Урок сочинение повествование 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

Уч. Темой сегодняшнего урока является “Повествование в рассказе”.

  • повторим, что такое “повествование”;
  • закрепим полученные знания, выполнив упражнение;
  • в ходе знакомства с новой темой, обратимся к параграфу 41;
  • выполним словарную работу;
  • отработаем полученные знания, выполнив упражнение и небольшой тест по типу ГИА часть А1-А3;
  • подведем итоги.

Уч. Ход урока ясен? Приступаем к работе.

Ход урока

III. Повторение

Уч. Повторим, что мы знаем о понятии “повествование”

Можно сделать много фотографий!

Уч. Докажем данные утверждения на примере текста. Работаем в паре.

(на каждой парте карточка с текстом)

Содержание текста карточки: Из-под бревен показалась полосатая мордочка барсука. Зверек долго осматривался по сторонам, принюхивался. Убедившись наконец, что поблизости нет никакой опасности, барсук вылез из-под бревна и суетливо забегал по полянке, словно отыскивая что-то. (Г. Скребицкий). (Русский язык. 6 класс. М. Разумовская)

Прочитайте текст каждый про себя

Докажем, что данный фрагмент носит повествовательный характер (лингвистический текст учащихся по таблице)

Работаем в паре, “делаем снимки”

  • 1 кадр – бревно, а из-под него мордочка барсука
  • 2 кадр - зверек мордочкой поворачивает (влево или вправо)
  • 3 кадр – зверек вылез из-под бревна
  • 4 кадр – барсук бегает по полянке

Уч. Перед нами был небольшой фрагмент из рассказа Георгия Скребицкого

А что такое рассказ?

Обратимся к учебнику: параграф 41, страница 210 (Русский язык. 6 класс. М. Разумовская)

Рассказ

Уч. Прочитаем определение понятию “рассказ”, данное в учебнике (чтение вслух учениками).

Рассказ – это один из жанров литературных произведений. В центре рассказа всегда лежит какой-то случай, событие. (Русский язык. 6 класс. М. Разумовская)

Словарная работа.

(приготовили тетради для работы, написали заголовок - “Композиция рассказа”)

Композиция рассказа

Композиция – (от лат. – сложение, состав) – построение произведения. (Русский язык. 6 класс. М. Разумовская)

  • Вступление – часть текста, помогающая.
  • Завязка –
  • Кульминация –
  • Развязка –
  • Заключение –

Уч. Используя полученные знания, выполним упражнение 475, задание №1, текст №1 (Русский язык. 6 класс. М. Разумовская).

Задание №1 выполним устно (читаем задание) (карандашом на полях определяем границы композиционных частей).

Дайте заглавие тексту, запишите в тетрадь, найдите в тексте выделенные предложения, выполните задания после текста (читаем задание).

Выполним задания А1-А3 по типу ГИА. (Задания составил учитель русского языка и литературы МОБУ “СОШ №8” г. Волхова Костина Н.Б.)

Задание к тексту упр. 475 (1 текст) (Русский язык. 6 класс. М. Разумовская)

А1-А3 по типу ГИА

(раздаются листки с напечатанными заданиями каждому, работа индивидуальная, листок подписать, на выполнение работы 5 минут)

  • он маленький и совсем не гордый
  • он боялся насмешек надменного красавца петуха Петьки
  • несмотря на свой небольшой рост, он был решительным и отважным
  • разлетелись клочьями в разные стороны
  • разбежались в разные стороны
  • поднявшись в воздух, полетели в разных направлениях
  • Куры разлетелись в разные стороны
  • Пес пустился наутек
  • Он очень надменный и терпеть не может соседских петухов

Уч. Сделаем вывод. Является ли фрагмент текста, над которым мы сейчас работали, рассказом?

IV. Подведение итогов работы учащихся на уроке

Д/з. Параграф 41, упражнение 473, задания 1, 2, 3 (Русский язык. 6 класс. М. Разумовская).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка (развития речи) в 6 классе. Тема. Сочинение-повествование (случай из жизни из животных).

Цель: развитие умений по применению знаний для составления текста-повествования

Деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности.

Содержательная цель: создание мотивации на успех каждого ребенка.

Предметные: составлять алгоритм или план выполнения задания, научиться со­ставлять текст-повествование по алгоритму вы­полнения задания

Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, развивать умение работать в паре,

владеть монологической и диалогической формами речи в соответ­ствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: развивать умение высказывать своё предположение на основе предыдущих знаний,

развивать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, прогнозировать предстоящую работу (составлять алгоритм/план), проектировать траектории раз­вития через включение в новые виды деятель­ности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе создания алгоритма

Личностные: формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности, формирование умения выражать свои эмоции в группе.

Тип урока: урок исследования (урок творчества)

Урок русского языка (развития речи) в 6 классе.

Тема. Сочинение-повествование (случай из жизни из животных).

Цель: развитие умений по применению знаний для составления текста-повествования

Деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности.

Содержательная цель: создание мотивации на успех каждого ребенка.

Предметные: составлять алгоритм или план выполнения задания, научиться со­ставлять текст-повествование по алгоритму вы­полнения задания

Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, развивать умение работать в паре,

владеть монологической и диалогической формами речи в соответ­ствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: развивать умение высказывать своё предположение на основе предыдущих знаний,

развивать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, прогнозировать предстоящую работу (составлять алгоритм/план), проектировать траектории раз­вития через включение в новые виды деятель­ности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе создания алгоритма

Личностные: формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности, формирование умения выражать свои эмоции в группе.

Тип урока: урок исследования (урок творчества)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предметные результаты

(личностные, познавательные,

Ι. Актуализация знаний.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

быль и небылица

случай из жизни и сказка.

Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу писать, как написать и для чего написать.

Максим Горький.

Я думаю, что каждый из вас в конце урока сможет ответить на эти три вопроса так как у нас сегодня урок развития речи, и мы будем готовиться к сочинению. Чтобы назвать тему сочинения, вы должны отгадать слово, которое я задумала. Оно является ключевым в названии темы сочинения.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

А как слова, написанные на доске, связаны с нашим уроком?

А сами вы больше любите рассказывать или слушать?

В каком случае мы говорим, что рассказ увлекателен?

Сегодняшний урок поможет вам стать интересным рассказчиком – сочинителем.

Используя данное слово, сформулируйте тему урока.

Запись темы урока в тетради.

Подготовка к сочинению-рассказу о животном

Физкультминутка

(одним словом, об интересных, увлекательных моментах нашей жизни)

Учащиеся задают вопросы, учитель отвечает: “Да или нет”.

Учащиеся приходят к выводу, что сочинение будут писать о животном.

Формулируют тему урока.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

ΙΙI. Применение знаний

Цель: построение и фиксация нового знания.

Чтобы сочинение получилось ярким, особенным, мы должны определить этапы нашей работы. Давайте сформулируем цели урока, а помогут нам в этом глаголы:

ВСПОМНИТЬ (типы речи),

УЗНАТЬ (стилевые особенности текста),

НАУЧИТЬСЯ (применять в практике).

С чего начинается работа над сочинением?

Какие темы можете предложить вы?

С составления плана сочинения.

Мы будем писать рассказ. Что такое рассказ?

Что главное мы должны помнить о рассказе? (В центре всегда одно событие).

Событие – это мгновение, миг жизни; секунда, прожитая человеком. О нем и будет ваш рассказ.

В этот отрезок времени многое вмещается: чувства, настроение, душевное состояние. Может быть, в это мгновение случилось радостное потрясение, счастье, удивление, а, может быть, печальное событие.

Следующий шаг, который должен совершить настоящий рассказчик – выбрать тему. Что такое тема? (главное в произведении). Мы сказали, что рассказ – это повествование. Вы уже писали сочинение – повествование. Но рассказ – это нечто иное. И тема его должна звучать по-иному. Задание : Прочитайте темы. Какие из них соответствуют рассказу, а какие – повествованию?

* Тема – вопросы, на которых сосредотачивает внимание автор.

* Повествование – изложение ряда последовательных событий . Мы поняли, как составлять тему рассказа. А о чём ещё должен помнить рассказчик? - Он должен соблюдать композицию рассказа (строение, части).

А кто знает, сколько частей может быть в рассказе?

С определения темы.

На листочках алгоритм, пункты которого нужно составить в нужном порядке.

1. Прежде всего обдумайте тему сочинения.

2. Обдумайте свой замысел, какова его основная мысль.

3. Прочитайте первый вариант своего сочинения: раскрыты ли в нем тема и основная мысль?

4. Обратите внимание на язык сочинения. Внесите исправления.

Cоставление алгоритма или плана выполнения задания

Личностные результаты

1. Формирование умения выражать свои эмоции в группе.

2. Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности.

Познавательные УУД объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе создания алгоритма

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе предыдущих знаний.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять алгоритм/план).

4. Проектировать траектории раз­вития через включение в новые виды деятель­ности и формы сотрудничества.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в группе.

IV. Представление результатов деятельности

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Анализ текста

, ребята, в рассказе, который мы напишем, будет три части. Чтобы поработать над каждой частью, нужно понять, какую роль эти части играют в нашем рассказе. В рассказе выделяют три части: завязка, кульминация, развязка.

Завязка – событие, с которого начинается действие и от которого зависит развитие последующих событий.

Кульминация – момент наибольшего напряжения в развитии действия рассказа.

Завязка – значительное действие, которое явилось результатом развития событий.

Мастерство рассказчика проявляется в умении выделять узловое событие (именно ему уделить большее внимание, отсечь случайности и различного рода не имеющие смысла подробности). Описание места и времени (обстановки, природы и т.п.), как и в описаниях героев, должно быть подчинено главному в рассказе, пояснять его.

Итог этапа. Итак, мы узнали, какие три обязательных части есть в рассказе. Назовём их ещё раз. О чём мы будем говорить далее? Что ещё необходимо знать, чтобы написать хороший рассказ? Что самое сложное? Заинтересовать зрителя. - Какие еще средства выразительности использует автор?

Представляют результаты деятельности

Выдвигают гипотезы

Записывают в тетрадь составные части композицию рассказа. Соотносим с композиционными частями план нашего текста.

Можно украсить его (гипотеза ученика).

Личностные результаты

Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД

Развивать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

V. Выявление места и причины затруднений

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

Предлагаю прочитать тексты.

Как вы думаете, что это за композиционные части? (Это начало). Поделитесь мнением, как начало рассказа помогает заинтересовать, вызвать желание дочитать до конца?

Как автору удалось передать напряжение? Какие средства выразительности он использует? Какие еще средства выразительности использует автор? (пары выписывают метафоры, сравнения).

1.Развивать умение слушать и понимать других.

2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3.Оформлять свои мысли в устной форме.

4.Владеть монологической и диалогической формами речи в соответ­ствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные УУД

Проектировать траектории раз­вития через включение в новые виды деятель­ности и формы сотрудничества.

VI. Самостоятельная работа

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Группируют слова в зависимости от возможного места в тексте

Личностные результаты

Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности.

VII. Рефлексия

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

– Кто доволен своей работой?

– Кто получил сегодня отметку? За что?

Высказывают своё мнение, оценивают себя и одноклассников.

Регулятивные УУД

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VIII. Домашнее задание

Цель: построение и фиксация нового знания.

Написать сочинение-повествование (случай из жизни животного)

Со­ставление текста-повествования по алгоритму вы­полнения задания

Коммуникативные УУД

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответ­ствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Материалы для урока повествование.doc

Почему собака верный друг человека?

Выбранный для просмотра документ Повествование.ppt


Описание презентации по отдельным слайдам:





Почему собака верный друг человека?

Почему собака верный друг человека?


Каштанка помнила, что по дороге она вела себя крайне неприлично. От радости.

Каштанка помнила, что по дороге она вела себя крайне неприлично. От радости, что ее взяли гулять, она прыгала, бросалась с лаем на вагоны конножелезки, забегала во дворы и гонялась за собаками. ..месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами. Какую пользу приносят собаки в доме? Да самую разнообразную. Она избавляет человека от одиночества, снижает уровень стресса и даже может побыть нянькой маленькому ребенку! Кроме того, ежедневные прогулки с собакой способствуют укреплению иммунитета и улучшению здоровья в целом.


Сочинение-повествование

Композиция рассказа: Вступление (Где? Когда? Кто?) Завязка (Какое событие нач.

Композиция рассказа: Вступление (Где? Когда? Кто?) Завязка (Какое событие началось?) Развитие события (Что происходило?) Кульминация (Напряженный момент) Развязка (Чем закончилось всё?)

Слова-связки И тут, но тут, а тут, спустя, однажды, немного погодя, как-то ра.

Слова-связки И тут, но тут, а тут, спустя, однажды, немного погодя, как-то раз, неожиданно, через некоторое время, вот так, дело было, вдруг, наконец, но вот.

План

План 1.Однажды утром. 2.Прогулка. 3.Шляпа улетела. 4.Команда собакам. 5. Прин.

План 1.Однажды утром. 2.Прогулка. 3.Шляпа улетела. 4.Команда собакам. 5. Принесли шляпу.

Я узнал. (что?) Я понял, как. Я научился. (чему?)

Я узнал. (что?) Я понял, как. Я научился. (чему?)


Выбранный для просмотра документ Раздаточный материал повествование.doc

Последовательные действия. Несколько фото.

Почему так происходит?

Тренировочные упражнения

- Теперь определите тип речи небольших текстов, докажите, опираясь на таблицу:

_______________________Тема урока:___________________________________________ _____________________________________________________________________________ПЛАН:_______________________________________________________________________1____________________________________________________________________________2____________________________________________________________________________3____________________________________________________________________________4____________________________________________________________________________5____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1) . мужчина . в . со своими . .

когда? что делал? где? с кем?

2) . подул . .ветер и его шляпа . .

как? какой? что сделала?

3) Он . дал команду своим четвероногим друзьям. её.

как? что сделать?

4) Они. наперегонки за улетающей шляпой.

5) . собаки стали драться. Вокруг них поднялась пыль.
как?

6) Через некоторое время каждая из собак гордо принесла . половинку шляпы.

7) Вот такой случай однажды произошел на прогулке в . .

Слова для справок: Однажды, гулял, парке, собаками, вдруг, сильный, улетела, быстро, принести, побежали, внезапно, хозяину, парке

Домашнее задание: написать сочинение-повествование по картинке или упр. 448

Повествование - последовательные, сменяющие друг друга действия, события.

Тема "Памятный день моей жизни".

В повествовании рассказывается о действиях, последовательно сменяющих друг друга. Как бы создается лента кадров. Мир в таком тексте предстает динамичным/ насыщенным действием, быстротой развития событий/, в движении.

Чтобы подчеркнуть последовательность действия, используются слова и словосочетания, обозначающие время/ потом, через час-другой, через некоторое время/, глаголы движения, обычно прошедшего времени…

3. Работа над сочинением.

4. Написание сочинения после рассмотрения структуры текста.

5. Подведение итогов урока и задание на дом: завершить творческую работу.

Читайте также: