Человек или вещь лариса в пьесе островского бесприданница сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Произведение рисует картину жизни купцов в период бурного экономического роста, начавшегося в России после отмены крепостного права.

Островский показывает крушение прежнего, устоявшегося веками, жизненного уклада. Вместе с бытом уходят в прошлое и идеалы прежней жизни. Происходит рождение нового делового мира, не сдерживаемого уздой традиций.

Драматург показывает две противоположные натуры, стремящиеся добиться успеха в жизни. Карандышев лишь стремится подражать сильным и богатым, поэтому он производит жалкое впечатление и является объектом насмешек для всех. Однако Островский показывает, что не только Лариса является вещью в этом мире. Самый сильный из героев произведения – Паратов тоже оказывается в положении, близком к тому, что предлагал Кнуров Ларисе. Он вынужден жениться ради денег и его новые родственники не дадут ему больше прежней воли. Вожеватов тоже уступает Ларису более богатому Кнурову, а тот же не смеет мешать Паратову поиграть с ней в последний раз.

Напротив, Лариса Огудалова не стремиться жить по правилам, хотя она тоже не относится к сильных мира сего, как и Карандышев. Проиграв, поставив на Паратова, она гордо отбрасывает мещанское счастье и сохранение репутации в браке с человеком, которого она презирает. Смертельно раненая своим несостоявшимся мужем, Лариса чувствует себя освобожденной и счастливой. Ее душа просит праздника, цыганской песни.

Согласие главной героини стать содержанкой Вожеватова и кровь в конце пьесы показывает силу нового мира и его грядущую победу. Лариса признает, что она вещь. Гибель Ларисы позволяет Островскому показать контраст двух мировоззрений. Драматурга, несомненно, ближе образ главной героини, которую он наделил живым восприятием реальности, артистичной натурой (для контраста поставив рядом ее прагматичную мать).

Ответы по литературe для 11 класса. Жизнь человека и мир природы .

Сочинение 3

Ларисе не комфортно в этом мире продажных людей, готовых променять настоящие жизненные ценности на материальные блага. Мать девушки заботиться лишь о том, как бы выгоднее отдать замуж дочерей. Но Лариса не хочет себе такой судьбы. Будучи наивной и искренней девушкой, она верит во взаимность Сергея Паратова, уважаемого и богатого человека в городе. Однако все его чувство было наполнено ложью и корыстными расчетами.

А.Н. Островский

Хотя показанная на театральных подмостках в 1878 году, она вызвала бурю протеста и негодования, как у зрителей, так и у критиков, пьеса получила свою заслуженную долю популярности только после смерти знаменитого русского драматурга.

Наглядная демонстрация главной идеи, которую хотел показать автор людям о том, что миром правят деньги, и в современном обществе они являются главной движущей силой, позволяющей их владельцам распоряжаться судьбами других, зависящих от них людей, многим пришлась не по вкусу.

Как и другие новаторства в пьесе, непонятные широкому кругу общественности, все это вызвало довольно резкую оценку и читателей, и критиков.

По произведению Бесприданница Островского

История создания

Островский начинает пьесу поздней осенью (ноябрь 1874 года), сделав на полях о, растянув её написание на долгих четыре года, вследствие параллельной работы над еще несколькими произведениями, и закончив её осенью 1878 года.

И только через десять лет после смерти Островского (вторая половина 90-х годов XIX века) к пьесе наконец пришел заслуженный успех, во многом благодаря огромной популярности и славе актрисы Вере Комиссаржевской, сыгравшей главную роль Ларисы Огудаловой.

Сюжетная линия

Мать Ларисы, Харитона Огудалова, сама воспитавшая трех дочерей, пыталась для каждой дочери найти хорошую партию, и для младшей самой красивой и артистичной дочерей она пророчит прекрасное будущее с богатым мужем, только все портит один простой и общеизвестный для всех факт: она – невеста из бедной семьи и не имеет приданного. Когда на горизонте среди поклонников дочери появляется блистательный, молодой барин Паратов, мать всеми силами старается выдать дочь за него замуж. Однако, тот поиграв с чувствами Ларисы, покидает её на целый год без всяких объяснений (в ходе диалога выясняется, что он промотал свое состояние и теперь вынужден жениться на дочери владельца золотых приисков, чтобы спасти свое положение).

Отчаявшаяся Лариса заявляет матери, что готова выйти замуж за первого встречного, которым и становится Юлий Капитоныч Карандышев.

Судьба ларисы огудаловой в пьесе бесприданница. Трагическая судьба .

Там Лариса пытается выяснить у Паратова кем она теперь ему приходится: женой, или кем-то другим, тогда же она с ужасом узнает о его будущей женитьбе на богатой невесте.

К разбитой горем Лариса с предложением увезти её на Парижскую выставку, а по сути стать его любовницей и содержанкой, обращается миллионщик Кнуров, который выигрывает это право у Вожеватова (посовещавшись, купцы решают, что такой бриллиант как Лариса не должен пропадать даром, они разыгрывают её судьбу подкидыванием монетки).

Появляется Карандышев и начинает доказывать Ларисе, что для своих поклонников она только вещь, красивый и изысканный, но абсолютно бездушный предмет, с которым можно поступать так, как того захочет её владелец.

Главные герои

Их образы объединяет пылкая и чувствительная натура, которая в итоге приводит их трагическому финалу.

Лариса Огудалова оказывается в сложной жизненной ситуации, отличающейся некоторой двойственностью и несомненной трагичностью: она – первая умница и красавица города не может выйти замуж за достойного мужчину, потому что она бесприданница.

В этой ситуации перед ней обрисовывается два выхода: стать содержанкой богатого и влиятельного женатого мужчины, либо выбрать себе в мужья человека, более низкого социального положения.

Островский изобразил свою героиню как пылкую и страстную натуру, пережившую тяжелую душевную травму и предательство любимого человека, которая, тем не менее, не потеряла своей возвышенной легкости, не озлобилась и осталась такой же благородной и чистой душой, какой она и была на протяжении всей своей жизни.

Паратов в пьесе бесприданница островского характеристика героя (2)

. ухищрения матери напрасны, ведь Лариса – бесприданница. А в обществе, . ; и в конце драмы Лариса … Сочинение >> Литература и русский язык . Огудалову, можно понять: она одна поднимала трех дочерей. Да только у . Островского В сорока оригинальных пьесах … . Но ее любовь . с ними довольно хорошо. По отношению к Ларисе Паратов . душу, ни от кого она не видела сочувствия, не слыхала теплого слова. Лариса .

Из-за того что понятия и устремления Ларисы Огудаловой в корне отличались от системы ценностей, господствующей в окружающем мире, она и хотя постоянно находилась в центре внимания общественности (как красивая и изящная кукла) в душе она оставалась одинокой и никем не понятой.

Абсолютно не разбираясь в людях, не видя в них лжи и фальши, она создает для себя идеальный образ мужчины, которым становится Сергей Паратов, влюбляется в него и жестоко платит за свой самообман жизнью.

В своей пьесе великий русский драматург удивительно талантливо изобразил не только образ главной героини Ларисы Огудаловой, а людей её окружающих: циничность и беспринципность потомственных купцов Кнурова и Вожеватова, разыгравших судьбу девушки простым жребием, безнравственность, лживость и жестокость её несостоявшегося жениха Паратова, жадность и порочность её матери, старающейся продать свою дочь как можно выгоднее, завистливость, мелочность и ограниченность неудачника с обостренным самолюбием и чувством собственности ревнивца Карандышева.

Особенности жанра и композиционного построения

Композиция пьесы, построенная определенным образом в строгом классическим стиле, способствует нарастанию душевного напряжения среди зрителей и читателей.

Временной интервал пьесы ограничен одним днем, в первом акте показана экспозиция и начинается завязка сюжета, во втором акте действие постепенно развивается, в третьем (званый ужин у Огудаловых) – кульминация, в четвертом — трагическая развязка.

Благодаря такой последовательной линейности композиционного построения автор раскрывает мотивацию поступков персонажей, которая становится хорошо понятной и объяснимой как для читателей, так и для зрителей, осознающих, что люди поступают так или иначе не только в силу своих психологических особенностей, а еще и по причине влияния социальной среды.

В своей пьесе Островский хотел показать, что в мире, где правят деньги и на каждого набито определенное социальное клеймо, никто не может чувствовать себя свободным и делать то, что он действительно хочет.

Пока люди верят в силу денег, они навсегда остаются заложниками социальных штампов: Лариса не может стать женой любимого человека, потому что она бесприданница, даже богатые и влиятельные купцы, ровно как и банкрот Паратов, связаны по рукам и ногам социальными догмами и не могут жениться по своему желанию, получать любовь и человеческое тепло просто так, а не за деньги.

Напишите -рассуждение, раскрывая смысл высказывания французского .

Данное произведение никогда не утратит своей актуальности, каждое поколение читателей, погрузившись в мир переживаний персонажей пьесы, будет открывать для себя что-то новое и находить ответы на извечные духовные и нравственные вопросы.

Примеры похожих учебных работ

Пьесы жизни Островского

Почему произведения островского называют пьесами жизни?

Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе Островского Гроза. Тема греха, возмездия .

. возмездия за грехи. Гроза - символ Божьего гнева и Божьей кары (такая символика есть и в Библии, и в святоотеческой традиции). Именно под впечатлением грозы (а сочетании с изображением "геенны" на фресках "сводчатой галереи" и .

Этот образ можно назвать по-настоящему нравственным, в отличие от других персонажей произведения. Именно непохожесть Ларисы на других жителей города Бряхимова становится причиной ее трагичной судьбы.

Все дело заключается в том, что Лариса – бесприданница, поэтому ей трудно найти того человека, с которым можно заключить официальный брак. В обществе царствуют принципы корысти, равнодушия и жестокости. Для жителей города Бряхимова важны только материальные средства и положение человека в обществе. По мнению богатых людей, Лариса не имеет права на счастливую жизнь. Она понимает, что с ней обращаются, словно с куклой, однако она не готова мириться с этим. Девушка стремится к тому, чтобы оценивали не ее материальное положение, а ее внутренние качества.

Лариса не согласна с обществом, которое привыкло расценивать человека как вещь, которую можно продать и купить. Ведь именно вещью является и сама Лариса. Харита Игнатьевна, мать Лариса Огудаловой, торгует собственной дочерью, пытаясь найти ей обеспеченного жениха. Ларисе не нравится притворяться и обманывать, поэтому она соглашается выйти замуж за первого, кто ей предложит. Лариса говорит Карандышеву, чтобы они поскорее отправились в деревню для тихой и спокойной жизни. Она обещает, что именно там полюбит Юлия Капитоныча.

Лариса Огудалова – единственный персонаж, который умеет чувствовать. Ее отношения с другими героями не наиграны: если она любит Паратова, то любит искренне, если она просит поддержки, то не боится обратиться к своему давнему другу Вожеватову, если она презирает Карандышева, не боится этого сказать.

Лариса обладает способностью любить. В отличие от чувств Карандышева, Паратова, Кнурова, Вожеватова, которые построены на желании блеснуть своим положением в обществе, чувства Ларисы Огудалова искренни. Она действительно влюблена в Сергея Сергеича, поэтому готова ему простить его предательство. Лариса искренне надеется на то, что она наконец обретет счастье рядом с любимым человеком.

Девушка фактически не замечает негативных сторон Паратова, желая увидеть в нем только положительное. Его двойное предательство становится причиной трагичной судьбы Ларисы. Когда происходит объяснение между героями, Огудалова уже думает по поводу смерти, а узнав о том, что Паратов обручен, Лариса уже мечтает о смерти. Она понимает, что не сможет покончить с жизнью самостоятельно, поэтому мечтает о том, что она умрет от рук другого человека. И все происходит так, как она и просила: Лариса погибает от рук своего бывшего жениха Карандышева.

1. Драма женщин. Образ Ларисы Огудаловой.
2. Согласие на роль содержанки. ” Они правы, я вещь, а не человек ”
3. Парение чайки.

Мир драматургии А. Н. Островского разнообразен и интересен. Со сцены на нас смотрят купцы, помещики, чиновники, студенты, актеры и многие другие герои. Они создают своеобразный мир, в котором люди “жили, трудились, копили, наживали, разорялись, влюблялись, обманывали, надеялись…” Н. Добролюбов писал, что Островский создавал “пьесы жизни”.

И таковыми они являлись потому, что сюжеты взяты из жизни,

и построены пьесы не на вымышленных, а вполне реальных жизненных коллизиях.
Ко многим проблемам современности обращается в своих пьесах Островский. Не последнее место в этом ряду занимает проблема положения женщины в этом мире. Всем известна драма Катерины, не сумевшей победить в поединке с “темным царством”. Известна трагическая судьба Ларисы Огудаловой.

не дано и она, можно сказать, презирает себя за это: “Жалкая слабость. Жить, хоть как-нибудь, да жить…

Когда нельзя жить и не нужно”. Однако, когда Карандышев спускает курок, она пытается взять ответственности на себя: “Это я сама… сама. Ах, какое благодеяние. ”
Обе женщины отстаивают в этом самодурном и пошлом мире свое право существовать на равноправных условиях. Ларисе открывает глаза на ее положение Карандышев: “Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, – человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь”. Такое вещественное положение не устраивает главную героиню. Она хочет чувствовать себя не только живым человеком, но и привлекательной женщиной.

Вот она обращается к жениху: “Вы видите. Я стою на распутье: поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувствие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской!” Карандышев же, хотя указывает на занимаемое ею место, относится к ней так же, как это делают другие: “Так не доставайся ж ты никому! “.
Когда Лариса узнает об обмане Паратова, о реальном отношении к ней мужчин, У нее просто не остается другого выхода, как согласиться со своей ролью вещи, содержанки: ” Они правы, я вещь, а не человек “, “Всякая вещь должна иметь своего хозяина, я пойду к хозяину”. Ее отчаяние достигает наивысшей точки, когда она наконец решает, как ей поступить в сложившихся обстоятельствах: “Уж если быть вещью, так одно утешение – быть дорогой, очень дорогой”.
Страшный приговор выносит сама себе Лариса. Она пыталась изменить свое положение, выбрав Карандышева, но он не оценил и не понял ее поступка. Да и это соглашение особенно ничем не отличалось от подобной сделки с Кунуровым. Юлий Капитоныч Карандышев может лишь предложить Ларисе точно такую же сделку, основанную при этом на неуважении, бездуховности.

Никто из претендентов на ее руку не дает ей полноценной любви, яркого сжигающего чувства. Единственный, кто смог пробудить в ее душе подобные порывы, был Паратов. Но он “месяца два поездил, женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез неизвестно куда”.
Еще один лейтмотив связан с Образом Ларисы Огудаловой. Это цыганский табор. Этот образ влечет к себе главную героиню.

Только там она может почувствовать себя не вещью, не пустым местом. Она не видела вокруг ничего прекраснее этой цельности, живости: “…только в нем цыганском таборе было по крайней мере весело. Сумеете ли вы дать мне что-нибудь лучше этого табора?” Но оказывается, что та жизнь также была выбрана по наказу матушки. Но это единственное, что вспоминает Лариса так легко, без сожаления.

Ведь там “были и хорошие, и благородные люди”. Такой образ надолго остается в памяти Ларисы Огудаловой. И умирает она под цыганский хор. Та вольная жизнь ее привлекала своим раздольем, отсутствием условностей, благородством.

Эта свободная жизнь показала главной героине, что есть другие идеалы и цели, что можно жить не в ограниченном рамками мире.
Похожую раскованность и уверенность встречается Лариса и в образе Сергея Сергеевича Паратова. Девушка рассказывает Карандышеву об одном случае с Паратовым. Он решается выбить с помощью выстрела у Ларисы монету. “”Смотрите, я буду стрелять в девушку, которая для меня дороже всего на свете, и не побледнею”. Дает мне держать ка-кую-то монет)’, равнодушно с улыбкой, стреляет на таком же расстоянии и выбивает ее”.

Для Ларисы Сергей Сергеич стал идеалом, эталоном. Именно рядом с таким человеком она ощущает уверенность в себе. Но и такой человек обманул чувства и надежды Ларисы.
Однако Сергей Сергеич по возвращении упрекает именно Ларису в сложившем положении, в том, что она полюбила его. “Ничтожество вам имя”, – восклицает Лариса. Теперь облик Паратова раскрывается полностью. Он тоже смотрит на нее как на игрушку, с которой можно поиграть, когда ему захочется.
В окружении Ларисы Огудаловой нет ни одного человека, который посмотрел бы на нее не как на вещь. Даже родная мать извлекает лишь выгоду из положения своей дочери (“Женихи платятся. Как кому понравилась дочка, так и раскошеливайся… Потом на приданое возьмет с жениха, а приданого, не спрашивай”).

Может как раз то, что Лариса – бесприданница, провоцирует такое отношение к ней. Вполне возможно. Но опять же если отсутствие приданного игpaет такую роль, то получается, что и данном случае важен не сам человек, а его положение, состояние. Вот снова и снова приходят на ум уже ставшие цитатой, слова Ларисы: ” Они правы, я вещь, а не человек ”
Л. Н. Островский очень ярко показал нам, что какими бы достоинствами не обладала женщина, она в любом случае бесправна. Она остается такой же непонятой, как и Катерина. Слова “Не искушай меня без нужды…” из романса, не раз звучавшие в пьесе, словно лейтмотив, проходят через нею пьесу.

Лариса, натура утонченная и “психологически многокрасочная”, остается чужда “царству хищных, цепких и умных дельцов”.
И им не дано поймать воздушную и свободолюбивую чайку, парящую над миром пошлости. Ведь Лариса в переводе с греческого обозначает “чайка”. И раз нельзя вырваться в чес, куда мечтает попасть девушка, выйдя за Карандышева, Лариса выбирает другую для себя стихию – Волгу.

Но она не смогла переступить этот порог, как Катерина. “Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил. Вот какая я несчастная!

А ведь есть люди, для которых это легко” – говорит Лариса.
Только самоубийство становится единственным выходом для женщины в жестоком мире грубости и пошлости. Героини Островского не находят пока иного выхода. Но им хотелось верить, что со временем положение женщины обязательно изменится.

Ведь надеялась Лариса на что-то, когда не смогла сама сделать последний шаг.

Лариса Дмитриевна Огудалова живет с матерью в провинциальном городке. Молодая девушка умна, красива, образована и талантлива – хорошо поёт и играет на музыкальных инструментах. Единственный её недостаток – бедность.

Мать Ларисы пытается выгодно устроить личную жизнь дочери и учит её унижаться, чтобы в дальнейшем жить в достатке. Она устраивает дома вечера, на которые приглашает потенциальных женихов. Возвышенная натура девушки противится такому торгу, но, как воспитанная дочь, она вынуждена подчиняться требованиям матери – принимать гостей и демонстрировать перед ними свои таланты.

В окружении Ларисы был в недавнем прошлом яркий, красивый и богатый человек, ради которого она могла пойти на всё. Он приходил к ним в гости, уделял Ларисе внимание, а потом внезапно исчез. Господин Паратов не обещал ей ничего. Лариса по-прежнему любит его и не может его забыть, но из-за своего незавидного положения и упрёков матери соглашается выйти замуж за небогатого чиновника Карандышева. Девушка нужна тщеславному жениху для своего самоутверждения и повышения статуса в местном уважаемом обществе.

Нет в окружении Ларисы ни одного человека, включая мать, способного понять и поддержать её. Девушка чувствует себя очень несчастной и одинокой. Ей стыдно за своего ничтожного жениха, которого не принимают её знакомые, смеются над ним. Лариса мечтает поскорее уехать в деревню, чтобы никого не видеть и самой спрятаться от стыда. Она надеется, что сможет со временем полюбить Карандышева.

Появившейся неожиданно на помолвке Ларисы с Карандышевым Паратов, нарушает все её планы, отгоняет все сомнения. Поддавшись его обаянию и лживым речам, девушка безрассудно соглашается прокатиться с Сергеем Сергеевичем на теплоходе. Безгранично доверяя Паратову и надеясь на взаимную любовь, Лариса рискует репутацией невинной девушки, бросает вызов судьбе. Её ждёт страшный удар. Паратов говорит о невозможности вступить с Ларисой в брак, так как он обручён с другой девушкой. Невеста Карандышева была для него просто развлечением. Все надежды и мечты Ларисы разрушены, чувства преданы, идеала нет. В реальности – бесчестие, а в будущем - участь содержанки.

У Ларисы нет желания жить, но, чтобы уйти из жизни добровольно - не хватает решительности. Смертельный выстрел из пистолета, произведенный Карандышевым, освобождает героиню от душевных терзаний.

Для чистой девушки не нашлось места в безнравственном обществе, где всё продаётся и покупается.

Характеристика

Молодая красивая и образованная девица на выданье, выросшая в бедной и порядочной семье. Она последняя из сестер оставалась незамужней. Две ее сестры вышли замуж, и из-за бедности их мужьями оказались не самой удачной партией, они были несчастны.

И такая же участь грозила и Ларисе. Кто ж возьмет в жены бесприданницу, у которой за душой ничего нет. Из-за этого в доме были постоянные ссоры и нескончаемые смотрины и показы женихов, которые ей были отвратительны.

И поэтому она готова была выйти за первого встречного. И свое согласие она дала Карандашеву, лишь бы только уйти из дома.

Внешне Лариса выглядела не броско, но ее одежда хоть и выглядела не богатой, но всегда приличной и ухоженной.

Образованность девушки заключалось в нескольких аспектах, она была весьма талантлива. Начитанность Ларисы Дмитриевны восхищала. Также она могла играть на нескольких музыкальных инструментах, и к тому же прекрасно пела.

Внутренний характер девушки был совершенен. Она простая, открытая и бесхитростная, девушка. Она ни когда неумела, лгать, и всегда говорила правду. Образ простушки нарисовал ей автор, но и глупой она отнюдь не была. И когда происходили смотрины в доме, матушка заставляла ее притворствовать и притворяться другим человеком. Это жутко не нравилось девушке.

Лариса была очень чувствительной и впечатлительной натурой. Она тянулась к нежности и сочувствию, она просила относиться к ней с любовью и лаской. Но, к сожалению, ни в одном из ухажеров она этого не находит. И от этого страдает еще больше. И не вольно в ее голове иногда возникают мысли о гибели.

- Доведете вы меня до погибели?!"

В ее жизни уже была любовь, однажды она влюбилась в господина Паратова, но тот скрылся и исчез из ее жизни. А она так радовалась, когда он был рядом. Но однажды он вновь приезжает в город и Лариса Дмитриевна сбегает с ним на прогулку ночью. Она все еще надеялась на серьезные отношения и не смотря даже на то, что он однажды уже обманул ее. Добродушие девушки заставило ее вновь ему поверить.

Но Паратов снова ее бросает, признаваясь в том, что уже обручен.

Но судьба распорядилась по другому. Оскорбленный Карандашев убивает ее.

Лариса в пьесе Бесприданница

Лариса в пьесе Бесприданница

Популярные сочинения

Молодость – самая лучшая и светлая пора. Человек молод, полон сил и энергии. Есть свои цели, планы и мечты, всё только впереди, много амбиций. Внутри чёткое осознание того

В своем романе автор на примере нескольких казачьих семей, прежде всего, на примере семьи Григория Мелихова, достаточно подробно сумел передать жизненный уклад и быт практически всего донского казачества. С

Читайте также: