Человек в футляре итоговое сочинение 2022

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Самый Зелёный · Published 31.08.2021

Темы итогового сочинения 2019-2020

Автор: Самый Зелёный · Published 05.09.2019

Клише и шаблоны для итогового сочинения 2021-2022 года

Автор: Самый Зелёный · Published 18.02.2021 · Last modified 03.09.2021

комментариев 8

Отличная идея! Только Иешуа не повесили, а распяли.

Отличная идея) Правда, путешествие Катерины и Сергея было не по своей воле, и едва ли это можно назвать путешествием. Но можно взять отъезд Зиновия по работе, если тема позволяет.

Это уже заикание от усталости) Спасибо, исправили)

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTcnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS03IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNyIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS03IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTciLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTExJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtMjQgLS0+CjxkaXYgaWQ9InlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICBhc3luYzogdHJ1ZQogICAgICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB0ID0gZC5nZXRFbGVtZW50c0J5VGFnTmFtZSgic2NyaXB0IilbMF07CiAgICAgICAgcyA9IGQuY3JlYXRlRWxlbWVudCgic2NyaXB0Iik7CiAgICAgICAgcy50eXBlID0gInRleHQvamF2YXNjcmlwdCI7CiAgICAgICAgcy5zcmMgPSAiLy9hbi55YW5kZXgucnUvc3lzdGVtL2NvbnRleHQuanMiOwogICAgICAgIHMuYXN5bmMgPSB0cnVlOwogICAgICAgIHQucGFyZW50Tm9kZS5pbnNlcnRCZWZvcmUocywgdCk7CiAgICB9KSh0aGlzLCB0aGlzLmRvY3VtZW50LCAieWFuZGV4Q29udGV4dEFzeW5jQ2FsbGJhY2tzIik7Cjwvc2NyaXB0PjwvZGl2Pgo=' data-block='11'>

Известный русский прозаик и драматург А.П. Чехов всё своё творчество посвятил утверждению гуманистических идеалов и разрушению иллюзий, сковывающих сознание. Он хотел, чтобы люди не существовали, а жили полноценно, свободно и счастливо. Потому всегда с негодованием выступал против тех, кто обворовывает себя и других, загоняя жизнь в какие-то тесные рамки.

Без сомнения, нет. О каком счастье можно говорить, если действительности и обновлений он боялся до такой степени, что постоянно старался спрятаться от них. Например, даже в хорошую погоду Беликов не выходил на улицу без калош и зонтика, а лицо прятал за поднятым воротником. Да и зонтик, и перочинный ножик, и часы он носил в чехлах. Чтобы не простудить уши, закладывал их ватой. Глаза скрывал от солнечного света за очками с тёмными стёклами. Ложась спать, укрывался с головой одеялом. Словом, создавал вокруг себя своеобразный футляр. Поскольку только так чувствовал себя комфортно.

Однако самое страшное, на мой взгляд, что Беликов, которого автор сравнивает с улиткой и раком-отшельником, морально угнетал окружающих и коллег. Под его влиянием и остальные жители города боялись делать даже самые обычные вещи: громко разговаривать, писать и отправлять письма, книжки читать, бедным помогать и прочее.

И вот этот человек чуть было не женился, то есть ему захотелось быть счастливым и что-то изменить в собственной скучной жизни. Но и тут он проявил трусость и, не желая покидать футляр, всё не решался сделать предложение Вареньке Коваленко. Не спал ночами, думая о новых обязанностях и ответственности.

После его похорон все испытали облегчение и приятное наслаждение свободой. Никто не пожалел о его преждевременной кончине.

Вариант 2

В произведении главным героем является Беликов. Он замкнутый трус, постоянно закрывался от людей, старался не произносить свои мысли вслух. Он очень странно себя вел, хоть и никому не делал зла, но все равно отталкивал от себя людей, также всего боялся. Он живет в своем мире, подальше от окружающих, но тем не менее осознавал то, что нужно с другими людьми поддерживать отношения. Но когда он приходил к кому-нибудь в гости, то ни с кем не общался, а просто тихо сидел в углу и смотрел, что происходит. Это было очень странно и хозяевам от этого было неудобно.

Герой был полностью закрыт от людей, он хотел прожить свою жизнь в тишине и спокойствии. Но однажды все пошло не по плану и он едва не женился. Эта девушка веселая и очаровательная, он была не против данного замужества, так как ее не пугал герой своим странным поведением. Но Беликов не мог просто и быстро принять решение о женитьбе, он начала размышлять, взвешивать все за и против. Он сомневался в своем решении, думал о последствиях. Также он начал наблюдать за своей девушкой. Позже он нашел недостатки в женитьбе, сам создал себе проблему и умер от этого же.

Беликов всю свою жизнь вокруг себя создавал оболочку, ограждение от других. И будучи мертвым и лежащим в гробу, теперь он будто по-настоящему рад и спокоен, теперь то уж точно он находится в футляре.

Жизнь словно в чехле, постоянно вызывало у него чувство страха и тревожности. Автор высмеивал героя, ведь тот постоянно думает, что что-то может разрушить его планы, случится что-то о чем он не думал. Он даже одежду носил, словно был в футляре. У него постоянно поднятый воротник, темные очки и зонт. Он был полностью погружен в себя и не замечал все краски мира, не давал себе волю каким-либо эмоциям. Такие люди не живут, они просто жалко существуют и сами делаю такой выбор в своей жизни. Его никчемная жизнь закончилась и даже некому было оплакать его смерть. Автор пытается донести до читателя, что не стоит бояться жить, трудностей, каких-либо ситуаций в жизни, нужно стараться радоваться, не закрываться в себе, давать волю любым эмоциям, которые ты ощущаешь. Таким замкнутым людям, нужно избавляться от футляра раз и навсегда, не нужно бояться окружающего мира и думать и ждать что может случиться что-то непредвиденное. Не нужно жить в закрытой от социума жизни, нужно общаться с окружающими людьми, заводить друзей, пускать в свой мир других, а не жить в нем в полном одиночестве.

Судьбу маленького человека в футляре могла изменить только любовь. Варенька тронула сердце Беликова. Общие знакомые пытались свести их, однако зона комфорта оказалась важнее для замкнутого учителя греческого языка. Веселая и заводная хохотушка могла бы вытащить маленького человека из футляра, но Беликов был просто не готов покинуть свой привычный мир, который он создал из скорлупы предостережений, комплексов и консервативности. Маленький человек мелочен во всех своих проявлениях и на настоящую любовь не способен. Особенно ярко это выразилось в эпизоде, когда Беликов шел со своим коллегой по улице и увидел, как Коваленко вместе со своей сестрой едут на велосипеде и громко смеются. Для главного героя это было ударом.

Автор: Полина Чернышова

Сочинение 3

Это был человек замкнутый, трусливый и мало того он еще и на других имел негативное влияние. Человек в футляре — это определение к нему подходит больше всего. Он закрылся от людей не только одеждой, но и мысли держал не просто под контролем, но и старался не высказываться вслух. Он боялся всего. Солнышка, ветра, взглядов, рассуждений и конечно, незапланированных поступков. По сути человек он был не плохой никому не вредил, но именно своим странным поведением отталкивал от себя.

Для Беликова этот мир казался враждебным и поэтому он создал себе свой мирок, в котором он укрылся от людей. И живет по своим законам. Он понимает, что надо со всеми поддерживать хорошие отношения и даже пытался дружить и ходить в гости, но это выглядело странно. Он если приходил к кому-то, то садился в уголок и молча, наблюдал за происходящим, и от этого хозяевам становилось не по себе. Все настоящее казалось ему недостаточно хорошим и приличным. Он тосковал по-прошлому и поэтому, скорее всего, был учителем греческого языка, которого уже давно не существует. Беликов постоянно только и думает, как бы чего не вышло, все должно быть по плану иначе греха не оберёшься.

Закрывшись от людей Беликов хотел прожить всю жизнь тихо и спокойно. Но в планы закралась ошибка и он чуть не женился. Девушка оказалась довольно веселой, обаятельной и была ничуть не против выйти замуж. Ее не пугали чудачества учителя греческого языка.

Однако такой человек как Беликов не мог просто взять и женится, он начал все взвешивать, раздумывать. Для него невозможно совершить поступок, не задумываясь о том, что скажут или подумают люди. Его начали мучить сомнения, а правильно ли он поступает. Какие последствия могут быть. Он начал еще пристальнее приглядываться к своей невесте. И конечно он нашел, чего можно стыдиться и остерегаться. Собственно из ничего он создал проблему и из-за нее же и умер.

По-другому и быть не могло. Он сам себя замучил своей подозрительностью недоверием ко всему, что его окружало. Шляпа и плащ как панцирь черепахи закрыл его от внешнего враждебного мира. Так жить нельзя! А Беликов загнал себя в такие рамки, в которых человек становится если не изгоем, то глубоко одиноким и несчастным.

Другие сочинения: ← По рассказу Лошадиная фамилия↑ Чехов А.П.По рассказу Крыжовник →

Человек в футляре сочинение

Человек в футляре сочинение по плану

Популярные сочинения

Одной из главных тем, является обособленность человека. Таким закрытым от общества человеком, показан главный герой рассказа. Он прячет от людей не только свою сущность, но и все свои вещи, каждая из которых имеет свой чехол и футлярчик, он прячет свои чувства, стараясь и всего себя укрыть от человеческих глаз. Беликов боится любого проявления чего – либо неординарного, выходящего, по его мнению, из рамок дозволенного.

Страшно равнодушие Беликова к жизни. Это человек, полностью ушедший в себя. Ему глубоко чуждо стремление людей к чему – то новому и необычному. Беликов понимает, что человек в окружении других людей не должен уходить от общения с себе подобными, но понимает однобоко. Суть его общения заключается в том, что он посещает своих коллег, молча сидит некоторое время, и уходит.

В отношении любви, он ведет себя также. Варенька, кандидатка в его супруги, неотлучно находясь при своем брате, и мечтающая о собственной личной жизни, пытается разжечь в потенциальном избраннике хоть какие – то чувства. Все ее стремления и попытки оказываются напрасными, Беликов не способен на проявление чувств, он бежит от общения с Варенькой.

Последней каплей, поставившей точку на этих так и не начатых отношений, явилась езда Вареньки на велосипеде. Для Беликова такое поведение девушки – край неприличия. Он пошел к брату Варе, чтобы указать тому, что такое поведение недопустимо. Грубый и прямодушный отпор Коваленко, привел Беликова в состояние ступора. Он слег в постель, и через месяц умер.

Так закончилась никчемная жизнь, смысл которой, он так и не нашел, и не понял. Только в гробу выражение его лица приобрело черты, присущие нормальному человеку. Лишь после смерти замкнутые и напряженные мышцы лица расслабились, и на нем застыла улыбка. Но и это говорило лишь о том, что, наконец – то, он смог достичь идеала, он лежит в том футляре, в который никто и никогда не посмеет вторгнуться.

Первым экзаменом, который будут сдавать 11-классники в 2022 году, станет итоговое сочинение по литературе. Уже известны направления, которые будут предложены выпускникам, поэтому мы предлагаем более детально разобрать каждое из них и возможные темы сочинений, а также узнать, какие советы по подготовке к первому экзамену дают ученикам опытные педагоги и репетиторы.

Итоговое сочинение 2022

Важно! Местом проведения итогового сочинения является школа, в которой учащийся получает образование. На выполнение работы отводят 3 часа 55 минут.

ФИПИ утвердил такие даты итогового сочинения в 2021-2022 учебном году:

  • 1 декабря 2021 года – основной поток;
  • 2 февраля 2021 года – первый резерв;
  • 4 мая 2022 года – второй резерв.

Итоговое сочинение по литературе 2022: темы, направления ФИПИ

Обратите внимание! К пересдачам не будут допущены ученики, не явившиеся на экзамен без уважительной причины, а также лица, отстраненные от выполнения работы за списывание и нарушение дисциплины в аудитории.

Темы и направления итогового сочинения в 2021-2022 учебном году

Направления и темы 2022 года

Важно! Темы итогового сочинения 2021-2022 года никто не может знать заранее. Их оглашают уже после начала экзамена. Но в начале года выпускникам сообщают, какими будут основные направления, по которым можно будет писать итоговое сочинение в 2022 году.

Материал данной статьи опирается на официальное письмо Рособрнадзора №04-416 от 26.10.2021 о направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году.

В письме говорится о том, что в 2022 году итоговое сочинение 11-классники будут писать по таким четырем актуальным темам.

  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  3. Преступление и наказание — вечная тема.
  4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Вот краткие пояснения к каждой теме, представленные на официальном сайте ФИПИ.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

  • Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
  • Как развитие технологий повлияло на общество?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
  • Чем опасен технический прогресс?
  • Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
  • Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
  • Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Можно ли обойтись без науки в современном мире?
  • Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как ученый должен относиться к научным открытиям?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Каким должен быть технический прогресс?
  • К чему могут привести научные открытия?
  • Какие научные открытия опасны?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
  • Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  • Что значит «разумное использование технологий?
  • Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
  • Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
  • Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
  • Что значит быть современным?
  • Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Преступление и наказание — вечная тема

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Творческое направление 2022 года может быть представлено одной из таких тем:

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

В данном направлении возможны такие темы:

Список литературы для данного направления итогового сочинения 2021-2022 года будет включать такие произведения:

Критерии оценивания

Для качественного написания работы мало знать направления, по которым будет предложено итоговое сочинение 2021-2022 учебного года. При оценивании эксперты будут использовать вполне конкретные критерии, ориентируясь на которые можно максимально хорошо подготовится к первому испытанию (что будет особенно актуально для тех 11-классников, которые планируют получить за сочинение по литературе дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ).

К работе предъявляются два основных требования:

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

Больше советов от педагогов смотрите в видео уроке:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Аргументы к итоговому сочинению 2021-2022

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Главный герой: Мцыри, монах, грузинка, барс.

Мцыри сидел в заточении и мечтал о свободе. Он представлял, как вернётся на Родину и будет счастлив. Иногда для того чтобы с честью пройти путь духовных исканий, необходимо покинуть место, в котором ты сейчас находишься. Мир широк и необъятен, поэтому знакомство с ним открывает перед человеком новые горизонты.

Герои: Александр Андреевич Чацкий, Павел Афанасьевич Фамусов, Софья Фамусова, Алексей Молчалин, Скалозуб, Лизанька

Путешествия расширили кругозор Чацкого и сделали его совершеннее. Практический и духовный опыт не приобретается теми, кто не выходит из зоны комфорта и не пробует что-то новое.

Герои : Илья Ильич Обломов, Ольга Сергеевна Ильинская, Андрей Иванович Штольц,

Илья Ильич мечтает о том, как поедет за границу, будет путешествовать, у него окажутся жена-красавица и дети. Но мечты трудноосуществимы, поскольку Обломов не строит никаких планов, не предпринимает какие-либо действия. Воображаемая дорога дарила покой и радость, а реальная дорога вызвала лишь негативные чувства.

Герои: Петр Андреевич Гринев, Марья Ивановна Миронова, Архип Савальев (Савельич), Алексей Иванович Швабрин, капитан Миронов.

Гринев уехал из родительского дома в Белогорскую крепость и только там возмужал, повзрослел и нашел свою судьбу.

Герои: Старуха Изергиль, Ларра, Данко.

Данко решил, что необходимо браться за дело и добиваться решения проблемы. Он пожертвовал собственной жизнью ради счастья и свободы целого народа. Как бы люди не осуждали методы юноши, не жаловались на свою слабость, они все равно пришли к цели благодаря его инициативе и конкретным действиям, направленным им на достижение успеха.

Герои : Господин из Сан-Франциско, жена и дочь.

Всю жизнь он стремился к богатству, примером для себя поставив самых богатых людей мира, пытался достичь того же благополучия. Наконец, ему кажется, что поставленная цель близка и, наконец, пора отдохнуть, пожить в свое удовольствие.

Герои: Григорий Пантелеевич Мелехов, жена Наталья, Аксинья Астахова.

Герои: Андрей Соколов, жена Ирина, дети Анатолий, Настенька и Олюшка.

Особое внимание в рассказе уделяется описанию жизненного пути центрального персонажа Андрея Соколова. Одним из главных военных испытаний был плен у немцев. Но самая болезненная трудность, которая настигла Андрея Соколова, заключалась в том, что он потерял тех, кто был ему дорог-свою семью.

Герои: Николай Иваныч, рассказчик Иван Иваныч Чимша-Гималайский , Буркин (друг И.И.), Павел Алехин.

Николай Иванович всю жизнь мечтал о приобретении усадьбы и статусе дворянина. Чтобы осуществить задуманное, ему пришлось ограничивать себя даже в самом необходимом.

Автор описал путь к цели, который вовсе не мотивирует, а вызывает презрение. Николай Иванович пришел к своей цели и чувствовал себя счастливым человеком. Идя к своему идеалу по головам, персонаж и не заметил, как стал ограниченным эгоистом с манией дворянского величия. Средства исказили цель, и мечта об успехе привела человека к нравственному падению, а не триумфу.

Герои : Иван, Олеся, Мануйлиха.

Иван поехал в Полесье для поиска материала для повести или романа. Он познакомился с Олесей и полюбил ее, получив много ярких впечатлений. В поездке человек узнает себя лучше, и новые сведения об окружающем мире расширяют горизонты личности, помогают определить дальнейшие пути развития.

Герои: Павел Иванович Чичиков, Господин Манилов, Настасья Петровна Коробочка, Господин Ноздрёв, Михаил Семёнович Собакевич, Степан Плюшкин.

Павел Иванович Чичиков ездил по окрестностям города, чтобы договориться с помещиками о фиктивной покупке крестьян, которые уже умерли. Новые впечатления и открытия заставляли его задумываться о своем будущем. Приобретенные сведения и опыт помогли бы герою и дальше развивать свою авантюру, если бы его не разоблачили. Путешествие дарит человеку новые возможности, но то, как он ими распорядится, зависит только от него.

А.С.Пушкин "Капитанская дочка" . Герои: Петр Гринев, Маша Миронова, Савельич, Пугачев, Зурин.

На протяжении повествования система ценностей Петра претерпевает важнейшие изменения: любовь к Маше Мироновой пробуждает в его сердце способность к состраданию и готовность к самопожертвованию. Путешествие, в которое отправляет Гринёва отец, помогает юноше стать сильным духом и нравственно чистым человеком.

Герои : Андрей Гаврилович Дубровский — помещик, имение которого пытается отобрать Троекуров. Кирила Петрович Троекуров — помещик. Маша Троекурова — молодая девушка.

Владимир Дубровский смог получить образование и знание манер только в столице, этот отъезд из родного дома сделал его человеком просвещенным и развитым.

Герои: Том — мальчик с чуткой душой, Григсби — типичный представитель разрушенной цивилизации.

Мона Лиза (Джоконда ) Леонардо да Винчи.

Писатель показывает мир, в котором результатом научно-технического прогресса стала деградация человечества.

Герои: Джордж и Лидия Хедли – родители, Питер и Венди –дети.

Герои : Мария Никифоровна Нарышкина. . Она стала изучать новейшие способы борьбы с песком и получила технические знания. Новые технологии позволяют Марии спасти жителей пустыни от голода и нищеты. Прогресс открыл им научные методы борьбы с неблагоприятными погодными условиями и практические советы по сооружению баррикад от песка.

Герои : Николай Иваныч, рассказчик Иван Иваныч Чимша-Гималайский , Буркин (друг И.И.), Павел Алехин.

Смыслом жизни Н.И. была покупка участка с собственным насаждением крыжовника. Пришлось ограничивать себя даже в самом необходимом. Ради цели Н.И. решается на подлость, женится по расчету. Идя к своему идеалу по головам, персонаж и не заметил, как стал ограниченным эгоистом с манией дворянского величия.

Герои: доктор Сальватор, Ихтиандр, Гуттиэра, Педро Зурита хотел поймать Ихтиандра.

С одной стороны, доктор Сальватор, пользуясь достижениями науки и своими открытиями, спасает неизлечимо больного индейского мальчика, проводя уникальную операцию. Теперь страдавший пороком дыхательных путей Ихтиандр может жить под водой и выходить на сушу на непродолжительное время. Однако человек существо социальное и духовное. Помимо физического тела он обладает целым рядом психологических и эмоциональных особенностей.

Герои: пес Шарик , профессор Филипп Филиппович Преображенский, Доктор Борменталь, алкоголик и дебошир Клим Чугункин ( Полиграф Полиграфович Шариков).

В повести продемонстрировано настоящее явление научно-технического прогресса: над псом Шариком известным ученым была проведена уникальная операция по пересадке человеческого гипофиза, благодаря чему собака превратилась в человека Полиграфа Полиграфовича Шарикова.

Эксперимент оказался неудачным, поскольку профессору удалось лишь физически перевоплотить собаку в человека, человечностью Шарика ему наделить не удалось. Чтобы быть человеком, важно обладать человеческими качествами, которые развиваются в процессе социализации, рядом с другими людьми.

Герои: Дарья Пинигина - самая старая и крепкая жительница Матеры , Павел Пинигин (сын Дарьи, тракторист), Андрей Пинигин младший сын Павла Пинигина, Настасья – старуха.

На месте деревни-острова Матеры собираются строить гидроэлектростанцию (ГЭС). С одной стороны, данное событие идет на благо общества, поскольку ГЭС будет оснащать всю страну энергией. С другой стороны, ради строительства гидроэлектростанции люди готовы затопить целую деревню.

Герои: Сергей Кузьмич Курятин – фельдшер земской больницы, сорокалетний толстый мужчина. Ефим Михеич Вонмигласов – дьячок, высокий коренастый старик.

Александр Иванович Египетский – богатый и образованный помещик, которому Курятин рвал зуб. В рассказе показано насколько важны знания для врача. Фельдшер Курятин измучил своего пациента, дьяка Вонмигласова, пытаясь вырвать ему зуб. Главная функция прогресса — облегчение и усовершенствование жизни людей.

Герои: Евгений Васильевич Базаров, Аркадий Николаевич Кирсанов, Николай Петрович Кирсанов, Павел Петрович Кирсанов, Анна Сергеевна Одинцова.

Практическое применение научных знаний действительно может изменить мир к лучшему: Базаров действительно смог помочь многим людям, ведь был талантливым медиком и двигал науку вперед.

Герои: Господин из Сан-Франциско, жена и дочь.

Природа, ее естественность является силой, противоположной богатству, человеческой самоуверенности, цивилизации. За деньги можно попытаться не замечать ее неудобств, но это не всегда получается. И переезд на Капри становится для всех пассажиров “Атлантиды” страшным испытанием.

Герои: Иван Тимофеевич, Олеся, Мануйлиха, слуга Ярмола.

Вдали от цивилизации облагораживает людей, помогает им оставаться такими, какие они есть на самом деле. Автор хотел показать, что общество способно поглотить в себе лучшие человеческие качества, безжалостно перемолоть их.

Герои : Евгений Онегин (около 26 лет) - молодой повеса, страдающий от скуки.

Татьяна Ларина, Владимир Ленский,

Ольга Ларина.

· Герои: Александр Васильевич Мальцев – опытный машинист, который всем сердцем любит свое дело.

· Константин – помощник Мальцева, ответственный, порядочный молодой человек.

Новые технологии — это вызов для людей, ведь они требуют повышенной ответственности.

Читайте также: