Но грустно думать что напрасно была нам молодость дана сочинение

Обновлено: 14.06.2024

Александр Сергеевич Пушкин — величайший поэт, создавший целую галерею образов русских людей. Самым ярким из них является Евгений Онегин. Он главное действующее лицо одноименного романа.
Молодой помещик Онегин показан Пушкиным как человек сложный, с противоречивым характером. Порой трудно понять отношение к нему самого автора. Описывая Евгения, Пушкин ироничен. Поэт не скрывает недостатков своего героя и не пытается их оправдать. Уже в эпиграфе к роману Пушкин выражает сомнение в справедливости того чувства превосходства, с которым Онегин относится к окружающим. В первой главе автор иронизирует над его “ученостью”, глубиной его экономических познаний, прямо говорит о том, как Онегин цинично приготовлялся “денег ради, на вздохи, скуку и обман”. И в то же время Александр Сергеевич говорит, что ему нравились суждения Онегина, что

Условий света свергнув бремя.
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время,
Мне нравились его черты.
Мечтам невольная преданность.
Неподражательная странность
И резкий охлажденный ум.

Приведя в восьмой главе отрицательный отзыв светского повесы о Евгении Онегине, Пушкин тут же вступается за своего “приятеля”, почти отождествляя его с собой:

Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она.

Противоречия в характере Онегина делают его образ жизненным, далеким от схематизма. Он ни положительный, ни отрицательный, а почти реально существующий:

Как ты да я, да целый свет.

На протяжении романа образ Онегина кардинально меняется. В конце повествования это уже не тот повеса, который, устав от пиров и балов, все критикует. Евгений узнал жизнь настоящую, а не карнавал. Он научился подчиняться обстоятельствам, а не игнорировать их. Глубокие и искренние переживания делают героя богаче духовно. Наблюдательный человек и тонкий психолог, Онегин при первой же мимолетной встрече оценил Татьяну. Но обстоятельства, его эгоизм и покорность традициям того общества, которое он презирает, разлучают их. Встретившись безнадежно поздно, герои понимают, что “счастье было так возможно”, но они сами его упустили. Онегин поступил с героиней благородно, но недальновидно. Ему и в голову не могло прийти, что через несколько лет он будет умирать от любви к этой “простушке”, “сельской девочке”. Да, такова его судьба. Он везде лишний, страдающий глубоко и искренне от своей ненужности:

И мыслит, грустью отуманен:
Зачем я пулей в грудь не ранен?
Зачем не хилый я старик,
Как этот бедный откупщик?
Я молод, жизнь во мне крепка;
Чего мне ждать? тоска, тоска!

Эти строки примиряют нас с Евгением. Мы забываем о его легкомыслии в ранней молодости.
Пушкин изображает в лице Онегина, конечно, эгоиста, но не самодовольного, а “страдающего”. Он слишком умен, чтобы быть довольным жизнью, собой, окружающими, но и никогда не станет менять себя и мир, чтобы улучшить их. “Тоскующая лень” — вот основная черта и беда его характера. “Упорный труд ему был тошен” — это основная причина, по которой Онегин никогда не изменится настолько, чтобы обрести счастье.

23271 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу "одно сочинение в одну школу":

Глава восьмая занимает особое место в романе. И не только потому, что в ней завершается сюжетная история взаимоотношений Онегина и Татьяны. Ее писал, в сущности, новый поэт.

Пройдя через трудные годы, он вступил в зрелый период своего творчества, вооруженный новым знанием жизни и закономерностей исторического развития. Поэтому он не просто завершал когда-то начатую историю своих любимых героев, но с позиций историзма переоценивал ту эпоху, которую начал изображать еще в 1823 г.

Именно поэтому в восьмой главе с такой наглядностью и отчетливостью

проявлено единство двух миров – сюжетных героев и автора-поэта. Вся глубина романа, все его художественное и общественное значение, весь смысл пушкинского открытия подлинно русских характеров, конкретно-исторических типов, порожденных русской жизнью, его подлинный идейный потенциал может быть понят и раскрыт только в этом единстве. Восьмая глава открывалась и завершалась темой автора-поэта.

Такое обрамление концентрировало внимание читателя на кардинальных проблемах не только последней главы, но романа в целом. В то же время первые строфы главы кажутся неожиданными. В самом деле – седьмая

Следовательно, читатель вправе был ожидать рассказа о герое. Вместо того, ему предложили строфы, исполненные лирических размышлений автора-поэта о своей жизни. “Неожиданность” эта обманчива, в действительности лирический рассказ автора-поэта о себе имел прямое отношение к Онегину. Чтобы понять это – рассмотрим подробнее последнюю строфу седьмой главы. С легкой иронией Пушкин сообщил читателю, что, хотя и с запозданием, он решил написать “вступление” к роману.

Это вступление он выделил особым шрифтом. Прочтем его:

Пою приятеля младого И множество его причуд. Благослови мой долгий труд, О ты, эпическая муза! И, верный посох мне вручив, Не дай блуждать мне вкось и вкрив.

Существует мнение, что “вступление” – это пародия на эпический стиль классицизма, на формулу обязательного зачина эпических поэм, начинавшихся словом “пою”. Ироническое “вступление” преследовало другую цель: после главы, посвященной Татьяне, Пушкин вновь напоминает, что главным действующим лицом романа является Онегин, как бы шутя, возводит его в ранг эпического героя, предваряя тем самым рассказ о его судьбе в восьмой главе. Точнее же, если учитывать первоначальный план романа, “вступление” должно было настраивать читателя к восприятию главы “Странствие”.

Неожиданным было и содержание лирического рассказа автора о себе, ибо внешне оно как бы повторяло сказанное раньше – в первой главе. Действительно, автор вновь возвращается к своей петербургской жизни 1819 года, к крымским впечатлениям и к своему романтическому прошлому.

Но делается это сознательно. Пушкин считает теперь необходимым внести ясность и в понимание идейной позиции автора-поэта 1819 года, он восстанавливает историческую правду: Пушкин, автор “Вольности”, “Послания Чаадаеву”, “Деревни”, сатирических ноэлей, был “эхом русского народа”, выразителем идей молодой России, вдохновителем поколения, начавшего борьбу за вольность. Тем самым пересматривалась и значительно дополнялась первая глава.

Осторожно, скупо, лаконично рассказывает Пушкин о себе и о своей жизни в годы создания романа, о времени до того, “как грянул гром”, и после, когда “вдруг изменилось все кругом”. Время это – подготовка и крушение дворянской революции. О той же эпохе в десятой главе сказано определеннее, но стремление сберечь от жандармских глаз заветное не должно мешать нашему пониманию замысла.

Лирический рассказ о мятежной юности автора-поэта – это история, рассказанная им осенью 1830 года. Но вне истории уже нельзя было решать судьбу Онегина. Лирическим воспоминанием и завершалась глава.

В последней строфе романа Пушкин прямо вспоминает декабристов, и с их временем, их делами, отношениями с ними связывает он свой роман, и прежде всего характер Онегина: Но те, которым в дружной встрече Я строфы первые читал… Иных уж нет, а те далече, Как Сади некогда сказал. Без них Онегин дорисован.

В первой главе Онегин был допущен в мир автора-поэта, но мир этот был искусственно ограничен. Автора-поэта и Онегина объединяло разочарование, неудовлетворенность жизнью. Приятельские отношения носили прежде всего биографический бытовой характер.

В восьмой главе Онегин вписан в исторический и политический мир. Слово “приятель” стало наполняться новым содержанием. Пушкин сжег десятую главу, но сумел воссоздать в последней главе романа атмосферу идейной жизни будущих декабристов.

Именно этим и объясняется новое отношение автора к своему герою. Впервые Пушкин обнажает свое решительное намерение отстоять Онегина от нападок толпы.

Появление Онегина, как всегда, вызвало в свете недоброжелательные разговоры (вспомним признание Онегина в своем альбоме – “меня не любят и клевещут”). Независимость поведения породила кличку “чудака”: “Чем ныне явится? Мельмотом, космополитом, патриотом, Гарольдом, квакером, ханжой, иль маской щегольнет иной. ”

Разноречивому приговору светской толпы отвечает Пушкин. Сначала спокойно: “Зачем же так неблагосклонно вы отзываетесь о нем?” Затем все резче звучит его голос: “За то ль, что мы неугомонно хлопочем, судим обо всем, что пылких душ неосторожность самолюбивую ничтожность иль оскорбляет, иль смешит, что ум, любя простор, теснит, что слишком часто разговоры принять мы рады за дела. ” Мы узнаем уже известные нам строки – это раздумья самого Онегина, записанные в альбоме. Теперь это пушкинские слова.

Позиция и взгляд на вещи Пушкина и Онегина вновь сблизились. С гордостью заявляет Пушкин, что Онегин не из тех, “кто в двадцать лет был франт иль хват, а в тридцать выгодно женат”, ему глубоко чужд тот, “кто славы, денег и чинов спокойно в очередь добился”.

Кровно связанный со своей средой, Онегин сумел выжечь из своего сердца себялюбие, с ненавистью отверг нормы жизни, навязакные ему с детства, оттого он чужой и лишний в этом мире собственников, глупцов и карьеристов. О столичном высшем свете, который вьется вокруг императорского двора, Пушкин пишет с гневом и презрением: “Тут был, однако, цвет столицы, и знать, и моды образцы, везде встречаемые лица, необходимые глупцы”, “тут был Проласов, заслуживший известность низостью души…”

Все это важно для понимания судьбы Онегина и судьбы Татьяны, принужденной жить в “омуте света”. Защищая Онегина, Пушкин сочувственно рисует черты его натуры: “пылкая душа”, ум, не терпящий узости суждений, презрение к карьере, к чинам, к выгодной женитьбе, преданность высоким мечтаниям. “Защитительные” строфы завершаются лирической сентенцией:

Но грустно думать, что напрасно Была нам молодость дана, Что изменяли ей всечасно, Что обманула нас она; Что наши лучшие желанья, Что наши свежие мечтанья Истлели быстрой чередой, Как листья осени гнилой.

После замужества Татьяны прошло около трех лет. Описание ее новой жизни не входило в художественный план романа. Переход от “уездной барышни” к великосветской даме мог естественно восприниматься читателями, так как между седьмой и девятой главами была глава восьмая, подробно рассказывающая о путешествии Онегина.

Чувство времени, которое рождалось при чтении восьмой главы, помогло читателю понять и жизненное поведение Татьяны-княгини.

Автор и герой в романе Пушкина

Самое любимое произведение Пушкина – роман “Евгений Онегин”, над которым он работал много лет, Белинский называл “энциклопедией русской жизни”. По словам поэта, роман был плодом “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”, в нем, действительно, дана картина всех слоев русского общества.

В творчестве Пушкина роман “Евгений Онегин” занимает центральное место. Это самое крупное художественное произведение А. С.Пушкина. Оно богато содержанием, одно из самых популярных произведений поэта, которое оказало наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы.

Главное действующее лицо романа – молодой помещик Евгений Онегин – человек с очень сложным и противоречивым характером. Не так легко установить, как относится к нему сам автор. Тон рассказа о нем у Пушкина почти до самого конца романа иронический.

Может быть, потому, что автор рассказывает и про себя. Поэт не скрывает его недостатков и не старается оправдать их. Уже в эпиграфе к роману Пушкин выражает сомнение в справедливости того чувства превосходства, с которым Онегин относился к окружающим.

И в то же время мы узнаем в первой главе, что сам Пушкин подружился с Онегиным, что поэту “нравились его черты”, что он проводил с Онегиным ночи на набережной Невы, вспоминая свою юность, прежнюю любовь, слушая пение гребцов плывущей по реке лодки… Приведя в восьмой главе резко недоброжелательные отзывы об Онегине какого-то светского его знакомого, поэт решительно вступается за своего героя, подчеркивает его пылкую и неосторожную душу, его ум и почти отождествляет его с собой, когда говорит:

“Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она…”.

Образы главного героя и автора в романе создают лирические отступления. Если читать повнимательней, то можно увидеть, что в нем не один главный герой, а два: Онегин и Пушкин. Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько и о Евгении Онегине.

Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу сказал о Евгении, что он “добрый мой приятель”. Пушкин о себе и об Онегине пишет:

Страстей игру мы знали оба;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас…

Автор, как и герой, устав от суеты, не может в душе не презирать людей света, мучается воспоминаниями о светлой, беспечной юности. Пушкину нравится “резкий, охлажденный ум” Онегина, его недовольство собой. Автор и его герой – это люди одного поколения и примерно одного типа воспитания: у обоих были французы-гувернеры, оба провели молодость в петербургском свете, у них общие знакомые и друзья.

Даже родители их имеют сходство: отец Пушкина, как и отец Онегина, “жил долгами…”. Обобщая, Пушкин пишет:

“Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь,
Но воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть”.

Поэт отмечает и свое отличие от Онегина. Онегин не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться природой. Пушкин умеет радоваться тому, что так наскучило, опостылело Онегину.

Для Онегина любовь – это “наука страсти нежной”, у Пушкина отношение к женщинам другое, ему доступна настоящая страсть и любовь. Мир Онегина и Пушкина – это мир светских обедов, роскошных забав, балов. Петербургский высший свет автор подвергает резкой критике. Пушкину нелегко жить, гораздо труднее, чем Онегину.

Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы – его высылают из Петербурга, он не принадлежит сам себе. Онегину ничего не надо, и в том его трагедия.

Какими бы ни были разными Пушкин и Онегин, их объединяет недовольство тем, как устроена российская действительность. Умный, насмешливый поэт был настоящим гражданином, человеком, который не был равнодушен к судьбе своей страны. Онегина же Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все его уважение к своему герою.

Несмотря на это явное сходство, есть еще и заметное отличие между ними. Различие их в том, что Пушкин – поэт, а Онегин “не мог ямба от хорея отличить”. Даже “деревня, где скучал Евгений…” очень нравится Пушкину, он говорит, что “деревня была прелестный уголок…”. Онегину “в глуши, в деревне все скучно”, а автор говорит:

Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины…

Этим сравнением Пушкин все – таки пытается “отделить” себя от Онегина. На протяжении всего романа автор сравнивает взгляды свои и Онегина. Да, в произведении автор и его герой – друзья, но очень большая пропасть их разделяет.

Мы видим, как Пушкин с его горячей, жизнелюбивой натурой всей душой отрицает холодность и равнодушие Онегина. Автор понимает, что такой холодностью заразило Онегина светское общество, однако Пушкин – тоже выходец из той же среды, но разве ослаб его дух, разве остыло его сердце?

Противоположность характеров проявляется не только в отношении к жизни, но и в отношении к людям. Для Пушкина Татьяна – милый, “верный идеал”, а Онегин считает ее не более чем “наивной девочкой”. В ответ на свое трепетное признание в любви Татьяна слышит от “черствого” Онегина лишь проповедь и ничего другого. Пушкин сочувствует Татьяне, он пишет:

…я так люблю
Татьяну милую мою!

Именно из-за нее Пушкин вступает в спор с общественным мнением. Автор раскрывает перед нами в одном из лирических отступлений свой идеал женщины. Пушкинская женщина “от небес одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным”.

Много лирических отступлений поэт посвятил культурной жизни России.

Характер Онегина, нужно иметь в виду, не остается неизменным, он меняется под влиянием событий, описанных Пушкиным в романе. Значительные изменения происходят в нем, и Онегин уже совсем не тот, каким мы его видим в шести главах, в восьмой, последней, главе романа. В последние годы жизни у самого поэта в характере также происходили многочисленные изменения.

На протяжении всего романа автор находится рядом с Онегиным: совместно с ним переживает происходящее, старается иногда его осудить или понять. Они словно одно целое. Пока Пушкин писал роман “Евгений Онегин”, очень привык к нему:

Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык –
К его язвительному спору,
И к шутке, с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.

В конце романа Пушкин снова обращает свой взор к тем, кого любил в юности и кому остался верен сердцем всю свою недолгую, но плодотворную жизнь. Поэтому, окончив роман, поэт испытывал чувство гордости от совершенного литературного подвига – создания первого русского реалистического романа. Но, скучая по привычному, многолетнему занятию и сиротливо чувствуя себя без него, поэт грустил, как поденщик, который окончил свою работу и не получил новой.

Ведь в этой трудной и радостной работе, не выходя из дому, целые дни и ночи проводил Пушкин.

Пример сочинения 2

Образ автора

Образ автора присутствует в повествовании постоянно, с помощью своих лирических отступлений он как бы вторгается в историю Онегина. Автор рассказывает про себя, повествует свои жизненные истории, показывает свое отношение по поводу различных сфер жизни. С начала повествования автор говорит, что Онегин родился на берегах Невы, где когда-то бывал он сам. Автор связывает повествование с реальностью.

Авторское отношение к Онегину

Сопоставление образов

Автор постоянно сравнивает себя со своим героем. Между ними есть как сходства, так и различия.
Автор и Онегин имеют почти одинаковое детство и воспитание.

Разное у образов и отношение к природе: Онегин скучает в деревне, спокойной образ жизни и тишина которой нравятся автору. Еще Онегин не умеет ценить природу, а автору она нравится.

Пример сочинения 3

Любой русский писатель всегда пытался реалистично изображать свой быт и жизнь, но не смотря на все это не хватало художественного творчества. Александру Сергеевичу Пушкину удалось удачно начать изображать жизнь русского человека, в тот же момент опираясь на позициях глубокого реализма.

Для Александра Сергеевича Пушкина романы писались в прозе, так как этот жанр больше всего подходил ему для описания деталей жизни человека, но и общества в целом. Но в то же время при написании стихотворений автор больше уделяет своему внутреннему состоянию, изображает свою жизнь под влиянием общества.

Необычным решением Александра Сергеевича было появление образа его самого. Также тут присутствуют поиски схожести образа автора и главных героев.

Необычное название произведение получило не просто так. Евгений Онегин, как и собственно назван роман, является одним из главных персонажей. Читая страницу за страницей, читатель начинает понимать, что наряду с ним появляется образ Пушкина. Писатель присутствует в жизни героев. Он не только повествует, что хорошо заметно в лирических отступлениях, но и по линии сюжета. Пушкин все время рассуждает, создавая определённую атмосферу в произведении.

Неимоверные взаимоотношения у Пушкина с Онегиным. Оба имеют дворянские корни. Оба свободно общаются на французском и увлекаются зарубежными авторами, такими как Байрон, Метьюрин.

Сам Онегин в произведении довольно изменчив. В тот момент, когда он страдает от разочарования, Пушкин выступает в роли друга, развивая в нем творческие таланты, написание стихов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- формировать умение самостоятельно трудиться, искать решение проблемы, всесторонне

раскрывая личные качества учащихся;

- овладеть умением работать с книгой, анализировать прочитанное, отбирать главное и

нужное для доклада, излагать мысли, устанавливать контакт со слушателями;

- развивать творческие способности учащихся;

- пробуждать активность школьников;

- обогащать их нравственно - эстетическое сознание.

Методы: слово учителя, беседа проблемного характера, применение алгоритма - памятки, творческое чтение, исследовательский метод.

1. Активные формы преподавания литературы/ Под редакцией Г.И.Альбетской. - М., 1991.

2. Гуковский Г.Л. Пушкин проблемы реалистического стиля. - М., 1957.

3. Качурин М.Т. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках

литературы. - М., 1988.

4. Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. - М., 1972.

5. Поиск новых путей/ Составитель С.Н. Громцев. - М., 1990.

6. Пушкин А.С. Избранные сочинения. - М., 2010.

I . Оргмомент.

До урока подготовлена доска, иллюстративный материал.

Мы пьем из чаши бытия

С закрытыми очами,

Златые омочив края

Своими же слезами.

На уроке - приветствие учащихся, постановка целей и задач .

II. Слово учителя.

Сегодня особый урок, на котором вы сами будете решать проблему, сами оценивать свою работу.

Одни выскажут свою точку зрения, другие поспорят с ними, а третьи решат, кто прав, кто убедительнее отстаивал свою позицию. А затем все вместе постараемся найти истину. Хочется надеяться, что никто не останется равнодушным, поскольку затрагиваемая проблема актуальна и в настоящее время.

Но только помните: различие точек зрения - это не результат ошибок, а невозможность единственного ответа.

В каждой из точек зрения есть своя правда. Наша задача - не столько оценить разные мнения, сколько увидеть сложность жизни, ответственность человека за свои поступки, значимость каждого шага и мгновения, прожитого нами.

Вопрос, требующий разрешения: Считаете ли вы, что молодость дана героям романа Пушкина напрасно? И что такое юность?

Эпиграфом урока послужат строки из стихотворения Лермонтова (Учитель обращает внимание учащихся на доску; один из учеников читает.)

- Что это: пророчество или закон жизни?

Да, казалось бы, ничего особенного в романе нет: герои, противоположные по характеру, любят, страдают, ищут. Только и всего! Но в этой простоте кроется сложность взаимо­дейст­вия отдельных взглядов, отдельных людей и общества в целом. И закономерный исход, венец противоречий - драматическая развязка романа.

Итак, перед нами не столь обширная, но уникальная галерея образов. Назовите эти образы.

Магический четырехугольник вместо банального треугольника! Это уже интересно.

- Но кто же первый? Как вы думаете? Естественно, герой, давший своё имя роману.

Сегодня речь пойдет только о двух героях. Догадайтесь, о ком?

- Кому можно адресовать строки?

Постараемся исследовать душу человеческую.

Перед нами (учитель показывает портрет героя) Евгений Онегин. Прошу любить и жаловать.

Помните, нужно сделать доклад интересным и содержательным.

. высказала свои мысли. Это очень важно. Мысль надо обязательно понять и прочувство­вать, чтобы ее принять или отвергнуть.

Вопросы не проблемного характера снимаются.

( Предварительно ознакомившись с текстом доклада, арбитры придумывают свои вопросы, делают вывод.)

IV. Беседа проблемного характера.

(Беседа ведется с помощью иллюстративного материала, расположенного на стенде)

- Каким вам представляется Онегин, и какая иллюстрация ближе всего к тому облику главного героя, который у вас возник после чтения романа (1 минута на обдумывание).

- Можно ли под каждой из двух иллюстраций дать следующую подпись:

Изображу ль в картине верной

Где мой воспитанник примерный

Одет, раздет и вновь одет? .

Духи в гранатовом хрустале,

Гребенки, пилочки стальные…

- Какой эпизод можно назвать поворотным пунктом в жизни?

- Ваше отношение к поступку Онегина. Есть ли вина общества? Если да, то в чем она заключается?

- Почему наш герой стал несчастным в расцвете лет?

О, эти осколки прошлого! Попав однажды в сердце человека, они, как волшебное кривое зеркало, мешают радоваться жизни, не дают понять необходимость переустройства опостылевшего общества. А это залог грядущего одиночества. Согласны?

Мы являемся свидетелями опустошения души человеческой. Что интересно для героя в жизни? НИЧЕГО. И это страшно, очень больно врезаются в душу.

Скука, боль, опустошение, одиночество сопровождают Онегина в юности. Верно?

VI. Анализ образа Татьяны Лариной

- Работа арбитров (Учащиеся задают вопросы)

- Выступление оппонента (по алгоритму)

- Посмотрите на иллюстрации. Какой из них точнее передает характер пушкинской герои­ни?

- Вспомните строки, в которых перечисляются её черты.

(Дика, печальна, молчалива, боязлива.)

И вот эта боязливая душа влюблена.

- Что такое любовь?

Однажды в газетной заметке я прочитала интервью с журналистом Эллины Быстрицкой- знаменитой актрисы, сыгравшей одну из главных ролей в фильме по роману Шолохова

Действительно, Таню характеризует полет фантазии, высота чувств. И правильно заме­ти­ла…. сказав, что наша героиня в окружающих людях видела только хорошее и не думала об эгоизме, зависти, подлости. Ведь душа её ждала кого-нибудь и дождалась. Написала письмо - и ждет чуда.

(Чтение письма Татьяны наизусть)

- Заметьте, письмо воспринимается легко; строки проникают в наш мозг и задерживаются там, пытаясь найти подтверждение в жизни. Находят ли?

А сейчас обратимся к тексту, найдём эпизод свидания Татьяны и Онегина, представ­лен­ного на картине художника Д.Н. Кардовского.

- Выразительное чтение отрывка.

Пусть будет не просто чтение, а сопереживание. Постарайтесь передать внутреннее сос­тояние героев.

- Сумели ли наши чтецы передать испытываемые героями чувства?

- А счастье Тани казалось так близко. Неужели все напрасно? И нечего больше ждать от жизни?

- Что принесла героине неразделенная любовь?

- Способен ли измениться Евгений Онегин? Полюбить глубоко и страстно?

Д.Д. Благой иначе смотрит на проблему:

- Вы согласны с данным мнением?

Ответьте на вопрос Пушкина:

- Что шевельнулось в глубине холодной и ленивой души? Досад, суетливость иали вновь забота юности - любовь?

- По-вашему, какое чувство испытал Онегин?

- Чем поразила его Татьяна?

VII . Комментарий письма Онегина.

(Чтение письма Онегина учеником.

Комментарий делает ученик. Он высказывает свое мнение, обосновывает.)

Итак, разбита последняя надежда быть счастливым. Вспоминаются строки из стихотво­рения Лермонтова:

Я рано начал, кончу ране,

Мой ум немного совершит.

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит.

Душа Онегина - океан. В глубинах ее - разбитые надежды. Молодость уходит, заставляя раскаиваться.

В эпиграфе заложен трагический мотив. В нем и разочарование, и душевная боль, на мой взгляд.

- Скажите, молодость дана героям романа напрасно?

VIII . Итоги урока.

Пушкин не считал, что молодость дана напрасно человеку. Ведь что такое юность?

Это внутренний стержень, который не позволяет свернуть с пути, предать друга, убить в себе личность.

Татьяна высоко ценит свое человеческое достоинство. Она чиста, проста, пряма.

Евгений ощущает бессмысленно прожитую жизнь. Счастье ускользнуло.

Роман заканчивается в минуту злую для героя, потому что сама жизнь не может дать развязки. Все наши поступки определяют наше будущее. Нельзя просто вычеркнуть прош­лое из жизни, нужно нести ответственность за свои поступки. Они всегда заставляют за себя расплачиваться.

Счастье было возможно тогда? Нет, тогда они тоже не могли быть счастливы. Счастье невозможно и теперь. Такой это горький роман. Это трагедия… Пусть герои вымышлены, но чувства - то достоверны.

Я думаю, каждый из вас сделает для себя вывод, выберет правильный путь, чтобы не было больно и грустно за бесцельно прожитые молодые годы.

Идею надо полюбить, только тогда она может превратиться в убеждение, которому человек будет следовать в жизни.

IX . Домашнее задание.

Мини - сочинение по ранее предложенным темам.

Оценивается деятельность каждого ученика на уроке. Учитывается уровень овладения умениями: работа с книгой, четкость суждений, убедительность высказывания.

Читайте также: