Вокальное сочинение написанное на небольшое стихотворение лирического содержания

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Романенко Владимир Владимирович

Организация: МБОУ ССОШ № 1

Населенный пункт: Брянская область, город Стародуб

Организационно - деятельностный компонент:

Дата: 24.11.2020

Время: 3 урок 11.00

Участники (класс): 3в

Целевой компонент урока:

Цель: создать благоприятные условия для ознакомления учащихся с жанром русского романса. Ввести обучающихся в эмоционально-образный строй русской музыкальной культуры на основе знакомства с русской романсовой музыкой.

Задачи:

Воспитательные:

  1. Формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований;
  2. Формирование интереса к русской романсовой музыке к творчеству русских композиторов, работающих в жанре романса;
  3. Воспитание понимания детьми красоты и смысла русской романсовой музыки.

Образовательные:

  1. Познакомить детей с жанром русского романса, как одним из самых ярких и самобытных явлений русского национального музыкального искусства;
  2. Формирование представления учеников о выразительности исполнения русских романсов;
  3. Формирование умения понимать настроение героя через литературные и музыкальные произведения; Пользоваться средствами музыкальной выразительности;
  4. Формирование умения воспринимать музыку и выражать своё отношение к романсовой музыке.

Развивающие:

  1. Развивать музыкальное мышление учеников;
  2. Развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;
  3. Развивать стремление к новым творческим успехам.

Универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

  1. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через осуществление собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах деятельности;
  2. Формирование личностного выбора путём нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания;
  3. Формирование умения оценивать и осуществлять коммуникативные действия в соответствии с определённой ситуацией;
  4. Формирование умения слушать мнение собеседника.

Познавательные УУД:

  1. Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  2. Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста в учебнике;
  3. Формирование умения осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме;
  4. Формирование умения анализировать музыкальное произведение и на основе анализа делать выводы.

Коммуникативные УУД:

  1. Формирование умения слушать и понимать других;
  2. Формирование умения адекватно воспринимать и передавать информацию;
  3. Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, в том числе - вокальной импровизации;
  4. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  5. Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определять цели, функции участников, способы взаимодействия (осуществлять триединство: композитор – исполнитель - слушатель);
  6. Формирование умения управлять поведением партнера: контролировать, корректировать, оценивать действия партнера.

Регулятивные УУД:

  1. Формировать умение определять цель деятельности на уроке;
  2. Формировать саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии;

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный,частично-поисковый.

В соответствии с темой урока, целям и задачам были выбраны фо рмы организации учебной работы: фронтальная,индивидуальная и групповая. А также использовано оборудование:

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный,частично-поисковый.

Средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор,экран, звукозаписи, видеозаписи музыкального материала, фортепиано.

Структура урока

Каждый этап урока был нацелен на достижение определенного результата.

  1. Присутствует этап организационной деятельности.
  2. Стадия мотивации и целеполагания является установочной
  3. Стадия изучения нового материала.
  4. Стадия сопоставления нового материала с ранее изученным..
  5. Стадия осмысления и осознания блока нового материала.
  6. Рефлексия и вывод.
  7. Домашнее задание.

Оптимальный подбор содержания, форм, методов образовательной деятельности обеспечивал комфортную психологическую среду урока.

Содержание урока связано с жизненными потребностями и интересами учащихся: презентация, пение, движения под музыку.

Использовала презентацию,видео фрагменты для создания ярких мыслеобразов, развития интереса к предмету.

Пыталась построить такую структуру урока, которая бы учитывала психологические аспекты ведения урока, например: динамическая минутка.

Соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний умений и навыков( универсальных учебных действий).

Этапы урока способствовали развитию сознательности и активности учащихся на уроке, их познавательной деятельности, раскрытии связей теории с практикой ( пение, анализ).

Осуществлялось развитие логического мышления, умения формировать, делать выводы учащимися.

Система работы учителя.

Урок прошел организованно, был логический переход от одного этапа к другому. Было четкое управление учебной работой учащихся. Соблюдалась дисциплина. Был правильно определен объем учебного материала, распределение времени. Характер общения с учащимися был демократичным, объективным. На уроке царила доброжелательная атмосфера, учащиеся чувствовали себя свободно. Моя речь была , точной, содержательной выразительной и эмоциональной. Между учителем и обучающимися сложился партнерский стиль общения.

Материал урока способствовал развитию творческих способностей учащихся. В изучении нового материала использовался ранее изученный. Использовались межпредметные связи( знания по литературе, истории). План урока выполнен полностью, были реализованы общеобразовательные, воспитательные, развивающие цели урока. Был использован момент рефлексии для самооценки.

Тип урока: Комбинированный.

Формы работы учащихся на уроке: групповые, фронтальные, словесные, наглядные, практические, работа в группе, индивидуальные

УМК (название программы, учебник): Начальная школа ХХI века. Музыка, В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, Музыка, М. Давыдова-поурочные разработки.

Оборудование и оформление:

Учебник: Музыка, Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, Просвещение),

Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудио система.

Музыкальный материал:

Виды музыкальной деятельности на уроке:

Музыкально-слушательская: прослушивание фрагментов музыкальных произведений;

Музыкально-исполнительская: пение романсов;

Творчество: изображение в рисунке музыкальных образов, при прослушивании русского романса.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Организация начала урока ( музыкальное приветствие)

Вступительное слово учителя

Беседа по слушанию:

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

ХОД УРОКА:

Учитель: Ребята о чем вы говорили на прошлом уроке?

Дети: Связь народной и композиторской музыки.

Учитель: С какими композиторами вы познакомились?

Дети: П.И.Чайковский, Ф.Шопен

Учитель: Какие произведения этих композиторов вы слушали?

Учитель: К каким из трёх китов относятся эти произведения?

Дети: Танец, марш

Учитель: А какую учили песню?

Учитель: Послушайте несколько романсов и узнайте тему сегодня на уроке. Дети узнают и называют Какие учебные задачи поставим? Дети 1. Узнаем историю его появления.2. Какие романсы бывают.3. Узнаем композиторов и исполнителей романсов. Может быть, кто-то из вас знает, что такое романс? Может кто-то слушал романсовую музыку или родители слушают что-то из музыки русского романса?

Дети: Романс – это песня о любви. Учитель: Правильно. Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, (часто на тему любви) исполняется одним солистом с инструментальным сопровождением чаще всего гитары или фортепиано. Знаете вы эти инструменты? (Слайд 2)

Романсом называли народную песню лирического характера или героического содержания (слайд). Музыкальные поэты (слайд). Огромное влияние на развитие русского романса оказала поэзия. Обратите внимание на музыкальных поэтов.

Композиторы. Для композиторов романс стал тем жанром, в котором они могли выразить новые образы, картины, настроения (слайд).

У авторского романса были конкретные авторы.

Первыми стихи для романсов стали писать поэты: Василий Андреевич Жуковский, Александр Сергеевич Пушкин, Евгений Абрамович Баратынский, Нестор Васильевич Кукольник (слайд), а композиторы Михаил Иванович Глинка, Александр Александрович Алябьев, Александр Сергеевич Даргомыжский писали на стихи музыку (Слайд). Один из самых известных исполнителей русского романса был Фёдор Иванович Шаляпин (Слайд)

На картине изображён Фёдор Иванович Шаляпин (Слайд). Посмотрите! Написал эту картину друг Фёдора Ивановича – Константин Коровин, известный русский живописец. Он очень любил творчество Шаляпина, любил слушать его песни, рисовал его портреты., прочитайте на слайде текст и послушайте что рассказывал Коровин об их встрече с Фёдором Ивановичем Шаляпиным у мельника Никона Осиповича.

Учитель: А теперь мы послушаем романс в исполнении Фёдора Ивановича Шаляпина – великого русского певца и вы ответите на вопрос: какой характер передает музыка романса?

Беседа после слушания

Учитель: Понравился вам романс?

Дети: Да!

Учитель: Какое настроение у музыки?

Дети: Печальное, грустное, тягостное.

Учитель: Какой образ у вас возникает после прослушивания этого романса? Какие чувства у вас вызвала эта музыка?

Дети: Бедная семья, деревянный дом, тлеющая лучина. Музыка вызвала жалость, грусть, сочувствие, сожаление, печаль.

Физминутка (Слайд)

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки вверх,

Так шевелят ушками

Крадёмся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернём.

Теперь садимся тише, тише

Притихнем, словно в норках мыши.

Учитель: Художник Константин Коровин тоже очень любил творчество писателя и поэта, а особенно стихи А.С. Пушкина.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя: где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Учитель: Какое настроение возникло у вас после прослушивания стихотворения?

Дети: Грустное, печальное, тоскливое, задумчивое и др.

Учитель: Какой вы представляете няню поэта?

Дети: Добрая бабушка с добрыми глазами.

Учитель: Как называет поэт Арину Родионовну? Подтвердите словами из текста.

Учитель: Что вы думаете об отношении Пушкина к няне?

Дети: Он очень любит ее, заботится о ней.

Учитель: Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?

Дети: Да, можно.

Учитель: Для этого композитор используют средства музыкальной выразительности. Какие средства музыкальной выразительности вы знаете? Назовите их.

Дети: Темп, динамика, лад, мелодия, исполнитель.

Учитель: Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Прочитаем их.

Дети: «Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

Учитель: Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки. Для этого возьмите карточку и подчеркните нужное.- работа в группах

Темп (быстрый, медленный)

Динамика (громко, тихо)

Исполнитель (хор, солист)

Лад (мажор, минор)

Мелодия (бодрая, спокойная, взволнованная)

Учитель: Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке с помощью средств музыкальной выразительности.

Беседа после слушания и письменные ответы

Учитель: Какие образы возникли при прослушивании этого романса?

Дети: Старушка у окна, за окном снежна буря.

Учитель: Соответствует ли музыка этого романса литературному образу стихотворения?

Дети: Да! Музыка передаёт тоску, грусть, печаль

Учитель: Какие средства музыкальной выразительности помогли вам определить настроение романса?

Дети: медленный темп, грустные интонации, спокойная мелодия.

Учитель: Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на странице 31.Что общего между ними и романсом, который мы с вами прослушали?

Дети: Старушка у окна,

Учитель: А в чём разница?

Дети: Девушка играет на фортепиано.

Учитель: Сейчас на столах у вас лежат листы, на которых вам нужно будет изобразить музыкальные образы, которые у вас возникли после прослушивания романса. Что вы нарисуете? Привести примеры.

Давайте посмотрим на ваши работы?

Показ работ у доски.

Учитель: Расскажите, что вы нарисовали?

Рефлексия:

Учитель: Итак, ребята, с каким жанром музыки мы познакомились на сегодняшнем уроке?

Дети: С жанром романса.

Дети: Русский романс.

Учитель: С какими видами романса мы познакомились?

Дети: Городской и авторский.

Учитель: А какие особенности у городского романса?

Дети: Его сочиняли городские жители.

Учитель: А у авторского?

Дети: Писал конкретный автор.

Учитель: Какие романсы мы сегодня слушали?

Учитель: Молодцы! Внимательно посмотрите на доску: (Слайд)

Лучина, моя лучинушка березовая,

Что же ты, моя лучинушка, неясно горишь?

Что же ты, моя лучинушка, неясно горишь,

Али ты, моя лучинушка, в печи не была?

Али ты, моя лучинушка, в печи не была,

Али ты, моя березовая, не в лесу жила?

Лучина, моя лучинушка березовая,

Что же ты, моя лучинушка, неясно горишь?

Учитель: Как называется это романс?

Учитель: О чём рассказал этот романс? О хорошей жизни идёт речь? Или поётся про тяжёлую крестьянскую жизнь?

Дети: Про тяжёлую крестьянскую жизнь.

Учитель: Какой из романсов вам понравился больше всего?

Учитель: О каком исполнителе русского романса мы сегодня узнали?

Дети: О Фёдоре Ивановиче Шаляпине.

Учитель: Как называется романс, который сейчас прозвучит?

Дети: Жаворонок.

  1. Итог урока (выводы по уроку и выставление оценок):

Учитель: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были очень активными ребятами, внимательно слушали. Я надеюсь, что вам понравился урок!
Дети: Да!

Учитель: Ваше домашнее задание будет творческим.

Послушайте дома с родителями романс на стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, и выполните рисунок на тему этого романса.

Используемая литература:

Романс развился из песни. Формировался романс почти 400 лет, с XV века по – XIX. Расцвет романса как жанра начался во второй половине 18 века в Германии, Франции, России.

В России романс приобрёл самобытные национальные черты. Виды русского романса: городской романс; цыганский романс, жестокий романс; казачий романс.

Из русских композиторов замечательные образцы создали Алябьев, Варламов, Гурилёв, Булахов, Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Свиридов.

Александр Александрович Алябьев.

Русский композитор Александр Алябьев – родился в Тобольске, дворянин, сын губернатора, получил серьёзное домашнее воспитание, с детства занимался музыкой, получил образование в Московском университете. Герой Отечественной войны 1812 года.

После войны Алябьев серьёзно и много занимался, сочинял музыку для театра, писал оперы, инструментальные произведения, романсы, которые пользовались успехом. Сблизился с лучшими представителями русской культуры: А. Грибоедовым, И. Крыловым, А. Одоевским, А. Верстовским и др. К сожалению, успешная и яркая жизнь Алябьева прервалась: он был осуждён за тяжкое преступление, отсидел в тюрьме, около 15-ти лет провёл в ссылке, однако, продолжал сочинять музыку, создал военный духовой оркестр, дирижировал им.

В 1843 году, в 46 лет композитор, наконец, возвратился в Москву, вёл уединённый образ жизни, отдавая всё время музыке.

Александр Егорович Варламов

Александр Варламов родился в Москве, в семье чиновника. С детства проявил яркие музыкальные способности, по слуху играл на скрипке и гитаре, имел красивый певческий голос. Благодаря незаурядным музыкальным способностям в 10 лет был принят в Придворную певческую капеллу, где занимался музыкой под руководством выдающегося композитора своего времени Д. Бортнянского.

Александр Львович Гурилёв

Родился в Москве, в музыкальной семье, его отец был крепостным музыкантом графа Орлова. Гурилёв получил прекрасное музыкальное образование, занимаясь у лучших учителей вместе с детьми графа. С ранних лет играл на скрипке и альте в крепостном оркестре Орлова, этот оркестр считался одним из лучших оркестров России.

В 1831 году, в 28 лет Александр Гурилёв получил вольную и занялся композиторской деятельностью, также он выступает, как пианист и преподаёт.

Творчество композиторов А. Алябьева, А. Варламова, А. Гурилёва оказало большое влияние на современников – Глинку и Даргомыжского, позже их традиции найдут продолжение в романсах П.И. Чайковского.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомиться с жанровыми особенностями романса как произведениями музыкально-поэтического искусства 19 века ; Раскрыть глубину и проникновенность чувств поэта, запечатленных в лирических произведениях А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева

Познакомиться с жанровыми особенностями романса как произведениями музыкально-поэтического искусства 19 века ;

Раскрыть глубину и проникновенность чувств поэта, запечатленных в лирических произведениях А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева

Я счастлив тем, что встретил Вас, Неповторимый и прекрасный. И, значит, жил я не напрасно. Благодарю, волшебный мой Романс!

Я счастлив тем, что встретил Вас, Неповторимый и прекрасный. И, значит, жил я не напрасно. Благодарю, волшебный мой Романс!

Романс Романс – это музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Романс – это музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Своим появлением на свет романс обязан солнечной Испании. Благодаря творчеству странствующих поэтов-певцов в XIII—XIV веках возник, а затем утвердился новый песенный жанр Вокалу обязательно сопутствовал аккомпанемент музыкального инструмента — виуэлы или гитары. В Россию романс проник через Францию во второй половине XVIII века, сразу же попав на благоприятную почву расцвета русской поэзии

Своим появлением на свет романс обязан солнечной Испании. Благодаря творчеству странствующих поэтов-певцов в XIII—XIV веках возник, а затем утвердился новый песенный жанр

Вокалу обязательно сопутствовал аккомпанемент музыкального инструмента — виуэлы или гитары.

В Россию романс проник через Францию во второй половине XVIII века, сразу же попав на благоприятную почву расцвета русской поэзии

ТРУБАДУР - средневековый поэт южной Франции, сочинявший стихи на древнеокситанском языке (langue d'oc). Трубадуры были людьми всех слоев общества: феодалы, церковники, горожане. Трубадур воспевает благородную и совершенную даму. Творчество трубадуров свидетельствовало о большой культурной утонченности южной Франции в Средние Века.

Виды русского романса Городской романс. Основными отличительными признаками городского романса с литературной точки зрения являются конкретика в образах, ступенчатая композиция, представление лирического героя о самом себе, как о бывалом человеке, недостижимость объекта любви. С музыкальной точки зрения городской романс отличают гармонический минор Цыганский романс . За основу был взят романс обыкновенный, но в музыку и тексты были добавлены специфически цыганские приёмы и обороты. Темой текста является любовное переживание, от нежности до страсти. Жестокий романс. Своеобразие данного жанра и заключается в гармоничном синтезе жанровых принципов баллады, лирической песни, романса. В жестоком романсе можно выделить чуть больше десятка основных сюжетов. Отличаются они друг от друга главным образом причинами трагедии, а выбор концовок и вовсе невелик: убийство, самоубийство, смерть героя от горя либо смертельное горе.

Виды русского романса

Городской романс. Основными отличительными признаками городского романса с литературной точки зрения являются конкретика в образах, ступенчатая композиция, представление лирического героя о самом себе, как о бывалом человеке, недостижимость объекта любви. С музыкальной точки зрения городской романс отличают гармонический минор

Цыганский романс . За основу был взят романс обыкновенный, но в музыку и тексты были добавлены специфически цыганские приёмы и обороты. Темой текста является любовное переживание, от нежности до страсти.

Жестокий романс. Своеобразие данного жанра и заключается в гармоничном синтезе жанровых принципов баллады, лирической песни, романса. В жестоком романсе можно выделить чуть больше десятка основных сюжетов. Отличаются они друг от друга главным образом причинами трагедии, а выбор концовок и вовсе невелик: убийство, самоубийство, смерть героя от горя либо смертельное горе.

Казачий романс . Казачьи авторские песни, на казачью тематику, зародились на Дону. Родоначальником

Казачий романс . Казачьи авторские песни, на казачью тематику, зародились на Дону. Родоначальником "казачьего романса", считается песня неизвестного автор 19 века "Не для меня придёт весна. ".

Не для меня придет весна,

Не для меня песнь разольется,

И сердце радостно забьется

В восторге чувств не для меня.

Не для меня река, шумя,

Брега родные омывает,

Плеск кротких волн душу ласкает:

Она течет не для меня.

Александр Сергеевич Пушкин

Анна Петровна Керн

Анна Петровна Керн

Михаил Иванович Глинка

Михаил Иванович Глинка

Екатерина Ермолаевна Керн

Екатерина Ермолаевна Керн

Я помню чудное мгновенье

Я помню чудное мгновенье

  • В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слёз, без жизни, без любви. Без слёз, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье, И вот опять явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. Как гений чистой красоты. И сердце бьётся в упоеньи, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь. И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь. И жизнь, и слёзы, и любовь.
  • Я помню чудное мгновенье, Передо мной явилась ты. Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. И снились милые черты. Шли годы, бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. Твои небесные черты.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Мария Алексеевна Щербатова

Мария Алексеевна Щербатова

Александр Сергеевич Даргомыжский

Александр Сергеевич Даргомыжский

МНЕ ГРУСТНО

МНЕ ГРУСТНО

  • Музыка Александра Даргомыжского Слова Михаила Лермонтова Мне грустно, потому что я тебя люблю,И знаю: молодость цветущую твоюНе пощадит молвы коварное гоненье,За каждый светлый день иль сладкое мгновеньеСлезами иль тоской заплатишь ты судьбе.Мне грустно потому. что весело тебе.Мне грустно потому. что весело тебе

Федор Иванович Тютчев

Амалия фон Лерхенфельд

Амалия фон Лерхенфельд

Малашкин Леонид Дмитриевич

Малашкин Леонид Дмитриевич

Я встретил Вас… Как после вековой разлуки Гляжу на Вас, как бы во сне, И вот слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне. Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь, И то же в Вас очарованье, И та ж в душе моей любовь. И то же в Вас очарованье, И та ж в душе моей любовь. Я встретил Вас, и всё былое В отжившем сердце ожило. Я вспомнил время золотое, И сердцу стало так тепло. Я вспомнил время золотое, И сердцу стало так тепло. Как поздней осени порою Бывает день, бывает час, Когда повеет вдруг весною, И что-то встрепенётся в нас. Когда повеет вдруг весною, И что-то встрепенётся в нас.

Как после вековой разлуки Гляжу на Вас, как бы во сне, И вот слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне. Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь, И то же в Вас очарованье, И та ж в душе моей любовь. И то же в Вас очарованье, И та ж в душе моей любовь.

Я встретил Вас, и всё былое В отжившем сердце ожило. Я вспомнил время золотое, И сердцу стало так тепло. Я вспомнил время золотое, И сердцу стало так тепло. Как поздней осени порою Бывает день, бывает час, Когда повеет вдруг весною, И что-то встрепенётся в нас. Когда повеет вдруг весною, И что-то встрепенётся в нас.

Современные исполнители романсов

Современные исполнители романсов

Вика Цыганова ( автор и исполнитель)

Вика Цыганова ( автор и исполнитель)

  • Упадут звёзды синие в пруд, Ивы косы свои расплетут. Я под утро уже не уйду, Ничего, все дела подождут. Пусть согреется сердце твоё, Спи спокойно, я буду с тобой. Колыбельную нам пропоёт Летний вечер под жёлтой луной. Засыпает печаль, засыпает, Тихо тает, как звёзды вдали. Замирает душа, замирает От моей непутёвой любви. Замирает душа, замирает От моей непутёвой любви.
  • Пусть целует судьба твои дни, И утихнет в душе маята.
  • .Я с тобою осталась, пойми, Не на ночь, а уже навсегда. Я тебя никому не отдам, Отчего эти слёзы в глазах. Пусть поёт колыбельную нам Этот вечер в цветах и мечтах. Засыпает печаль, засыпает, Тихо тает, как звёзды вдали. Замирает душа, замирает От моей непутёвой любви. Засыпает печаль, засыпает, Тихо тает, как звёзды вдали. Замирает душа, замирает От моей непутёвой любви. Замирает душа, замирает От моей непутёвой любви.

Очарована, околдована Автор текста: Заболоцкий Н Композитор: Звездинский М Очарована, околдована, С ветром в поле когда-то повенчана. Вся ты словно в оковы закована, Драгоценная ты моя женщина Не веселая, не печальная, Словно с темного неба сошедшая, Ты и песнь моя обручальная, И звезда ты моя сумасшедшая. Я склонюсь над твоими коленями, Обниму их с неистовой силою. И слезами, и стихотвореньями Обожгу тебя, добрую милую. Что не сбудется_ позабудется, Что не вспомнится, то не исполнится. Так чего же ты плачешь, красавица, Или мне это всё просто чудится. Очарована, околдована, С ветром в поле когда-то повенчана, Вся ты словно в оковы закована, Драгоценная ты моя женщина

Очарована, околдована Автор текста: Заболоцкий Н Композитор: Звездинский М

Презентация на тему: " Романс. Непостижимый, прекрасный и удивительный, пленительный и страстный, чарующий и вдохновляющий, волнующий и умиряющий, целительный и хрупкий. " — Транскрипт:

1 Романс. Непостижимый, прекрасный и удивительный, пленительный и страстный, чарующий и вдохновляющий, волнующий и умиряющий, целительный и хрупкий. О романсе можно говорить очень много - неисчерпаем он в своей глубине и богатстве. А можно молча внимать ему, ибо в тишине и безмолвии обретается и постигается его таинственный смысл и сила, и звучит его голос.

2 Романс Романс в музыке вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.

4 История романса Романс развился из песни; это продукт новейшего времени. Он появился и сформировался в XVIII и XIX веках. В Россию романс пришёл из Франции и вскоре приобрёл национальные черты. Появился жанр русского романса, который быстро стал популярен на волне веяний романтизма.. В России более всего популярна такая разновидность русского романса, как городской романс, авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования.

5 Черты вокального романса В романсе следует обращать внимание больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес должен главным образом лежать в мелодии, а не в аккомпанементе. Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано или гитары, относится к разряду камерной музыки, хотя некоторые романсы аккомпанируются оркестром.

7 Два музыкальных посвящения

9 В доме одной из своих сестер Михаил Иванович Глинка встретил молодую девушку, которая привлекла его внимание. Это была дочь Анны Петровны Керн- Екатерина Ермолаевна. Она не была красавица, но его бледное, всегда немного печальное лицо и особенно выразительные глаза говорили об уме, чуткости и душевной красоте. Глинка полюбил эту девушку и эта любовь стала для него источником радости и вдохновения. Памятью об этой встрече остался и вдохновенный романс "Я помню чудное мгновенье" на стихи Пушкина, в свое время посвященные Анне Петровне Керн.

10 Какие три важных момента душевной жизни героя отражены в произведении? Какие чувства пробуждает романс? Как М.И.Глинка передал смену чувств и переживаний в романсе? Исследователи называют этот романс небольшой вокальной поэмой. Почему? Можно ли романс назвать музыкальным портретом? Если да, то почему?

11 Очи чёрные, очи жгучие, Очи страстные и прекрасные! Как люблю я вас! Как боюсь я вас! Знать, увидел вас я не в добрый час! Очи чёрные, жгуче пламенны! И манят они в страны дальние, Где царит любовь, где царит покой, Где страданья нет, где вражде запрет! Не встречал бы вас, не страдал бы так, Я прожил бы жизнь улыбаючись. Вы сгубили меня, очи чёрные, Унесли навек моё счастье. Очи чёрные, очи жгучие, Очи страстные и прекрасные. Вы сгубили меня, очи страстные, Унесли навек моё счастье… Очи чёрные, очи жгучие, Очи страстные и прекрасные! Как люблю я вас! Как боюсь я вас! Знать, увидел вас я не в добрый час!

Нажмите, чтобы узнать подробности

К жанру романса обращались и обращаются многие композиторы. Для них эта форма вокальной музыки являлась и является своеобразным дневником ярких впечатлений, душевной исповедью. Почему романсы живут в памяти людей? Потому что они воспевают великое человеческое чувство - любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.

Романс — это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания Родина романса - Испания

Романс — это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания

Родина романса - Испания

Замечательные образцы русских романсов создали композиторы А. Алябьев А. Варламов А. Гурилёв С. Рахманинов Н. Римский-Корсаков П. Чайковский Г. Свиридов

Замечательные образцы русских романсов создали композиторы

С. Рахманинов

Н. Римский-Корсаков

П. Чайковский

В ряду великих русских композиторов, составляющих славу и гордость русского романса, немеркнущим светом сияет имя Михаила Ивановича Глинки

В ряду великих русских композиторов, составляющих славу и гордость русского романса, немеркнущим светом сияет имя Михаила Ивановича Глинки

Глинка был основоположником русской классической музыки . Он первым глубоко и разносторонне выразил в своих произведениях душу русского народа. Именно он поставил русскую музыку в один ряд с лучшими произведениями мировой культуры, именно он стоял в начале нового исторического периода развития русской музыки. Разнообразное по жанрам вокальное творчество М.И. Глинки – бесценный вклад его в область русской романсово-песенной лирики. Первым из русских композиторов он достиг высокого слияния музыки и текста в единое поэтическое целое.

Глинка был основоположником русской классической музыки . Он первым глубоко и разносторонне выразил в своих произведениях душу русского народа. Именно он поставил русскую музыку в один ряд с лучшими произведениями мировой культуры, именно он стоял в начале нового исторического периода развития русской музыки.

Разнообразное по жанрам вокальное творчество М.И. Глинки – бесценный вклад его в область русской романсово-песенной лирики. Первым из русских композиторов он достиг высокого слияния музыки и текста в единое поэтическое целое.

Будучи сам прекрасным певцом и вокальным педагогом, Глинка не только стал первым классиком русского романса, но и создателем русской вокальной школы, русского бельканто, то есть "красивого пения", где плавность, гибкость, пластика красивых мелодий сочетаются с глубоким реалистическим раскрытием душевного смысла поэтического слова.

 В его романсах мы находим и сцены из жизни, тонкие музыкальные пейзажи, портреты окружавших его людей, картины далеких стран и времен. Нельзя не отметить жанровое многообразие вокального творчества композитора. Это и лирический романс, элегия, русская песня, серенада, баркарола, застольная песня, баллада, а также романсы, написанные в танцевальных ритмах – вальса, мазурки, польки, болеро, полонеза. Все романсы Глинки были очень популярны.

В его романсах мы находим и сцены из жизни, тонкие музыкальные пейзажи, портреты окружавших его людей, картины далеких стран и времен.

Нельзя не отметить жанровое многообразие вокального творчества композитора. Это и лирический романс, элегия, русская песня, серенада, баркарола, застольная песня, баллада, а также романсы, написанные в танцевальных ритмах – вальса, мазурки, польки, болеро, полонеза.

Все романсы Глинки были очень популярны.

Ранний период Романсы раннего периода отличают теплота чувств, выразительность, национальная окраска.

В ней проявились характерные для бытовых романсов того времени черты

Муз. М. Глинки, сл. А. Пушкина

Один из ярких образцов зрелой лирики Глинки Поэт писал текст на уже готовую музыку. В стихотворении говорится о сложной борьбе чувств в душе человека. Очень тонко музыка передает эту борьбу.

Глинка внес нечто новое в жанр элегии – он воплотил в ней сложную картину душевных переживаний.

Центральный период творчества Глинки

"Прощание с Петербургом ", цикл из 12 романсов созданный Глинкой в 1840 году.

М Глинка – Н. Кукольник

Образы природы находят красочное воплощение в этом романса. Музыка передает спокойное, безмятежное настроение, вызванное наслаждением жизнью и красотой природы.

Баркарола - песнь лодочника в итальянской народной музыке (песня венецианских гондольеров) , в частности, в Венеции, где по улицам передвигаются на лодках. Там они называются гондолами (венецианская гребная лодка). Песни певучие и плавные, как плавным бывает движение лодки.

Баллада – это вокальное или инструментальное произведение повествовательного характера

Во Франции существует легенда о Наполеоне, который встает по ночам из гроба и делает смотр своим войскам.

Музыка баллады создает картину призрачного, фантастического ночного парада . Использование жанра военного марша, вызывает воспоминания о боевых походах, доблести, подвигах, придает романсу характер романтического воспевания верности воинскому долгу.

В заключении можно с уверенностью сказать, что светлая и жизнеутверждающая музыка Глинки – это великое достояние русской музыкальной культуры. А его романсы — это уникальное откровение, волнующий, поэтичный мир с тончайшими мелодическими отражениями чувств и настроений.

В заключении можно с уверенностью сказать, что светлая и жизнеутверждающая музыка Глинки –

это великое достояние русской музыкальной культуры.

это уникальное откровение, волнующий, поэтичный мир с тончайшими мелодическими отражениями чувств и настроений.

Читайте также: