Сочинение предложение как единица языка

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки.

Тема: Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки.

Тип урока: открытие нового знания

- предметные:

актуализировать знания учащихся, о предложении полученные в 1 классе;

формировать умения отличать предложение от набора слов, определять количество слов в предложении, писать слова раздельно, употреблять заглавную букву в начале предложения и знак препинания в конце предложения;

развивать речевой слух при выделении в речи отдельных предложений;

формировать умения определять границы предложения в деформированном тексте;

развивать опыт монологической речи (умения высказываться).

- метапредметные:

познавательные:

Уметь строить рассуждения;

Уметь осуществлять анализ объектов;

регулятивные:

Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

Уметь оценивать выполнение действий и вносить коррективы, уточнения;

Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме (скажите…, расскажите…, объясните…).

коммуникативные:

Работать взаимодействуя со взрослым, сверстниками;

Активно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания;

Работать с текстом учебника (понимание, воспроизведение);

Формировать положительное отношение к русскому языку как к предмету изучения:

Формировать чувство гордости за свою Родину.

Учебная задача для учащихся

Отличать предложения от группы слов;

Выделять отдельные предложения в устной и письменной речи;

Формулировать вывод по результатам наблюдений.

Наглядность/оборудование: Учебник, рабочая тетрадь, оформленный кроссворд на каждого, цветок –ромашка для кроссворда.

Организационный момент. Эмоциональный настрой урока.

- Возле парты встанем сначала.
Это означает урока начало.
Наши мысли в порядок приведем,
Ведь слово “оживлять” мы начнем.
Подарим улыбку друг другу, для всех!
Только это принесет нам удачу, успех!

-Откройте тетради, запишите число и классная работа.

II. Актуализация опорных знаний.

- Запишите строчными первые буквы , с которых начинаются следующие слова : зебра, улитка, домик, воробей, цапля. Буквы пишем красиво.

-Какие буквы записали? (з, у, д, в, ц)

-Что общего у этих букв? (элемент – петелька)

- Чередуя, допишите эти буквы до конца строки.

2) Словарная работа.

У неё рога, копыта,
И на всех глядит сердито,
Но добрей она щенка,
И нальёт нам молока.
(корова)

Что же белый цвет имеет? Все, кто пьют - те не болеют. Вы назвать продукт готовы, что нам утром даст корова? (молоко)

И збы деревянные,

Так ведь это … (Деревня)

Она не собака, но лает

Хвостом длинным, рыжим виляет

Не кошка, но ловит мышей. +

И в норке растит малышей.

В деревню в курятник за птицей

Пойдёт тёмной ночью. (лисица).

З мейка, как огромный рот,

Всё проглотит кашалот,

Карандаш, линейку, ластик,

И цветной большой фломастер!

Чтоб зимой пойти гулять,

Надо долго надевать:

А ещё надену что?

Да, конечно же, . ! (Пальто)

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

Отечество, родная страна. Место рождения кого-нибудь.

Большой сад или насаженная роща с аллеями, цветниками.

III . Целеполагание. Актуализация знаний и постановка первой познавательной задачи урока.

- Прочитайте запись на доске?

Кот, на, греется, солнышко, Васька.

-Что записано на доске? (Слова)

-Почему вы так считаете? (Записаны через запятую, не объединены общим смыслом.)

-Что мы можем сделать с этими словами? (Составить из них предложение)

-Какое? (Кот Васька греется на солнышке.)

-О чём мы будем говорить на уроке? (О предложении)

-Определите учебно-познавательную задачу урока ( Что такое предложение?)

-Сегодня на уроке мы должны решить с вами две познавательные задачи. Первую – что такое предложение? – мы сейчас и будем решать. Для начала давайте вспомним, что мы знаем о предложении. (Предложение состоит из слов, оно выражает закон-ченную мысль, первое слово в предложении пишется с большой буквы…)

-Молодцы! Прочитайте задание упражнения 20 на странице 24. Определите, где записано предложение.

-Почему не все записи являются предложениями? Объясните свой ответ.

-Спишите это предложение.

- Сделаем вывод: Что же такое предложение? (Предложение – это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль).

-Прочитаем правило в учебнике на стр.24, правильно ли мы сказали?

Физкультминутка.

- Выполним устно упражнение 21 на стр. 24.

IV . Постановка второй познавательной задачи урока.

-А теперь выполним упражнение 22 страница 25 учебника (робота устно и письменно)

-Какую вторую познавательную задачу мы будем решать на уроке? (Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?)

-Прочитайте текст на доске:

Мы гуляли в осеннем лесу

До чего красиво здесь

А вы были в осеннем лесу

- Какая здесь допущена ошибка? (Нет знаков препинания в конце предложения)

- Подумайте, какие знаки препинания можно поставить и почему?

-Давайте устно ответим на вопрос третьего предложения.

V . Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений.

VI. Самооценка

-Покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок.

-Кто чувствовал себя на уроке уверенно, комфортно? Поднимите зелёный квадратик.

-Кто чувствовал себя неуверенно, была проблема, он ошибался, но ошибки понял и исправил? Поднимите жёлтый квадрат .

VII . Домашнее задание

Выучить правило на стр. 24, упр. 22 – устно, упр. 24, стр. 26 – писменно.

Гост

ГОСТ

Общее представление о предложении

Предложение - это грамматически оформленная коммуникативная единица, при помощи которой выражаются наши знания об окружающем мире и в таком виде могут быть переданы другим членам языкового коллектива.

Предложение или высказывание является одним из способов:

  • выражения мыслей говорящего, пишущего;
  • передачи мыслей от адресанта к адресату;
  • хранения человеческих знаний;
  • формулирования научных гипотез и теорий.

Заметим, что знания, воплощенные в языковую форму, могут храниться практически неограниченное количество времени.

Предложение принято описывать с двух точек зрения – как единицу языка и как единицу речи.

Характеристика предложения как единицы языка

Эти предложения, если учитывать только их формальные связи, построены по одной модели: N1 Vfin.N4 Adj5 N5. Для обозначения таких моделей применяются следующие обозначения:

  • N - существительное с падежами (1 – именительный, 2 – родительный, 3 – дательный, 4 – винительный, 5 – творительный, 6 - падежный) и числом (s – единственное число, pl – множественное число);
  • V - глагол, в том числе, Vfin - спрягаемая форма глагола, Inf – инфинитив, и лица (1, 2 и 3);
  • Adj – прилагательное;
  • Adv – наречие;
  • Pron – местоимение;
  • D –детерминант;
  • In terj – междометие;
  • Neg – отрицание;
  • Сop – связка.

Например, спрягаемая форма глагола в 3-м лице единственного числа обозначается как Vfin3s.

Готовые работы на аналогичную тему

В приведенной модели её компоненты указывают не только на морфологические средства – части речи, но и на характер отношений между ними. В нашем примере согласование в сочетании Adj5 N5, а управление – в сочетании Vfin.N5.

Количество предложений в языке бесконечно, а количество моделей, по которым строятся эти предложения, сравнительно невелико. Одна и та же модель может быть заполнена разным лексическим материалом.

Модель простого двусоставного предложения включает в себя подлежащее и сказуемое, модель односоставного предложения – один главный член, соответствующий или подлежащему, или сказуемому в двусоставном предложении. Такую модель называют структурной схемой (или предикативной основой) простого предложения.

Структурной схеме простого предложения присуща грамматическая категория предикативности, выражающая при помощи формальных средств значение реальности события (событие мыслится как осуществляемое в настоящем, прошедшем или будущем времени) или его ирреальности (событие мыслится как возможное, желаемое, должное, требуемое).

В тексте структурная схема предложения в зависимости от значения предикативности – реальности описываемого события или, наоборот, его ирреальности, во всех ее возможных смыслах может быть реализована в разных вариантах. Эти реализации, варианты предложения образуют определенную систему его грамматических форм – синтаксическую парадигму. При изменении парадигмы ее общее значение сохраняется.

Между морфологической и синтаксической парадигмами есть определенное сходство. Обе парадигмы образуют систему вариантов: первая – морфологических словоформ и вторая – синтаксических словоформ.

В основу синтаксической парадигмы простого предложения положены такие понятия, как синтаксический индикатив, включающий настоящее, прошедшее и будущее время, и синтаксические ирреальные наклонения, включающие сослагательное, условное, долженствовательное, желательное и повелительное наклонения.

Простое предложение может быть распространено другими словами (членами предложения), связанными синтаксически и по смыслу с компонентами структурной схемы и относящимися к одному слову или ко всему предложению в целом.

Характеристика предложения как единицы речи

Как единица речи предложение представляет собой коммуникативную единицу – высказывание, то есть такую языковую форму, которая может использоваться в качестве средства общения между членами человеческого коллектива. Предложение с точки зрения языка можно определить как своего рода сценарий, в котором предписано говорящему, какими именно словами он должен обозначить зашифрованную в нем информацию.

  • – Что вам сегодня читали на уроке? – Сказку.
  • – Мы ждем тебя уже целый час. Как ты добирался? – Пешком.
  • – Как ты общался с Джоном? Ведь Джон не знает русского, а ты английского. – Через переводчика.

Из приведенных примеров видно, что в речи могут употребляться предложения, которые нельзя свести к установленным в языке моделям. Количество моделей в речи в отличие от количества моделей, представленных в языке, практически безгранично.

Предложение как синтаксическая единица. Понятие предикативности

Предложение как основная синтаксических единица

Предложение — синтаксическая предикативная единица коммуникативного назначения, интонационно оформленная и выражающая законченную мысль.

Предложение – суждение, выраженное словами. Эта ориентация ущербна, так как предложение не всегда суждение.

Рассматривает предложение в следующих отношениях:

• Назначение
• Грамматическая сущность
• Формальные признаки

Предложение:. Синтаксически коммуникативная единица, обладающая предикативностью и завершенностью интонации и построенная по одной из структурных схем, существующих в русском языке.

2.Предложение может определять на основе 3-х групповых признаков:

• Сематических
• Структурных
• Интонационных.

Предложение характеризуется: коммуникативностью, предикативностью, модальностью.

Коммуникативность— категория предложения, информирующая о завершенности мысли говорящего и передающего данные значения с помощью интонации.

-темпоральность — синтаксическое время — передает соотнесённость высказывания моменту речи.

-модальность -категория, отображающая общие различия в отношении сознания человека к обозначенному предложением событию.

-персональность – грамматическая категория, обозначающая синтаксическое лицо, и указывающая на соотнесенность высказывания с говорящим.

Подавляющее большинство предложений имеет типичное формально-синтаксическое строение — наличие предикативной пары (подлежащего и сказуемого)

Предложение — многоаспектная единица, выделение которого базируется на таких признаках, которые представляют его структурно-семантическое единство:

  • 1) самостоятельность функционирования;
  • 2) предикативность;
  • 3) интонационная оформленность и смысловая завершенность;
  • 4) грамматическая организованность

Совокупность этих признаков и характеризует предложение как единицу языка и речи

Предложение соотносится с логическим суждением: Моя мать — наивность, тихая печаль и доброта безгранична. В этом предложении утверждается мысль, которая является суждением, а формой выражения его есть предложения

Предложение и суждение — понятия соотносительные, но не тождественны Суждение является предикативным сочетанием субъекта, т.е. понятие о определенный предмет, и предиката, выражающего признак субъекта Субъект выражается декабря Рупо подлежащего, а предикат — группой сказуемого: Язык (субъект) есть удивительное и совершенное творение народного духа (предикат)

В суждении всегда есть два главных члена, а предложение может состоять и из одного: Озарить землю безщасную надо; Поздний вечер; Темнота. В первом предложении словесно не выражен субъект, во втором — предикат.

Суждение выражается лишь предложением, а предложение может выражать, кроме суждения, чувства, эмоции, переживания человека: Весна, Весна!

Итак, каждое суждение является предложением, но не каждое предложение является суждением (не являются суждениями вопросительные, побудительные предложения)

Наиболее существенными признаками предложения является предикативность, модальность и интонация.

Предикативность — это отношение сообщаемого к действительности Она охватывает те особенности предложения, представляют:

а) сообщаемое как реальное (в настоящем, прошлом или будущем времени): В синих скалах поэзии волей и умом я обтесую слово, как камень твердое; Пошив себе ежик из колючек прелестных полушубок. Я тебя искать, искать буду, я тебя ждать, ждать буду, я о тебе у людей спрашивать буду, все отдам за тебя без веса;

Оценка содержания говорящим реальности / ирреальности называетсяается модальной. Средствами выражения модальности являются формы способов глаголов-сказуемых, интонация, модальные слова, частицы. Глаголы изъявительного наклонения обозначают действия реальные, происходящие или не происходящие.
К модальным словам относятся знаменательные слова, с помощью которых выражается оценка сообщаемого (к счастью к сожалению, видимо, наверное, бесспорно, кстати и др.) Модальные частицы (как, будто), могут предоставлять выражению характер предположения: Он думает — Наверное, он думает — Он словно думает

Интонация выполняет и роль сопроводительного способа выделения коммуникативного центра высказывания. Интонационные особенности являются важным средством различения типов предложений по цели высказывания: повествовательных и побудительных.

Предикативность и интонационная завершенность являются основными признаками предложения, отличающие его от словосочетания и слова.

Предикативность

В иерархии признаков, конституирующих предложение как специфическую единицу языка, предика­тив­ность является признаком наивысшей ступени абстракции. Сама модель предложения, его отвлечённый образец (структурная схема) обладает такими грамматическими свойствами, которые позволяют представить сообщаемое в том или ином временно?м плане, а также модифи­ци­ро­вать сообщаемое в аспекте реальность?/?ирреальность. Главным средством форми­ро­ва­ния предикативности является категория наклонения, с помощью которой сообщаемое предстает как реально осуще­ствля­ю­ще­е­ся во времени (настоящем, прошедшем или будущем), т. е. характе­ри­зу­ет­ся временной опреде­лён­но­стью, или же мыслится в плане ирреальности — как возможное, желаемое, должное или требуемое, т. е. характеризуется временной неопределённостью. Диффе­рен­ци­а­ция этих признаков сообщаемого (времен­ная определённость?/?неопределённость) опирается на противо­по­став­ле­ние форм изъяви­тель­но­го наклонения формам ирреальных накло­не­ний (сослага­тель­но­го, условного, желательного, побуди­тель­но­го, долженствовательного).

Предикативность, как неотъемлемый грамматический признак любой модели предложения и постро­ен­ных по этой модели конкретных высказываний, соотносительна с объективной модальностью. Формируя одну из центральных единиц языка и представляя наиболее значимый — истинностный — аспект сообщаемого, предикативность (как и объективная модальность) является языковой универ­са­ли­ей.

Предикативностью называют также общее, глобальное логическое свойство всякого выска­зы­ва­ния, а также свойство мысли, её направленность на актуализацию сообщаемого. Этот аспект понятия предика­тив­но­сти соотносителен с понятием предикации, основным свойством которой принято считать отнесён­ность к действительности, и с понятиемпропозиция, отличительной чертой которой считается истинностное значение.

Предложение является самой многоаспектной и неоднозначно оцениваемой единицей синтаксиса.

Изучение предложения как языковой единицы – Л.В.Щерба. О.Есперсен (семантический подход), Н.Хомский, Д.С.Ворт (порождающая грамматика), Л.Теньер, Л.Блумфильд (синтагматическая грамматика), Д.Н.Шмелев (разноуровневая организация).

Н.Ю.Шведова: предложение как двусторонняя единица – языка и речи.

Набор конституирующих признаков предложения:

1. наличие предикативной основы;

2. способность к формальным изменениям;

3. свои правила распространения.

4. наличие связанных друг с другом языковых значений в их иерархии (главные/второстепенные члены)

5. способность к актуализации информации.

Конституирующие признаки предложения

2) Интонационная оформленность

Предикативность – от лат. praedicare - высказывать, сообщать. Термин закрепил в научном обиходе В.В.Виноградов.

Основные категории предикативности:

1) Темпоральность – отношение сообщаемого ко времени.

2) Персональность – отношение сообщаемого к определенному лицу.

3) Модальность – отношение сообщаемого к действительности и отношение автора к сообщаемому.

1) Синтаксическое настоящее время – событие реально осуществляется в момент речи: глагол в форме наст.вр.

3) Синтаксическое будущее время – действие осуществляется после момента речи: форма будущего времени (Я начну готовится к экзамену), настоящее время – контекст представляет будущее как очень близкое (Завтра я лечу в Москву), прошедшее время – будущее представляется как имеющее результат в настоящем (Ну, я пошел домой)

Спорная категория (РГ-80 не включает в категорию предикативности).

Формы выражения синтаксической категории лица: личные формы глагола (Пишу очерк), личное местоимение в роли подлежащего (Он очень доволен); структура предложения (3 лицо: Знание – сила; 2 лицо: Не видать тебе праздника;) интонация (Не прислоняться к дверям! – приказ собеседнику).

– функционально-семантическая категория, которая выражает отношение сообщаемого к действительности в плане реальности/ирреальности и отношение говорящего к сообщаемому.

Отношение сообщаемого к действительности.

1) Реальная объективная модальность: изъявительное накл. – Сегодня идет снег.

2) Ирреальная объективная модальность: условное и повелительное накл. – Пошел бы сегодня снег!

Отношение говорящего к сообщаемому.

Снежок идет сегодня.

Видимо, пойдет снег.

Предложение как коммуникативная единица языка.

- наличием интонации (слово как единица языка интонации не имеет)

- наличием признака предикативности.

Основная функция - коммуникативная

Синтаксическая категория предикативности относит информацию к действительности. Возможны она только в двусоставном предложении. В предложении предикативность выражается и конкретизируется с помощью трех категорий – модальности, темпоральности и персональности.

Категория модальности – это функционально-семантическая категория, которая выражает отношение сообщаемого к действительности в плане реальности или ирреальности. Основным формальным средством ее реализации является категория глагольного наклонения: Ты купил книгу (реальность, осуществленность – изъявительное наклонение); Купил бы ты книгу! (ирреальность, желательность – условное наклонение).

Указание на реальность или ирреальность сообщаемого называется объективной модальностью. Объективная модальность – обязательный признак любого предложения, она противопоставляется субъективной модальности, которая выражает отношение говорящего к сообщаемому и является факультативным признаком высказывания.

Объективная модальность создает условия для реализации временных – темпоральных – отношений в предложении.

Темпоральность – это семантическая категория, которая служит для обозначения времени описываемой ситуации по отношению к какой-либо точке отсчета, чаще всего – по отношению к моменту речи говорящего, т.е. к тому моменту, в который произносится предложение: Я видел эту книгу; Я вижу эту книгу; Я увижу эту книгу. Связь категорий объективной модальности и темпоральности очевидна: так, значение реальности всегда привязано к прошедшему, настоящему или будщему, а значение ирреальности ограничивает возможности временной отнесенности.

Персональность ( = субъективность) – это семантическая категория, которая соотносит субъектов речевого акта – говорящего и адресата – с субъектами описываемого действия. Формальным средством выражения персональности является грамматическая категория лица, т.е. личные формы глаголов и личные местоимения.

1 лицо – субъектом сообщаемого факта является сам говорящий Я ем яблоко (автореферрентное), Я клянусь (перформативное)

2 лицо – субъектом сообщаемого факта является адресат речи – слушающий: Ты ошибаешься. Уходи! Тебе не здоровится.

3 лицо – субъект действия не является участником речевого общения: Она опоздала. Он ошибся. Им взгрустнулось.

Итак, категория предикативности отражает актуализированную отнесенность к действительности, и эта категория присуща каждому предложению.

В. В. Виноградов дал такое определение предложения:

Следует добавить, что предложение выражает не только мысли, но и чувства: 1) —А ведь я на тебя похоронную получила.— Похоронную? Вот тебе и на! (Стельмах); 2) — Что с Иваном? Боже мой!—воскликнула она (Стельмах). В выделенных предложениях выражаются чувства: удивление, страх.

Выражение мысли или чувства — это одна сторона предложения, его семантика (значение). Но предложение — единица грамматическая, поэтому нужно выяснить, какие грамматические признаки свойственны предложению.

Основным грамматическим признаком, отличающим предложение от словосочетания, является категория предикативности. Предикативность выявляется в категориях модальности и синтаксического времени.

I Модальность — это категория, выражающая оценку выс- I казывания с точки зрения его реальности-ирреальности.

Содержание всякого высказывания всегда мыслится или как реальное или как нереальное, а только возможное, необходимое, желательное, т. е. предложение имеет определенное модальное значение, например: 1) Над зеленой землей — небеса голубые; 2) Пусть будут над зеленой землей небеса голубые. В первом примере содержание высказывания относится к действительности как реально существующий факт, здесь модальность реальная. Во втором примере содержание высказывания относится к действительности не как реально существующий факт, а только как факт желательный, здесь модальность ирреальная.

Все приведенные выше примеры — с синтаксическим индикативом (изъявительным наклонением), который устанавливает отнесенность содержания высказывания к определенному времени: настоящему, прошедшему, будущему.

В предложениях с повелительным и сослагательным наклонением содержание высказывания тоже проявляется во времени, но в данном случае налицо временная неопределенность. Например, в предложении Не смотри на дорогу, родная, И не жди в тополях у плетня (Фатьянов) содержание высказывания можно отнести и к настоящему, и к будущему.

Грамматические категории модальности и синтаксического времени образуют важнейший признак предложения — предикативность.

Предикативность — это общая грамматическая категория, которая обозначает отношение содержащегося в предложении высказывания к действительности и выявляет это значение в частных грамматических категориях модальности и синтаксического времени.

Наконец, нужно указать еще на один важный признак предложения — интонационную оформленность.

Каждое самостоятельное предложение интонационно завершено и отделяется от другого предложения разделительной паузой.

Итак, основными признаками предложения являются смысловая завершенность, интонационная оформленность и предикативность.

Предложения имеют различное коммуникативное назначение, разную модальность, структуру и т. д. В зависимости от признака, положенного в основу классификации, предложения группируются в типы.

1. По коммуникативной целенаправленности высказывания выделяются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

2. По наличию или отсутствию эмоциональной окраски — восклицательные и невосклицательные.

3. По характеру выражаемого в предложении отношения содержания к действительности — утвердительные и отрицательные.

4. По возможности или невозможности выделить в предложении один, два или более членов предложения — синтаксически членимые и синтаксически нечленимые.

5. По наличию одной предикативной единицы[53] или двух и более — простые и сложные.

6. По наличию одного или двух главных членов предложения — односоставные и двусоставные.

7. По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения — распространенные и нераспространенные.

8. По наличию или отсутствию в составе предложения однородных либо обособленных членов, вводных слов, обращений — осложненные и неосложненные.

9. По признаку представленности в предложении всех или не всех членов предложения, необходимых для данного структурного типа,— полные и неполные.

18. Историческая изменчивость языка: понятие о законах развития языка. Синхрония и диахрония.

19. Исторические изменения в звуковой стороне языка.

Как все в языке, звуковая его сторона подвергается изменениям на протяжении истории.

Меняется звуковой облик отдельных слов и морфем, их фонемный состав, их ударение: например, др.-русск. феврарь превратилось в февраль; Пушкин произносил музыка, словари середины XIX в. дают музика и музыка, а сейчас мы говорим только музыка. Меняются правила дистрибуции фонем, что затрагивает уже не отдельные слова, а целые их классы; так, в древнерусском языке существовали сочетания гы, кы, хы, а в современном русском языке такие сочетания внутри слова не допускаются (за исключением некоторых недавно заимствованных слов вроде акын), хотя и фонемы /g/, /k/, /х/, и фонема /ы/ продолжают существовать в русском языке.

Наблюдаются и более глубинные изменения: меняется набор фонем языка и система дифференциальных признаков, по которым фонемы противопоставляются друг другу. Так, в русском языке исчезли существовавшие в нем когда-то носовые гласные (и следовательно, ДП назальность у гласных), фонема, обозначавшаяся в древнерусских текстах буквой [ять], и некоторые другие гласные фонемы. Зато превратились в отдельные фонемы палатализованные согласные, бывшие первоначально комбинаторными вариантами (и, соответственно, признак палатализованности превратился в ДП, очень важный для системы в целом).

Наконец, на протяжении длительных периодов меняются характер ударения и слоговая организация речевого потока и единиц языка. Так, от свободного словесного ударения общеславянской поры чешский и словацкий языки перешли к ударению, фиксированному на начальном, а польский — к ударению, фиксированному на предпоследнем слоге слова.

Изучением исторических изменений в звуковой стороне языка занимается историческая фонетика и историческая (диахроническая) фонология/

Предложение: обладает смысловой и грамматической самостоятельностью, выражает относительно законченную мысль, характеризуется интонацией, имеет собственную цель высказывания и эмоциональную окраску.

Предложения классифицируются по нескольким признакам:

1) По цели высказывания:

- вопросительные (содержат вопрос);

- побудительные (содержат побуждение к действию).

2) по эмоциональной окраске:

- восклицательные (окрашены сильным чувством, имеют особую, восклицательную, интонацию);

- невосклицательные (ровные, спокойные по эмоциональной окраске).

- простые (двусоставные, односоставные)

Предложение- это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления.

Предложение соотносится с логическим суждением, однако не тождественно ему. Как справедливо указывал еще Аристотель, каждое суждение выражается в форме предложения, но не всякое предложение выражает суждение. Предложение может выражать вопрос, побуждение и т.д., соотносительные не с суждением, а с другими формами мышления. Отражая деятельность интеллекта, предложение может служить также для выражения эмоций и волеизъявления, входящих в сферу чувства и воли.

В науке нет единого определения предложения. В истории разработки русского синтаксиса можно отметить попытки определить предложение в плане логическом, психологическом и формально-грамматическом.

В русском языке существуют разнообразные типы предложений.

По цели высказывания и зависящей от этой цели интонации предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Каждое из предложений этих трех групп может стать восклицательным при соответствующей эмоциональной окраске, выражающейся в особой восклицательной интонации.

Предложения считаются утвердительными или отрицательными в зависимости от указания в них на наличие или отсутствие связи между предметами и их признаками в реальной действительности.

Структурная характеристика предложений строится на основе учета различных признаков данной структуры. Так, предложения могут быть простыми и сложными в зависимости от количества предикативных единиц - одной или нескольких.

Простые предложения делятся на односоставные и двусоставные, т.е. имеющие один или два главных члена в качестве организующих центров предложения.

По наличию или отсутствию второстепенных членов различаются предложения распространенные и нераспространенные.

Как односоставные, так и двусоставные предложения считаются полными, если налицо все необходимые члены данной структуры предложения, и неполными, если один или несколько необходимых членов данной структуры предложения опущены по условиям контекста или обстановки.

Отсутствие возможности членения некоторых видов предложений, т.е. выявления в их структуре отдельных членов, приводит к выделению особого типа предложений - нечленимых (слов-предложений).

При оформлении предложения большое значение имеет интонация, выполняющая как грамматическую функцию, так и стилистическую. При помощи интонации передается законченность предложения и осуществляется его членение на синтаксические единицы, выражается эмоциональность речи, волевые побуждения, а также различные модальные оттенки значений.

Работа над предложением занимает в обучении рус. языку центральное место потому, что на синтаксической основе осущ. усвоение морфологии, лексики , фонетики и орфографии. Предложение выступает в качестве той основной единицы речи, на фундаменте которой мл. школьники осознают роль в языке имен сущ., прил., глаг. и местоим.

Выделяют пять направлений работы над предложением:

2. Изучение стр-ры предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, осознание грамматич. основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, прямого и обратного порядка слов, распространенных и нераспростр. предложений.).

3. Формирование умения использовать в своей речи предложения, разные по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложения.

4. Развитие умения точно употреблять слова в предложении.

5. Формирование умения оформлять предложения в письменной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания).

Классификация упражнений с предложениями:

1. Классификация в зависимости от преобладания анализа и синтеза (аналитические, синтетические, аналитико-синтетические).

2. Классификация в зависимости от самостоятельности и познават. активности (на основе образца, конструктивные, творческие).

Упражнения на основе образца предполагают практическое усвоение четких, правильно построенных синтаксических конструкций, понимание внутренних связей, их значения, а также их внешних связей в тексте. Среди упражнений этой группы значительное место принадлежит аналитическим, а также наблюдению, слушанию предложений, их чтению; составление упражнений по образцу (на основе подражания образцу).

Группа конструктивных упражнений включает задания на построение или перестройку предложений с обязательным выявлением и оформлением внутренних и внешних связей. Если упражнения по образцу не опираются на грамматич. теорию (или опираются лишь в частности), то конструктивные упражнения невозможны без опоры, хотя бы частичной, на грамматич. понятия и правила.

Творческие упражнения с предложениями предполагают в основном отсутствие каких-либо образцов или конструктивных заданий; школьник составляет предложение совершенно свободно.

Типы заданий к творческому составлении предложений:

2. Дается картинка – предметная или сюжетная; предложение сост. по картинке.

4. Дается словосочетание или какой-либо оборот речи, обладающий особой выразительностью (например, фразеологизм).

Творческие упражнения наиболее ценны в развитии речи учащихся.

Виды упражнений для работы над предложениями:

1. Распространение предложения.

Можно заранее указать, какой член предложения требуется распространирть.

2. Восстановление деформированного предложения.

Восстановление предл. начинается с основы предл., затем с помощью вопросов находятся словосочетания. например: грачи, гнезда, на деревьях, вьют, высоких. Ставятся во росы, выясняется наиболее удачный порядок слов.

3. Деление сплошного текста на предложения.

Чтобы этот вид работы был осознанным, нужно в каждом предложении выделить главные члены и словосочетания.

4. Анализ предложения и составление его схемы.

При анализе предложения выделяются: основа предложения, затем второстепенный член, поясняющий сказуемое, и второстепенный член, поясняющий другой второстепенный член предложения.

5. Составление предложения по данной схеме или вопросам.

6. Составление рассказа с последующим анализом предложенной структуры.

Выделяются предложения, которые начинаются с подлежащего, со сказуемого, с второстепенного члена.

Выясняется, почему такой порядок слов в предложении целесообразно использовать.

Уроки литературного чтения.

§1. Общие понятия. Что отличает предложение от слова и словосочетания

Предложение – это основная единица синтаксиса. Предложение обладает набором признаков:

  • выражает законченную мысль
  • имеет цель высказывания
  • грамматически организовано, имеет грамматическую основу
  • оформлено интонационно.

Ни одного из этих признаков ни у слова, ни у словосочетания нет.

Предложения различаются по цели высказывания.

Классификация предложений по цели высказывания

Предложения любого типа могут быть восклицательными, т.е. произноситься с сильным чувством, эмоцией, либо невосклицательными. В письменной речи интонацию отражает пунктуация.

Грамматическая основа предложения

Грамматической основой предложения являются его главные члены. Второстепенные члены, распространяющие предложение, в грамматическую основу не входят.

Если предложение состоит только из главных членов, оно нераспространённое. В таких предложениях нет определений, дополнений, обстоятельств. Если в предложении содержится хотя бы один второстепенный член, то оно является распространённым.

В грамматической основе выражено грамматическое значение предложения – обобщённое значение, свойственное всем предложениям с данной структурой. С точки зрения грамматики предложения: Малыш смеётся. и Малыш капризничает. – это предложения с одинаковой грамматической основой и одинаковым грамматическим значением: субъект и его действие в настоящем времени.

§2. Классификации предложений

Классификаций предложений несколько. Важно, по какому основанию сделана классификация. Основания различны.

  1. Классификация по цели высказывания делит предложения на повествовательные, вопросительные и побудительные.
  2. Классификация по грамматической основе делит предложения на простые, имеющие лишь одну грамматическую основу, и сложные, имеющие их более одной.
  3. Классификация предложений по главным членам – это классификация простых предложений. Она делит их на двусоставные и односоставные, а последние, в свою очередь, на назывные, обобщённо-личные, неопределённо-личные, определённо-личные и безличные.
  4. Классификация по типу синтаксической связи – это классификация сложных предложений. Они делятся на сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные.
  5. Каждый вид сложных предложений делится далее на разновидности по значению.

Программа предусматривает знание всех классификаций и умение давать характеристикулюбому предложению с учётом его классифицирующих признаков.

Читайте также: