Напишите сочинение на тему уроки островского

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ
ПО ТВОРЧЕСТВУ А.Н.островского

Примерные темы для обсуждения в классе:

Темы сочинений к драме “Гроза”

Тема России в драме “Гроза”.

Нравы и быт русского купечества в драме “Гроза”.

Изображение купеческой семьи в драме “Гроза”.

Город Калинов и его обитатели в драме “Гроза”.

Тема “Горячего сердца” в драме “Гроза”.

Нравственные проблемы в драме “Гроза”

. Женские образы в драме “Гроза”.

Сила и слабость Катерины Кабановой.

Катерина и Варвара в драме “Гроза”.

Планы сочинений

Город Калинов и его обитатели в драме “Гроза”

“ Гроза ” – произведение предреформенной эпохи. Конец 1850-х – начало 1860 –х годов – грань разных исторических эпох. “Предгрозовое” состояние российского общества отражено в судьбах обитателей города Калинова. Город Калинов в драме “Гроза”– собирательный образ русского патриархального провинциального города; обобщенный образ города в монологах Кулигина. Обитатели города Калинов:

а) герои, управляющие жизнью города (представители “темного царства”. Самодуры, “волки”): Дикой; Кабаниха; Феклуша – персонаж, не влияющий на жизнь обитателей города, но необходимый для поддержания существующих порядков;
б) герои, готовые приспособиться к жизни города: Варвара, Кудряш;
в) герои, подавленные жизнью города, слабые и безвольные: Тихон, Борис;
г) герои, стремящиеся что-либо изменить в жизни города. (Кулигин – не только обличает нравы Калинова, но и пытается преобразовать жизнь города).
д) Катерина – “луч света в темном царстве” Калинова или порождение тьмы? Неоднозначность оценки этого образа. Оценки, высказанные Н. Добролюбовым. Оценка характера Катерины Д. Писаревым.

Трагедия Катерины – отражение предгрозового состояния России. Разрушение старых нравственных устоев города.

Женские образы в драме “Гроза”

Россия перед реформой 1861 года. Изображение Островским патриархального мира, стоящего на грани гибели. Особая роль женщины в патриархальном мире. Ведущая роль женских образов в драме:

а) роль Кабанихи и Катерины в идеальном конфликте пьесы; жизненные позиции героинь;
б) способы создания образа Кабанихи; в) способы создания образа Катерины;
г) сопоставление образов Кабанихи и Феклуши; д) противопоставление образов Катерины и Варвары;
е) роль эпизодических персонажей (Глаши и полусумасшедшей барыни), внесценических персонажей (жена Дикого и др.) в пьесе. Особая роль образа полусумасшедшей барыни в драме Катерины.

Многообразие женских образов в драме “Гроза”.

Изображение купеческой семьи в драме “Гроза”

Пьесы Островского о жизни купечества (“Свои люди – сочтемся!”, “Бедность не порок”, “Горячее сердце” и др.). Купеческая жизнь Москвы и волжских городов в пьесах Островского. Купеческие семьи, выведенные драматургом в драме “Гроза”.

1) Семья Дикого (не представлена в пьесе):

а) внесценическими персонажами являются жена Дикого и его дочери ( об отношениях в семье мы узнаем из рассказов Бориса и Кудряша);
б) Дикой и его племянник Борис; в) отношения в семье определяет самодурство Дикого;

2) Семья Кабановых:

а) в этой семье отношения основываются на старых домостроевских нормах жизни. Но, не согретые теплом живого чувства, живой верой, принимают в семье Кабановых уродливые формы;
б) роль Кабанихи как старшей женщины в доме, хранительницы патриархальных обычаев;
в) взаимоотношения Кабановой с детьми ( Тихоном и Варварой);
г) взаимоотношения с Катериной; д) роль приживалок, странниц в доме Кабановой.

3) Противопоставление семьи Кабановых семье Катерины. Члены второй семьи – внесценические персонажи. Из рассказов Катерины мы узнаем, что отношения в ее семье строились на любви, взаимопонимании .
4) Обобщенное изображение семейных отношений в городе дано в монологах Кулигина.

Островский изображал купеческие семьи и в трагических (“Гроза”), и в комических (“Горячее сердце”) красках. Но в переломный для судьбы России период драматург увидел во взаимоотношениях в купеческой семье трагический характер.

Тема “горячего сердца” в драме “Гроза”

Тема “горячего сердца” – сквозная в драматургии ( Любим Торцов, Снегурочка, Лариса и др. герои обладают “горячим сердцем” ). Понятие с “горячего сердца” относится к героям живым, остро реагирующим на все происходящее вокруг. Горячим сердцем могут обладать не только достойные (положительные) герои. Герои с “горячим сердцем ” в “Грозе”:

а) Катерина. Рассказ героини о детстве, о бегстве из дома на Волгу, страстная, безоглядная любовь к Борису, ее смерть – все это свидетельствует о “горячем сердце”;
б) “горячее сердце ” Кулигина открывается в восхищении природой, поэзией, в страстном желании преобразовать жизнь в городе, в мечте о вечном двигателе;
в) Варвара и Кудряш по-своему проявляют свою горячность. Варвара по своей доброте и любви помогает Катерине устроить свидание с Борисом, не задумываясь о возможных последствиях. Кудряш весь скроен из страстных народных песен, Увоз Варвары, смелость поведения с Диким – проявление его “горячего сердца”;
г) Тихон. Его “горячее сердце” под спудом и проявляется в разгуле, в который он пустился, покинув родной дом, в последних горьких словах, обращенных к Кабанихе;
д) Дикой также обладает “горячим сердцем”, его умение покаяться (эпизод с мужиком, перед которым он стоял на коленях на Страстной неделе) – свидетельство тому.

Персонажам с “горячим сердцем ” противопоставлены люди с “холодными сердцами”:

а) Борис – многие его реплики при первом свидании с Катериной тому свидетельство, его нежелание увидеть приближающуюся трагедию Катерины, поведение во время последнего свидания с Катериной, равнодушие к ее судьбе говорят о его бездушии, холодности;
б )Кабаниха – самая “холодная ” из всех персонажей драмы, она равнодушна к детям, к Катерине, даже к ее смерти. Для нее важно лишь внешнее соблюдение обычаев;
в) именно Кабаниха и Борис играют роковую роль в судьбе главной героини, в ее гибели.

Практически всем героям пьесы свойственны сильные ощущения, чувства. Грозная атмосфера пьесы (“жизни некий преизбыток в знойном воздухе разлит ”) проявляется и в горячности героев.


Сборник содержит сочинения по русской литературе XIX века на темы, связанные с творчеством А.Н. Островского, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова. Пособие предназначено родителям, чьи дети испытывают трудности в написании сочинений, а также учащимся 10-х классов, занимающихся по любому из действующих учебников по литературе.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Все сочинения по литературе за 10 класс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Кабановы и дикие хлопочут теперь о том, чтобы только продолжить прежнее. Они знают, что их своевольство еще будет иметь довольно простора до тех пор, пока все будут робеть перед ними; вот почему они так упорны.

Катерина жертва не кого-либо персонально из ее окружающих, а хода жизни. Мир патриархальных отношений умирает, и душа этого мира уходит из жизни в муках и страданиях, задавленная формой житейских связей, и сама себе выносит нравственный приговор, потому что в ней-то и живет патриархальный идеал.

Жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного мира она попала в мир, полный обмана, жестокости. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной.

Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви. Религиозные настроения Катерины усиливаются по мере нарастания ее душевной грозы. Но именно несоответствие между ее греховным внутренним состоянием и тем, чего требуют религиозные заповеди, и не дает ей молиться, как прежде: слишком далека Катерина от ханжеского разрыва между внешним исполнением обрядов и житейской практикой. Она чувствует страх перед собой, перед стремлением к воле. Катерина не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.

Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала. Но Катерина не такова. К Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он не похож на остальных, окружающих ее, к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, оскорбленное чувство жены, смертельная тоска ее однообразной жизни. Надо было таиться, хитрить; она этого не хотела, да и не умела; надо было воротиться к своей тоскливой жизни, и это ей казалось горше прежнего. Грех лежит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе.

Что ей остается? Остается ей покориться, отречься от самостоятельной жизни и сделаться беспрекословной угодницей свекрови, кроткою рабою своего мужа. Но не таков характер Катерины — она уже не возвратится к прежней жизни: если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей, то она ничего не хочет в жизни, она и жизни не хочет. Она решилась умереть, но ее страшит мысль, что это грех. Ни на кого она не жалуется, никого не винит, просто она не может жить больше. В последний момент особенно живо мелькают в ее воображении все домашние ужасы. Нет, она не будет более жертвою бездушной свекрови и не будет томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей мужем. Смерть — ее освобождение.

Действие драмы происходит в волжском городе Бряхимове. И в нем, как и повсюду, царят жестокие порядки. Общество здесь такое же, как и в других городах.

Главная героиня пьесы — Лариса Огудалова — бесприданница. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с сильными мира сего. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса до поры до времени принимает эти правила игры, наивно надеясь, что любовь и богатство соединятся в ее избраннике. Она выбирает амплуа бедной невесты, являющейся предметом соперничества между несколькими претендентами на ее чувство или руку. Как и всегда, такой героине предоставлен достаточно мнимый выбор, она выбирает только в сердце, тогда как права совершить поступок на самом деле лишена.

В ее душе происходит борьба между стремлением смириться с неизбежной участью жены бедного чиновника и тоской по яркой и красивой жизни. Чувство униженности, желание иной жизни побуждают Ларису решить свою судьбу. Кажется, что путь в романтический мир лежит через романтический, безрассудный поступок. Но этот поступок опрометчив, ведет к гибели. Он совершается в погоне за призраком, который олицетворяет собой Паратов..

Александр Николаевич Островский с раннего детства имел склонность к литературе, он много читал, благо в доме Островских была обширная библиотека. Однако попытки написания собственных произведений А. Островский достаточно долго не предпринимал, и стал писателем уже после окончания лицея и учебы в Московском Университете, во многом благодаря своей профессии юриста, которую для него выбрал отец-адвокат.

Первыми литературными пробами стали отрывки и отдельные сцены, описывающие людей, их быт и взаимоотношения, которые в изобилии встречались

Признание Островского, как литературного деятеля, в творческих и издательских кругах произошло в феврале 1847 года. Позже Александр Николаевич скажет о том, что именно в этот день, он в полной мере смог ощутить свою роль и призвание. Спустя некоторое время пьесы Островского стали основой для театральных постановок, в которых принимали участие самые именитые актеры

того времени: Садовский, Бороздина и другие. Его талант и деятельность не остались незамеченными, и в 80-ых годах Островский уже являлся вождем русской драмы и сцены.

После смерти писателя в 1886 году было выпущено множество сборников его произведений, сочинения по Островскому, которые были написаны его современниками и полное 10 томное собрание его литературной деятельности.

Сочинение на тему “Гроза” (А. Н. Островский). Школьные сочинения :

Пьеса, заложившая краеугольный камень в репертуар национального театра, не может быть забытой. Само появление на русской сцене произведений Островского, взамен иноземным водевилям, было знаковым. Оно вызвало ощутимый резонанс в обществе.

О восприятии драмы

В то время одним из наиболее актуальных вопросов общественной жизни являлось положение женщины в семье и обществе. Они не только были полностью бесправны, но и постоянно подвергались насилию.

Потребность эмансипации (в правильном смысле этого слова) была весьма яркой.

Учителю не стоит упускать из виду, что для большинства школьников это одно из первых прочитанных ими драматических произведений. Возможно, что у учащихся, в большей степени привыкших читать и анализировать рассказы, повести, романы, восприятие пьесы вызовет некоторые трудности.

Как писал Максим Горький о жанре драмы, такое произведение – наиболее сложно для понимания. Оно лишено, в отличие от других форм литературы, прямой подсказки (комментария автора, описания внешности, события). Драматург также не рассказывает своему зрителю (читателю) о личности героя драматического произведения, о его жизни.

Чтобы сформировать мнение о произведении, важно понимание самого сюжета драмы.

Катерина, разочаровавшись в муже, влюбляется в образованного племянника купца Дикого Бориса. Затем испуганная грозой и случайной встречей с сумасшедшей старухой невестка, на свою беду, признается об измене мужу в присутствии свекрови. Вместо прощения молодая женщина получает немилосердное отношение.

Ее любовник вскоре уезжает по приказу Дикого по делам купеческим в Сибирь. Катерина же сводит счеты со своей несчастной жизнью, бросаясь в Волгу.

Об образе грозы

Само это природное явление, начавшись в первом действии, длится непрерывно и параллельно всему раскрытию автором основного конфликта сюжета. К четвертому акту драмы набирает свою максимальную силу гроза.

Островский сочинение свое (а не только название драмы) снабдил сквозным символом.

Во-вторых, гроза у Островского – это то, что происходит в жизни Катерины. Она, полюбив Тихона и надеясь на счастливую жизнь, совершила фатальную ошибку, попытавшись жить совместно с его матерью. Несчастная сталкивается с удушающей атмосферой этой семьи, предельно бессердечным, немилосердным домостроем, а затем и с предательством любовника.

В-третьих, гроза символизирует предвестие социальных перемен полуфеодальной страны, загнавшей себя в тупик развития безоглядным и безголовым угнетением народа.

Автор повергнул театрального зрителя средины XIX века в шок, заставил узнать в окружающем его мире безнадежный, безысходный город Калинов.

Катерина Кабанова

Затем отчаявшаяся героиня наивно надеется, что любовь к Борису (племяннику Дикого) вырвет ее из удушающего кабановского дома. Но молодой человек, ее последняя надежда, предает ее, что окончательно сломило героиню.

Заметим: мнение Николая Александровича Добролюбова о главном образе драмы не может быть воспринято абсолютно верным. Хотя оно и хрестоматийно, но не единственно. Это закономерно.

Кабанова Марфа Игнатьевна

Дикой Савел Прокофьевич

Хитрый купец давно понял, что, инсценируя неадекватную жестокость, он добивается своих целей.

Заключение

Драматическое произведение как жанр лишено авторских комментариев. Поэтому не всем школьникам просто удается написать по нему сочинение по литературе.

Однако в воздухе над ними витает гроза, для одних она – воплощение кары Божьей за грехи, для других – символ грядущих перемен.

  • Автор: А. Н. Островский
  • Произведение: Гроза
  • Это сочинение списано 246 362 раз

Главная тема произведения – описание конфликта, возникшего между двумя поколениями. Семья Кабанихи типична. Купечество держится за свои старые нравы, не желая понимать молодое поколение. А так как молодые не хотят следовать традициям, их подавляют.

Я уверен, что проблема, поднятая Островским, актуальна и сегодня. Многие родители не хотят воспринимать своих детей, как личностей. Для них очень важно, чтобы их дети думали, как они и повторяли их поступки. Отец и мать считают, что они вправе решать, где их ребёнок будет учиться, с кем он должен дружить и т.д.

С другой стороны, меня потрясла безысходность ситуации, в которой оказалась Екатерина, чистая и светлая женщина. В душе она очень сильна, так как воспитана не в традициях общества города Калинова. Она противопоставлена обществу, устоям, которые, как монолит стоят на пути её свободы. Она живёт с убогим мужем, которого просто невозможно любить. Он не личность, он просто пустое место. Читая, я испытывал жалость к Екатерине и радость за себя, что живу в совершенно ином мире. Хотя черты пережитков прошлого в нашем мире ещё есть.

Гроза – это символ стихии, которая скоро сметёт всё, что кажется незыблемым. Мир изменится. К сожалению, Катерина об этом уже не узнает. Её душа не вынесла разрывающих её противоречий, заставив пойти женщину на страшный грех.

Посмотрите эти сочинения

Сочинение по пьесе А.Н. Островского “Доходное место”

На уроках литературы я встретился со многими произведениями, достойными внимания и размышления о проблемах, которые поднимает тот или иной автор на страницах книги. Но самый глубокий след в моей жизни оставила пьеса А.Н. Островского “Доходное место”

. Почему же именно она?

Этот год юбилейный для автора пьесы, а изучение творчества основателя русского театра на уроках в школе совпало с гастролями в нашем городе артистов русского драматического театра им. М. Горького. На сцене ялтинского театра имени А.П. Чехова в их исполнении состоялся спектакль по комедии А.Н.


Взаимоотношения поколений

Во времена написания пьесы мнение мужчины в доме было главным и неоспоримым, а женская часть была лишена каких-либо прав. Во главе семейства после смерти мужа встала Марфа Игнатьевна. Она властолюбивая и расчетливая женщина. Кабаниха считает, что своим контролем и приказами заботится о детях.

И подобное поведение привело к соответствующим последствиям:

  • Сын Тихон вырос слабым и абсолютно бесхарактерным человеком.
  • Он не может сказать ни одного слова против.
  • Неспособен защититься от жестокости и нападок матери.
  • Его поведение полностью устраивает мать, которой легче управляться с таким человеком.

А вот дочь Варвара смогла приспособиться к такой жизни. Ей без проблем удается врать и даже заменить замок на калитке в саду для встреч с Кудряшом.

И если Тихон так и не сподобился на бунт, то дочь Кабанихи в финале убегает из дома с возлюбленным.

Реализация собственных амбиций

Однако, жителям не нужно ничего из просвещения и науки. Дикой открыто смеется над изобретателем и его желанием поиска честного заработка. А Борис видит после разговора с Кулигиным, что тот ничего не изобретет. Возможно, он и сам согласен с этим.

Кулигина можно называть наивным с учетом понимания тех нравов, которые творятся в Калинове за дверями и в чьих руках сосредотачивается власть. Он обучен жить в таком мире, не потеряв себя.

Но и не может ощутить конфликт с реальностью настолько же остро, как способна Катерина.

(Спросить Дашу, Георгия, Полину Колистратову).

(Проблематика – круг вопросов, поднятый в произведении).

Сейчас мы с вами посмотрим, какие актрисы исполняли роль Катерины, и подумаем, какой образ наиболее близок к образу Катерины.

Первой, кто сыграла роль Катерины, была актриса – Любовь Павловна Косицкая (1827-1868). (на слайде ее портрет)

Островский уже в процессе создания пьесы знал, кто сыграет роль Катерины. Слушая рассказы Косицкой о ранних годах ее жизни, писатель сразу обратил внимание на поэтическое богатство ее языка, на красочность и выразительность оборотов.

В 1873 году роль Катерины исполнила Мария Николаевна Ермолова (1853- 1928). (на слайде ее портрет)

В течение многих лет актриса работала над этой ролью. Ее Катерина, как бы поднимавшаяся над бытом, жила в своем мире мечтаний и любви. Ермолова создала образ русской женщины, исполненной внутренней силы, готовности к героическому самопожертвованию, предпочитающей смерть неволе.

Еще одной актрисой, сыгравшей роль Катерины, оказалась Полина Антипьевна Стрепетова (известна всем как Пелагея Стрепетова (псевдоним).

(портрет на экране).

Актриса подчеркивала колоссальный внутренний конфликт Катерины, борьбы в ее душе двух начал: стихийно проснувшейся страсти и догматов поведения (основных положений в религиозном учении). Пора расцвета искусства Стрепетовой пришлась на рубеж 1870-1880-х г. на волне общественного подъема, совпавшего с художественной зрелостью актрисы. Стрепетова характеризовала Катерину как покорную жертву темного царства. Актриса будила в душах зрителей протест против тех жизненных условий, которые привели Катерину к гибели.

Итак, посмотрите еще раз на портреты актрис. Как вы считаете, образ какой из актрис ближе к образу Катерины? (на слайде все три актрисы).

(Образ Стрепетовой. Ее портрет кажется наиболее простым, кротким, передающим черты, свойственные Катерине).

Все актрисы (Стрепетова, Ермолова, Косицкая) в своих интерпретациях образа акцентировали внимание зрителя на разных сторонах личности Катерины.

Итак, актрисы, сыгравшие роль Катерины с наибольшей полнотой старались передать противоречия ее души.

Давайте сейчас прочитаем сцену, в которой Варвара отдает Катерине ключ от калитки, и посмотрим, какие чувства испытывает Катерина в тот момент?

Явление девятое

Катерина и Варвара.

Варвара (покрывает голову платком перед зеркалом). Я теперь гулять пойду; а ужо нам Глаша постелет постели в саду, маменька позволила. В саду, за малиной, есть калитка, ее маменька запирает на замок, а ключ прячет. Я его унесла, а ей подложила другой, чтоб не заметила. На вот, может быть, понадобится. (Подает ключ.) Если увижу, так скажу, чтоб приходил к калитке. Катерина (с испугом отталкивая ключ). На что! На что! Не надо, не надо! Варвара. Тебе не надо, мне понадобится; возьми, не укусит он тебя. Катерина. Да что ты затеяла-то, греховодница! Можно ли это! Подумала ль ты? Что ты! Что ты! Варвара. Ну, я много разговаривать не люблю; да и некогда мне. Мне гулять пора. (Уходит.)

Явление десятое

Катерина (одна, держа ключ в руках). Что она это делает-то? Что она только придумывает? Ах, сумасшедшая, право, сумасшедшая! Вот погибель-то! Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжет, точно уголь. (Подумав.) Вот так-то и гибнет наша сестра-то. В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть! А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то еще горчее покажется. (Молчание.) А горька неволя, ох как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу — маюсь, просвету себе не вижу! Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня. (Задумывается.) Кабы не свекровь. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны. (Задумчиво смотрит на ключ.) Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он это ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою. (Прислушивается.) Ах, кто-то идет. Так сердце и упало. (Прячет ключ в карман.) Нет. Никого! Что я так испугалась! И ключ спрятала… Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то, так все не беда! А как же я мужу-то. Да ведь он сам не захотел. Да может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела пользоваться. Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь… Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее.

Итак, какие чувства испытывает Катерина? (Она разрывается между двумя чувствами. С одной стороны, она понимает, что этот ключ принесет ей погибель. С другой стороны, ей хочется воспользоваться этой возможностью).

Как вы считаете, каково значение этой сцены с ключом? (Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами Домостроя).

Как вы можете охарактеризовать речь Катерины? (Речь героини полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений, передающих напряжение чувств Катерины).

На прошлом уроке мы с вами обращались к ремаркам, которые автор использует в тексте.

Что такое ремарка? (авторский комментарий, пояснение).

Какие ремарки использует автор в данном монологе? (молчание, задумывается, прислушивается, прячет ключ в карман).

Обратите внимание на эпиграф, как вы понимаете эти слова? (Для Катерины важно испытывать чувства, реагировать на происходящее, она живая натура. Для нее проявление эмоций, страси –это ее жизнь).

Запишите, что Островский поднимает в пьесе проблему любви.

Итак, сейчас попробуем с вами разобраться, что же сподвигло Катерину на такие решительные действия.

Каким получился диалог Катерины с Тихоном перед отъездом? (Диалог получился сухим. Тихон показался безразличным. Он четко дал понять, что хочет вырваться на волю. Ему нужна свобода. Устав от материнского контроля, он воспринимает свой отъезд как возможность отдохнуть от матери и жены: погулять, попьянствовать. Он отталкивает Катерину. Может он был бы рад таком порыву жены, но не в этот раз).

И что же происходит, что чувствует Катерина? (Она понимает, что не нужна ему).

Ребята, мужчина должен защищать женщину, а тут получается , что Тихон бежит из семьи, оставив Катерину с Кабанихой. Катерина его уговаривает, но ее просьбы не влияют на него. Какую здесь автор ставит проблему? (проблема беззащитности).

Как мы уже с вами отмечали ранее, Катерина –натура любящая, чуткая. Все, что нужно было Катерине, чтобы муж понял ее, сумел защитить. Но о чем думает Тихон? (Он хочет побыстрее уехать, пьянствовать, забыться на две недели).

Стоит отметить, что автор поднимает проблему равнодушия к человеку.

Мы видим, что жизнь ставит перед Катериной сложный выбор.

Как вы думаете, что символизирует калитка? (выход в другую жизнь).

Итак, давайте обобщим, что же сподвигло Катерину выйти в другую жизнь? (Равнодушие Тихона. Она была готова ехать с ним, примириться со своей участью, но такого холодного ответа она не ожидала).

Итак, сейчас мы с вами рассмотрим отношения Бориса и Катерины.

Что вы можете сказать о Борисе? (молодой человек, который отличается от Дикого, Кудряша).

Как вы считаете, любит ли Борис Катерину? (Да, он не стесняется проявлять своих чувств, с трепетом относится к ней).

Почему Борис оставляет Катерину? (Дикой отправляет его в Сибирь).

Борис оказывается сам в трудной ситуации, но, как вы считаете, как он должен был поступить, если искренне любит? (Взять ее с собой).

Но почему Борис не берет Катерину с собой? (Потому что он боится, что дядя лишит его наследства).

Правильно ли он поступает? (Нет).

Какую проблему поднимает здесь Островский? (Проблема ответственности).

В любви чувство ответственности особо ярко проявляется.

Но Борис не смог ответить за человека, который находится с ним рядом.

Можем ли мы Бориса приравнять к остальным представителям темного царства? (Да. Борис такой же, как и Тихон, только образованный).

По словам Добролюбова, образование отняло у него силу делать пакости. Но оно не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие.

Мы видим, что для Бориса также важную роль играет материальная подоплека.

Итак, давайте обратимся к финальной сцене.

Катерина понимает, что совершила грех, и признает это. Ведь обманывать, как Варвара, она не может. Существует ли страх в душе Катерины? (Да, она хочет быть чистой перед Богом, она боится явиться перед Богом грешной).

Православие основано на страхе. Она боится предстать перед Богом со всеми грехами, хочет быть чистой. Какую же здесь проблему поднимает автор? (Проблема греховности и святости).

Ребята, как вы считает, в чем заключается смысл названия пьесы? (Гроза-это не только природное явление, но и неизбежное, непредотвратимое явление, которое назревает в обществе).

Составить синквейн по образу Катерины.

  1. Подведение итогов и выставление оценок

Итак, подведем итог нашего урока.

Какие проблемы ставит Островский в пьесе?

В чем заключается смысл названия пьесы?

Несовершенство власти

В городе власть имеется в руках тех, у кого есть богатства. В качестве доказательства можно привести разговор Дикого с городничим. Последний высказывает купцу, что на него поступает большое число жалоб. Ответ Савла Прокофьевича оказывается грубым.

Дикой открыто говорит о том, что обманывает мужиков и это нормальное явление. Ведь если купцы обирают друг друга, то можно и обычных людей. Официальная власть в Калинове практически ничего не решает.

Без денег в городе невозможно жить и управлять. Савл Прокофьевич считает себя практически царем.

Он решает, кому передавать в долг, а каким людям отказать. Именно в таком духе он отвечает Кулигину.

Любовная проблема

У Кати мгновенно расцветают чувства к Борису. И девушка решается на смелый шаг, не считаясь с моралью общества. Однако взаимные чувства не особенно много значат для Бориса. Его цели были чисто меркантильными для сближения с Диким.

Катерина предполагала, что в Борисе тот самый воздух свободы и прогресса. Но она ошиблась. Он оказался таким же, как и остальные жители города.

Еще одним аргументом в пользу неискренности Бориса являются его слова в разговоре с Варварой о том, что чувства к Кате нужно как можно дольше втайне сохранить чувства.

Неизбежный финал

Это был неизбежный финал, несмотря на то что главная героиня так чтила Бога. Катерине Кабановой было проще уйти из этой жизни, чем терпеть упреки свекрови, сплетни и угрызения совести. Она признала себя виновной прилюдно, поскольку не умела лгать. Самоубийство и публичное покаяние следует расценивать как поступки, которые возвысили ее человеческое достоинство.

Проблема внешней и внутренней свободы

становится в пьесе одной из , — уже в начале пьесы говорит Кулигин.

С образом Катерины связана и еще одна нравственная проблема пьесы – право человека на любовь и счастье

  1. Проблема отцов и детей
  2. Проблема самореализации
  3. Проблема власти
  4. Проблема любви
  5. Конфликт старого и нового

Столкновение нового и старого

Именно это противоречие отражается на Катерине. Она не понимает, как можно спокойно существовать в атмосфере. Для нее неприемлемы ложь и смирение. Девушка на протяжении пьесы желает того, что не может исполниться:

  1. Хочет жить самостоятельно, как ее воспитали.
  2. Она видит совершенно иную картину, нежели она представляла ранее.
  3. Не находит поддержки у близких и знакомых.
  4. В результате остается одна в мире лжи и пороков. Единственным выходом для нее видится смерть.

Ее душа ждала прощения, но его она не получила. Конец этой драмы – это отчаяние главной героини, ее освобождение от мук совести, которые являются для нее страшнее всего, что только могло произойти в ее жизни.

В заключение хочется сделать вывод, что совесть – это внутренние весы, на них человек взвешивает все свои действия. Островский очередной раз доказывает нам ее существование. Живя в согласии с совестью, мы обретаем согласие и с самими собой.

Однажды одним зимним морозным утром, когда я, будучи 7-летней малышкой, протирала глазки руками и недовольно поглядывала на маму, которая стягивала Читать далее…

Гордость и смирение – это противоположные качества, анализ которых часто встречается в литературе. Несмотря на то, что эти понятия абсолютно Читать далее…

2020 — Всемирный год защиты и охраны растений. Каждая травинка, дерево, кустарник и цветок играет огромнейшую роль в жизни нашей Читать далее…

Читайте также: