Жанровое своеобразие романа война и мир сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Эпопея – древний жанр, где жизнь изображается в национально-исторических масштабах. Роман – ново-европейский жанр, связанный с интересом к судьбе отдельной личности.

Черты эпопеи в “Войне и мире”: в центре – историческая судьба русского народа в Отечественной войне 1812 года, значение его героической роли и изображение “целостного” бытия.

романа : “Война и мир” повествует о частной жизни людей, показываются конкретные личности в их духовном становлении.

Жанр романа-эпопеи – создание Толстого. Идейный и художественный смысл каждой сцены и каждого характера становится ясен лишь в их сцеплениях с многообъемлющим содержанием эпопеи. В романе-эпопее сочетаются детально нарисованные картины русской жизни, батальные сцены, авторское художественное повествование и философские отступления.

Основу содержания романа-эпопеи составляют события большого исторического масштаба, “жизнь общая, а не частная”, отраженная

в судьбах отдельных людей. Толстым достигнут необычайно широкий охват всех слоев русской жизни – отсюда огромное число действующих лиц. Идейно-художественный стержень произведения – история народа и путь лучших представителей дворянства к народу. Произведение писалось не для воссоздания истории, это не хроника.

Автор создал книгу о жизни нации, создал художественную, а не исторически – достоверную правду (многое из собственно истории того времени не вошло в книгу; кроме того, реальные исторические факты искажаются с целью подтверждения основной мысли романа – гиперболизация старости и пассивности Кутузова, портрет и ряд поступков Наполеона).

Историко-философские отступления, авторские размышления о прошлом, настоящем и будущем – необходимая составная часть жанровой структуры “Войны и мира”. В 1873 году Толстым была предпринята попытка облегчить структуру произведения, очистить книгу от рас – суждений, что, по мнению большинства исследователей, нанесло его творению серьезный ущерб. Считается, что громоздскость, тяжеловесность периодов (предложений), многоплановая композиция, множество сюжетных линий, обилие авторских отступлений – неотъемлимые и необходимые черты “Войны и мира”.

Сама художественная задача – эпического охвата громадных пластов исторической жизни – требовала именно сложности, а не легкости и простоты формы. Осложненный синтаксический строй прозы Толстого – инструмент социального и психологического анализа, существенная составная часть стиля именно романа-эпопеи.

Требованиям жанра подчинена и композиция “Войны и мира”. В основе сюжета лежат исторические события. Во вторую очередь раскрывается значение судеб семей и отдельных людей (проанализировать все противопоставления, смотри выше).

Дать точную характеристику жанру романа довольно сложно. Можно сказать, что это – семейно-бытовой, и в тоже время, социально-психологический, военно-исторический роман. Точнее – это роман-эпопея. Толстой сравнивал его с творениями Гомера. Он давал понять, что его роман близок к народной героической эпопее. В романе тесно переплетаются судьбы стран с судьбами конкретных людей. Дано полное и точное, почти энциклопедическое описание жизни русского общества 19 века.

Описаны реально происходящие события, и тут же можно встретить философские рассуждения про роль личности в истории. Что в жизни случайно, а что закономерно. С географической точки зрения, действие романа происходит на обширных территориях – европейская часть России, сама Европа.

Толстой отписывает около шестисот героев, множество бытовых сцен, двадцать реально происходящих баталий. Роман можно отнести к жанру роман-эпопея. Роман, который описывает постоянное движение. Он охватывает по протяженности целую эпоху. В начале мы видим Наташу маленькой девочкой, которая бегает на балу и просит всех смотреть на отца. А в конце она – замужняя женщина, у неё уже трое детей. А у князя Болконского вырос сын, который мечтает быть рядом с Пьером Безуховым. Это как минимум, роман охватывает по времени, 20-25 лет. Сколько за это время произошло событий!

Автор пятнадцать раз менял начало романа. Что-то его не устраивало. Пытался начинать словами автора, и от имени старого князя Болконского. Но всё-таки остановился на вечере в салоне придворной дамы Шерер. Свои мысли он вложил в уста её гостей, которые наперебой обсуждают предстоящую войну с Бонапартом. И сразу вводит в действие двух главных героев, двух друзей – Болконского и Безухова.

И читатель сразу полностью погружается, как будто ныряет, в ту эпоху. Особенно это проявляется, когда смотришь экранизацию романа в постановке Сергея Бондарчука. Создаётся впечатление, что сам присутствуешь на балу и можешь подойти, например, к Пьеру Безухову и поговорить. К князю Андрею как-то страшновато, уж очень высокомерен он. Лично у меня сложилось такое впечатление.

Вот окунулись в роман и уже не можем оторваться, пока не дочитаем до последней страницы. Так он захватывает и увлекает. Толстой подробно описывает, что носили бедные и богатые, какая была мода в то время. Какие были мундиры в русской армии, и как одевались французы. Какие блюда ели на балах знать, бедный люд и солдаты. Поистине, не художественное произведение, а энциклопедия.

А посмотрев художественный фильм, не современный, а тот, старый, советских времён с Вячеславом Тихоновым и Сергеем Бондарчуком в главных ролях, так и хочется перечитать великое произведение ещё раз.

2 вариант

Жанровое своеобразие, особенности жанра романа Война и мир

Есть в книге и философское начало. Лев Толстой много размышляет о роли личности в истории, об войнах вообще, о том, кто виноват в них и кто страдает от этого. Также философские отступления посвящены вопросам любви, дружбы, призвания, жизни, месту человека в ней и так далее.

Также читают:

Картинка к сочинению Особенности жанра романа Война и мир

Популярные сегодня темы

Сергей Александрович Есенин – русский поэт из крестьянской семьи, не превзойденный в таланте воспевать Россию, истинным сыном которой был. Родился в селе Константиново, писать начал тоже довольно рано – о том, что видел вокруг.

Эта героиня Гоголя выглядит, конечно, комично. Более того, и Чичикова, и читателей (меня точно) через какое-то время она начинает раздражать. Настасья Петровна - уже старушка, вдова, коллежская, как о ней говорится, секретарша.

Появление Хлестакова вызвало переполох в чиновничьей среде. Административно-хозяйственная машина заработала во всю мощь. Городские властители спешили выставить напоказ внешнюю благопристойность

Я просыпаюсь в мягкой и теплой постели. Мама целует меня в щеку, улыбается и зовет завтракать. На столе мои любимые бутерброды и горячий ароматный чай. Я бегу в школу, меня ждет мой уютный класс, мои любимые друзья.

Л.Н. Толстой часто задумывался об обществе и том, как оно устроено и функционирует. Также он уделил большое внимание тому, как взаимодействуют между собой люди одного социального положения и разных. Он хотел описать не только сущность одного героя, но и объять весь народный дух.

Автор много философствовал, поэтому роман можно назвать отчасти философским. Проблемными представляются не только горе и жизнь конкретного человека, но и всех людей в глобальном смысле. Например, была отвергнута мысль о том, что Наполеон хороший и талантливый полководец. Он его даже сравнивал с маленьким ребёнком, от действия которого ничего не зависело.

Сочинение 2

Если говорить конкретно о произведении Льва Николаевича Толстого, то у этого романа-эпопеи, есть целый ряд особенностей. Начнём с того, что у данного творения говорящее название. С одной стороны, в романе описаны батальные сцены, включая Бородинское сражение, с другой стороны, Л.Н. Толстой мастерски показал повседневную жизнь народа, будь то, например, деятельность салонов или активное использование французского языка в межличностном общении. Не будет преувеличением сказать, что в этом произведении есть черты этнографического труда.

Ещё одним аспектом, который был освещён в романе – это политическая жизнь страны. Одним из героев романа является знаменитый политический деятель Российской Империи Михаил Михайлович Сперанский. XIX век стал для Российской Империи веком перемен. Это столетие уместило в себе подъём международного престижа страны, разорительную войну с Наполеоном, отмену крепостного права, а также, увлечение людей спиритизмом и участие людей в разного рода тайных обществах, таких как масонская ложа. Одновременно с этим, было непросто отказаться от старого уклада жизни. Это противостояние как раз и показывает Лев Николаевич Толстой, особенно ярко это видно через двух персонажей романа. Андрея Болконского, который был весьма и весьма прогрессивным в своих взглядах на жизнь и Николая Ростова, который напротив, выступал за традиционные ценности, был хозяйственником и крепостником.

Жанровое своеобразие романа Война и мир

Жанровое своеобразие романа Война и мир

Популярные сочинения

Волкова, Судьбинского, Алексеева и Тарантьева можно назвать посетителями имения Обломова, который является главным героем в данном замечательном произведении. Стоит сказать о том, что благодаря тому, что автор хотел показать

Особенности произведения заключаются в том, что в нем собрано несколько жанров. Толстой уделял огромное внимание историческим нюансам, старался воспроизвести их максимально точно, но при этом не преследовал чисто исторических, мемуарных целей. Для него было важно создать художественный образ, показать историю такой какой она была, но под определенным ракурсом, который отвечал бы идее произведения.

На основе реальных исторических явлений, Толстой создает художественный вымысел, художественный образ, за счет которого имеет возможность подлинно изображать человека в сложных жизненных ситуациях, делать это процессуально и объемно. Также автор делает сюжет не односложным, а многолинейным. Он охватывает судьбы множества людей, связывая их в единую нить повествования. На первом плане произведения оказывается человек. А жанры сливаются в одну большую эпопею, образовывая совершенно уникальное и своеобразное произведение.

Популярные сочинения

  • Сочинения про школу
    Сочинения о школе
  • День моей мамы — сочинение 4 класс
    День разный бывает. Если суббота – самый интересный. Мама встаёт рано. Как на работу! Мы все ещё спим. Я знаю, что она делает гимнастику, медитирует, пьет кофе. После она готовит нам завтрак
  • Сочинение Равнодушие и отзывчивость в романе Война и мир
    Великий роман поднимает темы морали и нравственности. Произведение знакомит читателя с прекрасными и страшными людьми. Одни думают о том, как сделать мир лучше и помочь окружающим

Философский роман

Наряду с сюжетной повествовательной линией, Толстой вводит в роман множество лирических отступлений и философских размышлений. В романе рассматриваются и общечеловеческие философские проблемы, и роль личности в ходе масштабных мировых событий. Философские размышления автора находят место на страницах его художественного произведения. Толстой отвергает роль личности Наполеона как великого полководца. Он утверждает, что такие события вершат стечение обстоятельств и целые нации, а самого Бонапарта сравнивает с ребенком, который дергает бахрому в повозке, но думает и даже искренне верит, что управляет повозкой.

Госэкзаменъ / 2 / билеты / 21. Жанрово-стилевое своеобразие романа-эпопеи Л.Толстого Война и мир

Граф Лев Никола́евич Толсто́й (1828, Ясная Поляна—1910,Тамбовская губерния) — один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, чьё авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900).

Временной диапазон в романе: 1805 – 1820-е гг. Эволюция его замысла:1856 → 1825 → 1812 → 1805.

Толстой отобразил 3 плана:1) социальный (война и не война);2) психологический (война – это враждебность);3) философский (добро и зло).

Черты эпопеи

Черты романа:

: многосюжетность и многогеройность, широчайшее пр-во и время (1805-1820-е гг), свободное сочетание деталей быта и батальных сцен, худ. изображение и авторские отступления историко-фсф хар-ра, смысл сцены или хар-ра может быть понят до конца только в контексте (з-н сопряжения), универсальность охвата русс. Жизни, показывание всех ужасов войны через восприятие дилетанта (Пьера) >>> естественный человеческий взгляд на происходящее, прототипические черты вымышленных персонажей >>> соседство документализма и вымысла.

Жанр романа-эпопеи

Сама художественная задача — эпический охват громадных пластов исторической жизни — требовала именно сложности, а не легкости и простоты формы. Осложненный синтаксический строй прозы Толстого — инструмент социального и психологического анализа, существенная составная часть стиля именно романа-эпопеи.

Во 2 части эпилога Т излагает свою концепцию философии истории:

1. ист делают сами нар массы;

2. люди делают историю каждый поодиночке, а не вместе;

3. люди дел историю бессознательно.

Основа историзма

Толстовское понимание истории определяют как фаталистическое. Он практически полностью игнорирует роль личности в истории. История движется массами, причем не разумом, а роевым началом. Сквозь разного рода случайности пролагает свой путь фатум (предопределение). Толстой отрицает исторический детерминизм (Чернышевский) >>> противопоставление Наполеона и Кутузова, вопреки историческому противопоставлению Наполеона и Александра 1.

В романе наблюдается антитеза Наполеон и Кутузов. Толстой рисует портрет Наполеона

несколько снижено. Наполеон во всем играет; он актер. Кутузов не считает себя демиургом истории. Он везде простой. Толстой снижает его внешнее величие, но подчерк его внутреннюю активность.
Кутузов
– внешнее воплощение мысли народа. Наполеон и Кутузов – это два начала бытия: начало добра, веры (Кутузов) и зла, Антихристова духа (Наполеон).Толстой выдвигает в первую очередь нравственные требования.

Правда о войне раскрывается разными путями:

-через детали (растерянность русс. войск под Аустерлицем)

-через психологию масс: обобщение (настроение войск перед Бородино), выхватывание из массы одного человека и раскрытия сути его хар-ра несколькими словами.

Своеобразие романа

Весь роман проникнут не только идеей развенчания личного героизма исторических деятелей, но и полным отрицанием особой роли личности в истории. Не случайно важнейшие подвиги в романе совершены не реально существующими людьми, а выдуманными персонажами, такими как Тушин и Тимохин. Толстой говорит о том, что одна личность не способна кардинально повлиять на ход исторических событий, и лишь объединившись, как сделал русский народ в Отечественной войне 1812 года, возможно стать творцом истории.

Но главное, чем отличаются взгляды писателя и историков — это различное понимание того, от чего зависит победа в войне. Толстой видел залог успеха в морально-психологическом состоянии войска, патриотизме солдат и понимании ими смысла и целей войны.

Язык романа по-своему отражает правдивую картину жизни той эпохи, содержит большие включения текста, написанного автором на немецком и, главным образом, на французском язы­ках, что передает реальную атмосферу жизни светского обще­ства. Однако основной объем романа — великолепный по точности изложения мысли русский литературный язык, обо­гащенный живыми .образцами народной (крестьянской и сол­датской) речи.

Осмыслению героями своих переживаний, чувств, их напря­женной духовной работе часто помогает общение с природой. Вид неба под Аустерлицем и в Богучарове, встретившийся по дороге в Отрадное дуб помогают князю Андрею, например, пол­нее осознать совершающиеся в его внутреннем мире переме­ны. Охота, в которой участвуют Ростовы, служит своего рода прообразом будущего всенародного единения перед лицом опасности.

Читайте также: