Неслыханные перемены невиданные мятежи сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Тема родины, России занимала в творчестве А. Блока особенное место. Россия народная, природная, с ее историей, традициями, нераскрытым, но огромным духовным потенциалом, давала мужество поэту и надежду на будущее. В декабре 1908 года А. Блок напишет К. Станиславскому: ". стоит передо мной моя тема, тема о России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь".

Образ России в лирике А. Блока многомерен. Так, в раннем стихотворении "Русь" она выглядит таинственной, сказочной и прекрасной страной:

Ты и во сне необычайна,

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне — ты почиешь, Русь.

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна.

Ощущение завороженности, заколдованности России, неоднократно возникающее в лирике А. Блока, — не только отголосок старинных преданий, но и продолжение гоголевской традиции: "Россия, как Катерина в "Страшной мести", находится во власти колдуна".

Но не только непонятной, зачарованной, застывшей рисуется родина. Это вполне реальная "нищая" страна с "утлым" жильем и ветром в голых прутьях.

В деталях пейзажа можно узнать картины средней полосы России, Подмосковья. "Шахматовские просторы и стали колыбелью любви поэта к родине. Эти дороги, деревни, дали Александр Блок получил словно бы в наследство с детства", — писала М. Бекетова, биограф поэта, в книге "Шахматово. Семейная хроника".

Третья сторона облика России — простор и воля. Неоглядные дали и свободолюбие, вольность людей, живущих на этой земле. Поэтому Россия— "дикой вольности сестра", краса ее "разбойная", ей свойственны порыв к мятежу, бунту:

Эй, встань, и загорись, и жги!

Эй, подними свой верный молот,

Чтоб молнией живой расколот

Был мрак, где не видать ни зги!

Тема России в лирике А. Блока связана непосредственно с представлением поэта об историческом процессе. В цикле "На поле Куликовом" звучит мысль о том, что родина, ее история, ее народ могут научить поэта "быть светлым", выбрать мужественную позицию и понять, что "настал твой час".

Любовь к родине в этом цикле — самое заветное, самое глубокое чувство:

О Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь.

Жена — самый близкий человек, "половина", которая дается на всю жизнь, какой бы трудной и порой мучительной она ни была. С Россией, как и с любимой, у А. Блока связано все — "жизнь или смерть", "счастье или погибель". Образ ее одухотворен, высок — ". в щите Твой лик нерукотворный светел навсегда".

Блоковское понимание России, ее прошлого, настоящего и будущего — трагическое и очень личное, лирическое. Необъятные просторы, "песни ветровые", дальние дороги — такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия.

Поэты вообще обладают свойством предугадывать будущее, не только свое личное, но и целой страны. Александр Блок особенно отличался этим даром. Но мне все же кажется, что пророчество Блока надо понимать как общий вывод здравомыслящих честных людей того времени.

В октябре 17-го года поэт уже был зрелым человеком и мог здраво оценивать ситуацию

Известно, что в те времена немало кликушествовали о конце света. Общество удручало трагическое начало двадцатого века: гибель первых аэропланов, кошмар катастрофы “Титаника”, землетрясения, появление комет, революция 1905 года в России и т. д. Писатели сочиняли страстные речи о неотвратимости роковой развязки, поэты воспевали смерть как избавление от страданий. Но не имея большого таланта, с любым самым богатым материалом не совладать.

Блок был гений, ему удалось сделать великий вывод из всех потрясений, которые прошли через его чуткую душу. Уже в сентябре 1911 года он писал в поэме “Возмездие”:

В огне, в пороховом дыму,

Какие огненные дали

Открылись взору твоему?

В поэме также идет речь о воздвижении в будущем Храма на крови. Блок, как видит читатель, пророчит человечеству страшное будущее, но, в отличие от кликуш, он не проклинает свой век, а лишь обозначает, через какие испытания людям предстоит пройти. Говоря о пророчествах Блока той поры, нельзя забывать, что он был символист, а поэты-символисты считали, что происходит естественный процесс уничтожения этого “страшного мира”.

На непроглядный ужас жизни

Открой скорей, открой глаза,

Пока великая гроза

Все не смела в твоей отчизне…

Дай гневу правому созреть,

Приготовляй к работе руки…

Не можешь – дай тоске и скуке

В тебе копаться и гореть…

Откуда в тонком, интеллигентном и поэтичном Блоке столько жесткости и бесстрашия? Видимо, все от веры символистов в справедливость и неизбежность трагического будущего России.

Хочу отметить также известные стихи Блока, родившиеся под впечатлением картины Васнецова “Гамаюн”. Здесь поэт представил путь России сквозь иго татар, голод, казни. И ему – “вещий правдою звучат Уста, запекшиеся кровью”.

Но путь родины Блок никогда не отделял от своего собственного: путь России – это его путь. В облике отечества многое для поэта остается загадкой. Но его завтрашний день он считает и своим завтрашним днем.

О Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь – стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Наш путь – степной, наш путь – в тоске

В твоей тоске, о Русь! И даже мглы – ночной и зарубежной –

Начавшаяся мировая война еще более обострила чувство сопричастности к судьбам родины, народа.

Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни,

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней, –

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?

Наверное, было бы наивным полагать, что А. Блок ни в чем не ошибался в своем пророческом порыве. Главное, что он и в своих заблуждениях был очень искренен. Например, сотрудничая с большевиками, Блок объяснял это, как известно, тем, что, желая нового, надо принимать его в том состоянии, через которое оно проходит в данный момент.

Развивая эту мысль, Блок говорил: “Я политически безграмотен и не берусь судить о тактике соглашения между интеллигенцией и большевиками. Но по внутреннему побуждению это будет соглашение музыкальное.

Все зависит от личности, у интеллигенции звучит та же музыка, что и у большевиков… Правда, большевики не произносят слова “божья”, они больше чертыхаются, но ведь из песни слова не выкинешь”. Итак, Александр Блок гениально вычислил собственную судьбу и судьбу России еще в начале пути:

Я безумец! Мне в сердце вонзили

Красноватый уголь пророка.

Пушкинский “Пророк” явно помог прозрению Блока. Видимо, о пророческом даре Блока будет еще много суждений, но масштабность его поэзии ни у кого не вызывает сомнений.

Поэты вообще обладают свойством предугадывать будущее, не только свое личное, но и целой страны. Александр Блок особенно отличался этим даром. Но мне все же кажется, что пророчество Блока надо понимать как общий вывод здравомыслящих честных людей того времени. В октябре 17-го года поэт уже был зрелым человеком и мог здраво оценивать ситуацию в стране.
Известно, что в те времена немало кликушествовали о конце света. Общество удручало трагическое начало двадцатого века: гибель первых аэропланов, кошмар катастрофы “Титаника”, землетрясения, появление комет, революция 1905 года в России и т.д. Писатели сочиняли страстные речи о неотвратимости роковой развязки, поэты воспевали смерть как избавление от страданий. Но не имея большого таланта, с любым самым богатым материалом не совладать. Блок был гений, ему удалось сделать великий вывод из всех потрясений, которые прошли через его чуткую душу. Уже в сентябре 1911 года он писал в поэме “Возмездие”:

Что ж человек? — За ревом стали,
В огне, в пороховом дыму,
Какие огненные дали
Открылись взору твоему?

В поэме также идет речь о воздвижении в будущем Храма на крови. Блок, как видит читатель, пророчит человечеству страшное будущее, но, в отличие от кликуш, он не проклинает свой век, а лишь обозначает, через какие испытания людям предстоит пройти. Говоря о пророчествах Блока той поры, нельзя забывать, что он был символист, а поэты-символисты считали, что происходит естественный процесс уничтожения этого “страшного мира”.

На непроглядный ужас жизни
Открой скорей, открой глаза,
Пока великая гроза
Все не смела в твоей отчизне.
Дай гневу правому созреть,
Приготовляй к работе руки.
Не можешь — дай тоске и скуке
В тебе копаться и гореть.

Откуда в тонком, интеллигентном и поэтичном Блоке столько жесткости и бесстрашия? Видимо, все от веры символистов в справедливость и неизбежность трагического будущего России.
Хочу отметить также известные стихи Блока, родившиеся под впечатлением картины Васнецова “Гамаюн”. Здесь поэт представил путь России сквозь иго татар, голод, казни. И ему — “вещий правдою звучат Уста, запекшиеся кровью”.
Но путь родины Блок никогда не отделял от своего собственного: путь России — это его путь. В облике отечества многое для поэта остается загадкой. Но его завтрашний день он считает и своим завтрашним днем.

О Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске
безбрежной,
В твоей тоске, о Русь! И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.

Начавшаяся мировая война еще более обострила чувство сопричастности к судьбам родины, народа.

Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты все та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней, —
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?

Наверное, было бы наивным полагать, что А. Блок ни в чем не ошибался в своем пророческом порыве. Главное, что он и в своих заблуждениях был очень искренен. Например, сотрудничая с большевиками, Блок объяснял это, как известно, тем, что, желая нового, надо принимать его в том состоянии, через которое оно проходит в данный момент. Развивая эту мысль, Блок говорил: “Я политически безграмотен и не берусь судить о тактике соглашения между интеллигенцией и большевиками. Но по внутреннему побуждению это будет соглашение музыкальное.
Все зависит от личности, у интеллигенции звучит та же музыка, что и у большевиков . Правда, большевики не произносят слова “божья”, они больше чертыхаются, но ведь из песни слова не выкинешь”. Итак, Александр Блок гениально вычислил собственную судьбу и судьбу России еще в начале пути:

Я безумец! Мне в сердце вонзили
Красноватый уголь пророка.

Пушкинский “Пророк” явно помог прозрению Блока. Видимо, о пророческом даре Блока будет еще много суждений, но масштабность его поэзии ни у кого не вызывает сомнений.

5042 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
В ночь умозрительных понятий,
Матерьялистских малых дел,
Бессильных жалоб и проклятий
Бескровных душ и слабых тел!
С тобой пришли чуме на смену
Нейрастения, скука, сплин,
Век расшибанья лбов о стену
Экономических доктрин,
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций,
И малодейственных умов,
И дарований половинных
(Так справедливей - пополам!),
Век не салонов, а гостиных,
Не Рекамье, - а просто дам.
Век буржуазного богатства
(Растущего незримо зла!).
Под знаком равенства и братства
Здесь зрели темные дела.
А человек? - Он жил безвольно:
Не он - машины, города,
"Жизнь" так бескровно и безбольно
Пытала дух, как никогда.
Но тот, кто двигал, управляя
Марионетками всех стран, -
Тот знал, что делал, насылая
Гуманистический туман:
Там, в сером и гнилом тумане,
Увяла плоть, и дух погас,
И ангел сам священной брани,
Казалось, отлетел от нас:
Там - распри кровные решают
Дипломатическим умом,
Там - пушки новые мешают
Сойтись лицом к лицу с врагом,
Там - вместо храбрости - нахальство,
А вместо подвигов - "психоз",
И вечно ссорится начальство,
И длинный громоздкой обоз
Волочит за собой команда,
Штаб, интендантов, грязь кляня,
Рожком горниста - рог Роланда
И шлем - фуражкой заменя.
Тот век немало проклинали
И не устанут проклинать.
И как избыть его печали?
Он мягко стлал - да жёстко спать.

Двадцатый век. Ещё бездомней,
Ещё страшнее жизни мгла
(Ещё чернее и огромней
Тень Люциферова крыла).
Пожары дымные заката
(Пророчества о нашем дне),
Кометы грозной и хвостатой
Ужасный призрак в вышине,
Безжалостный конец Мессины
(Стихийных сил не превозмочь),
И неустанный рёв машины,
Кующей гибель день и ночь,
Сознанье страшное обмана
Всех прежних малых дум и вер,
И первый взлёт аэроплана
В пустыню неизвестных сфер.
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть и ненависть к отчизне.
И чёрная, земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи.

Читайте также: