Он не очень хорошее сочинение стихов

Обновлено: 02.07.2024

Как писать стихи - несколько полезных упражнений и советов.

Анна Туренкова (2006г)

Я часто нахожу на стихи.ру хорошие, искренние стихи. В которых автор показывает поразительную глубину мыслей и уникальную способность развивать самые тонкие и серьёзные темы. Но у многих из этих стихотворений есть существенный недостаток это погрешности "техники" того, под чем художники, музыканты и другие творческие практики разумеют правильность формального выражения.

Если вы пишите для себя, возможно это и не важно. Но если для читателя, то тут надо будет немного потренироваться изо дня в день. Предложите себе забавную игру в стихосочинялки. Кушая булочку во время обеда или отдыхая вечером на любимом диване. Это развлечёт вас и принесёт существенную пользу развитию вашего таланта.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 1. "Лёгкий стих"-=-=-

Напишете первую бессмысленную строчку. А потом продолжаете стихотворение, добавляя к ней всё, что приходит в голову.

"В саду цветёт пушистый пень"
Цветёт сегодня целый день
Ему цвести никак не лень
Его постигла дребедень
И все лягушки набекрень. "
и т.д.

Стараетесь выдержать одну и ту же рифму и размер как можно дольше. Не пытайтесь угнаться за смыслом - это всего лишь упражнение. Оно развивает словарную гибкость, чувство рифмы и размера.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 2. "Рифмуем всеххх"-=-=-

А теперь можно отдельно потренировать рифму. Тоже пишем первое пришедшее в голову слово. А к нему все рифмы (слова и словосочетания), которые сможете придумать. Старайтесь быть как можно изобретательнее.

"Сосредоточится
Двоеточие
Раскурочили
Непорочные
Снова кочки
Очная
Сочные
Точно. "
и т.д.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 3. "Польза классики"-=-=-

Теперь, если привлечь к труду корку мозга, можно неплохо развлечься, тренируясь выдерживать размер. Берете любое "правильное" стихотворение другого поэта и каждую строчку переписываете под его строчкой новыми словами.

___Онегин добрый мой приятель
Егоркин вечный умножатель
___Родился на брегах Невы
Не поднимая головы
___Где может быть родились вы,
Среди зелёненькой листвы
___Или гуляли, мой читатель.
Очистил от бедлама шпатель.
и т.д.

Часто возникают ситуации, когда стихи приходят не сами собой, а хочется написать о чём-то конкретном впечатлившим вас в данный момент. В уме возникают меткие сравнения, чёткие образы. Но попытка представить всё это богатство в стихах с треском проваливается. Не разочаровывайтесь. Чтобы быстро и правильно укладывать в стихотворную форму всё, что приходит вам в голову, тоже нужен определённый опыт. И как раз сейчас можно его приобрести, выполнив упражнение, которое чем-то напомнит вам задание из школьного учебника.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 4. "Хочу написать то, что думаю"-=-=-

Вы просто выбираете тему - задаётесь описанием конкретного предмета, явления, сути. Записываете в строчку, через запятую все ассоциации и из них творите.

Например, стих про осень:
В уме (или лучше в блокноте): "осень, листья, кружиться, золото, увядание. " и т.д.
Из этого стихоплётим:

"Осень кружит листьями, кружелистным золотом,
И увял на клумбе маленький цветок. "

Возьмите какую-нибудь собственную, уникальную тему, набросайте побольше исходного материалла. А может наоборот заезженная всеми тема развернёт для вас нечто особенное. Чем больше тем вы обкатываете тренеруясь, тем лаконичнее и ярче будет ваша стихотворная речь.

Я знаю, некоторые всплеснут руками, поднимут глаза к небу и воскликнут "А как же мой стиль?! Моя поэтическая уникальность." Не тревожтесь. Стиль - атрибут мастерства. Т.е. сначала приходит мастерство, а потом появляется стиль. Он от вас никуда не денется - он находится в вас, это ваш образ мыслей, ваши предпочтения, ваши особенности. Наверное вы вспомните, как в младших классах писали в прописях свои первые буквы? Тогда было ещё рано говорить о подчерке. А потом с истинно природной неизбежностью вы почему-то стали по-своему выводить эти загогулины, закруглять всевозможные петельки и чёрточки, украшать заглавные буквы чернильными всплесками. Такой же эффект появляется во всём, чем вы занимаетесь. А в чём как не в стихах ему проявится сильнее всего? Это же ваши собственные мысли. Изречения великого мудреца - вашего настоящего Я.

Идея такой тренировки не моя. Её подсказал мне один добрый дедушка в поезде, когда мне было 5 или 6 (сама не верю!) лет. Предполагаю, что схожим образом занимаются многие люди, которые стремятся к совершенствованию своего мастерства. Возможно в их методике есть отличия и преимущества. Но мне, именно такой порядок упражнений показался мне наиболее естественным . Признаюсь честно - сама последний раз занималась ещё в школьные годы. Но поверьте, когда техника правильно поставлена, можно о чём угодно рассказать красивыми, запоминающимися, яркими стихами. Не мятся, не вымучивать по отдельности каждую фразу не нестись по кочкам не разбирая дороги, а Творить! Об этом мечтает каждый поэт, и если вы приложите определённые усилия - это ваше!

Анна Туренкова 2006/01/27 02:12 •


-=--=-
И ещё НА ЗАМЕТКУ (из личного опыта и моих наблюдений за творчеством авторов стихи.ры). Если вы хотите, чтобы ваши стихи _нравились_читателям_, то

1. Не начинайте "издалека", пусть первая строчка будет вашей рекламой - старайтесь заинтересовать читателя.

2. Не отвлекайте читателя от темы. Какой бы она не была - реалистичной или абстрактной или даже если её и в помине не было. Старайтесь написать нечто цельное. Закройте глаза и представьте общее впечатление от того, что вы сотворили. Уберите лишнее, добавьте недостающее.

3. Старайтесь не допускать пустых и проходящих строк. Если таковые всё-таки возникли, отложите стихотворение, и вернитесь к нему через час или через несколько дней. Пересмотрите и внесите поправки. Лучший критик для вас - это вы сами, потому что только вы знаете, что вы хотели написать. Не позволяйте этому замечательному помощнику сидеть без дела.

4. Если вы пишете в классическом ключе, оцените всё ли в вашем стихотворении удобоваримо и читаемо. Возможно вам захочется убрать или заменить какие-либо слишком резкие, протеворечивые или нелогичные элементы.

5. Помните, что у вас качестве "изюминки" стихотворения. Сохраняйте и не искажайте её. Старайтесь чтобы остальной текст был на службе у вашей идеи.

6. Главное вовремя остановится. Избегайте "словестного поноса". Вовремя говорите себе "стоп!" Вы должны помнить об этом, даже когда тема широка или вовсе абстрактна. Чем длиннее стихотворение, тем меньше читателей соизволят его прочесть.

7. Дописывайте до конца. Синдром "последней строчки" знаком практически всем. Лучше посидеть лишние 10 минут и придумать достойную рифму, чем убить хорошее впечатление, от всего стихотворения. Возможно то, что вы изобретёте напоследок станет восклицательным знаком и символически подытожит вышесказанное. Удачное и меткое завершение приводит читателя в восторг.

8. Когда вы пишете длинное стихотворение, старайтесь правильно обрабатывать КАЖДУЮ ИДЕЮ, которую вы высказываете.

а) Если вы употребите больше слов, чем требуется для её раскрытия рискуете оказаться в глазах читателей пустомелей-графоманом, даже если в вашем произведении содержиться серьёзная смысловая начинка. Они её просто не заметят в таком размытом состоянии. Это допустимо для прозы, но стихи губит на корню.

б) Если вы наоборот, не потратили на какую-либо свою находку достаточно красок и усилий, то взгляд читателя проскользнёт мимо. Таким образом общий смысл, общее настроение вашего произведения, будут переданы ему в искажённом виде, не в том, который содержится в вашем представлении. (Субъективность восприятия - это другое)

в) Не перенасыщайте свои стихи. Во-первых не забывайте про п.5. А во-вторых большим количеством материала трудно управлять и ещё сложнее сложить его в единое целое так, чтобы другие люди это поняли, и гораздо сложнее сделать так, чтобы читая и воспринимая, получали удовольствие.

г) Итак. Вы пишете поэму. Помните, что в этом мире всё циклично - времена года, процессы происходящие в человеческом организме, да и сами стихи. Есть множество различных способов упорядочивания текстовово массива. Но вы не ошибётесь, если будете следовать принципу "фаза напряжения чередуется с фазой расслабления". Вот как раз во второй фазе, если вы не сумеете выполнить её в разрезе вашей основной темы, придётся оторвать читателя от неё, развлечь, убаюкать, утешить. Часто для этого используют лирические отступления, "детские" или "гуслярские" рифмовки и т.п. Иногда неплохо смотрятся фрагменты прозы или _удобная_ смена ритма.
Если вы не уверены в том, что у вас получится органично и хорошо соблюдать эти фазы, напишите сначала смысловую, серьёзную часть, а потом отдельно поработайте над вставками. Может быть придётся задуматься о равновесии. Не забывайте, что здесь оно смещено словами, использованными только из необходимости выдерживать ритм и находить рифму. Поэтому вряд ли стоит растягивать расслабляющую часть до объёма смысловой. Поэмы, в которых эти соотношения хорошо сбалансированы читаются "на одном дыхании".


-=--=-
А это ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ, которые несомненно пригодятся на пути к творческой вершине:

http://www.stihi.ru/2003/10/26-1103
"От дилетанта-дилетантам (методы ведения войны со стихами)"
Никому Не Говори


(. ) ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА автора - НЕ оставляйте, пожалуйста, рецензии на этой страничке.

Для начала, представлюсь. Меня зовут Александр Окропиридзе. Физик по образованию. В поэзии "специализируюсь" на юморе. Высоких достижений не имею. Являюсь членом московского Клуба юмористов и сатириков "Чёртова Дюжина". Был лауреатом и дипломантом ряда поэтических конкурсов и фестивалей.

Но вот набрался наглости написать статью с практическими советами для начинающих. Несогласным предлагаю поделиться с читателями своими публикациями.

Итак, с чего, по моему мнению, следует стартовать в стихосложении:
С ритма? Рифмы?

Нужно обнаружить в себе желание высказаться, возможно, в свой собственный адрес, возможно, в адрес потенциального читателя.

Часто в стихах от первого лица действует или повествует литературный герой, которого ни в коем случае не следует путать с автором. Но этот герой частенько является авторским " alter ego" - его отражением, внутренним голосом или собеседником.

Очень важно обнаружить в себе мысли, которые захочется передать читателям. (в законченном или достаточном объеме для начала творческого процесса). Большинство сетевых стихов наделено главным своим недостатком: отсутствием вразумительной авторской мысли. И это, по-моему, основной "бич", напрочь обесценивающий результат.

Редким исключением может являться пейзажная лирика - словесная картина. Но этой "продукцией" настолько завалены литературные сайты, что, говоря "коммерческим языком", предложение намного опережает спрос. А, как известно, если в стакан с чаем добавлять сахара больше, чем хочется, то наступает отвращение к напитку. Посему я не буду советовать новичкам начинать с пейзажной лирики и пугать читателей потоком плохо перевариваемого контента. Отыщите в себе иные, волнующие вас темы.

Ну, вот, наконец, мы дошли до ритма с рифмой. И тут я вас снова огорошу. Я не стану излагать теоретические основы поэтического искусства. На эту тему написано много достойнейшей литературы, и её легко найти в сети с помощью Яндекса. К тому же большинство из нас знакомо с поэзией не понаслышке, буквально, с детского сада. А, значит, основные понятия давно заложены в умах. Но я дам ряд практических советов новичкам.

Но вот важный вопрос:
какую роль играют ритм и рифма в стихотворении?

Самый короткий ответ, приходящий на ум таков:
ритм и рифма - это "специи", " усилители вкуса " для прозаического текста, творящие из него поэтическое блюдо.

К слову, в поэзии существуют "свободные стихи", то есть стихи без очевидного ритма и рифмы. А поскольку они практически лишены вышеуказанного "усилителя вкуса", то на автора накладывается дополнительная нагрузка по насыщению текста достоинствами литературного плана. В итоге, можно сказать, что традиционные стихи – с ритмом и рифмой – это короткий путь к сердцу читателя и не стоит игнорировать их силу и притягательность.

Совет по ритму :
начинайте творить с двусложных стихов, а точнее с ямба, коим, например, написан пушкинский роман в стихах "Евгений Онегин". Все помнят:

"Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог. "

Формальный ритмический рисунок (ямба) данного отрывка таков:

_ / _ / _ / _ / _
_ / _ / _ / _ /
_ / _ / _ / _ / _
_ / _ / _ / _ /

Здесь каждый безударный слог обозначен как " _ ",
а ударный слог - как " / ".

Одна такая повторяющаяся пара " _ / " - называется стопой. В одной стопе - одно ударение.

Как видите, в каждой строке 4 ударения, а значит 4 стопы ( _/ _/ _/ _/ ). На конце первой и третьей строки можно обнаружить по маленькому безударному довеску " _ ", который на подсчёт не влияет. Таким образом, перед вами 4-х стопный ямб.

Как обнаружить в своём стихотворении ритмическую ошибку?

Читайте свои стихи вслух, ритмично, нараспев, согласно схеме акцентируя голосом все слоги, соответствующие знаку " / ". И если в ваше творение закралась ритмическая ошибка (лишние или недостающие слоги), то неожиданно "законное ударение" в том или ином слове обернётся безударным местом, а это обязательно покоробит ваш слух (если вы, конечно, носители чистого русского языка).

Итак, благодаря ямбу вам легче будет подбирать/укладывать слова в строки.

Старайтесь придерживаться на всём протяжении стихотворения постоянной длины для соответствующих рифмованных строк, выраженной в количестве стоп или слогов. Если, конечно, обратного не требует жанр или ваш обоснованный литературный приём.

Так, например в приведенном отрывке количество слогов в строках таково:
9
8
9
8

Так должно быть и далее: 9-8, 9-8, 9-8, 9-8.

Совет по рифме :

а)
Существуют сложные, богатые звучанием рифмы. Например: " колется - успокоятся ". При этом они бывают более или менее корректными. Чтобы "набить руку" в стихосложении советую для начала придерживаться точных рифм с максимально совпадающими окончаниями и не слишком далеко от них удаляться. Как вам ни покажется странным, но писать точными рифмами довольно сложно. Вы же себя таким образом будете ограничивать в вариациях (в падежах, окончаниях). Но это дисциплинирует стихотворца и уберегает его от рифм некорректных.

Освоив такой способ, можете переходить к рифмам более сложным.

б)
Старайтесь не злоупотреблять глагольной рифмой. Глагольная рифма сама по себе ещё не беда - беда её засилье и тривиальность. Последние проистекают от простоты её подбора. Особенно раздражают слух зарифмованные глаголы неопределённой формы. "Кид аться - сме яться - руг аться - целов аться - ". Такие рифмы производят угнетающее впечатление ограниченного словарного запаса. Из той же категории рифмы вроде: "при шёл - за шёл - на шёл - уш ёл - ". Разнообразьте таковую хотя бы существительным, например, "коз ёл " - и будет счастье :).

в)
Если вдруг вам не отвертеться, и применение глагольной рифмы неизбежно, постарайтесь привнести в концовку строк хотя бы минимальное разнообразие. Пусть, к примеру, рифмующиеся слова будут разной длины по количеству слогов. Например: "шла" (1 слог) и "заволокла" (4 слога).

г)
Не используйте в рифме однокоренные слова. Классический образец такой рифмы и любимая многими сетевая цитата: "ботинок - полуботинок". Кто только уже над этим не посмеялся.

Здесь есть и исключения: слова одинаковые или близко звучащие, но разные по смыслу (т.н. омонимы). Такая рифма, пожалуй, может даже украсить стихи, привнося в них игру слов. Например: "брак" (семейный союз) и "брак" (плохое качество).
_________

Если вы испытываете трудности с подбором рифмы, используйте, например, генератор рифм онлайн .

На ранней стадии не пишите длинных стихотворений. Придет умение - оттянитесь вволю. Научитесь выражать свою мысль коротко и ёмко (лапидарно). Лапидарность стихов - важнейшая характеристика. А разводить седьмую воду на киселе может практически каждый.

Избегайте прямых и косвенных тавтологий (повторений). Они - типичные враги лапидарности.

Научитесь писать свои стихи с конца!
Как так?

Выделите в ваших замыслах главную, итоговую мысль (если таковая имеется) и вложите её в заключительное четверостишие (или двустишие). А далее, руководствуясь пунктом (5) как можно ловчее, не добавляя лишней "воды", допишите предыдущие строки и строфы, необходимые для описания всего процесса от предпосылок до уже сочиненного финала. Не всегда всё получается гладко, но стихотворчество - это такой процесс, который очень удачно описал Маяковский:

"Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в годы труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды".

"Ударная концовка" - удачное завершение для стихотворения, поэтому и главная ваша мысль не должна быть посредственной, невнятной, вторичной. Уж, постарайтесь, не разочаруйте своих читателей! ;)

Есть стихотворцы, вполне удачно пишущие и без таких приёмов. Вполне возможно, что они всё исполняют интуитивно. Или хватает таланта вне зависимости от изначальной мысли всегда найти удачное продолжение и отменную концовку.

Мой же совет лишь тем, кто его ищет.

Как было замечено в предыдущем пункте, удачная концовка - важнейший элемент ваших будущих произведений. Но здесь я усилю требования следующим призывом:

Если в стихотворении несколько четверостиший (строф), то подойдите к ним с такими же требованиями, как и к финалу. То есть 6-ой пункт - это тот же 5-ый пункт, но творчески применённый к каждому четверостишию в составе стихотворения. А именно:

а) выделяйте для себя основную мысль каждого четверостишия;
б) ставьте строку или строки с этой мыслью в конец четверостишия;
в) и лапидарно дополняйте "сюжетной подводкой" рифмованных (по отношению к концовке) строк.

Если пункт (в) исполнен некачественно, то это непременно будет отмечено продвинутым читателем.
______________

Рассмотрим для примера четверостишие Георгия Фрумкера:

"В нас часто проявляется плебейство.
Ну, что ж, один — атлет, другой — Атлант.
Несовместимы Гений и Злодейство,
Но совместимы зависть и талант."

Главная его мысль в двух последних строках:

"Несовместимы Гений и Злодейство,
Но совместимы зависть и талант."

И если вам удастся произвести на свет столь удачную мысль, соблюдая ритм (в данном случае это 5-стопный ямб), то поставьте её на место двух последних строк четверостишия, а далее будьте изобретательны в подборе двух первых строк (с учётом ритма и рифмы). Если, скажем, не подберёте нужных рифм, то перефразируйте главную мысль так, чтобы изменить окончания, и повторите творческий процесс заново.

А если вы оказались внимательными, то наверняка заметили, что даже в главной мысли ключевые слова поставлены в конец строк! Я имею ввиду "Гений и Злодейство" и "зависть и талант". То есть принцип "всё важное — в конец" соблюдён на всех уровнях. Это — "высший пилотаж" в исполнении Фрумкера. И если, например, в пейзажной лирике это не столь важно, то в остроумных, юмористических стихах этот принцип один из основных.

Безусловно, при сочинении строк вы столкнётесь с трудностями попадания в ритм. Будьте гибче в выражении мыслей, дабы иметь по возможности больше вариантов. Начинающий поэт чаще всего определяет почти безальтернативные опорные (основные) смысловые слова и благополучного ритма ради начинает дополнять их мусором из коротких (одно- и двусложных) слов: предлогов, междометий и даже жаргонных восклицаний. Эти слова "для вставки", как правило уродуют стихи и бросаются в глаза понимающим читателям.

В итоге совет: пишите строки по возможности "длинными" словами, избегая многочисленных односложных слов-заполнителей. Естественно, "длинные" слова не должны быть длинными в буквальном понимании. Они должны быть "достаточными" для строки. При этом, как минимум, исполнены эстетики, присущей богатому русскому языку.

Старайтесь не писать простыми и примитивными предложениями, при которых одна законченная мысль соответствует в точности одной строке. Это самый легкий и не самый удачный способ стихосложения (и мыслеобразования). Укладывайте простые предложения в сложные. Используйте причастные, деепричастные обороты.

Используйте метафоры (но не "перегибая палку"). Русская поэзия славится своей метафоричностью, образностью. Используйте изысканные слова, эпитеты, определения из литературного лексикона (если, конечно, он согласно замыслу не противоречат лексикону вашего литературного героя).

Не описывайте действие/сюжет словами просторечными или элементарными (если, конечно, это не прямая речь литературного героя). Так, например: "герой сказал - героиня сказала - он ей сказал - она ему сказала - он ответил громче - она ответила примирительно. ". Или: "он вошел , походил по дому, затем вышел и пошел в лес. Походил там полдня, затем из лесу вышел . был сильный мороз".

Только у слова "сказать" в русском языке найдется под 100 слов-синонимов и выражений. Пользуйтесь словарями, например, этим словарём синонимов . А вот небольшой словарь эпитетов .

Русский язык богат синонимами, оборотами, эпитетами. Используйте их ради создания богатого послевкусия в пику пресности и косноязычию.

Помните также, что метафора - это яркое сравнение. То есть некое явление сопоставляется с иным ярким, "поэтически сочным" образом. А не наоборот. Иначе стихи блекнут, вместо того, чтобы гореть ярче.

Не соединяйте различные плохо совместимые стили в одном стихотворении. Не мешайте "высокое" с "низким". Если, конечно, это не юмористическое произведение, где игра "высокого" с "низким" может быть элементом юмора или сатиры.
____________________

Вот и все 10 советов.

Если бы сам всегда соответствовал своим же советам, то, возможно, стал бы вторым пушкиным ;). Но за много лет, как минимум, познал ценность этих идей. Их понимание выручало меня не раз. А в целом мне ещё учится и учиться. Впрочем, как и всем, желающим хорошо писать стихи.

Если вы вдруг решили развить в себе литературный талант, а поэзия в вашем понимании — прекрасное, тонкое ремесло, то эта статья — именно то, что нужно. Искусство свободно и не имеет рамок, ограничивающих поток вдохновения. Однако чтобы стать признанным поэтом в будущем, нужно стать профессиональным творцом в настоящем. А приведённые ниже советы помогут понять, как научиться писать стихи.

Что такое поэзия? Если говорить просто — это выражение чувств автора, отклик души на происходящие события.

Если вы способны на тонком, эмоциональном уровне взаимодействовать с миром, половина пути пройдена. Итак, что же нужно делать начинающему поэту, чтобы однажды проснуться известным лириком?

Как научить красиво писать стихи
Найдите свою творческую нишу

Задайтесь вопросом, что вам интересно? Какие вещи волнуют и задевают за живое? О чём хочется сказать? Сфера интересов обозначит основные темы для поэтических произведений. Хотите писать про нежные любовные чувства — пишите. Хотите про смерть и скорбь — пишите. Не ограничивайте себя. Важно всегда быть откровенным и честным автором и говорить только то, что имеет ценность именно для вас. Не гонитесь за актуальными темами ради притока аудитории. Пишите про то, в чём разбираетесь, — именно так вы привлечёте своего читателя.

Писать стихи сможет каждый

Читайте как можно больше

Найти красивую и точную рифму, не имея богатого словарного запаса, невозможно. Выберите авторов (не только лириков, но и прозаиков), чей стиль вас привлекает. Если заумная классика даётся тяжело, начните с современных творцов и постепенно наращивайте собственный культурный интеллект.

Выучите пару понравившихся стихотворений. Составьте словарик синонимов. Ваше призвание — научиться литературному ремеслу. Увеличение словарного запаса обогатит не только ваши литературные тексты, но и вашу устную речь.

Чтобы начать что-нибудь новое, полезно читать как можно больше

Анализируйте

Не просто проглатывайте книгу за книгой, а подмечайте красивые фразы и выражения, точные сравнения и необычные метафоры. Не бойтесь делать пометки и записывать собственное мнение о прочитанном. Запомните: не каждый автор должен вам понравиться, и не каждое произведение любимого лирика/прозаика должно привести в восторг. Искать ошибки — тоже часть анализа. Не забывайте читать объёмные разборы в литературных журналах — это поможет глубже понять смысл произведения.

Часто бывает так, что новички перенимают особенности творчества признанных литераторов. Это абсолютно нормально. Пока у вас не выработался собственный стиль (а это путь долгий и тернистый), вы будете находить мотивы любимых авторов в своём творчестве.

Читайте как можно больше, от интернет-журналов до серьезных произведений

Обращайте внимание на детали

Окружающий мир — огромное поле для выращивания новых тем. Все сравнения и необычные метафоры, которые вы будете использовать в стихотворениях, придут из внешнего мира. Будьте чутки ко всему. Пробуйте, нюхайте, слушайте.

Впитывайте в себя эмоции и ощущения. Чем больше вы знаете о мире, тем богаче ваш опыт. Делитесь с окружающими своими чувствами. Будьте открыты для диалога со всем новым и необычным для вас. Поэт — это ребёнок, которому интересно абсолютно все.

 некоторые свойства внимания

Покажите всем

Сегодня можно свободно публиковаться в сети. В Интернете есть огромное количество творческих площадок, где вы не только получите заряд мотивации, но и найдёте друзей по интересам. Перед регистрацией подумайте о подходящем псевдониме, ведь именно по нему вас будут узнавать люди.

Покажите своё творчество друзьям

Не бойтесь критики

Этот пункт тесно связан с предыдущим. Всегда страшно показывать своё творчество. Особенно неприятно получать негативные отзывы. Но вы не должны опускать руки. Проанализируйте отклики на ваши произведения.

Что это: обоснованная критика или просто нелестные высказывания в попытке обидеть? Людям может не понравиться то, что вы делаете. Но если это нравится вам, то продолжайте. И главное — не бойтесь ошибаться, ведь, чтобы написать хорошо, нужно сначала написать плохо.

Не бойтесь критики

Заведите блокнот

Часто вдохновение приходит внезапно. Новая цепляющая строчка или необычное сравнение — все творческие вспышки нужно записывать, иначе они испарятся через мгновение. Фиксируйте ваши мысли, обрывки разговоров, цитаты из фильмов и книг, новые идеи. Обращайте внимание на все, что вас волнует. Зацепитесь и запишите. Пополняйте собственную библиотеку выражений и рассуждений.

Часто бывает так, что из поэтов вырастают чуткие и нежные прозаики, чьи выражения и слова вызывают восторг у читателя. Пробуйте себя и в написании прозы. Творите, когда появится свободная минутка, а для этого всегда носите с собой творческий блокнот.

Творческий блокнот

Правьте

Не ставьте точку раньше времени.

Исправления в творческом блокноте

Уделите время упражнениям

В Интернете и в книгах, прокачивающих навыки, есть масса полезных упражнений для тренировки литературного таланта. Например, в свободное время возьмите любое слово и придумайте к нему как можно больше рифм. Для большего азарта привлеките к игре друга.

Выберите определённую тему и запишите к ней ассоциативный ряд, после этого сочините небольшое стихотворение из представленных слов. При сочинении строк избегайте главных ошибок:

  • Рифмуются близкие по смыслу или однокоренные слова.
  • В тексте слишком много рифм-действий (глаголов).
  • В одном стихотворении присутствуют рифмы разных типов: точные, неточные, ассонансные, диссонансные.
  • Рифмой считаются слова, у которых один звук совпадает по звучанию.

Также можете попрактиковать такую игру: придумайте строчку и пишите, пишите, пишите, стараясь сохранить размер, ритм и рифму. Не стоит гнаться за смыслом. Важно научиться чувствовать слово.

Начните переписываться стихотворными строчками, ведите диалог, рифмуя реплики собеседника. Это не только повысит ваше литературное мастерство, но и гарантированно поднимет настроение.

Каждый день по строчке: почему полезно писать?

Пишите. Пишите. Пишите

Практика — единственный способ научиться хорошо писать. Пробуйте себя в различных жанрах (белый стих, акростих, смешанный стих, верлибр и т. д. ). Рассмотрите все размеры (ямб, хорей, амфибрахий, анапест и др.) и рифмовки (опоясывающая, перекрёстная, смежная и пр.).

Пробуйте себя в различных жанрах - белый стих, акростих, смешанный стих

Как написать стихотворение для поздравления

Все, что вам нужно: немного свободного времени и словарь рифм русского языка (его можно найти в сети и скачать на компьютер).

  1. Если вам необходимо придумать строки, которые впоследствии лягут на мелодию, послушайте это мелодию и определите ритмический рисунок (от этого будет зависеть размер вашего произведения).
  2. Далее: откройте словарь синонимов и найдите слова, которые подходят к вашей теме. Выберите из списка подходящие к ним рифмы. Всё — окончания ваших поэтических строчек готовы.
  3. Теперь осталось дописать остальное, соблюдая ритм. Ничего сложного! Так вы сможете креативно и необычно поздравить дорогого человека.

Упражнения для поэтов

Стать поэтом может каждый, но на самом деле не каждому это нужно. Создание лирических произведений — долгий путь. Человек должен постоянно работать, начинать новые произведения, жить своим творчеством. Будьте готовы к годам неуёмного труда, стопкам черновиков и неудачных произведений.

Стать поэтом может каждый, но на самом деле не каждому это нужно

В мире огромная конкуренция на творческих платформах, и выделиться из толпы непросто. Если поэзия — это то, в чём вы хотите преуспеть, трудитесь, показывайте себя, участвуйте в литературных конкурсах, улучшайте свои навыки, пробуйте новые жанры. Стремитесь к своей мечте, деритесь за неё, и однажды проснётесь известным лириком.

Видео

Из этого видео вы узнаете азы стихосложения. Хорей.

В этом видео разговор пойдет о рифме.

О типичных ошибках начинающих поэтов вы узнаете из этого видео.

Это видео поможет вам понять, как писать хорошие стихи.

Поставь лайк, это важно для наших авторов, подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен и вступай в группу Вконтакте

Стихи, берущие за душу, притягивают любителей поэзии своей душевностью и трогательностью. Они обостряют наши чувства, наполняя душу теплом и надеждой.

Мы постарались подобрать для вас красивые и трогательные стихи, которые отогреют вашу душу, помогут отвлечься от повседневности, позволят задуматься о смысле жизни.

Стихи, берущие за душу о жизни со смыслом

Мы примеряем миллионы масок.
Хотим казаться лучше, чем мы есть.
И забываем, что казаться мало.
И забываем в чем же смысл весь…

Сорвать все маски, отыскать себя
И становиться лучше, не казаться!
Стараться жить по-доброму, любя –
Вот жизни суть, что стала забываться!

Смотрит в зеркало женщина зрелая.
Отраженье смеётся с издевкою:
Что ж ты стала такою несмелою
Иль забыла, какой была девкою!

Русы волосы падали волнами,
А глаза были синие-синие;
Годы птицей промчались за окнами
Смотрит в зеркало женщина сильная.

Улыбаясь, прошла через трудности,
Не сгибая колен; не унизилась.
Тело пусть не такое, как в юности,
Но душа ещё больше возвысилась.

Седина в волосах пробивается
Ты как вишня в саду переспелая.
Но ведь жизнь ещё не кончается —
Смотрит в зеркало женщина зрелая.

Привыкайте счастливыми быть!
Просыпаться с улыбкой лучистой…
И со взглядом по детскому чистым,
Привыкайте друг друга любить…

Научитесь плохое не звать,
Предвещая заранее беды…
Вы ведите другие беседы…
Научитесь душой расцветать…

Привыкайте добро замечать
И ценить то, что жизнью даётся…
И за счастьем бежать не придётся…
Будет счастье за вами бежать!

Научитесь подвоха не ждать
От людей незнакомых и близких…
Ведь у всех, у высоких, и низких
Есть желание – счастье познать…

Привыкайте не злиться на зло,
А рискните помочь, разобраться…
Если кто-то вдруг начал кусаться,
Значит, в чём-то ему не везло…

Научитесь прощенья просить
И прощать… Вам судьба улыбнётся.
И весна в вашу душу вернётся!
Привыкайте счастливыми быть…

Прошу вас, люди — берегите ЖИЗНЬ,
Цените каждое прошедшее мгновенье!
Она хрупка… И как осенний лист
Сорвется, вдруг, и улетит в кружении.

Прошу вас, люди, берегите ДЕНЬ,
Ведь,каждый день-последним стать он может!
Оставьте праздность, укротите лень —
Пусть новый день достойно будет прожит!

Прошу вас, люди, берегите МИР
В сердцах своих, и в помыслах, и в чувствах!
Простите тех, кто вас оговорил,
Кто вам завидовал, и кто вредил искусно…

Прошу вас, люди, берегите СВЕТ
В своей душе, в душе подруги, друга —
Других путей для счастья в жизни нет,
Как нет пути из замкнутого круга!

Прошу вас, люди, как просил сам БОГ-
Не растеряйте ВЕРУ в ваших душах!
В конце пути всех пройденных дорог
Сомненья, пусть, покой ваш не нарушат!!

ЛЮДИ ПРИВЫКАЮТ КО ВСЕМУ
Может быть не сразу, постепенно.
Только непонятно почему
Привыкают к боли и изменам.

И к тому, что предают друзья,
И к тому, что близкие уходят…
Говорите, привыкать нельзя?
Мы и сами понимаем, вроде.

Но устроен странно этот мир –
То, что раньше было невозможно,
Незаметно принимаем мы,
Так логично, мудро, осторожно.

Ничего не поменялось тут.
Просто всем нам далеко не двадцать.

Люди привыкают и живут.
А куда прикажете деваться?

И сразу, в миг, становится теплей
От слов простых, пронизанных участьем
И в череде уныло-серых дней
Мелькнет луч солнца, разогнав ненастье

И тише боль. И легче на душе
И хочется дарить тепло другому,
Живущему в реальном мираже
Так далеко, но близкому такому…

И чувствуешь уверенность свою
И веришь в то, что нужен ты кому-то
А ведь стоял почти, что на краю
Отчаянья. Спасла тепла минута.

Давайте не скупиться на тепло:
Нам всем важны минуты пониманья
Пусть другу станет на душе светло
От нашего участья и вниманья…

Остановить хочу безумный бег
Слова мои улыбкою согреты
Родной мой, незнакомый человек
Грустить не надо…Солнышко…Ну где ты?

Относись ко мне проще. Я — ангел.
Только крылья мои обгорели.
Я ведь долго летала над адом,
А в аду очень жарко, поверь мне!

Мне пришлось очень много увидеть,
оттого и глаза не святые.
Я умею теперь ненавидеть
и слова знаю колкие, злые.

А душа моя — огненный факел,
страсти сердце в куски разрывают..
Относись ко мне проще. Я — Ангел.
Правда, ведьмой меня называют…


stikhi-o-zhizni

Душевные стихи о любви, трогательные до слез

Друг друга быстро обгоняя,
Бегут слезинки по щеке…
Не плачь, любимая, родная,
Прижавшись тихо в уголке.

Клянусь тебе, что не обижу
Ни взглядом и ни словом я!
Поверь, родная, вот увидишь,
Не плачь, любимая моя…

Всегда беречь, лелеять буду
Тебя, мне данную судьбой,
Нигде в разлуке не забуду
Любимый, нежный образ твой!

Давай, я вытру слёзы эти,
Прижму тебя к своей груди…
Разлуку эту не заметишь,
Ты вот увидишь, только жди…

На свиданье дeвушка cпешила
В туфляx на выcоких каблукаx,
И в толпе cлучайнo зацeпила
Шедшегo навcтречу cтарика.

Обepнулаcь: “Дeдушка, пpoститe!”
Oн пoднял уcтавшиe глаза:
“Mилая, куда ж вы так спeшитe?”
“Ждут мeня, oпаздывать нельзя”.

“Xoрошо, кoгда вас где-то ждут,
И вcтpечают c pадостью на лицах,
А мoя любовь нашла пpиют
Там, куда мoгу не тoрoпиться.”

Девушка взглянула на букет,
И в глазаx застыло coжаленье …
Он пpодолжил : “Bот уже ceмь лeт
Ей нoшу ромашки в день poждeнья.

Их oна oсoбеннo любила,
B вoлоcы вплeтала и в вeнок.
Даже в день знакoмcтва, помню, былo
Платьишко на нeй в такой цвeтoк.

Mнoгo лет мы были с ней жeнаты,
Но не гаc любви волшебнoй пыл.
С пeрвoй встpeчи до поcлeдней даты,
Я всю жизнь eё бoготворил.”

Улыбнулcя, крeпче cжал букет,
И пoшёл тихoнькo к ocтанoвке…
A она смoтрела ему вcлед,
Cлoвнo вниз летeла бeз cтpаxовки…

… Он там ждёт за cтoликoм в кафe,
Злитcя, вeдь у них вcегo лишь вeчep …
Галoчкoй помeченный в графe
Meжду тренингом и важнoй встрeчей.

Да, он изначальнo не cкрывал,
Kтo такой, какoй машиной “pулит”.
Пoсле вcтpеч такcи eй вызывал,
А она надeялась, чтo любит …

Ухмыльнувшиcь, сбрocила звонoк,
Нoмеp удалила в неизвeстноcть.
Знала вcё, чтo он отвeтить мoг,
Толькo бoльшe eй неинтepесно.

Нужен тoт, кто будeт пoнимать,
И любить, и чувcтвом дорожить.
Нужен дoм, в котоpoм будут ждать …
И букет ромашек …oт души.

Последняя любовь — как наважденье,
Как колдовство, как порча, как дурман,
Последний шанс на страсть и обновленье,
Прощальный утешительный обман…

В какие годы сердце горше плачет?
Увы, конечно, на исходе дней…
Любовь — загадка, как она дурачит —
Не хватит жизни разобраться в ней…

Последняя любовь — нежданный случай,
Судьба шальная нас с тобой свела.
Всю жизнь я был какой-то невезучий..
А ты меня ждала, ждала, ждала..

Жизнь куролесит наворот событий,
Сжимает сердце, голова пьяна,
И множество незнаемых открытий
Мне дарит обретенная страна…

Последняя любовь — как завещанье,
Прозрение, прощенье и прощанье…

Всё в жизни происходит не с проста.
Одних бросают. Без других не могут.
И создаётся в жизни суета:
К гадалке кто идёт… Кто в церковь, к Богу…

Здесь не известно, прав кто, виноват.
Расстались если — смысл догоняться?
Да, тяжело… Глаза от слёз болят…
И хочется по полной расквитаться…

Не надо вслед проклятья посылать-
Зачем до унижений опускаться?
Честнее будет счастья пожелать,
И по людски, по взрослому расстаться…

Но дать понять, что больше никогда
Не примите назад, коль не сложилось.
Бывает, не уходят никуда-
У многих не расстаться получилось!

Всё в жизни происходит не с проста…
И многое в сравненьи познаётся.
Чтоб не коснулась жизни суета
С судьбою не играйте — воздаётся!

foto-loshadi

Берущие за душу короткие стихотворения

Я хотел рассказать, но вот только молчу,
Я хотел написать, но в душе лишь кричу
И нелепые строки сгорают опять
Заставляя в пустых коридорах кричать.

В чём смысл жизни — риторический вопрос,
Который каждый мыслящий с собою нёс.
А смысл в том — чтоб смысл обрести.
Себя, спасая — мир спасти.

Всё сбудется, всё непременно сбудется.
Ты только веры в счастье не теряй.
Печаль уйдёт, а горе позабудется.
Не падай духом и не унывай.

Душа… Заплата на заплате…
Не сосчитать уже прорех.
Совсем не дешево мы платим
За каждый промах свой и грех

Пройдись рукою по моей щеке
Прижмись, возьми мою ладошку,
Оставь, случайно на моей руке
След поцелуев нежную дорожку.

И я замру от маленького счастья,
Дыша теплом, идущим от тебя.
Уйдут, как едкий дым, мои ненастья
В родных объятьях затеряюсь я!

Сейчас бы юности коснуться,
И в детство снова убежать,
Чтоб беззаботно встрепенуться,
О чём-то вкусном помечтать.

Всю жизнь я собираюсь жить.
Вся жизнь проходит в ожиданье,
И лишь в короткие свиданья,
Когда немыслимо решить,

Что значит быть или не быть,
Меж гордым мигом узнаванья
И горьким мигом расставанья —
Живу, а не готовлюсь жить.

dushevnyye-stikho

Стихи Асадова, трогающие до глубины души

Проникновенные стихи Эдуарда Асадова трогают любителей поэзии своей искренностью и душевностью. Поэт в своих стихах обращается к таким человеческим качествам, как добро, справедливость, благородство. Они просты и понятны, проникают прямо в душу.

Ты прекрасная, нежная женщина,
Но бываешь сильнее мужчин.
Тот, кому ты судьбой обещана,
На всю жизнь для тебя один.

Он найдет тебя, неповторимую,
Или, может, уже нашел.
На руках унесет любимую,
В мир, где будет вдвоем хорошо.

Ты сильна красотой и женственна
И лежит твой путь далеко.
Но я знаю, моя божественная,
Как бывает тебе нелегко.

Тают льдинки обид колючие
От улыбки и нежных слов.
Лишь бы не было в жизни случая,
Когда милый предать готов.

Назначеньем своим высокая,
Дочь, подруга, невеста, жена,
Невозможно постичь это многое,
Где разгадка порой не нужна.

А нужны глаз озера чистые
И твой добрый и светлый смех.

Как легко обидеть человека!
Взял и бросил фразу злее перца.
А потом порой не хватит века,
Чтоб вернуть обиженное сердце!

Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.
Запомни: от светлых улыбок твоих
Зависит не только твое настроенье,
Но тысячу раз настроенье других.

Враги всегда активнее друзей.
Не потому ль нам кажется извечно,
Что подлых и завистливых людей
Намного больше на планете сей,
Чем прямодушных, честных и сердечных.

Что счастье дано тебе не навек,
Не надо сетовать, человек.
Когда бы нам счастье навек давалось,
Оно бы буднями называлось.

Когда на лице твоем холод и скука,
Когда ты живешь в раздраженье и споре,
Ты даже не знаешь, какая ты мука,
И даже не знаешь, какое ты горе.

Когда ж ты добрее, чем синь в поднебесье,
А в сердце и свет, и любовь, и участье,
Ты даже не знаешь, какая ты песня,
И даже не знаешь, какое ты счастье!

Сутки. Это мало или много?
Как кому! Для творческих людей,
Полных дел и всяческих идей,
Сутки — это краткая дорога.

У лентяев — всё наоборот:
Сутки — бесконечность расстояний.
Для лентяев сутки — это год,
Сто пустот, желаний и зеваний.

Жить ли век, воюя и любя,
Иль от праздной пошлости томиться,
Всё это зависит от тебя,
А точнее, от жизненных позиций!

— Ты меня не любишь! —
молвила жена.
Муж в ответ присвистнул: — Вот тебе и на.
Если твой характер столько лет терплю…
Можешь быть спокойна, дьявольски люблю.

Сергей Есенин — красивые стихи о жизни, душе и любви

Поэзия великого русского поэта Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным. Стихи Есенина о смысле жизни, беспокойной, ищущей опоры душе или любви к женщине трогают своей пронзительностью поклонников поэта и любителей поэзии.

Думы печальные, думы глубокие,
Горькие думы, думы тяжелые,
Думы, от счастия вечно далекие,
Спутники жизни моей невеселые!

Думы — родители звуков мучения,
Думы несчастные, думы холодные,
Думы — источники слез огорчения,
Вольные думы, думы свободные!

Что вы терзаете грудь истомлённую,
Что заграждаете путь вы мне мой.
Что возбуждаете силу сломлённую
Вновь на борьбу с непроглядною тьмой?

Не поддержать вам костра догоревшего,
Искры потухшие… Поздно, бесплодные.
Не исцелить сердца вам наболевшего,
Думы больные, без жизни, холодные!

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

Звезды

Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?

Частые звездочки, звездочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания жгучего?

И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звезды небесные, звезды далекие!

Ты ушла и ко мне не вернешься…

Ты ушла и ко мне не вернешься,
Позабыла ты мой уголок
И теперь ты другому смеешься,
Укрываясь в белый платок.

Мне тоскливо, и скучно, и жалко,
Неуютно камин мой горит,
Но измятая в книжке фиалка
Все о счастье былом говорит.

Читайте также: