Отверженные виктор гюго сочинение

Обновлено: 25.06.2024

"Доброта и жестокость" в "Отверженные" Гюго, в сочинении что писать, какие аргументы привести?

Ох. Это настолько огромный вопрос, что я даже не знаю, как его уложить тут в ответ. Потому что весь роман "Отверженные", состоящий из двух томов, по сути и есть одна большая иллюстрация доброты и жестокости. И кажется, что жестокости там больше, но в конце концов доброта побеждает, как бы пафосно это ни звучало.

Самый постой и яркий пример - Епископ Бьенвеню и Жан Вальжан. Епископ - воплощение доброты, он всего себя отдает на служение людям. Вальжан - каторжник. Он не был жестким изначально, его таким сделала жизнь. Голодая, он крал буханку хлеба, за что и попал на каторгу. Сама жизнь, сами люди, что окружали его, сделали его жестоким. А может, просто жестким? Так или иначе, тяжелая жизнь так озлобила Вальжана, так убила в нем всю веру в людей, что он украл у епископа серебряные столовые приборы. Но внезапно этот мерзкий поступок изменил самого Вальжана, словно Жан Вальжан в этом поступке увидел себя, как в зеркале, и сам ужаснулся своей жестокости. Так добрейший епископ Бьенвеню, который не сделал ничего, чтобы предотвратить преступление, помог жестокому каторжнику вернуться к добру.

Другой известный персонаж - Козетта. Маленькая девочка-подкидыш. Она растет в семье трактирщика, и с самых малых лет вынуждена тяжело работать. Её хозяева жестоки с ней, неоправданно жестоки. Они скупые и считают каждый медный грош. Но Козетта, несмотря на тяжелую жизнь и отсутствие доброты и поддержки от взрослых, не стала, как они. Козетта сохранила детскую доброту и чистоту.

Так снова и снова в "Отверженных" мы видим столкновение этих двух полюсов человека - доброты и жестокости. Юная наивная девушка становится жертвой жестокости и цинизма молодого мужчины. Маленькая добрая Козетта терпит издевательства жестокой хозяйки. Жан Вальжан едва не сгубил свою жизнь из-за жестокости общества и жизни. Но каждый раз в этих историях мы видим, что доброта оказывается чуть выше. Добрым людям приходится пройти много испытаний, но в конце они находят покой. И именно они, эти добрые люди, страдающие от жестокости, становятся нашими героями.

На седьмом десятке своей жизни Гюго еще активнее, энергичнее и творит еще с большим вдохновением, чем в дни юности, В 60-е годы на Гернсее он создает три замечательных романа: “Отверженные”, “Труженики моря” и “Человек, который смеется”. Роман “Отверженные”, вышедший в 1862 г., задуман писателем еще в юности, в далекие времена романтических битв, а закончил он его седобородым стариком. В богатейшей литературе XIX в. этот роман занимает особое место как одна из немногих книг, где дана широкая картина революции, где на сцену выступает

В коротком предисловии к “Отверженным” Гюго пишет: “До тех пор, пока будут царить на земле нужда и невежество, книги, подобные этой, окажутся, быть может, небесполезными”.

Тема социальная переплетается в романе с темой нравственной. Глашатаем христианской идеи примирения, милосердия выступает епископ Мириель праведник, человеколюбец, актом доброты и всепрощения открывающий перед каторжником Жаном Вальжаном путь к добру и нравственному самосовершенствованию. Но уже в начале романа автор сталкивает епископа Мириеля со старым революционером-якобинцем. Член Конвента

– мудрец и человеколюбец – тоже мечтает о счастье человечества, о мире на земле, но указывает иной путь к этому – путь борьбы, революции.

Развертывая судьбы своих героев, писатель обличает общественный строй, уродующий судьбы и души людей.

Главный герой Жан Вальжан – каторжник, осужденный за кражу, которую он совершил от голода.

“…Человеческое общество причинило ему только зло. Он всегда видел лишь тот разгневанный лик, который оно именует своим правосудием и открывает только тем, кого бьет. Люди всегда приближались к нему только за тем, чтобы причинить боль. Всякое соприкосновение ними означало для него удар.

После того, как он расстался со своим детством, с матерью, с сестрой, он ни разу, ни одного разу не слышал ласкового слова, не встретил дружеского взгляда. Переходя от страдания к страданию, он постепенно убедился, что жизнь – война и что в этой войне он принадлежит к числу побежденных. Единственным его оружием была ненависть.

Он решил отточить это оружие на каторге и унести с собой, когда уйдет оттуда”.

Духовное возрождение каторжника – одна из главных тем романа Гюго. Рядом с Жаном Вальжаном стоит образ Фантины. “Что же такое представляет собой история Фантины? Это история общества, покупающего рабыню,- пишет Гюго.

– У кого? У нищеты. У голода, у холода, у одиночества, у заброшенности,, у лишений. Горестная сделка.

Душу за кусок хлеба. Нищета предлагает, общество принимает предложение…”

А вот Козетта, дочка Фантины. Ребенок в лохмотьях. Жалкое существо, попавшее в руки мелких хищников – семьи кабатчика Тенардье. “Несправедливость сделала ее угрюмой, а нищета некрасивой.

От нее не осталось ничего, кроме прекрасных больших глаз, на которые было больно смотреть, потому что, будь они меньше, в них, казалось, не могло-бы уместиться столько печали”. Обречь ребенка на страдания, допустить, чтобы дети увядали от голода, холода и непосильного труда,- это для Гюго самая тяжелая гиря в чаше обвинения бесчеловечного строя. Четвертый герой – Мариус. В историю этого юноши Гюго вложил много личного; те же идейные искания, сомнения – трудный путь от роялизма к республиканским убеждениям, . который прошел автор, проходит и его герой.

Сам Гюго в 30-е годы не участвовал в баррикадных боях, не был воинствующим республиканцем. Мариус идет на баррикады.

Картина Революционного восстания становится вершиной романа, его сюжетным и идейным центром. Здесь появляются новые герои: Анжольрас и Гаврош, ставший любимцем юных и взрослых читателей всего мира маленький оборвыш, веселый и смелый парижский гамещ героически погибший за революцию. И здесь, на вершине романа, торжествует победу идея старого якобинца.

Гюго воспевает вооруженное восстание, он оправдывает и возвеличивает революцию, низвергающую несправедливый строй.

Но как примирить это с путем епископа Мириеля? Автор не хочет отступить от этой задачи. Носителем идеи милосердия оказывается теперь Жан Вальжан, который находится по ту же сторону баррикады, что в республиканцы, но не делает ни одного выстрела, только заботится о спасении поверженных обоих.

Он отпускает на свободу давнего своего врага полицейского Жавера, верного слугу монархии, и спасают от смерти республиканца Мариуса. Спор двух идей остается для Гюго неразрешенным до конца. Он признал революцию, но полагает, что насилие допустимо в дни революционных боев. Живые сцены перемежаются в романе публицистическими отступлениями, в которых автор дает свое толкование событиям, развивает свои любимые идеи.

Такова, например, глава, посвященная рассуждениям Гюго о разнице между бунтом и восстанием. Своеобразный сплав романтического и реалистичекого, напряженного, драматически нарастающего действия и пространных очерковых зарисовок характерен для манеры Гюго-романиста.

Гюго увидел как далека жизнь от его мечтаний. У власти стали монархисты и клерикалы. Президентом был избран Луи Бонапарт, племянник Наполеона I. Сначала Гюго возлагал надежды на этого “скромного принца”, но скоро убедился, что принц совсем не скромен и метит в диктаторы. Конституция республики нарушается.

Французские войска посланы на подавление революции в Риме. Республиканская Франция присоединилась к стану душителей народных движений. К этому времени относятся замечательные строки Гюго, которые могли бы служить эпиграфом к рассказу о его жизненном пути:

Живые – борются! А живы только те, Чье сердце предано возвышенной мечте, Кто, цель прекрасную поставив пред собою, К вершинам доблести идут крутой тропою. И, точно факел свой, в грядущее несут Великую любовь или священный труд!

Предсказание Гюго сбывается. В ночь на 2 декабря 1851 г. во Франции совершен государственный переворот. Все правительственные учреждения захвачены сторонниками Луи Бонапарта.

Виктор Гюго становится во главе подпольного Комитета сопротивления и вместе с горсточкой депутатов, оставшихся на свободе, пытается организовать борьбу, призвать народ к оружию. Но пути к народу не найдены, силы сопротивления не собраны. Реакция торжествует. Снова льется кровь на улицах.

Резня, трупы, репрессии. Жизнь Гюго в опасности. Ему приходится бежать из Парижа.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ произведения Отверженные Гюго В..

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Замысел романа из жизни низов, жертв общественной несправедливости, возник у писателя еще в начале его творческого пути.

К началу 1830 года Гюго стал представлять себе очертания будущего романа и набросал начало предисловия к нему: «Тем, кто спросил бы, действительно ли случилась, как выражаются, эта история, мы бы ответили, что это не имеет значения. Если волею случая эта книга заключает в себе урок или совет, если события, о которых в ней идет речь, или чувства, вызываемые ею, не лишены смысла, то она достигла своей дели. Важно не то, чтобы история была правдивой, но чтобы она была истинной.

Первая редакция романа была готова, таким образом, к 1852 году. Она состояла из четырех частей и содержала гораздо меньшее количество эпизодов и авторских отступлений, чем окончательный тексту

Подобный замысел легко мог бы привести писателя к схематизму образов, и Гюго не всегда удается избегнуть этой опасности.

Романтическим является и психологизм Гюго. Внутреннее развитие человека, историю его души Гюго любит давать в виде резких переворотов (таково перерождение Жана Вальжана, Жавера), избегая нюансов, незаметных переходов.

Источники:Гюго В. Отверженные. В 2-х томах. T.I.— М.: Правда, 1979.— 800 с

В 1815 г. епископом города Диня был Шарль-Франсуа Мириэль, прозванный за добрые дела Желанным — Бьенвеню. Этот необычный человек в молодости имел множество любовных похождений и вел светскую жизнь — однако Революция все переломила. Г-н Мириэль уехал в Италию, откуда вернулся уже священником.

По капризу Наполеона старый приходской священник занимает архиерейский престол. Свою пастырскую деятельность он начинает с того, что уступает прекрасное здание епископского дворца местной больнице, а сам же переселяется в тесный маленький дом. Свое немалое жалованье он целиком раздает бедным. В двери епископа стучатся и богатые, и бедные: одни приходят за милостыней, другие приносят её. Этот святой человек пользуется всеобщим уважением — ему даровано исцелять и прощать.

Однажды Жавер покаянно сообщает мэру, что должен ехать в соседний город Аррас — там будут судить бывшего каторжника Жана Вальжана, который сразу после освобождения ограбил мальчика. Прежде Жавер думал, что Жан Вальжан скрывается под личиной господина Мадлена — но это была ошибка. Отпустив Жавера, мэр впадает в тяжелое раздумье, а затем уезжает из города. На суде в Аррасе подсудимый упорно отказывается признать себя Жаном Вальжаном и утверждает, что его зовут дядюшка Шанматье и за ним нет никакой вины. Судья готовится вынести обвинительный приговор, но тут встает неизвестный человек и объявляет, что это он Жан Вальжан, а подсудимого нужно отпустить. Быстро разносится весть, что почтенный мэр господин Мадлен оказался беглым каторжником. Жавер торжествует — он ловко расставил силки преступнику.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Старый каторжник уносит Мариуса с поля боя на своих плечах. Всюду рыщут каратели, и Вальжан спускается под землю — в страшные канализационные стоки. После долгих мытарств он выбирается на поверхность только для того, чтобы очутиться лицом к лицу с Жавером. Сыщик разрешает Вальжану отвезти Мариуса к деду и заехать попрощаться с Козеттой — это совсем не похоже на безжалостного Жавера. Велико же было изумление Вальжана, когда он понял, что полицейский отпустил его. Между тем для самого Жавера наступает самый трагический момент в его жизни: впервые он преступил закон и отпустил преступника на свободу! Не в силах разрешить противоречие между долгом и состраданием, Жавер застывает на мосту — а затем раздается глухой всплеск.

Мариус долгое время находится между жизнью и смертью. В конце концов молодость побеждает. Юноша наконец встречается с Козеттой, и их любовь расцветает. Они получают благословение Жана Вальжана и г-на Жильнормана, который на радостях совершенно простил внука. 16 февраля 1833 г. состоялась свадьба. Вальжан признается Мариусу в том, что он беглый каторжник. Молодой Понмерси приходит в ужас. Ничто не должно омрачать счастья Козетты, поэтому преступнику следует постепенно исчезнуть из её жизни — в конце концов, он всего лишь приемный отец. Поначалу Козетта несколько удивляется, а затем привыкает ко все более редким визитам своего бывшего покровителя. Вскоре старик вовсе перестал приходить, и девушка забыла о нем. А Жан Вальжан стал чахнуть и угасать: привратница пригласила к нему врача, но тот лишь развел руками — этот человек, видимо, потерял самое дорогое для себя существо, и никакие лекарства здесь не помогут. Мариус же полагает, что каторжник заслуживает подобного отношения — несомненно, именно он обокрал господина Мадлена и убил беззащитного Жавера, спасшего его от бандитов. И тут алчный Тенардье открывает все тайны: Жан Вальжан — не вор и не убийца. Более того: именно он вынес с баррикады Мариуса. Юноша щедро платит гнусному трактирщику — и не только за правду о Вальжане. Когда-то негодяй совершил доброе дело, роясь в карманах раненых и убитых, — спасенного им человека звали Жорж Понмерси. Мариус с Козеттой едут к Жану Вальжану, чтобы умолять о прощении. Старый каторжник умирает счастливым — любимые дети приняли его последний вздох. Молодая чета заказывает трогательную эпитафию на могилу страдальца.

Читайте также: