Итоговое сочинение памятка по написанию

Обновлено: 05.07.2024

Разбираем детально план и структуру написания итогового сочинения в 11 классе по литературе. Следование этому плану поможет вам написать сочинение максимально правильно и получить все баллы за его проверку.

АКТУАЛЬНО ДЛЯ 2022 ГОДА

Коротко о композиции и структуре итогового сочинения

Общая структура итогового сочинения

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200-250 слов.

Тeзис 1 (20-30 слов)

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
  • Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
  • Микpoвывoд
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

III. Заключение (60-70 слов)

А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление состоит из 3 элементов:

  1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;
  2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
    человека;
  3. ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

Помни!

  • По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
  • Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
  • Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
  • Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
  • Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно:

  • привести из литературных источников.
  • выделить в отдельный абзац.
  • в конце каждого аргумента написать микровывод.
  • к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
  • если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент состоит из 3 элементов:

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

4 способа закончить сочинение:

Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.

Что вас ждёт в документе ниже:

  • какое должно быть вступление,
  • из чего состоит основная часть сочинения,
  • как сформулировать тезисы и аргументы,
  • как правильно сделать связку между абзацами,
  • как правильно написать заключение в итоговом сочинении,
  • как добиться уникальности сочинения.

Обращаем ваше внимание, что у ВУЗов (при поступлении) очень часто используются собственные критерии проверки, имейте это в виду (и они существенно отличаются от проверки школьного уровня).

Смотреть в PDF:

Представленная здесь структура сочинения актуальная для любого года и не зависит от темы и направления итогового сочинения. Поэтому вы можете смело использовать этот материал при подготовке в любом году.

Структуру сочинения условно можно разделить на два вида:

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Композиционная структура

  1. Вступление
  2. Основная часть
  3. Заключение

Логическая структура

Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы

Тезис 1
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
(…)

В данной Памятке представлен алгоритм написания итогового сочинения.

ВложениеРазмер
Памятка для подготовки к итоговому сочинению. 16.3 КБ

Предварительный просмотр:

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ: АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ .

  1. Вступление
  2. Тезис
  3. Переход к основной части
  4. Основная часть

а) первый аргумент и микровывод по нему, переход ко второму аргументу

б) второй аргумент и микровывод по нему

Очень внимательно прочитать тему. Найти в ней ключевые слова, задать по теме вопрос. Ответом на него и должно быть сочинение.

Что такое вступление?

Вступление (1абзац =75 слов) вводит в тему, дает общие сведения о той проблеме, которая стоит за темой, ставит вопросы.

Как сформулировать тезис?

Выдели ключевое слово темы сочинения, задай вопрос по теме. Ответ – тезис. Это то понятие, которое нужно аргументировать в основной части. Клише: Размышляя над этим понятием, нельзя не прийти к выводу… Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что …

Основная часть = 200-250 слов. 2 аргумента

  1. Обращение к литературному произведению (автор, жанр, название)
  2. Интерпретация его (характеристика конкретного эпизода /не пересказ!/, анализ поступков героев…). Клише: Автор повествует, рассуждает, описывает, заостряет внимание, считает, показывает…
  3. Микровывод. Клише: Писатель приходит / приводит читателя/ к выводу, хочет донести до нас мысль… Мы можем прийти к выводу… На примере этого героя мы убеждаемся в том,…
  4. Переход ко второму аргументу: Существуют ли еще примеры… Литература дает немало примеров, подтверждающих что… Вспомним героя еще одного произведения. Можно назвать и другое произведение, в котором тоже поднимается проблема…
  5. Второй аргумент. Перед этим аргументом может быть необходим второй тезис, если приводится пример противоположный (например, тема добра и зла). Клише: Автор следующего произведения придерживается противоположной точки зрения, по-другому взглянул на эту проблему.

Заключение = 75 слов

Если во вступлении ставятся вопросы, то в заключении даются ответы на них, что-то утверждается, делаются выводы.

Клише: Невольно напрашивается вывод… Так давайте не забывать о … Хочется верить, выразить надежду, призвать людей… Все приведенные аргументы убеждают нас в том, что… Обобщая сказанное, хочу сделать вывод… К какому выводу я пришел, размышляя над темой…? Думаю, нужно …

Еще раз проверить себя ! Задать вопрос по теме, посмотреть, являются ли ответом на него микровыводы и заключение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справочник для подготовки к итоговому сочинению 10 - 11 класс

В справочнике учащиеся последовательно знакомятся со структурой и планом экзаменационной работы, который содержит проверяемые элементы содержания и виды деятельности, а также примерное время, за.


Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования.


Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования.


Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования.


Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению.



Памятка для выпускников к итоговому сочинению | опубликовано 13.12.2020

Памятка поможет выпускнику 2020-2021 года написать итоговое сочинение и получить "зачёт".

1. Выберите для себя два наиболее понятных и близких направления и сконцентрируетесь на подготовке по ним. Это позволит сэкономить время и сделать подготовку более глубокой.

2. Найдите четыре или пять, если Вы можете похвастаться хорошей памятью, больших или малых произведения, где будут аргументы по выбранным направлениям.

3. Лучше всего до экзамена прочитать (перечитать) или прослушать их целиком, чтобы знать все детали, имена, явки и пароли. Но в случае нехватки времени или интереса возьмите краткие рассказы

4. Заранее сделайте заготовки шаблонов вступления и заключения. Это поможет Вам не тратить время и силы на изобретение колеса. Запомните вводные конструкции и слова, образцы логических мостиков и других частей сочинения. Применяйте их в каждой своей работе.

5. При написании всегда следите за тем, чтобы каждое ваше предложение служило раскрытию определенной темы. Вы пишете только о ней! Не уходите от поставленной задачи, иначе заблудитесь в собственной мысли.

6. Выпишите топ-10 (20, 30 или 100) своих ошибок и проверяйте каждое новое сочинение сами, высматривая врагов и уничтожая их. Самоанализ гораздо эффективнее зубрежки.


Правила оформления итогового сочинения просты

→ Сочинение проверяется только в том случае, если оно больше 250 слов. Рекомендованный объем текста — от 350. Больше 600 слов писать не стоит, есть риск допустить больше ошибок и запутаться. Да и проверяющий будет настроен к Вам негативно: он проверяет эти сочинения почти бесплатно и в свое свободное время.

→ Структура итогового сочинения вполне ясна: 4 абзаца (вступление, два примера, заключение).

→ Распределение текста по объему: первый абзац – 75 слов, второй и третий абзацы – по 100 слов каждый, четвертый – 75 слов.
Минимум для допуска к проверке представляет собой 250 слов и худо-бедно подходящий по смыслу аргумент (хотя бы один).


Существует пять чётких критериев оценивания сочинения

• соответствие теме,
• аргументация (привлечение литературного материала),
• композиция и логика рассуждения,
• качество письменной речи,
• грамотность.


План итогового сочинения-рассуждения

1. Вступление (тезис). Начиная рассуждение, необходимо выразить своё отношение к проблеме, обозначенной в теме. Удобнее всего сделать это двумя способами:

→ начать сочинение-рассуждение с цитаты, которая отвечает заданной теме, и прокомментировать её, выразив своё согласие или несогласие (имеешь право и не согласиться;

3. Заключение (вывод). В финале нужно чётко и лаконично подытожить вышеизложенное: описать, какое значение имеет поставленная проблема для общества, что можно и нужно сделать для её решения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Итоговое сочинение выпускника

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка даётся в свободной форме). Объём цитирования не должен превышать собственный текст участника.

В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору. Количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.

Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

Критерии оценивания итогового сочинения:

1. Соответствие теме.

Выпускник отвечает на вопрос, размышляет над данной

проблемой, или высказывается на основе связанных с темой тезисов.

2. Аргументация. Привлечение литературного материала.

Выпускник привлекает для аргументации хотя бы один литературный текст.

3. Композиция и логика рассуждения.

Выпускник аргументирует свои мысли, соотнося тезисы и доказательства.

4. Качество письменной речи.

Выпускник выражает мысли, используя разнообразную лексику и синтаксические конструкции, уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

5. Грамотность.

Структура итогового сочинения

Вступление (можно составить из комментариев ФИПИ) с указанием темы сочинения

Мое мнение-позиция-тезис + клише-переход к аргументам

Литературные аргументы с обязательными микровыводами

Шаблоны вступлений

1 . Люди в течение жизни постоянно решают важные для них проблемы, делают выбор. Самый трудный диалог человек ведет с самим собой: кого любить, с кем дружить, кем быть, как поступить. Одним из главных вопросов для каждого здравомыслящего человека становится вопрос о ……………………… (исходя из темы). Именно над этим мне хотелось бы поразмышлять в своем сочинении.

2. Судьба человека зависит только от него самого. Нам приходится выбирать свой путь, а это значит отвечать на вечные вопросы бытия: что главное для меня в жизни, каким человеком я хочу стать, кого хочу видеть рядом, как поступать в той или иной ситуации. При этом одним из главных вопросов для каждого мыслящего человека становится вопрос о ……………………… (исходя из темы). Именно над этим мне хотелось бы поразмышлять в своем сочинении.

3. Наша жизнь – это постоянный выбор. Какие качества нужно формировать в себе, чтобы стать смелым, достойным уважения человеком? Каким нравственным законам следовать? Чем руководствоваться в разных ситуациях? Какие приоритеты должны быть главными для нас? Над этими вопросами и многими другими должен задумываться каждый молодой здравомыслящий человек. Сегодня в своем сочинении мне хотелось поразмышлять над (вопросом, темой, высказыванием)……………………… (исходя из темы).

5. ОРИГИНАЛЬНОЕ ВСТУПЛЕНИЕ (в форме письма, дневника, жизненных наблюдений и т.д.) Вечером я возвращаюсь домой по темной улице. В окнах домов горит приветливо свет. Глядя на эти освещенные окна, я невольно задумываюсь о тех, кто живет там. Быть может, за этим окном собралась к ужину счастливая семья, а может быть, там живет одинокий пожилой человек. Когда-то он был он был молод и у него была семья, но потом ворвалось несчастье и отняло у человека близких, нанесло тяжелые раны. Почему так случилось? Должны ли мы думать о тех, кого посетило несчастье?

Список литературных произведений для аргументов

В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа - наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг - отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.

Выражение надежды

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.

Зарисовка, которая возвращает к вступлению

Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.

Перебирая старые фронтовые письма, я мечтаю о том, чтобы в мире никогда не было больше войн, разлучающих семьи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А 4) Время: 3ч.55м.

Критерии оценивания

Критерий 1. Соответствие теме

Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Критерий 3. Композиция

Критерий 4. Качество речи

Критерий 5. Грамотность

Композиционная структура

формулирование темы и тезиса

Тезис – мысль, которая будет доказываться в ходе рассуждения.

Задача- ввести в тему, дать общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.

дать объяснение ключевых слов темы и выразить собственные размышления, мнения, связанные с темой или ключевыми словами

Подготовка к восприятию основных мыслей работы

Ключевые слова темы

Общие рассуждения по теме

С давних времен человек размышлял о …

Каждый из нас сталкивался с …

Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о …

Как часто мы слышим о .

Мы знаем о . из книг и фильмов, рассказов близких. (Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей.

Никто не станет отрицать важности … в жизни людей.

Вопросы по теме

Зададимся вопросом: почему. В чем же причина . Задумаемся: должны ли мы. Невольно задаешься вопросом: зачем. Почему же нужно …? Что же самое главное …? Как мы должны относиться к .

Переход к основной части

1. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература

2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема.

3. Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к .

4. Обратимся к произведениям художественной литературы

5. За примерами обратимся к произведениям художественной литературы

6. Размышляя о . я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором.

7. Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: . (ответ на вопрос, заданный во вступлении)

8. Замечательным примером, иллюстрирующим …

Основная часть

200-250 слов

ответить на главный вопрос

доказать главную мысль

сочинения с учетом проблем,

поставленных во вступлении

Аргументы – примеры, приводимые с целью доказательства высказанной мысли.

Раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного произведения

Øприведение аргументов (литературные, из классики): указывается автор, жанр произведения и его название, дается анализ того фрагмента произведения, который отвечает выбранной вами теме.

Ø высказывание собственного мнения и отношения к тому, что взято за аргумент и по какой причине.

Ø Краткий вывод по рассмотренному примеру (должен соответствовать выбранной теме).

В главной части сочинения

должны быть решены

проблемы, поставленные во

Использование литературоведческих понятий: тема, идея, проблема, конфликт-сюжет, главный герой, персонаж и т.д.

Сегодня мы понимаем, что. (ответ на вопрос, заданный во вступлении) Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос.

На мой взгляд, . (ответ на вопрос, заданный во вступлении).

Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что. (ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: . (ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Доказательства, примеры(развитие мысли, иллюстративная часть) Обращение к произведению

Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) произведению обращается к теме…

Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе…(автор, название).

Тема (страдания народа во время войны и т.п.) раскрывается в произведении… (автор, название).

Проблема (…….) волновала многих писателей. Обращается к ней и . (имя писателя) в. (название произведения).

Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).

Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).

Вспомним героя повести… (автор, название).

Обратимся к роману… (автор, название).

Обратимся к произведению…

В подтверждение этой мысли приведу пример из произведения…

Попытаемся раскрыть значение этого понятия (высказывания и т.д.) на примере, взятом из произведения…

Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

Иллюстрация произведения(фрагмента)

Автор повествует о… Автор описывает… Поэт показывает… Писатель размышляет о… Писатель обращает наше внимание… Писатель заостряет наше внимание на … Он акцентирует внимание читателя на… Он осуждает… Он ставит нам в пример… Автор подчеркивает…

Писатель считает, что…

Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….

Логический переход к новой мысли

Можно назвать и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…

Можно привести и еще один (другой) пример, иллюстрирующий…

Давайте обратимся к произведению…

Эта же тема рассматривается (раскрывается) и в произведении…

Доказательства, примеры

Заключение 60-70 слов.

дать краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения.

Вывод - подведение итогов рассуждения. Должен содержать четкие ответы на вопросы, поставленные во введении (своеобразное зеркальное повторение).

Итог размышлению подводится на основании 3 композиционных частей: по введению – утвердительный ответ на тезис, по вашему мнению в первом аргументе и по мнению во втором аргументе.

Без предположений – должна быть прописана четкая позиция. Вы в выводе уже сами должны быть уверены в том, что доказали свою мысль.

Таким образом, . Итак, . Следовательно, .

В итоге можно прийти к такому выводу: .

В заключение могу сказать, что .

Мы убеждаемся в том, что .

Из этого следует, что .

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…

Таким образом, мы приходим к выводу: …

Итак, можно сделать вывод, что…

В заключение хочется призвать людей к…

Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!

В заключение хочется выразить надежду на то, что… Хочется верить, что…

И в заключение мне хотелось бы сказать (подчеркнуть), что…

Все приведенные аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…

Приведенные литературные примеры позволяют сделать вывод…

Обобщая сказанное, следует сказать (подчеркнуть, предположить), что…

Как писать итоговое сочинение по литературе в 11 классе

Прочитайте все предложенные темы сочинений и выберите ту из них, в которой вы лучше ориентируетесь – можете опираться при рассуждении на литературные произведения и высказывания. Постарайтесь, чтобы выбранная тема была для вас интересна и важна, тогда написание сочинения станет работой творческой, что очень важно в литературе.

Определившись с темой, подберите эпиграф.

Чтобы сочинение было выстроено правильно, выделите:

аспекты проблемы, которые можно затронуть в сочинении,
– вопросы, которые можно сформулированы и ответить на них в ходе рассуждения,
– аргументы, подтверждения и доказательства свой точки зрения.

На черновике составьте план работы.

Подберите доказательства своих мыслей и идей:
– цитатами из текстов, не более 2-3 предложений. Важно, что цитаты не должны дублировать ваши мысли, а только подтверждать их,
– кроме цитат нужно сослаться на эпизоды из литературных произведений. Подумайте, в каких текстах вы встречали ситуации и рассуждения, пересекающиеся с выбранной вами темой итогового сочинения,
– подумайте, в каких моментах сочинения вам понадобятся ссылки и цитаты.

Определите стиль изложения своей авторской позиции.

Важно, чтобы вступление и заключении были логически связаны: идеи и мысли вступления должны быть логически связаны с умозаключениями в конце работы. Чтобы этого добиться, нужно хорошо продумать сочинение до его написания, определить связи вступления и заключения.

Чтобы проверить, не отклонились ли вы от основного курса, перечитайте тему сочинения и соотнесите ее с тем, что вы задумали.

Пишем вступление, выделяя в нем проблемы и вопросы.

Корректируем написанное, пытаясь исключить отдельные предложения, – если выясняется, что какие-то фрагменты не несут значимой информации, убираем их.

Иногда лучше начать с основного текста, а не с вступления, чтобы в ходе рассуждения более четко сформулировать проблемы, вопросы и ответы на них. При этом для выделения значимых факторов можно использовать способ доказательства от противного.

Прочитайте написанное, проверьте, соответствует ли оно теме.

Перед написанием заключения перечитай работу. Карандашом на полях можно отметить свои главные мысли, чтобы в заключении коснуться их.

Проверьте свое сочинение на соответствие с замыслом автора выбранной темы.

Вдумчивым чтением исправьте ошибки, уточните те моменты, которые вызывают у вас сомнения и затруднения. Если возможно, обратитесь за помощью к словарю.

Например, понятие измены может быть проанализировано как в ключе личных взаимоотношений человека, так и его верности Родине. Все зависит от того, как эту тему понимает сам школьник.

Здесь же можно вспомнить эпизод из детства Чичикова, который не пошел проведать любимого учителя, когда тот заболел. Просто не захотел время тратить.

Есть в литературе и положительные примеры правильных целей.

Пьер Безухов, поставивший перед собой задачу найти истину и свой путь в жизни. И ведь достиг цели!

Вопрос: человек двигает общество вперед? Или общество диктует нам нормы и правила жизни?

Читайте также: