Образ ветра и мотив метели в поэме двенадцать сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Произведение пестрит большим количеством символов, которые поддаются различным интерпретациям. Поэт использует символы, чтобы подчеркнуть значимые моменты. Первое, на что обращает внимание читатель – цвета. В тексте противопоставляется чёрный и белый цвет. В поэме белый представляется устремлением в будущее, изменением и обновлением, а чёрный – олицетворяет старый мир, наполненный жестокостью и страданиями. Встречается и красный цвет, символизирующий сопротивление, борьбу и жажду перемен.

Не менее значимым символом в пьесе является число 12. Именно столько красноармейцев изображено в поэме. Их количество соотносимо с апостолами, присутствовавших на Тайной вечере. Аллюзия к евангельской символике может означать, что Блок считал 1917 год таким же важным и переломным, как и Страстную неделю.

Следует подчеркнуть значение автора в поэме. Блок понимал, что находится в центре событий грандиозного масштаба, поэтому в произведении автор выступает в образе пророка. Поэма сближается с летописью, цель которой – зафиксировать происходящее.

Интересно и то, что многие красногвардейцы названы по именам апостолов. Это вызывает определённые ассоциации у читателя. Так, имена Пётр, Иван, Андрей обрастают в пьесе как социальной, так и сакральной составляющей.

Блоковский Петруха сожалеет об убийстве из-за ревности, но он не был бы важной фигурой в произведении, если бы его имя не коррелировало с евангельским Петром, который отрёкся от Христа. Объединяет этих героев то, что они после содеянного движутся вперёд, чтобы достичь цели.

Все образы и символы, использованные А. А. Блоком, выполняют определённую функцию: помогают понять смысл произведения и отношения автора к событиям, а также возбуждают читательский интерес.

Символы: роль и их значение

Что значит символ для поэта? Это всё равно, что термин для ученого, то есть при помощи него можно более ёмко, без лишних слов, выразить мысль. И Блок в своём творчестве активно пользовался такой возможностью.

  • Цвета. Первое, чем встречает поэма читателя, – антитеза цветов – чёрного и белого. В мировой культуре у этих оттенков существуют десятки значений, но именно для этой поэмы белый – обновление, стремление к будущему, чёрный – мрак старого мира, страдание души, вызванное грехом. Кроме того, в тексте присутствует красный, выражающий сопротивление, желание перемен.
  • Ветер – знак бури и революции. Он пытается взвихрить снег, чтобы занести всё старое, пережитое.
  • 12 – число, наделённое особым значением. Количество красноармейцев в поэме соотносимо с множеством апостолов на Тайной вечере. Существует масса гипотез, какая авторская позиция скрывается за евангельской символикой. Возможно, для Блока события 17-го года сопоставимы по значимости в истории человечества со Страстной неделей.

История создания

Образы

Автор: Александра Барбашова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В стихотворениях, которые создает настоящий поэт, отражаются все его мысли и даже сама душа. При чтении стихотворения сразу становиться понятно, каково было состояние человека в момент написания Поэтического творения. Стихи являются как бы дневником жизни поэта. Не у каждого получится выразить словами, а тем более выразить на бумаге свое состояние души, свои чувства и переживания. С каждым разом, перечитывая книги поэта, все больше начинаешь понимать его как человека. Хотя с другой стороны, кажется, что он такой же, как и мы, и не в чем от нас не отличается: те же мысли, те же желания. И все же он способен выразить свои чувства как-то не так, по-другому, с какой-то особой специфичностью, наверное, более скрыто и конечно же через стихотворения. Человек, которому дан такой дар выражать свои мысли и чувства через стихотворения, не может иначе.

Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!

…Вдаль идут державным шагом… — Кто еще там? Выходи! Это — ветер с красным флагом Разыгрался впереди…

На ногах не стоит человек. Ветер, ветер —

На всем божьем свете!

Разыгралась, что-то вьюга, Ой, вьюга, ой вьюга, Не видать совсем друг друга За четыре за шага!

Этой ночной, мрачной, холодной метели, снежной бури противопоставлены огни, яркие, светлые, теплые огни.

Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок черные ремни. Кругом — огни, огни, огни…

Ближе к финалу поэмы Блок пытается найти символ, который означал бы начало новой эпохи и таким образом является Христос. Исус Христос у поэта не является конкретным образом, он раскрывается перед читателем, как некий незримый символ. Христос не доступен каким-либо земным воздействиям, его невозможно увидеть:

И за вьюгой невидим, Нот пули невредим,

За этим силуэтом можно только следовать, он как высший нравственный авторитет ведет за собой двенадцать человек.

Смысл названия

Также название может быть связано с поэмой Некрасова, где главными героями были двенадцать разбойников. С этой точки зрения Блок сравнивает красную армию с нечестными, мстительными персонажами, которые сеяли вокруг лишь разрушение. Однако их главарь Кудеяр позже встал на путь истинный и был прощен Богом за все грехи, когда убил пана Глуховского — душителя народа, который не раскаялся в злодеяниях. Возможно, отряд из двенадцати — это и есть потомки Кудеяра, которые сбросили ярмо рабства и получили от Бога своеобразную индульгенцию, а потому ведет их Иисус Христос.

Композиция

В поэме можно выделить следующие композиционные элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и эпилог.

Блок писал поэму, вдохновляясь прогулками по Петрограду, пропитанному атмосферой революции и торжествующей новой власти. Поэма была написана за несколько дней. В ней показан по большей части не процесс анализа и рассуждений, а эмоциональное впечатление автора, так и не определившегося, как относиться к революционным переменам в городе. Непонятно и то, как расценивать и понимать это читателю: как высмеивание событий или как прославление революционного переворота?

На тот момент 1918 года, когда вышла поэма, А. Блок был поглощен революцией. Позже поэт будет разочарован в пришедшей власти, но не отречется от своего произведения, так как радость от происходящего была стихийной и одурманивающей, и не связанной с политическими играми.

Блок хоть и поддерживал идеи переворота, но не обходил негативных черт революции — так была создана цельная картина событий.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Символы в поэме

Так как А. Блоку близок символизм в творчестве, в поэме употребляется множество символов, через которые передан весь глубокий смысл и масштаб революции. Основные из них — цвета, ветер и число 12.

Цветовая гамма находится в пределах белого, черного и красного: белый снег, черные ремни, красный флаг.

Цвета

Противостояние черного и белого

В поэме черный и белый цвет выступает в качестве противопоставления старого мира и нового:

  • Черный цвет — это не только зло, но и хаос в человеке.
  • Белый цвет — духовность миссии, надежда на светлое будущее.

Также, черно-белая картина мира может означать состояние души самого автора, находящегося, как и многие, под гнетом неопределенности.

Красный, как выражение сопротивления

Красный цвет в поэме имеет несколько интерпретаций:

Люди, вставшие на сторону революционеров, сопротивляются действующей власти, что сопровождается кровавыми последствиями, без этого невозможно изменить мир. Блок показывает возможность перерождения человека в очистительном революционном огне, заставляя читателя задуматься о том, можно ли вообще переродиться в хаосе и насколько это правильно.

Ветер

Основное значение

С одной стороны, ветер создает неприятную атмосферу холода, порождающего у читателя страх и немощность перед стихией. Со стороны символизма, сильный ветер и ураган — это знак разрушительной революционной силы, что является основной трактовкой в поэме.

Действие ветра в поэме

Число 12

Число 12 имеет несколько трактовок в поэме:

Образы, их роль в раскрытие смысла

Красногвардейцы

Образ и значение Христа в поэме

Символические образы вьюги, метели, пурги, ветра, снега проходят через всю поэзию Блока: “вот поднялся вихорь снежный”, “вдали запевала метель”, “ветер веет снежный”. В этих выражениях воплощены мотивы душевного смятения, вселенского кризиса, отраженного в сознании поэта. Постоянный в его творчестве образ-символ снежной бури в “Двенадцати” находит наиболее развернутое воплощение. Действие поэмы развивается на фоне ветра, пурги, снега: “свищет ветер”, “порхает снег” и т. д. Но явления природы не только создают фон, они становятся как бы действующими лицами произведения. Образы ветра, снежной бури — символы очистительной стихии. Идет разгул стихийных сил природы, а для поэта-романтика, поэта-символиста, которым был А. Блок, этот разгул символизирует собой противостояние самому страшному — обывательскому покою и уюту. Это передано в “Двенадцати” множеством образов: ветер, снег, вьюга. Сквозь вой ветра и пурги А. Блок услышал музыку революции. Не очень-то благовидные дела творятся в революционном Петрограде, оттого, вероятно, вечер и ночь — самое подходящее для них время суток. Да еще ветер бушует, сбивает с ног. Это природное явление и символ очистительной силы, сносящей все ненужное, искусственное, чужеродное. Ветер веселый И зол, и рад. Крутит подолы, Прохожих косит, Рвет, мнет и носит Большой плакат: “Вся власть Учредительному Собранию”. В стихийном бунте поэт показывает не только разрушительную, но и созидательную силу. Одним из главных символов революции в поэме “Двенадцать” является ветер, подобно ему, он сносит все на своем пути.
Черный вечер, черное небо и “черная, черная злоба в груди” — эти символы помогают нам со всей остротой представить, какая злоба накопилась у тех двенадцати, которые идут по улице. Черный цвет говорит нам и о жестокости замыслов этих людей, которые готовы из-за своей ненависти на все. Души двенадцати черны, пусты и холодны.
А белый снег — это символ новой жизни, очищения. И, что обращает на себя внимание, он падает с черного неба, из черных туч. Это тоже глубоко символично. Поэт хочет сказать, что новая жизнь придет из самых “черных” глубин. Из тех глубин душевной пустоты двенадцати, которым “ничего не жаль”. Белый цвет используется Блоком для выражения его мысли о способности революции очистить старый мир от всего грязного — поэт в это искренне верил.

События поэмы “Двенадцать” разворачиваются в революционном Петербурге зимой 1917–1918 гг. При этом сам город в произведении является олицетворением всей России.

Краткий анализ

Год написания – январь 1918 года.

История создания – толчком к написанию поэмы послужили революционные события.

Тема – революция.

Композиция – зеркальная. Поэма делится на 12 глав, представляющие собой экспозицию, завязку, развитие действия, развязку и эпилог.

Жанр – поэма с элементами других жанров, указывающих на динамичность и стихийность событий.

Направление – символизм с реалистическими чертами.

Полный анализ

История создания

Тема

Композиция

Жанр

Сам А. А. Блок кратко определяет свое произведение как поэму. Однако в нем есть признаки и других жанров, что помогает раскрыть авторский замысел: подчеркивается стихийность событий, их хаотичность, противоречия революции.

Направление

Прослеживаются в поэме и черты реалистического направления, так как автор изображает события исторического характера.

Вывод

В завершающей 12 главе появляется два символичных образа. За отрядом увязался шелудивый пес, символизирующий старый мир. Перед отрядом смутно виднеется фигура Христа, символ надежды на возрождение России.

Для полного восприятия творчества Блока необходимо погрузится во время, в котором жил автор. Между 1917 и 1918 годами Блок во многом переосмыслил свою жизнь и естественно это заметно в его работах. Поэт хотел передать все качества и пороки людей тех времен. Произведение писалось легко и автор утверждает, что это лучшая его работа.

Поэма очень хорошо передает реальность тех лет. Сюжет, по сути, незамысловат. 12 красноармейцев контролируют соблюдение порядка в город. Солдаты входят в состав патруля. Простота сюжета, благодаря деталям перерастает вполне четкую передачу постреволюционного времени.

Поэма берет свое начало со строк, в которых автор возносит ветер. Ветреная стихия легко разносит препятствия и преграды, которые попадаются на пути. Немного позже становится ясно, что ветер это революция. Автор пытается сказать, что старый режим и правила уходят. Приход нового порядка тесно связан с образами красноармейцев.

Блок описывает их довольно суровыми и темными личностями. Оружие с черными ремнями, картуз и сигарета в зубах. Также автор подчеркивает, что на их спине должен быть туз бубновый. Эти строки можно понять так, что жизнь до революции у красноармейцев была темная, но все же они несут надежды на новое будущее.

Основой произведения является контраст. Автор красит ветер в черный цвет, а снег соответственно в белый. Роль ветра упомянутого в начале поэмы это разрушить грань между двумя образами.

Мир до революции автор показывает светлым тоном, а вот новый порядок ассоциируется с темнотой и злобой. Но эта злоба не просто пришла с революцией, она зародилась до нее. Люди устали от рабства и издевательства над собой.

Блок показывает, что будущее у того народа, который идет вперед и без всяких запретов. Нет больше ничего святого. Бога нет для людей. Но вот в конце автор вводит совершенно неожиданный образ Иисуса Христа.

Ни один критик и специалист творчества Блока не может понять и объяснить, почему автор ввел в поэму данный образ. С одной стороны, если Блок хотел придать революции черты светлого и святого, то это невозможно исходя из смысла поэмы. А с другой стороны ставить бога в вершине преступников тоже неверно.

Каждый должен лично расценить идею данного произведения. Ведь кто-то верующий, а для кого закона нет и бога нет. Литература является бессмертной, поэтому наверно каждое поколение расценит по- своему данную поэму.

Сочинение о стихотворении Блока

Поэма очень интересна по своей композиции, она представляет собой кольцо. Также неоднозначно и необычно толкуется название поэмы. В произведении есть религиозный подтекст, число 12 использовано не просто так, идет отсылка к 12 апостолам.

Блок пытается донести до читателя простую мысль, революция в России – это начало освобождения всех угнетенных и рабов по всему миру, как Христос пришел когда-то со своими учениками, так и здесь красноармейцы идут давать свободу, уничтожать старый строй и наконец водворять царствие Божие.

В произведении всего 12 глав, каждая из них является важным звеном из всей цепочки, без которого не сложится полная картина того времени.

Автор обезличивает героев, по отдельности они – ничто, а вот вместе они настоящая сила, разрушительная, но в тоже время объединяющая народ, который также поднялся во имя свободы. Таким образом, Блок изображает единство, которое охватило страну.

Нужно отметить и многообразие тем и проблем, которые подняты в произведении. Конечно же, это тема революции.

Тема смены нравственных установок также обсуждается автором. В произведении описываются сборища проституток, которые собираются установить единогласные расценки на обслуживание своих клиентов.

В русской литературе такие темы вообще запретны, а здесь Блок даже не осуждает это. Автор поражает своей честностью, новый мир – новые правила, оковы сняты, нет цензуре.

В поэме религия – это старая традиция, которой нет места в будущем, поэтому она и подлежит уничтожению. А с другой стороны, существует версия, что народ воспринимал Христа вне церкви, поддерживающей царизм, т.е. его учение было изуродовано и направлено против людей. А теперь Христос пришел снова, чтобы уже сделать мир справедливым.

Поэма А.А. Блока – это поистине грандиозное произведение, поражающее своим реализмом, сюда вкраплены песни, разговоры, агитационные речи, образы и картины. С первых строк читателей поражает хаотичность действующего миропорядка, контрасты, но также воодушевление и сила простого народа.

Эссе по поэме Двенадцать

Александр Блок – величайший писатель и поэт, крупнейший представитель символизма, творивший в XX веке. Его работы были наполнены трагизмом, свойственным для того опасного времени, назревания будущей революции.

Изначально же, до смутных времен, А. Блок писал стихи о своей Прекрасной Даме, в которую был по-настоящему влюблен. Однако времена начали меняться. Менялось и творчество Блока.

Основой произведения является конфликт самой революции, противостояние старых устоев с обновленными. Исход этого противостояния ясен.

Непримиримость сторон отлично показана автором, стороны очень контрастны. Каждая из них стоит на своем, однако общее в них то, что они не готовы смириться со своей участью и не готовы принять перемены, которым революция подвергает общество.

Поэма хорошо сочетает в себе реализм с нотками романтизма. Произведение имеет говорящее название, являющееся отсылкой к 12 апостолам-ученикам Иисуса Христа. Однако более реалистичное объяснение название таково: это красногвардейцы, чей отряд состоял из как раз таки 12 человек.

Сюжет является последовательным, в нем присутствуют психологические нотки, нежели фабульные. Двенадцать — являются врагами старого мира, его старинных устоев, хотя они сами являются его частью.

Автор пытается это показать символически, называя старый народ “псом безродным”, который все же не отстает от молодых, следуя за ними. В нем чувствуется что-то темное, опасное.

Сила созидания не была описана Блоком четко. Однако он отмечает, что борьба придает героям силы, они начинаю осознавать свое место и предназначение в этом мире. Она очистила их мысли от всего лишнего и помогает сконцентрироваться на своем долге родине.

Поэма “Двенадцать” показала настоящее значение революции в русской литературе, подчеркнула ее масштабы. Это событие оказало огромное влияние на людей, разбудило их светлые стороны, пробудило в них способность любить, и А. Блок смог это показать.

В поэме “Двенадцать” Блоку удалось передать масштаб социального противостояния, описать его с помощью драматических и контрастных образов.

Можно утверждать, что “Двенадцать” — один из самых реалистичных, сложных и поучительных шедевров русской литературы начала XX века.

Образы двенадцати красноармейцев вызывают ассоциации с апостолами Христа. Красноармейцы выступают апостолами революции. Они защищают дело революции без креста. Им больше подходит бубновый туз на спину, потому что они проливают кровь, совершая убийства.

Блок раскрывает тему вседозволенности, хаоса революции. Поэт проводит мысль, что революция невозможна без насилия.

Особенно выделяется образ Петрухи, который убил Катьку. Злодейство совершается походя и быстро забывается. Революционные события следуют своим чередом, человеческие страсти, чувства руководят поступками человека.

С помощью второстепенных образов Блок показывает отношение разных слоев населения к историческому события. Для бабки политика не имеет значения, она не хотела перемен, боится революции, обращаясь за помощью к божьей матушке. Поп и буржуй переживают за свою судьбу.

Образ Христа в конце поэмы выражает надежду Блока на благоразумие людей, веру в лучшие человеческие начала. Христос сопровождает людей в этот нелегкий период.

В своем произведении Блок применяет символы и принципы контраста. Чтобы усилить восприятие событий, он даёт сравнительные характеристики своим героям.

Поэт считает, что у русского народа хватит сил и мудрости преодолеть разрушения и возродить Россию.

Читайте также: