Народность поэмы кому на руси жить хорошо сочинение

Обновлено: 26.04.2024

Первое значение — это нация, культура, общество. Второе — это свойство, присущее произведению, де­лающее его понятным и интересным не только для не­коего круга избранных читателей, но и почти для каж­дого, кто заглянет на его страницы. При этом совер­шенно неважно, к какому сословию принадлежит этот читатель.

Рассматривая народность в первом значении, Не­красов создает многочисленные образы разной важнос­ти и значительности. Их роднит между собой живость описания и достоверность. Наверняка Некрасов не один раз и не два сталкивался с людьми, подобными тем, ко­торых он впоследствии опишет в своей поэме.

Персонажи поэмы вводятся автором не только для того, чтобы отвечать на ее заглавный вопрос. Они, то­же по воле автора, формируют его позицию в отноше­нии того, кто является настоящим представителем русской народности.

Поскольку Некрасов всегда отрицательно оценивал ситуацию в государстве, а также считал помещичье землевладение наряду с церковными вольностями ис­точником всех бед простого народа, мы получаем не очень-то лицеприятные портреты представителей дан­ных социальных групп.

Священник, которого автор описывает в поэме, яв­ляется типичным представителем сельского духовенст­ва, жившего за счет своих прихожан. Тем самым созда­валось ощущение того, что служители церкви живут едва ли не подаяниями. Однако на самом деле сельский церковный приход — это отнюдь не только крестьянст­во. Это еще и помещики, землевладельцы. Благодаря им пожертвования на церковь зачастую достигали бас­нословных размеров.

Во всяком случае так было тогда, когда крепостное землевладение еще не достигло кризисного состояния, и потому сельская жизнь была не менее достаточной и престижной, чем городская. Впоследствии, когда кре­постничество изжило себя, стало убыточным, стало тормозить развитие общества, богатые люди стали больше обращать внимания на город.

О тех славных для церкви временах, когда богатст­во помещиков так или иначе оседало в их руках, поп — герой поэмы вспоминает с ностальгией:

А ныне уж не то!

Как племя иудейское,

Рассеялись помещики.

Теперь уж не до гордости Лежать в родном владении,

Да и владенья многие Барышникам пошли.

На эти слова священника Некрасов не упускает возможности заметить устами героев, что все это ли­цемерие и на самом деле духовенство ведет образ жиз­ни, который можно назвать процветающим. Во многом автор прав, но на самом деле общий упадок хозяйства коснулся и священников. В отдельных приходах духо­венство жило едва ли намного лучше простого кресть­янина.

Помещик автором тоже был выбран очень типич­ный — кичащийся своей голубой кровью и многолет­ней родословной. Ничего, что дворянство было получе­но за непочетную службу, а кое-кто из предков был преступником. Главное, существуют соответствующие записи в книгах дворянского собрания.

Оптимизма в мировоззрении Гаврилы Афанасьеви­ча Оболта-Оболдуева ничуть не больше, чем у священ­ника. Только он горюет скорее о тех временах, когда его власть в поместье была неограниченной, когда для своих крепостных он был превыше царя и Бога. Отме­на же крепостного права существенно урезала его пра­ва, нанесла, по меркам дворянским, оскорбление, по­ставив помещика значительно ниже по отношению к простому крестьянину, нежели ранее:

Порвалась цепь великая —

Теперь не бьем крестьянина,

Зато уж и отечески Не милуем его.

Помещик Оболт-Оболдуев сильно оскорблен и уни­жен таким положением — рано или поздно наступит время, когда его временнообязанные крестьяне станут собственниками земли и придет конец его привилеги­рованному положению.

Спектакль, разыгрываемый наследниками, вынуж­дены поддерживать также и бывшие крепостные крес­тьяне Утятина. Им за это обещают пойменные луга по Волге, которые были владением князя. Эти луга — очень ценная земля. Затапливаемые по весне разлив­шейся рекой, летом они дают богатейший сенокос. А для крестьянина всегда было очень важным, если не глав­ным, обеспечить скотину кормом на зимнее время. Пла­та за притворство кажется крестьянам удовлетвори­тельной. Беда лишь в том, что наследники князя не очень-то и собираются выполнять условия договора:

А за луга поемные Наследники с крестьянами Тягаются доднесь.

Таким образом, Некрасов высказывает свое невысо­кое мнение о помещичьем и духовном сословиях России. Он полагает, что истинными носителями русской народ­ности являются в значительно большей степени простые люди, представители прежде низшего класса. В под­тверждение своей мысли он демонстрирует нам целую галерею положительных и вызывающих симпатию обра­зов выходцев из народа. Важнейшими из них, безуслов­но, являются Савелий и Матрена Тимофеевна.

Савелий превозносится Некрасовым как настоящий русский богатырь. Поступок, за который Савелий по­пал на каторгу, становится, таким образом, аналогом былинного подвига, как бы проявлением готовности да­же ценой смерти отстоять свободу.

Образ Савелия, почти столетнего старика, значи­тельно приукрашен автором. Некрасов создает вокруг него ореол таинственности и уверенности. Савелия можно сравнить с таким знаменитым героем русского фольклора, как Илья Муромец.

Матрена Тимофеевна также преподносится читате­лю, как героиня в полном смысле этого слова. Она дей­ствительно ведет жесточайшее сражение за собствен­ную жизнь с безжалостными обстоятельствами.

Выданная замуж на чужбину, Матрена становится для семьи мужа просто лишним ртом, не встречает ни любви, ни сочувствия.

Впоследствии Матрена ужасным образом теряет своего сына, ее мужа забирают незаконно в рекруты — то есть обстоятельства безжалостно берут ее на излом.

Потрясающую твердость проявляет в сложившихся условиях эта женщина. Никакие трудности не могут ее согнуть. Читатель может только восхищаться этой ге­роической женщиной вместе с Некрасовым.

Даже прозвище Матрены Тимофеевны дано ей не просто так. Губернаторшей женщину стали называть тогда, когда, защищая своего мужа Филиппа от рекрут­чины, она сумела пробиться к супруге губернатора и от­стоять свою правду. И хотя сама Матрена Тимофеевна говорит, что женщины счастливой на Руси не сыскать, все-таки читатель проникается ее внутренней силой и живостью созданного Некрасовым персонажа.

Некрасов выстраивает свою поэму таким образом, что получается постоянное противопоставление крестья­нина — простого человека и правящих слоев — помещи­ков, попов, чиновников. Причем власть имущие практи­чески не вызывают симпатии. По мнению Некрасова, они давным-давно растеряли свой жизненный и творчес­кий потенциалы, стали тормозами на пути прогресса. Все персонажи поэмы, которые облечены властью над крестьянами, полностью лишены воли к жизни, стремле­ние к творчеству, которыми обладает народ.

Некрасовские простые люди являются истинными носителями народности. Они привыкли не просто тер­петь трудности и невзгоды, а могут побеждать их, от­стаивать себя и помогать другим. Дух взаимовыручки, чувство локтя, умение сплотиться — вот черты простого народа. Иллюстрацией тому является история мельника Ермилы Гирина, которому срочно понадобились деньги, чтобы отстоять в суде мельницу. Люди доверяли Гири­ну, и он собрал даже больше, чем рассчитывал. Но он не просто выпросил, забрал деньги у других, как это сдела­ли бы другие. Его поступок благороден:

Глядеть весь город съехался,

Как в день базарный, пятницу,

Через неделю времени

Ермил на той же площади

Рассчитывал народ…

Рубль лишний, чей — бог ведает!

Остался у него.

Весь день с мошной раскрытою

Ходил Ермил, допытывал:

Чей рубль? да не нашел…

Отдал тот рубль слепым.

Народ умеет быть честным не во имя каких-то вы­думанных законов дворянской совести, а чисто по-че­ловечески.

Народность поэмы выражается не только в ее до­ступности каждому, но и в построении, в яркости и сочности языка.

Поэма представляет собой нечто вроде сказки, по­добную тем, какие можно было услышать от бродячего сказителя. Это увлекательное повествование с элемен­тами волшебства, местами смешное, местами грустное. В ткань поэмы поэт талантливо ввел массу народных прибауток, песен и легенд.

Таким образом, народность в поэме двойственна. Это и социальная подоплека произведения, и его язы­ковая, традиционная схема. Некрасов смог сделать то, чего не удавалось очень многим. Он написал воистину народное произведение.

Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” была написана в 1860-1870 годы. В этом произведении автор изобразил русское общество в пореформенный период. Он размышляет над вопросами о том, куда идет Русь, что ждет ее в будущем, раскрывает основные социальные проблемы, не исчезнувшие с отменой крепостного права. Автор показывает, что реформа ударила “одним концом по барину, другим — по мужику”. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” — поистине народная поэма. Некрасов писал для народа, о народе, и сам считал себя частью народа. Повествование ведется от лица крестьянства. Все проблемы рассматриваются также с точки зрения крестьянина, показывая мужицкое видение современного ему мира. Все суждения исходят не от самого автора, а от народа. Некрасов симпатизирует крестьянам, сочувствует им. Помещики же, купечество, духовенство изображены сатирически и вызывают презрение. Автор видит будущее страны за крестьянином. Смерть князя Утятина-Последыша символична. Она показывает, что крепостничество доживает свои последние деньки. В то же время автор показывает постепенное освобождение крестьянского сознания от крепостного гнета, осознание народом своих прав. Так, например, Савелий, богатырь святорусский, выступающий в роли народного философа, после долгих размышлений, должен ли народ и дальше терпеть свое нищенское и угнетенное положение, приходит к выводу, что лучше “недотерпеть”, чем “перетерпеть”. Таким образом, Некрасов показал, что крестьяне — великая сила, за которой будущее России: Еще народу русскому Пределы не поставлены: Пред ним широкий путь. Поэма написана народным языком. Речь крестьян изобилует поговорками, пословицами, постоянно перемежается песнями. Песни играют в поэме большую роль: они раскрывают народное мировосприятие, описывают тяжелую жизнь крестьян, подчеркивают типичность образов. Для описания своей жизни Матрена Тимофеевна находит много песен. Это говорит о том, что ее судьба — типичная судьба русской крестьянки. В поэме есть и несколько легенд: легенда про Якова верного, про двух “злодеев-грешников”. Роль легенд в поэме дублирует роль песен. Нужно отметить, что в поэме присутствуют мотивы народной сказки: сюжет связан с дорогой, с путешествием, материальные проблемы решаются при помощи введения сказочных элементов, например скатерти-самобранки, животные одушевлены, говорят человеческим голосом и помогают людям… Мотив правдоискательства также широко используется в народном творчестве. В поэме присутствует и былинный мотив. Например, практически вся глава о Савелии, богатыре святорусском, написана былинным языком: Некрасов использует гиперболы, инверсию, повторы: “…и гнется, да не ломится, не ломится, не валится…”. В поэме много пословиц и поговорок, особенно отчетливо изображающих тяжелую жизнь народа: “добра, ты, царска грамота, да не про нас ты писана”, “высоко бог, далеко царь”, “с работы, как ни мучайся, не будешь ты богат, а будешь ты горбат”, “хвали траву в стогу, а барина в гробу” и т. д. Некрасов широко использует в поэме народные приметы, загадки. Он не стесняется в использовании грубых выражений при изображении тяжелой жизни крестьян: …Иди скорей, да хрюкалом В канаву ляг, воды испей! Авось, соскочит дурь. Симпатизируя крестьянам, писатель отображает их речь более меткой, .точной, искренней, чем речь помещиков. Он как бы соглашается с тем, что “…брань господская, что жало комариное, мужицкая — обух”.
Итак, изобразив русскую действительность через призму крестьянского мировосприятия, Некрасов создал поистине народную эпопею — поэму “Кому на Руси жить хорошо”.
.







Поэма “Кому на Руси жить хорошо” задумывалась Некрасовым как народная эпопея. В ней отражены думы и чувства, жизнь простого народа в пореформенной России. Вместе с тем из рассказов крестьян мы узнаем об их жизни до 1861 года. Например, Савелий рассказывает о жестокостях своего бывшего помещика Шалашникова, который порол своих крепостных. Наглядным примером барина-крепостника в поэме является старый князь Утятин, показанный в главе “Последыш”. Поэма раскрывает на римерах образов крестьян особенности русского национального характера, "к положительные его качества, так и отрицательные.
Автор произведения изображает крестьян всесторонне. Мы видим, как они отдыхают (глава “Сельская ярманка”), узнаем, как живут и трудятся. Поэт дает право крестьянам самим рассказать о своей жизни, труде и заботах. Причем у читателя не возникает ни малейшего сомнения в том, что крестьянин говорит именно так:

А горе наше мерили?
Работе мера есть?
Вино валит крестьянина,
А горе не валит его?
Работа не валит?
Мужик беды не меряет,
Со всякою справляется,
Какая ни приди.
Мужик, трудясь, не думает,
Что силы надорвет.

Крестьяне в поэме делятся на рабов и тех, кто протестует против такой жизни. Это Яким Нагой и Савелий, богатырь святорусский. Яким защищает интересы народа, выражает протест, который до конца еще не созрел. Он - выходец из самых низов народа и знает тяжесть крестьянской жизни не понаслышке. Савелий также крестьянин, который ценит свободу: “Клейменный, да не раб!” - говорит он о себе.

Крестьянское терпение
Выносливо, да временем
Есть и ему конец.

Но часть крестьян свыклась со своим рабским положением и не хочет ничего менять. Таков Ипат, лакей князей Утятиных, а также Яков, “холоп примерный”.
В многочисленных образах крестьян Некрасов показал такие их черты, как трудолюбие, гуманность, ум, честность, стойкость и терпение. Но автор также показывает и отрицательные черты народа: пассивность, покорность, необразованность.
Некрасов, являясь знатоком русского народного творчества, ввел в поэму множество вставных элементов: песен, пословиц, поговорок. Это придало языку произведения подлинную народность, а автору дало возможность глубже раскрыть мировоззрение и чувства крестьян.
“Хвали траву в стогу, а барина в гробу”, - говорит крестьянин Влас, используя пословицу. Как известно, именно в устном народном творчестве заключена мудрость народа.
Грусть и тоска слышится в народных песнях, представленных в поэме. Их названия говорят сами за себя: “Голодная”, “Барщинная”.

Стоит мужик -
Колышется,
Идет мужик —
Не дышится!
С коры его распучило,
Тоска-беда измучила.
Беден, нечесан Калинушка,
Нечем ему щеголять,
Только расписана спинушка,
Да за рубахой не знать.

Песни помогают читателю понять, что, несмотря на отмену крепостного права, жизнь крестьян по-прежнему очень тяжела, потому что на месте старых форм эксплуатации появляются новые, а крестьяне по-прежнему остаются нищими.
Некрасов показал Русь не только как государство рабов и господ, но и как волшебную страну, в которой много чудес: говорящая пеночка, скатерть-самобранка — все это атрибуты русских народных сказок. Есть здесь место и настоящему богатырскому подвигу.

Ты думаешь, Матренушка,
Мужик - не богатырь?
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою - а богатырь!
Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы.
Спина. леса дремучие
Прошли по ней — сломалися.
А грудь? Илья-пророк
По ней гремит-катается.
Все терпит богатырь!
И гнется, да не ломится.

Богатырь - это любой русский крестьянин, жизнь которого и есть настоящий богатырский подвиг.
Н. А. Некрасову удалось осуществить свой замысел — создать поистине народную эпопею, показать труд и отдых крестьян. Особенностью поэмы является то, что рассказчиками являются сами крестьяне, что придает ей большую народность.
Н. А. Некрасов создал много произведений, посвященных жизни простого народа, крестьянства. Это и “Мороз, Красный нос”, и “Коробейники”, и “Забытая деревня”, и “Несжатая полоса”, но поэма “Кому на Руси жить хорошо” по праву занимает особое место, являясь ярким и глубоким творением крестьянского поэта Н. А. Некрасова.

Крупнейшее и самое значительное произведение великого русского поэта Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” является не только остросоциальным произведением, но еще и ярким, красочным и реалис­тичным описанием жизни русского крестьянства. По­эма выстроена таким образом, что семеро мужиков, от­правившиеся на поиски главной цели любого челове­ка – счастья, оказываются на вторых ролях. Они, хотя и появились перед читателем в самом начале как глав­ные герои, затем уступили место другим персонажам, которых можно, в свою очередь, объединить

В нашем понимании слово “народность” может быть применено в двух значениях.

Первое значение – это нация, культура, общество. Второе – это свойство, присущее произведению, де­лающее его понятным и интересным не только для не­коего круга избранных читателей, но и почти для каж­дого, кто заглянет на его страницы. При этом совер­шенно неважно, к какому сословию принадлежит этот читатель.

По отношению к поэме “Кому на Руси жить хоро­шо” термин “народность” применим в обоих значени­ях. Поэт анализирует в своем произведении

состояние общества, раскрывает психологию представителей различных его слоев, их взаимоотношение. Вместе с этим поэма написана языком живым, почти что раз­говорным, совершенно лишенным непонятной просто­му человеку велеречивости. Языковое богатство ее также огромно – поэт охотно употребляет многочис­ленные просторечия, диалектные и архаичные слова: “фалетур” – форейтор, “наян” – нахальный, назой­ливый человек, “дормез” – тяжелая карета со спаль­ными местами.

Порождаемый таким образом нацио­нально-народный колорит украшает поэму и придает ей совершенно неповторимый облик.

Рассматривая народность в первом значении, Не­красов создает многочисленные образы разной важнос­ти и значительности. Их роднит между собой живость описания и достоверность. Наверняка Некрасов не один раз и не два сталкивался с людьми, подобными тем, ко­торых он впоследствии опишет в своей поэме.

Персонажи поэмы вводятся автором не только для того, чтобы отвечать на ее заглавный вопрос. Они, то­же по воле автора, формируют его позицию в отноше­нии того, кто является настоящим представителем русской народности.

Поскольку Некрасов всегда отрицательно оценивал ситуацию в государстве, а также считал помещичье землевладение наряду с церковными вольностями ис­точником всех бед простого народа, мы получаем не очень-то лицеприятные портреты представителей дан­ных социальных групп.

Священник, которого автор описывает в поэме, яв­ляется типичным представителем сельского духовенст­ва, жившего за счет своих прихожан. Тем самым созда­валось ощущение того, что служители церкви живут едва ли не подаяниями. Однако на самом деле сельский церковный приход – это отнюдь не только крестьянст­во.

Это еще и помещики, землевладельцы. Благодаря им пожертвования на церковь зачастую достигали бас­нословных размеров.

Во всяком случае так было тогда, когда крепостное землевладение еще не достигло кризисного состояния, и потому сельская жизнь была не менее достаточной и престижной, чем городская. Впоследствии, когда кре­постничество изжило себя, стало убыточным, стало тормозить развитие общества, богатые люди стали больше обращать внимания на город.

О тех славных для церкви временах, когда богатст­во помещиков так или иначе оседало в их руках, поп – герой поэмы вспоминает с ностальгией:

А ныне уж не то!

Как племя иудейское,

Рассеялись помещики.

Теперь уж не до гордости Лежать в родном владении,

Да и владенья многие Барышникам пошли.

На эти слова священника Некрасов не упускает возможности заметить устами героев, что все это ли­цемерие и на самом деле духовенство ведет образ жиз­ни, который можно назвать процветающим. Во многом автор прав, но на самом деле общий упадок хозяйства коснулся и священников. В отдельных приходах духо­венство жило едва ли намного лучше простого кресть­янина.

Помещик автором тоже был выбран очень типич­ный – кичащийся своей голубой кровью и многолет­ней родословной. Ничего, что дворянство было получе­но за непочетную службу, а кое-кто из предков был преступником. Главное, существуют соответствующие записи в книгах дворянского собрания.

Оптимизма в мировоззрении Гаврилы Афанасьеви­ча Оболта-Оболдуева ничуть не больше, чем у священ­ника. Только он горюет скорее о тех временах, когда его власть в поместье была неограниченной, когда для своих крепостных он был превыше царя и Бога. Отме­на же крепостного права существенно урезала его пра­ва, нанесла, по меркам дворянским, оскорбление, по­ставив помещика значительно ниже по отношению к простому крестьянину, нежели ранее:

Порвалась цепь великая –

Теперь не бьем крестьянина,

Зато уж и отечески Не милуем его.

Помещик Оболт-Оболдуев сильно оскорблен и уни­жен таким положением – рано или поздно наступит время, когда его временнообязанные крестьяне станут собственниками земли и придет конец его привилеги­рованному положению.

Но если Гаврило Афанасьевич способен принять, пусть и скрепя сердце, существующее положение дел, то другой значительный персонаж поэмы – Утятин, лишившийся разума и полупарализованный, живет в выдуманном для него замкнутом мирке. “Изобретате­ли” этого мирка – наследники, желающие добраться до богатств Утятина. Несмотря на былое свое самодур­ство, больной и полусумасшедший Последыш-Утятин вызывает жалость. Он стал жертвой интриги, но нахо­дится в неведении относительно замыслов родни.

Он похож на муху в паутине.

Спектакль, разыгрываемый наследниками, вынуж­дены поддерживать также и бывшие крепостные крес­тьяне Утятина. Им за это обещают пойменные луга по Волге, которые были владением князя. Эти луга – очень ценная земля.

Затапливаемые по весне разлив­шейся рекой, летом они дают богатейший сенокос. А для крестьянина всегда было очень важным, если не глав­ным, обеспечить скотину кормом на зимнее время. Пла­та за притворство кажется крестьянам удовлетвори­тельной. Беда лишь в том, что наследники князя не очень-то и собираются выполнять условия договора:

А за луга поемные Наследники с крестьянами Тягаются доднесь.

Таким образом, Некрасов высказывает свое невысо­кое мнение о помещичьем и духовном сословиях России. Он полагает, что истинными носителями русской народ­ности являются в значительно большей степени простые люди, представители прежде низшего класса. В под­тверждение своей мысли он демонстрирует нам целую галерею положительных и вызывающих симпатию обра­зов выходцев из народа.

Важнейшими из них, безуслов­но, являются Савелий и Матрена Тимофеевна.

Савелий превозносится Некрасовым как настоящий русский богатырь. Поступок, за который Савелий по­пал на каторгу, становится, таким образом, аналогом былинного подвига, как бы проявлением готовности да­же ценой смерти отстоять свободу.

Образ Савелия, почти столетнего старика, значи­тельно приукрашен автором. Некрасов создает вокруг него ореол таинственности и уверенности. Савелия можно сравнить с таким знаменитым героем русского фольклора, как Илья Муромец.

Матрена Тимофеевна также преподносится читате­лю, как героиня в полном смысле этого слова. Она дей­ствительно ведет жесточайшее сражение за собствен­ную жизнь с безжалостными обстоятельствами.

Выданная замуж на чужбину, Матрена становится для семьи мужа просто лишним ртом, не встречает ни любви, ни сочувствия.

Впоследствии Матрена ужасным образом теряет своего сына, ее мужа забирают незаконно в рекруты – то есть обстоятельства безжалостно берут ее на излом.

Потрясающую твердость проявляет в сложившихся условиях эта женщина. Никакие трудности не могут ее согнуть. Читатель может только восхищаться этой ге­роической женщиной вместе с Некрасовым.

Даже прозвище Матрены Тимофеевны дано ей не просто так. Губернаторшей женщину стали называть тогда, когда, защищая своего мужа Филиппа от рекрут­чины, она сумела пробиться к супруге губернатора и от­стоять свою правду. И хотя сама Матрена Тимофеевна говорит, что женщины счастливой на Руси не сыскать, все-таки читатель проникается ее внутренней силой и живостью созданного Некрасовым персонажа.

Некрасов выстраивает свою поэму таким образом, что получается постоянное противопоставление крестья­нина – простого человека и правящих слоев – помещи­ков, попов, чиновников. Причем власть имущие практи­чески не вызывают симпатии. По мнению Некрасова, они давным-давно растеряли свой жизненный и творчес­кий потенциалы, стали тормозами на пути прогресса.

Все персонажи поэмы, которые облечены властью над крестьянами, полностью лишены воли к жизни, стремле­ние к творчеству, которыми обладает народ.

Некрасовские простые люди являются истинными носителями народности. Они привыкли не просто тер­петь трудности и невзгоды, а могут побеждать их, от­стаивать себя и помогать другим. Дух взаимовыручки, чувство локтя, умение сплотиться – вот черты простого народа. Иллюстрацией тому является история мельника Ермилы Гирина, которому срочно понадобились деньги, чтобы отстоять в суде мельницу.

Люди доверяли Гири­ну, и он собрал даже больше, чем рассчитывал. Но он не просто выпросил, забрал деньги у других, как это сдела­ли бы другие. Его поступок благороден:

Глядеть весь город съехался,

Как в день базарный, пятницу,

Через неделю времени

Ермил на той же площади

Рассчитывал народ…

Рубль лишний, чей – бог ведает!

Остался у него.

Весь день с мошной раскрытою

Ходил Ермил, допытывал:

Чей рубль? да не нашел…

Отдал тот рубль слепым.

Народ умеет быть честным не во имя каких-то вы­думанных законов дворянской совести, а чисто по-че­ловечески.

Народность поэмы выражается не только в ее до­ступности каждому, но и в построении, в яркости и сочности языка.

Поэма представляет собой нечто вроде сказки, по­добную тем, какие можно было услышать от бродячего сказителя. Это увлекательное повествование с элемен­тами волшебства, местами смешное, местами грустное. В ткань поэмы поэт талантливо ввел массу народных прибауток, песен и легенд.

Саму поэму, кстати, тоже можно петь. Она написа­на в очень мелодичном ритме, местами слегка изменя­ющемся и как бы требующим, чтобы здесь не читали, а пели. Можно с уверенностью говорить, что даже гра­мотный крестьянин не принял бы “Кому на Руси жить хорошо” за высокопарное поэтическое творение, пус­тую потеху искушенной публики.

Поэма содержит в себе множество вещей, насущных для труженика се­ла, в ней рассказывается о том, что наболело практи­чески у каждого человека.

Таким образом, народность в поэме двойственна. Это и социальная подоплека произведения, и его язы­ковая, традиционная схема. Некрасов смог сделать то, чего не удавалось очень многим.

Он написал воистину народное произведение.

Глоссарий:

– своеобразие народного характера в поэме кому на руси жить хорошо

– своеобразие народного характера в поэме некрасова кому на руси жить хорошо

– он много вытерпел и поэтому мог лучше оценить свое счастье сочинение

– Своеобразие народного характера в поэме Некрасова

– Своеобразие народного характера в поэме н а Некрасова кому на руси жить хорошо

Читайте также: