Написать сочинение петр i и карл xii в поэме полтава

Обновлено: 02.07.2024

Вариант 2

Петр 1 думал, что они с Карлом 12 сильно отличается характерами, но на самом деле у них было много похожего в судьбах.

Петру 1 и Карлу 12 не дали должного воспитания и образования, хотя образование Карла 12 было более основательное. Петр 1, пока его не выкинуло из кремля, получил только церковно-славянское образование под начальством дьякона Никиты. Все науки, которые Карл 12 изучал с опытными учителями, Петр 1 познавал самостоятельно. Охотой ко всем учениям русский царь превосходил Карла 12. Шведский король в военных играх видел способ удовлетворить своё честолюбие, а русский правитель подходил к военному делу как к средству решения важных государственных задач.

Карл 12 был рано вырван из детства вследствие потери родителей, а Петр в связи с дворцовым переворотом. Карл успел за все свое детство усвоить традиции шведской системы правления, однако Петр начал нарушать от традиции правления. Наклонности русского правителя в юности были направлены в одну сторону. Шведский король пренебрёг общественными нуждами ради собственных “хотений”, русский царь отдал всю свою жизнь на служение государству.

Оба государя стали правителями в очень раннем возрасте, однако не стали игрушками в руках политических партий и влиятельных фамилий. После восстания стрельцов царь долго боялся покидать страну на долгое время, но Шведский король мог не посещать свою страну до 15 лет, не боясь будущего своей короны. Однако два этих деятеля были вечными гостями, как в своих странах, так и в соседних странах.

Им обоим была свойственна склонность к долгому правлению. Они думали, что могут свободно распоряжаться имуществом своих подданных. Петр 1 легко становился яростным. Карл и Петр жестоко наказывали тех, кто пытался скинуть их с трона. Однако Петр прислушивался к советам и мог изменить свое решение, если оно вредно для государства.

Петр 1 и Карл 12 были сложного характера и заклятыми врагами церемоний, которые происходили при дворе. Они терялись в торжественной обстановке, становились красными и потели. Ни тот, ни другой не умели правильно себя вести в приличном круге людей и очень любили свободу в беседе.

Северная война создала и укрепила характер, как Карла, так и Петра, сделала их характеры односторонними, но не прямыми. Эта война сделала из этих двух правителей героев, было всего одно различие, важность Петра не доказывалась на войне и не могла быть потревожено в сражениях.

Петр 1 и Карл 12 в поэме Полтава

Несколько интересных сочинений

Знаменитое произведение Идиот Федора Михайловича Достоевского известно всем. Особенно мы уделяем внимание главной женской роли Натальи Филипповне. Это тот образ, эта женщина, вокруг которой проходят все сюжетные линии рассказа.

Цитаты по персонажам произведения Горе от ума

Идеальных людей в нашем мире не существует. Так или иначе, у каждого из нас есть свои минусы и плюсы. Положительные и отрицательные качества личности, ведь человек многогранен

Рассказчик – человек, который нам и поведал эти замечательные истории. Рассказчик очень мягкий, скромный, очень доброжелательный человек, любящий красоту природы

А. С. Пушкин ценит Петра I за его умение принять верное решение В 1828 году А. С. Пушкин написал поэму “Полтава”, в которой вместе с любовным, романтическим сюжетом вывел историческую сюжетную линию, связанную с социально-политическими проблемами России Петровского времени. В произведении появляются исторические деятели того времени: Петр I, Карл XII, Кочубей, Мазепа. Каждого из этих героев поэт характеризует как самостоятельную личность.

А. С. Пушкина в первую очередь интересует поведение героев во время переломного для России

Сопоставляя двух главных участников Полтавского сражения Петра I и Карла XII, поэт особое внимание уделяет той роли, которую сыграли в битве два великих полководца. Облик русского царя перед решающим сражением прекрасен, он весь в движении, в ощущении предстоящего события, он – само действие:

…Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

Своим личным примером Петр воодушевляет русских солдат, он чувствует свою причастность к общему делу, поэтому при характеристике героя А. С. Пушкин использует глаголы движения:

Могущ и радостен, как бой.

Он поле пожирал очами…

Полную противоположность Петру представляет шведский король – Карл XII, изображающий лишь подобие полководца:

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, Карл явился.

Все поведение шведского короля говорит о его недоумении, смущении перед боем, Карл не верит в победу, не верит в силу примера:

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки.

Итог сражения предрешен поведением полководцев. Описывая в поэме “Полтава” двух военачальников, А. С. Пушкин характеризует два типа полководцев: флегматичного, заботящегося только о собственной выгоде шведского короля – Карла XII и самого главного участника событий, готового к решающей схватке, а впоследствии и основного победителя Полтавского сражения – русского царя Петра Первого. Здесь А. С. Пушкин ценит Петра I за его военные победы, за его умение принять единственно верное решение в трудный для России момент.

Образы двух императоров в поэме “Полтава” противопоставлены друг другу. Петр с Карлом уже встречались:

Суровый был в науке славы

Ей дан учитель: не один

Урок нежданный и кровавый

Задал ей шведский паладин.

Но все изменилось, и с тревогой и злобой видит перед собой Карл XII

Уж не расстроенные тучи

Несчастных нарвских беглецов,

А нить полков блестящих, стройных,

Послушных, быстрых и спокойных.

Кроме автора, обоих императоров характеризует Мазепа, причем если А. С. Пушкин описывает Петра и Карла во время и после боя, то Мазепа вспоминает их прошлое и пророчит их будущее. Петру, чтобы не нажить себе врага, не надо было унижать его достоинство, дергая Мазепу за усы. Карла Мазепа называет “мальчиком бойким и отважным”, перечисляет общеизвестные факты из жизни шведского императора, и все же “не ему вести борьбу с самодержавным великаном”. “Самодержавный великан” – Петр, ведущий в бой русские войска. Характеристика, выданная Карлу Мазепой, больше подошла бы юноше, чем именитому полководцу: “Он слеп, упрям, нетерпелив, // И легкомыслен, и кичлив…”, “воинственный бродяга”.

Главная же ошибка шведского императора, с точки зрения Мазепы, в том, что он недооценивает противника, “силы новые врага успехом прошлым только мерит”.

Пушкинский Карл еще “могучий”, “отважный”, но вот “грянул бой”, и два великана столкнулись. Петр выходит из шатра “толпой любимцев окруженный”, его голос звучен.

Портрет, данный автором русскому императору, похож на все его живописные и скульптурные изображения. В поэме как бы воссоздается, оживает символ Петербурга, скульптура Фальконе:

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

Идет. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могущим седоком.

Как непохоже на героический портрет Петра перед боем описание Карла.

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, Карл явился.

Вожди героя шли за ним.

Он в думу тихо погрузился.

Смущенный взор изобразил

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье…

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки.

Только последние две строчки, ломая картину, ритм, говорят о том, насколько опасен и непредсказуем этот человек, сколько силы и угрозы скрыто в Карле. Петр могуч и радостен, Карл бледен и недвижим, но оба в предчувствии схватки. Рядом с русским императором “птенцы гнезда Петрова”, со шведским – “вожди героя”. На время боя все перемешалось: “швед, русский – колет, рубит, режет”.

Вожди, так по-разному начинавшие сражение, в пылу боя ведут себя одинаково: “Среди тревоги и волненья // На битву взором вдохновенья // Вожди спокойные глядят, // Движенья ратные следят…”. Но уже близок миг победы, и шведы сломлены.

Пирует Петр. И горд, и ясен

И славы полон взор его.

И царской пир его прекрасен.

При кликах войска своего,

В шатре своем он угощает

Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих

Заздравный кубок подымает.

Одним из учителей Петра был Карл XII. Где же он? Как реагирует учитель, побежденный своим учеником?

Опасность близкая и злоба

Даруют силу королю.

Он рану тяжкую свою

Забыл. Поникнув головою,

Он скачет, русскими гоним…

“Прошло сто лет”, но помнят ли об этих сильных и гордых мужах? “В гражданстве северной державы, // В ее воинственной судьбе, //…ты воздвиг, герой Полтавы, // Огромный памятник себе”. А Карл?

Три углубленные в земле

И мхом поросшие ступени

Гласят о шведском короле.

О славе и поражении могли бы многое рассказать герои Нарвы и Полтавы, расскажут поэты, прочтут и запомнят многие поколения читателей.

Сочинение — Петр 1 и Карл 12 в поэме Полтава. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Вариант 2

Петр 1 думал, что они с Карлом 12 сильно отличается характерами, но на самом деле у них было много похожего в судьбах.

Петру 1 и Карлу 12 не дали должного воспитания и образования, хотя образование Карла 12 было более основательное. Петр 1, пока его не выкинуло из кремля, получил только церковно-славянское образование под начальством дьякона Никиты. Все науки, которые Карл 12 изучал с опытными учителями, Петр 1 познавал самостоятельно. Охотой ко всем учениям русский царь превосходил Карла 12. Шведский король в военных играх видел способ удовлетворить своё честолюбие, а русский правитель подходил к военному делу как к средству решения важных государственных задач.

Карл 12 был рано вырван из детства вследствие потери родителей, а Петр в связи с дворцовым переворотом. Карл успел за все свое детство усвоить традиции шведской системы правления, однако Петр начал нарушать от традиции правления. Наклонности русского правителя в юности были направлены в одну сторону. Шведский король пренебрёг общественными нуждами ради собственных “хотений”, русский царь отдал всю свою жизнь на служение государству.

Оба государя стали правителями в очень раннем возрасте, однако не стали игрушками в руках политических партий и влиятельных фамилий. После восстания стрельцов царь долго боялся покидать страну на долгое время, но Шведский король мог не посещать свою страну до 15 лет, не боясь будущего своей короны. Однако два этих деятеля были вечными гостями, как в своих странах, так и в соседних странах.

Им обоим была свойственна склонность к долгому правлению. Они думали, что могут свободно распоряжаться имуществом своих подданных. Петр 1 легко становился яростным. Карл и Петр жестоко наказывали тех, кто пытался скинуть их с трона. Однако Петр прислушивался к советам и мог изменить свое решение, если оно вредно для государства.

Петр 1 и Карл 12 были сложного характера и заклятыми врагами церемоний, которые происходили при дворе. Они терялись в торжественной обстановке, становились красными и потели. Ни тот, ни другой не умели правильно себя вести в приличном круге людей и очень любили свободу в беседе.

Северная война создала и укрепила характер, как Карла, так и Петра, сделала их характеры односторонними, но не прямыми. Эта война сделала из этих двух правителей героев, было всего одно различие, важность Петра не доказывалась на войне и не могла быть потревожено в сражениях.

События Отечественной войны, недавно закончившейся великой победой над Наполеоном, заставляли Пушкина напряженно думать об исторической судьбе России и её великом реформаторе — Петре I. Эпоха Петра осталась в далёком прошлом и, по мнению поэта, была незаслуженно предана забвению. Пушкин пытается воскресить её в поэме "Полтава", проникнутой гордостью за Отечество.


Также Пётр изображен радостным и могучим.

Карл же — полная противоположность русскому царю. Поэт описал его так: "В качалке, бледен, недвижим, страдая раной, Карл явился". Становится понятно, что с таким измождённым военачальником у шведов вряд ли получится выиграть битву.

Говоря о характерах двух полководцев, Пушкин вновь на стороне Петра I. Он показывает государя серьёзным, настроенным на битву: "Лик его ужасен. И он промчался пред полками, могуч и радостен, как бой". В самом конце поэмы он показан ещё и благородным, поскольку пирует не только со своими, но и с пленными шведскими генералами.

Характер шведского короля по ходу сюжета поэмы изменчив. Сначала он показан нерешительным и отважным: "Отважный Карл скользил над бездной, он шёл на древнюю Москву". Но потом отвага сменилась задумчивостью ("Он в думу тихо погрузился, смущенный взор изобразил"), а затем Карл вообще бежал с поля боя вместе с Мазепой.

Также, стоит упомянуть о поведении Петра и Карла во время битвы. Пётр перед решающим сражением проезжает на коне мимо войск и поднимает их на бой, а Карла просто проносят на качалке перед войсками, и он поднимает их на битву лишь слабым манием руки.

Таким образом, через образ Петра I Пушкин показывает всю мощь, силу, мужество и смекалку не только самого царя, но и всего русского народа, который смог победить как в Полтавской битве, так и в Северной войне.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: