Система шатковского сочинение и импровизация

Обновлено: 04.07.2024

Григорий Иванович Шатковский – доцент РАМ имени Гнесиных, педагог-практик с полувековым стажем работы. Шатковский Г.И. – автор уникальной методики развития музыкальных способностей ребенка. Его система прекрасно зарекомендовала себя в обучении детей разного возраста и разного уровня музыкальных способностей, в том числе и в условиях общеобразовательной школы.

Автор книги 'Развитие музыкального слуха' Шатковский Григорий Иванович – известный педагог-новатор, разработал уникальную методику обучения музыке и раскрытия творческого потенциала личности, базирующуюся на нравственных принципах общей и музыкальной педагогики.

Многие ученики Шатковского стали известными музыкантами, педагогами и композиторами: А.Васильев, Е.Лангер, П.Айду, М.Потоцкая, Л.Селенкова, Ю.Богданов, С.Липс, О.Андрющенко, А.Вульфсон и др. Г.И Шатковский не только создал уникальную методику развития музыкального слуха у детей. Он обобщил опыт многих мировых педагогов-новаторов, собрав воедино базисные принципы, на основе которых они работали и достигли превосходных результатов, и вывел методологическую систему творческого, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Эта книга РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА может быть также использована как методология для нравственного и творческого развития детей на всех без исключения предметах.

Все дети могут говорить на музыкальном языке, т.е. заниматься гармонизацией, композицией, импровизацией, так же свободно, как на своем родном языке.

В своей книге автор делится размышлениями об общих задачах и смысле музыкального воспитания: как работать в постоянном контакте и сотрудничестве с детьми, чтобы через музыку развивать главное - человеческую личность.

Как легко и просто объяснить детям такие сложные музыкальные понятия как лад, интервалы, аккорды, тональности и т.д.?

Хотелось бы подчеркнуть: в процессе развития музыкального слуха только тот добьется максимальных результатов при минимальных затратах сил и времени, кто твердо знает и соблюдает основные принципы методики, прежде всего важнейший из них – принцип соотношения цели и средств. Педагог обязан постоянно помнить: на уроках сольфеджио все должно быть направлено к тому, чтобы сформировать у ребенка способ ность прекрасно слышать, чтобы с помощью такого слуха научить его свободно мыслить, чувствовать, творить, чтобы посредством музыкально-художественного творчества воспитать и вырастить из него талантливого Человека. Человека умного, доброго и сильного.

Предлагаемая методика работы над сочинением и импровизацией мелодий сформировалась на основе многолетнего опыта преподавания сольфеджио. Автор разработки хочет поделиться накопившимся опытом и тем самым оказать посильную помощь педагогам, обучающим детей посильному творчеству.
О первоначальном этапе сочинения и импровизации мелодий и пойдёт речь в данной работе, которая состоит из двух частей: первая – теория, методика; вторая – приложение (сочинённые детьми мелодии). Все без исключения примеры ученики сочинили самостоятельно, без участия педагога. По данной методике практически все дети могут научиться художественному творчеству, в том числе импровизации.

В последние годы на уроках сольфеджио наряду с традиционными разделами учебной работы (развитие вокально-интонационных навыков, сольфеджирование, воспитание чувства метроритма, музыкальный диктант, воспитание музыкального восприятия) все большее внимание уделяется воспитанию творческих навыков.

Курс "Сольфеджио" является практической дисциплиной и направлен на развитие музыкальных способностей. Он вырабатывает у учащихся определенную систему знаний и навыков, необходимых для их последующей музыкальной деятельности.

Обучение на современном уровне предусматривает работу над развитием всех компонентов музыкальности: музыкального слуха (мелодического, гармонического, полифонического), чувства ритма, музыкальной памяти, воображения, эмоциональной отзывчивости на музыку и эстетического вкуса. Музыкальные способности детей, включающие названные компоненты, начинают формироваться еще в дошкольном возрасте. Они тесно связаны с общими свойствами (способностями) личности, такими, как внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, которые в результате обучения и воспитания дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения одного специального вида деятельности. Все музыкальные способности связаны между собой и развитие одной из них так или иначе может влиять на развитие других.

Развитие творческой инициативы в процессе обучения играет огромную роль. Оно способствует более эмоциональному и вместе с тем осмысленному отношению учащихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из них, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешного его освоения, помогает в исполнительской практике.

Воображение и творчество.

В психологии творческая деятельность человека называется воображением. Мозг человека комбинирует, творчески перерабатывает и созидает из элементов прежнего опыта новые положения и новое поведение. Творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим настоящее.

Воображение - это основа творческой деятельности. М.Т. Картавцева выделяет воображение воссоздающее и творческое.

Воссоздающее воображение помогает мысленно представить услышанный ранее мотив, напев, гармонический оборот, а в высшей степени - целое произведение; т.е., воссоздает образ того, что мы когда-то восприняли и запомнили. Оно включается в тот момент, когда музыкант смотрит в незнакомые ноты и на основе прежнего музыкально-слухового опыта пытается мысленно представить звучание этого произведения (или отдельных его частей).

Музыкально-творческое воображение чаще всего проявляется в способности создавать нечто новое на основе предыдущего музыкально-слухового опыта (на базе активной работы внутреннего слуха и музыкальной памяти).

Развитие музыкально-творческого воображения способствует более эмоциональному отношению детей к музыке, дает выход их активности, воспитывает музыкальность.

Воспитание творческих навыков.

Все дети обладают задатками к художественному творчеству, поэтому практически все дети могут научиться сочинять. Задача ДМШ состоит не в том, чтобы всех сделать композиторами, а в том, чтобы максимально развить творческие способности каждого ребенка, чтобы каждый ребенок стал личностью, художником, "поэтом в душе".

В творческом развитии детей обязательно должна быть система - стройное движение от простого к сложному. Давно замечено, что малыши гораздо лучше включаются в творческий процесс, чем учащиеся средних и старших классов; и эту особенность активности возраста нужно всецело поощрять и развивать. Воспитание творческих навыков должно начинаться с донотного периода и основываться на опыте, приобретенном детьми в процессе общения с музыкой, т.к. в раннем возрасте эмоциональное начало играет ведущую роль.

Слушание музыки и ее обсуждение развивает творческую фантазию, помогает понять, какими средствами выразительности композитор создает соответствующий образ или настроение. Дети не только рассказывают о музыке, но и передают в рисунках свои впечатления. Г.И. Шатковский предлагает: "Сначала научить детей "говорить" на элементарном музыкальном языке, затем - читать и лишь затем - писать". Если ребенок овладеет языком музыки в формах элементарного музицирования, он будет со временем импровизировать и сочинять.

"Ступенькой" к импровизации является композиция, т.к. она позволяет накопить необходимые знания, умения, навыки. В процессе сочинения можно останавливаться, обдумывать, что-то исправлять, переделывать, что совершенно не допустимо в импровизации.

Первая и важнейшая задача в композиции состоит в том, чтобы научиться строить музыкальные темы, мелодии. С самого начала надо объяснить ученикам на примере лучших образцов народной и профессиональной музыки, что все истинно прекрасные темы своеобразны, не похожи одна на другую, но при этом имеются некоторые закономерности в их строении. Следует познакомить детей с правилами, которые нужно соблюдать при сочинении мелодий.

Минимум средств - максимум выразительности (т.е., звуков как можно меньше, а красоты и смысла - как можно больше). Нужно объяснить, что каждый звук должен взаимодействовать с другим, что каждый звук "живет", "дышит".

Единство ритма. Ритмическая организация мелодии должна быть построена на основе яркого ритмического "ядра". Оно может варьироваться, изменяться, но все ритмическое развитие должно выходить из одного "ядра". Иначе неизбежна ритмическая пестрота.

Единство интонации. Тема "вырастает" из одного интонационного "зерна". Иногда в музыкальной теме может быть несколько интонаций, но одна из них является ведущей.

Повторность музыкальных построений: мотивы, фразы, предложения, из которых состоит тема, повторяются либо без всяких изменений (остинатность), либо с какими-нибудь изменениями высотного или ритмического характера (варьирование, секвенция). Если нет повторности музыкальных построений, то возникает ощущение неоднородности целого, бесформенность.

Оригинальность мелодии: в ней должна быть какая-то особенность, своеобразная прелесть и красота.

Вначале творческие задания лучше проводить на уроке. Каждое задание педагог подробно объясняет, показывает свои примеры. Предложенные детям мелодии обязательно анализируются, коллективное обсуждение сочинений очень полезно. Г.И. Шатковский пишет, что "детей нужно научить критиковать, т.е. думать, рассуждать логично, аргументировано. Дети должны знать, что, критикуя, надо постараться найти хорошее и поддержать его, а если есть плохое - помочь устранить его". Все обсуждения сочинений должны проходить в доброжелательной обстановке.

Полезно показать детям разные средства варьирования мелодии. После прослушивания вариаций выяснить, что изменилось в мелодии. Показать, как меняется ритмический рисунок, как можно изменить мелодию (опевание звуков, вспомогательные и проходящие звуки, заполнение мелодии между длинными звуками). Детям нужно рассказать, что в мелодии можно изменить размер, лад, темп, регистры и т.д. Средства варьирования могут применяться как в отдельности, так и в различных сочетаниях. Но вначале каждое средство варьирования следует проработать отдельно. При выполнении этих заданий ярко выявляются выразительные свойства элементов музыкального языка (темпа, размера, регистров и т.д.).

Нужной и важной работой является подбирание аккордового аккомпанемента. Продолжая линию развития творческой инициативы детей в импровизации и сочинении мелодий, следует идти непосредственно от слухового ощущения, а не от теоретического построения аккомпанемента. Такой тип упражнений не основан на слуховом ощущении функций, недостаточен для развития гармонического слуха. Внимание детей должно быть обращено на то, чтобы созвучия были красивы, логичны и дополняли мелодию.

При работе с учеником нужно очень бережно относиться к результатам детского творчества, в основе которого лежит образное восприятие и отображение действительности доступными ребенку средствами. Недопустимо подавлять творческие импульсы детей, подгоняя их под общие шаблоны. Известный музыкант Л. Стоковский предостерегал против навязывания детям в их творчестве "взрослого профессионализма", в результате чего "потеря детьми творческих данных почти неизбежна".

Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио активизирует слуховое внимание, тренирует различные стороны музыкального слуха (ладо-интонационный, гармонический, чувство метроритма, формы, музыкальную память), а также развивают вкус и наблюдательность.

Творческие задания дети выполнят охотно и с большим увлечением. На таких заданиях закрепляются приобретенные навыки и знания, глубже раскрываются возможности ученика.

Одним из первых творческих заданий в младших классах может быть задание "Нарисовать рисунок" к песне или произведению, которое слушали на уроке. Главное, чтобы музыка была образной, яркой и интересной для детей (например, Ж. Металлиди "Кораблик", "Домовой" и др.).

Аналогичные задания можно давать и при записи диктантов. Часть мелодии записывается, а ее окончание ребята сочиняют и записывают самостоятельно.

Сочинение песенок. В этом задании детям можно предоставить полную свободу (кто как может). Преподаватель должен показать, что звуки в мелодии можно сочетать в любом порядке, а не только выстраивать подряд. Важным моментом является подбор текста. Непременно нужно проанализировать содержание и характер стихов. Для более художественного воплощения стихов выбирается определенный лад, размер, оговариваются ритмические особенности.

В средних и старших классах творческие задания становятся более разнообразными.

Сочинение мелодии из предложенных ступеней лада.

Например, предлагаются I - V - III - II - I ступени в гамме Ре мажор. Вначале пропеваем их одинаковыми длительностями.

Затем ритм изменяется, но при этом нельзя нарушать порядок ступеней. Разрешается повторять отдельные ступени или ячейку из нескольких ступеней.

Обязательно нужно показать - как можно сделать и что можно сделать. Такое упражнение чаще проводится в классе и носит характер импровизации, его можно использовать при проработке скачков, мелодических оборотов и т.п. Если такое задание предлагается для домашней работы, то его нужно записать.

Сочинение второго голоса к диктанту или к песням. Предварительным этапом работы к этому заданию является пение двухголосных песен, канонов.

Сочинение мелодии на заданный лад, ритм, размер.

В это задание соответственно включается изучаемый материал (интервалы - начать или закончить мелодию определенного интервала; виды минора; различные ритмические группы и т.д.).

Досочинение мелодии на заданный ритм.

Сочинение ритмического аккомпанемента к диктанту или мелодии из учебника.

Подбор сопровождения к песням.

Вначале это может быть подбор басового голоса по слуху (в сопровождении тонической квинты, главных ступеней лада), затем подбор аккомпанемента из предложенных аккордов. Учащиеся старших классов это задание могут выполнять самостоятельно. На уроке обязательно нужно обсудить какой характер аккомпанемента подходит к мелодии. Хорошей практикой к этому виду работы является игра кадансовых оборотов в различных жанрах.

Запись диктанта с вариациями.

Сочинение песни на предложенные педагогом (или выбранные самостоятельно) стихи.

Все, что знает и слышит ребенок, должно находить практическое применение - это повышает интерес к изучаемому материалу и способствует более глубокому постижению особенностей музыкального языка.

Известный психолог Б.М. Теплов отмечал: "Раннее включение детей в творческую деятельность очень полезно для художественного развития, вполне естественно для ребенка и вполне отвечает его потребностям и возможностям".

Значение творческих навыков и творческой инициативы в процессе обучения неоспоримо. Творчество ребенка связано с самостоятельными действиями, поэтому он психологически раскрепощается, становится смелее при выполнении практических музыкальных заданий, учится принимать быстрые решения, аналитически мыслить. Все это важно как для детей профессионально перспективных, так и для детей со средними музыкальными данными.

Применение на уроках сольфеджио творческих форм работы, направленных на развитие музыкально-творческого воображения учащихся, способствует созданию на занятиях атмосферы увлеченности и активно развивает мышление детей, их музыкальные способности в целом.

Прежде всего, тем, что она доказываете, что любого ребенка можно обучать музыке? Что нет детей, неспособных слушать и слышать музыку, играть, импровизировать и сочинять. Автор книги Григорий Иванович Шатковский не только доказывает это, но и подробно объясняет, как это делать.

В книге "Развитие музыкального слуха" рассказывается:

  • С чего нужно начинать самый первый урок музыки.
  • Какие приемы и методы помогают активизировать детей на уроке музыки.
  • Зачем нужны рисунки, стихи и сказки на уроке музыки.
  • Как легко и просто объяснить детям такие сложные музыкальные понятия как лад, интервалы, аккорды, тональности и т.д.?
  • Как сделать урок сольфеджио для ребенка понятным, легким, радостным и многое, многое другое.

Уникальная методика развития музыкальных способностей ребенка

Все дети могут говорить на музыкальном языке, т.е. заниматься гармонизацией, композицией, импровизацией, так же свободно, как на своем родном языке.
Более того, нет такого ребенка, который бы не любил этого.
(Г. И. Шатковский)


Автор книги "Развитие музыкального слуха" – Шатковский Григорий Иванович – известный в России и за рубежом педагог-новатор, разработавший уникальную систему развития музыкального слуха и раскрытия творческого потенциала личности, базирующуюся на важнейших принципах общей и музыкальной педагогики.

Многие ученики Шатковского стали известными музыкантами, педагогами и композиторами: А.Васильев, Е.Лангер, П.Айду, М.Потоцкая, Л.Селенкова, Ю.Богданов, С.Липс, О.Андрющенко, А.Вульфсон и др.

Г.И Шатковский не только создал уникальную методику развития музыкального слуха у детей. Он обобщил опыт многих мировых педагогов-новаторов, собрав воедино базисные принципы, на основе которых они работали и достигли превосходных результатов, и вывел методологическую систему творческого, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Эта книга РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА может быть также использована как методология для нравственного и творческого развития детей на всех без исключения предметах.

Хотелось бы подчеркнуть: в процессе развития музыкального слуха только тот добьется максимальных результатов при минимальных затратах сил и времени, кто твердо знает и соблюдает основные принципы методики, прежде всего важнейший из них – принцип соотношения цели и средств. Педагог обязан постоянно помнить: на уроках сольфеджио все должно быть направлено к тому, чтобы сформировать у ребенка способ ность прекрасно слышать, чтобы с помощью такого слуха научить его свободно мыслить, чувствовать, творить, чтобы посредством музыкально-художественного творчества воспитать и вырастить из него талантливого Человека. Человека умного, доброго и сильного.

Ч а с т ь I.
Основные принципы методики в процессе развития музыкального слуха

1. Принцип синтеза

2. Принцип триединства

3. Принцип соотношения цели и средств

4. Принцип сотрудничества

5. Принцип контакта

6. Принцип повторения

7. Принцип количества

8. Принцип дифференцированного подхода

9. Принцип доступности

Ч а с т ь II.
Воспитание музыкального слуха

1. Определение лада

2. Когда возникает лад

3. Наклонение лада

4. Этюды на черных и белых клавишах

5. Абсолютный и относительный слух

10. Упражнения на освоение ладовой альтерации, широких скачков, модуляции

11. Чтение с листа

12. Пульс и ритм

Часть III Сочинение и импровизация мелодий

1. Импровизировать могут все

2. Сочинение музыкальной темы

3. Сочинение мелодий на нейтральный текст

4. Учимся анализировать и критиковать

5. Сочинение мелодий на стихи с определенным настроением

6. Сочинение стихов

7. Сочинение на заданную тему

8. Варьирование мелодий

9. Сочинение и импровизация мелодий на основе заданного ритма

10. Сочинение и импровизация на основе интонационного оборота

11. Сочинение и импровизация мелодий на основе заданной гармонии.

12. Творческое освоение теории

Где приобрести книгу Шатковского
"Развитие музыкального слуха"?

Контактные адреса и телефоны:

Книгу Шатковского "Развитие музыкально слуха" можно приобрести в магазине издательства Амрита-Русь по адресу:

Shatkovsky Music School есть на Facebook. Чтобы связаться с Shatkovsky Music School, войдите в существующий аккаунт или создайте новый.

Shatkovsky Music School есть на Facebook. Чтобы связаться с Shatkovsky Music School, войдите в существующий аккаунт или создайте новый.




Shatkovsky Music School

Концерт пройдёт в программе zoom. Ссылку пришлём всем желающим в лс.
До встречи. 🤗

Читайте также: