Образ революционной эпохи в поэме блока двенадцать сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимым недостойных; но это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного шума. Гул этот все равно о великом.”

(Из статьи Блока “Интеллигенция и революция”)

Блок восторженно принял Октябрьскую революцию. Октябрьская революция открыла Блока как художника, вдохновила его на создание “12” -лучшего его произведения, закончив которое он обычно беспощадно строгий к себе, сказал: “Сегодня я- гений!”

В “12” Блок с громадным вдохновением и блистательным мастерством запечатлел открывавшийся ему в романтических пожарах и метелях образ освобожденной революцией Родины. Он понял и принял Октябрьскую революцию как стихийный, неудержимый “мировой пожар”, в очистительном огне которого должен гореть без остатка весь старый мир.

Такое восприятие Октябрьской революции имело и сильные и слабые стороны. Поэт услышал в революции по преимуществу одну “музыку” — музыку разрушения. Беспощадно, “со святой злобой” он осудил и заклеймил в своей поэме этот прогнивший мир с его буржуями, барышнями, попами. Но разумное, организованное, созидательное начало социалистической революции не получило в “12” такого же полного и ясного художественного воплощения. В героях поэмы- красногвардейцах, беззаветно вышедших на штурм старого мира пожалуй больше от анархической “вольницы”(активно действовавшей в октябрьские дни), нежели от авангарда петроградского рабочего класса, который под руководством партии большевиков обеспечил победу революции.

Ветер, вьюга, метель, снег- это образы, символизирующие стихию

очистительной революционной бури, силу и мощь народного выступления.

В основе произведения — конфликт старого и нового. Их непримиримость подчеркнута резким контрастом “черного” и “белого”.

Образ Христа Блок как бы поставил во главе своих красногвардейцев. Поэт исходил при этом из своих субъективных( и самому ему до конца ясных) представлений о раннем христианстве как “религии рабов”, проникнутой бунтарскими настроениями и приведших к распаду старого, языческого мира. В этом Блок усматривал известное историческое сходство с крушением царской помещичье-буржуазной России.

Но отдельные недоговоренности и противоречия в “12” искупаются всецело проникающим это замечательное произведение высоким революционным пафосом, живым ощущением величия и всемирно-историческим значением Октября. “Вдаль идут державным шагом” -сказано в поэме о ее героях. Вдаль, то есть в далекое будущее, и именно державным шагом, то есть как новые хозяева жизни, строители молодой пролетарской державы. Это и есть главное и основное, что определяет смысл и историческое значение “12” как величественного памятника Октябрьской эпохи.

Поэма “12” сделала имя А. Блока поистине всенародно-известным. Строки ее перешли в плакаты, газетные столбцы, на знамена первых воинских частей Красной Армии.

“Всем телом, всем сердцем слушайте Революцию”, -призывал поэт. Чистый и сильный голос Блока приветствовал революцию как новый день мира.

А. Блок заставил читателей посмотреть на переломные события глазами красноармейцев. Но перед тем как выплеснуть на бумагу все кровавые краски эпохи, автор готовит почву, используя символический образ ветра. Он то и толкуется как революция, ведь тоже способен сметать все на своем пути и пронизывать души окружающих. Поэт сразу очерчивает масштабы революции, говоря о том, что она распространилась по всем миру. Постепенно в поле зрения А. Блока остается только Петроград.

Образ революции

создается из городского антуража главных и второстепенных героев, художественных деталей. Кажется, что революционный город совсем не защищенный от сквозняков, ветра и противного колючего снега. Его здания серые, угрюмые, впрочем, как и горожане. На таком фоне появляются двенадцать красногвардейцев.

Красногвардейцы

– человеческое воплощение революции. Они должны охранять хоть какой-то порядок, но вместо этого и сами сеют хаос, оставляют за собой убитых и пограбленных. Оправданье им только одно – они рушат старый порядок, который другими способами одолеть просто невозможно.

В революционном хаосе то и дело появляются пережитки прошлого – буржуазия, поп, барышни. Всех их А. Блок изображает в саркастическом тоне. Например, попу он напоминает то, что некогда на его пузе светился крест, теперь же гордая его поступь переменилась на вкрадчивые перебежки. Старый мир запечатлен также в образе пса, который увязывается за красногвардейцами, но те прогоняют животное.

Революция не смотрит, кто на ее пути: мужчина, женщина или ребенок. Женщинам особенно нелегко жить в таких обстоятельствах, ведь они становятся беззащитными. В поэме жертвой революции становится Катька. Можно утверждать, что убийство было спровоцировано поведением героини. Но кто знает, как бы сложилась ее судьба, живи она в мирное время.

Александр Блок в поэме «Двенадцать не идеализирует революцию, не подает ее в романтическом ключе, как это делали другие писатели. Он показывает события такими, как они были на самом деле. При этом автор не забывает о психологии героев. Он выделяет из компании красногвардейцев Петруху, чтобы отобразить внутреннее состояние участников революции.

Образ революции в произведении А. Блока толкуют по-разному. Но воспринимать серьезно можно только толкования, основанные на мировоззрении А. Блока, его восприятии событий начала ХХ столетия.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

Игра на контрасте цвета (черного — цвета не только зла, но и хаоса, и белого — цвета чистоты и созидающего начала) и ритма усиливает символическое значение образов в худо­жественной ткани поэмы, а включение разножанровых тем расширяет многоголосие хаотического мира, представлен­ного в поэме. Полифония становится ведущим приемом: в многоголосье звучат песни и частушки, марши и призывы, просторечье (етажи, толстозадая, жрали, нос повесил и др.) соседствует с высоким слогом (Революцьонный держите шаг! // Неугомонный не дремлет враг).

Долгое время советские критики хвалили создателя “Двенадцати” за “верное понимание и воспевание революции”. Искренний в своем приятии и неприятии, А. Блок видел в революции возможность преобразования существующего порядка, а вернее, непорядка, во что-то лучшее и более справедливое.
Все происходящее читатель видит глазами тех двенадцати большевиков, которые проходят по городу, где царит хаос. Двенадцать рады этому, поскольку и они сами являются частью этого Хаоса. Призванные в идеале стать носителями порядка, на самом деле они

сами порождены Хаосом и сеют его везде, куда бы они не пошли.
Блок показывает революционную стихию как бессознательную, слепую силу, разрушающую не только ненавистный старый мир, но и простые человеческие отношения. Поэт изображает глубокую боль Петрухи. Личное и общественное приходят в болезненное столкновение.

Для Блока преодоление этого – залог успеха нового мира.
Многие писатели описывают революцию как нечто романтическое, имеющее великие цели, которые с лихвой окупают человеческие жертвы. Люди, объединенные общей идеей, устраивают перевороты, ведут за собой других, строят иллюзии о благодатной

жизни…
Революция Блока лишена романтики. Потерянные люди, до конца не осознающие, что они делают, бродят по городу, обдуваемые всеми ветрами. Причем “ветер хлесткий” не щадит никого: ни барыню в каракуле, ни попа, ни писателя.

Плакат “Вся власть Учредительному собранию” – и тот осаждаем ветром.
Ход времени не изменить. Ничто не стоит на месте, все меняется. Если изменения происходят постепенно, то люди успевают их понимать, осознавать свое место в истории.

Революция – как стихийное бедствие, когда слишком быстро меняющаяся обстановка опустошает, лишает человека опоры под ногами, веры в завтрашний день. Примерно такое состояние испытывают двенадцать “апостолов”. Они пытаются выбрать верное направление, они пробуют то, что ранее ощущать не доводилось: свободу, власть, убийство…

Такова сущность революции: создавать такие условия, при которых человек показывает себя со всех сторон, не всегда с самых лучших.
Но революция в поэме Блока – это не только отрицательное явление. Сметая все старое на своем пути, она готовит почву для новой жизни. Она многое поломала, свергла, уничтожила… Но ведь для того, чтобы построить новый многоэтажный дом, необходимо снести несколько старых домов, в которых живут люди и их воспоминания.

Неслучайно в конце поэмы появляется образ Христа “в белом венчике из роз”. Христос стал вестником нового мира, построенного на основе равенства, братства, свободы. Одновременно – выразителем чистоты, святости и страдания во имя будущего.

Блок воплотил в этом образе духовное перерождение мира и личности. Это значит, что светлое будущее непременно настанет, все встанет на свои места и отстроится заново.
Как и двенадцать героев поэмы, Блок и негодует, и страшится, и надеется. Всем своим существом он участвует в том, что происходит вокруг. Поэт берет на себя смелость “провести” своих героев сквозь ветра и вьюги, показать настоящее лицо революции, каким бы жестоким оно не оказалось.

Но, читая поэму, мы верим в то, что кровь окупится будущей светлой жизнью.

Поэма была написана в январе 1918 года за 20 дней. Ещё были свежи воспоминания об Октябрьской революции. Россия находится географически и в Европе, и в Азии. Блок прямо говорит в поэме, что мы–скифы, мы–азиаты, с раскосыми и узкими глазами. В результате столкновения цивилизованной Европы и дикой Азия рождается новая Россия.

Место действия поэмы – Петроград. Это уже не тот величественный город, Северная Венеция, построенная Петром I. Сейчас этот город холодный, безжизненный, голодный, потерянный, да ещё и насквозь продуваемый холодными ветрами с Балтики.

Революция подобна стихии. Сильный ветер, не переставая, несёт снег. Люди не могут стоять на ногах. Так и революция выбивает людей из колеи налаженной жизни. И несёт их, как снег, по России. Для Блока революция – это катастрофа вселенского масштаба. Революция разрушает старый мир. А новый мир ещё не построен.

Поэт понимает революцию, как стихию народа. Нет ничего страшнее русского бунта, а революция тот же бунт, только управляемый большевиками во главе с Лениным.

Они видят в революции благо для всех. Они теперь полноправные хозяева новой России, собираются на собрания, обсуждают, постановляют держать революционный шаг, потому что враг не дремлет. Они сметают всех и всё на своём пути. Революция не бывает без жертв, потому что старый мир не хочет сдавать свои позиции. И вся власть Учредительному собранию.

Революция в поэме – это ветер. Он символизирует перемены. Как ветер, так и революция, не знает преград. Она затронула всех людей. Одних ветер сбивает с ног, валит на землю, не даёт двигаться вперёд. Других, наоборот, ветер толкает в спину, и помогает взлететь на самый верх.

Число 12 – это число людей в отряде, это - число глав поэмы, это – количество месяцев в году, это – число апостолов. Двенадцать человек отреклись от Христа. Но он неотлучно следует за ними. Точнее, над ними. Он должен привести Россию к возрождению. Блок верит в это.

2 вариант рассуждения

При анализе поэму стоит помнить, что Блок принадлежал к направлению писателей-романтиков. А для них основной темой творчества являлось противостояние человека и природы, добра и зла. Противостояние драматичное и зачастую трагическое. Поэтому революция в поэме представлена как всепоглощающее буйство стихии, сметающее все на своем пути.

Сам Блок позднее писал, что революция может смести доблестных и положительных людей, и неожиданно вознести недостойных и жалких. Но на то она и стихия, что зародившись от рук человеческих, перестает им подчиняться в дальнейшем. Словно бушующее пламя она мчится по стране, верша свои порядки.

Но пламя это не только разрушает старые устои, оно очищает землю от несправедливых пережитков времени. Как бы не сложилась история в дальнейшем, но свержение зарвавшейся власти и передача ее народу, были очень прогрессивным шагом.

Не стоит забывать и том, что Блок принадлежал к тем слоям интеллигенции, которая постоянно чувствовала свою вину перед другими слоями населения из-за имевшихся у них привилегий. Именно поэтому народный гнев, вылившийся в революцию вызвал у него такое благоговение. Народ восстал и требует справедливости для себя.

Конечно этот бунт жесток и беспощаден, как писал другой классик. Но и это является отражением того тяжелого времени. Любое буйство стихии наносит непоправимый вред. Однако с течением времени природа стихает, и на месте разрушений строится новый мир. Так и революция должна пройти свой путь, смести устаревшие конструкции, а на их месте выстроить новое государство.

Символичен и образ Христа, на первый взгляд неуместного при описании атеистического государства. Однако Блок воспринимал зародившуюся христианскую религию как своеобразную революцию рабов, восставших против своих хозяев. Поэтому у него Христос тоже соответствует революционной тематике. Он ведь тоже бунтарь, поведший за собой уверовавших, чтобы сломать старые порядки.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема революции в поэме Двенадцать Блока

Популярные сегодня темы

Человек неразрывно связан с природой и без неё не может существовать, так как он её часть и творение. Природа вдохновляет, заряжает энергией и оптимизмом, дарит хорошее настроение

В начале рассказа изображён Игорь, сын Анны Фёдоровны, который в 1941-м году ушёл на фронт и так и не вернулся. Мать получила письмо от сына, в котором Игорь просил её прислать адрес молодой девушки Риммы

Дружба для поэта считалась одним из вечных, священных идеалов. С ранней юности Пушкин был очень привязан к приятелям, что разделяли его идеи, вдохновляли, были поддержкой и опорой. Кто же были эти люди и как он с ними познакомился

Доброта является тем качеством, без которого не может прожить каждый. Каждый человек в нашем мире должен совершать добрые поступки, хотя бы даже самые маленькие, но главное, чем больше поступков, тем лучше

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Образ революции создается из городского антуража главных и второстепенных героев, художественных деталей. Кажется, что революционный город совсем не защищенный от сквозняков, ветра и противного колючего снега. Его здания серые, угрюмые, впрочем, как и горожане. На таком фоне появляются двенадцать красногвардейцев.

Красногвардейцы – человеческое воплощение революции. Они должны охранять хоть какой-то порядок, но вместо этого и сами сеют хаос, оставляют за собой убитых и пограбленных. Оправданье им только одно – они рушат старый порядок, который другими способами одолеть просто невозможно.

В революционном хаосе то и дело появляются пережитки прошлого – буржуазия, поп, барышни. Всех их А. Блок изображает в саркастическом тоне. Например, попу он напоминает то, что некогда на его пузе светился крест, теперь же гордая его поступь переменилась на вкрадчивые перебежки. Старый мир запечатлен также в образе пса, который увязывается за красногвардейцами, но те прогоняют животное.

Революция не смотрит, кто на ее пути: мужчина, женщина или ребенок. Женщинам особенно нелегко жить в таких обстоятельствах, ведь они становятся беззащитными. В поэме жертвой революции становится Катька. Можно утверждать, что убийство было спровоцировано поведением героини. Но кто знает, как бы сложилась ее судьба, живи она в мирное время.

Александр Блок в поэме «Двенадцать не идеализирует революцию, не подает ее в романтическом ключе, как это делали другие писатели. Он показывает события такими, как они были на самом деле. При этом автор не забывает о психологии героев. Он выделяет из компании красногвардейцев Петруху, чтобы отобразить внутреннее состояние участников революции.

Образ революции в произведении А. Блока толкуют по-разному. Но воспринимать серьезно можно только толкования, основанные на мировоззрении А. Блока, его восприятии событий начала ХХ столетия.

Поэма была написана в январе 1918 года за 20 дней. Ещё были свежи воспоминания об Октябрьской революции. Россия находится географически и в Европе, и в Азии. Блок прямо говорит в поэме, что мы–скифы, мы–азиаты, с раскосыми и узкими глазами. В результате столкновения цивилизованной Европы и дикой Азия рождается новая Россия.

Место действия поэмы – Петроград. Это уже не тот величественный город, Северная Венеция, построенная Петром I. Сейчас этот город холодный, безжизненный, голодный, потерянный, да ещё и насквозь продуваемый холодными ветрами с Балтики.

Революция подобна стихии. Сильный ветер, не переставая, несёт снег. Люди не могут стоять на ногах. Так и революция выбивает людей из колеи налаженной жизни. И несёт их, как снег, по России. Для Блока революция – это катастрофа вселенского масштаба. Революция разрушает старый мир. А новый мир ещё не построен.

Поэт понимает революцию, как стихию народа. Нет ничего страшнее русского бунта, а революция тот же бунт, только управляемый большевиками во главе с Лениным.

Они видят в революции благо для всех. Они теперь полноправные хозяева новой России, собираются на собрания, обсуждают, постановляют держать революционный шаг, потому что враг не дремлет. Они сметают всех и всё на своём пути. Революция не бывает без жертв, потому что старый мир не хочет сдавать свои позиции. И вся власть Учредительному собранию.

Революция в поэме – это ветер. Он символизирует перемены. Как ветер, так и революция, не знает преград. Она затронула всех людей. Одних ветер сбивает с ног, валит на землю, не даёт двигаться вперёд. Других, наоборот, ветер толкает в спину, и помогает взлететь на самый верх.

Число 12 – это число людей в отряде, это — число глав поэмы, это – количество месяцев в году, это – число апостолов. Двенадцать человек отреклись от Христа. Но он неотлучно следует за ними. Точнее, над ними. Он должен привести Россию к возрождению. Блок верит в это.

Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимым недостойных; но это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного шума. Гул этот все равно о великом.”

(Из статьи Блока “Интеллигенция и революция”)

Блок восторженно принял Октябрьскую революцию. Октябрьская революция открыла Блока как художника, вдохновила его на создание “12” -лучшего его произведения, закончив которое он обычно беспощадно строгий к себе, сказал: “Сегодня я- гений!”

В “12” Блок с громадным вдохновением и блистательным мастерством запечатлел открывавшийся ему в романтических пожарах и метелях образ освобожденной революцией Родины. Он понял и принял Октябрьскую революцию как стихийный, неудержимый “мировой пожар”, в очистительном огне которого должен гореть без остатка весь старый мир.

Такое восприятие Октябрьской революции имело и сильные и слабые стороны. Поэт услышал в революции по преимуществу одну “музыку” — музыку разрушения. Беспощадно, “со святой злобой” он осудил и заклеймил в своей поэме этот прогнивший мир с его буржуями, барышнями, попами. Но разумное, организованное, созидательное начало социалистической революции не получило в “12” такого же полного и ясного художественного воплощения. В героях поэмы- красногвардейцах, беззаветно вышедших на штурм старого мира пожалуй больше от анархической “вольницы”(активно действовавшей в октябрьские дни), нежели от авангарда петроградского рабочего класса, который под руководством партии большевиков обеспечил победу революции.

Ветер, вьюга, метель, снег- это образы,символизирующие стихию

очистительной революционной бури, силу и мощь народного выступления.

В основе произведения — конфликт старого и нового. Их непримиримость подчеркнута резким контрастом “черного” и “белого”.

Образ Христа Блок как бы поставил во главе своих красногвардейцев. Поэт исходил при этом из своих субъективных(и самому ему до конца ясных) представлений о раннем христианстве как “религии рабов”, проникнутой бунтарскими настроениями и приведших к распаду старого, языческого мира. В этом Блок усматривал известное историческое сходство с крушением царской помещичье-буржуазной России.

Но отдельные недоговоренности и противоречия в “12” искупаются всецело проникающим это замечательное произведение высоким революционным пафосом, живым ощущением величия и всемирно-историческим значением Октября. “Вдаль идут державным шагом” -сказано в поэме о ее героях. Вдаль, то есть в далекое будущее, и именно державным шагом, то есть как новые хозяева жизни, строители молодой пролетарской державы. Это и есть главное и основное, что определяет смысл и историческое значение “12” как величественного памятника Октябрьской эпохи.

Поэма “12” сделала имя А. Блока поистине всенародно-известным. Строки ее перешли в плакаты, газетные столбцы, на знамена первых воинских частей Красной Армии.

“Всем телом, всем сердцем слушайте Революцию”, -призывал поэт. Чистый и сильный голос Блока приветствовал революцию как новый день мира.

Читайте также: