Иван васильевич шодоев кызаланду jылдар сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Реферат по теме Кызаланду jылдар : роман = Трудные годы

Курсовая по теме Кызаланду jылдар : роман = Трудные годы

ВКР/Диплом по теме Кызаланду jылдар : роман = Трудные годы

Диссертация по теме Кызаланду jылдар : роман = Трудные годы

Заработать на знаниях по теме Кызаланду jылдар : роман = Трудные годы

Помогите сайту стать лучше, ответьте на несколько вопросов про книгу:
Кызаланду jылдар : роман = Трудные годы

  • Объявление о покупке
  • Книги этих же авторов
  • Наличие в библиотеках
  • Рецензии и отзывы
  • Похожие книги
  • Наличие в магазинах
  • Информация от пользователей
  • Книга находится в категориях

--> --> Киев город со специальным статусом, Київ, Солом'янський район, Відрадний
Відрадний проспект, 14/45
Расположение на карте

санитарный день: последний день месяца
Вт: 11:00-19:00
Ср: 11:00-19:00
Чт: 11:00-19:00
Пт: 11:00-19:00
Сб: 11:00-18:00

--> --> Днепропетровская область, Днепровский городской совет, Днепр, Соборный район
Сергея Ефремова, 9
Расположение на карте

санитарный день: последний рабочий день месяца
Пн: 09:00-17:00
Вт: 09:00-17:00
Ср: 09:00-17:00
Чт: 09:00-17:00
Пт: 09:00-17:00
Вс: 09:00-17:00

Пн: 11:00-13:00 13:30-17:30
Вт: 11:00-13:00 13:30-17:30
Ср: 11:00-13:00 13:30-17:30
Чт: 11:00-13:00 13:30-17:30
Пт: 11:00-13:00 13:30-17:30
Сб: 11:00-13:00 13:30-17:30

санитарный день: первое вс месяца
Вт: 12:00-22:00
Ср: 12:00-22:00
Чт: 12:00-22:00
Пт: 12:00-22:00
Сб: 12:00-22:00
Вс: 12:00-20:00

--> --> Свердловская область, Екатеринбург городской округ, Екатеринбург, Орджоникидзевский район, Уралмаш
Донбасская, 20
Расположение на карте

санитарный день: последняя ср месяца
Вт: 10:00-19:00
Ср: 10:00-19:00
Чт: 10:00-19:00
Пт: 10:00-19:00
Сб: 09:00-18:00

Пн: 09:00-18:00
Вт: 09:00-18:00
Ср: 09:00-18:00
Чт: 09:00-18:00
Пт: 09:00-18:00
Сб: 09:00-18:00
Вс: 09:00-18:00

--> --> Самарская область, Самара городской округ, Самара, Кировский район
Ташкентская, 159
Расположение на карте

зимний период: пн-пт 9:00-18:00; сб 9:00-16:00
Пн: 09:00-18:00
Вт: 09:00-18:00
Ср: 09:00-18:00
Чт: 09:00-18:00
Пт: 09:00-18:00

--> --> Красноярский край, Норильск городской округ, Норильск, Талнах район, Микрорайон 3 (Талнах)
Диксона, 9
Расположение на карте

сентябрь-июнь: пн-чт 11:00-19:00; вс 11:00-19:00
Пн: 10:00-18:00
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Вс: 10:00-18:00

У алтайцев существует несколько преданий об Ирбизеке.

Сюжеты преданий об Ирбизеке тематически можно разделить на несколько малых сюжетов:

Один раз юноше встретился незнакомец, который спросил его:

- Как это у тебя получается? То ты верхом едешь, то пешком идешь

ВложениеРазмер
folklornye_syuzhety_ob_irbizeke.docx 24 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорная основа повести

Учитель: Садалова Г.М.

Фольклорные сюжеты об Ирбизеке.

У алтайцев существует несколько преданий об Ирбизеке.

Сюжеты преданий об Ирбизеке тематически можно разделить на несколько малых сюжетов:

Один раз юноше встретился незнакомец, который спросил его:

- Как это у тебя получается? То ты верхом едешь, то пешком идешь, то вместе с конем следы оставляешь, то опять твои следы исчезают. А конские остаются? Уж не оборотень ли ты?

- Конь мой за зиму от бескормицы ослабел, - молвил юноша, - трудно ему без подков в гололед на гору подниматься. Я взвалил его на плечи и вынес на перевал. Вниз с горы вел пешком. Когда спустился, сел верхом и поехал в стойбище. (37; 232)

Можой понял его хитрость и ударил Ирбизек плетью. Рассердившийся Ирбизек кинулся на монгольского богатыря и вырвал его аорту, тот скончался. (50; 263)

Близки по сюжету и другой вариант, в котором силачом выступают богатырь из кумандинцев. Сцена состязания напоминает борьбу Ирбизека с монгольским богатырем.

Согласно этим преданиям, Ирбизек был исторически реальной фигурой, который жил в XVIII веке в Ябоганской долине, от которого распространилось одна ветвь усть – каннских кыпчаков. В разных вариантах преданий Ирбизек выступает защитником бедных, заступником людей из народа; в разных состязаниях отстаивал честь алтайского народа.

В отличие от преданий, автор показывает этапы не только физического роста героя, но и его духовное взросление. Он свою взрослую жизнь начинает в роли бесплатного слуги бая. Но слава о его силе выводит его на народные состязания. Сцена состязания Ирбизека описана близко этой же сцене из народного предания. Например, в фольклорном тексте борьба силачей представлена так: «Солнце встало. Приезжего силача, сопровождавшие его бии, усадили его на красивый трон и закрыли его белой шелковой занавеской. Четыре человека с четырех сторон подняли трон и бережно понесли его на место, где состоится борьба. В это же время алтайские бии из двух срубленных деревьев смастерил подмостки, и посадили Ирбизека, закрыли его белой войлочной занавеской, с четырех сторон взяли его подмостки и тоже понесли на место борьбы.

С двух сторон силачей принесли и одновременно открыли их занавески. Двое силачей соскочили и стали бороться. (50; 268)

Так разворачивается картина борьбы алтайского и китайского силачей. В повести Ирбизек, победив на больших состязаниях, полученными подарками пытается одарить всех своих соплеменников, считая это общей победой всего народа.

В то же время И.В. Шодоев сумел в повести художественно переработать цикл сюжетов из преданий об Ирбизеке и выстроить не только цепь поступков от детских подвигов силача до его взрослых демонстраций своей силы, но и человека из народа. Силач из народа не только показывает свои возможности, но и помогает простым людям; выступает за честь своего народа и побеждает в поединке с китайским силачом, то есть, его образ вырастает от простого сильного человека до богатыря – заступника, защитника своего народа. В сцене борьбы с китайским силачом используются формулы из эпического сказания: «Бöкöлöр удура – тедире кезе кöрÿшти, ÿн jогынан колдомдожо берди.

Эки бöкö jарын бойдон силкишти, балтыр эттерин кызышты, кабыра, кажый тудужып кÿрешти. Кара терлери, богончо сööктöри тыркыража берди.

Двое силачей потрясли друг друга за плечи, стали давить мышцы друг друга, схватились за талии, хватая, обнимая друг друга, стали бороться. Черный пот капал, мелкие кости задрожали.

Кур-Кечу (Кор-Кечу, Корт-Кечу, Кыр-Кечу, Кюр-Кечу, Кюркечю, Кер-Кечи, Кар-Кечу) — один из Яломанских бомов, урочище, археологический комплекс Онгудайского района.

Бом Кур-Кечу

Бом Кур-Кечу. Фото О.Ивастова

Как добраться

Археологический комплекс начинается за с. Купчегень, между 680 и 684 километрами Чуйского тракта, после выхода его к реке Катунь.

Кур-Кечу

Стилизованный аил на кордоне Кур-Кечу. Фото Е.Гаврилова

Туристское значение

Данный район включает в себя множество достопримечательностей как научного, так и культурно-развлекательного плана. Здесь отмечено около двух сотен погребальных и поминальных сооружений со стелами и изваяниями. Наибольший диаметр кургана комплекса — 40 метров.

Бом Кур-Кечу

Археологический комплекс Кур-Кечу. Вид со стороны устья реки Большой Ильгумень. Фото Е. Гаврилова

Топонимика

Бом Кур-Кечу

Археологический комплекс Кур-Кечу. Фото В.Баринова

Легенда

Достоверно известно, что от перевала Чике-Таман до Белого бома среди алтайцев в каждом селе распространена практически одна и та же легенда, которая дополняется и украшается, в зависимости от рассказчика, на свой лад.

Отверстие в стене бома Кур-Кечу, которое частично сохранилось и до нашего времени, датируется 1757 годом, когда китайский генерал Сю с карательной экспедицией разграбил Онгудайский район и хотел подняться по Чуйскому тракту выше по реке Чуе и уйти в Монголию.

Но тогда ещё существовала Яломанская крепость. Крепость повстанцами под предводительством Амурсаны перекрывала путь по левобережью. Кроме того, за Чике-Таманом по следам грабителей шёл большой отряд, который должен был их настигнуть и разбить.

Было несколько вариантов отхода: либо пробиваться через Яломанские бомы и Яломанскую крепость, либо обносить тыном арьергард и сражаться с идущим войском, или уходить на правобережье без потерь.

Китайцы выбрали оптимальный путь. Сю, чтобы не потерять время на штурм крепости, решил возвести висячий мост у скалы, там где было наиболее удобно, перейти на правобережье и через Сальджарский перевал уйти в сторону Ини.

По легендам говорится, что китайцы высверлили два отверстия. Они валили деревья, приготавливали специальные брёвна, которые при помощи лошадей и пленённых людей крутили — и высверлили два отверстия.

Через них начали прокидывать канат через Катунь. Но длины одного каната хватило только до середины Катуни. И тогда плененным женщинам приказали срезать волосы, из которых сплели недостающий кусок. Затем на канаты уложили деревянные настилы, покрыли их войлоком и по нему пошло войско, скот и прочие.

Технология изготовления подобных висячих мостов уходит к временам правления Чингис-хана. Рассчитаны они были только на определённое количество прохождений.

По легендам говориться, что в этой местности действовал партизанский отряд во главе с ойротским парнем по имени Алтын-Тонус. Среди пленённых была его любимая девушка Шутур, невеста, с которой они поменялись белеками, кольцами.

Когда на глазах всех пленных, в том числе его девушки, совершали казнь над Алтын-Тонусом, Шутур не выдержала и начала выкрикивать захватчикам проклятия. Когда их перевели Сю, он рассвирепел и на голом лугу, недалеко от моста, приказал посадить её на кол.

Легенды, передаваемые в сёлах, величину града определяют от кулака до размера с человеческую голову.

В этом регионе люди по разному рассказывают кто и как спасся – это сложно зафиксировать по легендам. Спасся один ребёнок, которого нашли после того, как мать успела — толи пацана, толи девочку — спрятать под казан. А нашёл ребёнка один из китайских полководцев, который вспорол брюшинную часть верблюда, вытащил внутренности, спрятался — поэтому и выжил.

Жители Онгудайского района рассказывают, что до сих пор на перевале Сеокту-Тайга лежат кости, и когда они бывают в тех местах на лошади, кости трещат под копытами. Мох раскрываешь – а там черепа…

Потому что здесь свершилось проклятие.

Бом Кур-Кечу

Описание

То что сегодня называют Кур-Кечу — ошибка. Это просто название кордона. Кур-Кечу — это первая скала в сторону Малого Яломана, когда на 684 километре Чуйского тракта начинаются на левобережье Катуни скальники — Яломанские бомы.

Если смотреть с этой скалы на другую сторону реки — там как раз и находилась старая переправа.

Именно в этом месте с незапамятных времён находится брод, который местные жители всегда знали. На повороте река Большой Яломан выносит очень много песка и гальки и образуются отмели, брод.

Алтайцы всегда следили за разливами Катуни и выбирали соответственно время, когда им было удобнее перегонять скот на пастбища правобережья.

На обоих берегах р. Катуни, напротив Кур-кечу, в давние времена были отмечены следы приспособлений для перевоза в виде дыр, просверленных в уступах скал, словно это было сделано для устройства канатного, китайского типа, моста, какие бывают в Юннане, Тибете и Гималаях.

Там, где сегодня находится кордон, сохранились следы мостов советского времени.

А когда совершали реконструкцию Чуйского тракта, именно на месте древней переправы, где скала, возвели понтонный мост, который действовал во время реконструкции.

И до сих пор на правобережье, напротив бома Кур-Кечу исследователи находят монеты советского периода, болты и прочие. А на левобережье попадаются и старые монеты, которые датируются правлением Елизаветы Петровны.

Кур-Кечу

Бом Кур-Кечу. Фото В. Маслова

История

По местной легенде это след от ноги великана, который оставил его в порыве гнева, топнув ногой по камню, когда плотина, которую они сооружали с сыном, развалилась. А потом он в отчаянии сел на другой камень…

В дневнике от 6 июня 1870 года Радлов Василий Васильевич записал: «Название Кюркечю произошло оттого, что недалеко от места переправы в воде у берегов находятся два гигантских каменных блока. Поверхность каменного блока на левом берегу несколько скошена, а у блока на правом берегу она совершенно горизонтальная.

На поверхности каждого из этих камней, в центре находится по искусственно высверленному отверстию диаметром примерно в три вершка и глубиной в треть аршина.

В 1879 году во время поездки в Монголию Потанин Григорий Николаевич отметил на берегу Катуни в урочище Кур-Кечу чашевидное углубление в глыбе серого гранита.

В 1898 г. это место описывает Швецов Сергей Порфирьевич. «Через реку Катунь переправляются… в местности называемой Кор-Кечу. …Переправа через р. Катунь в Кор-Кечу весной сопряжена с такими затруднениями, а, пожалуй, и опасностями, в сравнении с которыми все остальные затруднения, встречаемые на Чуйском тракте, кажутся уже незначительными…

В результате обследования И. Ж. Биль составил смету с расчетом ширины дороги в бомах 3,5 аршина, а в остальных местах — 5 аршин. Он впервые предложил построить три паромных переправы через Катунь: у бомов Кор-Кечу, Яломан и с. Иня. Первоначально стоимость всех работ им была определена в 83 тысячи рублей. Но после тщательного анализа и подсчета окончательная сумма составила 60 тыс. рублей.

Писатель Козлов Юрий Яковлевич, изучая дела НКВД по разгрому банды Кайгородова, обнаружил следующее. «В 1902 году, когда стал участок тракта колесным от Онгудая до Кош-Агача, пришли на Кор-Кечу три крестьянина из деревни Талды: Ощепков, Болотнов и Чернов, со всем скарбом, с семьями, разработали неудобные места на правом берегу Катуни, сколотили паром.

Затем соорудили обратную переправу у Малого Яломана. Брали с каждой таратайки пятнадцать копеек. Возчики платили охотно. Хоть двадцать, лишь бы не тащиться долиной Черной реки, узкой опасной дорогой в обход бомов Кор-кучи, Куркош, Большой Яломан, Кынгырар.

21 октября 1919 года к нижней паромной переправе через Катунь в Коркечу вышли 1-й и 2-й партизанские полки, которые преодолевая упорное сопротивление колчаковцев, освободили села Туэкту, Онгудай, Хабаровку.

Гражданская война и вылазки банд Кайгородова причинили страшный урон тракту — погибли паромные переправы у Ини и Кор-Кечу. Движение по дороге с грузами почти прекратилось. Мало находилось охотников тогда заниматься извозом.

И вот три паромщика — Лапшин, Поклонов, Чернов— вызвались самолично построить паромы. У прораба Слащева не было денег, а нужд — полон рот. Паромщики и не подумали торговаться — сделали шесть просторных барок с широкими настилами как бы играючи — бесплатно. А потом работали на извозе.

Образованный в начале 1922 года Бийский отдел государственных сооружений составил план строительно-ремонтных работ на 1922 год, по которому предполагалась постройка трех паромов через реку Катунь (между бомом Кор-Кечу и селом Иней) стоимостью 40.000 рублей каждый, постройка дамб и водоотводных каналов на сумму 169.000 рублей.

Официальная справка. «В 1923—1924 гг. на тракте восстанавливаются искусственные сооружения, пострадавшие в гражданскую войну (четыре паромные переправы — Катунская, Кор-Кечу, Яломан, Иня).

Однако из-за отсутствия средств эти работы не были выполнены.

В 1928—30 годах строительно-дорожные работы на участке Усть-Сема—Черга — Шебалино — Онгудай—Кор-Кечу фактически не производились.

Бом Кур-Кечу

Бом Кур-Кечу. Фото Д.Ткаченко

В 1933 году даже испытанные водители машин, видавшие виды в своей дорожной жизни, были изумлены и подавлены грандиозностью скальных работ у парома Керкечу.

Особенность старой дороги на перегоне Керкечу—Иня была в том, что через бурную, беловодную Катунь на протяжении 12 километров приходилось делать три паромных переправы. Паромы задерживали стремительное движение сотен автомашин по Чуйскому тракту —по этой важнейшей артерии Ойротской национальной области.

Случалось, что паром Керкечу ежедневно переправлял 480—500 автомашин. Опасная работа днем и ночью. Случалась и беда. Мощное течение Катуни обрывало как ниточки стальные тросы паромной переправы.

Чтобы устранить паромные переправы, удешевить движение грузов по тракту стали делать новую дорогу от Керкечу на Яломан по левому берегу Катуни.

На протяжении 12 километров надо было проложить широкую дорогу через на скалы. Надо было шаг за шагом вгрызаться стальными зубами в гранит.

С еще большим геройством чем на Чике-Тамане, с высоты опускаясь и работая на веревках—одолевали ударники Чуйского тракта скалистые препятствия.

Бом Керкечу осаждали сотни строителей. Доделывали, достраивали, крепили массивные парапеты.

Чтобы крикнуть на всю Ойротскую область эту победную весть пришлось упорно, сантиметрами, шаг за шагом пробиваться вперед через скалы. И так 10 месяцев.

За эти месяцы сделано 65 тысяч м3 скальных работ, уложено парапетных стен и парапетов 17 тысяч м3, земляных работ сделано 95 тыс. м3. Построено мостов 32 погонных метра. Затрачено 107 тысяч 740 человеко-дней.

Так 13 августа 1934 года ночью при ослепительном свете автомобильных фар, в самом центре Ойротской области, был открыт путь от Кер-кечу на Яломан.

3 января 1938 г. на боме Кер-Кечу произошла одна из самых крупных аварий на Чуйском тракте. Вот описание этой аварии из акта из автодорожного происшествия, составленного 3 января 1938 г. ГАИ Ойротской ОУМ НКВД.

«3 января 1938 г. машина № 75 Управления дороги шла по направлению Чибит-Бийск груженная заключенными Сиблага в количестве 25 человек в кузове и один в кабине, кроме шофера. На 339 км Чуйского тракта, автомашина № 75 под управлением шофера-стажера Ненахова после предупредительного знака ограничивающего скорость движения на закрытом повороте ехал на третьей скорости и на выходе из-за поворота на прямую не успел дать полный разворот машины, ударился передним колесом в каменный парапет шириной 75 см и сбил таковой, и машина № 75 упала под обрыв высотой 32 м по отвесу на каменные глыбы лежащие на берегу р. Катуни.

В 1972 году на Кюр-Кечу проходил трейлер со срочным грузом — из Советского Союза на строящуюся в Баян-Улегейском аймаке фабрику везли 25-тонный трансформатор. Такие крупногабаритные грузы раньше по тракту не провозили. И все же шофер Олег Борисович Протасов блестяще справился с этим трудным и рискованным делом.

И все сначала. А внизу, метрах в сорока—пятидесяти, хищно урчала Катунь. Олег Борисович чувствовал ее: вот она рядом, возьми на полшага влево, и конец рейсу.

В 1996 году на устье Большого Ильгуменя директор Онгудайского лесхоза Николай Мамыев, главный лесничий Сергей Гончару и мастер леса Владимир Тарбаев устривают кордон.

Археологический комплекс Кур-Кечу

Археологический комплекс Кур-Кечу

Археология

Первооткрыватель интересных местонахождений петроглифов у бома Кор-Кечу — Кубарев Владимир Дмитриевич, который обследовал их в 1974 г. при расширении Чуйского тракта и наведении понтонной переправы через р. Катунь.

В 1,5-2 км вверх по правому берегу Катуни от устья р. Большой Ильгумень, на противоположном от бома Кор-Кечу берегу им обнаружены рисунки, общим числом более 80, выполнены на камнях речной террассы.

В.Д. Кубарев в 1980 и 1988 годах еще раз возвращался к изучению катунских петроглифов.

Через этот район, пользуясь старой лодочной переправой Кор-Кечу, проходили многие экспедиции. Сложную и опасную переправу, за которой сразу появлялись скалы с рисунками, никак не могли миновать П.А. Чихачев, В.В. Радлов, Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев, А.В. Адрианов и многие другие путешественники и ученые. Они либо не придали петроглифам должного значения, а может быть просто не посчитали необходимым отразить этот эпизод в своих дневниковых записях.).

В 1984 году на краю вспаханного поля, рядом с курганным могильником, в устье р. Большой Ильгумень у бома Кор-Кечу В. Д. Кубарев обнаружил древнетюркское изваяние из серого гранитного монолита — 110х38х10 см. Выделена голова, намечена талия. Детали лица, очевидно, веветрились или сбиты.

Часть медного чекана

Часть медного чекана, обнаруженного на Кур-Кечу

В 2006 г. В отвале Кур-Кечу-V, который образовался в ходе подготовки ямы для установки бетонного столба, был обнаружен крупный фрагмент своеобразного древнего медного чекана.

Зафиксированный памятник является частью своеобразного археологического микрорайона, который состоит из нескольких групп объектов, расположеных на левобережной террасе Катуни от устья р. Большой Ильгумень до бома Кур-Кечу. Вблизи слияния рек раскопки проводили В.А. Могильников, А.С. Васютин и др.

Кур-Кечу

Кур-Кечу. Фото В.Панкратова

Флора

Сапожников Василий Васильевич, исследуя эти места в начале века, отметил, что близ перевоза Кор-кечу и по всей средней и верхней долине Катуни совершенно отсутствует сосна.

«За переправой через р. Большой Ульгемень растительность значительно беднее; горы становятся все выше и выше и только видны одни голые скалы, которые очень суживают долину реки, по мере приближения к перевозу Корт-Кечу. Окружающие склоны хребтов и здесь состоят из гранитов.

Исследователем отмечены следующие растения близ бома Кюр-Кечу: Amethystea coerulea L.; Aster biennis Ledb.; Astragaius sp.; Calimeris altaica Nées.-- Aster altaicus Willd.; Carum Carvi L.; Clematis glauca Willd.-- Clematis orientalis L.; Erodium Stephanianum Willd.; Gentiana decumbens L.; Gentiana macrophylla Pall.; Güldenstädtia monophylla; Hedysarum polymorphum Ledb.-- Hedysarum. Gmelini Ldb.; Inula salicina L.; Lathyrus tuberosus L.; Leonurus lanatus (L.) Spreng.; Oxytropis floribunda (Pall.) DC.; Oxytropis pilosa (L.) D. С.; Potentilla tanacetifolia Willd.; Saussurea salicifolia D. С, var. major Ledb.; Scutellaria orientalis L. var. microphylla Ledb.-- Scutellaria grandiflora Sims.; Setaria viridis (L.) Р. В.; Veronica pinnata L.; Vicia amoena Fisch.

Верещагин Виктор Иванович отметил следующее: «На берегу много Juniperus Sabina L. За Катунью уже встречаются растения; не попадавшиеся раньше, как Tribulus terrestris. L., Erodium Stephanianum Willd, Panzeria lanata Pers., Panzeria canescens Bge., Galium coriaceum Bge.

Источники

© Е. Гаврилов, 14 сентября 2017 года. Особая благодарность за помощь в подготовке материала А. Борбошеву и писателю Ю.Я. Козлову. Ссылка на сайт обязательна!

Читайте также: