Нас увозили из ленинграда через ладожское озеро сочинение егэ

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Как писать комментарий в сочинении (К2), если вам попадется художественный текст?

3 способ. При помощи указания номеров строк
(Посчитать строки у меня не получилось, поэтому сделала с указанием на номера предложений.)
Автор, рассуждая о трагической судьбе детей блокадного Ленинграда, говорит о том, что они раньше времени превращались не во взрослых, а в стариков (предложение 13). А как убедительно она передает мысли маленькой девочки о голоде (предложение 23). Вот только два небольших примера, показывающие, что жизнь юных ленинградцев в годы блокады была страшной…

(18)Сколько мы так страшно ехали, не знаю — казалось, бесконечно. (19)Когда меня сняли с машины и попытались поставить на ноги, это не получилось. (20)Ноги, видимо, затекли, коленки подкашивались, и я валилась на снег. (21)На руках меня отнесли в какое-то помещение. (22)Там было тепло. (23)Но хотелось только одного — есть, есть и есть, потому что сытость не наступала. (24)И сытость не наступит ещё очень и очень долго. (25)Всё же чувство забытого тепла навалилось на меня, и я спала, спала, спала. (26)Конечно, теперь, когда мне уже 16 лет и я пишу эти строки, я могу всё это осознать и найти нужные слова, чтобы выразить то своё состояние. (27)А тогда. (28)Моя детская Память хранит на своих полках очень многое, что невозможно забыть, невозможно не помнить. (29)Но не всё это будет востребовано жизнью, и потускнеют воспоминания и восприятия прошлого.

(З0)Но всё будет лежать до востребования и когда-нибудь пригодится. (31)Главное, какие ценности востребуются в моей взрослой жизни. (32)И пока помню, пока болею блокадой и военной памятью, сделаю эти наброски о страшном периоде моей маленькой жизни и жизни большой Страны, наброски о гибельной голодной жизни в моём Ленинграде, о страшной дороге по Ладожскому озеру, о том, что было после того, как нас посадили в поезд и мы с мамой поехали сначала в Горький, а потом навстречу Сталинградской битве. (ЗЗ)Наброски о том, как калечили людей нравственно и психически голод и война.

(34)Зачем я всё это пишу через пять лет после Победы? (35)Пишу для себя, для Памяти, пока ещё помню мелочи и детали событий.

(36)Пишу, чтобы выплеснуть на бумагу мою непроходящую боль от того, что нас, несмышлёнышей, бросили под откосом, раненых и больных, взрослые люди, когда нас отправляли обратно в Ленинград после кошмара Демянска и Лычкова, что в одиночестве пришлось осиливать мучительный голод зимы 1941 — 1942 гг., потому что мама была на казарменном положении, что в моей маленькой жизни был Сталинград и госпиталь с огромными человеческими страданиями.

Кому ИМ? Местоимение указывает на предмет, но не называет его, здесь нет субъекта действия, на который указывает местоимение.

(1)Нас увозили из Ленинграда через Ладожское озеро, когда машины уже не ехали по льду, а плыли по воде. (2)Приближалась весна, и лёд на озере быстро таял.

(З)Машины плывут по воде — дороги не видно, а что-то вроде реки, по которой не то едут, не то плывут машины. (4)Я сижу, прижавшись к маме, на каких-то мягких узлах. (5)Мы едем в машине с открытым кузовом у заднего борта. (6)Холодно, сыро, ветрено. (7)Нет сил даже плакать, наверное, всем страшно. (8)Лёд уже тонкий и в любую минуту может провалиться под тяжёлой машиной. (9)А в небе в любую минуту могут появиться немецкие самолёты и начать бомбить дорогу и лёд. (10)Страх сковывает и без того беспомощное тело. (11)Помню, что от этого жуткого страха хотелось вскочить и убежать всё равно куда, только бы не сидеть в этой безвыходной обречённости.

(12)Люди в машине ведут себя по-разному, и это бросается в глаза.

(18)Сколько мы так страшно ехали, не знаю — казалось, бесконечно. (19)Когда меня сняли с машины и попытались поставить на ноги, это не получилось. (20)Ноги, видимо, затекли, коленки подкашивались, и я валилась на снег. (21)На руках меня отнесли в какое-то помещение. (22)Там было тепло. (23)Но хотелось только одного — есть, есть и есть, потому что сытость не наступала. (24)И сытость не наступит ещё очень и очень долго. (25)Всё же чувство забытого тепла навалилось на меня, и я спала, спала, спала. (26)Конечно, теперь, когда мне уже 16 лет и я пишу эти строки, я могу всё это осознать и найти нужные слова, чтобы выразить то своё состояние. (27)А тогда. (28)Моя детская Память хранит на своих полках очень многое, что невозможно забыть, невозможно не помнить. (29)Но не всё это будет востребовано жизнью, и потускнеют воспоминания и восприятия прошлого.

(З0)Но всё будет лежать до востребования и когда-нибудь пригодится. (31)Главное, какие ценности востребуются в моей взрослой жизни. (32)И пока помню, пока болею блокадой и военной памятью, сделаю эти наброски о страшном периоде моей маленькой жизни и жизни большой Страны, наброски о гибельной голодной жизни в моём Ленинграде, о страшной дороге по Ладожскому озеру, о том, что было после того, как нас посадили в поезд и мы с мамой поехали сначала в Горький, а потом навстречу Сталинградской битве. (ЗЗ)Наброски о том, как калечили людей нравственно и психически голод и война.

(34)Зачем я всё это пишу через пять лет после Победы? (35)Пишу для себя, для Памяти, пока ещё помню мелочи и детали событий.

(36)Пишу, чтобы выплеснуть на бумагу мою непроходящую боль от того, что нас, несмышлёнышей, бросили под откосом, раненых и больных, взрослые люди, когда нас отправляли обратно в Ленинград после кошмара Демянска и Лычкова, что в одиночестве пришлось осиливать мучительный голод зимы 1941 — 1942 гг., потому что мама была на казарменном положении, что в моей маленькой жизни был Сталинград и госпиталь с огромными человеческими страданиями.

(По Л. Пожедаевой *)

Что такое война? Какие чувства испытывают люди, находясь на грани жизни и смерти? Какое влияние оказывает это катастрофическое событие на судьбы детей? Ответы на эти вопросы пытается найти писательница, пережившая блокаду Ленинграда, Л.В. Пожедаева.

Автор задумывается над тем, что пришлось пережить семьям, детям воевавших. Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень интересна.

Л. В. Пожедаева рассматривает данную проблему с помощью собственных воспоминаний о пережитой войне: "Помню, что от этого жуткого страха хотелось вскочить и убежать всё равно куда, только бы не сидеть в этой безвыходной обречённости". Также писательница заостряет внимание на том, что в период войны дети быстро взрослеют: "За свою короткую жизнь я видела и перечувствовала так много, что перестала быть ребёнком и стала малолетнею старухой". Война в понимании автора представляет собой бесконечные голод и страх.

Размышляя над проблемой, Л. В. Пожедаева приходит к выводу, что дети преодолели ничуть не меньше трудностей, чем те, кто служил на войне .

Конечно же, автор прав. Действительно, ребята того времени потеряли своё детство, ведь им приходилось работать наравне со вз

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
  • 1 из 1 К3 Отражение позиции автора исходного текста
  • 3 из 3 К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
  • 2 из 2 К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
  • 1 из 2 К6 Точность и выразительность речи
  • 3 из 3 К7 Соблюдение орфографических норм
  • 3 из 3 К8 Соблюдение пунктуационных норм
  • 1 из 2 К9 Соблюдение языковых норм
  • 2 из 2 К10 Соблюдение речевых норм
  • 1 из 1 К11 Соблюдение этических норм
  • 1 из 1 К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
  • ИТОГО: 22 из 24

Со­чи­не­ние хо­ро­шее, но про­бле­ма не очень точ­но сфор­му­ли­ро­ва­на, пред­став­ле­на ши­ро­ко. Об­ра­ти­те на это вни­ма­ние - чёт­че фор­му­ли­руй­те про­бле­му! Сле­ди­те за ре­че­вым и грам­ма­ти­че­ским стро­ем ре­чи! На эк­за­мене ждём от Вас са­мый вы­со­кий балл.

По тексту Пожедаевой Нас увозили из Ленинграда через Ладожское озеро ЕГЭ по русскому

Мы напишем - По тексту Пожедаевой Нас увозили из Ленинграда через Ладожское озеро ЕГЭ по русскому. Подсказки школьнику

Много текстов было написано о войне. Каждый затрагивает разные чувства человека. Никто не останется равнодушным.

Проблема о жизни детей, женщин, стариков, которые не были на какой-либо битве во время войны, но были все время мысленно с бойцами, очень волнует человечество. Они тоже в каком-то смысле воевали, храня надежду на победу в своих сердцах.

Непросто бороться за свою жизнь.

Особенно, когда ты ничего не может сделать и остается только надеяться на удачу и Бога. Даже какие-нибудь три минуты покажутся вечностью под бомбежками.

3а свою короткую детскую жизнь я видела и перечувствовала тогда уже так много, что перестала быть ребенком и стала малолетнею старухой. . . , так писала Л. Пожедаева о своих чувствах, которые ее охватывали в то время. Во время войны даже малыши пытались чем-то помочь, поэтому и взрослели быстро. Также автор подымает тему о страшной нехватке еды.

Даже, когда люди что-то съедали, они не чувствовали сытость.

Я согласна с автором произведения, так как война заставляет даже самого маленького ребенка стать взрослым, побывав на грани жизни и смерти. Война заставляет задуматься о смысле жизни. Для чего мы живем?

Ради кого мы живем? Эти вопросы поднимаются сами собой.

Восприятие войны через глаза ребенка мы можем также увидеть в произведении В. Катаева Сын полка. Маленький мальчик, потерявший отца, борется до последнего с врагами. Повесть Чуковского Морской охотник затрагивает ту же тему о маленьких героях.

В книге рассказывается о маленькой девочке, которая помогла советским морякам обезвредить вражескую подводную лодку.

В заключении, я хочу сказать, что человек должен понять, что война это невыход из проблемы, а только ее усугубление. И нужно стремиться к тому, чтобы был мир во всем мире.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)Без атмосферы – воздушной оболочки Земли – наша планета была бы такой же безжизненной, как и Луна. (2)Солнечные лучи раскаляли бы освещённую сторону Земли, а на неосвещённой стороне царил бы ледяной холод. (3)Атмосфера окутывает Землю, словно одеяло, сохраняет солнечное тепло и защищает растительный и животный мир от вредного воздействия ультрафиолетовых солнечных и космических лучей.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Атмосфера защищает растительный мир Земли от вредного воздействия ультрафиолетовых солнечных лучей.

2) Атмосфера – воздушная оболочка Земли – обеспечивает жизнь на планете, сохраняя солнечное тепло и защищая всё живое от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей.

3) Атмосфера окутывает Землю, как и Луну, словно одеяло, сохраняет солнечное тепло и защищает животный мир от вредного воздействия космических лучей.

4) Без атмосферы солнечные лучи раскаляли бы освещённую сторону Земли, а на противоположной стороне царил бы мрак.

5) Существование жизни на Земле обеспечивает атмосфера – воздушная оболочка, которая защищает всё живое от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей и сохраняет солнечное тепло.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. В семье м. Сохранить м. на Земле.

2) Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. Заключить м.

3) ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).

4) Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м.

5) Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.

6) ед. Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви. Жить в миру. Уйти из мира в монастырь.

7) Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке – голому рубашка (посл.). Решить на миру (на сельской сходке).

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.

ловкА прожИвший оптОвый

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Кто был ЗАЧИНАТЕЛЕМ драки?

Документы на конкурс необходимо ПРЕДОСТАВИТЬ до 25 ноября.

Меня раздражает её вечно тусклое, БУДНИЧНОЕ выражение лица.

Агентство осуществляет ПОДБОР вакансий по любым направлениям деятельности.

Одним из главных факторов, влияющих на их миграционные намерения, является НАЛИЧИЕ высокооплачиваемой работы.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

в СТА СЕМИДЕСЯТИ ВОСЬМИ томах

не МАШИТЕ руками

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с ппричастным оборотом

Б)ошибка в построении сложного ппредложения

В) нарушение в построении предложения с

Г) нарушение связи между подлежащим и ссказуемым

Д)нарушении видовременной ссоотнесённости глагольных форм

1)Устав, дорога казалась нам бесконечно ддлинной.

2)Те, кто много читает, обычно и сам пишет гграмотно.

9)Но отец отвечал, что ты ещё мал для ттакой работы.

8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву

пом..стить расст..лая с..туация

9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

претерп..вать привередл..вый плутони..вый

11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО? Раскройте скобки и выпишите это слово.

Люди, (не) бывавшие в тропиках, не могут представить себе зимний дождь.

Птиц гонит на юг (не) наступающий холод, а отсутствие корма.

В детстве Чехов был (не) истощим на выдумки.

Андрей вошёл в ещё (не) оштукатуренную комнату.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

И КАК(БЫ) вы ни торопились поскорей дойти до воды, всё равно на спуске с холма вы несколько раз остановитесь, ЧТО(БЫ) взглянуть на дали по ту сторону реки.

(В) ТЕЧЕНИЕ двух часов альпинисты карабкались по склону горы, то продвигаясь (В) ПЕРЁД, то вновь сползая вниз.

А если (ОТ) ТОГО, что делать начинаю, не мне лишь одному я пользы ожидаю, то, признаюсь, ЗА(ТО) охотнее берусь.

(В) СЛЕДСТВИЕ прошедших ливней река вышла из берегов, и всё пространство (ВО) КРУГ было покрыто водой.

(В) СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Портрет стра(1)ого человека, написа(2)ый художником, обладавшим недюжи(3)ым талантом, был частью прида(4)ого ю(5)ой хозяйки дома.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) При свете молнии стали видны дома и сараи и стволы мокрых деревьев.

2) Дыхание осенних ветров то прохватывает тайгу болотной сединой то вплетает в неё золотые и серебристо-жёлтые пряди.

3) Зимой я ходил на охоту либо катался с ребятами с горы либо прогуливался с ними на лыжах.

4) Задолго до рассвета Ильинична затопила печь и к утру уже выпекла хлеб и насушила две сумки сухарей.

5) Прошёл короткий ливень и на улицах запахло горькой сладостью березовых почек.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая деревенька.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

Организму человека (1) необходимы микроэлементы (2) использование (3) которых (4) в комплексных удобрениях (5) увеличивает питательную ценность плодов и овощей.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сильнее пахнет туманом (1) и (2) когда ступаем на луг (3) охватывает запах скошенной, ещё сырой травы (4) хотя и видны уже признаки её первого увядания.

(18)Сколько мы так страшно ехали, не знаю — казалось, бесконечно. (19)Когда меня сняли с машины и попытались поставить на ноги, это не получилось. (20)Ноги, видимо, затекли, коленки подкашивались, и я валилась на снег. (21)На руках меня отнесли в какое-то помещение. (22)Там было тепло. (23)Но хотелось только одного — есть, есть и есть, потому что сытость не наступала. (24)И сытость не наступит ещё очень и очень долго. (25)Всё же чувство забытого тепла навалилось на меня, и я спала, спала, спала. (26)Конечно, теперь, когда мне уже 16 лет и я пишу эти строки, я могу всё это осознать и найти нужные слова, чтобы выразить то своё состояние. (27)А тогда. (28)Моя детская Память хранит на своих полках очень многое, что невозможно забыть, невозможно не помнить. (29)Но не всё это будет востребовано жизнью, и потускнеют воспоминания и восприятия прошлого.

(З0)Но всё будет лежать до востребования и когда-нибудь пригодится. (31)Главное, какие ценности востребуются в моей взрослой жизни. (32)И пока помню, пока болею блокадой и военной памятью, сделаю эти наброски о страшном периоде моей маленькой жизни большой Страны, наброски о гибельной голодной жизни в моём Ленинграде, о страшной дороге по Ладожскому озеру, о том, что было после того, как нас посадили в поезд и мы с мамой поехали сначала в Горький, а потом навстречу Сталинградской битве. (ЗЗ)Наброски о том, как калечили людей нравственно и психически голод и война.

(34)Зачем я всё это пишу через пять лет после Победы? (35)Пишу для себя, для Памяти, пока ещё помню мелочи и детали событий.(36)Пишу, чтобы выплеснуть на бумагу мою непроходящую боль от того, что нас, несмышлёнышей, бросили под откосом, раненых и больных, взрослые люди, когда нас отправляли обратно в Ленинград после кошмара Демянска и Лычкова, что в одиночестве пришлось осиливать мучительный голод зимы 1941 — 1942 гг., потому что мама была на казарменном положении, что в моей маленькой жизни был Сталинград и госпиталь с огромными человеческими страданиями.

1. Девочка вела дневник и записывала свои впечатления в блокадные дни в Ленинграде.

2. Людей вывозили из Ленинграда по Дороге жизни на машинах, и они вели себя по-разному.

3. Автор надеется, что со временем сотрутся в памяти все её детские страшные воспоминания.

4. Ребёнок блокады пишет через пять лет мемуары, чтобы поделиться своей непроходящей болью и облегчить её.

5. На долю тех, кто был в тылу во время войны, особенно в Ленинграде и Сталинграде, выпало горя и бед не меньше, чем фронтовик

1. Предложения 1 -5 включают повествование.

2. Предложение 30 противопоставлено по содержанию предложению 29.

3. В предложениях 30—33 содержится рассуждение.

4. В предложении 42 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 41.

5. В предложениях 43-47 заключено повествование.

22. Из предложений 12—17 выпишите фразеологизм.

23. Среди предложений 12-17 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

3) риторические восклицания

5) лексический повтор

8) разговорная лексика

25. На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста. Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые, по Ва­ше­му мне­нию, важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния).

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). На­пи­ши­те, со­глас­ны или не со­глас­ны Вы с точ­кой зре­ния ав­то­ра про­чи­тан­но­го тек­ста.

Объ­яс­ни­те по­че­му. Своё мне­ние ар­гу­мен­ти­руй­те, опи­ра­ясь в первую оче­редь на чи­та­тель­ский опыт, а также на зна­ния и жиз­нен­ные на­блю­де­ния (учи­ты­ва­ют­ся пер­вые два ар­гу­мен­та). Объём со­чи­не­ния — не менее 150 слов. Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • Проблема патриотизма творческих людей. (В чём проявляется патриотизм творческих людей в годы войны?)
  • Проблема патриотизма (В чём проявился патриотизм людей в годы войны?). Проблема подвига народа в годы войны (В чём состоял подвиг, совершённый народом в годы Великой Отечественной войны?). Проблема героизма( В чём проявляется героизм на войне?) Проблема героического. (Какие поступки, поведение, свершения можно считать героическими?) Проблема выделения критериев героического. (Каковы сегодня критерии героического?)
  • Проблема нравственного выбора человека на войне.
  • Проблема героизма и лжегероизма.
  • Проблема самопожертвования.
  • Проблема народной памяти, осмысления военных событий новым поколением.
  • Проблема взросления на войне (Что делает человека взрослым на войне)?
  • Что давало силы солдатам в военное время?
  • Какова роль отдельно взятого человека в войне?
  • Как война повлияла на детей?
  • Чем отличается поколение военного времени от других поколений?
  • О чем мечтали дети войны?
  • В чем заключался дух военного времени?
  • Как ужасы войны отражаются на судьбе человека и его жизни?
  • Почему важно хранить память о героях войны?
  • Нужно ли охранять памятники войны?
  • Какова роль личности в военное время?
  • Проблема долга живых перед родственниками погибших друзей.
  • Проблема чувства вины перед родственниками погибших.

Проблема долга живых перед родственниками погибших.

Проблема исторической памяти.

Проблема уважения к памяти павших воинов.

Проблема чувства вины перед родственниками погибших.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они — кто старше, кто моложе —

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, —

Речь не о том, но все же, все же, все же.

Проблема ответственности за более беззащитного, сохранения человеческого в человеке. (Как влияет война на душевное состояние людей, на их способность сострадать?)

Проблема войны и жизни детей во время войны.

А.Лиханов. Повесть "Последние холода".

Вместе с героями книг А. Лиханов в повести "Последние холода« заставляет нас возвратиться в свое детство, задуматься над тем, как навсегда сохранить человеку в своей душе то, что ему дано от рождения, – высокое чувство доброты, совести, человечности. И книги Лиханова, и его герои помогают нам в этом.

В повести рассказывается о том, как дети жили в маленьком тыловом городе весной 1945 года. Заканчивалась война, а голод заставлял одних детей воровать друг у друга, других жить честно и ждать мирное время. Маленькие брат Вадик и сестра Маша остались одни. Они продолжали жить, ходить в школу, заботиться друг о друге и оставаться честными и добрыми. Дети, у которых была смертельно больна мать, а отец и вовсе погиб на фронте, не только не ожесточились, а наоборот, стали добрей, заботливее, мужественнее. Брат с сестрой стали маленькими героями, пережившими голод и одиночество.

Проблема проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия к пленному врагу. (Кто способен проявить сострадание, милосердие к пленному врагу?)

Позиция автора заключается в том, что, несмотря на войну , люди прежде всего должны сохранить в себе человечность и проявлять милосердие даже к врагу.

А потом мы увидим, как Николай в строю эскадрона заметит, как французы теснят наших, ещё миг и начнется самое страшное – избиение окруженных, и Николай, не дожидаясь команды, увлечет эскадрон, погонит французов, спасет своих. Герой? Да, и крест Георгиевский он получит, и повышение по службе ему придет, но в памяти у Николая после этого боя останется совсем другое: в разгар атаки он, настигая убегающего француза, взмахнет саблей и вдруг увидит смертельно испуганное лицо… не врага, не подлого захватчика (хотя он был и врагом, и захватчиком), а человека, ощутившего ужас приближающейся смерти. И рука дрогнула, он не рубанул, а лишь царапнул француза, остановив удар.

Так рождается очень важное чувство, которое испытывает герой: можно и нужно идти в бой, когда зовет долг, но нельзя испытывать упоение, убивая людей, даже врагов.

1. Проблема преодоления жизненных трудностей в годы войны. (Как люди выживали в годы войны?)

2. Проблема проявления заботы о ближних в годы войны. (Возможно ли проявление заботы о ближних в годы войны?)

Проблема подлинного героизма

Материал для аргументов:

Проблема подлинного и ложного героизма

Материал для аргументов к проблеме истинного и ложного:

Как отличить истинное от ложного?

Истинный героизм возникает тогда, когда человек думает не о себе, а общем деле и не заботится о том, как он выглядит со стороны. Истинным героем в Шенграбенском сражении показан капитан Тушин. В его облике автор стремится увидеть неуставное, человеческое, поэтому во внешности его нет ничего героического. В бою он самостоятельно принимает решения. В результате именно он со своей батареей остановил движение французов в центре сражения. Мужество, героизм, самоотверженность Тушина и его батареи показаны как естественное поведение на войне истинных героев.

Читайте также: