостью. Этот девятнадцатилетний хохотун-здоровяк, щедро одаренный талантливостью, поражал всех своей белозубой улыбкой и казался счастливцем, рожденным в сорочке.

Но его судьба едва ли не самая трагическая среди судеб русских художников. Он оказал огромное, серьезное влияние на живопись, хотя прожил всего неполные 23 года.

Федор был незаконнорожденный. Детство его прошло в доме мелкого почтового чиновника, которого он должен был называть своим отцом. В доме царила беспросветная нужда. Чтобы заработать право рисовать по вечерам, он устроился работать почтальоном за три рубля в месяц. Вопреки нужде он любил одеваться с щегольской элегантностью, зарабатывая на это нелегким трудом в мастерской реставратора. Глядя на одетого с иголочки крепыша-чистюлю в лимонных перчатках, с блестящим цилиндром на коротко подстриженных волосах, сыплющего остротами и по-детски звонко хохочущего, кто мог подумать, что дома, в убогой, низенькой комнате, стоят на дрянных треножках-мольбертах пейзажи, полные самого искреннего чувства, простоты и неподдельной поэзии? Никто не ожидал от этого юнца такого тонкого мастерства.

- Что изображено на картине? Каково ее содержание?

Сделаем запись в тетради: омытый дождем луг, гонимые ветром тучи, тяжелые капли дождя, мокрая темная земля, наполненные водой ложбины, тяжелые ветки деревьев, тени туч, невидимые капли дождя, следы отшумевшего ливня, неслышный ветерок, русло реки, заросшее камышом и кустарником.

- Какое состояние природы и человека передано художником на этом полотне?

(Немного грустно, усталость после грозного ливня, хочется отдохнуть, стряхнуть с себя тревогу, тяжесть)

- Какая часть речи помогает передать состояние природы и человека? (Категория состояния)

- В каких предложениях используется категория состояния? (В безличных)

- В чем особенность этих предложений?

- Как вы думаете, ребята, почему художник рисовал в Ялте не прекрасную крымскую природу, а обычный луг после дождя? (Грустил по родным местам, хотел оказаться дома)

- Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: что такое природа в понимании Ф.Васильева?

- Да, это не просто место вне города, это сущность Родины, ее основное свойство, то, без чего невозможно жить.

IV. – Какой тип речи будет преобладать в вашем сочинении? (Описание)

- Каковы особенности описания как типа речи? Какие части речи чаще всего используются в описании?

- Какой еще тип речи можно использовать в вашем сочинении? (Повествование, можно рассказать об истории написания картины)

- В своей работе вы можете опираться на текст упражнения 287. Опишите содержание картины, передайте свое впечатление от картины. Подчеркните безличные предложения.

V. Работа над черновиком сочинения. Написание сочинения.ду, а обычный луг после дождя?ины, тяжелые


Список использованной литературы

Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002. – 208 с.

Волынский Л. Лики времен: Книга о русских художниках. – М.: Детская литература, 1982. – 238 с.

Каменева Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1975. – 167 с.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1997. – 944 с.

Читайте также: