Итоговое сочинение образ дороги
Обновлено: 02.07.2024
Некоторые мои ученики бывают удивлены, когда узнают, что наряду с прозаическими произведениями в декабрьском сочинении можно опираться на поэтические тексты. А ведь стихи могут быть подспорьем для тех, кто не особо дружен с литературой: и читаются быстрее, и запоминаются легче.
У русских поэтов образ дороги часто сливается с философской темой жизненного пути, с проблемой выбора, иногда с темой Родины или природы, иногда с мотивом одиночества, изгнания.
Предлагаю сегодня вспомнить некоторые лирические произведения, связанные образом-символом дороги.
А. Пушкин "Зимняя дорога"
Это стихотворение - метафорическое описание жизненного пути - пронизано "сердечной тоской": жизнь порой бывает так же скучна, уныла и безрадостна, как и зимняя дорога. Но полосатые верстовые столбы, возможно, напоминают от том, что в жизни бывают как чёрные, так и белые полосы.
А. Пушкин "Бесы"
В этом мистическом произведении поэт возвращается к образу зимней дороги, теме тоски и одиночества, но теперь в основе стихотворения - образ заблудившегося путника и образ бесов, олицетворяющих злые силы, стремящихся сбить человека с истинного пути и привести его к гибели.
В образе одинокого странника предстаёт и лирический герой стихотворения М. Лермонтова "Тучи"
Герой, с одной стороны, сравнивает себя с тучами, а с другой - завидует их свободе, отсутствию привязанности к определённому месту. Душа самого странника не может обрести покой: он несчастлив оттого, что вынужден покинуть родину.
Мотив изгнанничества, неприкаянности сменяется мотивом примирения, согласия с миром в стихотворении "Выхожу один я на дорогу"
Стихотворение - итог жизненного пути лирического героя: он без сожаления прощается с прошлым и ничего не ждёт от будущего. Его больше не пугает одиночество. Наоборот - в конце пути он рад остаться наедине со звёздным небом, вдали от людей.
В рамках направления "Человек путешествующий" можно обратиться ко многим стихам других авторов:
- Н. Некрасов "В дороге", "Тройка", "Кому на Руси жить хорошо", "Железная дорога"
- С. Есенин "О Русь, взмахни крылами", "Серебристая дорога", "Устал я жить в родном краю", "Нивы сжаты, рощи голы", "О красном вечере задумалась дорога", "Письмо матери"
- А.Блок "Русь", "Россия"
- Л. Ошанин "Эх, дороги. ", К. Симонов "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины"
А закончить статью мне хочется отрывком из текста Андрея Макаревича "Перекрёсток семи дорог"
В конце автор показывает образ страны в виде птицы-тройки. Именно этот символ лаконично завершает первый том поэмы. Лирическое отступление полностью посвящено России. Движение тройки – это, в первую очередь, устремление к к светлому будущему по своей особенной колее. Гоголь всегда хотел, чтобы наша страна была великой державой и шла своим путем, не беря пример с других стран. Автор дал шанс герою встать на истинный путь, поэтому загрязненная бричка и превращается в птицу-тройку – символ свободной России.
Автор: Полина Цимкина
Автор: Самый Зелёный · Published 06.02.2020
Автор: Самый Зелёный · Published 06.11.2021
Автор: Самый Зелёный · Published 10.12.2019
1 комментарий
Спасибо! Хорошее сочинение.
Добавить комментарий Отменить ответ
Последнее
Архивы
Литрекон © 2022. Все права защищены.
ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTYnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS02IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNiIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS02IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTYiLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K' data-block='6'>
ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>
ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>
ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>
Само перемещение главного персонажа по необъятной России, его знакомства и разговоры с важными для города людьми, всё это непременно отражено как события, которые попутно совмещены с жизненными моментами нашего героя.
Путь, по которому движется именно он, зачастую не прямой, извилистый, не ровный, отражает суть того, что человек прибегает к незаконным действиям, к обманным уловкам, зачастую такая дорога и вовсе никуда и не приводит.
2 вариант
Н.В. Гоголь. Признанный мастер слова, который был в состоянии описать жизнь на Руси во всем ее многообразии. Образы со страниц книг будто разговаривают с нами, говоря о своей нелегкой судьбе. Мы видим их как будто вживую. Здесь и кучер, с мужицкой хваткой, и дворовый слуга, неопрятный и грязный, но безмерно простодушный и дворянин, рассуждающий о судьбе страны и радеющий, чтобы оброк был в срок уплачен.
В этом же сочинении хотелось бы затронуть образ дороги.
Почти всемирную известность получило выражение о том, что любой русский любит быструю езду. Совершенно точно сказано: постоянные репортажи из новостей об очередном ДТП из-за превышения скорости доказывают мысль,- утверждение применимо и сейчас. Езда связана с дорогой как бы то ни было. И здесь проявляются черты характера: широта души, желание рисковать, почувствовать раздолье и всецело ему отдаться.
Образ дороги каноничен. Можно и на своем опыте описать, что она значит в жизни человека, и как ее можно представить в художественном произведении. Еще лучше о ней могли бы рассказать водители, а в ту пору кучера и странники.
Дорога – транспортная артерия, вдоль которой располагаются и города, и деревушки, и поля. Следовательно, в пути Чичиков мог поверхностно изучать страну, собирать информацию о том, как найти нужно помещика для его аферы. Для описательной части, образ Дороги составляет представление о внешнем виде населенных пунктов и живущих в них людях.
Отвечая образом на образ, можно сказать, что Дорога – один изнаиболее значимых компонентов произведения, ведь путешествуя вместе с главным героем по дороге, мы и двигаемся по сюжету.
Если Русь - это организм, то Дорога – это главный кровяной сосуд, где вместо крови люди и лошади.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ дороги в поэме Мертвые души
Популярные сегодня темы
Старуха Изергиль - одно из тех произведений Максима Горького, которое преисполнено романтизма. Много противоречивого встречается в рассказе: реальность переходящая в мистику
Так часто бывает, что дети, рожденные от одних родителей, являются антагонистами, и непросто разглядеть в них братское или сестринское сходство. Тургенев, играя на контрастах, показал двух людей,
Образ Гриши Добросклонова является одним из заступников народных масс, мечтающих о народном благополучии и всеобщем счастье.
Дорога - это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков, таких, как А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н.А. Некрасов, Н.С. Лесков.
Мотив дороги заключает в себе большой идейный потенциал и выражает различные чувства лирических героев. Все это и определяет актуальность данной темы.
Философское звучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержания произведений. Дорога является художественным образом и сюжетообразующим компонентом.
1. Роль дороги в произведениях русской классики
1.1 Символическая функция мотива дороги
1.2 Композиционная и смысловая роли образа дороги
2. Эволюция образа дороги
2.1 Допушкинский период
Русские дороги. Бесконечные, утомительные, способные успокоить и растревожить. Именно поэтому образ дороги занял особое место в русском фольклоре: он присутствует в песнях, сказках, былинах, пословицах.
Дорога в сознании русского народа связывалась с горем и страданиями: по дороге молодых парней угоняли в рекруты; по дороге крестьянин нес на базар свои последние пожитки; по дороге пролегал скорбный путь в ссылку.
2.2 Золотой век русской литературы
2.2.1 Пушкинская дорога
2.2.2 Лермонтовская тема одиночества сквозь призму мотива дороги
Поэзия Лермонтова неразрывно связана с его личностью, она в полном смысле поэтическая автобиография. Основные черты лермонтовской природы: необыкновенно развитое самосознание, глубина нравственного мира, мужественный идеализм жизненных стремлений.
Но это абсолютно разные дороги. В начале поэмы это дорога одного человека, конкретного персонажа - Павла Ивановича Чичикова. В конце - это дорога целого государства, России, и даже больше, дорога всего человечества, перед нами предстает метафорический, иносказательный образ, олицетворяющий постепенный ход всей истории.
Эти два значения как две крайние вехи. Между ними располагаются множество других значений: и прямых, и метафорических, образующих единый, сложный образ гоголевской дороги.
Переход от конкретного к общему плавен, почти незаметен. Дорога, по которой едет Чичиков, бесконечно удлиняясь, рождает мысль обо всей Руси. Далее этот монолог перебивается другим планом: «… И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!
- Держи, держи, дурак!- кричал Чичиков Селифану.
- Вот я тебя палашом! - кричал скакавший на встречу фельдъегерь с усами в аршин. - Не видишь, леший дери твою душу: казенный экипаж! - и, как призрак, исчезнула с громом и пылью тройка.
А теперь поговорим подробнее о метафорических смыслах образа дороги у Н.В.Гоголя. Вначале о том, который равнозначен жизненному пути человека.
Образ народа метаморфически связан с образом дороги.
«Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?
Внешний облик героя напоминает русского богатыря Илью Муромца, а неуемная жизненная сила Флягина, требующая выхода, наталкивает читателя на сравнение со Святогором. Он так же, как и богатыри, несет в мир доброту. Таким образом, в образе Флягина происходит развитие фольклорных традиций былин.
Сравнивая между собой Онегина и Флягина, можно прийти к выводу, что эти герои - противоположности, представляющие собой яркие примеры двух типов странников. Флягин отправляется в жизненный путь, чтобы повзрослеть, окрепнуть душой, в то время как Онегин бежит от себя, от своих чувств, прикрываясь маской равнодушия. Но их объединяет дорога, по которой они следуют на протяжении всей жизни, дорога, трансформирующая души и судьбы людей.
Дорога - образ, используемый всеми поколениями писателей. Зарождался мотив ещё в русском фольклоре, далее он продолжал своё развитие в произведениях литературы ХVΙΙΙ века, был подхвачен поэтами и писателями ХIХ столетия, не забыт он и сейчас.
Таким образом, философское звучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержания произведений.
Немыслима дорога без странников, для которых она становится смыслом жизни, стимулом к развитию личности.
Итак, дорога - это художественный образ и сюжетообразующий компонент.
Дорога - это источник перемен, жизни и подспорье в трудную минуту.
Дорога - это и способность к творчеству, и способность к познанию истинного пути человека и всего человечества, и надежда на то, что такой путь удастся найти современникам.
Читайте также: