Кому принадлежит сочинение под названием исповедь

Обновлено: 18.07.2024

52. Абсолютизация биологических факторов жизнедеятельности человека происходит:

в социал-дарвинизме;

53. Материалистическая школа в древнеиндийской философии:

Чарвака.

54. Как называются ортодоксальные философские системы Индии:

астика;

55. Фалес, Анаксимен, Анаксимандр представляют школу:

милетскую;

56. Древнегреческий философ Пифагор утверждал:

57. Основатель гелиоцентрической системы мира, мыслитель эпохи Возрождения:Коперник

58. Поскольку нет никакого основания предпочитать один порядок устройства государства другому, следует под­чиняться обычаям той страны, в которой живешь, — так считал:

Пиррон;

59. Автор Идеального государства – иерархии трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники:

Платон;

60. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:

томизмом;

61. Крупный теологический философ, выдвинувший пять доказательств существования Бога в мире.

Фома Аквинский;

62. В основе арабоязычной средневековой философии лежит:

Монотеистическая религиозность.

ибн- Сина;

Следование церемониям

65. Мирандола писал:

человек — сам творец своего счастья;

66. Укажите, как называется направление в теории познания 17-18 вв., признающее разум основой процесса познания:

рационализм;

Р.Декарт.

68. Представитель Нового времени, признававший одну субстанцию – Бога или природу:

Б.Спиноза;

Ф.Шеллинг.

70. Представителем какого философского течения был Г. Гегель?

объективного идеализма;

71. Стадии “абсолютного духа” по Гегелю:

наука, искусство, религия;

72. Представитель немецкого классического идеализма, создавший научную гипотезу происхождения Земли:

И.Кант.

73. Основоположник психоанализа:

З. Фрейд;

Камю;

Бор.

корневища;

77. Человек играющий” – определение:

Хейзинги;

78. Три исторических типа мировоззрения:

Миф, религия и философия.

79. Какому типу мировоззрения относится фантазия:

Мифологическое.

80. Функция философии, заключающаяся в формировании целостного представления о мире, о человеке и о его месте в нем:

Мировоззренческая.

81. Кто из нижеследующих философов отрицает, что мир познаваем:

И.Кант.

Дж.Локк.

82. Что означает понятие “Ли”?

Традиции, церемониал,

Пифагор.

84. Метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов:

Герменевтика.

85. Представители концепции ценностей натуралистического психологизма, считавшие источником ценностей биопсихологические потребности индивида:

А. Мейонг, Дж. Дьюи;

86. Автор тезиса: "Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют":

Протагор.

87. Что является первоначалом всего сущего согласно учению Анаксимандра?

Апейрон

88. Автор работ "Государство" и "Законы":

Платон.

89. Как называют понятие в буддизме, в котором достигается освобождение:

Нирвана.

90. В какой философской системе Индии основной проблемой является вопрос о соотношении брахмана и атмана:

Веданта.

91. Письменный источник философии Китая, собрание идей Конфуция:

"Лунь-юй".

92. Что такое гомеомерии Анаксагора:

Мельчайшие семена веществ,

Конфуций.

П. Абеляр

95. Теоцентризм – это учение о том, что…

В центре мироздания находится идея бога

96. Эманация – это понятие в неоплатонизме, означающее:

Истечение единого,

97. Первый философ арабов:

D) Ибн Рушд.

98. В каком из понятий отождествляются бог и мир:

Пантеизм.

99. По Гегелю: всякое развитие протекает по трех стадийной схеме:

Тезис – Антитезис – Синтез.

100. К.Марксом разработан подход к анализу общества:

Формационный;

101. Какое из нижеследующих философских сочинений не относится к произведениям

"Мир как воля и представление".

102. Что называют отрицанием в диалектике:

103. Основным вопросом философии является соотношение:

Материи и сознания.

104. Выделите правильное философское высказывание:

Идеализм - это признание идей, сознания в качестве первичного, определяющего материальное.

105. Какое направление рассматривает познание с позиции отражения?:

Марксистское

106. К какому направлению эллинизма принадлежит Антисфен?

Киники

107. Кто был основателем школы скептиков?

Пирон

Сыновняя почтительность.

Конфуция;

Августин Аврелий

111. Учение оцтов церкви:

Патристика

У. Оккам

113. Как решает вопрос о соотношении истин разума и веры Ибн Рушд:

разум выше веры;

114. Кто в истории европейской философии впервые отделил политику от морали?

Н.Макиавелли;

115. По Лютеру, спасение человека достигается им:

116. Автор произведений, как "Рассуждение о методе", "Метафизические размышления", "Начала философии":

Р.Декарт.

Ф. Бэкон.

118. Сколько всего идолов сознания называет Фр. Бэкон:

4.

119. Что такое априорное знание:

Знание получаемое до опыта.

120. Впервые проблема отчуждения отражена К.Марксом в:

121. Как называется учение о бытии?

Онтология

122. Какая ситуация, согласно Ясперсу, ставит человека между бытием и небытием?

Пограничная

123. Что, вместе с волей к жизни, согласно Ницше, движет человеком?

"Воля к власти"

124. Согласно трудовой теории антропосоциогенеза, на формирование человек повлияли:

Орудийная деятельность, речь и мышление;

125. Что выступает критерием истинны в прагматизме?

Практическая польза

Хайдеггер

127. Научно-исследовательская программа И. Лакатоса состоит:

Из жесткого ядра и защитного пояса,

128. Основная форма мировоззрения в эпоху Средних веков:

Религия

129. Что, согласно учению Гераклита, правит миром

Логос

130. Школа “Фа-Цзя” исходит из признания:

Эгоистической природы человека;

131. Последний этап средневековой философии:

Схоластика

Конфуций;

133. Какую космологическую систему предложил Птолемей?

Геоцентризм

134. Автор категорического императива: "Поступай так, чтобы максимума твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства":

И.Кант.

135. Одна из главных проблем философии Канта:

Вещь в себе

136. Понятие “Парадигмы” в науку внес:

Т.Кун;

Ницше

138. Какой принцип использовали неопозитивисты для анализа языка науки?

Верификация

Первооснова бытия,

140. Укажите характерные черты западной культуры:

Прокрутить вверх


Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.


ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между.


Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам.


ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.

В 80-90-е годы русская литература, как и вся культурная жизнь России, развивались под знаком все возрастающего влияния Л. Н. Толстого. Гениальный писатель, открывший новую эпоху в национальном художественном творчестве, неустанно ищущий философ, создавший собственное учение и имевший последователей, он отличался необыкновенной жизненной активностью. Во время Крымской войны он становится ее участником, затем пишет севастопольские и кавказские рассказы. В конце 50-х – начале 60-х годов в период подъема общественного движения и возбуждения крестьянского

вопроса он бросает литературу, открывает школу для крестьянских детей в Ясной Поляне, пишет “Азбуку”, разрабатывает свои педагогические принципы и методику начального образования.

Таким оставался он и до конца жизни.

С середины 70-х годов, еще во время работы над “Анной Карениной”, Толстой, подобно герою этого романа Левину, начинает мучительно, “до головных болей”, размышлять над философско-религиозными проблемами, пытается постичь смысл человеческого бытия.

Осенью 1879 года он пишет “Исповедь”, в которой излагает, начиная с детства и до последнего времени, свое отношение

к религии, раскрывает свои мучительные сомнения в истинности господствующей церковности, в которой обнаружил и ложное, и истинное начало. “Откуда взялась ложь и откуда взялась истина? И ложь, и истина переданы тем, что называется церковью”. Эта мысль подтолкнула Толстого к пересмотру “священных преданий и писаний”, к анализу всей богословской догматики православной церкви. С марта 1880 года он работал над обширным трудом “Соединение, перевод и исследование четырех евангелий”.

Исследование этих текстов привело писателя к мысли о том, что во вселенной господствует высшая воля, и цель человеческого существования должна состоять в том, чтобы согласовать с ней свои помыслы и действия. “Я вернулся к вере в ту волю, – писал Толстой в “Исповеди”, – которая произвела меня; я вернулся к тому, что главная и единственная цель моей жизни есть то, чтобы быть лучше, то есть жить согласно с этой волей”.

“Исповедь” подвела итоги исканий и формирования мировоззрения писателя. Поиск истинной веры привел его к решительному отторжению существующей церкви. Толстой пришел к заключению, что церковь создана не Богом, она – “сама себя учредившая иерархия, и в противность всем другим считающая себя святою и непогрешимою”.

И далее: “Церковь, все это слово, есть название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими”. Современная церковь исказила учение Христа, изъяв из него нравственные заповеди.

Признавая учение Христа на словах, церковь в то же время санкционирует общественное неравенство, поддерживает государственную власть, основанную на насилии, войнах.

Еще в 50-х годах у Толстого возникло убеждение в необходимости новой религии. В 1855 году он записывал в дневнике: “Вчера разговор о Божественном и вере навел меня на великую и громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта – основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа”. Это “соответствие” новой религии развитию человечества заключалось, по мысли Толстого, в том, что Божественная воля совпадает с законами природы, естественностью человеческой жизни, определяет ее нравственный смысл.

На вопрос, как жить и как согласовать человеческое существование с высокими этическими канонами “новой” веры, писатель попытался ответить в большой работе, озаглавленной “О жизни”. Этот огромный философский трактат (в 2237 листов текста) посвящен размышлениям о жизни и смерти. Эти вопросы всегда занимали писателя и особенно захватили его после тяжелой болезни, перенесенной в 1886 году. “Хочу жить для себя, – писал он, – и хочу быть разумным, а жить для себя неразумно”.

Идея нравственного усовершенствования человека принимается им как доминирующая в его этически-религиозном учении. Жить духовной, истинной жизнью значит отрекаться от праздного, исполненного “утех” существования, трудиться, смиряться, быть милосердным, верить в добро и делать добро. Учение о нравственном самоусовершенствовании основывается на пяти заповедях Христа из Нагорной проповеди (Евангелие от Матфея).

Важнейшей для учения о самоусовершенствовании стала заповедь о непротивлении злу насилием.

Исходя из этих вечных нравственных истин, Толстой оценивал современную ему жизнь – государственную власть, церковь, семью. Как человек и мыслитель, он был исполнен глубокого сочувствия к людям угнетенным, страдающим, людям работающим и нищенски живущим. Боль за них рождала чувство негодующего протеста против всяческих несправедливостей, насилия, произвола; и в конечном итоге – против всего строя жизни, при котором произвол и несправедливость являются нормой.

В ряде статей Толстой выступает против всех институтов насилия: милитаризма (“Карфаген должен быть разрушен”), буржуазных отношений (“Что же нам делать?”), официальной церкви (“В чем моя вера?”). Философско-этический поиск привел мыслителя к решению социальных вопросов. В трактате “Что же нам делать?”, название которого как бы перекликается с названием романа Чернышевского, Толстой выступает против устоев капиталистического общества, противоречащих естественному развитию человека. Корень зла он видит в растлевающем влиянии “золотого тельца”, идеологии чистогана, “имеющих свойство порабощать людей”.

Однако противодействовать капитализации общества можно, по его убеждению, если каждый человек будет зарабатывать себе на жизнь личным трудом и жить “по-божьи”.

При всем глубоком гуманизме учение Толстого носило утопический и противоречивый характер. Осознавая бедственное положение народа и искренне сочувствуя ему, возмущаясь роскошью и богатством привилегированного общества, великий художник не видел реального пути преодоления социального неравенства. О его мучительных сомнениях и исканиях свидетельствовали и дневниковые записи того времени: “Неужели люди, теперь живущие на шее других, не поймут сами, что этого не должно и не следует”. Позднее, посетив имение сына, он опять пишет о потрясавшей его картине рабства народа: “И здесь, и у Ильиши… и у него те же люди, обращенные в рабов, работают на него.

Как разбить эти оковы”.

По мере оформления учения противоречия между идеями Толстого и его семейной и личной жизнью становились все сильнее, “…со мной случился переворот, – писал он, – который давно готовился во мне и задатки которого всегда были во мне. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга – богатых, ученых – не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл… Действия же трудящегося народа, творящего жизнь, представились мне единым, настоящим делом”.

Бесстрашно честный писатель решился на разрыв с тем привилегированным классом, к которому он принадлежал по рождению и всей предыдущей жизни.

Активная общественная позиция и страстные поиски разрешения общечеловеческих и собственно российских проблем определили его значение в духовной жизни страны, его влияние на умы и души современников. А. А. Кизеветтер, вспоминая об этом, особо подчеркнул обличительный характер выступлений великого художника: “Толстой проповедовал философию непротивления злу, а в основе своей натуры он был прирожденным бунтарем-протестантом. Восстать против господствующего течения – вот в чем состояло всегда непосредственное влечение его души, и восстать бурно, гневно и стремительно, чтобы все вздрогнули и почуяли, какая неудержимая сила протестующего напора надвинулась на них. Вот эта-то бунтующая сила вызывала общее трепетное восхищение от выступлений Льва Толстого – учительных и обличительных…

66. Укажите, как называется направление в теории познания 17-18 вв., признающее разум основой процесса познания:

рационализм;

Р.Декарт.

68. Представитель Нового времени, признававший одну субстанцию – Бога или природу:

Ф.Шеллинг.

70. Представителем какого философского течения был Г. Гегель?

объективного идеализма;

71. Стадии “абсолютного духа” по Гегелю:

наука, искусство, религия;

72. Представитель немецкого классического идеализма, создавший научную гипотезу происхождения Земли:

И.Кант.

73. Основоположник психоанализа:

Бор.

77. Человек играющий” – определение:

78. Три исторических типа мировоззрения:

Миф, религия и философия.

79. Какому типу мировоззрения относится фантазия:

Мифологическое.

80. Функция философии, заключающаяся в формировании целостного представления о мире, о человеке и о его месте в нем:

Мировоззренческая.

81. Кто из нижеследующих философов отрицает, что мир познаваем:

И.Кант.

Дж.Локк.

82. Что означает понятие “Ли”?

Традиции, церемониал,

Пифагор.

84. Метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов:

Герменевтика.

85. Представители концепции ценностей натуралистического психологизма, считавшие источником ценностей биопсихологические потребности индивида:

А. Мейонг, Дж. Дьюи;

86. Автор тезиса: "Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют":

Протагор.

87. Что является первоначалом всего сущего согласно учению Анаксимандра?

Апейрон

88. Автор работ "Государство" и "Законы":

Платон.

89. Как называют понятие в буддизме, в котором достигается освобождение:

Нирвана.

90. В какой философской системе Индии основной проблемой является вопрос о соотношении брахмана и атмана:

Веданта.

91. Письменный источник философии Китая, собрание идей Конфуция:

92. Что такое гомеомерии Анаксагора:

Мельчайшие семена веществ,

Конфуций.

П. Абеляр

95. Теоцентризм – это учение о том, что…

D) Ибн Рушд.

98. В каком из понятий отождествляются бог и мир:

Пантеизм.

99. По Гегелю: всякое развитие протекает по трех стадийной схеме:

Тезис – Антитезис – Синтез.

100. К.Марксом разработан подход к анализу общества:

Формационный;

101. Какое из нижеследующих философских сочинений не относится к произведениям

"Мир как воля и представление".

102. Что называют отрицанием в диалектике:

103. Основным вопросом философии является соотношение:

Материи и сознания.

104. Выделите правильное философское высказывание:

Марксистское

106. К какому направлению эллинизма принадлежит Антисфен?

Киники

107. Кто был основателем школы скептиков?

Пирон

Сыновняя почтительность.

Августин Аврелий

111. Учение оцтов церкви:

Патристика

У. Оккам

113. Как решает вопрос о соотношении истин разума и веры Ибн Рушд:

разум выше веры;

114. Кто в истории европейской философии впервые отделил политику от морали?

Н.Макиавелли;

115. По Лютеру, спасение человека достигается им:

116. Автор произведений, как "Рассуждение о методе", "Метафизические размышления", "Начала философии":

Р.Декарт.

Ф. Бэкон.

118. Сколько всего идолов сознания называет Фр. Бэкон:

119. Что такое априорное знание:

Знание получаемое до опыта.

120. Впервые проблема отчуждения отражена К.Марксом в:

121. Как называется учение о бытии?

Онтология

122. Какая ситуация, согласно Ясперсу, ставит человека между бытием и небытием?

Пограничная

123. Что, вместе с волей к жизни, согласно Ницше, движет человеком?

"Воля к власти"

124. Согласно трудовой теории антропосоциогенеза, на формирование человек повлияли:

Орудийная деятельность, речь и мышление;

125. Что выступает критерием истинны в прагматизме?

Практическая польза

Хайдеггер

127. Научно-исследовательская программа И. Лакатоса состоит:

Религия

129. Что, согласно учению Гераклита, правит миром

Логос

130. Школа “Фа-Цзя” исходит из признания:

Эгоистической природы человека;

131. Последний этап средневековой философии:

Схоластика

133. Какую космологическую систему предложил Птолемей?

Геоцентризм

134. Автор категорического императива: "Поступай так, чтобы максимума твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства":

И.Кант.

135. Одна из главных проблем философии Канта:

Вещь в себе

136. Понятие “Парадигмы” в науку внес:

Ницше

138. Какой принцип использовали неопозитивисты для анализа языка науки?

Верификация

Первооснова бытия,

140. Укажите характерные черты западной культуры:

А. Камю.

147. Ж.Деррида предлагает в своей философии:

Деконструкцию европейской культуры;

148. Одна из центральных категорий в философии Гегеля:

Абсолютный Дух

149. Аксиология – это наука о…

Ценностях

150. Основатели синергетики как науки об открытых системах:

Пригожин и Стенгерс

Простая субстанция

152. Философское направление религиозного толка:

Неотомизм

человеколюбие;

154. Управление обществом в конфуцианстве сравнива­ется с отношениями:

отца и сына;

155. Письменный источник философии буддизма:

156. Школа в древнеиндийской философии, признающая существование двух субстанций дживы (живое) и адживы (неживое):

157. Кому принадлежит следующее высказывание: "Все течет, все изменяется и нельзя в одну и ту же реку войти дважды".

Гераклит

158. По Аристотелю, человек— это:

политическое животное;

159. Стоики признавали три вида движения: простран­ственное перемещение, изменение качеств и

напряжение пневмы;

Парменид

161. Кто является основоположником материализма:

162. Что считал высшей целью науки Ф. Бэкон?

Декарт

Все разумное действительно

164. Кто автор работы “Закат Европы”:

О.Шпенглер.

165. Итальянский гуманист, считавший, что человек - это счастливый, смертный бог:

166. Соотношение религии и философии по Г. Гегелю.

Философия выше религии;

167. Источник развития марксизм видит:

Во внутренних противоречиях;

168. Произведение М.Хайдеггера:

"Бытие и время".

К.Ясперс.

170. Что изучает футурология?

Будущее.

Ж. П. Сартр,

Миф о Сизифе

173. Философское направление религиозного толка:

Неотомизм

174. Какой принцип предлагал использовать К. Поппер для проверки научных теорий?

Фальсификация

175. “Человек играющий” – определение:

176. Ш. Валиханов рассматривал проблему бытия общества с позиции:

Пифагор

182. Функция философии, заключающаяся в формировании целостного представления о мире, о человеке и о его месте в нем:

Мировоззренческая.

183. Демокрит и Эпикур являются представителями:

Стихийного материализма.

Апории

185. Какая форма государственного устройства, согласно Платону, наиболее приближена к идеалу?

Аристократия

186. Энтелехия вещи или тела по Аристотелю:

Тертуллиан

188. Автор игровой концепции культуры:

Й. Хейзинга,

189. Какое гениальное предположение сделал Дж. Бруно, являясь последователем Н.Коперника?

О множественности миров

190. Учение, согласно которому критерием истины выступает разум:

Рационализм

191. .Понятие введенное в систему научного знания Т. Куном:

Концепция

Парадигма

192. Сочинение М. Монтеня:

193. Одна из ключевых идей Ф. Ницше:

Сверхчеловек

196. Суждение, являющееся правильным с позиции материалистической диалектики:

пространство и время – формы бытия материи;

197. Философское направление, рассматривающее бытие как сознание временности, страх перед ничто:

Экзистенциализм.

198. Термин "ноосфера" предложен:

В.Вернадским

199. Культура -это:

Духовная сфера общества

Ф. Ницше

201. Кто ввел в философию понятие "осевой эпохи":

К.Ясперс

202. Основателем джайнистского учения считается:

Махавира Вардхамана.

203. Автор трактата "Взгляды жителей добродетельного города":

Аль-Фараби

204. Антропоцентризм" означает такой тип мировоззрения, в котором человек ощутил и осознал себя

Центром вселенной

205. Что является первоначалом всего сущего согласно учению Анаксимандра?

Апейрон

206. Кто из ниже перечисленных мыслителей принадлежит к школе софистов?

Протагор

207. Диалектика в своем изначальном определении это:

Умение вести спор беседу

208. Центральные категории в метафизике Аристотеля:

Материя и форма

Монадология

211. Главный принцип логической системы Гегеля:

Тезис, антитезис, синтез

212. Представитель немецкого классического идеализма, создавший научную гипотезу происхождения Земли:

И.Кант.

213. Что лежит в основании философии И.Фихте?

214. Три стадии интеллектуальной эволюции человечества по О.Конту:

Теологическая, метафизическая, позитивная;

215. Основное философское понятие М.Хайдеггера:

Здесь-бытие,

216. Выдающийся представитель герменевтики:

217. Автором книги "Россия и Европа" является :

Н.Данилевский

218. Что является предметом философии с точки зрения. Л. Фейербаха:

Г. Маркузе

220. Персонализм- это учение о:

Личности как высшей духовной ценности;

221. Основоположник психоанализа:

Сартр

223. Основатель позитивизма:

224. Фундаментальной характеристикой человеческого существования в экзистенциализме является:

Свобода,

226. Ключевым моментом философских рассуждений Н. Бердяева является:

антроподицея;

227. Как с древнегреческого языка переводится термин философия?

Любовь к мудрости

228. Маейвтика – это…

Рождение мысли понятия

229. Представители философии славянофильства:

Протагор

231. Философское направление, признающее одно начало мира:

Монизм

Аль-Фараби

233. Дхарма в древнеиндийской философии - это:

понятие долга и предназначения;

234. Концепция переселения душ в древнеиндийской философии именуется:

235. Сочинение Ф. Бэкона:

236. Что движет миром и определяет человеческие поступки, согласно А. Шопенгауэру?

Воля

237. Кто совершил коперниканский поворот в философии?

Кант

238. Презрев все земные блага, человек должен жить как собака. Мысль:

Диогена Синопского,

239. Систематизатор ортодоксальной схоластики, отрабатывающий догматы христианского вероучения в формах здравого смысла:

Эразм Роттердамский,

240. Основное средство познания в философии А.Бергсона:

Интуиция,

241. Соотношение категорий “бытие” и “материя”:

Существование человека

243. Назовите представителя религиозной философии России 19 в:

Соловьев,

244. Укажите закон диалектики:

Г. Лейбниц.

246. Как Ницше решает проблему Бога:

Бог умер,

А. Шопенгауэер,

248. Аксиология – это наука о…

D) ценностях

249. Философ Нового времени, уподобивший сознание человека “чистой доске”:,

Локк,

250. Автор, признающий две независимые субстанции – мыслящую и протяженную:

Декарт

253. Что лежит в основании философии Й. Фихте?

254. Три стадии интеллектуальной эволюции человечества по О. Конту:

А) Теологическая, метафизическая, позитивная

256. Представитель религиозной философской антропологии:

257. Две основные формы бытия:

А) Материальное и духовное

258. Источник движения в диалектическом материализме:

А) Внутренние противоречия

259. Гегелевская триада:

А) Тезис, антитезис, синтез

260. Учение о целесообразности мира:

261. Альтруизм - это:

А) Бескорыстная помощь другому

262. Какое направление рассматривает познание с позиции отражения?:

263. Истина есть адекватное отражение объекта познающим субъектом. Это точка зрения:

264. Выберите положение, выражающее суть объективного идеализма:

Е) Основой мира является мировой разум

265. Выберите позиции, выражающие суть деизма:

В) Признание Бога как первопричины бытия мира

266. Философия экзистенциализма – это:

А) Философия существования

А) Количественную характеристику предмета

В) Качественную характеристику предмета

С) Математическую величину

D) Физическую величину

Е) Качественно-количественную границу предмета

268. Какое из определений наиболее полно отражает статус категории?

В) Фундаментальные понятия

269. Укажите историческую форму социальной общности:

270. Выделите определение личности:

D) Социальное, самосознающее существо

272. Категорический императив морали сформулировал:

273. Произведение К. Ясперса:

274. Основное понятие в философии Мартина Хайдеггера:

275. Ноосфера является сферой:

276. Философский труд Николая Бердяева:

277. Понятие, употребляемое в логике и методологии науки для обозначения процесса установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки:

278. Современное направление философии, которому присуще сведение задач философии к

деятельности по анализу языковых форм знания

279. Пространство и время как априорные формы чувственности рассматривал:

280. Представители структурализма:

D) К. Леви-Строс, Р. Якобсон

281. Представитель герменевтики как философского направления:

282. Основные формы бытия:

C) Бытие вещей, процессов; бытие человека; бытие духовного; бытие социального

283. Закон диалектики:

D) Закон отрицания отрицания

284. Эпистемология – это:

A) Учение о познании

285. Метод, противоположный диалектике:

286. Главной проблемой немецкой классической философии является:

C) Проблема познаваемости мира

287. Основоположник философской антропологии:

288. Теории аксиологии, рассматривающие ценность как проявление психологического настроя:

289. Историческая общность людей, возникшая в период развития капиталистических

290. Научная процедура, подвергающая теорию экспериментальной или теоретической проверке:

291. Главная проблема философии по С. Кьеркегору:

A) Существование человека

293. Представители космизма:

А) К. Циолковский, А. Чижевский

294. Три истины Шакарима:

A) Научное знание, религиозное откровение, совесть

296. Главное отличие человека от животного с позиции идеализма:

297. Выберите положение, выражающее суть атеизма:

C) Отрицание существования Бога

298. Родоначальник классической немецкой философии:

299. Формы мировоззрения:

B) Миф, религия, философия

300. Теология - это:

D) Учение о Боге

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.102)


"Исповедь" - это автобиографическое произведение Толстого. Несмотря на свои небольшие размеры, оно оказалось настолько глубоким, серьезным, честным и откровенным, что с первой же страницы затянуло меня в себя, как в воронку.

Это не художественное произведение, а просто писательские размышления о жизни и смерти, о вере и сомнениях, о духовном поиске и разочарованиях, но я, тем не менее, читала их взахлеб, не отрываясь и забыв обо всем вокруг.

После этой книги личность самого Толстого стала мне намного ближе и понятнее, так же, как ближе и понятнее стали и другие его произведения, на которые эта книга проливает свет.


Читать это мне было не только интересно, но и мучительно. Потому что наблюдать, как взрослый, крепкий, здоровый, умный, талантливый, успешный человек ТАК страдает, просто невозможно. Видеть, как он борется с собой, как заблудился в самом себе, как не находит в своей жизни ничего, ради чего стоило бы жить, а смерть рассматривается как единственно возможный выход - видеть это очень печально.

Тот случай, когда можно сказать: "Горе от ума" - и не ошибешься.

Ну а что касается цитат, то эта маленькая книга стала для меня рекордсменом. Она состоит из сплошных цитат - я не помню, чтобы в какой-либо другой книге я делала столько подчеркиваний. Здесь же я выделяла карандашом целые страницы. По сути вся эта книга - одна большая цитата, которую хочется читать и перечитывать.

Приведу здесь некоторые из них.

По жизни человека, по делам его, как теперь, так и тогда, никак нельзя узнать, верующий он или нет. Если и есть различие между явно исповедующими православие и отрицающими его, то не в пользу первых. Как теперь, так и тогда явное признание и исповедание православия большею частью встречалось в людях тупых, жестоких и безнравственных и считающих себя очень важными. Ум же, честность, прямота, добродушие и нравственность большею частью встречались в людях, признающих себя неверующими.

Когда-нибудь я расскажу историю моей жизни -- и трогательную и поучительную в эти десять лет моей молодости. Думаю, что многие и многие испытали то же. Я всею душой желал быть хорошим; но я был молод, у меня были страсти, а я был один, совершенно один, когда искал хорошего. Всякий раз, когда я пытался выказывать то, что составляло самые задушевные мои желания: то, что я хочу быть нравственно хорошим, я встречал презрение и насмешки; а как только я предавался гадким страстям, меня хвалили и поощряли. Честолюбие, властолюбие, корыстолюбие, любострастие, гордость, гнев, месть -- всё это уважалось. Отдаваясь этим страстям, я становился похож на большого, и я чувствовал, что мною довольны. Добрая тётушка моя, чистейшее существо, с которой я жил, всегда говорила мне, что она ничего не желала бы так для меня, как того, чтоб я имел связь с замужнею женщиной. ещё другого счастия она желала мне, -- того, чтоб я был адъютантом, и лучше всего у государя; и самого большого счастья -- того, чтоб я женился на очень богатой девушке и чтоб у меня, вследствие этой женитьбы, было как можно больше рабов.

Без ужаса, омерзения и боли сердечной не могу вспомнить об этих годах. Я убивал людей да войне, вызывал на дуэли, чтоб убить, проигрывал в карты, проедал труды мужиков, казнил их, блудил, обманывал. Ложь, воровство, любодеяния всех родов, пьянство, насилие, убийство. Не было преступления, которого бы я не совершал, и за всё это меня хвалили, считали и считают мои сверстники сравнительно нравственным человеком. Так я жил десять лет.

В это время я стал писать из тщеславия, корыстолюбия и гордости. В писаниях своих я делал то же самое, что и в жизни. Для того чтобы иметь славу и деньги, для которых я писал, надо было скрывать хорошее и выказывать дурное. Я так и делал.

Кроме того, усомнившись в истинности самой веры писательской, я стал внимательнее наблюдать жрецов её и убедился, что почти все жрецы этой веры, писатели, были люди безнравственные и, в большинстве, люди плохие, ничтожные по характерам -- много ниже тех людей, которых я встречал в моей прежней разгульной и военной жизни. Люди мне опротивели, и сам себе я опротивел, и я понял, что вера эта -- обман.

. в бытность мою в Париже, вид смертной казни обличил мне шаткость моего суеверия прогресса. Когда я увидал, как голова отделилась от тела, и то, и другое врозь застучало в ящике, я понял -- не умом, а всем существом, -- что никакие теории разумности существующего и прогресса не могут оправдать этого поступка. Другой случай сознания недостаточности для жизни суеверия прогресса была смерть моего брата. Умный, добрый, серьёзный человек, он заболел молодым, страдал более года и мучительно умер, не понимая, зачем он жил, и ещё менее понимая, зачем он умирает. Никакие теории ничего не могли ответить на эти вопросы ни мне, ни ему во время его медленного и мучительного умирания.

Вернувшись оттуда, я женился. Новые условия счастливой семейной жизни совершенно уже отвлекли меня от всякого искания общего смысла жизни. Вся жизнь моя сосредоточилась за это время в семье, в жене, в детях и потому в заботах об увеличении средств жизни. Так прошло ещё пятнадцать лет.

Так я жил, но пять лет тому назад со мною стало случаться что-то очень странное: на меня стали находить минуты сначала недоумения, остановки жизни, как будто я не знал, как мне жить, что мне делать, и я терялся и впадал в уныние. Но это проходило, и я продолжал жить по-прежнему. Потом эти минуты недоумения стали повторяться чаще и чаще и всё в той же самой форме. Эти остановки жизни выражались всегда одинаковыми вопросами: Зачем?

Я понял, что это -- не случайное недомогание, а что-то очень важное, и что если повторяются всё те же вопросы, то надо ответить на них. И я попытался ответить. Вопросы казались такими глупыми, простыми, детскими вопросами. Но только что я тронул их и попытался разрешить, я тотчас же убедился, во-первых, в том, что это не детские и глупые вопросы, а самые важные и глубокие вопросы в жизни, и, во-вторых, в том, что я не могу и не могу, сколько бы я ни думал, разрешить их.

Прежде чем заняться самарским имением, воспитанием сына, писанием книги, надо знать, зачем я это буду делать. Пока я не знаю -- зачем, я не могу ничего делать. Среди моих мыслей о хозяйстве, которые очень занимали меня в то время, мне вдруг приходил в голову вопрос: "Ну хорошо, у тебя будет 6000 десятин в Самарской губернии, 300 голов лошадей, а потом. " И я совершенно опешивал и не знал, что думать дальше. Или, начиная думать о том, как я воспитаю детей, я говорил себе: "Зачем?" Или, рассуждая о том, как народ может достигнуть благосостояния, я вдруг говорил себе: "А мне что за дело?" Или, думая о той славе, которую приобретут мне мои сочинения, я говорил себе: "Ну хорошо, ты будешь славнее Гоголя, Пушкина, Шекспира, Мольера, всех писателей в мире, -- ну и что ж!.." И я ничего не мог ответить.

Если бы пришла волшебница и предложила мне исполнить мои желания, я бы не знал, что сказать. Даже узнать истину я не мог желать, потому что я догадывался, в чём она состояла. Истина была то, что жизнь есть бессмыслица.

Я как будто жил-жил, шёл-шёл и пришёл к пропасти и ясно увидал, что впереди ничего нет, кроме погибели. И остановиться нельзя, и назад нельзя, и закрыть глаза нельзя, чтобы не видать, что ничего нет впереди, кроме обмана жизни и счастья и настоящих страданий и настоящей смерти -- полного уничтожения.

Мысль о самоубийстве пришла мне так же естественно, как прежде приходили мысли об улучшении жизни. Мысль эта была так соблазнительна, что я должен был употреблять против себя хитрости, чтобы не привести её слишком поспешно в исполнение. И вот тогда я, счастливый человек, вынес из своей комнаты, где я каждый вечер бывал один, раздеваясь, шнурок, чтобы не повеситься на перекладине между шкапами, и перестал ходить с ружьём на охоту, чтобы не соблазниться слишком лёгким способом избавления себя от жизни. Я сам не знал, чего я хочу: я боялся жизни, стремился прочь от неё и, между тем, чего-то ещё надеялся от неё.

И это сделалось со мной в то время, когда со всех сторон было у меня то, что считается совершённым счастьем: это было тогда, когда мне не было пятидесяти лет. У меня была добрая, любящая и любимая жена, хорошие дети, большое имение, которое без труда с моей стороны росло и увеличивалось. Я был уважаем близкими и знакомыми, больше чем когда-нибудь прежде, был восхваляем чужими и мог считать, что я имею известность, без особенного самообольщения. При этом я не только не был телесно или духовно нездоров, но, напротив, пользовался силой и духовной, и телесной, какую я редко встречал в своих сверстниках: телесно я мог работать на покосах, не отставая от мужиков; умственно я мог работать по восьми--десяти часов подряд, не испытывая от такого напряжения никаких последствий. И в таком положении я пришёл к тому, что не мог жить и, боясь смерти, должен был употреблять хитрости против себя, чтобы не лишить себя жизни.

Я не мог придать никакого разумного смысла ни одному поступку, ни всей моей жизни. Меня только удивляло то, как мог я не понимать этого в самом начале. Всё это так давно всем известно. Не нынче-завтра придут болезни, смерть (и приходили уже) на любимых людей, на меня, и ничего не останется, кроме смрада и червей. Дела мои, какие бы они ни были, все забудутся -- раньше, позднее, да и меня не будет. Так из чего же хлопотать?

Как может человек не видеть этого и жить -- вот что удивительно! Можно жить только, покуда пьян жизнью; а как протрезвишься, то нельзя не видеть, что всё это -- только обман, и глупый обман!

Сколько ни говори мне: ты не можешь понять смысла жизни, не думай, живи, -- я не могу делать этого, потому что слишком долго делал это прежде. Теперь я не могу не видеть дня и ночи, бегущих и ведущих меня к смерти. Я вижу это одно, потому что это одно -- истина. Остальное всё -- ложь.

Вопрос мой -- тот, который в пятьдесят лет привёл меня к самоубийству, был самый простой вопрос, лежащий в душе каждого человека, от глупого ребёнка до мудрейшего старца, -- тот вопрос, без которого жизнь невозможна, как я и испытал это на деле. Вопрос состоит в том: "Что выйдет из того, что я делаю нынче, что буду делать завтра, -- что выйдет из всей моей жизни?" Иначе выраженный, вопрос будет такой: "Зачем же мне жить, зачем чего-нибудь желать, зачем что-нибудь делать?" Ещё иначе выразить вопрос можно так: "Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью?"

Жизнь есть бессмысленное зло, это несомненно, -- говорил я себе. -- Но я жил, живу ещё, и жило и живет всё человечество. Как же так? Зачем же оно живёт, когда может не жить? Что ж, я один с Шопенгауэром так умён, что понял бессмысленность и зло жизни?

Никто не мешает нам с Шопенгауэром отрицать жизнь. Но тогда убей себя -- и не будешь рассуждать. Не нравится тебе жизнь, убей себя. А живёшь, не можешь понять смысла жизни, так прекрати её, а не вертись в этой жизни, рассказывая и расписывая, что ты не понимаешь жизни. Пришёл в весёлую компанию, всем очень хорошо, все знают, что они делают, а тебе скучно и противно, так уйди.

"Тут что-то не так, -- говорил я себе. -- Где-нибудь я ошибся". Но в чём была ошибка, я никак не мог найти.

как мог я, рассуждая про жизнь, просмотреть окружавшую меня со всех сторон жизнь человечества, как я мог до такой степени смешно заблуждаться, чтобы думать, что жизнь моя, Соломонов и Шопенгауэров есть настоящая, нормальная жизнь, а жизнь миллиардов есть не стоящее внимания обстоятельство.

Я долго жил в этом сумасшествии, особенно свойственном, не на словах, но на деле, нам -- самым либеральным и учёным людям. Но благодаря ли моей какой-то странной физической любви к настоящему рабочему народу, заставившей меня понять его и увидать, что он не так глуп, как мы думаем, или благодаря искренности моего убеждения в том, что я ничего не могу знать, как то, что самое лучшее, что я могу сделать -- это повеситься, я чуял, что если я хочу жить и понимать смысл жизни, то искать этого смысла жизни мне надо не у тех, которые потеряли смысл жизни и хотят убить себя, а у тех миллиардов отживших и живых людей, которые делают жизнь и на себе несут свою и нашу жизнь.

Так что, кроме разумного знания, которое мне прежде представлялось единственным, я был неизбежно приведён к признанию того, что у всего живущего человечества есть ещё какое-то другое знание, неразумное -- вера, дающая возможность жить. Вся неразумность веры оставалась для меня та же, как и прежде, но я не мог не признать того, что она одна даёт человечеству ответы на вопросы жизни и, вследствие того, возможность жить.

Что же должен делать человек? Он должен точно так же добывать жизнь, как и животные, но с тою только разницей, что он погибнет, добывая её один, -- ему надо добывать её не для себя, а для всех. И когда он делает это, у меня есть твёрдое сознание, что он счастлив и жизнь его разумна. Что же я делал во всю мою тридцатилетнюю сознательную жизнь? -- Я не только не добывал жизни для всех, я и для себя не добывал её. Я жил паразитом и, спросив себя, зачем я живу, получил ответ: ни зачем. Если смысл человеческой жизни в том, чтобы добывать её, то как же я, тридцать лет занимавшийся тем, чтобы не добывать жизнь, а губить её в себе и других, мог получить другой ответ, как не тот, что жизнь моя есть бессмыслица и зло? Она и была бессмыслица и зло.

Но тут я оглянулся на самого себя, на то, что происходило во мне; и я вспомнил все эти сотни раз происходившие во мне умирания и оживления. Я вспомнил, что я жил только тогда, когда верил в Бога. Как было прежде, так и теперь, сказал я себе: стоит мне знать о Боге, и я живу; стоит забыть, не верить в Него, и я умираю. Что же такое эти оживления и умирания? Ведь я не живу, когда теряю веру в существование Бога, ведь я бы уж давно убил себя, если б у меня не было смутной надежды найти Его. Ведь я живу, истинно живу только тогда, когда чувствую Его и ищу Его. Так чего же я ищу ещё? -- вскрикнул во мне голос. -- Так вот Он. Он -- то, без чего нельзя жить. Знать Бога и жить -- одно и то же. Бог есть жизнь.

"Живи, отыскивая Бога, и тогда не будет жизни без Бога". И сильнее чем когда-нибудь всё осветилось во мне и вокруг меня, и свет этот уже не покидал меня.

. я говорил себе: сущность всякой веры состоит в том, что она придаёт жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.

. я пришёл ведь к вере потому, что помимо веры я ничего, наверное ничего, не нашёл, кроме погибели, поэтому откидывать эту веру нельзя было, и я покорился.

Читайте также: