Олимпиада по литературе 11 класс сочинение

Обновлено: 15.07.2024

В данном разделе Вы найдете материал, который поможет подготовить учеников к олимпиаде по литературе.

ВложениеРазмер
Ломоносов 171.5 КБ
2011 год 192.29 КБ
Заключительный этап 76.68 КБ
Анализ текста 445.46 КБ
Поэтический текст на олимпиаде 560.25 КБ
Имения и чины литературных героев 370.99 КБ
5 класс 39.5 КБ
6 класс 40.5 КБ
7 класс 37.5 КБ
8 класс 34 КБ
9 класс 38 КБ
10 класс 44 КБ
11 класс 43.5 КБ
Стихотворные размеры 676.5 КБ
План анализа эпизода художественного произведения 10.95 КБ
План анализа стихотворения 606.02 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ ТРЕТЬЕГО ТУРА

  1. Определите, в каких произведениях русской литературы XIX века звучат приведенные ниже песни. Необходимо назвать произведение и его автора.
  1. Соотнесите произведения фольклора и древнерусской литературы с именами композиторов, создавших оперы на материале данных произведений.

Слово о полку Игореве А.П. Бородин

Садко Н.А. Римский-Корсаков

Сказание о невидимом граде Китеже Н.А. Римский-Корсаков

Добрыня Никитич А.Т. Гречанинов

Повесть о Фроле Скобееве Т.Н. Хренников

  1. Определите, в каких произведениях русской литературы XIX века звучат приведенные ниже песни. Необходимо назвать произведение и его автора.
  1. Соотнесите произведения русской литературы XIX века с именами композиторов, создавших оперы на материале данных произведений.

Снегурочка Н.А. Римский-Корсаков

Демон А.Г. Рубинштейн

Борис Годунов М.П. Мусоргский

Пиковая дама П.И. Чайковский

Война и мир С.C. Прокофьев

  1. Определите, в каких произведениях русской литературы конца XIX – первой половины XX вв. звучат приведенные ниже песни. Необходимо назвать произведение и его автора.
  1. Соотнесите произведения русской литературы XX века с именами композиторов, создавших оперы на материале данных произведений.

Молодая гвардия Ю.С. Мейтус

Тихий Дон И.И. Дзержинский

Бег Н.Н. Сидельников

Мать Т.Н. Хренников

Огненный ангел С.С. Прокофьев

Предварительный просмотр:

Задания заключительного этапа 15 Всероссийской олимпиады школьников по литературе

Комплексный анализ художественного текста

— Сколько получает жалованья ваш Порфирий? — спросила она, между прочим, кивнув на лакея.

— Кажется, сорок в месяц.

— Не-уже-ли?! Мой брат Сережа, учитель, получает только тридцать! Неужели у вас в Петербурге так дорого ценится труд?

— Не задавайте, Марфуша, таких вопросов, — сказала Зина, — и не глядите по сторонам. Это неприлично. А вон поглядите, — поглядите искоса, а то неприлично, — какой смешной офицер! Ха-ха! Точно уксусу выпил! Вы, барон, бываете таким, когда ухаживаете за Амфиладовой.

— Вам, mesdames, смешно и весело, а меня терзает совесть, — сказал барон. — Сегодня у наших служащих панихида по Тургеневе, а я по вашей милости не поехал. Неловко, знаете ли. Комедия, а все-таки следовало бы поехать, показать свое сочувствие. идеям. Mesdames, скажите мне откровенно, приложа руку к сердцу, нравится вам Тургенев?

— О да. понятно! Тургенев ведь.

— Очень даже недурно! Он очень хороший писатель! А как он про любовь писал! — вздохнула Кити. — Лучше всех!

— А природу как он описывал!

— Верно. Но ведь и я же против крепостного права! Так и про меня кричать?

— Попросите его, чтоб он замолчал! Ради Бога! — шепнула Марфуша Зине.

Зина удивленно поглядела на наивную, робкую девочку. Глаза провинциалки беспокойно бегали по ландо, с лица на лицо, светились нехорошим чувством и, казалось, искали, на кого бы излить свою ненависть и презрение. Губы ее дрожали от гнева.

— Неприлично, Марфуша! — шепнула Зина. — У вас слезы!

— Говорят также, что он имел большое влияние на развитие нашего общества, — продолжал барон. — Откуда это видно? Не вижу этого влияния, грешный человек. На меня, по крайней мере, он не имел ни малейшего влияния.

Ландо остановилось возле подъезда Брындиных.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Аня\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\img336.jpg

Имения

Спас Угол – Салтыков-Щедрин

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников

2010-2011 учебный год

Олимпиадные задания по литературе 5 класс

Мифы древней Эллады.

С тех пор, как люди вообразили, что, кроме живущих по соседству -в очаге, деревьях, реках и могилах предков - духов, над ними властвуют могущественные боги, они стали подыскивать для богов достойное обиталище. Египтяне, населявшие плоскую, как ладонь, долину Нила, так и не нашли для своих богов общего достойного жилища и говорили о месте их обитания очень неопределённо. Жителям горных стран было в этом отношении легче. Они отдавали богам самую высокую гору. Так поступили древние индийцы, поместившие своих богов на крутохолмую гору Меру, недоступную для смертных даже в мыслях.

Первоначально Олимп (неизвестно какой) занимали змееподобный титан Офион и его супруга океанида Эвринома. Место эго понравилось Крону и Рее, и они заняли его, выдворив Офиона и Эвриному, нашедших себе убежище в океане. Крона и Рею изгнал с Олимпа Зевс.

Жилось богам беззаботно и весело. Врата Олимпа охраняли девственные богини времени - оры. Ни зверь, ни человек не могли туда забрести. Собираясь вместе, боги и богини пировали, наслаждаясь амброзией, возвращавшей силы и дающей бессмертие. Жажду они утоляли благовонным нектаром. Нектар и амброзию разносил богам и богиням юный красавец Ганимед.

Не было на Олимпе недостатка и в развлечениях. Чтобы усладить слух и зрение небожителей, белоногие хариты, богини вечной радости, взявшись за руки, водили хороводы. Иногда за кифару брался сам Аполлон, и ему согласно подпевали все девять муз.

Впоследствии, когда люди античного мира узнали больше о вселенной, под Олимпом они стали понимать не одну гору, а всё небо. Считалось, что Олимп охватывает землю подобно своду, и по нему странствуют Солнце, Луна и Звёзды. Когда Солнце стояло в зените, говорили, что оно - на вершине Олимпа. Думали, что вечером, когда оно проходит через западные ворота Олимпа, неб закрывается, а утром его открывает богиня зари Эрос.

Вопросы и задания к анализируемому тексту

1. Определите тему произведения.

2. Назовите жанр данного произведения. Сформулируйте жанровые особенности.

3. Как называется наука, изучающая произведения данного
жанра?

4. Как называют людей, которые систематизируют произведения данного жанра?

6. Помимо Олимпа, каждый бог имел малую земную
родину.

Где имели малую земную родину Зевс и Аполлон?

7. Как жилось богам на Олимпе?

8. Кто считался вестником Зевса?

9. Данное произведение знакомит с Зевсом - царём богов. А какое значение имеет Зевс в образной речи?

10. Как вы понимаете смысл фразы: Зевс - громовержец?

Миф - древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы.

Олимп - священная гора в Греции, местопребывание богов во главе с Зевсом.

Олимп - небесный свод.

  1. Родиной Зевса была гора Ида на острове Крит; родиной Аполлона считался каменистый островок Делос.

7. Беззаботно и весело.

9. В образной речи Зевс - величавый, не имеющий себе равных.

11. 1) Олимпийцы - люди, всегда сохраняющие
величественную торжественность внешнего облика и
невозмутимое спокойствие. Так же называют людей
высокомерных, недоступных.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ШКОЛЬНОГО ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ЛИТЕРАТУРА

I уровень

Установите соответствие между названием стилистической фигуры и фрагментом, в котором она представлена. (5б.)

А) Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел.

1) лексический повтор

Б) Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
(А. Блок)

2) градация

В) Ужасно, ужасно! но всего ужаснее то – позвольте это вам сказать откровенно, полковник, – всего ужаснее то, что вы стоите теперь передо мною, как бесчувственный столб, разиня рот и хлопая глазами, что даже неприлично, тогда как при одном предположении подобного случая вы бы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи… что я говорю! реки, озера, моря, океаны слез. (Ф. М. Достоевский.)

3) параллелизм

Г) В синем море волны плещут,
В синем небе звезды блещут.
(А.С. Пушкин)

Д) Мчатся тучи, вьются тучи;

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Акмеизм – литературное направление, возникшее в России в начале 19 века.

Объём произведений А.П. Чехова продиктован требованиями редакторов, которые принимали в печать произведения из 200 слов, а не из 250.

А.П. Чехов и М.А. Булгаков занимались врачебной практикой.

И.А. Бунин – первый лауреат Нобелевской премии в области литературы из России.

На смену реализму в России пришёл романтизм.

Прототип – это действительно существующее лицо как источник для создания литературного образа.

Литературная сказка, притча, баллада, рассказ, роман – жанры эпоса.

Прочитайте отрывки. Назовите имя поэта, о котором идёт речь. (10б.)

“ Фамилия - русская - коренная, в ней звучат языческие корни - Овсень, Таусень, осень, Ясень - связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками. Сам , действительно, деревенский, русый, кудреватый, голубоглазый, с задорным носом”. ( А. Толстой)

“ Наивность, доверчивость, какая-то детская нежность уживались в рядом с озорством, близким к хулиганству, самомнением, недалеким от наглости. В этих противоречиях было какое-то особое очарование. И любили. прощали многое, что не простили бы другому. баловали, особенно в . литературных кругах”. ( Г. Иванов)

II уровень

Имена авторов, названия произведений и их жанры перемешались между собой. Верните утраченный порядок . (10б.)

Валерий Брюсов

Юному поэту

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее - область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта .

Николай Гумилёв

Волшебная скрипка

Валерию Брюсову

Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,

Не проси об этом счастье, отравляющем миры ,

Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,

Что такое темный ужас начинателя игры!

Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки,

У того исчез навеки безмятежный свет очей,

Духи ада любят слушать эти царственные звуки,

Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.

Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,

Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,

И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,

И когда пылает запад и когда горит восток.

Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервется пенье,

И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, –

Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленьи

В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.

Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось все, что пело,

В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.

И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело,

И невеста зарыдает, и задумается друг.

Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!

Но я вижу – ты смеешься, эти взоры – два луча.

На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ

И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!

III уровень

Творческое задание (1 задание: С20б. + ЯО10б. = 30б.).

Напишите небольшое эссе на одну из предложенных тем:

Автор статьи - кандидат филологических наук Э. М. Зобнина.
Эта статья - для тех, кто стремится поступить на Филологический факультет МГУ или хочет стать призером олимпиады по литературе.

Из года в год выпускники школ приходят в Университет на вступительные (или подают олимпиадные работы), пишут сочинение и делают одну и ту же ошибку: не умеют раскрыть тему, а нередко и вообще отходят от нее, превращая сочинение в пересказ произведения или биографии автора.

В основе хорошего сочинения лежит владение литературным материалом (то самое знание текста, о котором написано во всех пособиях), грамотность, умение логично излагать свои мысли и, наконец, способность к размышлению над темой. Можно существенно повысить уровень вашей вступительной работы, если, во-первых, избавиться от типичных ошибок, во-вторых, усвоить те требования, которые предъявляются как к вступительному сочинению, так и к работе олимпиадного уровня.

Эта статья объясняет не что надо писать, а как надо писать, о чем надо писать.

Из этой статьи вы узнаете:

1. Каких ошибок в построении работы и изложения материала следует избегать,
2. Как правильно спланировать работу (дан план сочинения на определенный тип темы).
3. Каким должно быть сочинение на отлично (для этого мы публикуем образец вступительного сочинения).
4. Как аргументировать свои и чужие мысли.

План для этой темы может быть очень кратким. Например, таким:

1. Что такое пейзаж?
2. Функции пейзажа в произведении.
3. Приемы изображения природы.

Конечно, следует помнить о вступлении и заключении, обрамляющих работу.

Что такое пейзаж? Это средство композиции, и он выполняет различные функции в произведении. Экзаменаторы, оценивая полноту раскрытия темы, хотят увидеть в вашей работе именно это умение грамотно изложить, для чего нужен Лермонтову в той или иной главе романа пейзаж и какой именно это пейзаж.

Функции пейзажа в произведении (любом) обычно бывают такие:

Образец вступительного сочинения:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания для подготовки к олимиаде по литературе для учащихся 11 классов рассчитаны не только на школьные знания, но и на общую эрудицию ученика. Анализ выполненных работ подразумевает диалог учителя и ученика, помогает повторить пройденный материал.

Задания для подготовки к олимпиаде по литературе (11 класс)

И встречаю тебя у порога –

С буйным ветром в ________ кудрях,

С неразгаданным именем Бога

На холодных и сжатых губах…

1) смолистых 2) змеиных

3) завитых 4) роскошных 5) белых

Итог: 1 балл

2. Найдите 4 неверных утверждения и впишите в таблицу последовательность цифр, соответствующих порядковым номерам этих утверждений:

1) Брюсов ещё в гимназические годы решил стать символистом.

2) Толстой никогда не встречался с Достоевским.

3) Нобелевскую премию получило 5 русских писателей: Бунин, Шолохов, Солженицын, Набоков, Бродский.

5) Ночью перед дуэлью с Грушницким Печорин читал Вальтера Скотта.

7) Виды рифмовки бывают такие: смежная, перекрёстная, обвязывающая.

8) Заглавный герой – это центральный, основной герой произведения.

Итог: максимум 2 балла (за каждый правильный ответ – 0,5 балла)

3. Перед вами – заключительные предложения известных произведений русских писателей. Назовите фамилии авторов и впишите их в таблицу в той последовательности, в которой приведены цитаты.

1. И всему народу христианскому – слава!

2. Это могло бы составить тему нового рассказа, – но теперешний рассказ наш окончен.

3. Я повернулся и тихо вышел из ворот.

4. И постигла его участь всех пушных зверей.

Список возможных авторов: Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Бунин, Куприн.

Итог: 2 балла (за каждый правильный ответ – 0,5 балла)

2) Эпиграф к первой главе романа (цитата из П. Вяземского)

3) Письмо Татьяны Онегину

4) Песня девушек в третьей главе романа

6) Сон Татьяны в четвёртой главе романа

Итог: максимум 2 балла (за каждый правильный ответ – 1 балл)

5. Расселите персонажей по занимаемым ими жилищам: соотнесите цифры, соответствующие номеру дома в их общем перечне, с фамилией персонажа. Внесите нужные цифры в таблицу:

Итого: 3 балла (0,5 балла за каждое верное соотнесение).

Максимальный балл: 10 баллов

1. Лермонтов; 2. Достоевский; 3. Бунин; 4. Салтыков-Щедрин

Ответ см. в таблице, приведённой в задании.

Контрольная работа по литературе по творчеству А.С. Пушкина

1.Вставь пропущенные слова в биографическую справку А.С.Пушкина.

Александр Сергеевич Пушкин родился ___________________17…. года в городе________________. Мать звали________________________________, отца -_____________________________. Кроме Александра в семье были дети-____________________________________________________________.

Благотворное влияние оказали на юного Пушкина няня_________________
____________________ и ее сказки и песни, которые рассказывала она мальчику перед сном.

2. Перечисли сказки А.С.Пушкина.

4. Определи, о каком литературном термине идет речь.

а) ………………….- это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.

б)…………………. – это стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым ,напряженным сюжетом.

в)……………………- это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях, чудесных превращениях.

6. Назови известные тебе басни И.А.Крылова и определи их тему.

7. Вставь пропущенные слова

1). Что ты ,баба, ……………….. объелась?

2). Одну я помню:………………. эту

Поведаю теперь я свету.

3). Одна в глуши лесов ………………..

Давно, давно ты ждёшь меня.

4). Там королевич ……………….

5). Я ль на сете всех милее,

6). Пусть сохнет, говорит Свинья,

Ничуть меня то не ………………..

7). Пряха молча подала

8). Кто ,смелый, на …………….. опасный решится?

Кто сыщет мой …………….. и с ним возвратится?

9). В той норе ,во тьме печальной,

10). Коли парень ты румяный,

………………. будешь нам названый.

Коль старушка, будь нам …………

Так и станем величать.

Коли красная девица,

Читайте также: