Сочинение в годовщину пушкинского юбилея сочинение

Обновлено: 02.07.2024

В чём значение русской классической литературы для современных людей? Именно этот вопрос задает читателям С.Кудряшов в прочитанном мною тексте.

Чтобы привлечь внимание читателей к актуальной в наше время проблеме, автор рассказывает о ситуации, свидетелем которой стал герой текста. Подготовка к пушкинской годовщине оказалась обременительным делом для чиновника, которому поручили организовать мероприятия. Именно этот случай заставил задуматься над тем, что несет нам русская классика.

По мнению С.Кудряшова, значение русской литературы в духовной жизни современного общества велико, так как литература развивает в людях нравственное начало.

Я согласен с авторской позицией, потому что в книгах мы находим ответы на волнующие нас вопросы: как отличить добро от зла, в чем истинная ценность жизни. М.Горький утверждал, что лучшим в себе он обязан книгам. Хорошая книга – верный друг и советчик.

Очень жаль, что российский чиновник не открыл для себя мир Пушкина, мир удивительной поэзии, прозы, красоты.

Это письмо дошло чудом.

С.Довлатов поднимает в своем тексте проблему высокой ответственности писателя перед соотечественниками.

Чтобы привлечь внимание читателей к анализируемой проблеме, автор знакомит нас с письмом, полученным из России писателем-эмигрантом. Это письмо заставило адресата задуматься о благородстве, о Родине, о своем долге перед соотечественниками.

По мнению С.Довлатова, долг писателя, вынужденно оказавшегося вдали от родины, – рассказать о своих соотечественниках, о том, чем живёт его страна.

В редакцию журнала пришло интересное письмо.

Проходит время, и солнце светит.
Ах, как нежданно взрослеют дети! –

писал Р. Рождественский.

Е.Кореневская поднимает в своем тексте проблему взаимоотношения отцов и детей.

По мнению Е.Кореневской, отцы и дети должны научиться уважать взгляды и нравы друг друга, и тогда пропасть между поколениями исчезнет.

Родители и дети – единое целое. Любовь и взаимопонимание должны лежать в основе взаимоотношений.

Истинная Любовь и истинная Дружба приходят сами, не как простое увлечение или ещё одно приобретение в нашей коллекции ценных вещей, а как высшее состояние Души, рождающееся тогда, когда она к этому полностью готова.

Что такое истинная любовь и истинная дружба? Этот вопрос задает Е. Сикирич в прочитанном мною тексте.

Чтобы привлечь внимание читателей к анализируемой проблеме, публицист размышляет об истинной Любви и Дружбе как благословении, которое дается свыше. И дано оно будет тому, кто способен преодолевать свой эгоизм, кто прежде всего думает о любимом человеке.

По мнению Е.Сикирич, истинная Любовь и истинная Дружба – высшее состояние души человека, способность преодолеть корыстные, собственнические побуждения ради другого человека.

По-моему, счастлив тот, кто способен дружить и любить.

1) По А. Колганову. Всё чаще я думаю о том, что культура сейчас находится в глубоком кризисе .

I .Нравственные проблемы

По Д. Рубиной. Она немного опоздала… Проблема памяти о детстве.

(1)Она немного опоздала, во дворе все лавки были заняты публикой. (2)Её, однако, ждало место на огороженной скамеечке, где сидели несколько известных театральных личностей. (З)Она перездоровалась со знакомыми, села и огляделась. (4)Всё продумано: спектакль из пятидесятых-шестидесятых, играется в естественных декорациях московского двора, ничего и мастерить не надо. (5)3десь всё осталось таким, каким было в те годы. (б)Разве что на одну из стен дома нарочито вывесили старый гобелен.

(7)Она достала из сумочки очки, всмотрелась. (8)Точно такой тканый гобелен с бахромой висел над её топчаном в родительской квартире на протяжении многих, многих лет. (9)Точно такой гобелен: на нём вытканы семья оленей, спустившихся к водопою, мельница на ручье, далёкие зовущие горы.

(11)Она никак не могла сосредоточиться. (12)Вид гобелена, спутника её детства и юности, вывешенного на всеобщее обозрение, мешал следить за актёрами.

(13)Вдруг вспомнился целый веер давно позабытых картинок. (14)Бабушка кормит её кашей прямо в постели. (15)Вышитые на новеньком гобелене персонажи присутствуют здесь весьма активно и как декорации, и как участники действа.

(16)Бабушкина крапчатая рука с ложкой послушно упиралась в гобеленовый куст, из которого торчала голова с ушками, затем мирно следовала в соседний, братски распяленный рот.

(17)А потом, в школьные годы, - как сладко было болеть под её гобеленом! (18)Главное, можно было лежать в обнимку с книжкой или даже несколькими книжками, меняя их попеременно, ведь всё знаешь наизусть, и это особенно сладко.

(19)Однажды, в девятом классе, она попала в дом к соученице, дочери известного в городе адвоката. (20)Выросшая в семье весьма небольшого достатка, никогда прежде она не видела такого богатства - всех этих серебряных приборов с вензелями во время будничного семейного обеда, этой старинной тяжёлой мебели, этих огромных, нежного витиеватого рисунка ковров.

(21) — Тот персидский, - сказала дочь адвоката, кивая на стенку столовой, — а в папином кабинете висит настоящий пешаварский, дедушкин. (22)Ему почти сто лет.

(26) - У вас не ковёр, а гобелен с уточками. (27)Вся эта мещанская пошлость была в моде лет десять назад.

(32) — А! - сказала мать. (33) - Ты это где сегодня подхватила? (34)И, выслушав все, что, задыхаясь от обиды, выпалила ей дочь, проговорила спокойно:

(37)И она, бессильно всхлипывая, повесила гобелен, села под его раскидистой кроной и заплакала, сквозь злые слёзы рассматривая до миллиметра знакомые пеньки, траву и островерхие горы вдали.

(38)Прошло ещё несколько лет, гобелен прохудился в районе мельницы, мама сделала из него красивую наволочку на подушку.

(54) - Что ты пристала к ней со своим гобеленом? - вполголоса спросил муж. (55) — Это твои детство и юность, вот и люби их на здоровье, при чем тут девочка?

1) Память могут оживить самые непритязательные вещи из прошлого, которые покажутся прекрасными, потому что связаны с детством и юностью.

2) Дочь героини ещё слишком молода, чтобы так же трогательно относиться к воспоминаниям, как её взрослая мать.

Д. Рубина. Сам же рассказ заставляет нас задуматься над проблемой памяти о прошлом. Что остаётся в человеческой памяти от такого важного периода, как детство? Вот вопрос, над которым заставляет нас задуматься Дина Рубина, современная писательница, автор замечательных повестей и романов.

Дина Рубина не морализует, не навязывает читателю свою позицию Просто она всем строем своего рассказа, подбором слов, фактов дает возможность читателю самому сделать вывод и определить авторскую позиции. А она, на мой взгляд, такова: память могут оживить самые непритязательные вещи из прошлого, которые покажутся прекрасными, потому что связаны с детством и юностью, близким людям надо относиться к привязанности старших к этим вещам с пониманием, это часть истории семьи.

Милые, порой смешные и такие несовременные вещицы из детства наших мам и пап, дедушек и бабушек нужно хранить, относиться к ним хотя бы с уважением, если их любят ваши близкие. В них наша память, а память — основа совести и нравственности,

По С. Кудряшову. В годовщину празднования пушкинского юбилея… Проблема чести.

(20)Нравственные призывы русских писателей многие воспринимают как нудное поучение, не сознавая, что в их основе лежит стремление спасти человека. (21)И судьба нашей страны, у которой есть все материальные предпосылки для того, чтобы стать одной из самых богатых стран мира, но которая почему-то до сих пор остаётся бедной, как раз говорит о том, как важна душа человека, как важно быть честным и совестливым.

1) Проблема роли литературы в духовной жизни современного общества. (В чём значение русской литературы для современных людей);

1) Значение русской литературы в духовной жизни современного общества велико, так как литература развивает нравственное начало в людях; торгашеская же философия несёт обществу реальную опасность

Честь. Совесть. Нравственность. Об этих вечных и важных для каждого человека понятиях размышляет С. Кудряшов. Центральной проблемой текста, как мне кажется, является вопрос о том, как взаимосвязаны нравственные устои общества и развитие страны в целом?

Поводом для размышлений послужили слова заместителя главы одного из городских районов по поводу юбилея А. С. Пушкина. Тому то дело, которым им предстояло заниматься, было совсем не интересным.Но Кудряшов, вспоминая вклад Пушкина в русскую культуру, невольно понимает, что главное, что оставил нам великий писатель, это понимание того, что значит честь в жизни человека и общества. Публицист остро и полемически заострённо говорит о современном состоянии общества, где люди переступают через честь и совесть ради выгоды, материального благополучия. Для него это страшный симптом, Кудряшову важны чистота души человека, умение оставаться в современном мире честным и совестливым.

Автор, решая поставленную проблему, приходит к выводу: приоритет чести, высокая нравственная требовательность - важнейшие условия для каждого человека и для процветания нашей страны.

По Коршуновой. Большинство людей представляет себе счастье… Проблема умения быть счастливым

(З)Желания могут исполниться. (4)Всегда остаётся надежда если не на стройные бёдра, то хотя бы на лишнюю комнату, а если очень повезёт - то и на дом с видом на море. (5)Но если наши дома и фигура вообще не имеют отношения к ощущению полного блаженства? (6)Что если в каждом из нас с рождения заложена большая или меньшая способность к счастью - музыкальный слух или математические способности?

(7)Именно к такому выводу пришёл психолог Роберт Мак-Крей после проведённого им десятилетнего исследования, охватившего около 5 000 человек. (8)В начале и конце опыта участникам предлагалось рассказать о событиях своей жизни и дать характеристику себе самим. (9)Улыбчивы они или угрюмы? (10)Видят они стакан наполовину полным или наполовину пустым?

(11)Поразительно, но степень удовлетворённости собственной жизнью была почти одинаковой в начале и в конце исследования, независимо от того, что происходило в жизни его участников. (12)Люди радовались, огорчались, скорбели, однако по прошествии времени возвращались к исходной точке. (13)Уровень счастья каждого человека был связан в основном с его личностью, а не с обстоятельствами жизни.

(14)Тогда эту неуловимую постоянную решили измерить. (15)Психолог Ричард Дэвидсон использовал специальную технологию - позитронно-эмиссионную томографию - для измерения нейронной активности мозга в разных состояниях. (16)Оказалось, что люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определённой области коры головного мозга - левой префронтальной зоны, которая ассоциируется с положительными эмоциями. (17)Активность этой зоны - показатель на удивление постоянный: учёные проводили измерения с промежутком до 7 лет, и уровень активности оставался прежним. (18)Это значит, что некоторые люди буквально рождаются счастливыми. (19)У них желания сбываются чаще, и, даже если этого не происходит, они не зацикливаются на неудачах, а находят в ситуации светлые стороны.

(20)Но как быть тем, чья левая префронтальнля зона не так активна? (21)Обидно жить и знать, что даже хрустальный дворец на тропическом острове не принесёт тебе счастья! (22)К чему тогда все усилия? (23)3ачем делать карьеру и строить дома, сидеть на диете и шить наряды, если количество счастья отмерено тебе уже при рождении и не изменится ни на йоту?

2) Проблема умения быть счастливым. (Каждый ли человек способен быть счастливым? Или этому нужно учиться? Является ли способность быть счастливым врождённой, как любая другая? Можно ли выработать в себе умение ощущать счастье? И каждый ли из нас способен на это?)

2) Эксперименты учёных доказывают, что существует врождённая способность быть счастливым; если учесть, что существует ген счастья, возникает сомнение в том, что каждый человек может быть счастливым.

Счастье… Мы мечтаем о нём, стремимся к нему, размышляем, что такое счастье, как стать счастливым. Над проблемой умения быть счастливым человеком размышляет

К. Коршунова. Если сформулировать поставленные ею вопросы, они будут звучать так: каждый ли человек способен быть счастливыми или этому нужно учиться? Является ли способность быть счастливым врождённой, как любая другая? Можно ли выработать в себе умение ощущать счастье? Каждый ли из нас способен на это?

По мнению, К. Коршуновой, которое, как было сказано выше, опирается на исследования учёных, существует врождённая способность быть счастливым, Если учесть, что существует ген счастья, возникает сомнение в том, что каждый человек может быть счастливым.

Да, но в то же время русская классическая литература, как мне кажется, - это литература о поисках счастья, но редко кто из героев книг достигает его. Так, уже в названии комедии А. С. Грибоедова содержится антоним слову счастья – горе. Герои комедии Софья Фамусова и Александр Андреевич Чацкий ищут счастья и не находят его. Софья не понимает высокой души Чацкого, выдумывает себе героя, приписывая Молчалину черты героев прочитанных ею книг, и глубоко несчастна, узнав его подлую и мелочную натуру. Чацкий не находит счастья ни в любви, ни на поприще общественной жизни. Оба главных героя комедии несчастны.

Так как же быть с решением вопроса, о том, каждый ли человек способен быть счастливым? А он ещё не решён! Но тем не менее мне хочется верить в справедливость народной мудрости, что мы сами способны создать своё счастье. Так это или нет, не знаю, но своё счастье я буду творить сама!

По Д. Лихачёву. Когда человек выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу…

(1) Когда человек выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу , он вместе с тем невольно дает себе оценку. (2)По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке, низкой или высокой.

(3)Если человек рассчитывает приобрести материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

(4) Если человек живет, чтобы людям приносить добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. (5)Он ставит себе цель, достойную человека.

(6)Только жизненно необходимая цель позволяет человеку продолжить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. (7)От ошибок никто не застрахован. (8)Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни: это ошибка роковая. (9)Не повысили в должности – огорчение. (10)Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. (11)У кого-то лучшая мебель или машина – опять огорчение.

(12)Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. (13)А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? (14) Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью . (15)Поэтому главная жизненная задача не должна быть замкнута только на собственных удачах, она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, ко всей вселенной. (16)Означает ли это, что человек должен жить, как аскет, не заботясь о себе, ничего не приобретать и не радоваться повышению в должности? (17)Отнюдь нет!

(18)Человек, который совсем не думает о себе, явление ненормальное: в этом есть какое-то показное преувеличение своей доброты и бескорыстия.

(19)Поэтому речь идет лишь о главной жизненной задаче. (20)А ее не надо подчеркивать в глазах остальных людей. (21)И одеваться можно хорошо, но не обязательно лучше других. (22)И библиотеку нужно составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. (23)И машину хорошо приобрести.

Ради чего живет человек? Какова истинная цель жизни? Такие вопросы возникают после чтения текста Дмитрия Сергеевича Лихачева.

Автор пишет о том, что люди могут ставить перед собой различные цели. Многие сосредоточены исключительно на преумножении различных материальных благ. Однако симпатии автора на стороне тех, кто живет, чтобы приносить добро окружающим. Сам выбор жизненной задачи многое говорит о человеке. Разве может сравниться удовольствие от приобретения нового имущества с той радостью, которую дают человеку его добрые дела!

Таким образом, размышляя над проблемой, Лихачев приходит к следующему выводу: истинная цель человеческой жизни состоит в том, чтобы нести людям добро, делать наш мир лучше. Трудно не согласиться с автором. Я тоже считаю, что ценность человека определяется его добрыми делами. Подумайте сами: что каждый из нас оставит после себя в мире? Дома, дачи, машины, добытые нечестным путем, или добрую память тех, кому мы протянули руку помощи, кого не оставили в трудную минуту?

В романе В. Гюго "Отверженные" Жан , став мэром города, помогает нищим, берёт на воспитание девочку умершей женщины. Служение людям становится смыслом его жизни, он творит добро от души, при этом во всем отказывает себе, чрезвычайно скромен в быту.

Проблема, затронутая автором, по сей день остается актуальной. Мы видим вокруг себя социальную несправедливость, с сожалением замечаем, что человечество не всегда задумывается о своих жизненных задачах и целях.

Автор повествует нам о двух жизненных путях: жить для себя, стараться приобрести все материальные блага или жить для окружающих, творить добро и ничего не требовать взамен.

Я согласна с позицией автора, так как, ставя перед собой карьеру на первое место, человек рискует потерять всё духовное и прекрасное, а тот, кто радуется каждому своему доброму делу, – богат душевно.

Анализ текста как одна из основных форм работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

автор: Дементьева Елена Николаевна,

учитель русского языка илитературы высшей категории

г. Саров Нижегородской области.

· формулировка проблемы исходного текста,

· комментарий к проблеме исходного текста,

· отражение позиции автора исходного текста,

· изложение собственного мнения о проблеме.

В связи с этим перед учителем стоит несколько задач. Вот 2 из них, наиболее важные:

2. Научить учащихся понимать прочитанное.

Убедить ребят в том, что подробный, вдумчивый анализ текста – главное условие успеха в написании части С ЕГЭ, трудно, но возможно. Некоторые из методических приемов и форм работы над текстом предлагаются далее в статье.

Как определить проблему и основную мысль текста?

1. Как различить тему, основную мысль, проблему текста?

понятие

тема

основная мысль текста

проблема

толкование

предмет речи (о чем говорится в тексте)

что говорится об этом предмете речи;

та мысль, ради которой написан текст

вопрос, исследуемый, обсуждающийся в данном тексте.

способ формулировки

имя сущ. + гл - сказ (или часть речи, заменяющая гл.)

пример

Данный текст об искусстве.

Эстетические ощущения человека связаны с ощущением родины.

Как связаны эстетические ощущения русского человека с ощущением родины?

2. Как сформулировать проблему?

способы формулировки проблемы

способ формулировки проблемы

с помощью вопроса

с помощью

двух понятий

(слов, указывающих на наличие какого-то противоречия)

с помощью словосочетания:

примеры

Как связаны эстетические ощущения русского человека с ощущением родины?

- В чем заключается…

Автор рассуждает об эстетических ощущениях человека от искусства и ощущении Родины.

- Любовь к Родине и духовность

- Образованность и интеллигентность

- Искусство и духовность

- Человек и время…

Автор ставит проблему роли искусства в современном мире.

- Проблема смысла жизни

Проблема и основная мысль текста.

Формулирование проблемы с помощью вопроса – самый удобный и простой способ.

Во-первых, в таких конструкциях учащиеся реже допускают речевые и грамматические ошибки. Во-вторых, проблему, как главный вопрос текста, достаточно легко сформулировать, перефразировав с помощью вопросительного слова основную мысль текста.

Значит, учащимся с целью формирования навыка по формулированию проблемы текста можно предложить (может быть, на небольших по объему текстах) потренироваться в определении основной мысли текста и перестроении данного предложения в вопросительное. Или, используя текст, в котором проблемы уже сформулированы, поставить задачу найти ответ на этот вопрос.

(Комментарий дается на основе текста В.Конецкого:

(1)Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2)Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3)На освещенном мощными огнями теплоходе. (4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия.

(5)Я вышел из рубки на крыло мостика. (б)Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7)Я поднял к глазам бинокль. (8)В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы - распушённые ветром мокрые комочки. (9)Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.

(10)Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12)И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь. (14)Это возвращает в детство. (15)И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.

(16)И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. (17)3а именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. (18)Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19)И как проста русская песня, так проста живопись.

(20)И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, - в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства - будить и освещать в соплеменнике чувство родины.

(21)Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22)Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. (23)Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья. (24)А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (25)Я не знаю, есть ли у других наций такал нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины?)

Основная мысль и тема текста.

Проблема редко бывает сформулирована автором. Эта задача ставится перед учащимся. Успешность ее выполнения будет зависеть от того, насколько правильно, глубоко понят исходный текст. Нужно не только правильно определить тему, но и понять замысел автора – идею текста.

Особенно это вызывает затруднения, когда основная мысль не выражена в конкретном предложении текста и ее надо сформулировать самостоятельно или текст сложен для восприятия школьника из-за пространности рассуждений автора, затрагивающих сразу несколько проблем.

Например, в 2009 году на ЕГЭ был предложен текст С.Кудряшова о русской классической литературе:

(20)Нравственные призывы русских писателей многие воспринимают как нудное поучение, не сознавая, что в их основе лежит стремление спасти человека. (21)И судьба нашей страны, у которой есть все материальные предпосылки для того, чтобы стать одной из самых богатых стран мира, но которая почему-то до сих пор остаётся бедной, как раз говорит о том, как важна душа человека, как важно быть честным и совестливым.

Ошибка явная. Что же хотел сказать автор?

1. Значение русской классической литературы в духовной жизни современного общества велико, так как литература развивает в людях нравственное начало.

1. В чем значение русской классической литературы для современного общества? (Проблема роли русской классической литературы в духовной жизни современного общества)

2. Приоритет чести, совести, высокая нравственная требовательность – важнейшие условия процветания нашей страны.

2. Как взаимосвязаны устои общества и развитие страны в целом?

(Проблема чести, совести)

Может быть, определить обе идеи выпускникам и трудно. Но основная причина их неудачи в упрощенном восприятии текста: выпускники выпустили из внимания микротему последнего абзаца и объединили второй и третий как иллюстрацию к мысли о нравственном состоянии современного общества, не использовав ключевые фразы (в тексте они выделены курсивом), которые могли бы подвести к правильному пониманию основной мысли этих частей текста. Поверхностное восприятие текста, формальный подход к его анализу – типичная ошибка учащихся.

Первейшая цель учащихся – научиться понимать текст.

Поэтому они должны уметь решать следующиезадачи:

1. Определять (или формулировать) микротему с учетом основной мысли абзаца.

2. Искать подтекст (для чего автор дает это описание или повествует о событиях?).

3. Использовать смыслообразующую функцию слова:

- находить ключевые слова – образы в тексте (образно-тематические узлы текста,

- определять, в каком контексте они употреблены, т.е. объяснять, как эти опорные

слова связаны от начала до конца текста,

- опираясь на полученные цепочки слов, формулировать основную мысль или

Можно предложить учащимся следующую форму работы - составить к тексту 2 плана:

1 – с учетом темы абзаца, 2 – с учетом основной мысли абзаца.

Например, к тексту С.Кудряшова можно составить следующие 2 плана:

План с учетом темы абзаца

План с учетом основной мысли абзаца

1. О праздновании пушкинского юбилея.

2. Особенность времени: господство расчета над духовной сферой жизни.

2. О пользе Пушкина во времена господства расчета над духовной сферой жизни. Сколь существенна духовная сфера человека?

3. Результаты прагматического отношения к жизни.

3. Нравственность и расчет

oНравственность и расчет – традиционная проблема русской классической литературы.

4. Судьба страны в эпоху расчета.

4. Роль русской классической литературы в формировании духовного мира человека, в формировании нравственности как важнейшем условии процветания страны.

По подчеркнутым и выделенным ключевым словам и выражениям можно определить, какой контекст воспринят учащимися, а значит, о чем будет сочинительная часть: в первом случае – о состоянии современного общества, во втором – о роли литературы в современном обществе.

Проделав подобную работу, учащийся легко может убедиться, что замысел автора гораздо глубже, чем кажется при первичном восприятии текста. Поэтому, чтобы получить на экзамене больше баллов, необходимо:

· несколько раз прочитать текст,

· детально проанализировать, выделяя опорные слова и находя смысловые связи между ними.

Подобная работа, начатая уже в среднем звене, даст уже к 9 классу хорошие результаты.

Например, в 7 классе, обучая изложению, можно провести анализ текста В.Астафьева

Тот, кто не растет, умирает - таков закон жизни. Этим елочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. Здесь можно было прорасти. Но нельзя выжить.

Я сел возле пенька и заметил, что одна из елочек заметно отличается от остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. В заметно потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже вызов.

Эта елочка ловко устроилась на пеньке. Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. Мелкие корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание.

Елочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберется до земли. Еще несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого сердца того, кто, возможно, был ее родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.

И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, еще долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным теплым дыханием прошедшей жизни.

Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний, а они не покидают, да и никогда, наверное, не покинут тех, кто прошел войну, когда снова и снова передо мной встают те, кто пал на поле боя, а ведь были среди них ребята, которые не успели еще и жизни-то как следует увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, - я думаю о елочке, которая растет в лесу на пне.

1. Определите тему высказывания в каждом абзаце, составьте план.

Предполагаемый вариант ответа:

План с учетом темы абзаца.

1. Хиленькие всходы елочек на срезе пня.

2. Здесь нельзя выжить.

3. Особая елочка, стоящая бодро и осанисто.

4. Помощь родительницы – ели.

5. Авторские воспоминания о войне.

2. Выделите опорные слова в каждом абзаце, определите смысловые связи между ними.

Составьте план к тексту с учетом основной мысли каждого абзаца.

3. Определите основную мысль текста.

Предполагаемый вариант ответа:

1 часть

· серый, в 2 обхвата, сторожили выводки опят

• линялый, лежит мягкою шапкою,

с 2-3 кисточками брусники

• ютились, хиленькие,

по 2-3 лапки, мелкая хвоя, слабосильны,

пупырышки завязей веток

2 часть

• стояла бодро и осанисто

• потемневшая (сила)

• тоненький смолистый

• бойко взъерошенная;

в ней - уверенность, вызов

• ловко устроилась:

веером развернула липкие корешки,

• впился шильцем,

ввинчивался в пень, добывая пропитание,

сверлить пень

Основная мысль - елочка живет - торжество жизни над смертью

Почему торжествует жизнь над смертью?

3 часть

отдает последние соки,

согревает в стужу

Основная мысль - «согревал остатным дыханием прошедшей жизни -

4 часть

Авторская ассоциация- воспоминание о войне

воспоминание о молодых солдатах,

погибших ради жизни других

Основная мысль - любовь движет человеком, готовность к самопожертвованию

Основная мысль текста:торжество жизни над смертью – в бесконечности жизни; толчок к ее продолжению – тепло любви, подвиг самопожертвования.

План с учетом основной мысли абзаца:

2. Елочка живет - торжество жизни над смертью.

4. Жизнь торжествует над смертью, пока существует любовь.

Такой анализ текста поможет не только в изложении исходного текста, в большей степени он будет хорошим подспорьем в работе над сочинением-рассуждением.

Работая над цитатой или проблемным вопросом, ученик должен отразить позицию автора, рассуждая с учетом идеи текста или проблемы, в нем поставленной.

Используя ключевые слова из формулировки темы: война (боль, переживания) – елочка (вера, надежда), - можно составить примерный план рассуждений на заданную тему.

Почему рассказчик, когда ему «становится невыносимо больно

которая растет в лесу на пне?

Война - тяжелое испытание для человека.

Война - борьба за будущее страны, за жизнь.

Елочка как напоминание о необходимости борьбы,

о вечном законе жизни ( из праха возрождается жизнь).

Любовь, самоотверженность как незыблемые основы жизни,

необходимые для ее продолжения.

Пример 3.

Аналогичная работа на небольших по объему текстах не займет много времени.

Можно использовать любой текст учебника, уделив анализу на уроке 10-15 мин.

Например, упр. 479 в учебнике русского языка М.М.Разумовской для 7 класса:

Пожив в Каракумах неделю, делаешь открытие: пустыня не так уж безжизненна. Открытие это делаешь ночью. Прохладная ночь пустыни полна звуков. Легкий топот – это стадо джейранов, спугнутое волком. А это шакалы не поладили возле павшего верблюда. Стрекочет в ночи какой-то родственник кузнечика, пискнула птица…

Есть жизнь в пустыне! Приспособилась она и к песку, и к жаре, и к безводью. Там же, где есть вода, жизнь рассветает пышной зеленью оазисов. В Каракумах вызревает самый сладкий виноград, самый лучший хлопок, самые пахучие и вкусные дыни. Чудеса делает вода в пустыне!

К нему можно составить 2 плана:

основной мысли абзаца:

1.Пустыня полна звуков.

2.Чудеса делает в пустыне вода.

Таким образом, нахождение опорных слов в тексте и смысловых связей между ними – серьезное подспорье в определении замысла автора. Какая проблема его волнует, какой материал писатель использует, чтобы ее преподнести читателю, какое решение находит – все это становится доступным для ученика при вдумчивой, планомерной работе над анализом текста.

1. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии /Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. – М.: Айрис-пресс, 2005.-192с.

2. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 кл / авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, 2009.-219 с.

3. Отличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр. 2011.-224с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Вариант 1 2. Синтаксический анализ Прочитайте текст. На земном шаре насчитыва.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Вариант 1 2. Синтаксический анализ Прочитайте текст. На земном шаре насчитыва.

3. Пунктуационный анализ Расставьте знаки препинания в предложении: укажите ц.

3. Пунктуационный анализ Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Не дома(1)где мне никто не мешал(2)не в школе(3)где всегда в изобилии(4)приходят посторонние мысли5)не по дороге домой (6)или из дома(7)когда у всякого человека есть множество способов подумать о разных разностях(8)а вот именно здесь(9)в тишине закутка(10)ярко и зримо представали передо мной расцвеченные(11)ожившие сцены(12) и я превращался в самых(13) неожиданных героев.

Прочтите текст и выполните задания 6–9 (1)В годовщину празднования пушкинског.

6. Анализ содержания текста Какие из высказываний соответствуют содержанию те.

7. Анализ средств выразительности 1)Люди переступают через совесть только пот.

8. Лексический анализ Найдите в тексте контекстный синоним (словосочетание) к.

8. Лексический анализ Найдите в тексте контекстный синоним (словосочетание) к слову ЧИНОВНИК (предложение 3). Напишите этот синоним.

Часть 3 9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания со.

Часть 3 9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смыс.

Часть 3 9.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕСТЬ? Сформулируйте и прокоммен.

Краткое описание документа:

Презентация по русскому языку для подготовки к ОГЭ может использоваться как на основных уроках русского языка, так и на элективных курсах. Презентация содержит материал к части 2 и части 3. Задания со 2 по 8. В заданиях следует правильно выполнить пунктуационный анализ, синтаксический, орфографический анализ, анализ средств выразительности, лексический анализ.

Читайте также: