Сочинение на тему отрочество

Обновлено: 05.07.2024

Собрала для вас похожие темы сочинений, посмотрите, почитайте:

Сочинение на тему: Я на пороге отрочества

Я сейчас на пороге подросткового возраста. Я уже не ребенок, но и не взрослый тоже. Каждый возраст по-своему хорош, но я немного растерян. Я уже не маленькая девочка, поэтому сейчас я нахожусь в другом праве, пришло время научиться быть ответственным, научиться принимать собственные решения, быть более терпимым к другим людям, следить за своими словами и поступками.

Я читал, что этот возраст ассоциируется с повышенной эмоциональностью. Поэтому вам нужно научиться контролировать себя, чтобы не создавать ненужных проблем окружающим. Подростковый возраст — это возраст, в котором настало время строить планы на будущую жизнь. Думай больше, говори меньше. Каким человеком, по-твоему, я буду! Что мне делать со своей жизнью?! Мои родители будут мной гордиться? Сейчас я не могу найти ответы на эти вопросы…..

Психологи говорят, что это возраст первой любви и первых больших разочарований. Я даже думать об этом пока не хочу….. Подростковый возраст — это время подготовки к взрослой жизни, и я постараюсь прожить эти годы как можно лучше!

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

ФИО автора: Толстой Лев Николаевич

Название: Отрочество

Жанр: Повесть

Год написания: 1854 год

Главные герои

Николай Иртеньев (Николенька) – добрый, отзывчивый четырнадцатилетний подросток, остро переживающий свое взросление.

Владимир – старший брат Николеньки, который был для него примером для подражания.

Катя, Люба – сестры Николеньки.

Бабушка – добрая, любящая женщина, которая так и не оправилась после смерти дочери.

Старший Иртеньев – отец Николеньки, добрый, строгий, но справедливый человек.

Карл Иваныч – старый гувернер Николеньки и Володи, который искренне привязался к мальчикам.

Дмитрий Нехлюдов – молодой князь, студент, ставший лучшим другом Николеньки.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Анализ 2

Произведения Толстого всегда были наполнены духом юности, некоего максимализма, и просвещенности молодежи, как во времена их издательства, так и сейчас. Многие молодые люди нашего времени подтверждают это, с увлечением читая его многочисленные произведения. Однако одним из самых показательных его произведений является “Отрочество” из трилогии “Детство. Отрочество. Юность”. В этом полу автобиографическом произведении автор повествует нам о своей жизни, о тяжести бытия молодым, и трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться.

В основном в произведении раскрываются темы сложности жизни в России того времени, особенно сопряженные с молодёжью, ведь из-за того, что молодёжь по сути своей всегда являлась и будет являться одной из наиболее лёгких для воздействия групп, то на неё соответственно пытались оказать влияние различного рода организации, как радикальные так и нет. Поэтому Толстой и описывает своё отрочество как весьма непростой период, при котором ему было необходимо тщательно выбирать себе друзей и наставников, так как один неверный шаг в то время, впрочем, как и сейчас, мог привести юношу практически к эшафоту.

Однако, это далеко не все проблемы, которые были подняты Толстым в своём произведении. Он также говорит о невозможности самостоятельного просвещения своей личности, ведь хоть у него и была возможность получить достойное образование, однако его расстраивало то, что он не может узнать того, что ему не позволяет правительство. Вот таким образом, Толстой приводит нас к ещё одной важной проблеме современного и прошлого общества – цензуре. Цензуре подвергается всё, и, несомненно, произведения не прошедшие цензуры будут или не допущены, или вовсе уничтожены, что, конечно же, ужасно. Потому Толстой был категорически против цензуры чего — либо в целом, из-за чего в своё отрочество прибегал к весьма незаконным действиям, которые могли лишить его статуса свободного человека.

Исходя из всего этого, становится понятно, что через своё произведение Толстой пытался донести до масс сложность бытия простого молодого человека, который, несмотря на ситуацию в стране стремится к знаниям и стремится к вершинам. Он говорит о тех невзгодах, которых на его пути было немало, говорит о том каким образом он их преодолел, что подначивает читателя и придаёт ему мотивации, побуждая его делать что-то, и бороться с устоявшимися порядками.

Другие сочинения: ← Анализ произведения Детство↑ Толстой Л. Н.Служба Николая Ростова в романе Война и мир →

Сюжет

Николеньке Иртеньеву уже четырнадцать лет. После смерти горячо любимой матери он вместе с отцом, старшим братом Володей и сестрами Любой и Катей переехал в Москву. Семья поселилась в доме бабушки по материнской линии. В этот период повзрослевший подросток стал лучше понимать чувства и поступки других людей. Неожиданным для него стало непонятное влечение, которое вызывало у него молодая и красивая уборщица Маша.

Николенька был убежден в своем уродстве, которое, по его мнению, особенно остро выделялось на фоне красавца Владимира. Он все больше задумывался над тем, что в его жизни не будет счастья, и остаток своих дней он проведет в гордом одиночестве.

Когда бабушка узнала, что мальчики играли с порохом, она обвинила в безалаберности их старого гувернера Карла Иваныча, и заменила его столичным гувернером. Николенька остро переживал расставание с верным другом. Напоследок Карл Иваныч рассказал ему печальную историю своей жизни.

У мальчика сразу не сложились отношения с новым гувернером. Он стал вести себя излишне дерзко, вызывающе, и даже самому себе не мог объяснить перемены в поведении. После очередной некрасивой выходки отец запер Николеньку в чулан и пригрозил выпороть розгами. Мальчик, чувствуя острый стыд за свое дурное поведение, попросил прощение, и сразу после этого с ним случился припадок, который взволновал все семейство.

После этого досадного случая Николенька замкнулся в себе. Чувствуя себя одиноким, никем не понятым, он предавался уединенным размышлениям и наблюдениям за домашними. Его неприятно поразила связь портного Василия и горничной Маши. Юноша не понимал, как такие грубые, плотские отношения можно называть любовью.

Тем временем Володя поступил в университет, и Николенька завидовал, каким взрослым и самостоятельным стал его брат. Он стал еще более усердно учиться, чтобы в скором будущем поступить на математический факультет. Анализируя свой характер, Николенька понял, что наибольшим его недостатком является склонность к бездеятельной философии. Знакомство с молодым князем Дмитрием Нехлюдовым окончательно укрепило в нем решимость бороться с собственными недостатками. Николенька решил встать на путь самосовершенствования, чтобы стать лучше самому и изменить все человечество.

Детство и отрочество. Сочинение графа Л. Н. Толстого.

Составитель статьи: Чернышевский Н. Г. . Неимоверная наблюдательность, аккуратный разбор добросердечных движений, приметность и красота в картинах природы, изысканная несложность — характерные наружности таланта линия Толстого. Экий разбор вы услышите от каждого, кто только следит после литературою. Рецензия повторяла эту характеристику, нашептанную корпоративным голосом, (а) также повторяя ее, быть в наличии асбсолютно предана справедливости дела. Но неужели обойтись данным суждением, тот или другой правда, заприметил в таланте линия Басистого черты лица положительно ему являющиеся собственностью но еще не выдало тех особенных оттенков, какой-никакими различаются эти качества в произведениях творца Детства, Отрочества, Записок маркера, Метели, Двух гусаров и Военных рассказов? Наблюдательность, стройность эмоционального анализа, красота в картинах природы, несложность и изящество — это все вы найдете и у Пушкина, и у Лермонтова, и у г. Тургенева, — предопределять гений любого из этих беллетристов исключительно данными эпитетами бы было справедливо, но вовсе немного с целью того, для того чтобы отличить их друг от друга; и повторить именно это самое о графе Гладком еще не следовательно схватить характерную физиономию его таланта, не значит показать, что этот превосходный гений различается через многих прочих в такой же степени распрекрасных талантов. Необходимо водился аттестовать его точнее. Невозможно сказать, для того чтобы пробы выработать такое быть в наличии бесконечно удачны. Первопричина неудовлетворительности их отчасти охватывается в том, что талант линия Басистого проворно развивается, и почти всякое новоиспеченное творение показывает в нем свежеиспеченные черты. Само собой разумеется все, что сказал бы кто-нибудь о Гоголе спустя Миргорода, обнаружился б неудовлетворительным спустя Ревизора, и суждения, высказывавшиеся о г.

Тургеневе в качестве кого творце Андрея Колосова и Хоря и Калиныча, необходимо водился в различных аспектах вероломствовать и дополнять, рано или поздно показались его Записки охотника, в свой черед эти суждения очутились недостаточными, рано или поздно он нацарапал свежеиспеченные повести, имеющие отличия свежеиспеченными достоинствами. если прошлая критика раскручивающегося таланта неукоснительно в действительности недостаточною около любом свежеиспеченном шаге его в следующий раз то по последней границе для той минуты, как является, она должна существовать предана и основательна. Мы уверены, что не дальше, как после выходы в свет Юности, в таком случае что мы например теперь же будет сейчас иметь дело до кого в внушительных пополнениях; гений линия Басистого выкажет накануне нами свежеиспеченные качества, как обнаружил он севастопольскими рассказами стороны, тот или другой далеко не водился варианта проявиться в Младенчестве и Отрочестве, как потом в Записках маркера и Двух гусарах он снова нашел ход вперед. Но талант этот, в любом случае, уже довольно великолепен с целью того, для того чтобы и тот и другой момент его вырабатывания стоил существовать замечен с величайшею внимательностью. Поглядим же, тот или другой необыкновенные наружности он уже имел инцидент приметить в произведениях, тот или другой знамениты чтецам нашего журнала. Проницательность у некоторых талантов иметь в распоряжении в себе кое-что холодная закуска бесстрастное. У нас примечательнейшим поверенным данной характерные черты был Пушкин. Тягостно обнаружить в русской литературе больше исполнительную и жизненную картину, как описание обихода и повадок большого господина престарелых времен в основанье его потащить Дубровский. Но трудно решить, как считает об изображаемых им чертах сам Пушкин. Может показаться на первый взгляд он готов бы был соответствовать для данный вопрос: Не возбраняется вдумываться различно; мне какое дело, любовь то есть (т. е.) антипатию наэлектризует на вас данный быт? я и сам не могу решить, изумления то есть (т.

е.) негодования он заслуживает. Эта наблюдательность — элементарно проницательность взгляды и памятливость. У новых наших беллетристов такового хладнокровия вы не найдете; их чувства больше возбуждены, их ум больше грызен в своих суждениях. Не с равновеликой охотою заполняют они свою выдумку абсолютно всеми образами, тот или другой исключительно встречаются для их пути; их глаз с особенным вниманием вглядывается в черты, тот или другой относятся поле деятельности жизни, преимущественно их занимающей. Так, в частности г. Тургенева исключительно притягивают явления, основательным то есть (т. е.) негативным манером иметь касательство к тому, с позволения сказать версификацией жизни, и к спросу о гуманности. Увлечение линия Басистого больше в (итоге обращено на то, как одни ощущения и идеи раскручиваются из других; ему интересно наблюдать, как чувство, из первых рук завязывающееся из данного расположения то есть (т. е.) впечатления, покоряясь воздействию воспоминаний и множестве сочетаний, воображаемых воображением, переходит в некоторые люди чувства, сначала ворачивается к прежней начальной точке и опять и опять странствует, изменяясь, по всей оковы воспоминаний; как мысль, рожденная основным ощущением, проводит к прочим мыслям, занимается дальше и дальше, сливает сонное видение с действительными ощущениями, грезы о быть в наличии с рефлексиею о настоящем. Психический разбор может быть воспринимать всевозможные направления: одного версификатора брать взаймы в (итоге больше формоочертания характеров; прочего — воздействия коллективных касательств и будничных сражений на характеры; третьего — соединительное звено ощущений с действиями; четвертого — разбор страстей; линия Басистого в (итоге больше — сам ненормальный процесс, его формы, его законы, болтология души, для того чтобы матюкнуться определительным термином.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения и его смысл.

Названия всех частей трилогии связано с авторским замыслом. Для Л.Н. Толстого важно было показать этапы развития, так называемые эпохи формирования личности. Отрочество – это вторая после детства эпоха, которая отличается от предыдущей большими размышлениями и пониманиями самого себя.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от лица главного героя – мальчика Николеньки Иртеньева. Повесть построена в виде воспоминаний персонажа, который вспоминает моменты из прошлого. Отличительной особенностью формы повествования является то, что многие эпизоды жизни и мысли мальчика совпадают с авторскими, так как повесть во многом автобиографична.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Отрочество Николеньки начинается с четырнадцати лет. Тогда у него умирает мать, и он отправляется жить в Москву к своей бабушке. Здесь он начинает задумываться о человеческих взаимоотношениях. Николай начинает понимать других людей. На отца, бабушку и брата он смотрит несколько по-другому, и процесс перехода не останавливается в своем развитии. Однако Николай – еще подросток, у которого остались черты характера из детства. Главный герой – все еще веселый и непредсказуемый подросток, которому хочется поскорее обрести свободу. С такой чертой характера связаны многие эпизоды в повествовании. Николай может и нагрубить учителю, и поссориться с братом, и поругаться с отцом.

Жизнь героя течет плавно и в то же время резко. Николай задумывается о понятиях жизни и смерти. Он переживает спектр эмоций, когда бабушка умирает. Главный герой хочет многое понять, поэтому он много рефлексирует и размышляет. Николай приходит к выводу о том, что самосовершенствование – главное в жизни.

7. Система образов произведения.

Центральным героем повести и всей трилогии является Николай Иртеньев. Одним из его качество становится застенчивость. Мальчик задумывается о своей внешности, которая тесно связана с его внутренним состоянием дисгармонии и ненужности. Главный герой по-настоящему одинок, и это одиночество возрастало с каждым днем. Это состояние доставляет Николеньке много трудностей, превращая его жизнь в трагедию. Одиночество героя становится причиной низкой самооценки Николая. Частое проведение времени с самим собой становится признаком неуверенности в себе, робости и замкнутости. Однако находясь с самим собой, Николай очень много думает и размышляет о жизни.

В ходе повествования автор показывает, как характер героя эволюционирует. На Николая большое влияние оказывает Нехлюдов. Когда главный герой оказывается в Москве и готовится к поступлению в институт, Николай борется со своей неуверенностью и замкнутостью. Теперь персонаж воспринимает мир иначе, его отношения с другими людьми играют другими красками.

8. Композиция произведения.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Главный прием, используемый Л.Н. Толстым, - психологизм. Для писателя было важно показать изменения во внутреннем мире персонажа. В этом во многом помогает прием контраста, который показывает дисгармонию окружающего мира.

10. Отзыв о произведении.

Главные герои те же, что и в повести “Детство”, – Николенька, Володя – его старший брат, Люба – его сестра, Петр Алексеевич Иртеньев – отец, бабушка, Карл Иваныч – учитель, Марья Ивановна – гувернантка, Катя – ее дочка, Соня Валахина, Сергей Ивин, Маша – горничная.

Завязка: приезд в Москву к бабушке.

Кульминация: смерть бабушки.

Развязка: Николай готовится к поступлению в университет. Путешествие семьи Иртеньевых из деревни

в Москву продолжалось четыре дня. В эти дни Николенька чувствовал себя удивительно спокойно. Он смотрел по сторонам, разговаривал с родными и со слугами, считал верстовые столбы.

Катенька в разговоре с ним впервые заговорила о неравенстве их положения (Иртеньевы богатые, а они с матерью бедные), о чем мальчик никогда раньше не задумывался. У него изменилось отношение к окружающему миру: он понял, что вокруг множество людей, которым нет до него и его семьи никакого дела и которые живут своей собственной жизнью.

После смерти матери все стало другим. При встрече с бабушкой Николенька поразился, как та

постарела. Отец отдалился от семьи, жил в отдельном флигеле и выходил только к обеду, поэтому много потерял в глазах младшего сына.

Карл Иваныч, который в Москве зачем-то затеял носить рыжий парик с нитяным пробором, казался мальчику смешным. Девочки как-то резко повзрослели. С Володей отношения стали более сложными.

Николенька ощущал, что брат во всем выше его: в играх, в учении, в умении держать себя. Это отдаляло братьев друг от друга.

В это время четырнадцатилетнего мальчика начали волновать женщины. Ему очень нравилась горничная Маша, белая, с роскошными формами и пышной косой, к которой был неравнодушен и Володя, не упускавший момента поцеловать горничную. Николенька же был стыдлив от природы и настолько убежден в своей уродливости, что даже не помышлял подойти к ней.

Бабушке очень не нравился Карл Иваныч. Она считала, что детям нужен настоящий образованный гувернер, а не мужик, который учит их только тирольским песням. По ее настоянию немец уступил свое место щеголю французу мосье Сен-Жерому.

Перед уходом Карл Иваныч рассказал мальчику историю своей жизни. С детства он был несчастен, поскольку считался незаконным сыном графа фон Зоммерблата и муж матери не любил его за это. Он пошел служить в армию вместо своего младшего брата, воевал с Наполеоном, попал в плен к французам, бежал, затем работал на канатной фабрике, откуда вынужден был уйти, так как жена хозяина влюбилась в него.

Карл вернулся в семью, но через три месяца за ним пришли, чтобы арестовать якобы за дезертирство. Он выпрыгнул в окно и убежал в Эмс. Там он познакомился с генералом Сазиным, который взял его в Россию.

Когда генерал умер, маменька Николеньки взяла Карла Иваныча к себе, поручив ему воспитание мальчиков, которых он полюбил, как родных.

В день рождения Любочки – 13 декабря – у Николеньки с самого утра все не ладилось. Сперва был урок истории, которую мальчик не любил. Учитель истории, проверив, как они подготовились к уроку, поставил Володе пятерку, а Николенька, который нес про крестовый поход всякий вздор, получил единицу.

Володя ничего не сказал гувернеру о плохой отметке брата, чтобы того не наказали, и им разрешили спуститься к гостям, которые уже собрались внизу.

Как только мальчики со всеми поздоровались, появился отец, который подарил дочери серебряный сервиз, а за обедом, вспомнив, что забыл в своем кабинете конфеты, попросил младшего сына принести их и сигары, сказав, где лежат ключи, и запретив что-либо трогать. Мальчика заинтересовал маленький ключик, и он попробовал открыть им портфель, стоявший на столе. Открыв портфель, он почувствовал неловкость от содеянного, захотел поскорее закрыть, в спешке повернул ключик не в ту сторону и сломал его, но ничего не сказал отцу.

После обеда, во время игры, Сонечка не обращала на него внимание и все время шепталась с Сережей Ивиным, что поразило Николеньку и вызвало в нем презрение ко всему женскому полу. Тем временем гувернер обнаружил единицу и велел ему идти наверх. В ответ Николенька высунул язык и отказался, а потом, когда француз пообещал высечь его розгами, ударил Сен-Жерома. Мальчика заперли в чулан до следующего утра.

После обеда гувернер отвел его к бабушке, которая, упрекая его, довела себя до истерики. Когда Николенька, плача, выходил от бабушки, его остановил отец, обнаруживший сломанный ключ, и тоже начал ругать его. Мальчик разрыдался, попытался рассказать, что произошло, но у него начались конвульсии и он потерял сознание.

Домашние простили его, однако француза с тех пор Николенька возненавидел, поняв, что воспитательный метод жестокого Сен-Жерома состоял в том, что он унижал детей.

В это время мальчик продолжает сочувственно наблюдать за Машей, которой ее дядя не разрешает выйти замуж за Василия, работающего у них портным. Впоследствии Николай убедит отца дать Маше приданое и поженить влюбленных. Володя поступил в университет, сдав все экзамены на пятерки.

У него появились новые друзья, с одним из которых, студентом князем Нехлюдовым, подружился и Николай, обнаружив в их взглядах на жизнь много общего.

Любочка и Катенька очень изменились. Катенька похорошела, стала похожа на взрослую барышню и всячески подчеркивала это. Она по-разному ведет себя с посторонними и домашними и очень мало ест.

Любочка некрасива, любит покушать, у нее плохая фигура, зато прекрасные черные глаза и начисто отсутствует кокетство.

Отец сейчас больше всех детей любит дочь, которая стала удивительно похожа на мать – не внешностью, а движениями, голосом, некоторыми выражениями и манерой играть на рояле. Николай по-прежнему искренне любит и уважает отца, но уже позволяет себе критиковать его за некоторые слова и поступки.

Бабушка очень ослабела, перестала выходить из своей комнаты. У нее часто бывал доктор, и как-то утром, когда дети отсутствовали, она умерла, оставив все состояние Любочке и назначив опекуном не отца, а князя Ивана Ивановича. О ее смерти не сожалел никто, кроме ее горничной Кати, которая хоть и ругалась с бабушкой, но очень любила ее.

Николаю до поступления в университет остается несколько месяцев. Он выбрал математический факультет. Учится он теперь хорошо, с гувернером больше не ссорится, они стали уважать друг друга.

Николай по-прежнему страдает от своей некрасивой, как он полагает, внешности, но находит утешение в том, что умен и окружающие видят это.

1. Иртеньевы едут из деревни в Москву

2. Новые ощущения входят в жизнь героя.

3. Учитель Карл Иваныч рассказывает юноше свою историю.

4. День рождения Любочки.

5. Николай ломает маленький ключик от отцовского тайника.

6. Выходка мальчика по отношению к Сен-Жерому. Он наказан.

7. Брат Володя поступает в университет. Его друг Нехлюдов становится другом и Николая.

8. Николай отмечает, как повзрослели его сестры. Он начинает критически оценивать поведение отца.

Читайте также: