Написать сочинение от имени вавилонского царя 18 века до н э мои законы

Обновлено: 07.07.2024

Цели: ознакомить учащихся с содержанием законов царя Хаммурапи, показать значение их для жителей Вавилона; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, делать выводы, самостоятельно строить рассказ, давать устный отзыв на ответы других учащихся.

Ход урока

ВАРИАНТ 1

I. Организационный момент

1. Подготовка устного ответа по карточке № 14.

КАРТОЧКА № 14

Примерный ответ учащегося

Общее: в Двуречье, как и в Египте, происходили разливы рек Тигр и Евфрат, оставляя после этого плодородный слой ила на полях. Жители этих стран занимались земледелием и ремеслом. Строили оросительные каналы для своих полей. Практически в одно и то же время появились государства, города, религиозные верования, письменность.

Различие: разливы рек Тигр и Евфрат проходили очень бурно, смывая все на своем пути. Строили все из глины, писали не иероглифами, а клинописью, не на папирусах, а на глиняных дощечках.

2. Индивидуальная работа. Выполнение письменно на листочках специального задания (5 человек).

— Кто, по-вашему, создал эти пословицы — бедные или богатые? Какие выводы можно сделать на основании этих пословиц? Свои ответы докажите. (Если человек брал в долг, то он попадал в зависимость от господина, так как урожай у него мог не уродиться.)

б) Составьте рассказ об одном дне из жизни школьника в Древнем Двуречье. Чему он учился? На чем писал? За что и как был наказан?

3. Решение задач с классом на выбор учителя.

а) В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др.

— Какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение. (Во-первых, у жителей древнего города Ура существовали религиозные верования, так как вера в загробную жизнь заставляла их хоронить вместе с хозяином и слуг, и конюхов, и музыкантов. Во-вторых, наличие неравенства среди людей, появление богатых и бедных, так как из 2000 гробниц всего лишь несколько отличались от других. Но чем! Золотыми украшениями и нахождением там слуг, конюхов и т. д.)

б) В документе написано о мальчике, который опоздал на занятия, плохо учился и был несколько раз наказан ударами палки. А когда он вечером рассказал об этом отцу, тот очень обеспокоился. На другой день отец пригласил учителя. Его посадили на почетное место, угостили хорошим вином, потом подарили учителю нарядную одежду и надели на палец кольцо.

— Подумайте, чем был обеспокоен отец ученика? Почему он принимал учителя как высокого гостя и сделал ему дорогие подарки? (Отец был обеспокоен тем, что из сына при таком отношении выйдет плохой писец, а писцы в то время очень ценились, так как они были помощниками царей.)

4. Устный ответ ученика по карточке № 15 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Изучение новой темы

1) Вавилон — главный город Двуречья.
2) Законы царя Хаммурапи.

На доске: тема урока.

1. Рассказ учителя.

Города Двуречья долго воевали между собой за право быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось все Двуречье. (Найдите город на карте.)

Вавилон был самым большим городом Передней Азии. Его улицы были четко распланированы. Город украшали величественные ворота, дома, храмы. Около ворот стоял царский дворец с висячими садами, которые считались одним из семи чудес света; в центре Вавилона возвышалась девяностометровая храмовая башня. С башни жрецы наблюдали за движениями звезд и планет. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 г. до н. э.

2. Работа с историческим документом.

Законы царя Хаммурапи

§ 7. Если человек купит из руки сына человека (полноправный житель Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, (то) этот человек — вор, его должно убить.
§ 53. Если человек ленится укрепить плотину своего поля и (вследствие того, что) плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля (общины), то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.
§ 59. Если человек срубит в саду человека дерево без (ведома) хозяина сада, (то) он должен отвесить 1/2 мины (мера веса и денежного счета — около 0,5 кг) серебра.
§ 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину дому, (то) этого строителя должно убить.
§ 274. Если человек нанимает какого-либо ремесленника, (то) плату… 5 ше (0,05 г) серебра, плату землекопа, портного, камнереза, кузнеца, столяра, кожевника, плотника, строителя, (в) день (он должен) давать.
§ 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет (жатву), или вследствие засухи в поле не вырастет хлеб, (то) он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, также и проценты за этот год он может не отдавать.
§ 205. Если раб человека ударит (по) щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо.
§ 26. Если редум или баирум (категории воинов), которому приказано выступить в царский поход, не пойдет, или наняв наемника, пошлет его в замену себя, (то) этого редума или баирума должно убить; нанятый им может забрать его дом.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 59-63.

3. Беседа по вопросам к документу.

— На какие группы делилось население Вавилонского царства? (Рабы, человека (полноправные жители), ремесленники и земледельцы.)
— Какие металлы обрабатывали жители Вавилонского царства? (Золото, серебро.)
— Каких домашних животных разводили жители Вавилона? (Волов, овец, ослов.)
— Что умели делать жители этой страны? (Обрабатывать землю, разводить сады, строить дома и плотины, шить одежду, изготовлять орудия труда, обрабатывать кожу, торговать.)
— Если человек не имеет средств к существованию, как он может выйти из этого положения? (Взять землю в аренду (на временное пользование) под проценты.)
— Как наказывали рабов? (Наносили увечье — отрезали ухо, но не убивали.)
— Как наказывали воинов, которые отказывались выполнить приказ военачальника? (Убивали.)
— С какой целью вводились такие жестокие порядки в армии? (Хаммурапи нужна были сильная боеспособная армия для поддержания порядка в стране, для укрепления собственной власти.)

ВАРИАНТ 2

IV. Закрепление изученного материала

— Какое значение имели эти законы для жителей Вавилона? (Это были правила, по которым жили жители этого государства.)
— Какое значение эти законы имеют для нас, людей, живущих в XXI в.? (Они дают нам информацию о том, как жили жители Вавилона при Хаммурапи, чем занимались, как им разрешал поступать закон в той или иной ситуации.)

V. Подведение итогов урока

Вариант урока 18. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы (урок-игра)

Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф. Предполагается также распечатать для учащихся дополнительные материалы, прилагаемые к уроку.

I. Игра

Если сочинение будет признано удачным, его авторы получают оценку пять, отличную оценку получают также учащиеся, активно принимавшие участие в дискуссии.

II. Подведение итогов урока

В конце урока учитель напоминает учащимся, что именно на Древнем Востоке возникла та юридическая система, которая существует до сих пор.

Дополнительный материал

Законы царя Хаммурапи

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 18. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Цели: ознакомить учащихся с содержанием законов царя Хаммурапи, показать значение их для жителей Вавилона; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, делать выводы, самостоятельно строить рассказ, давать устный отзыв на ответы других учащихся.

1. Подготовка устного ответа по карточке № 14.

Какие природные явления происходили с реками в этих странах?

Как называются эти реки?

Почему говорят, что обе эти реки давали возможность заниматься земледелием?

Какие еще занятия существовали у жителей этих стран?

Какие признаки цивилизации существовали здесь? Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Общее: в Двуречье, как и в Египте, происходили разливы рек Тигр и Евфрат, оставляя после этого плодородный слой ила на полях. Жители этих стран занимались земледелием и ремеслом. Строили оросительные каналы для своих полей. Практически в одно и то же время появились государства, города, религиозные верования, письменность.

Различие: разливы рек Тигр и Евфрат проходили очень бурно, смывая все на своем пути. Строили все из глины, писали не иероглифами, а клинописью, не на папирусах, а на глиняных дощечках.

2.Индивидуальная работа . Выполнение письменно на листочках специального задания (5 человек).

Кто, по-вашему, создал эти пословицы - бедные или богатые? Какие выводы можно сделать на основании этих пословиц? Свои ответы докажите. (Если человек брал в долг, то он попадал в зависимость от господина, так как урожай у него мог не уродиться.)

б) Составьте рассказ об одном дне из жизни школьника в Древнем Двуречье. Чему он учился? На чем писал? За что и как был наказан?

3.Решение задач с классом на выбор учителя.

а) В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др.

Какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение. (Во-первых, у жителей древнего города Ура существовали религиозные верования, так как вера в загробную жизнь заставляла их хоронить вместе с хозяином и слуг, и конюхов, и музыкантов. Во-вторых, наличие неравенства среди людей, появление богатых и бедных, так как из 2000 гробниц всего лишь несколько отличались от других. Но чем! Золотыми украшениями и нахождением там слуг, конюхов и т. д.)

б) В документе написано о мальчике, который опоздал на занятия, плохо учился и был несколько раз наказан ударами палки. А когда он вечером рассказал об этом отцу, тот очень обеспокоился. На другой день отец пригласил учителя. Его посадили на почетное место, угостили хорошим вином, потом подарили учителю нарядную одежду и надели на палец кольцо.

- Подумайте, чем был обеспокоен отец ученика? Почему он принимал учителя как высокого гостя и сделал ему дорогие подарки? (Отец был обеспокоен тем, что из сына при таком отношении выйдет плохой писец, а писцы в то время очень ценились, так как они были помощниками царей.)

4 . Устный ответ ученика по карточке № 15 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Изучение новой темы

1.Вавилон - главный город Двуречья.

2.Законы царя Хаммурапи.

На доске: тема урока.

1.Рассказ учителя .

Города Двуречья долго воевали между собой за право быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось все Двуречье. (Найдите город на карте.)

Вавилон был самым большим городом Передней Азии. Его улицы были четко распланированы. Город украшали величественные ворота, дома, храмы. Около ворот стоял царский дворец с висячими садами, которые считались одним из семи чудес света; в центре Вавилона возвышалась девяностометровая храмовая башня. С башни жрецы наблюдали за движениями звезд и планет. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 г. до н. э.

2. Работа с историческим документом.

Законы царя Хаммурапи

§ 7. Если человек купит из руки сына человека (полноправный житель Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, (то) этот человек - вор, его должно убить.

§ 53. Если человек ленится укрепить плотину своего поля и (вследствие того, что) плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля (общины), то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.

§ 59. Если человек срубит в саду человека дерево без (ведома) хозяина сада, (то) он должен отвесить 1/2 мины (мера веса и денежного счета - около 0,5 кг) серебра.

§ 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину дому, (то) этого строителя должно убить.

§ 274. Если человек нанимает какого-либо ремесленника, (то) плату. 5 ше (0,05 г) серебра, плату землекопа, портного, камнереза, кузнеца, столяра, кожевника, плотника, строителя, (в) день (он должен) давать.

§ 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет (жатву), или вследствие засухи в поле не вырастет хлеб, (то) он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, также и проценты за этот год он может не отдавать.

§ 205. Если раб человека ударит (по) щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо.

§ 26. Если редум или баирум (категории воинов), которому приказано выступить в царский поход, не пойдет, или наняв наемника, пошлет его в замену себя, (то) этого редума или баирума должно убить; нанятый им может забрать его дом.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

3. Беседа по вопросам к документу.

На какие группы делилось население Вавилонского царства? (Рабы, человеки (полноправные жители), ремесленники и земледельцы.)

Какие металлы обрабатывали жители Вавилонского царства? (Золото, серебро.)

Каких домашних животных разводили жители Вавилона? (Волов, овец, ослов.)

Что умели делать жители этой страны? (Обрабатывать землю, разводить сады, строить дома и плотины, шить одежду, изготовлять орудия труда, обрабатывать кожу, торговать.)

Если человек не имеет средств к существованию, как он может выйти из этого положения? (Взять землю в аренду (на временное пользование) под проценты.)

Как наказывали рабов? (Наносили увечье - отрезали ухо, но не убивали.)

Как наказывали воинов, которые отказывались выполнить приказ военачальника? (Убивали.)

С какой целью вводились такие жестокие порядки в армии? (Хаммурапи нужна были сильная боеспособная армия для поддержания порядка в стране, для укрепления собственной власти.)

Учащимся после ознакомления с выдержками из законов Хаммурапи предлагается написать сочинение «Хаммурапи как мудрый

Закрепление изученного материала

Какое значение имели эти законы для жителей Вавилона? (Это были правила, по которым жили жители этого государства.)

Какое значение эти законы имеют для нас, людей, живущих в XXI в.? (Они дают нам информацию о том, как жили жители Вавилона при Хаммурапи, чем занимались, как им разрешал поступать закон в той или иной ситуации.)

Подведение итогов урока

Вариант урока 18. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы (урок-игра)

Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф. Предполагается также распечатать для учащихся дополнительные материалы, прилагаемые к уроку.

Если сочинение будет признано удачным, его авторы получают оценку пять, отличную оценку получают также учащиеся, активно принимавшие участие в дискуссии.

Подведение итогов урока

В конце урока учитель напоминает учащимся, что именно на Древнем Востоке возникла та юридическая система, которая существует до сих пор.

Законы царя Хаммурапи

В статьях законов можно найти упоминание о том, что в Вавилоне были развиты оросительное земледелие, скотоводство, ремесла, торговля; сельскохозяйственными орудиями труда были плуг, борона, лопата, мотыга, оросительное орудие.

Статьи законов об аренде и найме, так же как и о рабстве- должничестве, свидетельствуют об имущественном расслоении, лишении крестьян частично или полностью земли, скота, сельскохозяйственных орудий. В статьях указывается на определенную плату за аренду или наем.

В эпоху Хаммурапи значительное развитие получило долговое рабство. В долговое рабство попадали разорявшиеся крестьяне, ремесленники. Они, беря в долг зерно, деньги у богачей, обязывались возвращать долг с процентами. При возврате зернового долга уплачивали 30% годовых, а денежного - 20%. Должник, не погасивший в срок ссуду, становился рабом своего кредитора или отдавал ему в кабалу человека своей семьи. Это приводило к обострению отношений между бедными и богатыми. Чтобы смягчить эти противоречия, Хаммурапи ограничил действия заимодавцев. Они обязаны были: 1) брать от должника хлеб в счет погашения денежного долга, но не имели права самовольно брать зерно из амбара или закрома должника; 2) по истечении трех лет на четвертый год отпускать должников на свободу; 3) в течение трех лет с должником нельзя было плохо обращаться. В случае смерти должника от побоев или дурного обращения по принципу равного возмездия казнили соответственно члена семьи заимодавца (дочь, сына, жену). Этими мерами Хаммурапи хотел защитить бедных от произвола богатых и тем самым укрепить единство свободных людей.

Из статей законов видно, что рабами были военнопленные. Иногда в рабов обращали осужденных по суду. Раб находился в полной собственности своего хозяина. Раба можно было продать, передать наследнику. В наказание рабов обычно не убывали, не калечили. Им наносили физическое увечье - отрезали ухо, что не лишало раба трудоспособности. Убийство раба нанесло бы материальный ущерб господину раба. В качестве протеста против порабощения и эксплуатации рабы убегали от своих хозяев. Но и* ловили, а тех, кто их укрывал, казнили. Законы Хаммурапи охраняли собственность рабовладельцев.

Воинам в законах Хаммурапи уделяется особое внимание. Войско в эпоху Хаммурапи было профессиональным, постоянным, находилось па царском довольствовании. При натуральном хозяйстве и наличии большого фонда земли у Хаммурапи основным вйДОм этого довольствования, обеспечивающего воина и его семью, являлся надел из царской земли. В связи с этим воин был зависим только от царя. Вместе с тем такое довольствие делало войско прочным оплотом деспотической власти царя и государства.

Из статей известно правовое положение воинов. Смертной казнью каралась посылка воином вместо себя заместителя- Из плена воина выкупали. Вернувшемуся из плена воину возвращал^ его надел. В случае гибели воина весь его надел передавался взрослому сыну, а малолетнему сыну только часть надела в целях обеспечения его воспитания, закон защищал воина от злоупотреблений со стороны его командира и от произвола заимодавца.

Морозова Анна Михайловна

Целью моего реферата является изучение одного из уникальных памятников права — судебника царя Хаммурапи середины XVIII в. до н.э. - первого из древнейших правовых памятников в истории, оказавшего большое влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий.

Для достижения цели мне нужно было решить следующие задачи:

  1. Выяснить, кем был Хаммурапи
  2. Дать общую характеристику законам Хаммурапи
  3. Рaссмотреть некоторые законы из этого кодекса
  4. Определить значение данного правового документа в развитии древневосточного законодательства.

Мой реферат познакомит читателей с одним из правовых норм Древнего мира. Возможно, у некоторых из них появится желание сравнить данные законы с современным законодательством, понять, как люди жили в прошлом, тем более, что законы - это отражение развития общества.

Глава 1. Хаммурапи – шестой царь Вавилона

https://libmir.com/i/41/196641/i_021.jpg

К 1800 году до нашей эры Месопотамия превратилась в процветающее место. Первые правители Вавилонской империи вели осторожную и осторожную политическую деятельность и заключали союзы с могущественными странами в попытке получить более выгодного сторонника. Таким образом, первые пять вавилонских владык смогли расширить свои владения, но Вавилон еще не поднялся до уровня других стран. Но все изменилось с приходом к власти шестого царя Вавилона-Хаммурапи.

Хаммурапи - один из величайших политиков древности. Он правил Вавилоном с 1792 по 1750 год до н.э. Хаммурапи закончил свои дни в качестве правителя великого государства, в которые входила основная часть Месопотамии, но сначала он взошел на трон небольшого царства, расположенного в середине Евфрата. Система политических союзов помогла ему победить своих противников. В конце концов вавилонский царь обратился к своему главному союзнику, царю северного государства Мари.

После объединения страны Хаммурапи пришлось решать довольно сложные задачи. Власть короля должна быть сильной, чтобы его владения сохранялись и не делились вновь на отдельные области. Но Хаммурапи не мог отнять землю у крестьян, воссоздаваять большие царские дворы и собирать ремесленников в царских мастерских. Эти меры привели бы к раннему кризису в стране, поскольку люди привыкли к свободе. Мудрый Хаммурапи нашел способ позволить царю управлять своими подданными. Он лично входил во все мельчайшие дела своего огромного государства.

С развитием частной собственности на землю муниципальные земли уменьшались, общество уменьшалось, и муниципальные земли продавались свободно. Хаммурапи создавал царские поместья, не отбирая земли у крестьян, а используя выделенные ему муниципальные земли. В страну Хаммурапи отправил своих солдат и"Москино". Мушкену считали доверенным лицом царя, который получал от него землю, скот и зерно, необходимые для ведения сельского хозяйства. Таким образом, царь мог влиять на жизнь сельских общин через верных ему и зависимых от него людей.

Первая кодификация законов Вавилона, датируемая началом правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Хаммурапи стал автором самого известного сборника законов Древнего Востока, названного историками "Кодексом Хаммурапи". Из этих законов стало известно о жизни Вавилона и о том, как Хаммурапи правил страной.

В 1901 году во время раскопок в Сузах, столице Древнего Элама, французские археологи обнаружили огромный черный базальтовый столб с изображением царя Хаммурапи и текстом его законов, написанным клинописью. Текст закона заполняет обе стороны колонны и начертан под рельефом, помещенным наверху, на передней части колонны, изображая царя, стоящего перед богом солнца Шамашем, покровителем двора. Текст закона состоит из трех частей:


В длинном предисловии он перечисляет свои заслуги перед всеми городскими богами, от Эрида до Ниневии включительно, и говорит о победе над врагом.

Книга законов также показывает сортировку статей с аналогичным содержанием. Но до создания полностью сформированных отраслей права было еще далеко. Структура закона была следующей:

• Охрана собственности царя, храмов, общинников, царских людей, а также узаконения о служебной собственности

• Операции с недвижимостью и связанные с нею деликты

• Торговые и коммерческие операции

• Кодекс для семейных отношений. Охрана неприкосновенности личности, чести и здоровья, тариф поранений

• Операции с движимым имуществом. Поденная плата и гонорары за услуги ремесленников, наем рабов, скота

Этот закон нельзя считать всеобъемлющим. В нем не упоминаются многие государственные и религиозные преступления, основные виды убийств и т. д. текст Кодекса Хаммурапи представлял собой собрание около 300 формул, в основном составленных по казуистическому шаблону:

"если кто - то делает, то он подвергается этому" - это скорее перечень дел из судебной практики, взятых из уголовного и гражданского права и расположенных в довольно произвольном порядке.

§1. Если человек станет обличать под клятвой человека, бросив на него (обвинение) в убийстве, и не докажет этого, (то) обличавшего его должно убить.

§3. Если человек выступит в судебном деле для свидетельствования о преступлении и не докажет сказанных им слов, (то), если это судебное дело (о) жизни, этого человека должно убить.

§11. Если хозяин пропавшей (вещи) не приведет свидетелей, знающих его пропавшую (вещь, то) он лжец, взводит напраслину; его должно убить.

Для составления сборника законов источниками послужили обычное право, шумерские судебники и новое законодательство.

2.1 Правовое регулирование имущественых отношений.

В имущественных отношениях особое место принадлежит собственности, и прежде всего имущественным правам, что подразумевает свободное пользование и распоряжение вещью по своему усмотрению. Муниципальное землевладение оставалось лидером в Месопотамии.

В Вавилоне существовали следующие виды землевладения:

  • царские;
  • храмовые;
  • общинные;
  • частные.

При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла своего наивысшего уровня развития. Царским и храмовым хозяйством управлял только царь. С этим развитием на Земле наступил упадок общества. Земля может свободно продаваться и сдаваться в аренду, а также передаваться по наследству. Никаких ограничений со стороны общин на такие сделки не было. Огромную роль в земельных условиях того времени играла аренда земли, поэтому в законах Хаммурапи есть ряд статей, посвященных аренде поля, сада или участка земли, который еще не был освоен.

Все сделки по законам Хаммурапи делились на две группы: с отчуждением вещей и без него. Первый требовал более жестких условий признания. Например, письменный договор, присутствие свидетелей, присяга, документ с печатью. Многие статьи Кодекса, связанные с арендой и наймом рабочей силы, указывают на процессы высадки членов общества.

Что касается наследования, то известно, что закон признавал наследование по желанию, но предпочтительным способом наследования было наследование по закону. Наследниками были не только родные и приемные дети и внуки, но и дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Кроме того, отец не имел права лишать наследства сына, не совершившего преступления.

2.2 Семейно-брачные отношения по законам Хаммурапи

Брак был заключен на основании письменного соглашения между будущим мужем и отцом невесты. Он действителен только при наличии этого документа. Глава семьи был просто мужчиной. Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, она сохраняла право на приданое, которое брала с собой, имела право на развод и могла наследовать имущество после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены. Она была жестоко наказана за свою неверность. Но мужу разрешалось иметь вторую жену, если его законная жена не могла иметь детей.

Как глава семьи, отец имел большую власть над детьми. Он мог продавать детей, давать им заложников за долги, отрезать себе язык, чтобы клеветать на родителей.

Разрешались смешанные браки между рабами и свободными. В таких случаях раб воспитывался свободным, а свободный сохранял свое социальное положение; дети в обоих случаях были свободны. Приданое оставалось собственностью жены: оно признавалось принадлежностью "дома ее отца" и находилось только в пользовании мужа. Долги жены до замужества у меня не было мужа. Жена также может отказаться от ответственности за добрачную вину мужа в брачном контракте. Развод не был трудным и трудным для мужа были только денежные вопросы, для жены-юридические формальности

2.3 Законы Хаммурапи о преступлении

Общего понятия преступления и списка всех деяний Кодекс Хаммурапи не дает. Из содержания кодификации выделяются три вида преступлений:

Кодекс содержит неосторожное убийство как преступление против личности. Нет никаких упоминаний о преднамеренном убийстве. Подробно рассматриваются различные виды самоповреждений: повреждения глаз, зубов и костей. Отдельно отмечается влияние побоев на человека.

К имущественным преступлениям относятся кражи скота и рабов. Грабеж и укрывательство рабов считаются преступлениями, отличными от воровства.

Кодекс рассматривает супружескую измену (неверность жены и только жены) и инцест как преступления, подрывающие основы семьи. Действия, подрывающие авторитет отца, считались преступными.

Целью наказания по законам Хаммурапи было возмездие, которое определяло виды наказания:

• смертная казнь (сожжение, утопление, посажение на кол);

• членовредительские наказания (отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.);

При определении наказания они руководствовались "принципом Талиона" - "Мера за меру", когда виновному назначалась та же участь, что и жертве. Талион использовался в большинстве случаев преступления: преступник возмещал ущерб, который он причинил или только причинил бы жертве (в случае лжесвидетельства и ложного увольнения, когда он понесет наказание, которое грозило бы несправедливо обвиняемому).

Наказанием за имущественные преступления была смертная казнь, нанесение себе телесных повреждений или штраф, который во много раз превышал стоимость похищенного. В случае неуплаты штрафа виновное лицо было казнено.

Наказанием за преступления, подрывающие основы семьи, была также смертная казнь (за супружескую измену), членовредительство (например, отрубание руки сыну, избившему отца).

2.4 Договоры по законам Хаммурапи

В Законах Хаммурапи упоминаются следующие договоры:

В ряде статей упоминаются различные виды аренды недвижимости. Например, помещения, домашние животные, корабли, повозки, рабы, устанавливается плата за них, а также ответственность в случае утраты или уничтожения арендуемого имущества.

• ограничения максимального срока отработки долга тремя годами;

• ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;

• ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Договор купли–продажи был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Продажа ценных предметов осуществлялась в письменной форме при свидетелях; продавцом мог быть только собственник вещи.

2.5 Суд и судопроизводство

Суд был просто обвинительным. Четких различий между правовым и гражданским законодательством не было. Осуществление уголовного и гражданского судопроизводства осуществлялось таким же образом и начиналось по жалобе одной из сторон. Покушения проводились как в царских особняках, куда доставляли захваченных разбойников, так и в соборах перед образами молний. Широкий круг дел - в области гражданского, правового и семейного суверенитета-в любом случае подпадал под юрисдикцию суда. Инициатива возбуждения дела всегда исходила только от одной из вовлеченных сторон. Судебный процесс носил противоречивый характер, и подтверждение их позиции целиком лежало на вовлеченных сторонах, участниках процесса. Доказательством служила информация свидетеля, испытание воды ордалии Эд. При рассмотрении многочисленных заявлений в обязательном порядке отсутствовали свидетели по делам, связанным с выплатой и получением денег, либо подписанный документ, подтверждающий факт совершения преступления, определенных специальных операций и сделок, либо определенных отношений (обязательная "расписка" с подписью при получении денег; при заключении союза требовался письменный договор, в противном случае союз считался ненадежным); при передаче имущества, в том числе между родственниками; когда супруг гарантирует жене, что она; о передаче скота пастуху). В некоторых случаях требовалось присутствие как очевидцев, так и подписанного документа (при сдаче денег или имущества). Если лицо не могло представить суду эти доказательства, суд не принимал его жалобы.

Особый вид доказательств состоял в апелляциях к "суду Божию"." Речь идет о клятвах перед богами и ордалиях, которые заключались в том, что обвиняемого бросали или его бросали в реку, и считалось, что его судьба зависит от бога реки: если он был невиновен, то плыл, а если виновен-то тонул. Клятвы давались перед богами во многих случаях. В некоторых случаях обвиняемому в преступлении достаточно было дать клятву богам, чтобы считаться невиновным и быть свободным от ответственности: в то время как случайная утрата или случайное уничтожение чужого имущества возлагалось на подсудимого, а бритье по незнанию раба подписывалось с чужим рабом; человек, обвиняемый, но не осужденный за измену жене, то же самое относится к человеку, обвиняемому в непредумышленном убийстве или ранении в драке. Всерьез предполагалось, что боги непременно убьют человека, поклявшегося ложно, поэтому в некоторых случаях такая клятва считалась достаточным доказательством для оправдания и подтверждения истины, а отказ от клятвы считался доказательством справедливости обвинения. Ордалии воды считались необходимыми в нескольких случаях:

  • при обвинении в чародействе,
  • при обвинении женщины третьим лицом в измене мужу, если она не была уличена в этом.

Даже в этих случаях отказ от судебного разбирательства считался равносильным признанию вины. Судья был обязан расследовать дело самостоятельно. Судья не мог изменить свое решение под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права на возвращение к ней.

Кодекс Хаммурапи рисует идеализированную картину. Но эта картина неполна, так как писаные законы предназначались только для царских судов, и они не представляют всего существующего права. Тем не менее" Кодекс Хаммурапи", представляющий собой огромный труд по сбору, обобщению и систематизации правовых норм древней Месопотамии, дал достаточно точное представление о действовавшем в то время правовом порядке.

Но Хаммурапи так и не удалось создать сильное государство. Уже во время правления его сына Самуила Вавилон потерпел ряд тяжелых поражений от своих соседей, и его владения были сокращены.

Но Хаммурапи все же достиг большего, чем его предшественники или цари соседних стран. Он первым из древних правителей соизмерил силу закона с властью царя и признал право своих подданных заботиться о собственной жизни. Наконец, Хаммурапи предложил народу образ Бога, который устанавливает гармонию между людьми.

Своим законодательством Хаммурапи пытался укрепить социальную систему государства. Это первое известное собрание законов, освятивших рабовладельческий строй.

Законы Хаммурапи являются крупнейшим и важнейшим юридическим памятником древней Месопотамии.

Его ценность и несомненное значение заключаются в том, что правитель государства ставил своей целью и осуществлял создание "документа", регулировавшего жизнь граждан его страны. И этот "документ" был не единым указом или декретом, а единым сводом для всех отраслей права и для всех социальных категорий.

На протяжении многих веков Кодекс Хаммурапи не имел себе равных в законодательной практике Древнего Востока по своей разумности, логичности и последовательности.

Кодекс Хаммурапи оказал большее влияние на развитие современной юриспруденции и претерпел множество изменений.

Законы Хаммурапи

Вавилонские законы царя Хаммурапи – один из древнейших правовых памятников в истории. Этот древний кодекс законов, созданный около 1755 года до н. е. оказал влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий. О том какая история создания кодекса Хаммурапи, характеристика и суть основных законов, читайте далее.

История законов

Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи. Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.

Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.

Стела Хаммурапи

Стела Хаммурапи в Лувре.

Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана. Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.

Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.

Однако после расшифровки сохранившегося текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.

Общая характеристика

Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.

В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии. Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока, разумеется, кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.

Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:

  • Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
  • Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
  • Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
  • Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
  • Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.

Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.

Законы Хаммурапи

Основные законы

Теперь давайте рассмотрим некоторые самые интересные законы из этого кодекса.

Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.

Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.

  • Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
  • Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
  • Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
  • Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
  • При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.

Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.

Читайте также: