Чем руководствоваться в жизни разумом или верой сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Семён Мармеладов живёт исключительно чувствами. Мармеладов служил когда-то титулярным советником. Будучи вдовцом женился из жалости на вдове Катерине Ивановне с тремя детьми. Вскоре Мармеладов начинает пить, за это его увольняют со службы. В дальнейшем он уходит всё глубже и глубже в беспрерывное пьянство, он желает удовлетворить лишь одну потребность - выпить.

Такой образ жизни доводит Мармеладова до гроба: в какой-то вечер он попадает под копыта лошадей, после чего умирает.

Соня Мармеладова, жертвуя собой, идёт работать по жёлтому билету для того, чтобы накормить голодных и несчастных детей. Соня - добрая, самоотверженная, благородная девушка. Соня живёт чувствами.

Пётр Лужин, как и Раскольников, живёт разумом. Лужин - чопорный, угрюмый и высокомерный. У Лужина тоже есть своя теория. Теория Лужина заключается в том, что, по его мнению, в жены лучше всего брать девушек бедных, испытавших жизненные трудности. По теории Лужина, бедные и настрадавшиеся девушки считают своих мужей благодетелями и спасителями. Лужин хотел подчинить себе Дуню.

Герои романа, живущие только разумом или только чувствами – несчастны. Разум и чувства должны находиться на одном уровне. Нельзя давать полную власть над собой только разуму или только чувствам.

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Человек как высшее создание природы обладает, не­сомненно, двумя самыми отличительными чертами жи­вого организма — разумом и чувствами. Конечно же, животные тоже разумные существа, и они умеют чувст­вовать, и те, у кого дома есть домашние питомцы, под­твердят мои слова. Но всем богатством ума и спектром чувств обладает именно человек.

В. Паскаль утверждал, что от того, в какой степени человек обладает умом и добротой, зависит то, сколько он будет замечать добра в других людях. С этим выска­зыванием нельзя не согласиться, потому что действи­тельно, только тот человек, который сам наделен высо­кой степенью ума и доброты, может распознать эти добродетели в других людях.

Раскольников хотел причислить себя к тем, кто дви­жет мир (т.е. к сильным мира сего). И вроде все до мело­чей продумал Родион, и даже случай ему благоволит, но на практике теория оказывается кошмарной, она чуть не доводит Родина до сумасшествия, потому что Расколь­ников не учел главного — ни у кого нет права отнимать у другого человека жизнь. Даже ради самых высоких идей и благородных стремлений. В каждом из нас есть толика добра, которую должен рассмотреть человек с умом и до­брым сердцем.

Что же испытывал главный герой, у которого ум с сердцем находились не в ладу? Во многих произведениях наблюдается конфликт разума и чувств, поэтому эта тема является актуальной.

Я согласна с позицией автора, что проверка теории для Раскольникова стояла выше всех его душевных терзаний, но он должен был её проверить, несмотря ни на что.

Он переступил через свои чувства и обдуманно решил совершить убийство, чтобы доказать свою значимость в этом мире, но несмотря на всё это, он проявляет искренние чувства к семье Мармеладовых.

Во-вторых, сначала Достоевский показал нам Раскольникова не с лучшей стороны, но благодаря семейству Мармеладовых мы узнаём о новых качествах героя, о которых мы даже не могли подумать. Раскольников помогал семье Мармеладовых и очень сблизился с Сонечкой. Они стали даже друг для друга крестовыми братом и сестрой. Их объединяло то, что они являются грешниками, но различие у них было колоссальное. Сонечка жертвовала собой ради других, а Раскольников из-за своих интересов. В итоге, благодаря семье Мармеладовых мы узнали о чертах Раскольникова: таких, как чувство сострадания и готовность прийти на помощь.

Подводя итоги, можно сказать, что Раскольников является интересной личностью, который был помешан на своей теории. С одной стороны, этот человек жил только для себя, но с другой стороны, он проявлял к некоторым людям такие чувства, которые не свойственны эгоистам.

Подводя итог сказанному, хочу подтвердить свое согласие с позицией автора в том, что эгоист не может быть прекрасным человеком.

Противоречит ли вера разуму? Необходимо ли отказываться от него,чтобы быть верующим? На эти вопросы, нам постарается ответить сегодня доктор наук в области астрофизики Джейсон Лисли.

Некоторые христиане считают, что вера и разум находятся в противоречии друг с другом и их разделяет непреодолимая пропасть. Они считают, что когда ко власти приходит что-то одно, другое уходит. На самом же деле вера и разум работают сообща, как единое целое. Они помогают нам познать и полюбить нашего Создателя.

Многие христиане считают, что между разумом и верой присутствует незримый конфликт. С одной стороны, Бог заповедывает нам рассуждать (Исаия 1:18). Мы должны иметь веские доводы относительно того, во что мы верим, и мы всегда должны быть готовы дать в этом отчет перед другими людьми (1 Петра 3:15). Поэтому мы пытаемся показать неверующим, что наша вера в Писание – обоснована, оправданна и логично объяснима. В Библии есть здравый смысл.

Как же быть? Как нам следует жить – по вере, или опираясь на разум? Должны ли мы полагаться на свой интеллект, приходить к неким рациональным заключениям и отвергать то, что не имеет смысла? Или же нам следует принимать учение Писания, не прибегая к логике и разуму, даже если это лишено всякого смысла?

Видимый конфликт между верой и здравым смыслом беспокоит многих людей. Однако если эти два понятия разобрать в библейском контексте, этот видимый конфликт исчезает.

Этот видимый конфликт беспокоит многих людей. Однако он берет свое начало в одном критически важном заблуждении о значении веры и разума. Если обоим этим терминам дать правильное определение в библейском контексте, видимый конфликт исчезает. Да, мы должны иметь веские доводы относительно того, во что мы верим, а также мы должны иметь веру. Фактически, без последнего не может быть и первого.

Заблуждения относительно веры

С библейской точки зрения, вера – это уверенность в чем-то, чего вы не ощущаете своими органами чувств. Библейская вера не слепа. Это не акт веры во что-то без причины. Все совершенно наоборот; библейская вера – это акт веры в нечто невидимое, на что у нас есть веские основания.

Подобно тому, как многие неправильно понимают веру, они неправильно понимают и сущность здравого смысла. Разум – это инструмент, данный нам Богом, чтобы мы могли делать выводы и умозаключения из всего обилия информации, например на основании информации, которую Он дал нам в Своем Слове. Разум – важная часть христианства. Бог повелевает нам рассуждать (Исаия 1:18). То же самое делает и апостол Павел (Деяния 17:17).

Разум не является заменителем Бога, он, скорее, является даром от Бога.
Люди могут считать здравый смысл своим собственным окончательным стандартом (иначе говоря, заменой Божьему Слову) или не обращать внимания на здравый смысл, считая его не имеющим отношения к вере.

Бог рационален, и мы тоже должны мыслить рационально (Ефесянам 5:1). Нам дана заповедь приобретать мудрость и приобретать разум (Притчи 4:5,7). Бог хочет, чтобы мы пользовались дарованным нам разумом. Однако Он хочет, чтобы мы использовали свой разум должным образом и чтили Его.

Для разума необходима вера

Библейская вера и библейский здравый смысл, фактически, работают сообща. Вера является необходимым условием разума. Чтобы рассуждать о чем-либо, мы должны иметь веру в то, что законы логики правильно определяют верную цепь логических заключений. Поскольку законы логики невозможно ощутить с помощью органов чувств, наша уверенность в них является своего рода верой.

Для христиан это обоснованная и оправданная вера. Христианин ожидает найти некий стандарт здравого смысла, отображающий мышление Библейского Бога – а это законы логики. С другой стороны, неверующий не может объяснить законы логики на основании своего собственного мировоззрения.

Поскольку законы логики необходимы для здравого смысла, и поскольку христианская вера является единственной системой веры, которая их объясняет,8 из этого следует, что христианская вера является логическим основанием для всего разума (Притчи 1:7; Колосссянам 2:3). Конечно, этим мы не хотим сказать, что не-христиане не способны рассуждать. Скорее, это означает, что они непоследовательны в своих рассуждениях. Они заимствуют из мировоззрения, противоположного тому, которое они исповедуют.

Так как здравые рассуждения были бы невозможны без законов логики, проистекающих из христианской веры, мы имеем очень веские основания для своей веры: не имея веры, мы не можем здраво рассуждать. Даже неверующие время от времени полагаются на христианские принципы (например, на логику), рассуждая о чем-либо. Итак, христианин имеет веские основания для своей веры. Фактически, христианская система веры делает здравый смысл возможным.

Можем ли мы с помощью разума привести кого-то ко Христу?

Хотя, как следует из Писаний, рассуждения являются важной составляющей христианской жизни, одного лишь разума недостаточно для того, чтобы привести ко Христу.

После грехопадения Адама люди утратили свою способность правильно судить о духовных вещах (1 Коринфянам 2:14). Нашей природе свойственно искажать истину (2 Петра 3:16). Поэтому нам необходима помощь Святого Духа даже для того, чтобы понять и принять тот факт, что Иисус Христос - Господь (1 Коринфянам 12:3).

На это есть две причины. Во-первых, поступать так нам заповедывает Бог. Мы должны быть готовы во всякое время дать отчет в своем уповании (1 Петра 3:15). Поэтому наша задача, как последователей Христа, - проповедовать Евангелие (2 Tимофея 4:2) и рассуждать с неверующими (Деяния 17:17).

Во-вторых, Бог может благословить наши беседы с неверующими и использовать их в качестве составляющей процесса, с помощью которого Он приводит к Себе людей (Римлянам 10:13–14). Хотя спасение дается только лишь Христом, Бог даровал нам привилегию делиться с другими людьми благой вестью и защищать ее.

Один христианин может посеять семя, другой – поливать его, но только один Бог приносит урожай (1 Коринфянам 3:6–7).

Каждый человек наделен способностью чувствовать. Он может чувствовать радость, злость, опасение, страх, зависть и другие чувства, в том числе любовь. Способность чувствовать — это отличительная черта человека, которая отличает людей от животных.

Но нельзя жить одними чувствами, иначе можно сильно пострадать от этого.

Человек, живущий только чувствами, начинает им подчиняться и жить, опираясь только на чувства.

Но, к счастью, чувствам есть противовес — разум.

Разум помогает человеку не поддаться полной власти чувств, он позволяет

Но, если есть разум, зачем тогда чувства? Человек, лишенный полностью чувств, лишается звания человека. Человек без чувств — человек, которому ничего не интересно в этой жизни, это равнодушный человек.

А как говорят мудрые:”равнодушие — главное зло”.

Поэтому лучший вариант — это уметь сочетать эти два понятия. Нужно испытывать чувства, но не забывать смотреть на ситуацию не только чувствами, но и разумом.

Олеся, из одноименного рассказа Куприна, например, попала в ситуацию, когда разум помог ее принять правильное решение: несмотря на свою большую любовь

к Ивану, она не поддалась своим желаниям, а сделала правильный выбор — рассталась с ним, чтобы обезопасить себя, бабушку и Ивана –, это выбор, правда, сделал больно сердцам обоих влюбленных.

Но порой бывает, что человек руководствуется в основном разумом, не считаясь со своими чувствами и чувствами других людей, и это может вылиться в неприятную для него же самого ситуацию.

Например, господин Н., который по решению разума отвергнул любящую его девушку Асю, которая смогла найти силы сама признаться ему в своей любви. А потом пожалел о своем решении. Когда он опомнился, было уже поздно — Ася с братом немедленно уехали, а господин Н. как не пытался их отыскать, все равно не смог.

Я же, “приверженец золотой середины”, считаю, что лучшим вариантом будет найти золотую середину между разумом и чувствами, потому что нормально жить чем-то одним просто невозможно.

Фёдор Михайлович Достоевский был глубоко верующим человеком и считал православную веру основной развития общества, поэтому для него свойственна тема душевных и нравственных терзаний, раскрытая на примере одного или нескольких лиц. Самыми яркими примерами данной темы могут послужить герои романа Достоевского "Преступление и наказание" - господин Свидригайлов, Родион Раскольников и Соня Мармеладова.

Аркадий Иванович Свидригайлов - самый развратный, низкий, порочный человек в романе, для которого не существует законов морали и нравственности.

За свою жизнь он совершил много гадких, безобразных поступков: был шулером, изменял жене, убивал, совращал маленьких девочек, однако ни разу не раскаялся в содеянном. Не удивительно, что убийство, совершенное Раскольниковым, не возмутило его. Более того, Свидригайлов считал, что "единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша". Одним из возможных выходов из сложившейся ситуации герой видит бегство: ". уезжайте куда-нибудь поскорее в Америку! Бегите, молодой человек". Свидригайлов предлагает Раскольникову убежать, забыть о преступлении и продолжить жить как прежде, что и делает он сам всю свою жизнь. Однако бегство - не спасение. Именно оно убивает героя изнутри, приводит к повседневной скуке, ради которой Свидригайлов готов и на воздушном шаре полететь, и в Америку уехать. Душа героя, наполненная развратом, похотью, медленно погибает, а вместе с ней умирает и сам Свидригайлов, потому что жизнь невозможна без духовности.

Для Достоевского верующий человек - образец целостной, гармоничной личности. Такой была Сонечка Мармеладова - девушка "лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами". Судьба несправедливо обошлась с Соней: девушка была вынуждена пойти по желтому билету, чтобы только прокормить себя и свою семью. Однако в этих ужасных условиях, исключающих добро и человечность, в этом омуте разврата она смогла сохранить себя, её душа осталась чистой и нетронутой. Соня способна искренне сострадать чужому несчастью, жертвовать собой ради других, потому что сила девушки - в её вере в Бога.

Узнав о преступлении Раскольникова, Соня не осуждает его, а искренне сочувствует: "Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!". Она готова идти с Родионом до самого конца, потому что по-настоящему любит его. Соня хочет спасти Раскольникова, воскресить его к новой жизни, поэтому искренне советует ему "принять страдание и искупить себя им". На примере Сони Достоевский показывает, что только добро, любовь и готовность жертвовать своими интересами ради других делают человека человеком.

Родион Раскольников - бедный студент, который убил старуху-процентщицу, основываясь на собственной теории. Согласно этой теории все люди делаться на низших, которые служат материалом, и на особенных, "имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово". Совершая убийство, Раскольников хотел узнать, кто же он: ". вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая, или право имею. ". Идея полностью захватила разум Раскольникова и управляла им, однако живая, не охваченная теорией натура героя протестует. Именно она заставляет Родиона мучиться после совершения преступления и полностью выдаёт его Порфирию Петровичу. В словах следователя: "Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать" - заключен смысл трагедии "идейного убийцы. Беда не в том, что Раскольников возомнил себя особенным человеком, а на деле оказался "тварью дрожащей", а в том, что его натура оказалась гораздо человечнее, созданной идеи. Родион не может просто уехать и забыть о совершенном преступлении, как Свидригайлов, его терзают муки совести, поэтому он выбирает единственно верный путь - путь Сони Мармеладовой.

Читайте также: