Сочинение на тему что такое текст 10 класс

Обновлено: 04.07.2024

  1. Смысловая цельность (единая тема)
  2. Грамматическая связь предложений
  1. Определение темы – часть С
  2. Определение основной мысли – А28
  3. Определение связи предложений в тексте – В7
  4. Типологический анализ – А29
  5. Стилистический анализ – А29, часть С
  6. Анализ языковых (выразительных) средств – В8

Таким образом, цель урока определена, ход работы обозначен. Какие задания ЕГЭ связаны с умением в той или иной степени анализировать текст? (Рядом с записью пунктов схемы анализа текста появляются ссылки на задания ЕГЭ)

III. Анализ текста

Учащимся предлагается распечатанный текст:

2. Так стоит ли искать виновных в том, что дети и внуки не похожи на нас? Просто они живут в другое время, в другую эпоху.

3. Учёные утверждают, что своей уникальностью Байкал обязан тому, что он обладает удивительной системой самоочищения. Его воду очищает большая группа живых организмов.

4. Отсюда потребность в некоем компасе среди океана имеющейся печатной продукции. Роль такого компаса, конечно, играют литературная критика, рецензенты.

Для проверки на экране появляются ответы – (слайд 10):

1- указательное местоимение + лексический повтор;
2-местоимение;
3- местоимение + однокоренные слова;
4- указательное местоимение + лексический повтор.

3. Повторяем стили речи и принципы их различения – (слайд 11), типы речи и вопросы к ним – (слайд 12)
Задания:
а) определить (на выбор) тип или стиль речи распечатанного текста;
б) на слух учащиеся должны определить стиль речи (диктант с условными обозначениями):

1. Берёза – лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями. Около 120 видов, растёт в умеренном и холодном поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода.

2. Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.
Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Мы обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками.

Директору СОШ №155
Мозговому В. Ф.
Ивановой М. И.

Прошу зачислить мою дочь, Иванову Марину, в 1 класс вверенной Вам школы.

4. Почти 11% всей земной суши скрыто под блестящим ледяным панцирем. Объём льда оценивается сейчас в 30000000 км в кубе. Сюда входят и айсберги, и ледяные шапки Северного полюса, и материковые льды Антарктиды, и ледяные пики горных хребтов.

5. Дорогой Владимир Яковлевич! Посылаю последнюю страничку газеты с очень немногими добавлениями. Благодарю за работу, дружеское письмецо. По-прежнему сижу в моей норе, на свет почти не выползаю, ночами почти не сплю. Живу воспоминаниями. Но как тяжки подчас эти воспоминания!

6. Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть;
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, лёгкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно сиротеющей землёю,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою.

Проверка – (слайд 13):
1-научный
2- публицистический
3- официально-деловой
4 – научно-популярный
5 – разговорный
6 - художественный

  1. Метафора
  2. Цитирование
  3. Однородные члены
  4. Публицистическая лексика
  5. Лексические повторы
  6. Инверсия
  7. Эпитет

Для самопроверки используется (слайд 14): 5, 3, 2, 4, 1

IV. Домашнее задание
Используя первое предложение данного текста, написать сочинение-рассуждение, согласившись или не согласившись с автором и предложив не менее двух доводов для доказательства своего мнения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Педагогический проект урока русского языка в 10 классе

Тема урока. Текст, его строение, признаки.

Тип урока. Урок систематизации знаний.

Вид учебного занятия. Практикум.

- ввести понятие связности письменного теста, информативности как признаков

Развивающие: - создать условия для развития умений формулировать тему, прогнозировать содержание

по абзацному зачину;

- создать условия для развития умений формулировать собственную точку зрения,

высказывать и аргументировать её.

Воспитывающие: - содействовать развитию умения уважать мнение других, общаться между собой;

- помочь осознать ценность совместной деятельности.

Оформление и методическое обеспечение урока: - эпиграф записан на доске;

- раздаточный материал, подготовленный учителем;

- опорные схемы (см. презентацию)

Этапы урока.

Общее руководство над деятельностью учащих-ся. Орфографический диктант.

Запись и самопро-верка. Работа по орфоэпическому словарю.

Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний.

Организация проблемной работы.

Формулирование темы через осмыс-ление эпиграфа. Целеполагание.

Усвоение новых знаний.

Беседа с классом. Составление схемы. Создание условий для самореализации учащихся.

Составление схе-мы. Индивидуаль-ная работа. Работа в группах. Выпол-нение творческого задания.

Беседа с целью обобщить материал. Выставление оценок.

Информация о домашнем задании.

Дать разноуровневое задание (создание ситуации выбора)

Написать сочине-ние, упражнение учебника.

Организационный момент.

-Здравствуйте, я очень рада вас видеть. Желаю вам сегодня на уроке плодотворно поработать.

Актуализация знаний по орфоэпии и орфографии.

- Сегодня нам с вами предстоит выполнить много разнообразных заданий. А настроиться на хорошую работу, немного разогреться вам поможет орфографическая разминка.

(-Учитель диктует словосочетания:

неуклюжий человек, весьма некрасивый, никем не видимый мир, нераскрытый зонтик, роман не

дописан; сумка нагружена, посаженный дуб, серебряные коньки, маринованные огурцы, стираная–

-перестираная рубашка (стирать – н. вид, в целях единообразия пишется Н в обоих словах).

- Учащиеся записывают в тетрадь и выделяют орфограммы, затем проверяют правильность по записи (слайд № 3) и объясняют правописание).

- Молодцы. Какие орфограммы мы повторили? (правописание НЕ с именами прилагательными и причастиями; Н – НН в причастиях и именах прилагательных)

- Правильной должна быть не только письменная речь, но и устная. Можно ли признать правильной речь, если говорящий неверно ставит ударение, не владеет литературным произношением? Конечно, нет. Проверим ваше знание орфоэпических норм.

(- Учитель показывает слайд № 4, на нём написаны слова (ударения не проставлены):

Балов`ать, газопров`од, д`ышащий, звон`ишь, катал`ог, прид`аное, нам`ерение, опт`овый, ум`ерший, вероиспов`едание.

- Учащиеся читают по правилу произношения, а учитель открывает второй список (слайд № 4), где верно проставлено ударение).

Учитель: – Обратите внимание на оформление доски. Не указана тема урока.

- Попробуйте сами сформулировать тему через осмысление эпиграфа.

(дети читают эпиграф: Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого

человека есть наука самая замечательная. А.С.Пушкин.)

- Как вы поняли смысл высказывания?

- Что создают авторы. И что мы читаем?

- Любые ли несколько предложений можно назвать текстом?

- Чтобы узнать текст перед нами или нет, что мы должны знать? (признаки текста, особенности строения текста)

- Попробуйте теперь сами сформулировать тему урока и цель.

- Хорошо, также мы постараемся научиться определять содержание текста по абзацному зачину и будем оценивать свою работу, каждый её вид (напомнить про оценочный листы – Приложение 1).

Усвоение новых знаний (с опорой на имеющиеся знания по теме, составление опорной схемы).

Учитель: 1) - Что называется текстом?

2) - С чего мы начинаем знакомство с текстом произведения?

- Обратимся опять к эпиграфу. Кто автор высказывания?

- Какова тема эпиграфа?

- Какова основная мысль?

- Объясните смысловую связь предложений. (Читая, мы учимся, пополняем свой багаж знаний, узнаём мысли великих людей. Научиться понимать подтекст произведения, текста – это замечательно)

- Сделайте вывод, что перед нами? (текст)

3) - Любой предмет обладает рядом признаков, которые выделяют его из множества других, помогают узнавать его. Так и текст имеет основные признаки. Назовите их. (Составление схемы) – Слайд № 5.

. Учитель параллельно вводит новые понятия: ИМПЛИЦИТНАЯ СВЯЗЬ, ИНФОРМАТИВНОСТЬ

Имплицитная связь предложений – связь, не получившая формального выражения при помощи языковых средств, связь через ассоциации, возникающие на основе сообщённого.

Например, В лесу тихо. На все лады заливаются птицы. (1-ое вводит картину. Создаёт настроение. Задана тишина. Передаёт состояние природы. 2-ое противоречит 1-ому, следовательно идёт развитие, движение во времени. Между ними смысловая, ассоциативная связь: 2-ое раскрывает 1-ое).

Обязательным признаком текста является его информативность. Принято различать 3 главных вида текстовой информации:1) сообщается о фактах – о месте, времени, участниках события, обстоятельствах, последовательности события = фактуальная;

2) смысловая – информация заключает в себе идею и основные положения, т.е. авторское видение действительности;

3) подтекстовая – вид смысловой информации, передающейся в эзоповских формах, т.е. иносказательно.

4) – А теперь, опираясь на имеющиеся знания о тексте, выполним упражнения.

- Кто желает получить индивидуальное задание? (2 человека)

Индивидуальное задание 1, 2 (см. Приложение 2)

Задание 1. Запишите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст.

Докажите, что это текст.

Назовите вид предложений Б, Г и вид придаточных.

Укажите вид связи и средства связи предложений в единое целое.

Определите тип получившегося текста

А. Тексты эти необычайно разнообразны по содержанию, жанрам.

Б. Отличия этих речевых произведений определяются ещё и тем, как часто они используются.

В. Человек живёт в мире текстов.

Г. Если это использование происходит часто, неоднократно в речевой практике многих людей, то можно назвать эти тексты хрестоматийными.

- Прежде, чем определить тип текста, давайте вспомним особенности каждого типа и его композицию (слайд № 8: последовательность – повествование, описание, рассуждение. После повторения открыть слайд № 9 – сводная таблица)

- Какому типу принадлежит текст? (рассуждение)

5) – Проверяем выполнение индивидуального задания (слайд № 10 выводится на экран).

6) . Учитель: – а) Одним из названных вами в начале урока признаков текста является его ДЕЛИМОСТЬ на МИКРОТЕМЫ (слайд № 11) – наименьшую составную часть общей темы. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста – АБЗАЦ. Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной микротемы к другой. Внутри него предложения связаны между собой логически и грамматически.

Он имеет своё строение: абзацный зачин (основную фразу – первое предложение) и комментирующую часть (последующие предложения)

- б) Перед вами предложение (карточки на партах. Приложение 3) Запишите его.

Прочитайте предложение – начало текста.

Вчера здесь много и по-хорошему говорили о нём, но он почему-то остался по-прежнему недоволен.

Спрогнозируйте тип, тему текста.

Спрогнозируйте количество микротем и возможность их развёртывания.

Напишите на основе проведённого прогнозирования продолжение абзаца, в котором нужно развить одну из намеченных микротем.

Учитель: - Допускаем, что это начало текста. Попробуем спрогнозировать (слайд № 12)

-возможность их развёртывания.

Учитель: - Таким образом, продолжение абзаца должно быть развитием любой из микротем. Пожалуйста, развейте микротему – 3 – 4 предложения (творческая работа)

-в) Зачитывание 1-2 работ и анализ (выполняет класс).

5. Рефлексивно-оценочный этап.

Учитель: - Урок наш подходит к концу, давайте подведём итоги.

- Что нам удалось сегодня на уроке сделать?

- В какой форме происходило повторение? (диалог)

- А во время диалога собеседники прислушиваются к мнению друг друга, соглашаются, а иногда и вступают в спор, отстаивая свою позицию.

- Так вот для вас, что сегодня на уроке было новым, интересным, а может быть, вы вспомнили и уточнили для себя то, что было для вас непонятным?

- Выполнение какого задания вызвало больший интерес? Почему?

- Попробуйте оценить свою работу на уроке, выставив итоговую оценку в оценочном листе, а также отметьте, какое из заданий вам показалось трудным.

- Спасибо. Сдайте оценочные листы.

- Я за работу на уроке тоже выставила оценки. Перечислить, обосновать

Информация о домашнем задании.

Дома вам предлагаю выбрать один из вариантов задания (слайд № 13):

- Творческих успехов вам. Спасибо за работу. До свидания.

Тема_____________________ Фамилия___________________

_________________________ Класс___________

Итоговая оценка за урок

Индивидуальное задание 1.

Задание. Выберите из предложенных вариантов тот, что является текстом и обоснуйте свой выбор.

А) Один ум хорошо, а два лучше. Век живи, век учись. Учёный водит, а неучёный следом ходит.

Б) Кинотеатр находился на Пулавской улице. Пулавская улица – это одна из улиц Варшавы. Улицы Варшавы имеют определённую форму. Такую форму можно описать при помощи следующих уровней.

В) Самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье для всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать.

Индивидуальное задание 2.

Задание. Является ли группа предложений под буквой Б текстом? Обоснуйте свой ответ.

А) Один ум хорошо, а два лучше. Век живи, век учись. Учёный водит, а неучёный следом ходит.

Б) Кинотеатр находился на Пулавской улице. Пулавская улица – это одна из улиц Варшавы. Улицы Варшавы имеют определённую форму. Такую форму можно описать при помощи следующих уровней.

В) Самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье для всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать.

Задание 1. Запишите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст.

Докажите, что это текст.

Укажите вид связи и средства связи предложений в единое целое.

Определите тип получившегося текста

А. Тексты эти необычайно разнообразны по содержанию, жанрам.

Б. Отличия этих речевых произведений определяются ещё и тем, как часто они используются.

В. Человек живёт в мире текстов.

Г. Если это использование происходит часто, неоднократно в речевой практике многих людей, то можно назвать эти тексты хрестоматийными .

1. Прочитайте предложение – начало текста.

Вчера здесь много и по-хорошему говорили о нём, но он почему-то остался по-прежнему недоволен.

Спрогнозируйте тип, тему текста.

Спрогнозируйте количество микротем и возможность их развёртывания.

Напишите на основе проведённого прогнозирования второй абзац, в котором нужно развить одну из намеченных микротем.

Мой пёс Ярик очень подружился с молодым Рябчиком и целый день с ним играл. Так, в игре, он провёл неделю, а потом я переехал с ним из этого города в пустынный домик в лесу, в шести верстах1 от Рябчика. Не успел я устроиться и как следует осмотреться на новом месте, как вдруг у меня пропадает Ярик.

(1)Мой пёс Ярик очень подружился с молодым Рябчиком и целый день с ним играл. (2)Так, в игре, он провёл неделю, а потом я переехал с ним из этого города в пустынный домик в лесу, в шести верстах1 от Рябчика. (3)Не успел я устроиться и как следует осмотреться на новом месте, как вдруг у меня пропадает Ярик. (4)Весь день я искал его, всю ночь не спал, каждый час выходил на терраску и свистел. (5)Утром, только собрался было идти в город, в милицию, являются дети с Яриком: он, оказалось, был в гостях у Рябчика. (6)Я ничего не имею против дружбы собак, но нельзя же допустить, чтобы Ярик без разрешения оставлял службу у меня!

(7)Так не годится, сказал я строгим голосом. (8)Это, брат, не служба.

(9)А кроме того, ты ушёл без намордника. (10)Безобразный ты пёс!

(11)Я всё высказал суровым голосом, и он выслушал меня, лёжа на траве, виноватый, смущённый, не Ярик — золотистый гордый ирландец, а какая-то рыжая, ничтожная, сплющенная черепаха.

— (12)Не будешь больше ходить к Рябчику? — спросил я уже добрее.

(13)Он прыгнул ко мне на грудь. (14)Это у него значило: «Никогда не буду,

(15)Мы жили в дружбе недолго, всего только неделю, а потом он снова куда-то исчез. (16)Вскоре дети, зная, как я тревожусь о нём, привели беглеца: он опять нанёс Рябчику незаконный визит. (17)В этот раз я не стал с ним разговаривать и отправил в тёмный подвал, а детей просил, чтобы в следующий раз они только известили меня, но не приводили и не давали там ему пищи. (18)Мне хотелось, чтобы он вернулся по доброй воле.

(19)В тёмном подвале путешественник пробыл у меня сутки. (20)Потом, как обыкновенно, я серьёзно поговорил с ним и простил. (21)Наказание подвалом подействовало только на две недели. (22)Дети прибежали ко мне из города:

— (23)Так ничего же ему не давайте, — велел я. — (24)Пусть проголодается и придёт сам, а я подготовлю ему хорошую встречу.

(25)Прошёл день. (26)Наступила ночь. (27)Я зажёг лампу, сел на диван, стал читать, слушая музыку леса.

(28)Вдруг я увидел что-то краем глаза. (29)Я быстро поднял голову, и это исчезло. (ЗО)Теперь я стал прилаживаться так читать, чтобы, не поднимая головы, можно было наблюдать порог. (31)Вскоре там показалось нечто рыжее, стало красться в обход стола, и, я думаю, мышь слышней пробежала бы, чем это большое подползло под диван. (32)Только знакомое неровное дыхание подсказало мне, что Ярик был под диваном и лежал как раз подо мной. (ЗЗ)Некоторое время я читаю и жду, но терпения у меня хватает ненадолго. (34)Встаю, выхожу на террасу и начинаю звать Ярика строгим голосом. (35)Так уверил я лежащего под диваном, что ничего не знаю о его возвращении. (Зб)Потом я закрыл дверь от бабочек и говорю вслух:

— Верно, Ярик уже не придёт, пора ужинать.

(39)В моём охотничьем столе лежит запас копчёной колбасы, которая чем больше сохнет, тем становится вкуснее. (40)Я всегда ем её вместе с Яриком. (41)Бывало, мне довольно только ящиком шевельнуть, чтобы Ярик, спящий колечком, развернулся, как стальная пружина, и подбежал к столу, сверкая огненным взглядом.

(42)Я выдвинул ящик — из-под дивана ни звука. (43)Раздвигаю колени, смотрю вниз — нет ли там, на полу, рыжего носа. (44)Нет, носа не видно. (45)Режу кусочек, громко жую, заглядываю — нет, хвост не молотит. (46)Начинаю опасаться, не показалась ли мне рыжая тень от сильного ожидания и Ярика вовсе и нет под диваном. (47)Трудно думать, чтобы он, виноватый, не соблазнился даже колбасой — ведь он так любит её. (48)Если я, бывало, возьму кусочек, надрежу, задеру шкурку, чтобы можно было за кончик её держаться пальцами и кусочек бы висел, как на нитке, то Ярик задерёт нос вверх, стережёт долго и вдруг прыгнет. (49)Но мало того: если я успею во время прыжка отдёрнуть вверх руку с колбасой, то Ярик так и остаётся на задних ногах, как человек. (50)Я иду с колбасой, и Ярик идёт за мной на двух ногах, опустив передние лапы, как руки, и так мы обходим комнату и раз, и два, и даже больше. (51)Так вот, зная, как Ярик любит колбасу, я не могу допустить, чтобы он был под диваном. (52)Делаю последний опыт, бросаю вниз не кусочек, а только шкурку и наблюдаю. (53)Но как внимательно я ни смотрю, ничего не могу заметить: шкурка исчезла как будто сама по себе. (54)В другой раз я всё-таки увидел, как мелькнул язык. (55)Ярик тут, под диваном.

(56)Теперь я отрезаю от колбасы круглый конец с носиком, привязываю нитку за носик и тихонечко спускаю вниз между коленками. (57)Язык показался. (58)Я потянул за нитку — язык скрылся. (59)Переждав немного, спускаю опять — теперь показался нос, потом лапы.

(60)Больше нечего в прятки играть: я вижу его, и он меня видит. (61)Поднимаю выше кусочек, Ярик поднимается на задние лапы, идёт за мной, как человек, на двух ногах, на террасу, спускается по лесенке на четырёх по-собачьи, опять поднимается, и так мы подходим к подвалу. (62)Ну вот теперь он понимает мою страшную затею и ложится на землю пластом, как черепаха. (63)А я отворяю подвальную дверь и говорю:

— Пожалуйте, молодой человек!

(По М. М. Пришвину)

Переносным называется вторичное лексическое значение слова, возникшее на основе прямого. По мнению современного лингвиста П.А. Леканта, благодаря переносному употреблению слово приобретает абсолютно новую окраску и толкование. Докажем справедливость данного утверждения с помощью примеров из текста.

Таким образом, когда название одного явления употребляется как наименование другого, у слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным. Это помогает автору создать яркий художественный образ.

Смысл приведённого фрагмента я понимаю так: рассказчику удалось найти взаимопонимание со своим псом. Герой очень хорошо понимает чувства Ярика, что позволяет им по-своему общаться друг с другом.

В 60-63 предложениях описывается то, как происходит примирение рассказчика и его собаки. Ярик чувствует себя виноватым, но он всё-таки приходит к хозяину и, по всей видимости, отныне будет верно служить ему.

Таким образом, герой и его пёс научились понимать друг друга, а это очень важно и для людей, и для животных. Без взаимопонимания мы были бы одинокими.

9.3 Как Вы понимаете значение слова ВЗАИМОПОНИМАНИЕ?

Взаимопонимание – это умение учитывать интересы другого человека, выслушивать его точку зрения, ставить себя на его место. Это ключ к доверительным взаимоотношениям.

Так, в приведённом фрагменте текста М. Пришвина рассказчик и его пёс находят общий язык. В 12-14 предложениях происходит примирение двух героев: Ярик обещает хозяину, что больше никогда не покинет дом без разрешения. Он прыгнул рассказчику на грудь, и тот сразу понял, что это означает.

В заключение хочется сказать, что умению слышать человека и понимать его мысли и желания следует учиться всю жизнь. Без взаимопонимания мы не сможем свободно общаться и получать от этого удовольствие.

Слово – это одно из самых важных понятий в нашей с вами жизни. Очень часто, слова обладают огромной силой, которая может изменить жизнь человека.

Благодаря слову мы можем говорить, писать, петь песни, снимать фильмы, сказки, мультики, записывать аудио, покупать телефоны….

С помощью слов люди общаются между собой, выражают свои мысли, чувства, эмоции, отношения друг к другу, либо к определенным событиям их жизни.

В настоящее время, к сожалению, многие люди редко задумываются над своими словами, неся негативный заряд окружающим и не задумываясь о последствиях сказанных слов. Очень хочется, чтобы люди не разбрасывались словами, а заранее обдумывали свои фразы. Ведь когда мы меняемся в лучшую сторону – мир меняется вместе с нами.

Другая ценность слова – это передача опыта, знаний, навыков от поколения к поколению. Без слова мы бы не сумели познать наше прошлое. Долгое время люди не умели писать, общались друг с другом лишь в устной форме. Но когда появилось письмо, ценность слова намного выросла: со временем стали появляться сочинения, стихи, сказки и т.д. И слово начало оживляться, дышать и радовать людей еще больше.

Я считаю, что самая важная сила слова заключается в объединении людей, особенно для какого-то общего, благородного дела. Ведь каждый человек уникален, у каждого в голове существуют свои индивидуальные идеи, мысли. И когда люди начинают обмениваться и делиться своим опытом, они тем самым постоянно развиваются, познают что-то новое для себя, идут вперед!

Таким образом, можно сделать вывод о том, что слово – это одно из величайших явлений нашей с вами жизни. Главное его свойство – это многогранность! Сила слова имеет очень большое влияние, как на нашу собственную жизнь, так и на жизнь окружающих людей. Зная об огромной силе слова, мы можем учиться говорить нужные слова, правильно подбирать и дарить их определенному человеку, делиться своим опытом с другими людьми, создавать что-то новое и интересное для нашего прекрасного и чудесного мира. Все только в наших руках! Сила слова – в нас!

Вариант 2

Как известно, слово – основная единица языка. Только людям свойственно общаться с помощью слов. Это уникальная возможность, позволяющая вести диалог, высказывать свою точку зрения и решать свои проблемы. С помощью слов возможно сообщать о новых событиях и о своих чувствах. Слово – это власть, которая способна вести и направлять людей. Ведь если правильно подобрать слова можно поднять дух не только одного человека, но и целого войска. Поэтому слову придавалось великое значение еще с давних времен.

Красиво говорить важно уметь каждому, так как от этого зависит жизнь. Такая способность делает человека уникальным в своей природе. Насыщенность и обдуманность речи играет огромную роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной. С помощью этого можно получить повышение, заключать важные соглашения и утвердиться как личность. Таким образом можно с легкостью получить восхищение от коллег. Правильная и красивая речь может избавить от смущений и волнения. С помощью умения говорить можно без проблем заводить новые знакомства и избегать конфликтных ситуаций, сохранив свою репутацию. Это становится возможным при владении ораторским искусством и наличии богатого словарного запаса.

Таким образом, слово – это основа всей нашей жизни, ведь без него она просто невозможна. Общаться, рассуждать и выражать свои эмоции – основное, что отличает нас от животных, поэтому нужно ценить и дорожить этой уникальной способностью.

Значение слова в жизни человека

Еще в древние времена люди прекрасно понимали силу и значение слов в жизни человека.

С древнейших времен люди старались говорить, используя определенные правила, коротко и ясно. На глиняных табличках шумеров еще в IV-II тысячелетиях до нашей эры найдены наставления о том, как вести себя в разговоре. В те далекие времена люди понимали, что нельзя говорить в раздраженном состоянии, ибо потом придется раскаиваться.

На древнем Востоке считалось наибольшим оскорблением уйти, не дослушав человека до конца.

Грубые словесные оскорбления, усиленные обидами и душевными переживаниями, могут вызвать серьезные заболевания. Злые слова несут отрицательную энергетику, нанося ущерб человеческой психике.

В противовес им добрые, сердечные слова и пожелания помнятся годами, привносят гармонию и спокойствие в человеческую душу. Но, к великому сожалению, в современной жизни мы часто забываем или не хотим говорить ласковые и нежные слова. Как было бы здорово, если бы люди не стыдились и не забывали благодарить друг друга, говорить красивые комплименты.

Нам Богом дан великий дар – язык, с помощью которого мы общаемся и передаем информацию. Нельзя забывать о великой ответственности в обращении с ним.

Сочинение на тему Месть и великодушие в романе Война и мир

Месть и великодушие — такие два противоположных чувства. Они не воспитываются, не прививаются, но проявляются в неожиданных ситуациях и каждодневно.

Так Андрей Болконский — умный, любящий, но достаточно скрытный герой после предательства любимой девушки готов мстить своему обидчику. И расставшись с Наташей Ростовой поселяет в своей душе ненависть.

Никакие раскаяния Наташи не могут искоренить негатив Болконского. Он твердо решил отомстить Курагину. Но увидев мучения последнего после ранения и потери ноги, князь забывает свои обиды и начинает беспокоится о боли бывшего недруга.

Пройдя злость, ненависть, гнев Болконский великодушно отпускает все отрицательные эмоции и понимает, что месть разрушает внутреннее состояние человека. Великодушие наоборот позволяет приобрести душевное равновесие и силу духа.

Что еще дала месть персонажам романа? Наверное, ничего хорошего. Так Элен Безухова мстит потому, что это для нее составляющая ее натуры. Она представляет все как игру, но при этом наносит боль другим. Познакомив Наташу Ростову и Анатолия Курагина, подталкивает тем самым девушку на предательство.

Месть Пьера Безухова имеет совсем другой источник. Из-за измен жены с Дороховым, он подвергался насмешкам и неприятным намекам в свой адрес. При переполнении чаши терпения, Пьер вызывает противника на дуэль. Ранение Дорохова не привело к удовлетворению Пьера. Он осознал, что жажда мести привела его к такому финалу и очень сожалеет о содеянном.

Ведь Пьер Безухов по своей сути очень великодушный человек. При наступлении французских войск, граф Безухов не бежит скрываться глубоко в тыл страны, а наоборот. Он ставит своей целью быть в центре военных действий и всячески помогать в борьбе с неприятелем. Пьер спасает девочку во время пожара, помогает женщине отбиться от приставаний французских солдат. Все его поступки касаются простых людей, не смотря на его дворянское происхождение.

Тема мести и великодушия поднимается писателем в романе для того, чтобы осветить данную тему и показать следующее. Месть разрушительна для самого мстителя и окружающих. А великодушие, не геройство, а чувство, позволяющее жить в гармонии с окружающим миром и самим собой.

Другие темы: ← Полковник на балу и после бала↑ ТолстойЖилин и Дина →

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Подвиг для 9 класса
    Под подвигом обычно понимаются всевозможные героические поступки, когда, например, солдат на войне жертвует своей жизнью ради победы или спасения своих однополчан.
  • Сочинение Удачный день (письмо другу)
    Это лето выдалось очень жарким, солнце парило нещадно, находится в такую погоду, в городе было тяжело, поэтому родители решили отвезти меня погостить к любимым бабушке и дедушке
  • Сочинение по сказке Конек-горбунок Ершова
    Главным героем в сказке является Иван-дурак, служащий царю. Царь был очень привередливый, он не думал о своем государстве, а также жестоко относился к своим подчиненным.

Какова роль слова в жизни людей?

Какую играют роль слова в жизни людей? Огромную. С их помощью мы выражаем свои мысли и чувства. Высказываний о роли слова в жизни человека великое множество. Ведь в поговорках и пословицах сокрыт кладезь знаний. Но мир не стоит на месте и постоянно меняется. Сегодняшнему поколению больше интересны сложные философские вопросы. Одна из популярных тем для размышления современного человека: что первично – мышление или речь? Именно благодаря тому, что первобытные люди начали разговаривать, их мозг стал работать и как следствие – развиваться. Но почему они заговорили, и почему в нашем мире так много различных языков? На эти вопросы мы сегодня и попробуем дать ответы.

Что первично – мышление или речь?

Роль слова в жизни людей переоценить невозможно. С чего наше общество начало развиваться? Именно с того момента, когда люди как-то стали коммуницировать между собой. Но ведь слова нужны для того, чтобы выражать свои мысли, а чтобы эти мысли выражать, они сначала должны сформироваться в голове. На сегодняшний день философы не смогли прийти к общему выводу, насчет того, что первично. Мнения разделились, и вопрос остался открытым. Чтобы дать правильный ответ, недостаточно просто философствовать. Нужно искать первопричину зарождения мышления гораздо глубже. Ведь человек думает именно словами. Подсознание ведет с нами как бы нескончаемый диалог, ведь мы не размышляем образами или картинками. Благодаря такой запутанной системе, существует много различных доводов и теорий, но четкого ответа не сформировано. Надеемся, что в будущем ситуация прояснится, а сегодня у каждого есть возможность самостоятельно подумать над вопросом первичности. Может быть, именно ваша версия и окажется правдивой.


Почему в мире так много языков

Многие дети задают каверзные вопросы родителям. Один из них: почему все люди не могут говорить на одном языке? Взрослые понимают, что это невозможно по ряду причин. Общего языка, скорее всего, не было никогда. Ведь в каждой местности процесс превращения обезьяны в человека шел с разной скоростью. И, соответственно, люди формировали разные языки. Каким-то народам в силу климатических условий развиваться было проще.


Можно ли понимать друг друга без слов?


Различия есть даже в языке глухонемых

Какова роль слова в жизни человека, сложно описать словами. Даже невозможно. Но люди же могут спокойно жить, даже если не имеют возможности говорить. Глухонемые легко могут общаться на языке жестов. Сам собой появляется вопрос: если в мире так много устных языков, то как же дела обстоят в бессловесном мире?


Глухонемые люди разных стран не смогут понимать друг друга. Как и любой другой язык, язык жестов в каждом регионе уникален. Здесь тоже есть жаргон. Понимать друг друга глухонемым людям из разных стран немного легче, чем людям, говорящим на разных языках. Ведь многие жесты похожи и несут одинаковое значение. Тем более язык жестов довольно примитивен, и если говорящие люди не будут понимать друг друга, они ведь тоже воспользуются этим способом коммуникации.

Перспективы развития русского языка

Наш родной язык с каждым годом все больше обогащается жаргонизмами или же заимствованными словами. Человек из прошлого века не может нормально общаться с современной молодежью. Иногда создается впечатление, что старшее поколение говорит со своими внуками на разных языках. И отчасти это действительно так. Какую роль играет слово в жизни человека? Огромную. Но ведь эти слова меняются так быстро, новые приходят, старые уходят, а не пострадает ли от этого сам язык? Конечно, нет. Все нуждается в развитии. Когда новая техника приходит взамен старой ведь никто не спрашивает, к лучшему ли эта перемена. Так и с языком. Конечно, нужно помнить и знать корни языка, его основу и грамматику. Только человек, который хорошо знает правила, может их нарушать и составлять собственные.


Роль слова в жизни людей. Оно материально

Сегодня можно услышать много рассказов о том, что наши мысли материальны. А ведь мы уже знаем, что человек мыслит именно словами. Действительно ли это так, сказать сложно. Люди, которые приводят примеры о роли слова в жизни человека, обычно рассказывают, что “вот сегодня я об этом сказал, а завтра оно и случилось”. Можно это списывать на судьбу, а можно и на простое совпадение. Никто не может человеку запретить позитивно мыслить – это сказывается на его хорошем настроении. И если с помощью хороших слов он сможет привлечь в свою жизнь счастье и удачу, то просто необходимо брать его опыт на вооружение.

Перспективы развития русского языка

Наш родной язык с каждым годом все больше обогащается жаргонизмами или же заимствованными словами. Человек из прошлого века не может нормально общаться с современной молодежью. Иногда создается впечатление, что старшее поколение говорит со своими внуками на разных языках. И отчасти это действительно так. Какую роль играет слово в жизни человека? Огромную. Но ведь эти слова меняются так быстро, новые приходят, старые уходят, а не пострадает ли от этого сам язык? Конечно, нет. Все нуждается в развитии. Когда новая техника приходит взамен старой ведь никто не спрашивает, к лучшему ли эта перемена. Так и с языком. Конечно, нужно помнить и знать корни языка, его основу и грамматику. Только человек, который хорошо знает правила, может их нарушать и составлять собственные.

Различия есть даже в языке глухонемых

Какова роль слова в жизни человека, сложно описать словами. Даже невозможно. Но люди же могут спокойно жить, даже если не имеют возможности говорить. Глухонемые легко могут общаться на языке жестов. Сам собой появляется вопрос: если в мире так много устных языков, то как же дела обстоят в бессловесном мире?

Глухонемые люди разных стран не смогут понимать друг друга. Как и любой другой язык, язык жестов в каждом регионе уникален. Здесь тоже есть жаргон. Понимать друг друга глухонемым людям из разных стран немного легче, чем людям, говорящим на разных языках. Ведь многие жесты похожи и несут одинаковое значение. Тем более язык жестов довольно примитивен, и если говорящие люди не будут понимать друг друга, они ведь тоже воспользуются этим способом коммуникации.

Слова везде. В каждодневном общении, в книгах, в песнях, в кино, в рекламе, в мыслях. И как ни велик словарный запас у конкретно выбранного человека, он не охватит всего языкового величия. И это только отдельного языка, что уж говорить о сокровищнице всего мира и всех времен!

слово как средство общения

Но этим величием, этим даром (а это определенно дар, хоть и не в буквальном смысле, ведь происхождение языка уже было рассмотрено в статье чуть выше) нужно уметь распоряжаться. Думать, что говоришь, значит, размышлять над каждым словом. Кроме того что необходимо изъясняться так, чтобы быть правильно понятым, важно еще внимательно слушать другого, чтобы и то, что хочет сказать собеседник, уловить. Искусство общения — это не шутки. Оно подразумевает диалог, взаимность.

Можно ли понимать друг друга без слов?

Результаты были поразительными. Эмоции легко угадывались. Так что теперь мы знаем: чтобы понять чувства человека, нужно просто внимательно к нему приглядеться.

Читайте также: