Мастер и маргарита нравственные ценности сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Тема нравственного выбора волновала и волнует человечество во все времена. Выдающийся писатель М. Булгаков не единожды ставит своих героев перед проблемой нравственного выбора. На своем жизненном пути с ней сталкиваются как герои самого Булгакова (Маргарита, Мастер), так и герои романа в романе, романа Мастера (Иешуа и прокуратор Понтий Пилат).
На балу у сатаны Маргарита, узнав историю Фриды, просит у Воланда помилования для грешницы. Цена этой просьбы велика: Маргарита, прося за Фриду, может навсегда потерять Мастера, но нравственные принципы героини не позволяют ей переступить через чужое горе и действовать во имя собственного блага; ради облегчения страданий Фриды она готова пожертвовать своей самой сокровенной мечтой — вернуть утраченного возлюбленного. Маргарита, женщина, согласившаяся на сделку с дьяволом во имя любви, проявляет в этой сцене не только милосердие, но и невероятную силу и стойкость духа.
Мастер, в отличие от Маргариты, не выдерживает испытание нравственным выбором — он сжигает свой роман, свое главное творение, творение всей жизни. Ослабевший, подавленный, гонимый литературным миром, преследуемый властью, он не видит другого выхода, кроме как сжечь роман, ставший главным источником его бедствий, самым страшным из которых стала для Мастера разлука с Маргаритой.
Нравственный выбор другого рода делает Иешуа в романе Мастера. Прокуратор Пилат хочет уберечь бродячего философа от казни, всячески подсказывая тому способ спасения, но Иешуа ставит правду выше всего на свете и готов ценой своей жизни эту правду защищать; его нравственные принципы и убеждения не позволяют ему лгать во спасение. Как и Маргарита, он проявляет необыкновенную внутреннюю силу и стойкость духа, только в его случае борьба за правду стоит ему жизни.
Ещё один герой, которого хочется рассмотреть лицом к лицу с нравственным выбором, — прокуратор Понтий Пилат. Его можно смело противопоставить Иешуа; если Иешуа готов отстаивать правду любой ценой, то Пилату страх за собственную жизнь не позволяет принять единственное правильное, гуманное решение и освободить философа. Собственная жизнь для Пилата дороже любых моральных устоев и человеческих ценностей. Он вроде бы и пытается проявить милосердие по отношению к Иешуа, но может сделать это лишь обманным путем, на который Иешуа никогда не согласится. Если Мастер, не выдерживая испытание нравственным выбором, обрекает на страдания себя и любимую женщину, то по вине Пилата умирает страшной смертью безвинный человек. Пилат беспомощен в своем эгоизме, в своей трусости, он и сам понимает это. На реплику Иешуа: “Трусость — один из самых страшных пороков. ” Пилат возражает: “. трусость — самый страшный порок”.
Таким образом, вопрос нравственного выбора в романе “Мастер и Маргарита” позволяет М. Булгакову раскрыть характеры, нравственные ценности, моральные принципы и устои своих персонажей.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Роман “Мастер и Маргарита” является наиболее значительным и сложным произведением М. А. Булгакова. В нем поднимаются важные жизненные вопросы, многие века стоявшие перед художниками слова: вопросы Добра и Зла, подлости и коварства, свободы и несвободы, смысла жизненного счастья, любви и ненависти, истины и лжи.
Булгаков изображает в своем произведении целую галерею незабываемых образов. Мир земной представлен людьми обыкновенными, с обычными, повседневными заботами и мелкими страстями. Это люди несвободные, живущие по установленным

Мир их материалистических размышлений ограничивается коммунальной квартирой и личным опытом. Они не верят в библейские и потусторонние временные измерения. Это неверие в предсказуемость судьбы привело к болезни Ивана Бездомного, попавшего в клинику Стравинского, и к гибели Берлиоза – человека без фантазии, догматика, признающего лишь общепринятые истины.

В “земных главах” властвует главная для всех инструкция: “положено – не положено”. Здесь “положено” говорить только разрешенные слова, действовать только в дозволенных пределах.

Булгаков, живя в таком обществе, прекрасно понимал ценность свободы.
“Свобода и несвобода” в философском аспекте поставлена в спорах Иешуа Га-Ноцри с могущественным римским прокуратором Понтием Пилатом. В душе его происходит борьба человеческого и должностного. Пилат, как государственный человек, вынужден делать то, что расходится с его человеческой совестью, хотя и соответствует идее государственности. Он, дослужившись до большого чина, переродился, стал бояться за карьеру.

Власть не только возвышает человека над людьми, но и делает его своим рабом. Душевные человеческие порывы уступают место рассудочному политиканству. Несвобода берет верх над свободным волеизъявлением.
Пилат, будучи умным человеком, прекрасно понимает величие собеседника, его талантливость как врача телесного и духовного, которого ни в коем случае нельзя убивать. Но является прямым виновником его смерти, так как общественное мнение толпы, на которое он переложил свою вину, расходилось с его личными симпатиями. Зло, совершенное им, не пройдет бесследно.

Он обрек себя на вечную иллюзорность существования.
Независимость разума и духа Иешуа Га-Ноцри, недоступная для простых смертных, тем значительней, что исходит из добрых побуждений, из любви и веры к человеку. Главное для правдолюбца – делать людям добро, не держать “камня за пазухой”, уметь прощать заблудших врагов. Он даже хлопочет перед духом Зла за Маргариту, отдавшую Дьяволу свою душу во имя любви.

Важна, по его мнению, духовная сторона, которую-то как раз и нужно развивать. Он верит людям, надеется на их духовное возрождение.
По принципу антитезы рассматривается проблема Добра и Зла, так или иначе затрагивающая все образы романа и особенно Воланда. Именно с ним связан эпиграф ко всему произведению: “…так кто же ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”. Воланд, прежде всего, наказывающая сила по отношению к тем, кто пропагандирует несвободу, к людям подлым и корыстным, и совершающий благо по отношению к честным и справедливым.

Он даже может простить трусливого человека, например, Понтия Пилата.
Воланд знает цену всему: невежеству и бездуховности, демагогической рассудочности, страсти к деньгам. Он признает и то, что по-настоящему истинно и ценно – творчество Мастера, любовь и достоинство Маргариты, раскаяние Понтия Пилата. У него нет презрительного отношения к людям.
Образ Мастера не совсем четко обрисован в романе. Но он решил для себя главную проблему: что первично и что вторично – Добро или Зло. Доброе, утверждает его герой Иешуа, высвободит из человека злое энергией доброты, словесным убеждением, а не силой власти, ибо такая власть является орудием насилия.
Маргарита – сильная и цельная натура. Она ради встречи с любимым готова даже стать ведьмой и быть королевой на балу у Сатаны. Богатство, комфорт – не это все нужно Маргарите.

Встреча с Мастером дала ей то, чего не хватало для счастья: любовь. Только после встречи с любимым она обрела смысл жизни.
Таким образом, проблемы, поставленные в романе, дают богатую пищу для размышлений. Написанный несколько десятилетий назад, он и по сей день не потерял своей актуальности.

Пилат, будучи умным человеком, прекрасно понимает величие собеседника, его талантливость как врача телесного и духовного, которого ни в коем случае нельзя убивать. Но является прямым виновником его смерти, так как общественное мнение толпы, на которое он переложил свою вину, расходилось с его личными симпатиями. Зло, совершённое им, не пройдёт бесследно. Он обрёк себя на вечную иллюзорность существования.

Воланд знает цену всему: невежеству и бездуховности, демагогической рассудочности, страсти к деньгам. Он признаёт и то, что по-настоящему истинно и ценно — творчество Мастера, любовь и достоинство Маргариты, раскаяние Понтия Пилата. У него нет презрительного отношения к людям.

Образ Мастера не совсем чётко обрисован в романе. Но он решил для себя главную проблему: что первично и что вторично — Добро или Зло. Доброе, утверждает его герой Иешуа, высвободит из человека злое энергией доброты, словесным убеждением, а не силой власти, ибо такая власть является орудием насилия.

Маргарита — сильная и цельная натура. Она ради встречи с любимым готова даже стать ведьмой и быть королевой на балу у Сатаны. Богатство, комфорт — не это всё нужно Маргарите. Встреча с Мастером дала ей то, чего не хватало для счастья: любовь. Только после встречи с любимым она обрела смысл жизни.

Таким образом, проблемы, поставленные в романе, дают богатую пищу для размышлений. Написанный несколько десятилетий назад, он и по сей день не потерял своей актуальности.

Булгаков описывает общество, в котором нет моральных ценностей, есть только деньги, которым они подчиняются. Испытывают зависть и страх перед тем, кто выше, стремятся различными путями добиться своей личной выгоды, невзирая ни на что. Волонд и его свита раскрывают суть московского общества, указывая на их пороки. Это первое произведение, где справедливость восстанавливают темные силы, об этом нужно задуматься, каким же должно быть общество и его пророки, раз даже темные силы восстанавливают справедливость? Ведь все то плохое, которое они совершили через какое-то время станет явным, весь обман раскроется. У людей должны быть нерушимые ценности, а в описанном Булгаковым обществе эти ценности отсутствуют, вернее эти ценности заменили пороки.

Теперь поговорим о выборе Понтия Пилата. Так каков его поступок? Может, стоит обвинить его в трусости? Так что это: необходимость, сделка с совестью или просто обычное недоразумение, ошибка? Нет, ведь он был человеком честным, справедливым, умным и великодушным, вспомним о спасении Крысобоя. До встречи с Иешуа он был другим человеком, а после встречи он коренным образом поменялся. Повлиял тот факт, что впервые он услышал искренность в словах, увидел его доброту к окружающим - это изменило Понтия Пилата. Ведь если бы он помиловал Иешуа, то казнили бы уже их двоих – так рассуждал Понтий Пилат во время вынесения приговора, но после он об этом пожалел и его стали преследовать муки совести. "Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи? Да, да! Разумеется, погубит. Утром бы ещё не погубил, а теперь, ночью, взвесив всё, согласен погубить. Он пойдёт на всё, чтобы спасти от казни решительно ни в чём не виноватого безумного мечтателя и врача! "

Еще, по мнению автора ценным является любовь, она способна изменить многое, противостоять различным трудностям. Любовь двигала Маргаритой, сквозь все препятствия она прошла ради Мастера. Вытерпела смертельные муки на балу, не будучи уверенной, что ее желание осуществится. И то, что она продала душу дьяволу, еще раз доказывает силу ее любви к Мастеру. Сам Мастер, находясь в доме скорби, мечтал о встрече с ней, но понимал всю безысходность ситуации, но продолжал несмотря ни на что любить

Кеше дуслык белән көчле.
Татар халык мәкале.
Дуслык − кешеләр арасындагы мөнәсәбәтләрнең иң күркәм һәм самими бер төре. Дуслар һәрвакыт бер-берләрен аңлыйлар, кайгы килгәндә, ярдәмгә ашыгалар, шатлык-сөенечлөрен бергә бүлешәләр. Дуслык − ул ике кешенең уртак кызыксынулары, бер-берсе белән ярдәмләшеп, авыр чакта терәк булып яшәүләре. Ул − теләсә нинди байлыктан, акчадан кыйммәтрәк, сатылмый торган бөек нәрсә.
Дуслык, барыннан да элек, ярдәм кирәк чакта, авырлыклар аша сыналырга тиеш. Янәшәңдә якын дусларың булганда, сине бернинди каршылыклар да куркытмый. "Дуслык таулар күчерә" ди халык. Бергә булганда, теләсә нинди авырлыкларны җиңеп чыгарга мөмкин. Кайгы-хәсрәтләр, борчу-мәшәкатьләр онытыла, кыенлыклар артта кала, тик янәшәңдә якын дустың гына булсын.
Минем иң якын дустым − сыйныфташым Марат. Безнең дуслык бик гади генә башланды. Без икебез дә 1 "Б" сыйныфына укырга килдек. Тәнәфестә таныштык һәм бергә уйный башладык. Аннан соң Марат безнең өйгә кунакка килде, безнең уртак шөгыльләр табылды; бергәләп музыка тыңлый башладык, компьютерда уйнадык, бер үк спорт секциясенә язылдык.
Марат − бик әйбәт малай. Хайваннарны бик ярата. Ул бик игелекле һәм мәрхәмәтле, ачык йөзле, һәрвакытта да күршеләре белән исәнләшә, кайчакларда күрше әбиләргә чүп түгәргә, яисә кибеттән авыр сумкаларын алып кайтырга булыша.
Безнең сыйныфта Маратны гадел һәм кыю булганы өчен яраталар. Кайбер балалар безнең дуслыкка көнләшебрәк тә карыйлар. Мондый дуслыкны адым саен очратып булмый бит.
Без бер-беребезгә укуда да, спортта да гел ярдәм итешәбез. Мин Мараттан берәр нәрсә турында үтенсәм, ул аны эшли. Аңа ярдәм кирәк булганда, мин

Читайте также: