Тема творчества и судьбы поэта пророка в поэзии лермонтова сочинение 10 класс

Обновлено: 02.07.2024

Михаил Юрьевич Лермонтов посвятил значительную часть своего творчества теме поэта и поэзии. Мотив этой темы понятен — поэт одинок и гоним. Его не понимают, из-за этого Лермонтов рисует лирического героя в своих стихотворениях замкнутым, лирический герой отдаляется от общества.


Стоит отметить, что Александр Сергеевич Пушкин был кумиром у юного Лермонтова. Существуют даже догадки, что Лермонтов, писав свои произведения словно разговаривал с Пушкиным. Конечно, критики восприняли это как подражательство, но на самом деле это был односторонний диалог одного поэта с другим. Михаил Юрьевич Лермонтов мечтал познакомиться с Пушкиным, но не хотел идти с "пустыми руками", он хотел принести ему стихотворение достойное пера Пушкина, но Лермонтов был очень самокритичным человеком, из-за этого знакомство не состоялось.


У Лермонтова самыми актуальными в современное время являются стихотворения "Пророк" и "Поэт". Стихотворение "Пророк" было продолжено поэтом, а название произведения, начало, тема и смысл были взяты у Александра Сергеевича Пушкина. Однако есть различия у этих стихотворений. Если у Пушкина пророк видит улучшение будущего, он жизнерадостен, ему присуща вера в лучшее, то у второго поэта всё наоборот: пророк — разочаровавшийся романтик, символизирующий жизнь Лермонтова. Ставши изгоем, пророк уходит в пустыню, ведь только природа принимает его.


Произведение "Поэт" построено на сравнении поэта с кинжалом. В начале Лермонтов описывает кинжал, предназначение его. Ценность кинжала заключалась в остроте. В этом стихотворении поэт сравнивает остроту поэтического слова и остроту оружия. Лермонтов считает современное лживое общество "потерянным". Все люди настолько испорчены, что "скрывают это под блеском кинжала".
В конце произведения поэт всё-таки оставляет надежду, что найдётся гений, который снова обнажит кинжал и направит его остриё на общество.


Таким образом, тема поэта и поэзии в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова нашла своё отражение, которое возводит поэта как гения творческого духа.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

М.Ю. Лермонтова часто сравнивают с А.С. Пушкиным, даже называют его наследником. Действительно, поэт не раз обращается к пушкинским темам, "переписывает" некоторые его произведения, но делает это с такой самостоятельностью и продумыванием всех деталей, что иной раз и не найдёшь ничего общего.

Так происходит в стихотворении "Поэт" (1838), где образы героев А.С.

Пушкина и М.Ю. Лермонтова сливаются в один. В этом произведении автор пишет о тяжелой судьбе поэта, о том, как раньше он пробуждал каменные сердца людей, а сейчас "игрушкой золотой он блещет на стене".

М.Ю. Лермонтов надеется, что когда-нибудь пророк опять проснется, продолжив проповедовать истину.

Ещё один яркий пример того, что тема поэта и поэзии у М.Ю. Лермонтова имеет свои особенности и отличается от пушкинской - стихотворение "Пророк" (1841). Как и у А.С. Пушкина М.Ю. Лермонтов сначала пишет, что вещий пророк призван открывать людям истины любви и правды , пробуждать пламенным глаголом заблудшие сердца. Но, в отличие от лермонтовского произведения, "Пророк" А.С. Пушкина на этом и заканчивается, а у М.Ю. Лермонтова только начинается. Автор пишет, что завистливые и мстительные люди стали презирать, считать изгоем, закидывать камнями того, кто так страстно желал открыть им правду. Но несмотря на это, пророк продолжает исполнять свой долг, он не может молчать, он призван проповедовать Божественную правду черствым душам людей.

Главное отличие двух "Пророков" - разные образы поэтов-пророков. У А.С. Пушкина он наделён божественной силой, а у М.Ю. Лермонтова поэт - обычный человек, нищий, бедный, угрюмый и худой. Но у обоих одно назначение - проповедовать истину простому народу.

За всю свою короткую жизнь М.Ю. Лермонтов написал большое количество великолепных произведений, которые до сих пор заставляют читателя задуматься над проблемами, поднятыми в них. Поэт, действительно, обращался к мотивам лирики А.С. Пушкина, но сделал это в другое время и с другими намерениями. Он сделал огромный вклад в развитие русской литературы, а его произведения пробуждают сердца людей и в настоящее время.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Тема творчества и судьбы поэта-пророка в поэзии М.Ю. Лермонтова.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


М.Ю. Лермонтова часто сравнивают с А.С. Пушкиным, даже называют его наследником. Действительно, поэт не раз обращается к пушкинским темам, "переписывает" некоторые его произведения, но делает это с такой самостоятельностью и продумыванием всех деталей, что иной раз и не найдёшь ничего общего.

Так происходит в стихотворении "Поэт" (1838), где образы героев А.С.

Пушкина и М.Ю. Лермонтова сливаются в один. В этом произведении автор пишет о тяжелой судьбе поэта, о том, как раньше он пробуждал каменные сердца людей, а сейчас "игрушкой золотой он блещет на стене".

М.Ю. Лермонтов надеется, что когда-нибудь пророк опять проснется, продолжив проповедовать истину.

Ещё один яркий пример того, что тема поэта и поэзии у М.Ю. Лермонтова имеет свои особенности и отличается от пушкинской - стихотворение "Пророк" (1841). Как и у А.С. Пушкина М.Ю. Лермонтов сначала пишет, что вещий пророк призван открывать людям истины любви и правды , пробуждать пламенным глаголом заблудшие сердца. Но, в отличие от лермонтовского произведения, "Пророк" А.С. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Пушкина на этом и заканчивается, а у М.Ю. Лермонтова только начинается. Автор пишет, что завистливые и мстительные люди стали презирать, считать изгоем, закидывать камнями того, кто так страстно желал открыть им правду. Но несмотря на это, пророк продолжает исполнять свой долг, он не может молчать, он призван проповедовать Божественную правду черствым душам людей.

Главное отличие двух "Пророков" - разные образы поэтов-пророков. У А.С. Пушкина он наделён божественной силой, а у М.Ю. Лермонтова поэт - обычный человек, нищий, бедный, угрюмый и худой. Но у обоих одно назначение - проповедовать истину простому народу.

За всю свою короткую жизнь М.Ю. Лермонтов написал большое количество великолепных произведений, которые до сих пор заставляют читателя задуматься над проблемами, поднятыми в них. Поэт, действительно, обращался к мотивам лирики А.С. Пушкина, но сделал это в другое время и с другими намерениями. Он сделал огромный вклад в развитие русской литературы, а его произведения пробуждают сердца людей и в настоящее время.

По Михаилу Юрьевичу Лермонтову, творчество, это не просто талант, это дар, преподнесенный Господом. И не каждому одаренному человеку удается ему соответствовать.

Образ лирического героя-поэта в произведениях Михаила Юрьевича, не похожи на образы поэтов остальных писателей. Лермонтов с тревогой и грустью пишет о поэтическом даре, боясь уронить его с пьедестала, куда вознес его народ.

В лермонтовском описании поэта нет восхищения своим даром Пушкина. Михаил Юрьевич представляет читателю поэта, как глубоко одинокого человека, с тяжелой судьбой.

О стольких громких победах мог бы рассказать этот кинжал. О боевых заслугах, восхваляемых народом. Тогда у него была жизнь, которая кипела и бурлила водоворотом страстей.

Сейчас же он позабыт и покрыт ржавчиной и пылью, как часть интерьера, если выражаться тактично. По сути же, он просто ненужный хлам.

Так автор ассоциирует себя с этим кинжалом. Поэт забыт. Забыты его прошлые победы и признания общества. Он страдает т творческого кризиса, ненужности. Его больше не слышат. Да и не хотят.

Общество его не воспринимает. В него бросают камнями, называя сумасшедшим, выслушав проповеди нищего поэта, видящего насквозь все низменные пороки общества.

Некогда, гремевший на всю страну, талантливый, подающий надежды поэт, сейчас вынужден бежать в пустыню, прикрываясь нищенскими лохмотьями, от грязи пороков людей в пустыню. Он больше не может выносить свой дар, за который платит такую большую цену. Не может быть посмешищем для общественного мнения, даже осознавая всю его порочность и испорченность.

Образ поэта в творчестве Михаила Юрьевича, как противопоставление общественному мнению, толпе. Поэтому его поэт всегда одинок и грустен, не нужен этому заблудшему миру, которому и так хорошо живется в своих грехах, позволяя себе н отвечать ни за что. А всю вину можно свалить на одного изгоя, который думает никак все, говорит никак все и не может жить как все остальные, обманывая себя, предавая собственные идеалы и принципы.

Также читают:

Картинка к сочинению Поэт-пророк в творчестве Лермонтова

Популярные сегодня темы

Дружба – отношения, построенные на бескорыстных мотивах и взаимной любви, основываются на общих увлечениях и взглядах на жизнь. Дружба – это то, что помогает выжить в непростых условиях жизни.

В произведении Тарас Бульба предстает как мужественный, храбрый мудрый воин. Тарас является главой казачьего войска. Он суровый, умный и готовый отдать свою жизнь за Родину.

Вопрос о том, каким должен быть поэт, какова его роль в обществе, каковы задачи поэзии, всегда волновал и волнует представителей искусства. Поэтому тема назначения поэта — центральная тема поэзии XIX века.

Во всём, о чём бы ни писали поэты, скрывался передовой человек времени, сказывалось не примирение с действительностью, а активная воля и стремление к уничтожению всего, что теснило, подавляло, калечило народ и жизнь личности.

А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, как представители передовых кругов русского общества XIX века, возглавили дальнейшее движение литературы вперёд, определили её последующее развитие.
По-своему решает тему поэта и поэзии М.Ю. Лермонтов. Подхватив эстафету своего предшественника, он создал более широкий и сложный образ поэта. Сложность эта объясняется теми условиями жизни, которые были связаны с последствиями разгрома декабристов.

Уже в юности Лермонтов имеет ясный и определенный взгляд на то, что должен воспевать в своем творчестве настоящий поэт. Он хотел, чтобы поэзия звала людей активно любить родину и свободу. Об этом он говорит в своем стихотворении “О, полно извинять разврат”, посвященном Пушкину: поэт должен воспевать свободу и не склоняться ни перед кем. Поэт – это человек, одаренный “высокой мыслью и душой”, ни перед кем не склоняющий “гордого чела”, ничего не страшащийся. Однако в современной действительности Лермонтов почти не видел таких поэтов. Острая и меткая характеристика литературы тех лет дается поэтом в стихотворении “Журналист, читатель и писатель”. В связи с политической реакцией в 30-е годы XIX века значительная часть русских литераторов стремилась уйти от острых вопросов жизни, старалась замкнуться в кругу мелких интересов, ограничиться незначительными безопасными темами. Такими писателями литература превращалась в развлечение.

Среди различных впечатлений,
На мелочь душу разменяв,
Он гибнет жертвой общих мнений.

Такое положение тревожило Лермонтова, и он задавался вопросом:

Когда же на Руси бесплодной,
Расставшись с ложной мишурой,
Мысль обретет язык простой
И страсти голос благородный?

В 1837 году после безвременной гибели Пушкина прозвучал “голос страсти благородной” Лермонтова. Он создал стихотворение “Смерть поэта”. Его волновали противоположные чувства: любовь и ненависть, скорбь и гнев, восхищение и презрение. Для него Пушкин – идеал поэта и человека, увенчанный при жизни “торжественным венком” славы. Он “дивный гений” с “чудной силой” таланта и “чудными песнями”. Особенно восхищает Лермонтова его “свободный, смелый” поэтический дар. Лермонтов восторженно относится к поэту и глубоко скорбит о его гибели, в ней он обвиняет “жадную толпу, стоящую у трона”. Он бичует “завистливый и душный свет”, “палачей свободы* и считает, что смерть Пушкина должна быть отомщена:

И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Это обличительное гневное стихотворение быстро разошлось по всей стране и прославило имя автора, утвердив его как поэта.

История русской поэзии, пожалуй, еще не знала стихов подобной силы, с таким обнаженным политическим смыслом и, главное, со столь открыто названным адресом. Эпитетами “праведная кровь”, “вольное сердце”, “гордая голова”, “свободный, смелый дар”, “завистливый, душный свет”, “черная кровь”, “жадная толпа”, “ничтожные клеветники” Лермонтов выражает свое отношение к свету и Пушкину, активно направляя и чувства писателя, раскрывает трагедию одиночества поэта, живущего в таком обществе. Написав это стихотворение, Лермонтов заявил о себе не только как о поэтическом наследнике Пушкина, но и как о преемнике его вольнолюбия. Судьба Пушкина стала его судьбой.

В 1841 году Лермонтов написал стихотворение “Пророк”. Как и Пушкин, автор называет поэта пророком, роль которого заключается в том, чтобы “глаголом жечь сердца людей”. Пушкин в стихотворении “Пророк” показал поэта до того, как он приступил к высокому служению. Лермонтов в своем одноименном стихотворении изображает судьбу поэта, осмеянного людьми за свою проповедь. У Лермонтова это трагическое осмысление темы. В стихотворении пророк сам говорит о своей судьбе. Пророк-поэт, наделенный даром всеведения, научился читать “в очах людей” “страницы злобы и порока”.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья, –
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

То есть его проповедь и правда вызвала в людях озлобление, и пророк оставляет города, бежит в пустыню, где общение с природой приносит ему нравственное удовлетворение.

И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Лермонтов обвиняет общество в том, что оно презирает истинную поэзию. Белинский относил это стихотворение к лучшим созданиям поэта: “Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России”.

Молодой Лермонтов-романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника. Поэт живет своими мечтами, своими страданиями, которые не доступны “толпе”. В зрелый период творчества Лермонтов видит в поэте не одинокого провидца, глашатая “истин вековых”, а народного трибуна. Образ такого поэта, пророка и гражданина нарисован в стихотворении “Поэт”. Стихотворение построено на развернутом сравнении поэта и кинжала. В первых шести строфах автор рассказал историю кинжала, а в последующих пяти – высказал свой взгляд на поэзию и ее отношение к жизни. Главный смысл истории кинжала – показ бесславности судьбы оружия, ставшего золотой игрушкой. Поэт вспоминает о боевой службе кинжала. Он служит много лет наезднику, “не по одной груди провел он страшный след и не одну порвал кольчугу”. Но погиб его господин, и кинжал “свое утратил назначенье”. Его продали купцу-армянину, и кинжал, отделанный золотом, превратился в блестящее безвредное украшение. То, что случилось с кинжалом, напоминает Лермонтову судьбу поэта. В прошлом судьба поэта была высокой и почетной. Поэт служил людям:

Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.

Размышляя о роли и назначении поэзии, Лермонтов создает величественный образ поэта. Истинный поэт всегда связан с людьми, его поэзия всегда необходима. Используя глаголы-сказуемые (воспламенял, носился, звучал и др.), Лермонтов подчеркнул высокую роль поэзии. Однако истинные поэты не признаны в “ветхом мире”, их “простой и гордый язык” не нужен там, где тешатся “блестками и обманами”. В последней строфе образ поэзии и образ кинжала сливаются:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда, на голос мщенья,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презрения.

Продолжив лучшие традиции Пушкина и декабристов в понимании места поэзии в жизни общества, Лермонтов внес и новое, свое понимание поэзии, утверждая представление о ней как об остром боевом оружии.

В лирике Лермонтова выражен протест против рабства, против всеобщей приниженности и подавленности. Личная судьба поэта и общественно-политическая обстановка эпохи наложили отпечаток на его творчество. Неудовлетворённость жизнью носит у Лермонтова активный характер. Стихи для него — орудие борьбы, а литература – могучее средство воздействия на читателей.

Читайте также: