Изложение и сочинение как вид работы по развитию связной речи

Обновлено: 28.06.2024

Задания, которые используются для формирования умений, можно разделить на 3 группы:

1) задания по готовому тексту (определить основную мысль; часть, в которой содержится доказательство; найти в тексте лишнее, часть, которую следовало бы расширить; озаглавить отрывок, сопоставить исходный текст и ученический, составить план).

2) задания на переработку текста (устранить какие-то недочёты в содержании и речевом оформлении, расширить отдельные части, ввести в текст описание, продолжить текст, ввести начало и т.д.)

3) задания, требующие создания нового текста – пересказать устно или письменно (изложение), дополнить текст своими размышлениями, составить тезизы, написать отзыв, рецензию, сочинение на заданную тему.

Задания 3 группы – это преимущественно разные виды изложений и сочинений.

Изложения.Это вид работы, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного.

По отношению к объёму различают изложения подробные и сжатые. Если при подробном изложении важно передать детали (как можно лучше запомнить, сохранить стилевые особенности), то в сжатом требуется умение выделять основное и существенное, производить исключение и обобщение, находить соответствующие речевые средства. Сохранение стилевых особенностей необязательно.

По содержанию изложения бывают:

- полные: содержание передаётся полностью, даже если сжатое.

- выборочные: воспроизводится какая-то одна из подтем, например, описание или рассуждение автора.

- с дополнительным заданием: текст несколько изменяется, перерабатывается или дополняется. Это может быть выражение своего отношения, мнения по поводу изложенного, а также введение каких-то элементов (начало, концовка), изложение текста от другого лица, от имени литературного героя, изложение с грамматическим или стилистическим заданием.

По восприятию различаются изложения:

- прочитанного, зрительно воспринятого текста;

- услышанного, воспринятого на слух текста;

- воспринятого на слух и зрительно текста.

Основные этапы работы над изложением:

1) уточнение речевой задачи

2) вступительное слово об авторе и произведении, откуда взят текст (если это необходимо);

3) чтение текста учителем (или прослушивание записи);

4) определение темы и основной мысли текста, анализ заглавия (или подбор заголовка);

5) анализ его содержания и структуры (составление композиционной схемы и плана)

6) анализ языковых особенностей текста, словарная работа (разъяснение значений новых, неизвестных слов, особенностей употребления слов – синонимов);

7) повторное чтение или прослушивание текста.

Работе над исходным текстом может предшествовать предварительная подготовка (лексическая, орфографическая, синтаксическая), рассредоточенная во времени. Цель её - предупредить различные ошибки и недочёты.

Работа над изложением и сочинением рассчитана на 2 урока (на 1-м пишется черновик, на 2 – чистовик, иногда дописывается дома).

Сочинения.

По тематике бывают 2-х видов: на лингвистические темы и свободные темы (темы из жизни).

По типу создаваемых текстов различаются:

1) сочинения-повествования, сочинения-описания, рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения и т.д.

2) сочинения – речевые жанры: отзыв, рецензия, отчёт, интервью, художественная зарисовка, рассказ, заметка в газету, репортаж, очерк (портретный), научная (публицистическая) статья.

По источнику получения материала:

1) сочинения на основе жизненного опыта (собственного, услышанного, увиденного, прочитанного): сочинения по картине, по личным впечатлениям, описание предмета (игрушки), места, природы, животного, лица, состояния человека.

Выделяют 3 этапа работы над сочинением.

1) подготовительный этап. Сюда входит объявление темы сочинения, постановка цели, определение замысла, сбор материала и его систематизация, определение последовательности описания, актуализация словаря (работа с текстами-образцами, дополнительными источниками, словарями, справочниками, художественной литературой), редактирование текстов негативного характера, уточнение задачи сочинения.

2) собственно написание работы.

3) проверка и оценка работ.

За сочинение ставится две отметки: 1-я – за содержание и речевое оформление , 2-я – за грамотность. При выставлении 1-ой оценки принимается во внимание соответствие высказывания теме, достоверность и точность изложения (в том числе и точность словоупотребления – лексическая сочетаемость, отсутствие речевых недочётов), последовательность изложения, богатство и разнообразие языковых средств, стилевое единство.

При оценке грамотности учитываются не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и грамматическая правильность (соблюдение норм словообразования и словоизменения, согласования и управления, построения предложений той или иной структуры).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Изложение в системе работы по развитию связной речи.

Значение изложений, их виды и классификация.

Что же лежит в основе изложения?

Конечно, подражание образцу, но вместе с тем, оно сохраняет возможность самостоятельных проявлений, активизирует воспроизводящее и творческое мышление. В работе над текстом дети учатся анализировать, выделять главное, сосредотачивать внимание на одних явлениях и абстрагироваться от других, синтезировать материал. В процессе анализа и воспроизведения авторского текста идёт осмысление мастерства писателя.

Изложению предшествует углублённая работа над текстом, что повышает читательскую культуру. Велика роль изложений в воспитании детей. Подбор соответствующих текстов помогает обучающимся в решении нравственных задач, формирует чувство патриотизма, преданности своей Родине.

Воспитательное значение языка текста велико т.к. отрывки из произведений И.С.Тургенева , А.П.Чехова , Л.Н.Толстого , К.Г.Паустовского и других великих мастеров русского литературного слова развивают эстетические вкусы детей ,воспитывают в них гордость за наш народ ,создавший такой богатый и красивый язык.

Изложение формирует умения в разных видах речевой деятельности. С одной стороны, умение воспринимать текст на слух (аудирование), с другой -умение пересказать текст устно или письменно. Анализ текста, идей, композиционных особенностей формируют у детей коммуникативные умения. Это умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, умение собирать и систематизировать материал, умение строить монологические высказывания. Итогом работы над связным текстом является экзаменационная работа в 9 классе.

Т.А.Ладыженской сделана попытка дать наиболее исчерпывающую классификацию изложений:

1) по отношению к объёму исходного текста: подробные и сжатые;

2) по отношению к содержанию исходного текста: полные, выборочные, с дополнительными заданиями;

3) по осложнённости языковым заданием: с лексическим, грамматическим, стилистическим и другими заданиями;

4) по восприятию исходного текста;

5) по степени знакомства с исходным текстом.

Замечено, что восприятие читающего более сосредоточено, чем восприятие слушающего.

Следует учитывать специфику каждого способа восприятия.

По характеру воспроизведения текста различаются:

1) Изложения подробные (содержание исходного текста воспроизводится полно, со всеми подробностями. Сохраняется тип текста. Его композиционные и языковые особенности).

2 ) Изложения выборочные (воспроизводится не весь текст, а какая-то его часть, связанная с определённой темой; тип исходного текста, его композиция изменяются).

3 ) Изложения сжатые (передаётся главное, основное из содержания текста, детали, подробности опускаются. Тип текста может быть сохранён или изменён в зависимости от объёма и характера сжатия).

4 ) Изложения с творческим заданием (изложение предполагает внесение определённых изменений в содержание или композицию исходного образца – замену лица рассказчика, дополнение текста, перестановку частей и др.)

Рассматриваемые виды изложений по-разному развивают мыслительную деятельность обучающихся.

При выборочном и сжатом воспроизведении текста развивается абстрагирование, что способствует активности и избирательности мышления. Изложения с творческим заданием развивают воображение и активную творческую мысль.

Обучая речи, мы учим создавать не высказывание вообще, а высказывание функционально - смыслового типа речи: описание, повествование рассуждение. Следовательно, отвечая на вопрос, чему обучать, работая над текстом изложения, естественно ответить: обучать коммуникативным умениям.

Формирование этих умений и составляет предмет и содержание работы над изложениями разных видов.

Определяя последовательность проведения изложений, необходимо отметить , какие новые речевые умения будут формироваться каждым следующим видом работы( с учётом типа текста, способа его восприятия, характера воспроизведения).

С целью активизации употребления в речи обучающихся определённой грамматической категории целесообразно проводить и изложения- миниатюры. Они рассчитаны на 10-15 минут. Их цель-введение в активную речь детей тех или иных грамматических средств.

Конечно, цели изложений, рассчитанных на целый урок. значительно шире, они охватывают разные стороны развития интеллекта и связной речи обучающихся.

1. Письмо как вид речевой деятельности. Специфика письменной речи.

2. Виды работ по развитию письменной связной речи.

3. Изложение: виды, методика проведения обучающего изложения.

4. Сочинение. Виды сочинений.

1. Капинос В.И. и др. Развитие речи: Теория и практика обучения. – М., 1991.

2. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984.

3. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991.

4. Родин И.О., Пименова Т.М. Сочинения: правила составления текстов: полный курс. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

1. Письмо как вид речевой деятельности представляет собой сложный комплекс умений, включающий технику письма (каллиграфию, графические и орфографические навыки) и создание продукта речи – письменного текста.

Письменная речь как процесс создания речевого продукта в письменной форме представляет сложную творческую деятельность, поэтому овладение навыками создания письменной речи представляет для учащихся большие трудности.

Письменная речь как продуктивный вид речевой деятельности характеризуется сложным психофизиологическим механизмом. В создании письменной речи участвуют слуховые, речедвигательные, зрительно-графические, моторные анализаторы. Кроме того письмо функционирует во взаимосвязи с другими видами речевой деятельности. Создание письменной речи сопровождается чтением, внутренним проговариваем, аудированием.

В психологической литературе доказано, что письменная речь следует за внутренней речью (за внутренним проговариванием).

Итак, формирование и совершенствование письменной речи учащихся требуют целенаправленной работы на уроках русского языка, которая строится с учетом структурных и психологических особенностей письма как продуктивного вида речевой деятельности.

2. Многообразие продуктов письма обуславливает многообразие видов работ по развитию письменной речи учащихся, направленные на формирование умений самостоятельно создавать письменные высказывания разных типов и жанров.

Чтобы научить школьников созданию письменных текстов используются следующие виды заданий:

- составление композиционной схемы, плана, рабочих материалов высказывания;

- установка на определенную речевую ситуацию (т.е. уточнение задачи адресата, обстоятельств высказывания) и др.

Развитию связной письменной речи способствуют следующие виды работ: изложения, сочинения, письменные ответы на вопросы, составление деловых бумаг, написание рецензий, отзывов, аннотаций, свободный и творческий диктант и другие.

Как видим, в практике обучения письменной связной речи учащихся на уроках русского языка наблюдается многообразие форм и видов работ, способствующих формированию и совершенствованию умений школьников в создании письменных высказываний разных типов и жанров речи.

3. Среди наиболее эффективных форм работы при обучении письменной связной речи являются изложения и сочинения.

Изложение – это передача в письменной форме прослушанного или прочитанного текста.

Значение изложения как вида работы по развитию связной письменной речи учащихся:

1) обогащает словарный запас учащихся;

2) способствует развитию мышления учащихся;

3) прививает умение излагать мысль логично и последовательно;

4) способствует закреплению и углублению знаний по грамматике;

5) развивают навыки слушания, запоминания, воспроизведения текста;

6) подготавливают учащихся к написанию сочинений.

Виды изложений:

а) по отношению к объему исходного текста: подробные и сжатые;

б) по отношению к содержанию исходного текста: полные, выборочные, с дополнительным заданием;

в) по осложненности языковым заданием: - изложения, в которых требуется

воспроизвести, употребить определенные языковые средства, - изложения, в которых содержание исходного текста передается в другой форме;

г) по особенностям структуры исходного текста: изложение-описание, изложение-повествование, изложение-рассуждение;

д) по цели проведения изложения: обучающие и контрольные.

Проведение обучающих изложений включает несколько этапов, которые в зависимости от вида изложения и степени подговленности учащихся могут варьироваться (некоторые этапы могут быть опущены).

1 этап: подготовка учащихся к восприятию текста (вступительная беседа).

2 этап: чтение текста учителем.

3 этап: беседа по содержанию.

4 этап: составление плана и структурной схемы текста.

5 этап: словарно-стилистическая работа.

6 этап: устный пересказ.

7 этап: повторное чтение текста.

8 этап: написание изложения, редактирование.

Контрольное изложение проводится по следующей схеме:

1) вступительная беседа;

2) чтение текста учителем;

3) словарно-фразеологическая работа;

4) повторное чтение текста учителем;

5) написание изложения.

Итак, нами рассмотрены значение изложения в системе работы по развитию связной речи учащихся, виды изложений и этапы обучающих и контрольных изложений.

4. Сочинение представляет собой самостоятельную письменную работу учащегося, в которой он излагает собственные мысли, переживания, суждения.

В сочинении содержание, композиционное оформление, выбор языковых средств решается учеником самостоятельно. Являясь высшей формой продуцирования письменной речи, сочинение требует от учащихся целого ряда умений, основными из которых являются:

1) умение определять основную мысль высказывания, раскрыть тему сочинения;

2) умение собирать и систематизировать материал для сочинения;

3) умение композиционно правильно строить сочинения разных типов;

4) умение точно, ясно, стилистически правильно выражать свои мысли;

5) умение совершенствовать написанное.

Виды сочинений:

- по тематике: на лингвистические тема и темы из жизни (так называемые свободные темы);

- по источнику получения материала (один или несколько источников): на основе жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, музыкальных впечатлений, спектаклей, кинофильмов и т.д.;

- по психологическому источнику: память (сочинение по памяти), восприятие (сочинение по наблюдениям), воображение (сочинение по воображению);

- по объему: сочинения-миниатюры (на узкие, конкретные темы);

- по осложненности дополнительным языковым заданием: сочинения по опорным словам и конструкциям, сочинения с употреблением группы определенных языковых средств, сочинения с обнаружением определенных языковых средств в созданном тексте.

В деятельности учителя, связанной с проведением сочинений, выделяются три этапа: 1) подготовка и организация сочинений; 2) их проверка и оценка; 3) анализ проверенных работ в классе.

Схема подготовительного урока к сочинению:

1. Постановка цели урока.

2. Анализ текстов-образцов.

3. Редактирование текстов негативного характера.

4. Уточнение задачи сочинения (речевой ситуации).

Итак, рассматривая особенности обучения письменной связной речи учащихся на уроках русского языка, следует отметить, что целью обучения является формирование и совершенствование умений школьников создавать определенные тексты, речевые произведения. В школьной практике изложения и сочинения являются наиболее эффективными формами работы по развитию связной речи школьников.

Планы практических занятий по теории и методике преподавания русского языка (3 курс, ДО)

изложение – обобщённое название одного из видов связной речи (в письменной или устной форме), широко используемого в речевой практике людей вообще и в качестве школьного упражнения в частности. Классификация изложений основывается на разных признаках: 1)по цели проведения; 2) по характеру текстового материала; 3) по способу передачи содержания текста.

1)По цели проведения изложения могут быть контрольные и обучающие. Контрольные изложения проводятся во всех классах на уроках контроля не чаще одного раза в четверть; обучающие изложения проводят три – шесть раз в четверть.

Для контрольных изложений в каждом классе установлен определённый объём текста: 5 класс – 80 – 100 слов; 6 – 100 – 150 слов; 7 – 150 - 200 слов; 8 – 200 – 250 слов; 9 – 250 – 300 слов; 10 – 300 – 350; 11-12 – 350 – 450 слов.

Написанное изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за его содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность. Обе отметки ставятся по русскому языку в одну графу (9/8).

Обучающие изложения проводятся, как правило, по текстам, которые даны в учебниках, так как для большей эффективности подготовительной работы над изложением важно обеспечить учащимся зрительное восприятие текста и его частей, чтобы определить тему, основную мысль, тип и стиль речи, выразительные языковые средства, виды, способы и средства связи предложений, частей текста, подтемы для раскрытия темы.

2)По характеру текстового материала изложения могут быть: повествовательного характера, с элементами описания; изложения-описания, с элементами рассуждения, типа рассуждения, типа характеристики, сочинения.

Для повествования характерны: начало события; развитие события с точкой высшего напряжения действия; заключительная часть события.

Описание – последовательное перечисление признаков, черт, явлений. В таких текстах нет фабулы, которая захватывала бы школьников, а нужно установить взаимосвязь явлений. Мысль ученика получает большую самостоятельность.

В описаниях раскрываются признаки предметов, явления, лица. Различаются два вида описания – научное и художественное. В научном – отмечаются точные признаки конкретного предмета, его внешний вид, отличительные свойства. В художественном описании об этих же признаках говорится образно, проявляются настроение, мысли, чувства автора.

Но самыми сложными являются изложения – рассуждения. Для такого изложения используются тексты, требующие собственных суждений учащихся

По способу передачи содержания изложения бывают: подробные (или полные), близкие к тексту, выборочные, сжатые, с дополнительным заданием. Любое изложение может быть осложнено грамматико-стилистической или грамматико-орфографической задачей, которая не должна мешать основной задаче – развитию связной речи.

Подробное изложение требует воссоздания исходного текста в той же композиционной форме, не упуская деталей содержания текста. Значит необходимо как более полно воспроизвести содержание исходного текста. Для этого нужно понять основную мысль текста, основные факты и их последовательность, определить стилистическую принадлежность текста.

Изложение, близкое к тексту, отличается от подробного тем, что наряду с содержанием глубоко анализируются и языковые средства (выделяются опорные слова, выписываются и др.).

Сжатое изложение передаёт содержание исходного текста кратко и обобщённо. Для этого нужно: 1) выделить главное; 2) отбросить подробности, не имеющие большого значения для раскрытия основной мысли текста; 3) обобщить конкретные, единичные явления, детали, предметы первичного текста для использования в сжатом изложении. При анализе такого текста важно отметить тот минимум языковых средств, с помощью которых ученики могут кратко и ярко передать основное содержание отрывка. Во время вторичного чтения детьми фиксируются факты, относящиеся к основному содержанию текста. Дети записывают отдельные слова, словосочетания и предложения не в тетрадь, а на листочек и используют его затем в качестве черновика.

Памятка к написанию сжатого изложения:

1.Прслушать текст, сформулировать основную мысль.

2.Выделить в тексте части.

3.Определить, какие части текста можно исключить.

5.В каждой части найти главное.

6.Изложить каждую часть кратко.

7.Перечитать написанный текст.

Изложение с дополнительным заданием или творческое изложение ставит перед учащимися различные задачи: ввести в текст описание (природы, отдельных предметов, животных, внешности человека, процессов труда), написать начало, дополнить излагаемое некоторыми подробностями, написать заключение и т.д. При написании такого изложения нельзя ставить одновременно много задач. Задача должна быть одна. В 5 классе можно включать элементы описания отдельных предметов, животных и человека; в 6 классе – элементы описания помещения, природы; в 7 классе учащиеся должны научиться писать изложения повествовательных текстов с элементами описания внешности людей, процессов труда.

К этому же типу относится изложение с перестановкой материала. Основное назначение работы над изложением с перестановкой материала состоит в обучении учащихся систематизировать и группировать материал, хорошо осмысливать сюжетно-композиционную канву и содержание текста.Это может быть изложение с перестановкой причины и следствия, общего и частного, с вынесением на первое место интересной информации, с отбором и перегруппировкой частей текста, относящихся к одному событию или герою. Урок

1.Вступительное слово учителя об особенностях восприятия текста.

2.Объяснение специфики задания, содержания логических понятий, показ примеров.

3.Чтение текста и его анализ.

6.повторное чтение текста.

7.Составление плана и рабочих материалов.

8Самост. Работа над изложением.

9.Коллективное обсуждение созданных текстов.10.Индивидуальное редактирование т доработка изложений.

Среди изложений с языковым заданием выделяются изложения с заданиями: лексическим (употребление определённых слов, словосочетаний, предложений исходного текста), грамматическим (изменение формы лица, времени, наклонения), стилистическим (замена стиля речи).

По отношению к плану изложения могут быть с планом и без плана. План составляется с помощью учителя или самостоятельно, коллективно в классе и каждым учащимся отдельно, кратким и детальным (сложным).

Школьные сочинения – это упражнения в самостоятельном связном изложении учащимися своих мыслей на заданную тему. При изложении учащийся передаёт готовый материал, следуя за мыслями произведения, пользуется авторскими языковыми средствами; в сочинении вопросы, связанные с раскрытием содержания темы, решаются самостоятельно. Работе над сочинением развивает мыслительную деятельность детей, учит рассуждать, анализировать, синтезировать, т.е. способствует развитию мышления.

В зависимости от цели выделяют обучающие и контрольные сочинения; по месту выполнения – классные и домашние; по источникам знаний: сочинения на основе личных наблюдений и впечатлений; сочинения по картине; сочинения на литературные и свободные темы; по способу изложения мыслей сочинения бывают повествовательного характера, сочинения-описания, сочинения-рассуждения, сочинения-характеристики.

Различают два основных типа сочинений по их содержанию: сочинения на литературную тему и сочинения на свободную тему.

Сочинения на свободную тему различаются: по источнику получения материала для сочинения, по жанру, объёму, месту и способу выполнения, по наличию или отсутствию дополнительных заданий.

По источнику различаются сочинения:

1.Из круга личных переживаний (описание случившегося с рассказчиком, описание виденного, слышанного).

2.Сочинение, основой которого послужили наблюдения (специально организованные, случайные) над явлениями природы, общественной жизни и производственной деятельности.

3.Сочинения по картине. Один из самых применяемых типов сочинений в школе. Это может быть рассказывание сюжета картины, описание пейзажа. По картине могут писаться все виды сочинений, различаемых по жанру.

4.Небольшие по объёму письменные высказывания учащихся в связной форме по какому-либо поставленному учителем вопросу. Выполняются они в течение 10-15 минут. Это сочинения-миниатюры.

5.Сочинения как один из результатов чтения художественной литературы: отзыв о прочитанном произведении.

Сочинения могут быть с дополнительными заданиями: по опорным словам, с дополнением текста, с грамматическим заданием.

Сочинения по опорным словам – это сочинения на определённую тему, в которые включаются слова на то или иное правило, если целью одновременно является закрепление орфографических навыков. Чаще всего опорными являются слова или сочетания слов на определённую тему. Предварительно ученикам можно предлагать составить устный рассказ на указанную тему с использованием опорных словосочетаний. Дети сами могут сформулировать тему сочинения.

Сочинения с грамматическим заданием дают возможность широко использовать знания по грамматике. Согласно заданию в сочинение включаются определённые грамматические конструкции (употребление каких-либо падежных форм, времён глаголов, видов, с включением однородных членов, прямой речи, вводных слов).

По способу передачи мысли сочинения делятся на сочинения-повествования, сочинения-описания и сочинения-рассуждения.

Сочинение-рассуждение предполагает раскрытие актуальных вопросов, высказывание своего мнения на ту или иную тему.

Сочинения-рецензии являются одной из форм сочинений рассуждений. С сочинениями-рассуждениями дети знакомятся уже в пятом классе, но в среднем звене им предлагается сочинение-отзыв о прочитанном литературном произведении, просмотренном кинофильме, спектакле, телепередаче.

Сочинение-рецензия даётся в старших классах.

К написанию таких сочинений стимулирует дискуссионная постановка вопроса, текст, раскрывающий определённую мысль, которая может быть предметом обсуждения; чёткая формулировка вопроса, требующего ответа в рассуждении.

Основное назначение такого сочинения состоит в обучении правильно оценивать книгу (…) и высказывать своё мнение о ней (не только личные эмоциональные впечатления, но и те художественные средства, с помощью которых автор выражает основную идею).

Состоит из 4-ёх частей: 1)начало сочинения; 2) основное содержание; 3)форма; 4)личностное восприятие. Содержит элементы критического анализа.

В содержании должны быть определены ведущая тема, микротемы, проблема, идея и авторская позиция.

В части, где описывается форма, указывается: 1) стиль, 2) тип речи; 3) способ связи между предложениями; 4) языковые средства. В 4 части высказано отношение к тексту.

Читайте также: