Мое любимое стихотворение тютчева сочинение восприятие истолкование оценка

Обновлено: 02.07.2024

Восприятие художественного произведения — процесс, включающий в себя множество составляющих. Это восприятие и содержания, и формы, и основных идей, и композиционных особенностей, восприятие и образа автора, и тонкостей использования автором различных тропов. Предложим такое сравнение: фотоаппарат с пластиковой оптикой никогда не запечатлеет тех деталей, которые сможет запечатлеть аппарат с оптикой зеркальной; первый даже исказит линию горизонта и “размоет” предметы в углах кадра. Качество сочинения по стихотворению зависит от уровня развития восприятия у ученика: от примитивного уровня “нравится — не нравится” до различения тончайших оттенков смысла и особенностей использования аллитерации.

Кроме того, восприятие личностно, эмоционально вызывает в сознании ассоциативные ряды, образы, обусловленные жизненным опытом человека. Истолкование также подразумевает индивидуальный, особенный взгляд ученика на стихотворение. От школьников нельзя требовать того, чтобы они оценили произведение объективно в контексте всего творчества конкретного поэта и поэтов его поколения. Следовательно, можно говорить только о субъективной оценке произведения. В этих сочинениях может быть достаточно свободная композиция. Всё это надо учитывать педагогам при оценке экзаменационных работ.

Добавим, что сочинения по восприятию, истолкованию и оценке поэтического текста невозможно списать с недобросовестно составленных сборников, нельзя отделаться общими фразами.

Браться за подобные темы мы посоветуем ученикам с хорошо развитым восприятием поэтического текста и твёрдым знанием теоретических сведений о поэзии, включённых в школьную программу.

Тема 86.

Стихотворение написано в 1830 году. Его можно отнести к философской лирике Тютчева. Тема — соотношение чувства как проявления стихии и слова как проявления разума, логики, которая разрушает первозданность чувств. Чувства, жизнь сердца — природные источники, родники, ключи, чистые, бьющие из глубины стихийной сущности человека. Душа человека питается чувствами, как земля питается родниками. Пытаясь высказать, облечь чувства в слова, мы “взрываем” эти ключи, “возмущаем” их чистоту. “Мысль изречённая”, то есть логическое определение чувства, которое способен дать только человек, не может точно отражать сущность и содержание самого этого чувства.

Чувство и слово — это диалектически взаимосвязанная пара: человек, развивая мысль, тем самым развивает, утончает и чувства; развивая способность ощущать, отличать одно чувство от другого, человек оттачивает логику и умение формулировать мысли. Подходя к вопросу с точки зрения психологии, мы можем сказать, что призвать к молчанию, к тому, чтобы “лишь жить в самом себе”, может только человек, обладающий глубоко развитыми чувствами, точным ощущением слова и глубоко дифференцированным сознанием, способный уловить и выделить те точки, в которых чувство и слово расходятся. Для человека с неразвитым сознанием сама постановка такого вопроса была бы невозможна.

Итак, человек, ощущающий различие между чувством и его выражением в слове, не просто осознаёт его, но и страдает от этого. В результате — призыв погрузиться в созерцание своих “таинственно-волшебных дум”. Но надо понимать, что это погружение будет кардинально отличаться от состояния человека с недифференцированным мышлением и не сможет стать постоянным.

Отметим в стихотворении скрытую метафору: чувственная, стихийная жизнь человека — ночь, где светят мечты-звёзды; мир слова, логики — день с его “наружным шумом”. Можно также поразмышлять о том, почему автор подобрал стихотворению название из латыни.

Стихотворение это, как правило, дети знают уже в начальной школе, но это не значит, что написать по нему сочинение будет легко. Оно относится к лирике природы и написано на одном дыхании уже зрелым поэтом в 1857 году. Здесь нужно говорить и о реалистической точности воссоздания картины увядающей природы, и о настроении нежной грусти и торжественности, и о неспешности и естественности поэтической строки (что отражается в обилии пиррихиев и в различном количестве стоп в ямбическом стихе).

Возможен лексический анализ (устаревшие слова, старославянизмы), анализ средств выразительности — метафор, эпитетов, олицетворений, аллитерации, можно подчеркнуть отсутствие инверсии (создающее впечатление естественной речи). Обязательно — о поэтическом размере, способе рифмовки, особенностях рифмы (бедная — богатая, мужская — женская).

Тема 87.

В самом стихотворении развивается известная ещё с древних времён метафора: молодость человека — весна, зрелость — лето, старость — осень. Мысль и чувство выражены так ясно, так гармонично и полно, что словно сами собой приходят богатые рифмы, становится мелодичным излюбленный поэтом ямб, легко встают на место скромные, но единственно точные эпитеты.

Среди современников Тютчева стихотворение не получило широкой известности. Настоящей оценкой этому произведению стала бесспорная популярность романса, который был впервые исполнен И.С. Козловским и сразу же покорил сердца слушателей.

Тема 88.

“Мысль Тютчева… всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы…” (И.С. Тургенев).

В размышлениях на эту тему необходимо будет обратиться к лирике природы и к философской лирике Тютчева. В первой, как правило, образно описывая состояние природы, автор выходит на философское обобщение; во второй от мысли (тезиса) через образный ряд движется к доказательству. Однако такое деление достаточно условно: мысль и образы переплетаются, практически сливаясь.

Ученики будут работать с теми стихотворениями, которые им известны (в каждой из программ стихи разные). Важно в каждом из них чётко выделить мысль, описать образы (из какого мира: “мира души или природы”?), желательно обозначить “точку слияния”.

Подходим к выводу: слияние мысли с образами, взятыми “из мира души или природы”, свидетельствует о том, что поэт ощущает мир как единое целое, как живое, мыслящее существо, одно из проявлений которого — человек.

Тема 89.

В чём трагизм мировосприятия лирического героя поэзии Ф.И. Тютчева?

Поэзию Тютчева можно разделить на три части: это лирика природы, философская и любовная лирика. В лирике, безусловно, отражается мировосприятие автора. Но тезис о том, что мировосприятие лирического героя поэзии Тютчева трагично, не безусловен. В лирике природы мы видим гармоничность и цельность мировосприятия, ощущение космичности жизни, взаимосвязи человека и природы.

Философская лирика показывает нам глубокие проблемы бытия. Тютчев осмысливает роль человека в мироздании, его положение между Хаосом и Космосом, его поиски собственного “я”. Тютчев писал: “Я сознаю, как тщетны все отчаянные усилия нашей бедной мысли разобраться в том ужасном вихре, в котором погибает мир. Да, мир действительно рушится, и как не потеряться в этом страшном крушении?” Это высказывание характеризует Тютчева как глубокого мыслителя, который улавливает глобальные мировые процессы, но вряд ли даёт основание утверждать, что мировосприятие его лирического героя трагично.

Не думаю, что есть возможность компетентно доказать этот тезис, поэтому писать сочинение на эту тему не стоит.

Тема 90.

Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева.

Тема 91.

Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева.

Ученикам знакомы разные стихотворения Тютчева, посвященные любви, но в разных программах их перечень различен. Если школьник ориентируется в любовной лирике Тютчева, знаком с фактами биографии поэта, то ему стоит взяться за эту тему.

Каждый из нас хотя бы раз прочитал в своей жизни стихотворение Тютчева. И вряд ли к произведению поэта останется равнодушным. Все поэтические работы пронизаны свежестью и чистотой мыслей. Тютчев умело отражает в своих трудах самое простое необычным и красивым слогом, и оно представлено нам в другом мире. Именно Федор Иванович может дать в сравнение кроткую улыбку увяданья со стыдливостью страдания разумного существа, капли дождя со слезами человека.

Не может оставить равнодушным читателя в лирике Тютчева любовная тема. Ведь только в любви человек может полностью открыть свое сердце и обнажить душу. Сам поэт был счастлив. Он любил с самой ранней юности и до конца своих дней. Немало строк он посвятил Амалии Лерхенфельд. Но особенно нежно он выразил свои чувства в стихотворении, посвященном Е.А.Денисьевой. Его любовная лирика душевна и порой загадочна. Интересен тот момент, что Тютчев в своих произведениях пишет от имени женщины, от ее имени. И поэтому получаются очень трогательные работы.

Поэзия Федора Ивановича выражает сильное стремление к правде, показывая свое душевное состояние. Его стихи будут вечно в сердцах читателей.

Первый акт начинается с потасовки слуг, которые принадлежат к двум враждующим семьям — Монтекки и Капулетти. Неясно, что послужило причиной вражды, очевидно лишь, что она давняя и непримиримая, втягивающая в водоворот страстей и молодых, и старых. К слугам быстро присоединяются знатные представители двух домов, а затем и сами их главы. На залитой июльским солнцем площади закипает настоящий бой. Горожанам, уставшим от розни, с трудом удается разнять дерущихся. Наконец прибывает верховный правитель Вероны — князь, который приказывает прекратить столкновение под страхом смерти, и сердито удаляется.
Подробнее…

Анализ стихотворения Пастернака “Вакханалия”

О том, что мир деградирует и катится под откос, написано много всевозможных произведений, Однако Борису пастернаку удалось обрисовать эту проблему особенно живо и ярко в своем стихотворении “Вакханалия”, написанном в 1957 году. В разгар хрущевской “оттепели”, когда были развенчаны коммунистические идеалы, многие люди совсем по-другому взглянули на жизнь и попытались получить от нее максимум удовольствий. Постепенно страну охватила одна всеобщая вакханалия, движущей силой которой стала вседозволенность.

Сочинение Природа в “Мцыри”

Колоссальное и неописуемо большое значение в понятие и осознании образа одинокого, печально, но одновременно свободного и непоколебимого Мцыри играет романтический и нежный пейзаж, описанный в данном произведении. Каждый читатель не только проникается самим произведением, но и той природой которая описана автором в данном произведении. Сама по себе природа и весь пейзаж однозначно являются одним из наиболее важных и глубоких композиционных элементов художественного очерка в произведении.

Конечно сам по себе, как отдельный элемент он ценности то вообщем и не несет. Но стоит заметить, что пейзаж так же почти никогда не может быть просто объективно-реалистичным отображением природы. И тем более в данном произведении, которой автор постарался сделать романтическим, нежным, символичным и многогранным.

Тютчев — мой любимый поэт

Тютчев никогда не стремился к собиранию своих стихов в книги, к изданию этих книг. Два небольших сборника его стихов, вышедших при жизни поэта, были изданы, в сущности, без участия Тютчева, а по выходе оставили его равнодушным к известности или неизвестности…

Нам не дано предугадать. Как слово наше отзовется, И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать…

Пускай олимпийцы завистливым оком Глядят на борьбу непреклонных сердец. Кто, ратуя, пал, побежденный лишь Роком, Тот вырвал из рук их победный конец.

Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины, — И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены.

Следует заметить, что природа для Тютчева – не предмет холодных умозаключений, но драматическая смена живых состояний, которые едины с душевной жизнью человека. Поэт наделен неутомимой потребностью любить, поклоняться, верить, и атмосфера любви, любовной страсти, воспоминаний о пережитой любви овевает всю поэзию Тютчева.

Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь, — И то же в вас очарованье, И та ж в душе моей любовь.

О вещая душа моя! О сердце, полное тревоги, О как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия!

Тебе они готовят плен, Тебе пророчат посрамленье, — Ты – лучших, будущих времен Глагол, и жизнь, и просвещенье!

Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить.

Чудный день! Пройдут века — Так же будут, в вечном строе, Течь и искриться река И поля дышать на зное.

Материал создан: 26.07.2016

Любовь к Родине в творчестве Есенина

Произведения входящие в программу по русской литературе

Любовь в лирике Пушкина

Стихи Тютчева о любви сочинение

Так мило благодатна, Воздушна и светла Душе моей стократно Любовь твоя была…

О любви в произведениях Куприна и Бунина

Мое прочтение поэзии Тютчева (сочинение)

Поэзия Тютчева является величайшим достоянием русской классической литературы. В его лирике получили осмысление глобальные вопросы жизни и смерти, человеческого бытия, судьбы, тайны мироздания.

Основные темы в лирике Тютчева — человек и природа. Особенности изображения природы связаны с основной чертой творчества этого поэта в целом — философичностью.

Пейзажная лирика Тютчева проникнута чувством умиротворения, наслаждения красотой окружающего мира, гармонии с природой. Однако большую часть его стихотворений о природе следует отнести не к пейзажной, а к философской лирике. В ней изображение природы тесно связано с вопросами бытия (жизни и смерти), с размышлением о том, что такое судьба, Вселенная, каковы взаимоотношения между природой и человеком, родственна или враждебна она его душе. К осмыслению этих вопросов лирический герой подходит через познание того, что есть сама природа, разумна ли она или слепа и бессмысленна.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Природа в этом стихотворении предстаёт перед нами как живое, мыслящее существо: она чувствует, радуется и грустит.

Ущерб, изнеможенье — и на всём

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовём

Божественной стыдливостью страданья.

Для меня Ф.И. Тютчев — один из самых интересных и талантливых поэтов. В своём творчестве он размышляет над волнующими меня вопросами. Читая Тютчева, я погружаюсь вместе с лирическим героем в мир, полный раздумий, временами нахожу искомые ответы. Мне очень близко тютчевское восприятие природы, отношение поэта к ней и к миру в целом.

Среди наиболее талантливых и знаменитых поэтов XIX в. особое место принадлежит Федору Ивановичу Тютчеву. Тургенев так писал о нем в одном из журналов того времени: “О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии”.

Невзирая на то, что количество поэтических текстов у Тютчева относительно мало, качество их поражает своей глубиной, мудростью и красотой. Тютчева от всех прочих поэтов отличает присутствие философских размышлений в его произведениях: ему всегда хотелось понять окружающий мир, вникнуть

в его суть. Поэт, постоянно размышлявший над ценностями вечными, непреходящими, в реальной жизни жил ощущениями, которые ему дарила любовь к женщине…

Относясь к земным проблемам несколько отстранение и легкомысленно, Тютчев знал истинную цену повседневных душевных переживаний и метаний. Через многие его стихотворения “красной нитью” проскальзывает одна Пример сочинения, главная мысль которой заключается в словах: “Все проходит…”. Возможно, поэтому так много трагичных ноток в его стихотворениях.

Среди замечательных поэтических текстов Тютчева моим любимым является стихотворение

“. Не хотелось бы подробно анализировать этот текст, в него надо вникнуть, прочувствовать. Данное стихотворение было написано в 1851 г. , но более двадцати лет оставалось никому не известным. Стихотворение посвящено жене Федора Ивановича – Эрнестине Федоровне Тютчевой.

Но именно в это время в душе поэта зарождалась сильнейшая любовь к Елене Александровне Денисьевой.

Все стихотворение является свидетельством неукротимого желания, поиска земной благодати. Все эти потребности пробуждаются в тот момент, когда душа находит себя в “духовном обмороке”. Кажется, что внутренний мир Тютчева и его лирики таит в себе какое-то предчувствие, томится ожиданием… Мысли и сознание самого автора как бы мечутся меж двух огней.

С одной стороны: Мужайся, сердце, до конца: И нет в творении творца! И смысла нет в мольбе! И с другой: Пускай страдальческую грудь Волнуют страсти роковые – Душа готова, как Мария, К ногам Христа навек прильнуть.

Мир в поэзии Тютчева весь словно пропитан ощущением таинства жизни. Доступным становится и таинство веры. В стихотворении появляется конкретика, общение двух целостных личностей. Поэт делает акцент на полноту, искренность любви с Ее стороны и неспособность Его переживать так глубоко это чувство.

Лирический герой, которого мы воспринимаем, хотя и независим от “бессмертной пошлости людской”, но все же переполнен до краев своей души смирением и чувством вины. Иногда создается ощущение того, что “избыток” страсти земной для него является чрезмерным. Душа же женская похожа на живую жизнь природы.

В ней мы замечаем своеобразный “избыток” бытия: И мир, цветущий мир природы Избытком жизни упоен. Жизни некий преизбыток В знойном воздухе разлит. Очень близко с “избытком жизни” располагается “избыток упоенья”. “Поединок роковой” представляет собой и поединок мысли, и поединок внутренний, который пребывает в философском сознании.

Тютчевский текст 1851 г. , по мнению большинства критиков, словно сближает две плоскости бытия: религиозно-церковную, христианскую и мирскую, земную: Но если бы душа могла Здесь, на земле, найти успокоенье, Мне благодатью ты б была – Ты, ты, мое земное провиденье! Критиками также замечено, что образ жены поэта, ее мир соотнесены с тем образом пленительного земного бытия, олицетворением которого была Е.

А. Денисьева. А это уже другая ипостась, которая ассоциировалась с мерой и “успокоеньем”… Сам язык тютчевской поэзии настраивает на более глубокое и вдумчивое восприятие ею стихотворений.

Только отстранившись от сиюминутных проблем и забот, можно понять стихи Тютчева, и тогда надобность в глубоком и тщательном анализировании отпадет сама собой, оставив лишь место звукам сердца!

Человек и Вселенная, смысл жизни, взаимоотношения человека и природы, хаос и Космос, жизнь, любовь. Вечные темы, волновавшие писателей и поэтов во все времена. Волновали они и Ф.И. Тютчева. Но образы, которые выбирал поэт для воплощения своих мыслей, стиль изложения, глубина и значительность смысла, вкладываемого им в каждую строку, отличают его от всех других авторов. Многие стихотворения Тютчева — это минутные впечатления. В мгновенных ощущениях он старался выразить всего себя, свои мысли и чувства, свои переживания и тревоги, свое восприятие мира, которое часто строится на параллелях, сравнениях жизни человека и мира природы.

Очарование русской природы вошло в сердце поэта еще в юные, годы, когда он жил в своем родовом имении — селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Позже это чувство укрепилось, когда молодой дипломат приезжал из чинного Мюнхена в Россию, когда он окончательно вернулся на родину. Природа навсегда вошла в поэзию Тютчева и стала основным объектом его воспроизведения. Он не уставал любоваться лесом в осеннюю непогоду или ширью нолей, встречающих раннюю весну.

В русской лирике трудно найти художника, в творчестве которого мир природы занимал бы такое значительное место, но в своих стихах Тютчев стремился не столько к изображению пейзажа, сколько выражал свое переживание в связи с ним, свое неравнодушное отношение к нему. Он постоянно переосмыслял увиденные картины природы.

Произведения Тютчева отличаются особой глубиной, неповторимыми интонациями и оттенками чувств. У него редки зорко увиденные тонкие пейзажные детали вроде "паутины тонкого волоса", который "блестит на праздной борозде", — поэтической подробности, восхищавшей Л.Н. Толстого, но всегда присутствует "осердеченная" мысль, глубокая и сильная.

Одна из таких глубоких и сильных мыслей — суждение о хаосе, заключенном в природе. Этот хаос предстает перед взглядом поэта в виде непостижимой тайны и обнаруживается в бурных природных стихиях.

Например, в раннем стихотворении "О чем ты воешь, ветр ночной. " поэт, вслушиваясь в звуки этой стихии, стремится разгадать тайну, скрытую в хаосе природного мира:

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно?

Что значит странный голос твой:

То глухо жалобный, то шумный?

Поэт хочет слиться со "страшными песнями", с тем "беспредельным", что в них ощущается, хочет познать "древний хаос", и в то же время ночное завывание пугает его, обнаруживая страшные силы и бездны:

О! бурь заснувших не буди —

Под ними хаос шевелится.

От этого неистового ветра, воющего ночью, и в человеческой душе рождается подобная буря, хаос, мятежные мысли и страсти.

Все в этом стихотворении соткано из противоречий. Голос ветра "странный", но говорит "понятным сердцу языком"; песни его "страшны", но повесть его "любимая"; хаос ужасен, но он же и "родимый". Но такие противоречия — характерная черта поэзии Тютчева — художественно оправданны: навстречу "ночному ветру" рвется родственная ему "ночная душа" человека.

Поэт обращается к "беспредельному", возвышенному в природе, и язык стихотворения обретает высокое звучание: появляются книжные слова— "хаос", "ветр", "сетуешь", становятся частыми повторы. Эмоциональный подъем отражается в употреблении междометия "о" вопросов, восклицаний, повторяющихся союзов, недоговоренностей.

Тютчеву удается мастерски соединить сжатость своих стихотворений и силу чувства, которая мгновенно охватывает каждого, кто прочитает его строки. Вероятно, в этом и заключается особенность мироощущения автора, который не просто писал стихи, он мыслил поэтическим языком. И поэтому его мысли выливались в такие стройные мелодичные строки:

Святая ночь на небосклон взошла,

И день отрадный, день любезный,

Как золотой покров, она свила,

Покров, накинутый над бездной.

Не случайно, говоря о поэзии Тютчева, И.С. Тургенев отмечал "неподдельность его вдохновения", "поэтическое дуновение, которым веет от его страниц".

В природе Тютчева привлекает ее постоянное обновление. Он способен искренне радоваться появлению на кустах и деревьях первых листочков, освещенных лучами солнца, чувствовать, как весною "воздух дышит", слышать, как ветер "в поле стебль колышет" и "елей ветви шевелит". Ярким выражением обновления жизни представляется поэту гроза, когда свет сменяется тьмой, сверканиями молний и потом снова светом, когда жар чередуется со свежестью, а тишина с громовыми раскатами.

Природная стихия в стихотворении "Весенняя гроза" представлена во всей ее слуховой, осязательной и зрительной ощутимости. Мы видим, как "повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит", осязаем брызнувший дождик и летящую пыль; слышим "шум нагорный" молодых раскатов, птичий не умолкающий "гам лесной".

Яркие образы в стихотворениях поэта не только сверкают и блестят, они словно поют, проникая не столько словами, сколько настоящей музыкой в наши сердца:

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя.

Грохочет в небе голубом.

Все фонетические средства языка поэт подчиняет передаче музыки майской грозы: повторяется слог "гро-": грозу, гром, грохочет; рокочет звук "р": первый, резвяся, играя; шумит громкое "г", эхом отдаются певучие "о" и "а", которые, по наблюдению поэта Вс. А. Рождественского, передают чувство простора и легкости. Перед нами не просто картина грозы, восхитившая и поразившая тонкую душу, — это передача радостного обновления в природе, победное утверждение весны, торжество молодости и красоты.

Всю свою жизнь поэт не переставал восхищаться окружающей красотой и стремился передать все величие, все великолепие окружающего мира, донести эту красоту до читателей с помощью неповторимых интонаций, мелодичных, поющих и звенящих звуков, тонов и полутонов. Тютчев любил весну — как выражение красоты и полноты жизни, как торжество нового, сильного, светлого. Такой же идеей пробуждения и обновления в природе пронизано и с детства знакомое нам стихотворение — "Весенние воды" (Весна идет, весна идет. ), при чтении которого мы невольно проникаемся теми же чувствами, которые испытывает автор.

Тютчев не дает полного и точного описания событий и явлений. Он лишь наводит нас на определенное восприятие происходящего. Его стихотворения заставляют не только задумываться, размышлять, но и чувствовать, переживать, ощущать, погружаясь в волшебный мир звуков, запахов, красок и эмоций. Тонким переплетением образов, намеков, интонаций Тютчев как талантливый художник слова вводит нас в особый мир скрытого, незримого внутреннего понимания сути. Именно это плавное, незаметное погружение читателя в глубины мира, глубины явлений, иногда даже — самого себя и является одной из важнейших черт поэзии Тютчева. Вслушаемся в чудесные строки стихотворения "Утро в горах":

Лазурь небесная смеется,

Ночной омытая грозой,

И между гор росисто вьется

Долина светлой полосой.

Лишь высших гор до половины

Туманы покрывают скат,

Как бы воздушные руины

Волшебством созданных палат.

Как тонко подобраны здесь слова, характеристики, как умело с помощью лишь нескольких штрихов поэт погружает нас в необъятные просторы горных долин и в глубину небесной лазури.

Но стихотворения Тютчева о природе не всегда несут в себе легкий восторг, веселье, беззаботность и умиротворенность. Творчество поэта вобрало в себя глубокие философские рассуждения о сущности человека, о смысле жизни, о таинстве мира, Вселенной. И часто чувство тревоги, тоски, страха перед неизвестностью врывается в произведения поэта совершенно иными интонациями, как, например, в стихотворении "День и ночь":

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами —

Вот отчего нам ночь страшна.

Трагическое мироощущение так же характерно для Тютчева, как и упоение жаждой жизни. И это сближает его творчество с творчеством великих композиторов, которые могли в одном произведении отразить и радость весенней капели, и тревоги предчувствия и ожидания чего-то страшного, неотвратимого.

Эмоциональный мир лирики природы Тютчева так же богат, разнообразен и насыщен, как сама душа человека. Природа близка и родственна человеку потому, что она и сама одухотворена: она для поэта чувствующее и мыслящее существо, способное не только рождаться, обновляться и умирать, но и переживать, говорить, кричать, негодовать, смеяться и восторгаться. Этому посвящено стихотворение "Не то, что мните вы, природа. ", в котором поэт говорит о полноте бытия в природном мире и богатстве переживаний этого бытия:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Тютчев вступает в полемику со скептиками, которые не признают этой полноты природной жизни. А поэт, в отличие от них, способен не только любоваться природой, но и живо ощущать ее тайны, ее негодующие бури, ее демонические "жесты", голоса, "поступки", "чувства". За внешней назидательностью строк проступает глубокое поэтическое содержание. Художник видит лучи, проникающие в самую душу, ощущает цветение весны, созревание плода, слышит говор леса, беседу звезд, совещание грозы, неземные языки рек. Пантеизм Тютчева отражается во многих его произведениях о природе и оттого его природа так многоголоса, насыщена красками, звуками, благоуханиями.

Изображение природы неотделимо у Тютчева от философского размышления о ней. Миниатюра "Природа — сфинкс. И тем она сильней. " исполнена мудрого раздумья о сути природы: загадка она, сфинкс, губящий человека, или же "Загадки нет и не было у ней". В таинственности природы кроется ее поэтическая прелесть. Она и загадочна, и ясна в своей одушевленности, она хаотична и гармонична одновременно. Снова перед нами "осердеченная" мысль, глубокая и сильная, согретая чувством' любви. Прав был В. Брюсов, подметивший, что "любование многообразными проявлениями жизни природы" представляется Тютчеву "высшим блаженством, доступным человеку".

Читайте также: