Человек и природа сочинение рассуждение по повести старик и море

Обновлено: 05.07.2024

Сочинение на тему: Человек и природа в творчестве Хемингуэя и Кавабата

Сразу следует отметить, что взаимоотношения человека и природы играют важную роль в творчестве выдающихся писателей Е. Хемингуэя и Я. Кавабата. Ярким примером освещения этих отношений является повесть американского писателя "Старик и море" и произведение японского художника "Тысячи журавлей".

Прообразом повести "Старик и море" стал очерк Эрнеста Хемингуэя, опубликованный писателем в 1936 году, в котором рассказывалось о реального рыбака, который поймал большую рыбу и так и не смог отстоять ее у моря. Главным героем повести стал тоже старый рыбак Сантьяго, который хорошо чувствовал природу. Это был бывалый моряк, всю жизнь которого была связана с морем. И Сантьяго относился к морю с большим уважением не только потому, что оно кормило всех, кто жил на побережье, но и потому, что, находясь всю жизнь в противоборстве с океаном, Сантьяго сумел постичь законы природы. Старый рыбак разговаривал со звездами и морем, птицами и рыбами, и делал это не только потому, что остался одиноким, а и потому, что чувствовал себя родственным всему живому в мире. Именно поэтому противоборство старого рыбака с океаном, с рыбой и акулами было битвой на равных.

В повести "Старик и море" Хемингуэй утверждает мысль, что человек всегда был, есть и будет в ответе за природу. И чтобы отношения человека и природы были наиболее гармоничными, нужно, чтобы каждый из нас помнил своею ответственность сильного существа о содеянном. Только душевная чистота человека, тонкое чувство и понимание природы дадут возможность достичь гармонии с окружающим миром природы.

Примерно такие же мысли утверждались и в творчестве выдающегося японского писателя Ясунари Кавабата. Понимание писателем жизни человека и природы, всегда были окутаны незримыми цепями. Осознание этой неотъемлемой связи, которая хорошо чувствуется в повести "Тысячи журавлей", писатель считал чрезвычайно важной для любого художника.

В этой повести создаются своеобразный фон, в этих строках отображается жизнь героев, а некоторых случаях сама природа становится главным образом произведения. Ясунари Кавабата призывает своих читателей осторожно проникать в тайны природы, учиться у нее, а в общение с природой автор видит кратчайший путь к эстетическому и моральному совершенствованию человека.

В повести "тысячи журавлей" природа изображена величественной и прекрасной. Так показываются изменения в нашем мире, писатель воссоздает разнообразные движения человеческой души. Природа словно сочувствует героям повествования, через ее описание в произведении изображены чувства и состояние души героев.

Произведения обоих писателей полны божественной любви к природе и человеческой сущности, имеют много символического и помогают лучше понять важность отношений человека и природы, постичь свое место, свои возможности и свою ответственность перед миром.

Глазами старого рыбака мы видим свечение тропических водорослей на глубине в семьсот морских саженей, полет летучей рыбы над гладью воды. Сантьяго – не обычный старик, не простой рыбак. Он жалеет всех природных созданий. Морские ласточки кажутся ему хрупкими и беззащитными, но смелыми, потому что они залетают далеко в море ради пищи. И хотя птицы редко находят здесь еду, они не сдаются. Автор намекает на то, что смелости и стойкости герой научился именно у природы. Поэтому он уверен, что человека можно уничтожить, но нельзя победить.

Сантьяго по-особому относится к морю, называет его lа mar, выражая так свою любовь. Иногда море кажется опасной силой, внушает людям страх. Но опытный рыбак Сантьяго привык к нему, и благодарит за дары. Но даже когда море отвернулось от него и не давало улова 84 дня, Сантьяго не злился, а смиренно ждал своего счастливого случая. Поэтому он рискует и снова выходит в море на 85 день. Герой решает доказать морю свою смелость и далеко отходит от берега.

Сантьяго и море были давними приятелями, он знал все его привычки. Птичка-фрегат летала над скоплением рыбы, летучая рыба охотилась на макрель. Зная эти детали, рыбак находил себе пищу. Но когда ел морских обитателей, то жалел их, ведь они тоже живые существа.

Однажды ночью в море, охотясь на свою рыбу, старик услышал звуки, что издавали морские свиньи. Их вздохи напоминали человеческие, и старик подумал, что они такие же, как мы: играют, любят друг друга и так же хотят жить.

Тогда Сантьяго вспомнил еще одну историю, как когда-то на его крючок поймалась самка марлина. Все время, пока она пыталась вырваться, с нею рядом был самец. И только после того, как рыбу затащили на лодку, ее верный друг высоко подпрыгнул и скрылся на глубине. Это было очень печальное приключение для Сантьяго. Он успокаивал себя тем, что люди хотя бы не убивают звезды или солнце. А рыбу он вынужден ловить, чтобы выжить, а не ради развлечения. Нет, это не приносило герою удовольствия, но он принял свою судьбу давно. Сантьяго жалеет и свою рыбу мечты – огромного марлина, который мучил его в течение долгого времени. Рыба не хотела подниматься с глубины, и старику приходилось удерживать леску одной рукой и тащить ее к берегу. Он говорит к рыбе, как к равной себе.

В этом уважении к морскому существу кроется настоящее благородство старика. И хотя он жалеет рыбу, отпустить ее не может. Борьба человека и морского существа продолжается долго, и победа была бы за человеком, если бы не вмешались подлые акулы. Они рвали марлина беспощадно, раня при этом душу рыбака. Сантьяго жалел рыбу, которая в результате досталась акулам.

Эрнест Миллер Хемингуэй – крупнейший американский писатель XX века, лауреат Нобелевской премии. Это был неповторимый, талантливый человек, мужественно и вольно проживший свою жизнь, не раз подтвердивший оброненную когда-то фразу: “Я ничего не боюсь”. Создатель известных всему миру романов “Прощай, оружие!”, “По ком звонит колокол?”, Хемингуэй писал повести, рассказы, стихи, был прекрасным журналистом.
Весной 1936 года Хемингуэй опубликовал очерк, в котором рассказывал об эпизоде рыбной ловли в Гольфстриме. Старый рыбак поймал

большую рыбу, долго тянувшую лодку. Когда его нашли, рыба была обглодана акулами, а рыбак в отчаянии рыдал. Этот подлинный случай стал основой для философской повести “Старик и море”, в которой автор рассматривает важные социальные и нравственные темы.

Одна из них – взаимоотношения человека и природы.
Старик Сантьяго – бывалый рыбак, который всю жизнь трудится, борясь с лишениями и опасностями. Шрамы на его руках “стары, как трещины в давно уже безводной пустыне”. Вся его жизнь связана с морем. Море кормит рыбаков.

Но оно ничего не хочет отдавать добровольно. Люди ведут вечную борьбу

со стихией, именно эта борьба сделала Сантьяго сильным и волевым человеком. Только таким людям уступает природа часть своих богатств, если человек научится понимать язык природы, чувствовать ее глубокую и сложную жизнь.

Проводя много дней в океане, старик Сантьяго ощущает себя частью природы. Герой Хемингуэя связан с морем какими-то внутренними узами. Даже в старости глаза его похожи были цветом на море. “Это были веселые глаза
человека, который не сдается”, – пишет Хемингуэй. Трехдневный поединок с пойманной рыбой Сантьяго “выиграл”. “Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить”, – говорит старый рыбак.
Сантьяго понимает и ответственность человека перед природой, чувствует свою вину перед ней. Пойманной рыбе он говорит: “Рыба, я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя, прежде чем настанет вечер…

Худо тебе, рыба? Видит Бог, мне самому не легче”. Старика тяготит мысль о том, что человек вымогает пищу у моря, убивает своих собратьев – рыб, птиц, зверей. “Как хорошо, что нам не приходится убивать солнце, луну, звезды…”
Повесть “Старик и море” не только вызывает гордость за человека, которого нельзя победить. Она заставляет задуматься о принципах его существования, об отношении к жизни и природе. Человек может многое, он может быть сильнее самой природы.

Но он должен понимать свою вечную связь с ней и вечную вину. Пока человек руководствуется совестью и разумом в отношениях с природой, она терпит наше существование и делится своими богатствами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель урока: способствовать воспитанию негативной позиции к хищническому, пот.

Цель урока: способствовать воспитанию негативной позиции к хищническому, потребительскому отношению к природе; формировать навыки сравнения, анализа, обобщения; умения связывать экологические проблемы с нравственными; развивать самостоятельность суждений учащихся.

Основная проблема произведений:

Основная проблема произведений:

Основная проблема произведений: В повести Хэмингуэя“Старик и море” основная п.

Основная проблема произведений: В повести Хэмингуэя“Старик и море” основная проблема - победа и поражение человека В рассказе “Царь – рыба” - взаимоотношения человека с природой в новых, иных условиях. Здесь проблема не только экологическая, но и нравственная.

Сравнительная характеристика героев. План Старик Игнатьич портрет героя; зан.

Сравнительная характеристика героев. План Старик Игнатьич портрет героя; занятие, социальное положение; взаимоотношения с окружающими; качества личности.

Сравнительная характеристика героев. Сантьяго Игнатьич «Все у него было старо.

Как относится герой к своей жертве?

Как относится герой к своей жертве?

Как относится герой к своей жертве? Старик Игнатьич - Уважение к рыбе: -“Рыба.

Как относится герой к своей жертве? Старик Игнатьич - Уважение к рыбе: -“Рыба, я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя прежде, чем настанет вечер”. - Заботится: “Худо тебе, рыба?” “Если ты еще не устала, то на самом деле – необыкновенная рыба…” - “Как хорошо, что нам не приходится убивать звезды!” - “Жалко рыбу, которой нечего есть. Сколько людей она насытит! Но достойны ли люди ею питаться? Конечно, нет. Никто на свете не достоин ею питаться: поглядите только, как она себя ведет и с каким благородством.” - “Может быть, грешно было убивать рыбу. Хоть я и убил ее для того, чтобы не умереть с голоду и накормить еще уйму людей.” - Опасная работаИгнатьичавызвана не стремлением избыть голод, обрести кусок хлеба, а жажда обогащения, жадность заставляют рисковать жизнью и проливать кровь человеческую и “братьев наших меньших”. -Называет рыбу Царь – рыбой. - “Уходи!” - дубасит рыбину по башке. - Уговаривает рыбу скорее умереть: “Ну что тебе! Все равно околеешь”. - Отвращение к рыбе: “Почему же он раньше-то не замечал, какая это отвратная рыба на вид!… все-все отвратно, тошнотно, похабно!

Старик – частица этого мира природы. - “Я все равно ее одолею. Хоть это и нес.

Старик – частица этого мира природы. - “Я все равно ее одолею. Хоть это и несправедливо, но я ей докажу, на что способен человек и что он может вынести.” - “Мне жаль, рыба, что все так получилось. Ты уж прости меня, рыба.” Из-за нее, из- за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла! Сколь помнит себя, все в лодке, все на реке, все в погоне за нею, за рыбой этой клятой” - Царь-рыба – олицетворение жадности. Она кажется уже оборотнем. - “Иди, рыба, иди!” Ее спасение символизирует торжество жизни, спасение природы, а значит, и самой жизни отпогублениячеловеком.

-Что можно сказать об идее произведений? - “Человек не для того создан, чтоб.

-Что можно сказать об идее произведений? - “Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить”. Хотя старик и терпит поражение, но в высшем смысле он остается непобежденным, его человеческое достоинство торжествует. - Не зря в конце повести старику снятся львы. Он, как и в юности, вновь молод и непобедим. - “Жить и верить в свои силы, в человека, любить человека – вот что делает человека непобедимым”. Это и есть нравственный вывод писателя. Протест против хищничества. Вмешиваясь в жизнь природы грубо, нарушая экологическую среду, человек совершает нравственное преступление. Кто беспощаден к природе, беспощаден ко всему живому, а стало быть, и к себе самому. В символической картине единоборства человека с природой ни на чьей стороне не может быть победа, так как человек и природа “повязаны одним смертным концом”. Гармонические отношения могут быть сохранены только благодаря духовно-историческому опыту предшествующих поколений. Человек у Астафьева не торжествует, доказывая свое превосходство, а вымаливает у рыбы спасение. Можно согласиться, что люди действуют против законов природы, но повинуются законам природы.

Особо охраняемые природные территории Республики Саха (Якутия) (1997г) «Олекм.

Ключевые слова

Ключевые слова Человек .

Ключевые слова Человек природа борьба конфликт одиночество красота красивость

ГАРМОНИЯ Составьте ассоциативное поле

ГАРМОНИЯ Составьте ассоциативное поле

ГАРМОНИЯ Солнце, единение, красота, природа Согласие, сочувствие, тишина спок.

ГАРМОНИЯ Солнце, единение, красота, природа Согласие, сочувствие, тишина спокойствие

Зачение слова гармония Гармония – состояние души, когда нет противоречий в по.

Зачение слова гармония Гармония – состояние души, когда нет противоречий в поступках и действиях, умение жить в согласии.

Гармония Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.

Гармония Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 844 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Читайте также: