Духовные искания личности в прозе бунина сочинение

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: урок – размышление.

-отработать навык самостоятельного анализа текста,

-обобщить наблюдения над особенностями бунинской стилистики и философской концепции писателя.

-способствовать развитию исследовательских умений и навыков учащихся,

- развитию творческого потенциала учащихся через осознанное чтение художественного произведения, развитию коммуникативных умений и навыков

- способствовать воспитанию любви к Родине, национальной православной культуре;

- формировать умения внимательно относиться к мнению другого человека.

-раскрыть особенность понимания любви Буниным через сопоставительную характеристику героев (портрет, увлечения, отношение друг к другу, понимание смысла жизни).

-выявить отношение Бунина к России через упоминание памятников древней Москвы, использование реалий современной Москвы, бытовых зарисовок, умозаключений героев о Руси.

Образовательные технологии:

технология критического мышления (стадия вызова - вопросы, на стадии изучения - составление таблицы (графическая организация материала);

ценностно- ориентированные технологии (связаны с воспитательными задачами);

диалоговые технологии (формирование коммуникативной компетентности);

информационно-коммуникационные технологии (использование Интернет-ресурсов; мультимедийные приложения (презентация к уроку); работа с текстом и другими источниками).

Работоспособность достигалась путем особой организации урока, эмоциональным настроем учеников и учителя. На уроке была создана атмосфера непринуждённости.

Методы обучения: метод творческого чтения, проблемный.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Опережающее домашнее задание к уроку.

Пользуясь энциклопедическим словарём, рассказать о литераторах, чьи имена упоминаются в рассказе.

Рассказать о религиозных праздниках, которые указаны в рассказе

Повторить средства художественной выразительности.

К уроку класс поделился на группы, каждая группа заранее п олучила вопросы для самостоятельной работы над текстом рассказа. Выступление каждой группы завершается коллективным обсуждением и комментарием учителя.

Планируемые результаты

Предметные результаты

выявление заложенных в произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное произведение;

определение в произведении изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

формулирование собственного отношения к произведению русской литературы;

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств.

Понимание связи литературного произведения с эпохой его написания

Личностные результаты

воспитание духовно-нравственных качеств (интерес к творчеству писателя, и т.д.)

уважительное отношение к русской литературе, религии, культуре и живописи.

Метапредметные результаты

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы;

умение самостоятельно организовать свою деятельность;

умение определять сферу своих интересов.

2. Подготовка учащихся к восприятию материала. Вступительное слово учителя.

3.Рефлексия (1 этап). Первичное усвоение знаний.

Задание: 3-4 прилагательными(причастиями) охарактеризуйте первичные впечатления, которые на вас произвел рассказ. (Вернемся в конце урока, на втором этапе рефлексии).

-С кем из героев рассказа прежде всего связано это понятие?( С главной героиней).

5 .Актуализация знаний. Анализ рассказа.

Реализация домашнего задания(задания для групп).

Учитель: Действительно, в центре внимания любовный конфликт, кульминация – разрыв отношений, развязка – уход героини в монастырь. Почему герои не могли быть вместе? В чём их трагедия? А есть ли трагедия, если Бунин утверждает:

Попробуем разобраться вместе. Повествование у Бунина ведётся от первого лица, у героев нет имён. Значит, для Бунина главное показать не героев, а что-то другое.

-Обратите внимание на портрет героини. Какие ключевые слова используются для создания образа? Особенной была только внешняя красота героини? Чем она удивляла главного героя? Какие эпитеты, сравнения используются и какова их роль в создании образа главной героини? (усиливают непонимание героя, мотив непохожести героини на других девушек).

Я… родом из
Пензенской губернии

Она из Твери, а её бабушка из Астрахани

Я привозил ей коробки
шоколаду, новые книги – Гофмансталя,

Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского

Она любит цитировать русские летописные сказания, особенно ее восхищает древнерусская Повесть о верных супругах Петре и Февронии Муромских.

- Проанализируем описание комнаты главной героини. Какие детали интерьера подчеркивают особенности характера героини? (соединение восточных и з ападных мотивов, портрет босого Толстого).

Какой музыкальный мотив связан с образом главной героини?

-Лекция A. Белого, пародийно описанная в рассказе.

-Австрийский символист Артур Шницлер.

- Австрийский драматург и прозаик, импрессионист Тетмайер Казимеж.

- Польский лирик, автор утончённых эротических стихов. Ст. Пшибышевский.

7. Осознание и осмысление материала.

-Почему мы не узнаем имена героев при большом количестве имен собственных в рассказе? ( Имена собственные помогают автору воссоздать конкретную эпоху, показать дух противоречий того времени, создать историко-философский фон для вечной истории любви и расставания… Герои – воплощение вечных устремлений человека к счастью в любви и трагического неосуществления этой мечты. Автор не дает имен своим героям, чтобы придать обобщенный смысл. Номинация героев не столь важна, Бунин исследует культуру России, быт людей, их развлечения, все то, что занимало их души, т.е. духовную жизнь людей).

Учитель: Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта, церковной обрядовости, литературно-артистической жизни начала века. В рассказе речь идёт о религиозных праздниках.

Чистый понедельник - первый день великого поста, наступающего после разгульной Масленицы.

Масленица - Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту. Символика обряда связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны.

Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?

-Какие слова говорят об отношении автора к храму?( Все свои помыслы и преставлении о высшей красоте любви и добре связывали наши предки с образом храма – воплощением царства Божия на земле).

На Рогожском кладбище была похоронена благоверная княгиня Анна Кашинская. Народ приходил к гробу своей небесной покровительницы. Люди молились ей в бедах, болезнях и скорбиях, а молодые просили у нее совета перед вступлением в брак).

Именно этой меркой исторического прошлого измеряет героиня современную жизнь, именно с нравственных позиций, выработанных веками в русском человеке, подходит автор к любви своих героев. Таков идейный замысел рассказа.

8. Аналитическая беседа.

-Почему в последних строках произведения, когда наступает пронзительная развязка, появляется необыкновенно высоко и лирично изображенная Буниным великая княгиня Елизавета Федоровна?

В конце рассказа величественно-высоко “вся в белом, длинном, тонколикая, в белом обрусе с нашитым на него золотым крестом на лбу, высокая, медленно идущая с опущенными глазами, с большой свечой в руке” появляется великая княгиня Елизавета Федоровна. Поистине Великая, принявшая без благословения отца православие, мужественно стоявшая на коленях во время панихиды около останков своего супруга князя Сергея Александровича, зверски убитого террористами в 1905 году, отдавшая самую большую часть своего наследства на благотворительные цели. Великая княгиня выделила часть денег на приобретение усадьбы на Большой Ордынке и начала здесь строительство церкви и помещений обители, амбулатории, приюта. В феврале 1909 года была открыта Марфо-Мариинская обитель Милосердия, в ней было всего шесть сестер (к 1910 году сестер было уже 17). В эту-то обитель и уходит героиня рассказа И.Бунина. Жизнь-отречение, отданная бедным и нуждающимся. Сразу вспоминается портрет босого Толстого в квартире героини, отказывавшегося от графского титула. И более понятным становится уход героини, нашедшей успокоение своей мятущейся душе в обители. Святые места в рассказе наполнены каким-то особым сиянием, здесь даже вечер светлый и тишина, чего так не хватает в обыденной современной жизни в тех местах, куда каждый день “таскает” ее герой.

Праздность – это лень, ничего-не –делание, духовный вакуум, за которым – духовная смерть.

Любоначалие происходит от гордости, от тщеславия, от стремления к первенству во всём.

Празднословие – ненужные, лишние, фальшивые слова, ни к чему не обязывающие.

В рассказе нет этих ненужных, фальшивых, лишних слов. Автор продемонстрировал нам не только вершину своего филологического мастерства, но и позволил проникнуть в свой внутренний мир, свою философию. В рассказе меняются оба героя. Их жизнь наполняется новым смыслом, потому что миру, наполненному сиюминутностью, мельканием лиц, меркантильности они предпочитают мир просветлённости, покоя и ясности. Мир, основанный на традициях православной культуры.

9.Закрепление учебного материала.

- Чем объясняет писатель особенности характера героини? (Пример ответа:

7. Самостоятельная работа. (На карточках выписан фрагмент описания внешности героини с пропущенными эпитетами). Попробуйте вставить на месте пропусков эпитеты и посмотрите, насколько вы как стилисты близки к стилю писателю .

(Она стояла… в чёрном ___ (бархатном) платье, делавшем её тоньше, блистая его нарядностью, ____ (праздничным) убором смольных волос, смуглой янтарностью обнаженных рук, плеч, сверканием ____ (алмазных) серёжек вдоль чуть припудренных щёк, ____ (угольным) бархатом глаз и ____ (бархатистым) пурпуром губ; на висках полуколечками загибались к глазам черные ____ (лоснящиеся) косички, придавая ей вид восточной красавицы с лубочной картинки.

Анализ заключительного эпизода рассказа.

Свет озаряет любовь. И напротив, любовь - это вспышка света. Так и в этом рассказе. Как Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и героиня, подарившая, наконец, долгожданную близость герою, уходит в монастырь. Озарила и исчезла.

-Как вам кажется, для чего автор вводит эпизод встречи, узнавания героев в 14-ом году? ( Россия на пороге стра шных испытаний…Первая мировая, революции, гражданская война).

— Может быть это очищение через страдания. Испытания во имя спасения? Великий пост как время покаяния и испытания веры на прочность сменяется великим праздником. Может, в этом автор и усматривал путь России…

— Показывая любовь и расставание героев, Бунин размышляет над историей своей родины.

Сравним 2 финала.

Рефлексия (2-ой этап). Я прошу вас вернуться к той работе, с которой начали урок. На листах, где было зафиксировано первоначальное впечатление от рассказа, запишите ваши чувства, мысли, ощущения на данном этапе, после анализа рассказа.

Что изменилось в вашем восприятии, понимании рассказа?

О чем побудил вас задуматься этот урок?

Печаль ресниц, сияющих и чёрных,

Алмазы слёз, обильных, непокорных,

И вновь огонь небесных глаз,

Счастливых, радостных, смиренных…

Всё помню я… Но нет уж в мире нас

Когда-то юных и блаженных.

Откуда же являешься ты мне,

Зачем же воскрешаешь ты во сне,

Несрочной прелестью сияя,

Так дивно повторяется восторг,

Та встреча краткая, земная,

Что бог нам дал и тотчас вновь расторг.

10.Обобщение и систематизация материала.

Учащиеся под руководством учителя подводят выводы:

Любовь у Бунина изображается не просто как кратковременное чувство, она озаряет жизнь человека и навсегда остается в его памяти.

Любовь в жизни человека, память – основные нравственные ценности в мире Бунина.

Писатель показал неудовлетворенность человека окружающим, поиск цельного и осознанного бытия.

Заключительное слово учителя


Мировоззрение И. А. Бунина было сформировано всем накопленным жизненным опытом писателя. Это и любовь к земле, природе, его отношение к людям и церковным обрядам, которые он видел в детстве. Бунин объездил всю Европу и познакомился с культурами разных народов, его занимали вопросы философского и религиозного характера: что означает жизнь, смерть, грех, ненависть, искупление? Мировоззренческие позиции И. А. Бунина нашли отражение в его творчестве: в ранних рассказах и в произведениях периода эмиграции. Через своих героев, автор показывает нам собственное отношение к миру, людям, религии.

Музыка колоколов используется писателем как эффектное средство сознания характеров в типических условиях их бытования. Звон колоколов одухотворяет бунинских героев, возвышает над убогим бытом, внушает надежду на счастье. Колокольный звон сопровождает человека в радости и печали, отчаянии и вере. Дальний звон колокола у Бунина оттеняет тишину, подчеркивает гармонию мира, вечную жизнь космоса. Как знак — символ колокольный звон устремляется за пределы конечного существования человека. В произведении Бунина он раздвигает пространственно — временные границы, лишает текст сиюминутной предметности.

Мотив колокольного звона позволяет Бунину расширить восприятие от мимолетного впечатления до универсального и вечного чувства. В рассказе автор показал детей стоящих в начале жизненного пути, которые стремятся преодолеть повседневные заботы и подняться к духовному, высокому. Колокольный звон, сопровождающий героев, одухотворяет их и помогает подняться над буднично — житейским.

Мотив пути в творчестве Бунина является полисемантичным. С ним у писателя связаны философские понятия о времени и пространстве, о жизни и смерти, о человеке и космосе, о временном и вечном. Понятие пути в произведении великого писателя связано и с движением человека к собственному самосознанию, с проникновением в глубины души, с поисками утраченной цельности и осознанием собственной космичности. Герой Бунина прошел тяжелый путь к самому себе, к своему сакральному центру, к душе.

  1. Бунин, И. А. Собрание сочинений. Т. 1. / И. А. Бунин. — М.: Правда, 1988. -478 с.
  2. Бунин, И. А. Литературное наследство. Т.1 / И. А. Бунин. — М.: Молодая гвардия, 1973. — 503 с.
  3. Розанов, В. В. Уединенное / В. В. Розанов // Религия и культура. — М.: Наука, 2001. — С. 10–60.

Основные термины (генерируются автоматически): колокольный звон, рассказ, Венера, жизненный путь, жизнь героя, звон колоколов, земной путь, мотив пути, образ дороги, русский народ.


Задание 12 № 7565

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5). Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).

Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий).

Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).

Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

12.3. Духовные искания личности в прозе И. А. Бунина. (На примере одного-двух рассказов)

12.4. Философская проблематика отечественной поэзии второй половины XX − начала XXI в. (Не менее двух произведений по выбору)

12.5. Проблема бережного отношения к природе (на примере 1−2 произведений отечественной или зарубежной литературы).

Комментарии к сочинениям

Ключевую роль в раскрытии конфликта человека и государства играют образы Петра I и Евгения, построенные на контрасте. Герои противопоставлены уже с первых строк поэмы. Евгений — мелкий чиновник. Облик героя теряется в серой безликой массе ему подобных. Его мечты и надежды связаны с такой же бедной девушкой Парашей.

Пётр I — великий царь-реформатор, построивший Петербург. В развитии сюжета Пётр изображён в образе медного памятника, который так же имеет величественный вид.

После наводнения Евгений, лишившись своей Параши, бросает вызов медному всаднику, олицетворяющему собой образ Петра, основавшего город на Неве, подверженный наводнениям. Здесь Пётр I — символ жестокой государственной власти, деятельность которой разрушает судьбы людей. Очевидно, что в конфликте Евгений остаётся поражённым, ведь в финале автор даёт понять, что герой погиб.

Так Пушкин показывает бессилие отдельной личности перед государством.

12.3. Духовные искания личности в прозе И. А. Бунина. (На примере одного-двух рассказов)

Любовь, причем любовь земная, телесная, человеческая — может быть, единственное возмещение всех недостач, всей неполноты обманчивости и горечи жизни. Любовные сюжеты у Бунина чаще всего разрешаются смертью.

Бунин развивает свою философию. Так перед лицом любви и смерти все равны, на задний план отходят все преграды, разделяющие людей в жизни.

12.4. Философская проблематика отечественной поэзии второй половины XX − начала XXI в. (Не менее двух произведений по выбору)

Свора псов, ты со стаей моей не вяжись,

В равной сваре — за нами удача.

Волки мы — хороша наша волчья жизнь.

Вы собаки — смерть вам собачья.

Поэты-песенники не только обвиняли социальное зло, фальшь, ложь, приспособленчество, бездуховность, трусость сограждан, но и рождали мечту об идеале, о высших нравственных и духовных ценностях.

В долгих муках она умирала,

В каждой жилке стучали века.

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.

Через таких мастеров как Юрий Кузнецов наша поэзия выходит на новые рубежи духовной работы человека над самим собой. Тема битвы добра и зла внутри человека, тема нравственного совершенствования личности — важнейшая на сегодняшний день.

12.5. Проблема бережного отношения к природе (на примере 1−2 произведений отечественной или зарубежной литературы).

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2

Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1

Тема не раскрыта0

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

Роль национальных корней в становлении человеческой личности, соотношение национального, социального и общечеловеческого в героях Бунина. Изображение русского национального характера в творчестве. Тема связи времён и единства духовной жизни человечества.

Рубрика Литература
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 26.05.2018
Размер файла 88,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО

СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ГУЛИСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная квалификационная работа

Глава 1. Изображение русского национального характера в творчестве писателя

Выводы по Главе 1

Глава 2. Тема связи времён, единство духовной жизни человечества в творчестве И .А. Бунина

Выводы по Главе 2

Список использованной литературы

Проблема личности в творчестве И. Бунина существует как проблема смысла индивидуального бытия, не покрываемого с его точки зрения ,какой либо общественно-идеологической целью, какой- либо социально-политической программой действия.

Цель работы. Ещё в начале литературной деятельности, Бунина мучили вопросы о смысле бытия, о тягостной запутанной, зачастую бесплодной жизни русских людей-крестьян, разоряющихся дворян, разоряющихся , либеральной и народнической интеллигенции. Но не сразу обрел писатель свой подход, свой взгляд на Россию, русский характер. Первые рассказы писателя были традиционны и в них звучали боль и сострадание к униженному, голодному и бесправному родному народу.

Хорошо знавший реальную крестьянскую жизнь Бунин буквально приходил в ярость от надуманного, недостоверного изображения народа, от головного книжного сочинительства. Рассказы Бунина, как и его повести, отличались острой полемичностью, беспощадной правдивостью и глубиной проникновения в сокровенные тайны национального бытия. Казалось бы, писатель повествует о давно известном, даже привычном : обыкновенные крестьяне, будничные дела и заботы, встречи, разговоры, воспоминания, скудный быт, нищета ,несправедливость, жестокость одних и долготерпеливость, покорность, незлобивость других

Русский крестьянин и русская нация в массе в массе своей предстают в рассказах Бунина как богатая, невозделанная почва. На ней появляются сильные побеги, но, не получая необходимой культурной подкормки , вырастают дичками или погибают, не успев расцвести. Следует также отметить что в ходе неоднократных путешествий И. А. Бунина по древнему востоку, оказало влияние на создание его произведений посвященных востоку. В них отобразились экзотичность, разносторонность и загадочность

Степень изученности темы. О творчестве писателя издавали труды такие ученые и историки литературы как Бердяев И.А. , Боровский В. , Крутикова Л. , Михайлов О., Кучеровский Н.

Методологической основой нашей работы послужили труды русских и зарубежных ученых и писателей таких как, Твардовский А.Т., Солоухина О.В., Афанасьев В.А., Горелов А., Волков А.

Методы исследования. При написании нашей работы мы использовали метод историко-сравнительного и сопоставительного анализа художественного текста. личность русский характер бунин

Теоретическая значимость работы направлена на то, чтобы внести вклад в развитие русской литературы и языка, русской культуры и истории.

Практическая значимость работы основные положения работы могут быть использованы на уроках литературы ,в общеобразовательных школах и средних специальных учебных заведениях, а также в аудиториях высших учебных заведениях

Апробация работы проводилась в Хавастском Транспортном Профессиональном Колледже на внеклассном уроке в группе А-1-10 на занятиях по русскому языка и литературе.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении работы обосновывается выбор темы, определяется актуальность, цель, методологическая основа, методы, практическая и теоретическая значимость работы.

Во второй главе речь идет о влиянии Востока и своеобразному рассмотрению этой проблемы в творчестве И.Бунина

В заключении даются выводы, вытекающие из основного содержания нашей работы, которые являются интересными и для специалистов и для тех кто интересуется творчеством И. Бунина.

Глава 1. Изображение русского национального характера в творчестве писателя

Всё это необходимо учитывать, подходя к рассмотрению вопроса о концепции личности в творчестве Бунина. А эта концепция в представлении литературоведов, несмотря на немалое число глубоких работ о Бунине, рисуется весьма неясно.

В общей форме ответ на вопрос дают те исследователи, которые, как

За рекой луга зазеленели.

Ноет легкой свежестью воды;

Веселей по рощам зазвенели

Песни птиц на разные лады.

Ветерок с полей тепло приносит,

Горький дух лозины молодой.

О, весна! Как сердце счастья просит!

Как сладка печаль моя весной!

Кротко солнце листья пригревает

И дорожки мягкие в саду.

Не пойму, что душу раскрывает

И куда и медленно бреду!

Не пойму, кого с тоской люблю я.

Кто мне дорог. И не все ль равно?

Счастья жду я, мучась и тоскуя.

Но не верю в счастье уж давно!

Горько мне, что я бесплодно трачу

Чистоту и нежность лучших дней.

Что один я радуюсь и плачу

И не знаю, не люблю людей.

Некоторые литературоведы полагают, что природа так и осталась в поэзии Бунина прекраснее человека. Его поэзия отмечена чувством пустынности, безлюдья, одиночества человека в мире природы и вместе с тем влекущей чувственной прелести этого мира.

Проблема личности в творчестве И. Бунина существует как проблема смысла индивидуального бытия, не покрываемого, с его точки зрения, какой- либо общественно-идеологической целью, какой-либо социально-политической программой действования.

Русская душа. Не одно столетие отечественные и заморские мудрецы ищут ответа на вопрос: что же это такое - русская душа? Впрочем, понять и объяснить столь сложное явление, каковым является Народная Душа - дело очень и очень непростое.

Определения русской душе в разные времена давались разные. И, видимо, нельзя сказать, что лишь какое-то из них является истинным. Более того, само существование различных, зачастую несовместимых пониманий русского народного характера лишь свидетельство сложности, противоречивости русской души.

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать - В Россию можно только верить.

И поистине можно сказать, что Россия непостижима для ума и неизмерима никакими аршинами доктрин и учений. А верит в Россию каждый по-своему, и каждый находит в полном противоречии бытия России факты подтверждения своей веры.

Творчество писателя 1910-х годов занимает исключительное место в его литературном наследии.

Не случайно именно в это время появляется целый цикл произведений, посвященных разоряющейся деревне качала века.

Как уже было отмечено, Бунина, крупнейшего прозаика XX века, в 10-е годы глубоко волнует судьба русского крестьянства, и, начиная с "Деревни", свои надежды, сомнения, упования он облекает в художественную плоть, черпая материал из "народной жизни".

Раскрытие замысла Бунина о безысходности деревенского существования подчинена и цветовая палитра повести.

Своеобразно предстают у Бунина картины природы. Действие повести разворачивается летом. осенью, зимой, весной, но «осенний пейзаж безраздельно властвует над страницами книги. «Гумно, что выходит в степь, всегда неуютно, скучно, а тут еще это пугало, осенние тучи. и гудит ветер с поля."

Писателя преследовало ощущение неотвратимости всеобщего трагизма бытия, воспринимаемого им как бы поверх общественных условий, в которых человек пребывает. Отсюда неприязнь Бунина ко всем формам бунтарства, пронизывающая его сострадание к принявшим со смирением мучительным жребий жизни.

У Бунина был великий и изощренно жестокий талант доводить до гибели людей, хоть смутно, хоть хмельно, но не приемлющих тоскливой бессмысленности бытия, не способных смириться с печалью жизни, пусть нелепо, но ищущих какого-то опьянения иным, дурманящим чем-то неведомо - необычным.

Кротость, покорность всегда совмещаются у Бунина, особенно когда это касается героинь его рассказов, с неистребимой потребностью кому-то отдать свою душу, проявить предрасположенность к жертвенной любви.

Доброта Егора Минаева, о которой с такой пронзительной жалостью к сыну вспоминает Анисья, это доброта обреченности, доброта, которая никому не приносит добра.

Идея обесчеловечения человека доводится писателем в "Веселом дворе" до своего художественно - логического абсолюта через такое, в частности изображение жизни, которое отрицает самую возможность проявления в ней добра. В бунинской концепции человека добро существует как воспоминание прошлого или как отголосок далёкого, чего нет в настоящем.

В настоящем времени у Бунина торжествует зло: вражда, ненависть, недоверие, обман, насилие. Это извечная борьба добра и зла, завершающаяся победой зла, выражается в повести в двух началах русской души - её светлых и темных, но одинаково трагических, представлении Бунина, сторонах её земного бытия. Озлобленность, вражда друг к другу - в каждой избе бунинской деревни, изживающей себя, как казалось писателю, в буднях своего бесцельного существования.

Егор привык жить не своей, а чужими жизнями с их вечными деревенскими скандалами, бранью, затаенной неприязнью и открытой ненавистью.

Повествование о смертной дороге Анисьи Бунин ведет в двух планах: в "реальном", где сохраняются еще исчезающие чувственные связи с окружающим миром (природой) и "ирреальном", в котором умирание Анисьи передано через "поток" ее сознания, движущегося как бы в обратном направлении - от настоящего в прошлое, от бытия в небытие.

Сначала эти два плана соприкасаются - Анисья чувствует и осознает реальность настоящего в окружающем ее безлюдном мире; затем - Бунин все более и более разъединяет их, доводит до параллельности, и только в караулке у сына сознание умирающей возвратится к реальности ее физического состояния, которая и заставит её осознать наступление смерти.

Н.М. Кучеровский высказывает такую точку зрения, что "Анисья у Бунина не просто тип, но - символ умирания, гибели "мужицкого мира".

В конце смертного пути к сыну Бунин возвращает Анисью к действительности затем, чтобы еще раз убедить читателя в безысходности, конченности и конечности ее жизни, в идее своей доведенной до трагического символа гибели исконных начал "мужицкого мира".

Бунин начисто не верил в мифическую способность не только пустоболта Егора, но и святейшей страдалицы Анисьи играть какую-то активно обновляющую роль в мире, попавшем в кабалу буржуазного хищничества.

Каждого из мужиков автор наделяет характерной чертой, по которой можно судить об их внутреннем облике, например, Пашка рассказывает о своей молодой жене "с таким спокойным и веселым бесстыдством, что даже гимназист, постоянно восхищавшийся им, не сводивший глаз с его умного и живого лица, досадовал: как это можно говорить так о своей молодой жене".

С беспросветностью души граничит беспросветность жизни. В начале XX века жизнь крестьянина ничем не отличается от первобытной, наверное, даже хуже. А, может быть, это и не жизнь вовсе, а какое-то тупое существование тела, без осознания себя, своего предназначения, пути.

Рассказ имел большой успех у М. Горького и его единомышленников. Но "у господ критиков" "Ночной разговор" вызвал "большое озлобление." А. Бурнакин писал в "новом времени"!". как в деревне", опачкивание народа и опять соответствующее выполнение! Поэзия дурных запахов, загаженные проходы, миллионы блох и вшей".

Один из исследователей творчества Бунина, В. Афанасьев, считает, что "Ночной разговор" - неудачный рассказ писателя. Критик отмечает отход от реализма в идейном замысле и в художественном воплощении, "нежизненность", "грубую сделаность произведения".

"Наблюдения вырастают в тенденциозно составленную цель бессмысленных жестокостей и ужасов, которые, в конце концов, перестают трогать и волновать именно потому, что следуют непрерывным потоком, постоянно притупляя внимание," - пишет критик.

Афанасьев отмечает, что "тонкое мастерство Бунина -прозаика, по существу, сходит на нет, когда, живо наметив в начале рассказа характеры пяти мужиков, он вслед за этим нивелирует их индивидуальные способности, превращая каждого в носителя грубой и первобытной жестокости". Афанасьев стоит на стороне тех критиков, которые дали отрицательные отзывы рассказу.

Упрекая критику в непонимании и в то же время пытаясь как-то оправдаться перед ней, Бунин старается защитить себя рассказами о "благостных" чертах "нашей души", которые и должны были разрушить несправедливое, по его убеждению, представление об односторонности картин жизни в "Деревне" и в других "беспощадных" произведениях о русском крестьянстве.

Эту роль в своих каприйских рассказах Бунин отводил рассказам "Захар Воробьёв", "Иоанн Рыдалец", и др. представлениями о прошлом и настоящем России.

Эта тема раскрывается и в одном из самых известных среди каприских рассказов Бунина - в рассказе "Захар Воробьёв", на который писатель возлагал особые надежды, о чём писал Телешову в марте 1912 года. "Вот в следующем сборнике "Знания" (верно, он уже вышел) будет мой Захар - он меня защитит. Почитал. Хвалят".

В этом произведении Бунин рисует необычного для себя героя: деревенского богатыря, исполина, обуреваемого жалостью к людям и какой-то неосознанной, но ненасытной жаждой подвига.

Как справедливо считает Н.М. Кучеровский, Захар "не мог пережить настроение безысходной тоски умирания, это то единственное, что сломило Захара, то, чему он не мог уже сопротивляться, что оказалось выше его богатырских сил и что вообще делает в бунинском рассказе жизнь Захара Воробьева с этой "жаждой подвига" ненужной, лишённой смысла".

Читайте также: