Сочинение духовные искания раскольникова

Обновлено: 02.07.2024

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть "униженным и оскорбленным" глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: "Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами". Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее "каморке", которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — "задавленного бедностью", "изуродованного нищетой" "бедного и больного студента".

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. "Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою", — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. "Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. "

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. "За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения". Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти "от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. ". А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в "Дневнике писателя": "Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы".

Его духовные искания начинаются с момента создания героем его собственной теории. Родион Раскольников учился на юридическом факультете, поэтому вопросы права его, естественно, интересовали. Герой был поклонником личности Наполеона, был очарован его биографией. Родион Раскольников построил теорию, будто бы человечество можно разделить на две группы: великие люди и обычные люди. Представители первой группы могут творить великие дела и менять мир. По мнению героя, иногда такие поступки требуют жертв, в том числе и людских. Великие люди могут убивать обычных людей ради своих дел. Обычные люди не представляют чего-то особенного, поэтому они служат лишь расходным материалом для великих личностей.

Родион Раскольников создал такую теорию и решил ее проверить. Это важный шаг в его духовной эволюции, так как он решается на ужасный поступок — убийство. Он продумывает убийство старуха-процентщицы и совершает его. Однако, после этого дела его постигает разочарование.

Родион Раскольников серьезно заболел после данного события. Этот поступок показывает, как его организм реагировал на его ощущения, поступки.

Помочь герою познать истину смогла Соня Мармеладова, с которой он познакомился. Общение с этой девушкой помогло ему завершить его нравственные искания. Между героями установились доверительные, нежные, светлые отношения. У Раскольникова не было раньше подобного опыта. Общение с Соней стало для него реальным переворотом сознания и мировоззрения.

Эта добрая, милосердная, честная девушка была в ужасе от поступка Раскольникова. Она помогла ему найти силы признаться следователю и искупить свою вину. Именно Соня Мармеладова помогла герою познать, что ни один человек не может лишать жизни другого человека, что главное в этой жизни — это доброта и милосердие. Поведение Сони стало образцом для Раскольникова.

Духовные искания Родиона Раскольникова привели его к каторге, но герой смог осознать свою вину и признать несостоятельность своей теории. Герой пришел к выводу, что жизнь человека — это великое благо, которого никто не имеет права его лишать, самая большая ценность в этом мире.

2 вариант

Итак, Родион Раскольников – бедный студен, любящий свою сестру и мать, убивший старушку процентщицу ради счастья бедных людей, к котором относился он сам, Авдотья Романовна, Пульхерия Александровна и семейство Мармеладовых и большая часть тогдашнего Петербурга.

В заключении, хочется сказать, что путь Раскольника, путь к человеколюбию обязан пройти каждый из нас, ведь только так люди смогут прийти к светлому раю на Земле и ощутить все блаженство и волшебство любви!

Также читают:

Картинка к сочинению Духовные искания Раскольникова в романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

Лесков Николай Семёнович – российский литературный критик и писатель, который очень долго публиковал свои произведения под псевдонимом. Он не показывал в них дворян, в отличие от многих других писателей, а отображал жизнь мещан и духовенства.

Великодушие – это возможность человека проявлять к другим щедрость и доброту. Такой человек думает не только о собственной выгоде, но и об окружающих его людях

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Федор Михайлович Достоевский - великий русский писатель, который в каждом своем произведении шаг за шагом показывает смену чувств и настроений в душе литературных героев. Вот и в психологическом романе "Преступление и наказание" на примере Родион Раскольникова можно четко проследить его душевное падение и возрождение.

Произведение с самого начала задает гнетущую атмосферу путем описания душного, грязного июльского Петербурга и самого бедного его района. Нам показывают главного героя - Родиона Раскольникова.

У этого молодого человека имеется своя теория разделения людей на бедных, "тварей дрожащих", и особых, тех, кому все позволено и закон не писан, поскольку они сами в праве решать, как им лучше поступать. Сам главный герой - бывший нищий студент, на которого действует эта невыносимая петербургская погода, крайняя материальная бедность, его чердачная каморка, которую нельзя было даже назвать комнатой, с ее болезненно-желтым интерьером, который так часто можно встретить в произведениях Достоевского, он имеет символическое значение и служит для раскрытия душевного состояния героев. На фоне этого Раскольников впадает в полубредовое состояние и решается на убийство старухи-процентщицы, дабы проверить, "тварь он дрожащая" или сильная личность.

Что интересно, духовное падение героя произошло как раз до совершения самого преступного деяния. Уже тогда мысли его помутились, а идеи выходили за возможные рамки морали. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

После убийства старухи Раскольникова мучает не содеянное само по себе, не угрызения совести, а осознание того, что он не в силах вынести всех его последствий и поэтому он изначально не имел права "переступать". Он казнит сам себя за эту слабость своей природы. Не помогают ему даже чистосердечные признания Сонечке Мармеладовой. "Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя навеки!" говорит Раскольников, осознавая столь неприятный для него факт, что не относится он к разряду особых людей, что зря он пролил чью-то кровь. Нравственное возрождение главного героя невозможно было без раскаяния, а его он еще не чувствовал.

Большим шагом к душевному исцелению стала явка с повинной к Порфирию Петровичу. Раскольников был готов понести даже восьмилетнюю ссылку в Сибирь, на каторгу. Он словно и не считал еще себя преступником, он добровольно шел в руки правосудия только чтобы убежать скорее от собственных внутренних конфликтов, но вместе с ним отбывать суровое наказание отправила и юная Мармеладова. Именной ей, безгрешной грешнице, удалось стать для Раскольникова живым примером незлобной, кроткой, глубоко верующей личности, совестливой и бескорыстной.

Сонечка самоотверженно любила его, и, под натиском этих чувств и ее заботы, гордая, непокорная душа главного героя воскресает к новой жизни. Произведение лишь указывает на обновившееся нравственное состояние Раскольникова, но ясно просматривается история его душевного воскресения, что красной нитью прошла через весь роман Федора Михайловича Достоевского.


О чём рассказал автор

Достоевского всегда глубоко интересовали особенности человеческой личности. В каждом его произведении приводится подробная характеристика образов главных и второстепенных героев, их душевные переживания, причины страданий и радости. И каждый персонаж предстаёт перед читателями как живой.

  • нищета;
  • отсутствие покровителей;
  • безысходность.

Разумеется, автор подробно описал нелёгкую жизнь бывшего студента, вовсе не стремясь оправдать его. Достоевский далёк от того, чтобы согласиться с присвоением кем бы то ни было себе права на убийство. Он лишь показал, как жизненные обстоятельства измучили молодого человека и довели его до крайней степени отчаяния.

Именно поняв его душевное состояние, можно представить себе, как благородный и образованный человек стал убийцей и почему. Раскольников пошёл на преступление, но, совершив его, жестоко наказал себя сам.

Вариант 2

Так и главный герой этого произведения Раскольников, был вынужден оставить свою учебу, так как у него не хватало средств продолжать учиться. Для него настал момент финансового тупика, он еле как сводил концы с концами. Ему с большим трудом удавалось оплатить аренду жилья. Родиона очень часто угнетали мысли о том, что честным трудом заработать денег и выбраться из этого тупика не возможно.

Раскольникову казалось если он убьет старушку, он спасет много людей. Но все оказалось совсем не так как он себе представлял. Ему пришлось так же убить сестру старушки, которая внезапно появилась неоткуда. Лизавета Ивановна была очень хорошим и добрым человеком. И за всю жизнь она не обидела никого, чтобы вот так закончить свою жизнь. В этот момент Родион понял, что вся его теория это просто пустота. В его голове шла борьба. С одной стороны он понимал, что это конец и идти ему уже некуда. Да и сделать то по сути он уже ничего не сможет. Параллельно он наблюдал за жизнью семьи Мармеладовых.

Большее количество своего времени Родион Раскольников, проводил с Сонечкой которая помогла юноше найти себя. Соня, была вынуждена продавать свое тело, чтобы помочь свой матери прокормить деток. Конечно же общество ее осуждало, но с точки зрения христианской религии она была святая. Она жертвовала собой, ради других. А вот главный герой этого произведения, как рас таки был грешников и причина была не только в совершенном им преступлении, но и в его ненависти к людям.

В итоге Раскольников все таким раскаялся в содеянном им преступлении, за что был оправлен в Сибирь. Соня очень часто его навещала, именно она помогла герою этого произведения встать на правильный путь и найти себя в этом мире. Этим Федор Достоевский показывает читателю путь раскаяния Раскольникова.

Другие сочинения: ← Изображение народа в поэме Кому на Руси жить хорошо↑ ДругиеОписание комнат и интерьеров в романе Преступление и наказание →

Главный герой

Образованный и хорошо воспитанный юноша 23 лет описан в романе угрюмым и нелюдимым человеком. Он сторонится людей, избегает общения даже с другом, ссылаясь на постоянную занятость. Однако на самом деле причиной этому является стеснение собственной бедности.

Родион Раскольников страдает от того, что вынужден жить в убогой, маленькой комнатушке, одеваться в старую, заношенную одежду, недоедать, а главное — бросить учёбу в университете. Именно по этой причине он постоянно так мрачен и задумчив. Родион Романыч понимает, что заслуживает лучшего. Но не знает, что делать, и как изменить создавшееся положение.

Характеристика персонажа

Этот необычайно красивый, развитый молодой человек с богатым внутренним миром ощущает себя униженным. Его гордый и независимый нрав бунтует против нищеты, в которой он оказался, собственного бессилия. И не желает принимать помощь даже от близких ему людей — обожающей его матери и друга. Раскольников сам искренне хотел бы помочь своим родным, понимая, что он был их единственной надеждой. Но возможности поддержать их у него нет.

Отличительные черты характера:

  • обострённое, болезненное самолюбие;
  • чувство справедливости;
  • гордость и даже заносчивость, переходящая в высокомерие.

Иногда он ведёт себя настолько холодно, что выглядит совершенно бесчувственным. Однако при этом добр и великодушен.

Раскольников всей душой любит и уважает свою мать и сестру. Обе они честные, порядочные, искренние и сердечные женщины, вынужденные, так же как и он сам, мириться с бедностью, не имея возможности выбраться из неё.

Когда его сестра Авдотья Романовна, замечательно воспитанная, образованная, скромная и приличная девушка, от отчаяния и безысходности решила выйти замуж за Лужина, настоящего негодяя, он был глубоко возмущён. И чувствовал себя виноватым, что Дуня вынуждена пойти на это, фактически погубив собственную жизнь. Но не знал, чем помочь, как защитить её и избавить от необходимости сделать роковой шаг. Эта жертва представляется ему ужасной. Он мечтает отомстить Свидригайлову, оскорбившему его сестру.

Доброе сердце

Несмотря на всю свою гордыню, Родион Раскольников имеет широкую душу. Будучи искренним, неравнодушным к чужому горю он всегда стремится поддержать других, если может хоть как-то сделать это. Ему присущи сострадание и участие. Познакомившись с Мармеладовым, он глубоко переживает печальную участь его несчастной дочери Сони, которая принесла себя в жертву, чтобы заработать денег и прокормить жену своего отца и её детей.

Раскольникова возмущает поведение Мармеладова, он презирает этого человека. Однако после его гибели, не задумываясь, отдаёт последние свои деньги семье покойного на похороны. А также спасает детей при пожаре. Раскольников вступается за девушку, когда Лужин попытался выставить её воровкой.

Всё это он делает совершенно бескорыстно. Раскольников не ожидает благодарности. Просто считает своим долгом помочь тем, кто нуждается в помощи, отдавая последнее.

Раскольников и Мармеладов

Мармеладов и Раскольников фактически являются полной противоположностью. Семен Захарович является вдовцом, титулярным советником. Он достаточно пожилой для этого чина, однако его поступки объясняют подобный поворот событий.

Получается, что разговор с титулярным советником накладывается на отчаяние, которое испытывал бывший студент после прочтения письма от матери. Вот с такой дилеммой сталкивается Раскольников.

Характеристика Мармеладова и его дочери Сони, которая впоследствии станет окном в будущее для Родиона, сводится к тому, что они покорились фатализму. В начале юноша пытается повлиять на них, помочь, изменить жизнь. Однако в конце он гибнет под прессом вины и отчасти принимает взгляды и жизненную философию Сони.

Отвратительная ведьма

В романе подробно описан образ старухи-процентщицы: злобной, необычайно жадной и безжалостной женщины. Вдова чиновника, которая сумела скопить немалую сумму, выдавая кредиты под проценты, имеет отвратительный характер. Для неё нет ничего святого, она абсолютно никого не любит и не уважает. Её интересует только одно — деньги. Но, несмотря на своё богатство, она живёт как нищая в небольшой квартире, одевается в обноски.

Ей жаль лишний раз потратить копейку из своего состояния. Хотя зачем она копит деньги, непонятно. У неё нет детей, внуков. Единственного родного человека — свою больную сестру Лизавету она постоянно мучает, издевается над ней. Алёна Ивановна превратила её в прислугу, заставляя работать на себя. Жалость и сострадание незнакомы старухе совершенно.

Она скупает вещи, драгоценности за мизерный кредит, сдирая огромные проценты. Вести дела она умеет хорошо. Своих клиентов никогда не обманывает. Однако за дорогие вещи даёт сущие гроши, менее четверти суммы от их истинной стоимости, совершенно не беспокоясь о бедственном положении людей, которые к ней обращаются. Напротив, именно оно приносит ей выгоду. Окружающие ненавидят эту злобную и жадную ведьму, но порой вынуждены пользоваться её услугами.

Своеобразная философия

  • неуважение к законам;
  • принимать решения за других;
  • судить и даже выносить приговор по собственному усмотрению.

Алёна Ивановна, алчная и бессердечная старуха, наживающаяся на бедах людей, стала для него воплощением зла и несправедливости. И он решил, что может приговорить её к смерти, ведь от неё никто и никогда не видел добра. Такие, как она, по его мнению, не должны жить, чтобы не портить жизнь окружающим.

Интересные факты

  • В Санкт-Петербурге по адресу ул. Гражданская, 19 – Столярный пер., 5 расположен дом, который называют домом Раскольникова. Считается, что в нем и жил главный герой романа. На чердак, как и написано в книге, ведут ровно 13 ступенек. Достоевский детально описывает и двор, где спрятал награбленное его персонаж. По мемуарным признаниям писателя, двор тоже реальный – Федор Михайлович обратил внимание на это место, когда на прогулке справлял там нужду.

Дом Раскольникова в Санкт-Петербурге


Дом Раскольникова в Санкт-Петербурге

  • Георгия Тараторкина утвердили на роль по фотографии. Актер лежал с тяжелой болезнью в больнице, диагноз ставили неутешительный – по прогнозам врачей пришлось бы ампутировать ноги. На фото Тараторкин впечатлил режиссера болезненным осунувшимся лицом, таким и представлялся ему Раскольников. Когда молодой актер получил радостную весть об утверждении его кандидатуры, тут же встал на ноги. Так роль спасла мужчине конечности.
  • В фильме Кулиджанова эпизод уничтожения улик Раскольниковым после убийства сопровождается приглушенным ритмичным стуком. Этот звук – записанное на магнитофон биение сердца Георгия Тараторкина.

Муки совести

После совершённого убийства Раскольников так и не смог воспользоваться деньгами старухи. Мучимый терзаниями, он не выдерживает их тяжести, всё время думая, что натворил. Особенно его гнетёт, что пришлось убить не только отвратительную старую паучиху, но и её больную, убогую сестру, которая не сделала никому ни малейшего зла.

Чтобы как-то облегчить себе душу, он вынужден рассказать о своём преступлении единственному человеку, который способен понять его — Сонечке Мармелодовой. Эта девушка, сумевшая сохранить нравственную чистоту и благородство, несмотря на вынужденную необходимость заниматься позорным ремеслом, поняла его. И смогла объяснить, что лишь одно может позволить ему вернуться к жизни — признание в совершённом поступке. Он понял, что главное наказание для него не каторга, а внутренние страдания.

Следователь Порфирий Петрович быстро догадался, что именно произошло и почему Раскольников совершил убийство. Однако никаких доказательств не было. Но опытный полицейский безошибочно понял душу преступника. И не имел ни малейшего сомнения, что тот не выдержит долго.

Объяснить, почему Раскольников признаётся в убийстве, можно кратко: он человек чести, добрый и порядочный, несмотря ни на что. И такой подлый, грязный поступок никак не согласуется с этим. Расчёт следователя был абсолютно верным. Жить с осознанием собственной вины оказалось выше его сил. Одумавшись слишком поздно, он явился к Порфирию Петровичу, прекрасно осознавая, что полиции совершенно нечего предъявить ему. И не сознавшись, он избежит наказания. Однако ему стало ясно, что это единственная возможность для него обрести душевный покой. Только благодаря искреннему раскаянию он смог не сломаться окончательно.

Оказавшись на каторге, Раскольников начал возрождаться. Любовь Сони, а также поддержка сестры и друга были светлым лучом в его жизни.

Жизнь Родиона показала читателю подноготную буржуазного общества в России шестидесятых годов. Пока одни люди безнаказанно попирали других и не чувствовали вины, другие соблазнялись их хладнокровным насилием и повторяли то же самое в трущобах Петербурга, пытаясь вылезти из нищеты. Автор же показал, в какую пропасть ведет человечество такой бездуховный уклад жизни.

Многомудрый Литрекон надеется, что его краткое сочинение-рассуждение сослужит Вам верную службу, но если этого не произошло, напишите причину в комментариях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Выяснить, почему совершено преступление, что толкнуло героя на этот путь.

3. Показать духовное осмысление Достоевским преступления и наказания главного героя.

- формировать умение анализировать эпизод текста, делать выводы и обобщения на основе текста;

- формировать умения логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские

темы, подтверждая суждения текстом.

- совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся.

- воспитывать нравственные качества учащихся: доброту, отзывчивость, сострадание, любовь к ближним;

- способствовать духовно-нравственному развитию учащихся;

Тип урока: урок с элементами дискуссии

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

I Организационный момент

II Основная часть урока

Причины преступления героя

Вступительное слово учителя.

Как известно, действие в романе происходит в 1865г. Это был самый разгар эпохи реформ, ломки чиновничьего аппарата. Мелких служащих, потерявших в это время должность, насчитывалось немало, и гибли в первую очередь наиболее слабые. Нельзя остаться равнодушными к страданиям этих людей.

1) Словарная работа

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастием, горем.

Страдание – физическая или нравственная боль, мучение

- Есть ли в романе герои, кому вы сострадаете? Почему?

Попадая в Петербург Достоевского, читатель оказывается в очень необычном, душном, давящем пространстве:

- Сенная и Канава,

- убогие, темные комнаты,

- черные лестницы, облитые помоями.

- Каким видел Петербург Раскольников?

Смрадные распивочные, озабоченный люд, оборванные пьяные рождали в Раскольникове чувство омерзения. Но он видел Острова, где не было духоты на зеленых балконах изукрашенных дач которого сидели разряженные женщины, среди цветов играли дети. Вид такого Петербурга вызывал раздражение. В целом - это был один мир, разделенный пропастью. Раскольников был развит и образован, он все чаще задумывался, почему ему суждено жить не на Островах, а задыхаться в тисках бедности. Свои мысли по этому поводу он даже изложил в своей студенческой статье.

– Раскольников, кто он?

Раскольников - обедневший дворянин, разночинец, не имеющий капиталов. Приехал в Петербург учиться, чтобы получить образование и добиться положения в обществе. Учиться ему приходилось на медные деньги, поступающие из нищенской вдовьей пенсии. Социальное положение Раскольникова - это показатель уровня жизни интеллигента.

Имя главного героя романа раскрывает главную идею "Преступления и наказания" - идею раскола, произошедшего в отдельном человеке.

- Какие черты характера этого героя вы можете назвать?

Чуткость, отзывчивость, боль за человека, острая реакция на несправедливость и зло, царящие в мире.(он помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели до дома; переживает за мать и Дуню)

- Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство. Почему?

2. Формулировка темы и цели урока

Исходя из того, о чем мы уже говорили, попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока и задачи.

Причины, побудившие Раскольникова к убийству.

1. Слово учителя. Для этого нужно изучить поступки Раскольникова до преступления. Для ответа на этот вопрос исследуем причины, побудившие Раскольникова к убийству.

Внешние — идеи, витающие в воздухе:

1.Взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира;

2.Идеи Бонапартизма (в 1865 г. была переведена на русский язык книга Наполеона III " История Юлия Цезаря " о предназначении великой личности);

3.Тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются, тесная комната, похожая на шкаф;

4.судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница);

2. Внутренние — идеи, порожденные самим героем:

1. Состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать);

2. Характер героя (сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый).

Раскольников сам по себе человечен и добр, но за мать, за честь сестры, за идеи - убил. Ему нужно, чтобы его поняли, оправдали. Но его собеседники стоят на разных интеллектуальных уровнях, герою приходится приноравливаться, опускать идею вниз, отрывать от общих целей. Каждый раз при этом он находит звено, зацепившись за которое, он снова поднимает свою идею до всеобщих обоснований.

Противоположные чувства - жалость к страдающим и презрение к слабым - толкают Раскольникова на преступление.

2. Работа с эпизодом. Вторая встреча Раскольникова с Соней раскрывает мотивы преступления.

Пересказ эпизода. Проанализируем данный эпизод.

Бедность как причину убийства старухи отвергаем, т.к. герой и не воспользовался украденными вещами, деньгами; и сам герой говорит:

Следовательно, бедность – не ведущая причина

Итак, и мечты о счастье ближних не были главной причиной.

Суть теории Раскольникова.

- Какова суть теории Раскольникова?

Раскольников излагает ее Порфирию: ". люди по закону природы разделяются, вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово".

Предположительно, Раскольников печется о человеческом счастье:

". если бы Кеплеровы и Ньютоновы открытия, вследствие каких-нибудь комбинаций никоим образом не могли бы стать известными людям иначе как с пожертвованием жизни одного, десяти, ста и так далее человек, мешавших бы этому открытию или ставших бы на пути как препятствие, то Ньютон имел бы право и даже был бы обязан. устранить этих десять или сто человек."

Он решил взять управление миром в свои руки и использовать закон по своему усмотрению: ". я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил", ". мне надо было узнать. вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею. "

- В чем заключалась оригинальность идеи Раскольникова?

Уголовная по своей сути, она была продиктована жалостью к людям. Но, отказавшись от наполеоновских злых целей, Раскольников принял его злые средства. Исключительность идеи Раскольникова лучше других уловил Разумихин: "В этом, стало быть, главная мысль твоей статьи заключается. Ведь это разрешение крови по совести, это. это, по-моему, страшнее, чем бы специальное разрешение кровь проливать. "

- Почему эта теория была испытана Раскольниковым в жизни?

Герой понимает, что плоды социального неравенства заметны не им одним. В мире существует не только рабство, но и добровольное подчинение слабых сильным. Он не осуждает людей-жертв, наоборот, кто презирает "затертых в ветошку", тот еще больший подлец. Заглушить в себе жалость к людям - стать таким, как Лужин. Если человек не подлец, надо не терпеть, не закрывать на все глаза, а действовать.

"Я не такой человек, - говорит Раскольников, - чтобы дозволить мерзавцу губить беззащитную слабость. Я вступлюсь. Я хочу вступиться."

Если для того, чтобы вступиться, нужно переступить через традиции, через нормы, - необходимо переступить.

(ч.1 гл.6) Раскольников идет на преступление, как человек, потерявший всякое господство над самим собой. Он настолько сжился со своей теорией, что вопреки сомнениям поддался соблазну её практического осуществления.

- Расскажите, как теоретически был продуман героем его практический шаг?

- Можем ли мы сказать, что во время преступления Раскольников действовал хладнокровно и собранно?

Героя мучают сомнения. Нет сосредоточенности. Сплошные противоречия.

Если рассмотреть развитие идеи Раскольникова в зависимости от его состояния, то можно с уверенностью сказать, что она отвратительна, страшна, бесчеловечна.

- Опираясь на прочитанные эпизоды, заполните таблицу:

Развитие идеи

Развитие идеи

Состояние Раскольникова

Первая встреча с Аленой Ивановной

Случайно подслушанный в трактире разговор студента и офицера

Мысли, которые были нечеткими и пугающими, совпали со словами студента, указав Раскольникову путь действия

Месяц мучительных раздумий в тесной комнатенке, похожей на гроб; сидя в углу, как паук

Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой, ее облик

Сон, в котором сконцентрировалось все вселенское горе

Но идея сильнее. Случайная встреча с Лизаветой на Сенной

Заключительное слово учителя. Рефлексия.

- В чем злободневность романа?

Достоевский учит нас, что нет таких причин и обстоятельств, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков.

Немало бед, кровопролитий принесли миру разные теории, воплощавшиеся в жизнь людьми, не только одержимыми идеей, но и имевшими реальную властьнад судьбами людей. Насилие не способствует утверждению человечности, нельзя спасать одних людей ценой жизни других. Человек не имеет права распоряжаться жизнью другого, вообразив себя Богом.

III Выставление оценок

IV Домашнее задание

1. Пересказ эпизодов о Лужине:

2. Пересказ эпизодов, связанных со Свидригайловым

3. Ответить на вопрос : в чем смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым.

Читайте также: