Кто управляет жизнью человека мастер и маргарита сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Михаил Афанасьевич Булгаков и сюжет его знаменитого романа "Мастер и Маргарита". Тема власти как способности воздействовать на деятельность и поведение других людей, не взирая на их сопротивление. Герои романа, связь темы власти с темой творчества.

Рубрика Литература
Вид сочинение
Язык русский
Дата добавления 30.09.2014
Размер файла 13,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Всякая власть есть непрерывный заговор.

Оноре де Бальзак

Я считаю, что тема власти играет очень важную роль в идейном содержании романа "Мастер и Маргарита". О значимости темы говорят ее современность, вечность и актуальность. Булгаков показывает, что во все времена преклонение перед властью, страх или пошлое желание выслужиться, добиться каких-то благ за счет попирания своих моральных принципов процветало. Лишь единицы могли противостоять Власти, и судьба их была печальна.

Подобные документы

"Мастер и Маргарита" - главное произведение М. А. Булгакова. Личность М. А. Булгакова. История написания романа. Главные герои романа. Сходства романа с другими произведениями. Опера "Фауст" Гуно. Повесть "Золотой горшок" Гофмана.

реферат [2,0 M], добавлен 24.02.2007

Личность Булгакова. Роман "Мастер и Маргарита". Главные герои романа: Иешуа и Воланд, свита Воланда, Мастер и Маргарита, Понтий Пилат. Москва 30-х годов. Судьба романа "Мастер и Маргарита". Наследство потомкам. Рукопись великого произведения.

реферат [36,6 K], добавлен 14.01.2007

Историк, сделавшийся писателем. Творческая история романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Главный прототип Маргариты. Москва как глобальный символ романа. Истинное лицо Воланда. Авторская правка, варианты названий. Символико-семантический аспект романа.

презентация [1,3 M], добавлен 21.04.2014

История создания романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"; идейный замысел, жанр, персонажи, сюжетно-композиционное своеобразие. Сатирическое изображение советской действительности. Тема возвышающей, трагической любви и творчества в несвободном обществе.

дипломная работа [112,0 K], добавлен 26.03.2012

Тема любви в мировой литературе . Куприн-певц возвышенной любви. Тема любви в повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет". Многоликость романа "Мастер и Маргарита". Тема любви в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Две картины смерти влюбленных.

реферат [42,3 K], добавлен 08.09.2008

История создания романа. Связь романа Булгакова с трагедией Гете. Временная и пространственно-смысловая структура романа. Роман в романе. Образ, место и значение Воланда и его свиты в романе "Мастер и Маргарита".

реферат [44,8 K], добавлен 09.10.2006

История создания романа "Мастер и Маргарита". Идейно–художественный образ сил зла. Воланд и его свита. Диалектическое единство, взаимодополняемость добра и зла. Бал у сатаны - апофеоз романа. Роль и значение "темных сил" заложенных в романе Булгаковым.

Лично мне нравится этот отрывок из "Мастера и Маргариты". Прекрасный роман Михаила Афанасьевича Булгакова.

Данный отрывок заставил меня задуматься и мне захотелось дать ответ Олегу Басилашвили (Дьявол в романе) с точки зрения пантеиста.

Основная ошибка в вопросе "кто управляет жизнью" в том, что слово "управлять" тут лишнее, оно просто не к месту. Как говорит сам Дьявол "для того, чтобы управлять нужен, как никак, точный план на некоторый более ли менее приличный срок, хотя бы лет так на 1000". Да, это абсолютно так. Но лично я убежден, что никакого плана не существует. В этом случае жизнью человеческой никто не управляет. Жизнь является результатом синхронной работы миллиардов миллиардов механизмов.

Тело человека, состоящее из миллиардов миллиардов механизмов видит свет, который получается в результате работы миллиардов миллиардов механизмов, вдыхает воздух, который произвели миллиарды миллиарды механизмов, кушает еду, которая была произведена . ну в общем то понятно. Так вот, все работает слаженно, пока вдруг какой то механизм не дает сбой. Один из механизмов сломался и клетка, которая делилась, разделилась неправильно. Так появилась саркома легкого, так славно описанная Дьяволом в "Мастере и Маргарите". Кто то запланировал появление рака легкого? Нет, он появился сам по себе. Сбой одного механизма. Механизма деления клетки.

Но бывают не только сбои. Бывает и так, что один механизм и другой механизм "сходятся" в одном событии. Идет трамвай, холодно, на рельсах образовался лед, скользкие ботинки у человека. Все сходится в одной точке Х. Человек подскользнулся на ледяной рельсе, упал и его переехал трамвай. Кто то запланировал такое событие? Нет, я не скажу, что "человек сам собою управил", так же я не скажу, что бог или фортуна решили человека бросить под трамвай. Нет, событие произошло само собой, совокупность результатов множества событий, результат работы миллиардов миллиардов механизмов.

Главная ошибка, которую допускают те, кто думают о том, кто управляет жизнью человеческой" в том, что человек, в свойственной ему манере, возвышает "человека" над всеми остальными. Делает его уникальным по отношению, например, травинки. Но это не так. Пантеизм говорит, что человек это всего лишь одна песчинка в песчаной пустыне. И никто ей не управляет. Она движется туда, куда будет толкать совокупность сил и законов. Дунул ветер, полетела направо, обсыпался бархан, вместе с тонной песка полетела вниз. Никто не думает куда начнет движение песчинка. Можно лишь немного повлиять на ее движение.

Когда человек ставит себе цель - он движется к этой цели. Но это совсем не означает, что у одного механизма не произойдет сбой. Хотя . начни курить, пить и жиреть - тогда больше вероятности, что какой-нибудь механизм сбойнет. Но это не управление своей жизнью, а построение пути, по которому человек хотел бы двигаться. Человек может постараться обеспечить максимальную синхронность событий, чтобы тем самым улучшить свою жизнь.

Хорошо питаешь, вдыхаешь чистый воздух, занимаешься спортом - этими событиями человек "старается" исключить поломки. Чтобы сломалась шестеренка механизма - ей нужно наткнуться на непредусмотренную деталь. Засунь в механизм металлический прут - механизм сломается. Не будет металлического прута - сломается лишь тогда, когда сточится или сломается другая шестеренка. Так это работает .

Потому - человеческой жизнью никто не управляет.

P.S. Через пару дней решил дописать, т.к. пришла в голову еще одна мысль.

Скажите быстро, кто управляет волчком начиная с, например, 5 секунды? Движения волчка физиками рассчитаны очень хорошо и детально. Потому большинство ответят, что движениями волчка управляют законы физики. Мало кому придет в голову мысль о том, что сам Господь, как только Вы крутанули волчок, сам господь сидит и этим волчком управляет. Так возникает вопрос, почему приходит в голову вопрос, что кто то иной, а не вселенские законы, управляет волчком жизнью человеческой?

О да, да, я знаю, что сейчас на меня накинутся люди с криком "ну кто то же волчок запустил". Типа человек на мгновение стал этим самым создателем, который дал толчок вращению волчка. Да! Это так. Но волчок мог начать крутится и без человек. Не конкретно этот волчок, а какой то другой. Может быть в другом месте, за океаном или под водой. Ветер ли дунул сильнее, земля ли обвалилась. И вот лежащий на земле волчок, например, падая, начал крутится. Так и с человеком. Человек мог появиться из за желания какого то существа. А мог появиться и без желаний. И жизнь человека идет по проторенной дороге вселенских законов, где физика, химия, биология делают в совокупности то, что можно обозвать человек разумный.

Проект GeniusMaster.Name – это Мастерская ЖизнеТворчества.

. здесь Вы узнаете как быстро, просто и даже играючи Создать Свою Жизнь такой, как Вам хочется. Почему просто? Все гениальное - просто! ;)

СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО ↓






Основные темы ↓

Популярное видео ↓

Популярные записи ↓

Человек Творец Своей Судьбы! Внушительно звучит неправда ли, но так ли это? Насколько это верно? Конечно, мы можем найти тысячи примеров людей, которые сделали себя сами, кажется, они вылепили свою судьбу сами. Разве не жизнетворчеством занимаются люди, когда выбирают себе цели, планируют, действую и превращают свои мечты в реальность? Да, они творцы. Но насколько далеко может простираться творческая сила человека?

В качестве приглашения к размышлению предлагаю фрагмент книги Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита. Кто же человек: творец судьбы, игрушка в руках богов или всего лишь одинокий листик гонимый случайными обстоятельствами?

Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита. (фрагмент)

- Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?

Сам человек и управляет, — поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень ясный вопрос.

- Виноват, — мягко отозвался неизвестный, — для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день? И, в самом деле, — тут неизвестный повернулся к Берлиозу, — вообразите, что вы, например, начнете управлять, распоряжаться и другими и собою, вообще, так сказать, входить во вкус, и вдруг у вас… кхе… кхе… саркома легкого.. — тут иностранец сладко усмехнулся, как будто мысль о саркоме легкого доставила ему удовольствие, — да, саркома, — жмурясь, как кот, повторил он звучное слово, — и вот ваше управление закончилось! Ничья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует. Родные вам начинают лгать, вы, чуя неладное, бросаетесь к ученым врачам, затем к шарлатанам, а бывает, и к гадалкам. Как первое и второе, так и третье — совершенно бессмысленно, вы сами понимаете. И все это кончается трагически: тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи. А бывает и еще хуже: только что человек соберется съездить в Кисловодск, — тут иностранец прищурился на Берлиоза, — пустяковое, казалось бы, дело, но и этого совершить не может, потому что неизвестно почему вдруг возьмет — поскользнется и попадет под трамвай! Неужели вы скажете, что это он сам собою управил так? Не правильнее ли думать, что управился с ним кто-то совсем другой? — и здесь незнакомец рассмеялся странным смешком.

Однако он не успел выговорить этих слов, как заговорил иностранец:

- Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«. ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой.

Описание презентации по отдельным слайдам:

«. ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой.


Необходимые пояснения: Этот проект – своеобразный путеводитель по роману Мих.

Иронически, потому что небезосновательно полагал, что ответ на этот вопрос не.

Разделим этот вопрос на составляющие: Сколько миров в романе Булгакова? Что о.

Не спешите и не пугайтесь: вопросы сложные, но никто и не ждет немедленных о.

Вспомнили? «Бал упал на нее сразу в виде света, вместе с ним – звука и запах.

В оформлении слайда использован фрагмент репродукции картины Сандро Боттичелл.

А мастер, которого любит Маргарита, − является номинальным автором романа о.

А мастер, которого любит Маргарита, − является номинальным автором романа о Понтии Пилате и Иешуа, и этот роман в романе составляет Художник Леонид Насыров легендарную, или историческую, или (называют по-разному) линию произведения.

Ответы на эти вопросы требуют подробного анализа романа. Помощниками-ориенти.

Ответы на эти вопросы требуют подробного анализа романа. Помощниками-ориентирами при погружении в текст являются дополнительные (дробные, уточняющие) вопросы. Что из себя представляет каждый из этих миров? Кто и как управляет ими? Как соотносятся они друг с другом? –

Например, к разговору о линии романа могут быть предложены следующие вопросы.

Образ Иисуса Христа в живописи и скульптуре Иероним Босх. Несение креста 1480.

Образ Иисуса Христа в живописи и скульптуре Иероним Босх. Несение креста 1480 - 1500 Эрнст Неизвестный. Распятие 1974

Пока всё… Разработка системы вопросов и презентаций по тематическим блокам.

Пока всё… Разработка системы вопросов и презентаций по тематическим блокам: сатирическая, фантастическая, лирическая линии романа. Разработка презентации: Включайтесь!

Автор разделяет всех героев романа на две стороны: сторона Зла и сторона Добра. Силы Зла представлены Воландом и его свитой. Они то и дело предлагают кому-либо подписать договор. Однако, они честны и справедливы, потому что всегда выполняют свои обещания. Здесь нет классической сцены договора с дьяволом, когда последний обманывает.

Сторону Добра представляет Иешуа. Этот герой считает, что злых людей не существует в принципе. Есть лишь обиженные люди, которые творят из-за обиды плохие поступки. Добром является и образ Мастера, который планирует освещать в своих произведениях истинные проблемы человечества: добро, справедливость, любовь, самопожертвование, дружбу. Маргарита, подписавшая договор с Воландом, также на стороне Добра. Девушка выбрала любовь и сделала все, чтобы быть вместе с возлюбленным.

Проблему нравственного выбора помогает осветить библейский сюжет. Понтий Пилат — прокуратор Иудеи. Он стоит перед сложным выбором: справедливость, честность или удачная карьера. Он выбирает повышение по карьерной лестнице и по его вине погибает в страшных мучениях Иисус Христос. Вскоре люди признают, что совершили ошибку, но будет уже очень поздно.

Михаил Булгаков подводит читателя к мнению, что каждый сам решает каким ему быть. Принимая решение, необходимо знать, что от него зависит не только жить того, кто выбирает, но и жизнь других людей. Решение может повлиять на нее самым странным и необычным способом. Принятие решений — ответственный поступок, удел взрослых и зрелых людей. Умение нести ответственность за свои поступки и отличает взрослого человека от ребенка.

Главное условие нравственности — желание стать нравственным. Сенека.

II. Основная часть:

Всеобщие, вневременные, надклассовые вопросы нравственного выбора.

б) Обнажение скрытых пороков человечества;

в) Параллели в изображении Ершалаима двадцатых годов I века и Москва двадцатых годов ХХ века;

г) Трагизм в изображении Маргариты – женщины, решающей вопрос нравственного выбора в порыве любви, сильной, всепобеждающей, в невыносимых условиях жизни;

д) Мастер – собирательный образ того, кто стремиться познать вечные законы нравственности.

III. Заключение булгаковского романа.

а) Вклад М. А. Булгакова в вечную тему, его новаторство;

б) Основные типы сознания героев романа;

в) Блестящее раскрытие проблем любви и равнодушия, трусости и раскаяния, добра и зла.

IV. Список используемой литературы.

О романе Булгакова исследователями разных стран написано очень много статей, критических заметок и еще, наверное, немало будет немало написано. Среди трактовавших книгу есть и такие, кто склонны были читать ее как зашифрованный политический трактат; иные истолкователи романа увидели в нем апологию дьявол, любование мрачной силой, какое –то особое, едва ли не болезненное пристрастие автора к темным стихиям бытия.

жизненных испытаний, что анализировать прожитые годы мы обязаны. Об этом задумалась и я, начиная работу над данным исследованием.

Цель данной работы – исследовать проблемы нравственного выбора, перед которым автор ставит практически каждого своего героя, указать значимость этого выбора в раскрытии главной произведения.

Добро и зло… Понятие вечные и неразделимые. Пока жив человек, они будут бороться друг с другом.

В романе, помимо прочих проблем, затронута проблема нравственного выбора и личной ответственности за этот выбор. Булгаков заставляет своих героев выбирать и с помощью этого раскрывает личность персонажа.

Выбирать в романе приходится всем: от Иешуа до Мастера.

Могущество Понтия Пилата оказалось мнимым. Он трус, верный пес кесаря. Совесть мучает его. Ему никогда не будет покоя – он понимает, что прав Иешуа. У Иешуа остался ученик и последователь – Левий Матвей. Он продолжит дело своего Учителя. В евангельской легенде заложены вечные истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе.

Герои и времена как будто разные, а суть одна. Вражда, недоверие к инакомыслящим, зависть царствуют в мире, который окружает Мастера.

булгаковском романе не подвластен неумолимым законам времени и пространства и не подвержен смерти.

Сатана и его помощники обнажают сущность явлений, высвечивают, усиливают, выставляют на всеобщее обозрение всякое зло. Фокусы в Варьете, проделки с подписывающими бумагами пустым костюмом,

таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина

– это обнажение скрытых пороков человека.

Но не только евангельские герои отвечают за свои грехи. Хотя они далеко не такой тяжести, как преступление Иешуа. Стоило Берлиозу только подумать о том, чтобы сообщить, куда следует, о явной ненормальности

встретившегося ему иностранца – собеседника, и его судьба уже была предрешена. Но он ведь мог этого не делать. Но он сделал свой нравственный выбор, поступил самоуверенно, за что и поплатился головой.

Конферансье Бенгальского постигла та же участь. А за что? Всего лишь за напрасную болтовню, без которой он вполне мог бы и обойтись, но не захотел…

Буфетчика Андрея Фокича сгубила жадность. Воланд предсказал ему смерть через девять месяцев в первой поликлинике МГУ и посоветовал потратить отложенные деньги и доживать жизнь со всеми удовольствиями. Но Андрей Фокич захотел пожить подольше, потратить деньги на лечение. Это ему не удалось: деньги пропали в сломанном доме. Ответственность за это он понес только перед собой: ведь хуже-то он сделал только себе.

Большое количество как явных, так и почти невидимых параллелей связывают изображение Ершалаима двадцатых годов I века и Москвы двадцатых годов ХХ века. Вот хотя бы некоторые из них:

  1. Внимательный читатель вряд ли пройдет мимо такой особенности романа, как сходность в описании двух городов, разделенных не только тысячами километров, но и двумя тысячами лет.

Отдельные детали, ритм, интонация фраз совпадают. Случайность? Но такой мастер, каким был Булгаков, вряд ли стал бы просто повторять найденный удачный прием и деталь.

2) Ощущаются параллели в системе персонажей, олицетворяющие, по мнению автора, троичность бытия, христианскую Троицу, и даже четырехмерный мир, включающий пространство театра. Однако пары большинства героев можно выделить довольно отчетливо:

— Левий Матвей – Иван Бездомный;

— Иуда – Алоизий Могарыч;

Если вдуматься поглубже, Воланду в Москве делать уже нечего, ему почти некого совращать на путь зла. Все и так ему преданы полностью. В Москве 30-х годов все также процветают воровство, доносительство, взяточничество.

2. Булгаков М. А. Собрание сочинений в пяти томах. Том первый. 54 стр.

Но и вина ее очевидна: добровольное общение с дьяволом и некоторое заискивание перед ним ради любви к Мастеру. Маргарита объясняет это так в разговоре с возлюбленным: «Конечно, когда люди совершенно ограблены,

Ее образ показывает трагедию женщины в порыве любви сильной и всепобеждающей, в невыносимых условиях жизни. Искушение дьяволом не в силах затмить эту любовь героини к Мастеру и его творению.

Героине приходится пройти сквозь трупный распад ада, чтобы обрести любимого. Отравители по любви и нелюбви, детоубийцы и корыстолюбцы,

— В сердце! – повторила она глухим голосом…

Маргарита оказалась вне норм бесовской ничего не просит для себя и хочет лишь избавить Фриду от нескончаемой пытки. Воланд поражен мужеством Маргариты и ее достоинством: «Мы вас испытывали… никогда и ничего ни просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и

которое совершенно неожиданно и коварно «пролезает в самые узенькие

Союз с нечистой силой заключен, чтобы вернуть мастера и его роман к жизни.

И сознавая истинность этой любви, Мастер делает свой нравственный

выбор: отказывается от нее, не желая губить Маргариту, искажать ее той тьмой, которая охватила его душу после сожжения романа, отягощать ее связью с неизлечимо больным человеком. Мастер благороден, он не может переступить нравственного закона и предпочитает гибнуть сам, но не мучить других. Однако основа отказа от любви – неверие в свое выздоровление.

Мастер стал нищим не только по реальному положению писателя в советской Москве. Он сжег свою рукопись и отказался и от своего имени, и от любви Маргариты. Мастер с ужасом вспоминает литературный мир, в который ему пришлось вступить с написанным романом.

Хрупкая душа его не выдержала пошлого московского существования. Он был сломлен ужасом окружавшей его жизни, замкнулся в себе.

Маргарита в романе совершает путь, противоположный Мастеру: от отчаяния и тревоги, тоскливого ощущения пустоты жизни она движется к вере в нее и свои силы, к всепобеждающей любви. Сознавая превосходство вкуса Мастера, она послушна ему и бросает желтые цветы в канаву. Влюбленная в роман, созданный Мастером, она настаивает на печатании его и винит себя в том, что не предусмотрела дурных последствий. Трепещущая от боли за случившееся, она хочет спасти Мастера: «Я тебя вылечу, вылечу,-

— Может быть, у вас есть какая-нибудь печаль, отравляющая душу тоска?

Никого не оставляет равнодушным история Мастера и Маргариты.

Предыстория Мастера в романе бедна сведениями. Известно, что он историк, был на службе в музее. Его оставила жена, имя которой Мастер не может вспомнить.

Булгаков выдвинул в герои личность творца – уникальную, единственную, неповторимую личность художника.

Мастером движет жажда познания. Он пытается проникнуть в глубину веков, чтобы разобраться в вечном. Как и Фаусту, познание ему дает Сатана. «Мастер – гадает, Воланд – видит. Мастер отсылает Ивана за продолжением к Воланду («ваш знакомый с Патриарших прудов сделал бы это лучше

Мастер вслед за Воландом – другой полюс в романе, другой тип творческого сознания, очень близкого романтической традиции. Он возвышен своим призванием. Трагедия личности мастера глубоко патетична, она в нравственной ответственности за сотворенное слово, за слово, написанное и произнесенное.

входит в жизнь Мастера, когда он утратил веру в свои силы и сжег рукопись.

И вот у Мастера появляется шанс возродиться к новой жизни. Он чуть ободрен встречей с Маргаритой. Маргарита борется за Мастера. Согласившись стать королевой на Великом балу полнолуния, она при помощи Воланда возвращает Мастера. Вместе с ним под раскаты очищающей грозы она переходит в вечность.

Представители духовного начала (которое, по Булгакову, бессмертно) сосуществуют, признавая положение, друг друга в космической иерархии: Иешуа по отношению к Воланду, Воланда – к Иешуа и Мастеру, Мастера – к Бездомному.

Однако наличие подобной структуры не приводит к превращению персонажей в носителей авторских идей. Все действующие лица – это живые люди с яркими портретными характеристиками и другими запоминающимися качествами.

Ни один из главных героев не вызывает отрицательного отношения. Даже Воланд, который традиционно должен внушать страх, вызывает скорее улыбку и сочувствие тому, как ловко он выводит на чистую воду людей, подобных Берлиозу, Лиходееву или Босому. Все главные герои вызывают несомненную симпатию, не являясь в тоже время идеальными.

В романе Булгакова живет глубокая вера в нравственные непреложные законы. Вслед за Кантом писатель считает, что нравственный закон заключается внутри человека, не должен зависеть от религиозного страха перед грядущим возмездием. Проблема любви и равнодушия, трусости и раскаяния, добра и зла раскрыты во всем блеске его мастерства. Они присутствуют в обрисовке каждого из центральных образов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Г. ЭНГЕЛЬСА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

Читайте также: