Раньше всего ни на какую ногу описываемый не хромал сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Задание 1 ЕГЭ по русскому языку изменилось по сравнению с предыдущим годом. Теперь, чтобы успешно решать задание 1, необходимо уметь проводить стилистический анализ отрывка текста.

Содержание:

↑ Формулировка задания 1 из демоверсии ФИПИ 2022

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.
Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи…
Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.
(По Л.И. Скворцову)

↑ Теория для задания 1 ЕГЭ по русскому языку

↑ Общая схема стилистического анализа текста:

↑ Функциональные стили речи

↑ Научный стиль

↑ Официально-деловой стиль

↑ Разговорный стиль

Разговорный стиль – это неофициальная речь в условиях непосредственного общения, заранее неподготовленная, диалогическая, устная.
Устная речь – неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения ее участников.
Сфера использования: бытовая и деловая сфера общения.
Цели и функции: общение, обмен впечатлениями, информацией.
Форма речи: разговорный стиль находит свое выражение как в письменной форме (реплики персонажей в пьесах, записи в дневниках, тексты писем на обиходные темы), так и в устной (чаще в устной).
Вид речи: преимущественно диалог.
Тип речи: может быть представлен любым типом речи (повествованием, рассуждением, описанием).
Стилевые черты: непринужденность, неофициальность; неподготовленность речи, фамильярность; конкретность; непоследовательность, адресность речи, прерывистость; эмоционально-оценочная информативность; аффективность; личностный характер; идиоматичность, использование мимики и жестов, приоритет содержания над формой, стремление к экономии речевых средств.
Жанры : диалог, личные письма, записки, разговор, телефонный разговор, беседа, спор, дневник.

↑ Публицистический стиль

↑ Художественный стиль

Художественный стиль - функциональный стиль речи, являющийся инструментом художественного творчества и сочетающий в себе языковые средства всех других стилей речи.
Основная сфера использования/употребления: литература, литературное художественное творчество, творческая сфера.
Цели и функции: эстетическая функция (эстетическое воздействие и воспитание и развитие) (форма выражения не менее важна, чем содержание), функция воздействия, коммуникативная.
Автор: писатель, поэт,
Форма речи : преимущественно письменная.
Стилевые черты: образность; эстетически направленная экспрессивность; явная эмоциональность; совмещение средств всех стилей в художественных целях, особая роль подтекста, индивидуальный авторский стиль, метафоричность, неповторимость образов; индивидуальность, которую формирует сам автор путем отбора и организации языковых средств.
Жанры: эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание, поэма, баллада, трагедия, научно-художественный жанр, комедия.

↑ Практика ЕГЭ

(1)Раньше всего: ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. (2)Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. (3)Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. (4)Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нёс трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. (5)По виду – лет сорока с лишним. (6)Рот какой-то кривой. (7)Выбрит гладко. (8)Брюнет. (9)Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. (10)Брови черные, но одна выше другой. (11)Словом – иностранец.

(12)Пройдя мимо скамьи, на которой помещались редактор и поэт, иностранец покосился на них, остановился и вдруг уселся на соседней скамейке, в двух шагах от приятелей.

(15)А иностранец окинул взглядом высокие дома, квадратом окаймлявшие пруд, причём заметно стало, что видит это место он впервые и что оно его заинтересовало.

(16) (..) остановил свой взор на верхних этажах, ослепительно отражающих в стеклах изломанное и навсегда уходящее от Михаила Александровича солнце, затем перевел его вниз, где стекла начали предвечерне темнеть, чему-то снисходительно усмехнулся, прищурился, руки положил на набалдашник, а подбородок на руки.

простых и сложных предложений, ряды однородных членов, эллипсис ( а с правой – золотые ), инверсия ( видит это место он впервые; причём заметно стало ).

5) Текст относится к художественному стилю речи, так как основные цели автора – воздействие на воображение и чувства читателя, создание яркого художественного образа, картины окружающего мира

Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.

Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи…

Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого. (По Л.И. Скворцову)

  1. 1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.).
  2. 2) Использование метафор (…между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира); антонимов (свой-чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.
  3. 3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.).
  4. 4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых – ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова/
  5. 5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.

Как найти правильный ответ ?

Прочитайте текст внимательно, выделите информацию каждого высказывания и сопоставить с особенностями данного текста.

1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.) - это верное утверждение.

2) Использование метафор (…между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира); антонимов (свой-чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям - это верное утверждение.

3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.)- это верное утверждение.

4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых – ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова - это верное утверждение.

5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции - это неверное утверждение, так как стиль текста определен неверно (не научный. а публицистический)..

В 1,2,3 и 4 высказываниях ответы верные. Данному фрагменту текста не соответствует только 5-е высказывание.

Новый тренировочный вариант №210906 ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс для подготовки от 6 сентября 2021 года, данный вариант составлен по новой демоверсии ФИПИ экзамена ЕГЭ 2022 года, к тренировочным заданиям прилагаются решения и правильные ответы.

Тренировочный вариант по русскому (КИМ): задания | ответы

Решу ЕГЭ 2022 по русскому языку тренировочный вариант №210906

Ответы для варианта

ответы для варианта егэ 2022 по русскому языку 210906 100 баллов

Ответ: 1345

2)Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это местоимение.

Ответ: ОН

3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в последнем абзаце текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ВЕРХНИЙ, -яя, -ее.

Ответ: 1

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. обОдрить дозвонИтся прИнятый понЯв намЕрение

Ответ: ободрить

5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Иван довольно ДИПЛОМАТИЧНЫЙ человек. Каждый шаг причинял раненому НЕСТЕРПИМУЮ боль. Губернатор поздравил актёров оперного театра, отметив их великолепное ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ мастерство. Присущую Карельскому перешейку редкую красоту создают царственные леса, возвышающиеся над живописными водоёмами. После посева и в период интенсивного роста всходов проводят КОРНЕВЫЕ подкормки для поддержания активной жизнедеятельности растений.

Ответ: исполнительское

6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Самолёт стремительно разогнался, через мгновение оторвался от земли и взлетел вверх, быстро набирая высоту.

Ответ: вверх

7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Ответ: более красивая

  • 1) неразбериха, дифференцировать, дистанция
  • 2) утопический, сетевой, садовник
  • 3) уникальный, претендовать, абстракция
  • 4) умолять (о пощаде), седой (старик), полевая (мышь)
  • 5) картина, аккомпанемент, директор

Ответ: 24

  • 1) и..подтишка, ра..трогаться, бе..человечный
  • 2) пр..ютить, пр..поднять, пр..зреть (щенка)
  • 3) под..скать, за..грал, недо..мка
  • 4) о..гладил, по..стилка, по..ытожил
  • 5) нен..глядный, з..йти, пр..родина

Ответ: 125

  • 1) тюл..вый, претерп..вающий
  • 2) моряч..к, горош..нка
  • 3) заманч..вый, больш..нство
  • 4) остр..нький, безукоризн..нный
  • 5) сызнов. заодн..

Ответ: 134

  • 1) знач..мый, блещ..шь
  • 2) утеша..мый, маж..шь
  • 3) выруч..нный, выкач..нная (бочка из подвала)
  • 4) обгрыз..нный, прикле..нный
  • 5) шепч..шь, выбеж..шь

Ответ: 234

Ответ: неясные

14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (И)ТАК, Константин утверждал, что эта поездка прибавила жизненных сил, я говорил ТО(ЖЕ) самое. ЧТО(БЫ) быть счастливым, нужно стремиться к успеху и в ТО(ЖЕ) время необходимо учиться благородству по отношению к окружающим людям. Вскоре птицы (СО)ВСЕМ замолкли, кроме одной, которая (НА)ПЕРЕКОР всем монотонно чирикала. Незнакомец исчез за поворотом ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появился, (ПО)ЭТОМУ рассмотреть его не удалось. (НА)КОНЕЦ дождик перестал, но КОЕ(ГДЕ) ещё толпились тяжёлые громады отчасти рассеянных туч.

Ответ: совсем наперекор

15)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Александр Блок создал соверше(1)о особе(2)ый поэтический мир, прониза(3)ый синим и пурпурным цветом, сотка(4)ый из бликов и наполне(5)ый таинстве(6)ой мелодичностью.

Ответ: 123456

16)Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу. 2) Со своими увалами и ухабами с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов. 3) Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму. 4) В древности зачастую вопрос жизни и смерти зависел не столько от человека сколько от случайного стечения обстоятельств. 5) Одна лишь стрекоза чувствует себя хорошо и как ни в чём не бывало пляшет она без устали в пахучей хвое.

Ответ: 245

17)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Спокойная величавая река с точками лодок и их (1) пропадающими следами (2) расстилалась между берегами и уходила вперёд (3) сжимаясь меж громадными уступами скал (4) и затем исчезала в (5) ярко зеленеющих (6) долинах.

Ответ: 34

18)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Роман М.Ю. Лермонтова (1) по мнению учёных (2) проникнут единством мысли, и потому его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочитаете две превосходные (3) на мой взгляд (4) повести и несколько не менее превосходных рассказов, но романа знать не будете.

Ответ: 1234

19)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Она сказала (1) что из школы меня исключат (2) и (3) что (4) если я не сдам все работы (5) которые я должен (6) они вызовут в школу родителей.

Ответ: 1456

20)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Ванюшка находился тут же в комнате (1) и (2) хотя не мог понимать разговора (3) чувствовал (4) что речь о нём.

Ответ: 234

21)Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Крым оставил глубокий след в нашем искусстве. (2)Достаточно вспомнить имена Пушкина, Мицкевича, Чехова, Горького, Толстого, Сергеева-Ценского, Вересаева, Куприна, Грина, Волошина, Малышкина, художников – Богаевского, Кончаловского, Дейнеки. (3)Этот список людей, полюбивших Крым и обязанных ему многими откровениями в своем творчестве и многими радостями, можно длить без конца. (4)Что такое вдохновение? (5)Это полнота сил, располагающая к наилучшему восприятию впечатлений и передаче их другим. (6) Эту полноту сил, это вдохновение Крым дарит нам щедро во всем, – не только в широких пейзажах, покрытых солнечной желтой дымкой, но и в каждой даже незначительной вещи – в цветке миндаля, в стрельчатом освещении сосновых лесов, в куске разбитой черепицы, в колючем ржавом дубняке, в запахе водорослей, намытых прибоем. (7)Во всем – в весенних туманах и прогретой солнцем каменистой земле, в самом воздухе этого чудесного уголка нашей страны. (по К. Паустовскому)

Ответ: 267

  • 1) Перед нашествием Чингисхана много лет подряд было засушливое лето.
  • 2) Резкий ответ санитару объяснялся жалостью Третьякова по отношению к женщинам, которые не могли найти места в поезде.
  • 3) В школе Третьякову казалось, что неизбежность войн при определённых условиях легко объяснить.
  • 4) Санитар объяснил Третьякову, что потерял ногу в результате взрыва, разметавшего его однополчан по полю боя.
  • 5) Третьяков мучительно размышлял над тем, возможно ли было избежать войны, уносящей миллионы жизней.

Ответ: 235

ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс. Новый тренировочный вариант №1 - №210906 (задания и ответы)

ЕГЭ Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 27 заданий. Часть 1 содержит 26, часть 2 содержит 1 задание. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).

В конце варианта приведены правильные ответы ко всем заданиям. Вы можете свериться с ними и найти у себя ошибки.

Решать работу: Онлайн

Интересные задания

2. Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это местоимение.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в последнем абзаце текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ВЕРХНИЙ, -яя, -ее.
1. Расположенный наверху. Верхняя ступенька.
2. Расположенный близко к истокам, к возвышенным местам. Верхнее течение реки.
3. Об одежде: надеваемый поверх какой-нибудь одежды. Верхняя одежда.
4. Образующий высший предел диапазона голоса или инструмента (спец.). В. регистр.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
обОдрить
дозвонИтся
прИнятый
понЯв
намЕрение

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Иван довольно ДИПЛОМАТИЧНЫЙ человек.
Каждый шаг причинял раненому НЕСТЕРПИМУЮ боль.
Губернатор поздравил актёров оперного театра, отметив их великолепное ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ мастерство.
Присущую Карельскому перешейку редкую красоту создают царственные леса, возвышающиеся над живописными водоёмами.
После посева и в период интенсивного роста всходов проводят КОРНЕВЫЕ подкормки для поддержания активной жизнедеятельности растений.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Самолёт стремительно разогнался, через мгновение оторвался от земли и взлетел вверх, быстро набирая высоту.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
в ВОСЕМЬСОТ ДВАДЦАТОМ году
заводские ПРЕССЫ
картина БОЛЕЕ КРАСИВЕЕ
СТРИЖЁТ волосы
наши ПАСПОРТА

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ДЛЯ ВЫПОЛЕНИЯ ЗАДАНИЯ

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ И ПРИМЕР

Формулировка задания 1 из демоверсии ФИПИ 2022

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Экология - это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. Они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.

Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело - ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи…

Если культура - это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык - это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.

(По Л.И. Скворцову)

1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.).

2) Использование метафор (. между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира); антонимов (свой-чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.

3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.).

4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова.

5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора - сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ

е задания 1

Общая схема стилистического анализа текста:

1. Определяем стиль и жанр текста;

3. Определяем сферу коммуникации (для научного стиля - наука, для официально-делового стиля - административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля - политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля - повседневные, бытовые отношения), обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор текста и его адресат.

5. Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);

6. Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля - логичность, последовательность повествования и др.

7. Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др.

8. Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности текста.

Функциональные стили речи

Научный стиль

Научный стиль - стиль, обеспечивающий получение и сохранение научных знаний.

Основная сфера использования/употребления научного стиля - прежде всего сама наука, сфера научной деятельности, обучения и просвещения.

Цели и функции: сообщить новую научную информацию, доказать ее истинность, закрепить и передать научные знания людям, стремящимся получить образование, по возможности полно и точно объяснить факты окружающей нас действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и т.д. информировать ученых, специалистов и неспециалистов о достижениях научных исследований, популяризация научных знаний

Адресат: ученые, будущие специалисты, ученики; любой человек, интересующийся наукой.

Автор: ученые и специалисты в своей области.

Форма речи: научный стиль относится к письменно-книжному типу речи, хотя может проявляться и в устной форме в виде докладов, лекций и пр. Устная форма является здесь вторичной, потому что для научной речи характерна предварительная продуманность, подготовленность и тщательность ее оформления.

Вид речи: преимущественно монологический характер

Тип речи: может быть представлен любым типом речи (повествованием, рассуждением, описанием)

Стилевые черты: отвлеченность, обобщенность, подчеркнутая логичность, точность, сухость, строгость, логическая последовательность изложения, сжатость, однозначность выражения, информативность, объективность, доказательность

Жанры научного стиля: диссертация, монография, научная статья, тезисы, лекция, доклад, учебник, реферат, аннотация, документация, каталог, справочник, инструкция, рецензия, научный обзор, очерк, научно-популярная книга и др.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль - это стиль официального документального общения государства с государством, государства с гражданином и граждан между собой.

Основные сферы использования: право (законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность)

Этот стиль обслуживает сферу отношений, возникающих между государственными органами, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе производственной, хозяйственной и юридической деятельности. Т.е. официально-деловой стиль удовлетворяет потребность общества в документальном оформлении разных актов государственной, общественной, политической, экономической жизни, деловых отношений между государством и организациями, а также между членами общества в официальной коммуникации.

Цели и функции: информационная, предписывающая (предписания государства, органа, уполномоченного лица), констатирующая (констатация положения дел, состояния), регулирующая (отношения в обществе, действия и поведения людей, а также функционирование объединений и государственных органов), регламентирующая.

Адресат: государство, граждане государства, учреждения, служащие и др.

Автор: юрист, правовед, дипломат и просто гражданин.

Форма речи: основная форма - письменная, что связано с необходимостью документировать информацию, придавая ей правовую значимость с помощью особого построения служебных документов.

Вид речи: преимущественно монолог

Стилевые черты: объективность и безличность выражения; точность, не допускающая иных толкований; стереотипность; стандартизированность изложения; долженствующе-предписующий характер (императивность), сжатость и краткость, обобщенность, официальность, безэмоционльность

Жанры : законы, указы, постановления, нормативные акты, документы, договоры, уставы, приказы, распоряжения, инструкции, служебные переписки, деловые бумаги, контракты и др.

Разговорный стиль

Разговорный стиль - это неофициальная речь в условиях непосредственного общения, заранее неподготовленная, диалогическая, устная.
Устная речь - неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения ее участников.

Сфера использования: бытовая и деловая сфера общения.

Цели и функции: общение, обмен впечатлениями, информацией.

Форма речи: разговорный стиль находит свое выражение как в письменной форме (реплики персонажей в пьесах, записи в дневниках, тексты писем на обиходные темы), так и в устной (чаще в устной).

Вид речи: преимущественно диалог.

Тип речи: может быть представлен любым типом речи (повествованием, рассуждением, описанием).

Стилевые черты: непринужденность, неофициальность; неподготовленность речи, фамильярность; конкретность; непоследовательность, адресность речи, прерывистость; эмоционально-оценочная информативность; эффективность; личностный характер; идиоматичность, использование мимики и жестов, приоритет содержания над формой, стремление к экономии речевых средств.

Жанры : диалог, личные письма, записки, разговор, телефонный разговор, беседа, спор, дневник.

Публицистический стиль

Публицистический стиль - один из функциональных стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др.; он используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ) — газеты, журналы, радио, телевидение, документальное кино.

Сфера: политико-идеологические, общественные и культурные отношения (политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события и др.)

Автор: конкретная личность, журналист, писатель, общественный деятель.

Адресат: информация предназначена для широких слоев общества

Взаимодействие этих двух функций проявляется в том, что публицистические тексты содержат, во-первых, объективную информацию, во-вторых, эмоционально-экспрессивную интерпретацию этой информации, позволяющую воздействовать на читателя или слушателя.

Жанры: публичное выступление, речь (доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка, фельетон, памфлет, эссе, хроника и др.

Форма речи : публицистический стиль имеет письменную (газеты и журналы) и устную форму (радио и телевидение). Основой является письменная речь.

Художественный стиль

Художественный стиль - функциональный стиль речи, являющийся инструментом художественного творчества и сочетающий в себе языковые средства всех других стилей речи.

Основная сфера использования/употребления: литература, литературное художественное творчество, творческая сфера.

Цели и функции: эстетическая функция (эстетическое воздействие и воспитание и развитие) (форма выражения не менее важна, чем содержание), функция воздействия, коммуникативная.

Автор: писатель, поэт,

Форма речи : преимущественно письменная.

тилевые черты: образность; эстетически направленная экспрессивность; явная эмоциональность; совмещение средств всех стилей в художественных целях, особая роль подтекста, индивидуальный авторский стиль, метафоричность, неповторимость образов; индивидуальность, которую формирует сам автор путем отбора и организации языковых средств.

Жанры: эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание, поэма, баллада, трагедия, научно-художественный жанр, комедия.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

За верное выполнение заданий 1 экзаменуемый получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

1)Раньше всего: ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого.

2)Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой - золотые.

3)(. ) был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях.

4)Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нёс трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя.

5)По виду - лет сорока с лишним.

6)Рот какой-то кривой.

9)Правый глаз черный, левый почему-то зеленый.

10)Брови черные, но одна выше другой.

12)Пройдя мимо скамьи, на которой помещались редактор и поэт, иностранец покосился на них, остановился и вдруг уселся на соседней скамейке, в двух шагах от приятелей.

16)Он остановил свой взор на верхних этажах, ослепительно отражающих в стеклах изломанное и навсегда уходящее от Михаила Александровича солнце, затем перевел его вниз, где стекла начали предвечерне темнеть, чему-то снисходительно усмехнулся, прищурился, руки положил на набалдашник, а подбородок на руки.

2) Текст содержит специальные термины и изобилует научными фактами.

4) Синтаксические средства выразительности: присутствуют все виды простых и сложных предложений, ряды однородных членов, эллипсис (а с правой - золотые), инверсия (видит это место он впервые; причём заметно стало).

5) Текст относится к художественному стилю речи, так как основные цели автора - воздействие на воображение и чувства читателя, создание яркого художественного образа, картины окружающего мира.

Философским камнем, а также камнем мудрости, алхимики Средневековья назвали вещество, обладающее способностью трансформировать металлы неблагородные в благороднейший из металлов - золото. Ученые мужи на протяжении столетий были одержимы идеей создания этого божественного эликсира, смог бы исцелять от болезней и даровать людям бессмертие.

(По материалам Интернета)

1) В тексте присутствует много терминов и изобилуют научные факты.

3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции.

4) Основной функционально-смысловой тип речи - рассуждение, которое автор использует для развития и подтверждения мысли, объяснения явлений (свойств предмета) и выражения собственного мнения.

5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора - сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.

Рассмотрим свойства механических волн.

Каждый из нас наблюдал, как от камня, брошенного на спокойную поверхность пруда или озера, кругами разбегаются волны. Многие следили за морскими волнами, набегающими на берег. Все читали рассказы о морских путешествиях, о чудовищной силе морских волн, легко раскачивающих большие корабли. Однако при наблюдении этих явлений не всем известно, что звук всплеска воды доносится до нашего уха волнами в том воздухе, которым мы дышим, что свет, с помощью которого мы зрительно воспринимаем окружающее, (. ) представляет собой волновое движение.

Волновые процессы чрезвычайно широко распространены в природе. Различны физические причины, вызывающие волновые движения. Но, подобно колебаниям, все виды волн описываются количественно одинаковыми или почти одинаковыми законами. Многие трудные для понимания вопросы становятся более ясными, если сравнивать различные волновые явления.

1) Тексту свойственно сухое и безэмоциональное изложение фактов.

2) Многие слова употреблены в переносном значении, встречаются следующие тропы: метафоры, эпитеты, аллегория.

3) В тексте можно встретить термины (волновые процессы, свойства механических волн), а также слова с абстрактным значением (явления, наблюдение, процесс, причины).

4) Текст относится к научному стилю речи, так как отличается ясностью, логичностью, объективностью и доказательностью изложения информации.

5) В тексте нет субъективного мнения автора, цель текста - изложение и объяснение научных фактов.

Заранее вытаращив глазёнки и затаив дыхание, дети чинно, по паре, входили в ярко освещённую залу и тихо обходили сверкающую ёлку. Она бросала сильный свет, без теней, на их лица с округлившимися глазами и губками. Минуту царила тишина глубокого очарования, сразу сменившаяся хором восторженных восклицаний. Одна из девочек не в силах была овладеть охватившим ее восторгом и упорно и молча прыгала на одном месте; маленькая косичка со вплетённой голубой ленточкой хлопала по ее плечам. Сашка был угрюм и печален, - что-то нехорошее творилось в его маленьком изъязвленном сердце. Ёлка ослепляла его своей красотой и крикливым, наглым блеском бесчисленных свечей, но она была чуждой ему, враждебной, как и столпившиеся вокруг неё чистенькие, красивые дети, и ему хотелось толкнуть ее так, чтобы она повалилась на эти светлые головки. Казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови. Забившись за рояль, Сашка сел там в углу, бессознательно доламывал в кармане последние папиросы и думал, что у него есть отец, мать, свой дом, а выходит так, как будто ничего этого нет и ему некуда идти. Он пытался представить себе перочинный ножичек, который он недавно выменял и очень сильно любил, (. ) ножичек стал очень плохой, с тоненьким сточенным лезвием и только с половиной желтой костяшки. Завтра он сломает ножичек, и тогда у него уже ничего не останется.

2) В представленном тексте есть яркие метафоры (чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови), красочные эпитеты (крикливым, наглым блеском; чистенькие, красивые дети; железные руки), что придаёт тексту эмоциональность.

3) Текст относится к публицистическому стилю, потому что в нём ясно прослеживается позиция автора.

4) Чувства героя текста описаны ярко и живо с помощью языковых средств, читатель понимает глубину одиночества мальчика.

5) Текст воздействует на читателя, находя живой отклик в его душе, это достигается с помощью коммуникативной функции, присущей художественному стилю речи.

Детей еще не пускали в залу, где находилась елка, и они сидели в детской и болтали. Сашка с презрительным высокомерием прислушивался к (. ) наивным речам и ощупывал в кармане брюк уже переломавшиеся папиросы, которые удалось ему стащить из кабинета хозяина. Тут подошел к нему самый маленький Свечников, Коля, и остановился неподвижно и с видом изумления, составив ноги носками внутрь и положив палец на угол пухлых губ. Месяцев шесть тому назад он бросил, по настоянию родственников, скверную привычку класть палец в рот, но совершенно отказаться от этого жеста еще не мог. У него были белые волосы, подрезанные на лбу и завитками спадавшие на плечи, и голубые удивлённые глаза, и по всему своему виду он принадлежал к мальчикам, которых особенно преследовал Сашка.

- Ты неблагодарный мальчик? - спросил он Сашку. - Мне мисс сказала.

- Уж на что же лучше! - ответил тот, осматривая коротенькие бархатные штанишки и большой откладной воротничок.

Волчонок взвел пружину и, прицелившись в нос ничего не подозревавшего Коли, дёрнул собачку. Пробка ударилась по носу и отскочила, болтаясь на нитке. Голубые глаза Коли раскрылись еще шире, и в них показались слёзы.

2) В тексте присутствуют эпитеты (скверная привычка, удивлённые глаза

3) В приведённом отрывке представлены слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами (воротничок, собачка, штанишки и др.).

4) Цель текста - воздействие на воображение и чувства читателя.

5) В тексте представлены многочисленные средства речевой выразительности: вопросительные, восклицательные, сложные, односоставные предложения, ряды однородных членов, инверсия.

Читайте также: