Сочинение на тему скорость чтения

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ реферат Современ.методики повышения скорости чтения.doc

Современные методики повышения скорости чтения:

Информированный человек – быстро читающий человек. Техникой быстрого чтения владели многие великие люди, в том числе Ленин и Горький. Некоторым людям способности, необходимые для скорочтения, даны с рождения. Другие получили их в результате запойного чтения в детстве. Остальные обладатели навыков скорочтения приобрели последние в результате обучения.

У скорочитающих скорость нервных процессов выше, чем у ленивых защитников методик медленного чтения. Скорочитающий всегда и во всём впереди. Иными словами, скорость чтения – это не только быстрый приём информации, но и высокий темп образа жизни.

Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи.

Сегодня все чаще говорят о том, что современная молодежь мало читает. Эту проблему подчас связывают с проблемой клипового мышления.

Попробуем разобраться, что же это такое, и каким образом оно может влиять на:

· восприятие окружающего мира;

· способность к анализу информации;

· систему морально-этических ценностей.

Клиповое мышление не смертельно, но и не безвредно.

Прежде всего, оно влияет на успешность учебы. Для современного подростка осилить что-либо из классической литературы XIX века – уже сверхзадача. Не потому ли такой популярностью пользуются всевозможные дайджесты и готовые сочинения.

Проведенные эксперименты показывают, что резко снизился коэффициент усвоения знаний. Старшеклассников попросили ответить на ряд исключительно простых вопросов из программы предшествующих лет обучения. Выбирался только тот материал, незнание которого оценивалось в соответствующем классе на двойку. Результаты показали коэффициент на уровне 10%.

Другая сторона клипового мышления – ослабление чувства сопереживания, ответственности.

Но от стиля мышления во многом зависит успешность по жизни.

Чтобы овладеть методом быстрого чтения, очень важно вначале осознать причины медленного, традиционного чтения и понять их природу.

Можно выделить пять основных недостатков традиционного метода чтения.

Первый из них — артикуляций при чтении.

Движения губ, языка и других органов речи при чтении про себя затормаживаются лишь внешне. На самом же деле они находятся в постоянном скрытом движении. Интенсивность этих микродвижений артикуляторов зависит, прежде всего, от уровня развития навыка чтения и сложности текста. Чем менее развит навык чтения про себя (у детей, например) и чем сложнее текст, тем ярче выражена артикуляция, тем больше развернута внутренняя речь.

Под внутренней речью понимается беззвучная мысленная речь, речь про себя, которая возникает, когда мы читаем не вслух, а молча

Второй принципиальный недостаток — малое поле зрения при чтении.

Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются буквы, слова, в лучшем случае два-три слова, поле зрения очень мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок). Такой прием можно назвать дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше становится число этих остановок по тексту, а в итоге чтение эффективнее. Быстро читающий за одну фиксацию взгляда успевает воспринять не два-три слова, а всю строку, целое предложение, иногда и весь абзац.

Третий недостаток — регрессия при чтении.

Под этим понимаются непроизвольные возвратные движения глаз к недопонятым фразам, словам, предложениям. Происходят повторные фиксации глазами одного и того же участка текста. Однако при регрессиях на строчке глаза совершают движение назад, но не в исходную точку фиксации, а только вблизи нее, ограничиваясь лишь своеобразной зоной предсказания, в которой нет отчетливого и точного восприятия читаемого слова.

Четвертый недостаток традиционного чтения — комплексный, и условно его можно назвать — отсутствие гибкой стратегии чтения.

Последний, пятый недостаток — отсутствие внимания при чтении.

Как было установлено многочисленными наблюдениями, медленное чтение чаще всего — чтение неряшливое, невнимательное. Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для понимания. У медленно читающего в процессе чтения внимание часто переключается на посторонние мысли и предметы, и интерес к тексту снижается. Поэтому большие фрагменты читаются механически и смысл прочитанного не доходит до сознания.

Методики повышения скорости чтения

В настоящее время существует немало методик, направленных на повышение скорости чтения. Большим успехом пользуется 1. метод выборочного чтения, когда читается не все подряд, а лишь то, что соответствует определенным задачам. Существуют также 2. техника чтения целыми словами (этот метод очень популярен в США), 3. техника, заключающаяся в угадывании смысла предложения по его началу и нескольким опорным словам.

Работа над скоростью чтения.

В системе И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко есть 3 упражнения, которые оказались наиболее эффективными: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Все три названных упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, т.е. читают одновременно все ученики (каждый в своём темпе), но вполголоса. При проведении многократного чтения следует учитывать, что у разных учеников скорость чтения различна.

Поэтому не следует задавать одинаковый по объёму отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

Проводится это таким образом. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознанно, осмысленно детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение минуты. По истечение минуты, каждый из учеников замечает, до какого слова он уже дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатом первого прочтения.

Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить характер упражнения и поупражнять на этом же кусочке текста артикуляцию. Вот для этого и предназначено следующее упражнение – чтение в темпе скороговорки. Тут следует уделять внимание чёткости прочтения окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем

останавливаем учеников и начинаем третье упражнение. Ребята выразительно и красиво прочитывают знакомую часть текста до конца и переходят на незнакомую часть текста. Если ежедневно проводить 3 таких упражнения на уроках чтения, то в конце концов длительность

чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2-3 недели чтение заметно улучшится.

Самозамер чтения (скорости): в течение одной минуты читают текст (каждый в своём темпе), замечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают слова и записывают результат в дневник. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа.

Помогают совершенствованию техники чтения и развитию речи упражнения,

Гласные: а о у ы и э

Сочетания: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, аоуиэ, аиуоэ

Согласные: з-с-ж, ш-ж-с

Согласные и гласные: же, че, ща, жра, жри

2. Слова, трудные для произношения: электрификация, портфель, иллюминация и др.

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата. Давать в качестве разминки перед

Этот приём используют с периода обучения грамоте, постоянно усложняя его:

· За короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение.

Цель этого вида работы: развитие поля зрения, зрительного восприятия слов.

Словарная работа.

В симпатичную коробочку собирать слова, значение которых непонятно. Можно ребятам приносить те слова, о которых они хотят рассказать сами. Ребёнок приносит карточку со словом, объясняет его значение, всем вместе можно составить предложение с данным словом.

Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников (80 – 160 слов в минуту). Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем. Проверку осуществлять путём внезапной остановки на каком-либо слове и повторения его. Дети должны остановиться на этом месте, показать слово, а учитель выборочно проверяет.

Упражнение вводится для развития скорости и гибкости (умение менять скорость чтения в зависимости от содержания).

Чтение домашнего текста и незнакомого в сравнении (проверка скорости чтения). У учащихся есть тетрадь учёта скорости чтения, где они 1 раз в неделю отмечают скорость чтения домашнего и незнакомого текстов. Сравниваем эти результаты с результатами, полученными

через неделю, месяц. Это упражнение активизирует деятельность учащихся, так как они видят свой рост и убеждаются в том, что труд приносит успехи.

При чтении текста дети на максимальной скорости считают слова и одновременно ищут ответы на вопросы. В 1 классе вопросов должно быть не более 3-х, во 2 классе - не более 4-х, в 3-4 классах – не более 5-ти.

Цель упражнения: загрузить слуховой аппарат учащихся постоянной работой – счётом слов.

Школьники лишены возможности вокализировать текст про себя, т.е. приучаются читать только глазами.

Под счёт 1, 2, 3 фиксируем взгляд на начале, середине и конце строчки. Читаем таким образом абзац. Что запомнили? Чтение вслух.

Используется для расширения зоны восприятия на начальном этапе, затем тренируем учащихся на счёт 1, 2, фиксируя взгляд на начале и конце строки.

В течение 20 секунд, перемещая взгляд вертикально-слаломно, пытаемся найти существенную информацию. Скорочтение.

Тренировочные упражнения лучше проводить на материале статей, взятых из учебника

Скорочтение по методике Игоря Григорьевича Пальченко.

1. Учительское чтение (аудирование)

2. Чтение за диктором (учителем или хорошо читающим учеником). Чтение слово в слово:

· сначала по слогам;

3. Чтение в паре.

4. Пересказ с опорой на текст ( с подглядыванием).

5. Многократное чтение (одно предложение несколько раз):

· первый раз медленно орфографически;

· второй раз медленно;

· третий – быстрее, целыми словами;

· в темпе разговорной речи;

· как скороговорка или выразительно с логическим ударением.

6. Убыстрение темпа до уровня скороговорки.

7. Переход на незнакомый текст.

8. Чтение с отрывом взгляда от текста (сначала на стихотворной форме).

Упражнения на скорочтение

Сначала слово читаете вы, а потом ребёнок повторяет за вами. Сначала берите односложные слова: кот, рак, сыр, сук, лук, лес, лев, зуб, луг, дом, сок, мак, воз, нос, год, мох, кит, газ и т.д.

Сначала берите 3-4-5 слов и читайте их медленно, потом прибавляйте по одному слову и читайте быстрее. Хорошо, если с секундомером. Устройте соревнование, пусть ребёнок вас перегонит, а вы обязательно его похвалите. В следующее занятие прибавляйте 5-6-7 слов и т.д. можете довести до 20 слов.

Напишите и прочитайте слово КОТ, ребёнок повторяет, затем добавьте ЛИСТ, вернитесь к слову КОТ и повторите 2 слова, затем добавьте двусложное слово ГРУ-ША, вернитесь к слову КОТ

и повторите все 3 слова. Добавьте трёхсложное слово ДО-РО-ГА , снова повторите все слова, добавьте четырёхсложное слово ТЕ-ЛЕ-ВИ-ЗОР. Снова повторите все слова. Затем пусть ребёнок прочитает сам все слова, засеките время. Потом ещё раз, ещё – до предела его возможностей.

Ежедневно выполняйте это упражнение 3-4 раза, стараясь увеличивать количество слов.

Выберите из книги 1-3 строчки. Прочитайте сами вслух медленно, незнакомые слова объясните. Затем медленно читает ребёнок, затем включите секундомер, пусть читает один

раз, второй, третий. С каждым разом быстрее. Доведите скорость чтения до предела его возможностей, прочитав 3-5-10 минут. Сначала читайте вслух, потом про себя.

Выберите в книге абзац в 3-6 строк, ребёнок засекает время, вы медленно читаете вслух этот абзац. Затем вы включаете секундомер, а ребёнок читает этот же абзац, но как можно быстрее. Запишите время. Затем снова читаете вы, потом – ребёнок. Доведите скорость чтения до предела, каждый раз записывая результат.

предыдущие слова читать быстрее и быстрее, дойдя до конца предложения, прочитать его 3-4 раза, увеличивая темп до предела возможностей ребёнка. И так 2-3 предложения в занятие.

· Не жалела мама мыла,

Мама Милу мыла мылом.

Мила мыла не любила.

Ей без мыла было мило.

· На реке поймали рака,

Из-за рака вышла драка.

Это Лёшка-забияка

Снова в реку бросил рака.

следить за текстом и стараться увидеть то слово, которое произносится, затем предложить ребёнку прочитать самостоятельно. Продолжайте читать эти скороговорки даже после того, как ребёнок выучит их наизусть. Устройте соревнование с использованием секундомера .

Как помочь своему ребёнку?

Вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо учился? Учёные доказали, что скорость чтения является важным фактором из числа влияющих на успеваемость. При низкой скорости чтения ухудшается понимание текста, необходимо читать его дважды, а то и трижды. Ребёнок, который не умеет читать, будет испытывать большие трудности при выполнении домашних заданий. Читать для такого ребёнка – мука!

Повышению скорости чтения способствует домашняя тренировочная работа. Вот несколько советов по её проведению.

1) Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Лучше домашнюю тренировку проводить порциями по 5-7 мин. Несколько раз за вечер.

2) Жужжащее чтение. Чтение вслух, вполголоса.

3) Чтение перед сном (можно использовать при подготовке устных предметов). Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

4) Режим щадящего чтения: чтение по очереди ребёнком и родителем.

5) Совместное чтение ребёнка и родителя. Родитель задаёт темп чтения, ребёнок старается не отстать. Скорость должна увеличиваться постепенно.

6) Чтение в темпе скороговорки. Упражнение для развития артикуляционного аппарата.

8) Систематичность чтения. Ни один из описанных приёмов не даст результата, если применять его лишь время от времени.

Вывод, если скорость чтения является очень медленной или медленной, необходимо обратить на это самое пристальное внимание. Конечно, многие люди имеют невысокую скорость чтения, потому что каждый человек индивидуален, а на скорость чтения влияет множество факторов: активность, внимательность, темперамент, особенности мышления, эмоции, мотивация, целевая установка и т.д. Но в условиях учебного процесса при низкой скорости чтения может просто не хватить времени на овладение необходимым количеством учебного материала, поэтому существует особая необходимость в рационализации чтения.

Итак, чтобы увеличить скорость чтения, нужно первое - сильное желание; второе – индивидуальный подход в рамках существующих приемов, третье - ежедневные тренировки. Сегодня самые современные приемы обучения быстрому чтению основываются на развитии способности понимать прочитанное и надлежащей организации процесса чтения.

В начальной школе проверяют скорость чтения вслух. По данным скорости чтения выставляют оценки.

Странно, но при оценке скорости чтения никак не учитывается скорость мыслительных процессов ребенка, возможности артикуляционного аппарата в части скорости проговаривания. А ведь эти показатели – строго индивидуальны, а их влияние на скорость чтения вслух – очевидно. А можно ли как-то помочь ребенку увеличить скорость чтения вслух?

Да можно, но темп увеличения

Фактически, работа над скоростью начинается еще на этапе обучения чтению слога: работа со слоговой таблицей преследует именно эту цель.

На этапе чтения слова можно упражняться в чтении не связанных между собой слов, группируя их для каждого занятия по схожести слоговой структуры. Например, читать сначала слова, состоящие из трех букв – из закрытого слога (ЛУК, ЖУК, РАК, ЛОБ, НОС…), затем слова, состоящие из двух открытых слогов (ЛИПА, РЕКА, НОГИ, ЛОСИ, ЧАСЫ…), затем слова, состоящие из пяти букв (РЕЧКА, ПАРТА, ПОЛКА,

ЛАМПА, ПЕЧКА, КОШКА…), далее слова из трех открытых слогов (ДОРОГА, МОРОЗЫ, ТЕЛЕГА, СОБАКА, ЛОПАТА, ПИРОГИ…). При этом эффективно многократное прочтение одних и тех же слов, как бы по памяти. Если при выполнении этого упражнения каждый раз отмечать количество слов, прочитанных ребенком за определенный отрезок времени, то каждое новое прочтение этой группы слов обязательно будет увеличивать количественные показатели, при этом результат упражнения становится видимым.

Обязательно нужно указать ребенку на этот положительный результат. Может быть, он станет началом понимания, что, если тренироваться в скорости чтения, успех обеспечен.

Попробуем проанализировать, как мы читаем книги. Каждое ли слово прочитываем? Нет! Часто по смыслу контекста догадываемся о следующем слове.

Умеют ли это делать Дети? Да, иногда дети стараются догадаться о последующем за читаемым в настоящее время, словом, но не всегда это им удается. Мы обычно требуем в таком случае полного прочтения слов и запрещаем ребенку додумывать слова.

Но это менее целесообразный способ в обучении осмысленному чтению, чем специальные упражнения в отгадывании последующего слова. Попробуем открывать читаемый ребенком текст по одному слову (закрываем “лишнее” пространство, можно вырезать “окошко” для читаемого слова в большом листе бумаги), периодически предлагаем ребенку отгадать следующее слово. Такое упражнение приучит ребенка внимательнее вникать в контекст читаемого и снизит количество случаев ошибочного “додумывания” текста.

Так же как и при чтении групп слов, при чтении текста полезно многократно его прочитывать (установив заранее время чтения), отмечая каждый раз, на каком слове закончилось чтение, увеличивая каждый раз количество прочитанных слов. Еще Л. Н. Толстой рекомендовал чтение текстов, заранее заученных на слух. Суть такого чтения в том, что ребенок, зная слово, видит его графическое изображение, соотносит написанные буквы с живыми звуками, увеличивая таким образом скорость чтения.

При этом ребенок будет получать удовольствие от своих видимых успехов в чтении, а значит, будет читать с желанием.

Нужно обращать внимание и на чтение текстов, написанных разным шрифтом (по виду шрифта и по размеру). Нередко у ребенка затрудняется чтение при переходе на другой шрифт. Следует упражняться в скорости чтения на разнообразных шрифтах.

Скорость чтения значительно могут снижать несколько факторов:

Трудности произношения/нарушенное произношение, в этом случае необходима помощь логопеда;

Рассеянное внимание или повышенная утомляемость ребенка, в этом случае надо понять, что ребенок читать быстрее в настоящее время не сможет, скорость чтения увеличится вместе с созреванием и укреплением нервной системы ребенка;

Нарушение зрения у ребенка – часто взрослые и не догадываются о такой возможности/ нужна консультация окулиста, чтобы исключить этот фактор;

Нежелание ребенка читать – тогда уже нам, взрослым, нужно задуматься, а все ли мы правильно делаем, занимаясь с ребенком.

Какова же оптимальная скорость чтения вслух? Считается, что чтение со скоростью, приближенной к скорости разговорной речи (90-120 слов в минуту), наилучшим образом обеспечивает понимание прочитанного. Если скорость чтения повышена или понижена, понимание смысла ухудшается.

Итак, работая над скоростью чтения, нужно помнить:

Темп увеличения скорости чтения и конечный результат тренировок зависит от индивидуальных особенностей ребенка;

Трудности увеличения скорости чтения могут быть обусловлены и нарушением произношения, и нарушения зрения, и незрелостью нервной системы, и неверно выбранными способами обучения;

Чтобы ребенок хотел работать над скоростью чтения, результат должен быть “виден”;

Осмысленность чтения важнее скорости – если ребенок, увеличивая скорость чтения, теряет смысл прочитанного, необходимо прекратить упражнения и продолжить работу над осмысленным чтением предложений и текстов.

Если вы хотите научить ребенка любить читать, то:

Сопрягайте чтение только с удовольствием, не принуждайте ребенка к чтению!

Всегда хвалите ребенка за самостоятельное чтение.

Регулярно находите время для занятий чтением, даже когда вы очень заняты, это возможно.

Внимательно подходите к выбору книги для самостоятельного чтения. Имеют значение: содержание, иллюстрации, шрифт.

Как можно раньше приучайте к чтению книг: сначала ребенку по силам прочитать название главы, которую вы ему читаете вслух, а позже он сможет читать с вами по очереди.

Преподносите чтение вслух как награду!

Сравнивайте мультфильмы и книги в пользу последних.

Не прекращайте читать вслух, даже когда ребенок уже умеет читать сам.

Вспомните о технических средствах: аудиозаписи и видеофильмы помогают привить интерес к чтению.

Прививайте культуру обращения с книгой.

Возьмите за правило: на просьбы “помоги” и “поиграй” взрослый может и не реагировать, а просьба “давай вместе почитаем” удовлетворяется всегда!

Сейчас интересные книги выходят, кажется, чуть ли не каждую минуту.
Помню, когда я училась, в какой-то момент нам стали рекомендовать огромное количество книг к прочтению и все были очень интересными и полезными, но на то, чтобы их прочитать, мне, да и любому другому человеку надо было потратить пару жизней. И тогда я как-то серьезно задумалась о скорочтении, даже скорее почувствовала в нем необходимость.

Сразу скажу, училась я сама по статейкам и книгам из интернета, поэтому рекомендовать свою методику не могу, ибо это скорее всего мой хитровымудренный способ, полученный долгой практикой. Скорочтению вполне реально научиться за пару недель, с постоянной практикой конечно и сильной мотивацией.

Еще одним стопором в чтении является многократное пересматривание слов, возвращение к прочитанному. Здесь хорошо помогает такой элементарный трюк, как чтение с пальцем, то есть отслеживание строчек как в первом классе.

На самом деле наш мозг — очень гибкая штука и мы можем прекрасно воспринимать текст например с перепутанными буквами, с половиной непропечатанных букв и так далее, но обычно человек слишком ленив и катится тем путем, которым привык.

Могу сказать, что для художественной литературы, журналов, статей не требующих вдумчивого чтения скорочтение это идеальный способ, экономящий прорву времени. Однако для понимания и осознания текста читать придется медленно и прибегать к другим уловкам, типа конспекта содержания и так далее. В настоящий момент большинство онлайн тестов показывает мне скорость 650-700 слов в минуту и 80% усвоения текста. Моя читалка сказала, что в 2015 году я прочитала за год 126 книг, то есть примерно по 2 в неделю. Для меня стало открытием то, что не все книги вообще надо читать, просматривая содержимое и понимая, что это шлак, который никогда не понадобится мне я легко могу отказаться от прочтения. Незаметно обогащается словарь и в голове откладываются разные факты, которые даже невозможно вспомнить из какой книги. Но минусы тоже есть, например я плохо запоминаю названия книг и авторов, поэтому мои советы обычно сводятся к пересказу содержания и угадывания что же это за книга.

А вы владеете скорочтением? Как учились? Хотите ли? Видите ли вообще в этом смысл?

★ Летта

Дизайнер, иллюстратор, несу творчество в массы :)

21 комментарий

Прочла когда-то пару уроков, но, видно, не так мне это важно было.
Проверила себя сейчас, получилось немного больше 200 слов (если считать предлоги/союзы, хотя, наверное, их не надо было считать). Учитывая, сколько информации в интернете мы получаем – читая – думаю, в целом, скорочтение, это полезный навык.
НО хорошие книжки любимых авторов нужно растя-а-агивать, как лакомство. Я теперь долго не могу найти книжку по вкусу((( Как что-то подобное попадается – экономлю)))
Бррр, без субвокализации –как-то страшно, как научиться думать, не говоря в голове (понятно, что изначально мысль без слов идет, а потом формируется, но вообще без слов – это пугает). Хотя бывает, я задумываюсь о чем-то, при этом продолжая читать. Но в этом случае хорошо если 1% информации усваивается.

Считать надо как Аэлита ниже написала, лучше всего найти тест онлайн какой-нибудь, мне оч понравился вот этот
Про растягивать как лакомство… у меня таких книг ужасно мало, в основном просто дикий ужас, а лопачу я основательно всякие жанры. А какие вкусы, может я подкину что-нибудь из того, что мне понравилось?
Субвокализация по мнению ученых как раз отвечает за понимание текста, она обычно не пропадает полностью, но у меня осталась как бы такой общей идеей, не знаю как это объяснить. Как будто смотришь на абзац и тебе главную выжимку из него подсказывают.

Считать надо как Аэлита ниже написала, лучше всего найти тест онлайн какой-нибудь, мне оч понравился вот этот

В первый раз 243 — с пониманием 50%
Второй 212 — с пониманием 82%
В общем, меня пока вполне устраивает)))


Выделяются ключевые слова

Спасибо большое! Заинтриговали))) Побежала смотреть)


Аааа! Как интересно. :)))
Подкинула ты игрушку :)))
Нагуглила я тесты, конечно, вот, что вышло:

Кстати, я провалила из контрольных вопросов как раз название и фамилию автора :))) Я тоже на это минимум внимания обращаю всегда и забываю :)))


И второй еще быстрее, но там я ждала вопросов, а их не было в конце:

Чот у тебя какие-то странные тесты, в том что я выше указала интересно сколько будет знаков? Там еще табличка про понимание выводится и вообще все классно.
Кстати есть софтина для браузера, называется Spritz по-моему, там весь текст по слову прогоняется в таком окошке и можно реально быстро-быстро читать даже без обучения, обучение нужно в основном, чтобы понимать, что же ты там такое быстро читаешь. А я художку наоборот читаю быстро, потому что чем быстрее прочитаю, тем быстрее еще что-то интересненькое найду и всегда срабатывает.
Кстати удовольствие от языка я прям давно не получала, сейчас шлака много, а я придирчивааааяяяя.

Ты наверное просто уже была готова и мозг ухватывал все что нужно, поэтому такие результаты тебе кажутся высокими. Но вообще штука интересная, у меня после прохождения нескольких разных чуть ли не до 800 слов подскочила скорость, хотя я знаю, что это не так. Понятно, что все реклама, но как инструмент нормально юзать)

Кстати, я вот сейчас сравнила тесты. Мне кажется, по количеству знаков в единицу времени считать корректнее. Просто потому, что тексты разные, из слов разной длины. Одно и то же количество знаков может дать разброс кол-ва слов ну очень сильный. Имхо.

  • aeleeta
  • Отредактирован : 7 января 2017, 16:11

Да я тем более не знаю, как правильно, просто мне кажется логичным использовать более постоянные единицы измерения, а то в попугаях все длиннее, как известно :)))

Берите выше. Нестандартное мышление и стремление к творчеству из фантастики, логика и способность реконструировать причинно-следственные связи из детективов. И то, и другое вполне можно применять на практике :).

  • Mist
  • Отредактирован : 12 января 2017, 20:28

Предпочитаю читать вглубь :).

Вообще с информацией, на мой взгляд, как с едой. Лучше есть сколько необходимо (и что-то качественное), иначе сказывается на здоровье. Примеры запоротого информационным обжорством здоровья видел лично. Либо у людей начинаются психологические проблемы, а иногда и психические, либо мигрени, головные боли, поедание обезболивающих (которые вызывают привыкание). Зачастую и то, и другое.

Медленное (пристальное) чтение — это практика, противостоящая пассивному и бездумному потреблению информации. В отличие от скорочтения, которое обещает научить нас читать по 100, 200, 300 книг в год, или школьного чтения, раздающего готовые формулы и ответы на все вопросы, медленное чтение предполагает глубокое, комплексное погружение в текст и самостоятельную, ответственную работу с ним.

Рождение этой практики часто связывают с появившимся в конце ХХ века медленным движением. Его сторонники стремятся замедлить темп жизни, сильно ускорившейся в последнее время, во всех ее сферах — от еды и путешествий до моды и науки. Однако феномен медленного чтения возник намного раньше.

В Англии о том же говорил Томас Стёрнз Элиот.

По его мнению, роман или стихотворение — это самостоятельный эстетический объект. Его смысл раскрывается только в нем самом, во взаимодействии его компонентов, поэтому он требует внимательного прочтения.


Зачем читать медленно

Сегодня некоторые из утверждений Поварнина можно поставить под сомнение, но одно из них остается неоспоримым:

Что же это за польза?

Художественная литература, как и философская, никогда не была источником готовых знаний. Оба вида книг предполагают активное чтение, которое исключает спешку.

Жак Деррида показывает свою библиотеку

Во-вторых, серьезная и вдумчивая работа с книгой иногда приводит к настоящим озарениям. Медленное чтение заставляет нас долго концентрироваться на фрагменте текста, воспринимать его как проблему, требующую решения, и подбирать к ней ключи. Когда наш мозг после такой интенсивной деятельности переключается в пассивный режим, случаются творческие прозрения.

Значит ли это, что сюжет не имеет значения? Нет, просто дело не только в нем. Авторы неспроста изводят бумагу и чернила, подбирая нужные эпитеты и выражения и сотню раз исправляя один и тот же абзац.

Художественное произведение раскрывает свой смысл в полной мере только тогда, когда его рассматривают как целостный эстетический объект, состоящий из системы образов, соответствий и переплетений. Каждая ветка сирени, рассеченная лягушка, грамматически неправильная фраза героя или его описание играют в произведениях великого автора свою роль. Пропустить их или не придать им значения — то же самое, что пролистать два параграфа в учебнике математики. Но чтобы эти детали заиграли красками и наполнились смыслами, во время чтения нужно использовать свое воображение. Не ленитесь думать о душевном состоянии героя, вместе с ним обхватывать широкий дуб или дорисовывать недостающие краски на обоях — всё это разовьет ваш эмоциональный интеллект и эмпатию и подарит драгоценный опыт тысячи непрожитых жизней.

Наконец, глубокая и продолжительная работа с текстом тренирует память и концентрацию. Книга, прочитанная за один присест, забывается за неделю. Если же книгу читали медленно, анализировали ее и задавали вопросы, она врежется в память надолго. Всё потому, что за то время, которое мы тратим при таком подходе на чтение, в нашей голове успевают образоваться не просто ассоциативные связи, а целые пучки и кластеры.

Как читать медленно

Общий совет: перед тем как приступать к чтению, отключите мобильный телефон и прочие девайсы. Или не выключайте, но поставьте их на беззвучный режим и уберите подальше. Дело в том, что оповещения из соцсетей стимулируют выработку дофамина в нашем мозге, а это мешает нам получать удовольствие от деятельности, требующей внимания, в том числе от неторопливого чтения хорошо написанного текста.

Совет 1. Перечитывайте

При первом чтении мы не замечаем многих деталей, потому что еще не знакомы с произведением полностью. Когда мы читаем текст снова, у нас уже сложилось общее впечатление о нем, и мы начинаем подмечать подробности, которые в первый раз нам ни о чем не говорили. В результате наше представление о смысле текста становится объемнее и точнее. Поэтому перечитывание — необходимый этап медленного чтения, который к тому же доставляет отдельное удовольствие.

Совет 2. Сосредоточьтесь на отдельном фрагменте

Невозможно медленно прочитать большое произведение — к счастью, это и не нужно. Свое умение вчитываться в текст необходимо практиковать на небольших фрагментах.

Таким же островом, на котором сконцентрировано всё внимание, должен становиться отдельный абзац или строчка.

На ограниченном участке текста возрастает значимость каждого его элемента; слова или знаки препинания обретают дополнительный вес.

Именно поэтому нам порой кажется, что короткое стихотворение вмещает больше смысла, чем какой-нибудь толстый роман. Русский формалист Юрий Николаевич Тынянов связывал этот эффект с так называемой теснотой стихового ряда — близкой расположенностью друг к другу слов с повышенным значением, заставляющих нас продвигаться вглубь.

Совет 3. Найдите ключевые места

Однако самые важные места в любом произведении — те, которые вызывают интерес лично у вас. Наткнувшись на что-нибудь непонятное, не торопитесь, не бегите вперед — попробуйте понять, что именно вас озадачило и почему.

С вашего вопроса к тексту начинается его настоящее понимание.


Совет 4. Прочувствуйте стиль

У каждого автора свой голос: кто-то, как аристократичный Тургенев, пишет негромко и деликатно, стараясь не лезть персонажам в душу, кто-то, как Гоголь, любивший читать свои произведения друзьям, добавляет нелепые и звучные слова, кто-то, как Достоевский, второпях диктовавший текст своей жене-стенографистке, пишет извилисто и неровно. В том, как автор строит предложения, к каким метафорам он прибегает и с какой целью он их использует, отражается его взгляд на мир. Гнаться за сюжетом, проглатывая в неделю по пять книг, — значит не видеть за напечатанными буквами личность с индивидуальной манерой и темпераментом.

Совет 5. Будьте подозрительны

Совет 6. Смотрите в словарь

Приучите себя проверять значения всех незнакомых слов, особенно прилагательных: с течением времени они существенно обогатят вашу речь. Обращайтесь к словарю и тогда, когда какое-то слово кажется вам знакомым, но точное определение вы дать не в силах. Не ленитесь смотреть происхождение слов, которые кажутся вам значимыми для текста. Для этого можно использовать словарь Фасмера или другие этимологические словари.

Еще один простой способ — обратиться к поисковику.

Совет 7. Оставляйте заметки, рисуйте схемы и планы

Заметки на полях книги или в отдельном блокноте обучают нас не только критическому, активному подходу к тексту, но и умению точно и сжато оформлять свою мысль. Интуиции и догадки, не зафиксированные на бумаге или электронном носителе, так и останутся туманными впечатлениями и сгинут в небытие.

Привычка читать с карандашом, ручкой или маркером в руках превращает нас на мгновение в творца, равноправного участника диалога с автором, настоящего читателя.

А до тех пор мы обычные слушатели или гости.

Просто пробегая текст глазами, мы вряд ли обратим внимание на то, что в описании комнаты чего-то недостает. Если набросать план комнаты, станет ясно, что Павел Петрович не упоминает кровать Фенечки, хотя место для нее в помещении определенно есть. Могла ли эта кровать располагаться в другой комнате? Нет: ребенок спит здесь. Можно ли упрекнуть Павла Петровича в невнимательности? Вряд ли. Павел Петрович сознательно не смотрит на постель, на которой его брат не так давно зачал с Фенечкой ребенка. С той самой Фенечкой, из-за которой Павел Петрович вскоре будет стреляться с Базаровым. Такой трюк называется переводом из одной знаковой системы в другую — из вербальной в графическую. А сколько еще сведений о семье Кирсановых можно вынести из этого фрагмента?

Совет 8. Сначала читайте сам текст, и только потом критику

Что почитать еще

Методы медленного чтения:

Примеры медленного чтения поэзии:

Теоретические тексты о медленном чтении:

Отдельный вид медленного чтения — это комментарии:

Читайте также: