Кто жизнь свою всецело отдает на борьбу за брата человека только тот себя переживет сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Ι. Образовательные : создать условия для совершенствования навыка выразительного чтения, для развития умения устно и письменно выражать свои мысли; формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, делать выводы; формировать представление о лирическом герое на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя; развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.

обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:

регулятивных УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию,

умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.

познавательных УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения ; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.

коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

обеспечить условия для формирования личностных УУД :

умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.

Методы: проблемно-поисковый , метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос .

Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.

Слайд. Эпиграф.

Портрет Н.А.Некрасова

«Не принижая ни на минуту алтарей Пушкина и Лермонтова, ни

Вы спросите, почему мы выбрали Волгу?

Ответ вы узнаете в конце урока.

Да, удивительная эта пора – детство. Наверное, каждый взрослый мечтает хоть на одну минуту вернуться в то чудесное и беззаботное время. В детстве мы верим в романтическую мечту, мечтаем о приключениях, удивительных странах и материках, таинственных островах. Кто бы не хотел проплыть по великой русской реке Волге, насладиться живописной красотой русской природы.

Пристань с.Грешнево Ярославской губернии.

В с.Грешнево находится родовое имение Некрасовых. Здесь располагается дом-музей поэта, сохранились личные вещи Николая Алексеевича и его родителей.

Детство Некрасова прошло в усадьбе отца, расположенной на берегу Волги. Прогулки по волжским берегам были любимым занятием маленького Николая.

… О Волга. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще всё в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.

Отец Некрасова был очень крутого нрава. Он не щадил ни мать, ни сына. Но больше всего доставалось крестьянам и матери поэта, которая заступалась за них. Она была женщиной доброй души и чуткого сердца, умная и образованная, хорошо знала мировую поэзию и часто пересказывала сыну те отрывки из творений великих писателей, которые были доступны его пониманию. Наверное, не было другого поэта, который так часто, с такой любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери.

Вот темный, темный сад. Чей лик в аллее дальной
Мелькает меж ветвей, болезненно — печальный?
Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил. о! знаю, знаю я.
Навеки отдана угрюмому невежде,
Не предавалась ты несбыточной надежде -
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы.
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
Она была горда, упорна и прекрасна,
И все, что вынести в тебе достало сил,
Предсмертный шепот твой губителю простил.

Иди к униженным,

Иди к обиженным.

Как сам Некрасов утверждал, именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины. Читая их, мы чувствуем в них жалость к страдающим.

В полном разгаре страда деревенская.

Доля ты!- русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени,

Всевыносящего русского племени

Зной нестерпимый: равнина безлесная,

Нивы, покосы да ширь поднебесная -

Солнце нещадно палит.

Бедная баба из сил выбивается,

Столб насекомых над ней колыхается,

Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую,

Баба порезала ноженьку голую -

Некогда кровь унимать!

Слышится крик у соседней полосыньки,

Баба туда - растрепалися косыньки,-

Надо ребенка качать!

Что же ты стала над ним в отупении?

Пой ему песню о вечном терпении,

Пой, терпеливая мать.

Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,

Право, сказать мудрено.

В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,

Канут они - всё равно!

Вот она губы свои опаленные

Жадно подносит к краям.

Вкусны ли, милая, слезы соленые

С кислым кваском пополам.

Физкультминутка.

Слайд. Деревенские дети.

Поэту с ранних лет хорошо была знакома жизнь деревенских ребят. Он общался с ними как с равными. Ходил с ребятами в лес, на речку. Некрасову стала близка мила деревенская жизнь, жизнь простого человека.

Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они.
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.

Он бродил по берегу в жаркую пору и вдруг услышал какие-то стоны и увидел бурлаков, которые брели вдоль реки. Они стонали от изнурительной, невыносимо тяжелой работы.

Потрясенный и испуганный бежал за ними. Когда они расположились на отдых, до него донеслись слова больного, замученного человека, взволновавшего до слез Некрасова.

В каких-то розовых мечтах
Я позабылся. Сон и зной
Уже царили надо мной.
Но вдруг я стоны услыхал,
И взор мой на берег упал.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик —
И сердце дрогнуло во мне…

Стихотворения Некрасова становились народными песнями не только потому, что в них много фольклорных словечек, но и трагедия, ирония и отчаяние, народный здравый смысл и истинно русская мечтательность.

(Звучит народная песня на стихи Некрасова)

Пристань. Пейзажная лирика.

Нет, пожалуй, ни одного поэта, в творчестве которого отсутствует пейзажная лирика. Ведь уметь ощущать красоту природы, видеть ее неповторимую прелесть в постоянно меняющихся картинах, по-моему, является принадлежностью поэтически одаренного человека.

В лирике Некрасова есть много замечательных пейзажных зарисовок, которые говорят о глубокой и нежной любви поэта к родной земле.

Идет-гудет Зеленый Шум*,
Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Поднимет пыль цветочную,
Как облако: все зелено,
И воздух и вода!

- Так народ называл пробуждение природы весной.

Но природа у Некрасова не существует отдельно от человека, она постоянно связана с его чувствами и переживаниями, то есть она всегда сопутствует простому народу.

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Природа чувствует приближение осени, и это состояние подобно состоянию человека, который чувствует приближение беды.

Пристань живописи.

- С какими стихотворением перекликается эта картина?

- Какие картины вам еще известны, которые перекликаются со стихотворениями Некрасова?

На этом наше путешествие подошло к концу.

- Я думаю, что надо в любом возрасте оставаться человеком, быть добрым, чутким, уважительным, много работать над собой, всегда достигать свои цели и жить по совести.

- Я думаю, что путь жизни и творчества великого русского классика Николая Алексеевича Некрасова будет иметь для каждого огромное воспитательное значение.

Домашнее задание. Сочинение – миниатюра по одной из представленных в проекте картин.

Певец труда и борьбы, продолжатель традиций поэтов-декабристов, Н. А. Некрасов всегда призывал людей строить свою жизнь в духе революционно-демократических идеалов. Анализируя взгляды и стремления поэта, можно сказать, что это был смелый поэт-трибун, настоящий поэт-гражданин.

Не верь, что неимущий хлеба

Не стоит вещих струн твоих!

Не верь, чтоб вовсе пали люди;

Не умер бог в душе людей,

И вопль из верующей груди

Всегда доступен будет ей!

Поэт, по словам Гражданина, должен выступать с защитой обездоленных, угнетенных народных масс, и только тогда он обретет подлинную творческую силу:

Будь гражданин! Служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Но основная мысль произведения — утверждение гражданской позиции — являлась, согласно взглядам Некрасова, обязательной не только для поэта, но и для каждого сознательного человека. И эта мысль еще не раз звучала в его творчестве.

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди! А бой решит судьба.

Я видел красный день: в России нет раба!

В своих произведениях Некрасов рисует образ героя, чьи мысли и дела посвящены благородному делу освобождения народа, Делу служения Родине. Именно поэтому его герой — настоящий гражданин, преданный своему делу, бескорыстно служащий добру, тот, в ком кипит

Родник богатых сил природных —

Источник мыслей благородных

И честных бескорыстных дел.

Жизнь для свободы, а не для себя, исключительная самоотверженность, преданность революционной идее является основной чертой человека, составляющего идеал Некрасова. Поэтому он в своих произведениях воспевает таких выдающихся деятелей, лучших людей того времени, как Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Шевченко.

Свои гражданские убеждения поэт всегда отстаивал с неугасаемой решительностью, невзирая на мнения критиков, которые оставались слепы к его мастерству и глубине выражаемых им идей. На их суждения он уверенно заявлял:

Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата человека,
Только тот себя переживет…
Н. А. Некрасов
Певец труда и борьбы, продолжатель традиций поэтов-декабристов, Н. А. Некрасов всегда призывал людей строить свою жизнь в духе революционно-демократических идеалов. Анализируя взгляды и стремления поэта, можно сказать, что это был смелый поэт-трибун, настоящий поэт-гражданин.
Идти к “униженным” и “обиженным” – вот основная задача поэта и поэзии. Это убеждение Некрасов пронес через

всю жизнь. Свою творческую и жизненную позицию поэт наиболее ярко выразил в стихотворении “Поэт и гражданин”, которое стало поэтическим манифестом демократического направления в литературе.

В произведении автор провозглашал общественную направленность поэзии, утверждал ее активное участие в жизни и определял саму роль поэта-гражданина как общественного трибуна. Здесь наиболее ярко раскрываются взгляды Некрасова на назначение поэзии в жизни. Автор развил в своем стихотворении то понимание политической направленности поэзии, которое было присуще декабристам.

Он выступал защитником высокоидейного

гражданского искусства, проводил мысль о единстве революционного слова и дела.
Подлинная поэзия всегда неразрывно связана с жизнью. Это правило Некрасов утверждает в своем стихотворении, этому правилу он сам следовал на протяжении всего творческого пути. Автор здесь вовсе не отрывает Поэта от “служения искусству”, но требует сочетать его со служением “благу ближнего”, высоким и гуманным целям. Он отрицает и осуждает стремление уклониться от разрешения острых вопросов современности, отойти в сторону от надвигающейся революционной бури.

Поэт и Гражданин вовсе не противопоставляются один другому. Некрасов никогда не признавал упрощенного противопоставления: или поэт, или гражданин. В своем произведении он лишь ведет внутренний диалог, спор, приводящий к единственно верному выводу:
Не верь, что неимущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих!
Не верь, чтоб вовсе пали люди;
Не умер бог в душе людей,
И вопль из верующей груди
Всегда доступен будет ей!
Поэт, по словам Гражданина, должен выступать с защитой обездоленных, угнетенных народных масс, и только тогда он обретет подлинную творческую силу:
Будь гражданин! Служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви…
Но основная мысль произведения – утверждение гражданской позиции – являлась, согласно взглядам Некрасова, обязательной не только для поэта, но и для каждого сознательного человека. И эта мысль еще не раз звучала в его творчестве.
Основой взглядов и стремлений поэта являлось служение народу. К этому же он горячо призывал и всех людей. Как истинный гражданин, Некрасов во всех своих произведениях “молил могущества” друзьям и “сулил проклятия” врагам народа, тем, из-за кого народ испытывал невыносимые страдания. Для поэта недостаточно было только лишь изобразить или отразить современность, он желал во что бы то ни стало преобразить, переделать ее.

Именно поэтому он неустанно призывал к борьбе.
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: в России нет раба!
В своих произведениях Некрасов рисует образ героя, чьи мысли и дела посвящены благородному делу освобождения народа, Делу служения Родине. Именно поэтому его герой – настоящий гражданин, преданный своему делу, бескорыстно служащий добру, тот, в ком кипит
Родник богатых сил природных –
Источник мыслей благородных
И честных бескорыстных дел.
Жизнь для свободы, а не для себя, исключительная самоотверженность, преданность революционной идее является основной чертой человека, составляющего идеал Некрасова. Поэтому он в своих произведениях воспевает таких выдающихся деятелей, лучших людей того времени, как Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Шевченко.
Свои гражданские убеждения поэт всегда отстаивал с неугасаемой решительностью, невзирая на мнения критиков, которые оставались слепы к его мастерству и глубине выражаемых им идей. На их суждения он уверенно заявлял:
… мой судья – читатель-гражданин.
Лишь в суд его храню слепую веру…

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Республики Калмыкия.

Региональный заочный конкурс сочинений

Автор: Манджиева Александра

Ученица 11класса 19.10.2021

ул. Октябрьская , 12

Руководитель: Шонхорова Т.У.

Учитель русского языка и литературы

«Кто, служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдаёт

На борьбу за брата-человека,

Калмыцкий народ выдвинул из своей среды немало выдающихся людей, прославивших своё имя и свой степной край далеко за его пределами. К таковым, бесспорно, относятся видный военачальник, талантливый организатор народного хозяйства, крупный общественный деятель генерал – лейтенант Б.Б.Городовиков – личность яркая, незаурядная, можно сказать, неповторимая.

Герой Советского Союза генерал-лейтинант Басан Бадьминович Городовиков родился 15 ноября 1910 года в хуторе Мокрая Эльмута Великокняжеской станицы области Войска-Донского (ныне Пролетарского района, Ростовской области) в семье крестьянина-казака-калмыка.

У его отца Бадьмы Ивановича была большая семья: одиннадцать детей. Басан был средним, его братья и сёстры – пятеро старших и пятеро младших умерли в возрасте от одного года до восьми лет. Басан остался у родителей один-одинёшинек. И это всё.

В 1924 году в возрасте сорока четырёх лет умирает Бадьма Городовиков, отец Басана, а через три года мать Омультя Бадминовна тоже в возрасте сорока четырёх лет.

Таким образом, Басан Бадьминович в 1927 году остаётся из большой семьи один. Но он не пал, начал заниматься своим хозяйством. Продолжал учёбу в школе II ступени, окончил 8 классов. По совету и настоянию дяди Оки Ивановича Городовикова он в том же 1927 году едет в город в кавалерийскую школу Северо-Кавказских горских национальностей. Окончив школу, в мае 1930 года Басан Бадьминович стал командиром взвода и оказался в родных местах – в станице Пролетарской. Через месяц его направляют сначала в город Новочеркасск, а затем командиром эскадрона в городе Житомир на Украине.

В мае 1939 года Басан Городовиков поехал в Москву и поступил в Военную Академию имени Фрунзе. Здесь он встретил свою судьбу, с первого взгляда влюбился в девтнадцтилетнею красавицу – студентку московского Государственного института театрального искусства Нонну Горяеву. Этот брак оказался как нельзя удачным и счастливым. Они прожили долгую и ладную жизнь протяженностью в сорок пять лет, родили и воспитали детей – дочерей Омольту, Бову и сына Басана.

Басан Бадьминович Городовиков прошёл Великую Отечественную войну от начала до конца и своей боевой путь завершил на Дальнем Востоке – принял самое активное участие в разгроме милитаристской Японии. Этот путь и называется дорога мужества и славы.

Граница была протяженностью свыше трёх тысяч километров. Необходимо было выработать однозначный критерий определения приоритета. И такой бесспорный принцип был найден, о чем поведал

К.М.Симонов, приезжавший к нам в республику в 1968 году. Однако, как нередко бывало, по истечении времени после Победы, число претендентов на выход первыми на границу стало множиться.

Генерал Городовиков, исходя из своего богатого опыта борьбы с фашистами, предложили свой вариант наступления – использовать для прорыва обороны – внезапность, чтобы захватить противника врасплох.

В ночь 9 августа 1945 г., в 0.00 часов, во время разразившегося ливня дивизия, в авангарде которой шли батальоны полка Губкина, - начала штурм. Под покровом темноты штурмовым группам удалось незамечено просочиться между дотами, ворваться в первую линию обороны и вторгнуться в расположение передового укрепрайона. Утром были введены главные силы дивизии Городовикова, поддержанные артиллерией, штурмовой авиацией и мощной бронетехникой.

Это короткий взгляд в прошлое, в сферу военной биографии Городовикова позволяет сделать и некоторые очень важные выводы. После захвата второй линии обороны части 63-й стрелковой дивизии захватили город Гирин, а Б.Б. Городовиков стал начальником гарнизона. Таким образом, Городовиков и здесь, на Дальневосточном фронте, применил тактику, далеко не шаблонной ночной атаки с использованием погодных условий

Редко кому из полководцев удавалось в годы Великой Отечественной войны достойно выйти из всех сложных ситуаций, как, например, в Крыму, где Городовиков сумел не только сохранить полк, но и превратить его, в условиях окружения противником, в активную боевую силу, сплотить местные патриотические силы и развязать партизанскую войну, стать первым организатором партизанского движения в Крыму, за что удостоился ордена Красного Знамени.

Городовикову удалось первому решить стратегическую задачу выхода на западную государственную границу, а затем повторить этот маневр и на востоке, где тоже первым удалось прорвать оборону Квантунской армии.

Операция разрабатывалась по всем правилам военной науки, детально, с четким определением конкретной тактической задачи для каждого подразделения, штурмующие батальоны максимально усиливались минометными, артиллерийскими подразделениями. Командир дивизии лично отрабатывал с командирами полков, батальонов и даже рот их тактическое поведение в бою.

Командир дивизии Городовиков придавал большое значение политической работе в армии, политработников уважал за умение доводить до сознания каждого боевые задачи в деталях, готовить личный состав к боевым операциям. Неслучайно рядом с комбатом -2 Георгием Николаевичем Губкиным, Героем Советского Союза стал его замполит Федор Алексеевич Костин.

Ему довелось иметь дело с тысячами и десятками тысяч воинов, получить достаточные навыки общения с массою людей, постоянно сталкиваться с молодежью. Он приобрел огромный опыт глубокого изучения реальной обстановки в войсках, заботы об организации быта.

Б.Б.Городовиков непосредственно занимался вопросами боевой подготовки, патриотического воспитания рядового и сержантского состава, обладал навыками четкой организации обучения и воспитания воинов, повышения роли офицерского состава и политработников в армии. Всеми этому способствовало глубокое военное и политическое образование и воспитание, полученное в Академиях им. Фрунзе, Генерального штаба Военно-Воздушных Сил, Высших Академических Курсов Советской Армии.

И прибыл Б.Б.Городовиков к нам в зрелом возрасте со сложившимся характером, твердыми социальными установками, имеющим четкую позицию в вопросах личной ответственности и дисциплины, большой опыт общения с людьми и организаторской деятельностью.

Воспоминания И. Намсинов: мы, рядовые работники аппарата Калмыцкого обкома КПСС, встретили тогда приезд и начало работы со вторым секретарем областного комитета партии Б.Б.Городовикова.

С другой стороны, у нас возникали и некоторые сомнения – сумеет ли он быстро войти в новую структуру мирной жизни, займет ли подобающее положение, завоюет ли всеобщее признание, как лидер, за которым можно пойти. А мы уже знали, что Б.Б.Городовиков будет рекомендован на пост первого секретаря обкома партии, что и произошло в сентябре 1961г на двадцать первой областной конференции.

И этот период, с февраля по сентябрь, он изучал обстановку в республике, его можно было часто видеть на полях совхозов, колхозов, где близко знакомился с животноводами, механизаторами, условиями их жизни, на промышленных предприятиях, стройках. Его интересовала работа школ, учебных заведений, детских учреждений. Было немало встреч с руководителями предприятий, организаций, учреждений, в ходе которых выявлялись возникающие проблемы в их производственной деятельности, обеспечение трудящихся жильем, топливом, газом, водой.

Конечно, он пришел к руководству республики не на голое место. Но обстановка требовала совершенно новых подходов в развитии экономики и культуры, новой, неординарной стратегии, которая могла бы обеспечить выход республики на уровень других регионов. Необходим был прорыв, знаменующий резким подъемом промышленного и сельскохозяйственного производства, строительной индустрии, интенсивное развитие среднего, среднеспециального и высшего образования, науки, культуры и искусства, повышение жизненного уровня народа.

В этих целях были предприняты Б.Б.Городовиковым меры, чтобы сделать приоритетным создание материально-технической базы строительных организаций, формирование квалифицированных кадров строительных профессий и рост объема капитального строительства.

Но для этого необходимо было решить проблему финансирования и выделения материальных ресурсов, добиться у правительства принятия соответствующих решений. Следует отметить, что Б.Б.Городовиков, в силу сложившихся и развивающихся контактов, находил в правительствах СССР и РСФСР, министерствах и ведомствах полное понимание нужд Калмыкии.

Создание за период деятельности Б.Б.Городовикова ряда новых строительных организаций, укрепление их кадрами специалистов, квалифицированных рабочих. Численность строителей возросла в шесть раз – все это резко подняло возможности строителей. Ввод в действие основанных фондов за двадцать лет возрос в восемь раз. Капитальные вложения в народное хозяйство увеличилось за это время в пять раз. Таковы некоторые итоги строительной политики.

В целях укрепления материально-технической базы строительства были введены в действие крупные объекты строительной индустрии, завод крупнопанельного домостроения в Элисте, керамзитовый завод, завод ЖБИ-12, завод силикатных материалов по производству кирпича.

Наличие строительной базы позволило резко увеличить объем строительных работ, в результате чего были введены в эксплуатацию Каспийский мясоконсервный комбинат, мясокомбинат в Элисте, Каспийский машзавод по производству автоводовозов, автолавок, авторемонтный завод, Чограйское водохранилище, элеватор, элистинская птицефабрика и др. предприятия. Капитальные вложения в сельское хозяйство возросли в 1980г. по сравнению с 1961г. более, чем в шесть раз. Орошаемые площади за двадцать лет возросли в пятьдесят раз. И, наконец, надо подчеркнуть за двадцать лет прочную основу для дальнейшего развития народного хозяйства и улучшения культурно-бытовых условий населения, роста школ, учебных заведений, учреждений культуры, науки и населенных пунктов, создало завершение процесса перехода республики на потребление электроэнергии от государственных энергосетей. К 1965г. было построено двести школьных зданий на двадцать семь тысяч ученических мест. С 1959 по 1970гг. количество общеобразовательных дневных школ увеличилось двести семьдесят раз, число учащихся увеличилось до шестидесяти двух тысяч человек.

По ходатайству обкома КПСС и правительства республики Совет Министров РСФСР принял постановление от 21 февраля 1964г. об образовании Калмыцкого Государственного педагогического института в Элисте. А сегодня, КГУ многопрофильный ВУЗ, осуществляющий подготовку квалифицированных кадров по двадцати трем специальностям. На тридцати восьми кафедрах работают триста тридцать восемь преподавателей, в т.ч. двадцать два доктора, профессора, сто шестьдесят восемь кандидатов, доцентов. В КГУ около пяти тысяч студентов, из них три тысячи - на дневном, более две тысячи на вечернем, заочном обучении.

Сегодня, наш рассказ об ахалтекинской породе лошадей, разводимой в Калмыкии. Конеферма по выращиванию ахалтекинцев в Калмыкии была создана по инициативе Б.Б.Городовикова.

Сколь прекрасна эта лошадь, столь и удивительно ее происхождение. Поражает ее величавая красота: тонкая оленья шея, красивая голова, очень выразительные, умные, искрящиеся добротой глаза. Ахалтекинец по-особому легок, грациозен, у него пылкий темперамент.

Говоря об основателе конефермы Б.Б. Городовикове, нужно сказать, что он последний раз приезжал в Чагорту летом 1978г. с космонавтом Горбатко. После выводки лошадей Б.Б.Городовиков, поглаживая атласную шею резвого темно-серого жеребца по кличке Султан, подарил его космонавту. Басан Бадьминович часто писал письма начальнику конефермы Григорию Бадмаевичу с просьбой: в осенние ненастные ночи укрывать лошадей попоной и бояться сквозняков. Давал советы по селекционной работе, выращиванию молодняка.

Б.Б.Городовиков принадлежит поколению самоотверженных, проживших сложную жизнь, прошедших суровые испытания, но не сломленных духом людей, оставивших нам в наследство безграничную любовь к Отчизне и своему народу.

" Ты ещё на жизнь имеешь право,
Быстро я иду к закату дней.
Я умру - моя померкнет слава,
Не дивись и не тужи о ней!

Знай,дитя; ей долгим,ярким светом
Не гореть на имени моём:
Мне борьба мешала быть поэтом,
Песня мне мешала быть бойцом.

Кто,служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдаёт.
На борьбу за брата человека,
Только тот себя переживёт. "

Несомненно, в жизнь Некрасова, человека уже немолодого и многоопытного, Зиночка внесла немало светлых и прекрасных минут. Ей, такой молодой и цветущей, выпала участь разделить с Некрасовым самые тяжёлые, пресмертные дни его жизни.
Болезнь Некрасова(рак кишечника) обострилась. Мучительные приступы терзали его, отзываясь только и в душе Зинаиды Николаевны. После приступа Николай Алексеевич звал её к себе,усаживал рядом и долго, как бы извиняясь за причинённые страданья, рассказывал о своей жизни, о нелёгком детстве, о родителях. Он взял бумагу, перо и стал писать:
Двести уж дней,
Двести ночей,
Муки мои продолжаются:
Ночью и днём
В сердце твоём
Стоны мои отзываются,
Двести уж дней,
Двести ночей!
Тёмные зимние дни,
Ясные зимние ночи.
Зина! Закрой утомлённые очи!
Зина! Усни!
Но Зинаида Николаевна не отдыхала. Его друг П.Ковалевский писал в своих воспоминаниях:"Неизлечимая болезнь (рак в кишках) мучительная, долгая, заживо похоронила его для всех, кроме двух, не оставлявших его ни на минуту женщин: этой самой Зиночки и родной сестры. Они соперничали в самоистязании,каждая не давала себе спать, чтобы услышать первый его стон и первой подбежать к постели. Для этого Зиночка, которая была моложе и со сном справлялась труднее,садилась на пол и уставлялась на зажжённую свечу. По истечении этих двухсот дней и ночей она из молодой, беленькой и краснощёкой женщины превратилась в старуху с жёлтым лицом. "
13 февраля 1877года Некрасов обращается вновь со стихотворным посланием к жене:
Пододвинь перо, бумагу,книги!
Милый друг! Легенду я слыхал:
Пали с плеч подвижника вериги,
И подвижник мёртвый пал!
Помогай же мне трудиться,Зина!
Труд всегда меня животворил.
Вот ещё красивая картина -
Запиши, пока я не забыл.

Говори, что ты довольна другом:
В торжестве одержанных побед
Над своим мучителем недугом
Позабыл о смерти твой поэт!
Стихи, посвящённые жене вошли в последний прижизненный сборник Некрасова"Последние песни".
Ей же, своей Зиночке, поэт предоставил право на издание этой книги. Об этом говорит и строка на обороте титульного листа сборника"Собственность издательницы Ф.Викторовой".
Предчувствуя скорую кончину Некрасов решил узаконить свои отношения с Зинаидой Николаевной церковным обрядом, чтобы хоть как-то обеспечить и облегчить её жизнь после смерти мужа. Газета"Речь" сообщала в 1915 году в день смерти жены поэта:
" Некрасов нашёл в Зинаиде Николаевне женщину, которая не прельстилась ни славою, ни богатством, а просто любила поэта и жалела в нём измученного жизнью бесконечно усталого человека. Она даже не хотела стать "законной женой Некрасова, но он настоял на венчании, и Зинаида Николаевна вынуждена была уступить желанию умирающего".
У больного Некрасова не было сил ехать в церковь для свершения обряда.. Друг Некрасова юрист А.М.Унковский по просьбе поэта поехал к митрополиту Исидору . Митрополит сослался на строгие церковные уставы и сказал, что ничем помочь не может.
Как писал известный библиофил и библиограф П,А,Ефремов - "Унковский, вернувшись от метрополита обратился к военному духовенству. Достали церковь-палатку, поместили ее в зале, у Некрасова и здесь же, поддерживая его за руки, обвели его три раза, вокруг налоя уже полумёёртвого от страданий.Он был при этом босой и в одной рубашке". Венчание состоялось 4апреля1877года, а через 8 с половиной месяцев он скончался. Некрасов умер 27декабря 1877года в 8ч.50мин.
До последней минуты она находилась рядом с умирающим. Едва гроб засыпали землёй,Зинаида Николаевна обратилась к настоятелю Девичьего монастыря на территории которого находилось кладбище с просьбой продать ей место рядом с могилой мужа.
Сестра поэта Анна Алексеевна Буткевич хотела перекупить у неё место на кладбище рядом с братом, но та ответила отказом. Зато Зинаида Николаевна безвозмездно передала сестре право на издание" Последних песен" Некрасова.
На первый взгляд, дальнейшая судьба вдовы поэта должна была сложиться более или менее благополучно. Но воспетая им на века Зиночка жила трудно и много страдала.
После похорон, уладив дела с наследством, она впервые без мужа решила поехать на отдых в Карабиху - родословное имение Некрасова. Но брат Некрасова Фёдор Алексеевич встретил её грубо, не пустив её даже во флигель..Униженная и оскорблённая,ещё не оправившись от горя, в отчаянии она поехала в Ярославль,а затем в Москву с намерением подстричься в монахини. Но её планы изменились.
В1898году она поселилась в Саратове, почти не заводя знакомств, не переписывалась ни с кем.. Часть капитала, оставшуюся от мужа она тратила на скромную жизнь. Ища утешение от горя и обид пришла в саратовскую общину евангелистских христиан. Секты этой общины - коммерсанты, купцы.Они всякими способами выманили у неё оставшиеся деньги. Она пожелала получить их обратно, но не тут то было, они отлучили её от секты. Когда корреспондент газеты Н.М.Архангельский принёс Зинаиде Николаевне солидную сумму пожертвований от людей в помощь ей, отказалась взять их.Она сказала:"Я не отказываюсь от помощи, но принять деньги от частных лиц не могу. Пусть пожертвованные деньги поступят в Литературный Фонд, а он уже будет выдавать мне ежемесячную пенсию".
И так Некрасова получала от Литературного Фонда в месяц по 50 рублей. С журналистами и газетчиками она старалась не общаться. Единственный журналист с кем она общалась в последние годы в Саратове - Н.М.Архангельский.
36 лет спустя после смерти Некрасова её разыскал другой исследователь творчества Некрасова В.Е.Евгеньев-Максимов. Он так описывает встречу с вдовой:" - Посмотрела я вашу книгу. Очень она меня заинтересовала. Рада буду, чем могу, послужить вам: боюсь только, что ничего особенно ценного о муже вы от меня не услышите. Ведь вас больше всего ,я думаю,интересует его литературная деятельность, литературные знакомства. А эта-то сторона его жизни для меня, пока я жила с ним, меньше всего доступна была. Сошлась я с Николаем Алексеевичем 19-ти лет: молода,неразвита была в то время, многого не понимала,особенно того,что касалось литературной деятельности мужа. Николай Алексеевич любил меня очень, баловал: как куколку держал. Платья, театры, совместная охота, всяческие удовольствия - вот в чём жизнь моя состояла. Хорошо жилось тогда потому, что молода,ветрена была, а теперь вот глубоко жалею, что не развивал меня Николай Алексеевич. Единственный упрёк, который могу к нему предьявить. Ну,да болезнь мужа за него постаралась. Боже! Как он страдал,какие ни с чем не сравнимые муки испытывал! Сиделка была при нём,студент-медик неотлучно дежурил, да не умели они перевязывать,не причиняя боли. "Уберите от меня этих палачей!- не своим голосом кричал муж, едва прикасались они к нему. Все самой приходилось делать. Чтобы подбодрить его среди нечеловеческих страданий,весёлые песенки напеваю. Душа от жалости разрывается, а сдерживаю себя,пою да пою. Болезнь Николая Алексеевича открыла мне,какие страдания на свете бывают, а смерть его,что он за человек был,показала. А когда он умер,- со слезами продолжала Зинаида Николаевна - от людей немало пришлось мне претерпеть. Ах жестокие, жестокие есть люди! Сорок почти лет с того времени прошло, а рана в душе не заживает".
Зимой 1914 года здоровье Зинаиды Николаевны ухудшилось. Давний ревматизм ног дал осложнение на сердце. Долгая,изнуряющая боль заставила её вспомнить последние мучительные дни жизни мужа. Стараясь отвлечься от боли, она много читала на память стихи Некрасова.
Утром 27 января 1915 года она тихо скончалась в Саратове(квартира.Малая Царицынская,70) Ей было 68 лет .Похоронена на Воскресенском кладбище в Саратове Отходив всю жизнь в чёрном,. завещала похоронить в белом. Намного пережила Некрасова, она осталась верна его памяти. Как бесценную реликвию бережно хранила Зинаида до конца жизни томик стихотворений Некрасова с надписью:"Милому и единственному другу моему Зине".
"Да не плачь украдкой!-
Верь надежде,
Смейся,пой,как пела ты весной
Повторяй друзьям моим,
Как прежде
Каждый стих, записанный тобой.".

Я тоже КОЗЕРОГ, тоже певец и стихотворец. И любитель НЕкрасова.
И Ваших сочинений.

Читайте также: