Историческая тема в творчестве пушкина сочинение

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования Республики Марий Эл

Муниципальное образовательное учреждение

Историческая тема

в произведениях

А. С. Пушкина

реферат по литературе

ученица 10А класса

учитель русского языка и литературы

г. Йошкар-Ола, 2010

I . Вступление. Поэт-историк 3

III . Заключение. 16

Я не поколебался писать историю России после Карамзина; утвердительно скажу, что я верно изобразил историю России; я знал подробности событий, я чувствовал их, как русский; я был беспристрастен, как гражданин мира.

Настоящее есть результат прошедшего и указание на будущее.

Гений Пушкина уникален в мировой истории. И хотя рядом с ним были выдающиеся поэты, никто из них заменить Пушкина, конечно, не мог. Ни Жуковский, ни даже великий Лермонтов, быть может, не уступающий по гениальности Пушкину. Пушкин - история русского народа, русской культуры, он ее кульминация, ее главнейшая страница.

С детства, с девяти лет, у Александра Сергеевича начала развиваться страсть к чтению, которая не покидала его всю жизнь. Он прочел сначала Плутарха, потом “Илиаду” и “Одиссею”, затем приступил к библиотеке своего отца, которая была наполнена французскими классиками XVII века и произведениями философов последующего столетия. Сергей Львович (отец А.С.Пушкина) поддерживал в детях это расположение к чтению и вместе с ними читал избранные сочинения. Первый биограф Пушкина, Анненков, говорил, что Сергей Львович мастерски передавал Мольера, которого знал почти наизусть, но этого было недостаточно для Александра Пушкина. Он проводил бессонные ночи, тайком забираясь в кабинет отца, и без разбора “пожирал” все книги, попадавшиеся ему под руку.

Бессмертны вы вовек, о росски исполины,

В боях воспитаны средь бранных непогод!

О вас, сподвижники, друзья Екатерины,

Пройдет молва из рода в род.

О, громкий век военных споров,

Свидетель славы россиян!

Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,

Потомки грозные славян,

Перуном Зевсовым победу похищали;

Их смелым подвигам страшась дивился мир.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

Петр воодушевлен любовью к Родине и общему делу, умеет воодушевить всех окружающих, внушить энтузиазм войскам:

Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза…

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой.

Уроки истории, особенно военной истории,- это всегда очень горькие уроки, потому что за ними – смерть. Полтавская битва в изображении Пушкина - дань величайшего торжества Петра и молодой России:

Прошло сто лет, и что ж осталось

От сильных гордых сих мужей? -

Лишь ты воздвиг, герой Полтавы

Огромный памятник себе.

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте уздой железной

Россию вздернул на дыбы?

Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?

Не войском, нет, не польскою помогой,

А мнением, да! мнением народным.

. Я думал свой народ

В довольствии, во славе успокоить,

едротами любовь его снискать.

О страшное, невиданное горе!

Прогневали мы Бога, согрешили:

Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли.

Заплачем, брат, и мы.

Другой

Я силюсь, брат,

Первый

Я также. Нет ли луку?

Потрем глаза.

Второй

Нет, я слюнёй помажу.

Этим комичным этюдом поэт подчеркивает равнодушие народа к избранию Бориса царем, и народ оценивается в трагедии как стихия мятежа. Именно народ составляет основу государства: от него зависит развитие нации, народу принадлежит и последнее слово.

В огне, под градом раскаленным,

Стеной живою отраженным,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся сплеча.

Могучим источником творческого вдохновения Александра Сергеевича было чувство национальной гордости. Поэт гордился историей своей родины, великой ролью русского народа в истории человечества. Поражаешься, как много у него произведений исторического характера. Вся наша история проходит перед читателями поэта: Русь древнейшая, старинная открывается нам в “Песне о вещем Олеге”, в “Вадиме”, в сказках. Русь крепостная - в “Русалке”, в “Борисе Годунове”. Восстание Степана Разина - в песнях о нем; великие деяния Петра в “Медном всаднике”, в “Полтаве”, в “Арапе Петра Великого”. Восстание Пугачева - в “Капитанской дочке”; убийство Павла I, правление Александра I, война 1812 года, история декабризма - в целом ряде стихотворений, эпиграмм, в последней главе “Евгения Онегина”. События европейской истории, особенно связанные с французской революцией и войнами Бонапарта, также все время в центре поэтических размышлений Пушкина. Пушкинский “историзм” проявляется в движении от стиха к прозе. В движении от байроновских поэм к “Борису Годунову”, “Полтаве”, историческим повестям, “Пиковой даме”, “Повестям Белкина”, “Истории Пугачева”.

Пушкин первый и, в сущности, единственный у нас феномен: поэт-историк. Это и заставило меня выбрать именно эту тему для реферата, так как я всегда интересовалась представлением об истории известных людей. Историзм поэтического мышления Пушкина – не самоцельное обращение в прошлое. Этот историзм всегда современен и социально заострен, он для Пушкина – всегда средство разобраться в настоящем.

В библиотеке Пушкина хранилось более четырехсот книг по истории, в том числе: Феофан Прокопович, Татищев, Щербатов, Карамзин, Тацит, Вольтер, Шатобриан, Тьерри, Гизо и др. В итоге этих исторических занятий у зрелого Пушкина сложился собственный взгляд на ход развития человеческой цивилизации вообще и, в особенности, на судьбу России.

Современность с ошеломляющей быстротой становилась историей. Такие грандиозные потрясения, как война 1812 года, как восстание декабристов в 1825 году, по масштабам своим, по значению для судеб народа были событиями эпохальными. История же – даже далекая – переживалась остро, как современность, как нечто происходящее сейчас, могущее сейчас снова повториться.

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я,

Исполнится завет моих мечтаний;

Промчится год, и я явлюся к вам!

Предсказание исполнилось поразительно точно: осенью 1826 года Пушкин вернулся из ссылки.

Прогневали мы бога, согрешили:

Владыкою себе цареубийцу

Ошибся ты: и тех не наберешь –

Я сам скажу, что войско наше дрянь,

Что казаки лишь только села грабят,

Что поляки лишь хвастают да пьют,

А русские…да что и говорить…

Перед тобой не стану я лукавить;

Но знаешь ли, чем сильны мы Басманов?

Не войском, нет, не польскою помогой,

А мнением; да! мнением народным.

Борис восстановил против себя это мнение убийством царевича Дмитрия.

Напомню вновь: трагедия окончена за месяц до восстания на Сенатской площади. Срока восстания поэт, конечно, не знал, но то, что оно назревает, он не мог не чувствовать. Не мог не размышлять он о его удаче или неудаче, о том, будет ли оно поддержано мнением народным, будут ли царские генералы с восставшими?

И в трагедии Басманов, полководец Годунова, а затем Феодора, склоняется на доводы боярина Пушкина присягнуть пока не поздно, Самозванцу:

Он прав, он прав; везде измена зреет –

Что делать мне? Ужели буду ждать,

Чтоб и меня бунтовщики связали

И выдали Отрепьеву? Не лучше ль

Предупредить разрыв потока бурный

«– Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы.

Народ в ужасе молчит.

– Что же вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!

Сначала было создано произведение историческое – 1833-1834. Пушкин скрупулезно собирал факты и свидетельства для этого труда. Он объездил несколько губерний, где еще помнили Пугачева, где еще живы были люди, его знавшие, где гуляли из уст в уста предания о нем. Все это было записано поэтом-историком и передано потомству с самой строгой объективностью, пунктуальностью и деловитостью. В результате Пушкин создал первую в исторической науке документированную биографию вождя крестьянского восстания, в условиях жесткой цензуры сумел достоверно описать многие обстоятельства его жизни.

Пушкин словно намеренно отрешается о всяких эмоций, от всякого субъективного, пристрастного суждения о лицах и событиях. Он хочет говорить языком самой истории. Он приводит факты и свидетельства, освещающие события с разных сторон, порой противоречивые. Пусть читатель делает выводы сам, пусть размышляет над фактами.

Отказываясь идеализировать историческое лицо, Пушкин приводит в своей книге такие вопиющие, страшные факты о жестокости Пугачева и его окружения, о зверствах, ими чинимых, что волосы встают дыбом. Поэт рассказывает об этом хладнокровно, как бы составляя своего рода хронологию событий и каталог злодеяний.

Прежде всего возник вопрос о причинах восстания Пугачева. Оно было вызвано притеснениями яицких казаков со стороны правительства. И об этом Пушкин говорит сразу же и без обиняков. Казаки, селившиеся между Волгой и Яиком, обладали издавна невиданной в других местах вольницей. Правительство косо смотрело на вольных казаков и стремилось наложить и на них свою тяжелую руку. Введены были большие налоги на рыбные промыслы, казаков обязали нести царскую службу, постепенно вводилось военно-чиновничье управление взамен народовластия.

– А коли отпущу, так обещаешься ли ты по крайней мере против меня не служить?

– Как могу тебе в этом обещаться?

«Николай I – Пушкину:

– Где бы ты был 14-го декабря, если бы ты был в городе?

Пётр I был интересной, сложной личностью, что привлекательно для писателей и поэтов. Пушкин также не мог обойти стороной этого великого человека. И насколько Пётр I был великим реформатором, могущественным государственным деятелем, с размахом двинувшим Россию вперёд, настолько Пушкин был Петром Великим русской литературы. Тема Петра – “сквозная” тема в русской литературе вообще, в творчестве Пушкина в частности. Поэт видит в Петре не просто историческую личность, но и олицетворение преобразовательной мощи человечества, насаждающего культуру и цивилизацию посреди нелюдимых и бесприютных пространств.

…Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза…

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен как бой.

Возвеличивая подвиг и мужество Петра и его воинства, Пушкин отдаёт должное и сильным противникам русских – шведам. Однако поэт даёт почувствовать, что и сам Карл, и его армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Пётр и его дружины исполнены патриотизма, уверенности в победе. Пушкин восхищается благородством Петра на пиру:

При кликах войска своего,

В шатре своём он угощает

Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих

Заздравный кубок подымает.

В гражданстве северной державы,

В её воинственной судьбе,

Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,

Огромный памятник себе.

И, обращён к нему спиною

В неколебимой тишине,

Над возмущённою Невою

Стоит с простёртою рукою

Кумир на бронзовом коне.

Пушкин показывает не только величие Петра, но и его недостатки. В грозных событиях наводнения не хватает заботы о маленьком человеке. Пётр велик в государственных замыслах и жесток и жалок в отношении к личности. Евгений жалок в своей бедности и велик в своей любви к Параше, принижен своим жизненным положением и возвышен своими мечтами о независимости и чести, жалок в своём безумии и высок в своей способности протестовать.

Пушкин намечает изображение Петра в действии, в противоречиях, в борьбе с врагами и препятствиями. Против Петра вели борьбу за власть бояре и правительница Софья. Эта борьба закончилась избранием на царство Петра.

Заключение

Список использованной литературы:

А. С. Пушкин на протяжении всей своей жизни интересовался историей России. В ней он хотел найти ответы на вопросы, которые ставила перед обществом современность.
Одним из основных исторических произведений Пушкина является повесть “Капитанская дочка”. Здесь он нарисовал картину крестьянского бунта под предводительством Емельяна Пугачева.
Историзм данного произведения заключается в том, что в его основу был положен подлинный исторический факт. Художественные средства, используемые автором в произведении, воссоздавали реальную атмосферу того времени, изображали характеры, типичные для того периода развития русского общества.
Хотя главными героями являются вымышленные лица (семья Гриневых, Мироновых, Швабрин), их судьбы прочно связаны силой обстоятельств с большими историческими событиями, с реальными историческими деятелями. Ход истории не только влияет на судьбы персонажей, но и полностью определяет их. Таким образом, исторические события становятся основной сюжетной линией, подчиняющей себе частные судьбы, выдвигая на первый план исторические лица.
Повесть представляет собой мемуары, “семейные записки”, повествование в которых ведется от лица свидетеля и участника событий, правдиво рассказывающего о своей жизни. Благодаря этому Пушкину удается убедить читателя в подлинности рассказываемого.
Историзм повести заключается в том, что в произведении звучит тема, актуальная как для того времени, то есть эпохи Екатерины II, так и для пушкинского, - тема взаимоотношений между крестьянами и дворянами. Пушкин не просто положил в основу повести подлинный исторический факт, но он еще раскрыл и его причины, описал, как восстание под предводительством Пугачева воспринимали разные социальные слои населения.
Если считать реализм одной из составляющих черт пушкинского реализма, то необходимо сказать о героях повести. В своем произведении Пушкин показал типичных представителей своего времени. То, что повествование ведется от лица одного из героев произведения, помогает читателю взглянуть на описываемые события с точки зрения участника событий, человека той эпохи.
В повести главным предметом изображения является восстание под предводительством Пугачева, которое в данном произведении впервые нашло столь реалистическое отображение. Объективное изображение событий было достигнуто Пушкиным за счет широкого использования множества художественных средств, позволявших воспроизвести атмосферу, дух того времени и представить вживе подлинное историческое лицо -Емельяна Пугачева. Новаторство Пушкина состояло в том, что он сумел взглянуть на события тех лет глазами современников Пугачева, проникнуться их чувствами, описать в мельчайших подробностях черты эпохи, вывести наиболее типичных ее представителей.
“Капитанская дочка” - это историческое, реалистическое произведение, в котором историзм возведен автором в принцип художественного изображения действительности и стал неотъемлемой частью его художественного метода.
Другим историческим произведением Пушкина является поэма “Медный всадник”, в которой предстает образ Петра I и его творения - Петербурга. До этого образ Петра появился в стихотворении “Стансы” (1826), в нем поэт воссоздает облик великого самодержца, преобразователя, “вечного работника на троне”:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Продолжение темы Петра I - историческая поэма “Полтава”, в которой перед читателями предстала величественная фигура полководца, царя-патриота. Петр вершил свои дела во имя страны, во благо Отечества.
Дальнейшее развитие образ Петра I получил в поэме “Медный всадник”, поэме исторической, социальной и философской. В этом произведении отношение автора к Петру I неоднозначно. В поэме изображены два лика царя. Если во вступлении Петр I - человек и государственный деятель, то в основной части он предстает как памятник самодержавию, памятник первому русскому императору. Поэма начинается с описания замыслов Петра:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
В поэме Петр выступает и как покоритель самой природы, ее стихии, как воплощение культуры и цивилизации над той дикостью и отсталостью, которые до него царили “на берегу пустынных волн”.
Замысел Петра осуществляется на протяжении ста лет. Император построил прекрасный город, “красу и диво полнощных стран”, новую красавицу столицу, перед которой померкла старая Москва. Петербург воспринимается как памятник Петру I и силе его разума.
Итак, Петр I предстает в поэме в двух ликах. С одной стороны, он воплощает собой созидающее начало:
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия.
С другой стороны - как воплощение иррационального, фантастического, нереального. Иррациональное начало в образе Петра I связано с его статуей:
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
Что же касается Петербурга, то если в начале поэмы это “юный град Петра”, то в дальнейшем он становится уже “омраченным Петроградом”, а уж затем и Петрополем, который “всплывает, как тритон, по пояс в воду погружен”.
Итак, Пушкин в поэме “Медный всадник” показал нам неоднозначный образ Петра I и его творения - Петербурга.
История присутствует и в лирике великого поэта. Так, первая четверть XIX века - это время появления свежих политических идей, период зарождения, и развертывания декабристского движения, это время подъема общественной мысли после победы в войне 1812 года. Декабристы боролись за утверждение новых, прогрессивных идей в обществе, выступали за отмену крепостного права и использовали для этого различные средства пропаганды. Одним из них была литературная пропаганда, в частности вольнолюбивая лирика А. Пушкина, которая является бесценным источником историзма, источником познания прошлого нашей страны.

Гост

ГОСТ

Литературный критик — это ученый и литератор, занимающийся истолкованием и оценкой произведений, новых тенденций и явлений в художественной литературе.

История в творчестве А. С. Пушкина

Великий русский поэт и прозаик, родоначальник новой русской литературы А.С. Пушкин в своих произведениях оставил яркие, разносторонние образы своего времени, картины быта и нравов своей эпохи. Вместе с тем он является одним из замечательных историков. Пушкина волновало не только положение России его времени, он глубоко интересовался ее историческим прошлым.

Произведения А.С. Пушкина, как отметил А.М. Горький, это драгоценное свидетельство знающего, умного, правдивого человека об обычаях и нравах той эпохи, это гениальные иллюстрации к российской истории.

С большим уважением поэт относился к труду Карамзина, но при этом резко осуждал его за реакционность взглядов. Пушкин пытался объяснить такую реакционность условиями, при которых Карамзин работал над книгой.

Готовые работы на аналогичную тему

Пушкин интересовался не только историей русского народа. В своих произведениях поэт отражал и историческую жизнь народов Кавказа, Украины. Поэт изучал историю Америки и Западной Европы. Особенно Пушкина интересовала история Франции, богатая выдающимися событиями.

Смутное время и крестьянские восстания в творчестве А.С. Пушкина

В исторических работах и художественных произведениях Александра Сергеевича отразились многие события русской истории. У Пушкина есть ряд произведений, посвященных древнерусской истории:

Эпоха Петра I в произведениях А. С. Пушкина

Богатство исторических познаний А.С. Пушкина отразилось и в освещении поэтом эпохи Петра I. Пушкина по праву можно назвать историком петровской эпохи. Произведения, в которых поэт освещает этот период российской истории:

Пушкин преклонялся перед прогрессивной, преобразовательной деятельностью императора, но вместе с тем ясно видел колоссальное усиление гнета русского абсолютизма, сопутствовавшее этой деятельности.

Поэт негативно относился к попыткам аристократии ограничить абсолютную монархию. Он считал, что имен неприкосновенность абсолютизма спасла страну от развития феодализма дала возможность продвигаться по службе лицам недворянского происхождения.

Екатерину II поэт критикует за политику укрепления крепостного режима, распространение его на новые области страны.

Историческая тема присутствует и в лирике Пушкина. Первая четверть 19 века – это период появления свежих политических идей, время зарождения декабристского движения, подъема общественной мысли. Вольнолюбивая лирика Пушкина была литературной пропагандой декабристов.

Николенко Людмила Андреевна

ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

С СОХРАНЕНИЕМ РЕЗУЛЬТАТОВ

Научный руководитель: Николенко Людмила Андреевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ лицей

Историческая тема в творчестве Александра Сергеевича Пушкина


Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в литературоведческой области, к которой относится раздел пушкинистики, и касается изучения явления, именуемого пушкинским историзмом.

Предмет исследования – пушкинский историзм.

Цель моей работы заключается в том, чтобы систематизировать имеющийся материал по проблеме историзма в творчестве Пушкина, проследить эволюцию исторических взглядов писателя и изучить многообразие форм обозреваемого художественного историзма при сравнении нескольких произведений разного времени, принадлежащих автору.

Актуальность работы заключается в том, что, для понимания многих ключевых аспектов истории сегодня, нам, как никогда, так необходимо обращение к пушкинскому восприятию общественно-исторических процессов. В наше время существует неукоснительная нужность в российской национальной исторической концепции, где отечественная история осмысливалась бы в рамках культурно-исторической традиции, приоритетов и интересов, присущих российской общественной мысли.

Педан Анна Алексеевна

Краснодарский край, Каневской район, станица Каневская

ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

С СОХРАНЕНИЕМ РЕЗУЛЬТАТОВ

Научный руководитель: Николенко Людмила Андреевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ лицей

Историческая тема в творчестве Александра Сергеевича Пушкина

Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в литературоведческой области, к которой относится раздел пушкинистики, и касается изучения явления, именуемого пушкинским историзмом.

Не что иное, как историзм, духом которого наделял свои творения поэт, открыл в литературе невиданные прежде возможности художественного постижения действительности, внёс живое и трепетное ощущение динамики, непрерывности исторического процесса, стал основой стиля и реализационного метода.

Итак, предмет исследования – пушкинский историзм.

Цель моей работы заключается в том, чтобы систематизировать имеющийся материал по проблеме историзма в творчестве Пушкина, проследить эволюцию исторических взглядов писателя и изучить многообразие форм обозреваемого художественного историзма при сравнении нескольких произведений разного времени, принадлежащих автору.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач :

  • Проанализировать труды литературоведов, высказывания других авторов об описанной чуть выше особенности творчества Александра Сергеевича;
  • Выявить истоки и предпосылки пушкинского историзма;
  • Определить, какую роль играет историзм в произведении Пушкина, рассмотрев одно из них;
  • Сформировать собственное мнение об исторических взглядах, отражённых в сочинениях А.С.Пушкина и в его личной оценке своего положения в этом вопросе, исходя из материалов и результатов, полученных вследствие анализа и опроса, проведённых в теоретической и практической частях.

Актуальность работы заключается в том, что, для понимания многих ключевых аспектов истории сегодня, нам, как никогда, так необходимо обращение к пушкинскому восприятию общественно-исторических процессов. В наше время существует неукоснительная нужность в российской национальной исторической концепции, где отечественная история осмысливалась бы в рамках культурно-исторической традиции, приоритетов и интересов, присущих российской общественной мысли.

Педан Анна Алексеевна

Краснодарский край, Каневской район, станица Каневская

ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

С СОХРАНЕНИЕМ РЕЗУЛЬТАТОВ

Научный руководитель: Николенко Людмила Андреевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ лицей

Историческая тема в творчестве Александра Сергеевича Пушкина

В первую очередь обратимся с вами к самому понятию историзма, трактовка которого приведена в словаре литературоведческих терминов под редакцией С. П. Белокуровой (2005 год) [1]:

* 1. Способность художественной литературы точно воссоздавать облик, колорит, дух ушедшей исторической эпохи в конкретных картинах жизни, человеческих судьбах и событиях. И. придает произведению характер правдивого исторического свидетельства.

* 2. В узком значении – свойство произведений исторической тематики или исторического жанра. Выражается в способности автора отобразить самобытность описываемой эпохи, показать своеобразие облика и характеров персонажей. Получает конкретное воплощение в изображении событий прошлого, исторических деятелей, историко-бытовых, батальных сцен и т. п. Характер И. меняется по мере накопления исторических знаний.

Способствовало же этому следующее: во-первых, Александр Сергеевич был очень начитан в области художественной литературы и, кроме того, был большим знатоком исторических произведений. Во-вторых, несмотря на уже имевшийся запас знаний об истории своей страны и народа, он всё равно продолжал внимательное изучение исторических трудов не только отечественных авторов (Феофана Прокоповича, Татищева, Голикова, Болтина, Щербатова, Карамзина),

но и зарубежных (Тацита, Вольтера, Юма, Робертсона, Шатобриана, Гиббона, Сисмонди, Лемонте, Вильмена, Тьерри, Гизо, Минье, Баранта, Тьера, Нибурга). В связи с этим современники не единожды отмечали скрупулёзную работу Пушкина, часто величая его кропотливым, талантливым исследователем, который ночами и днями напролёт тщательно читал и перечитывал писания историографов своего времени, изучал летописи, мемуары, работал в архивах, предпринимал специальные поездки на места исторических событий с целью сбора материала.

Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны;

Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных,

Сердца их мщеньем зажжены.

Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!

Ты в каждом ратнике узришь богатыря,

Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья

За Русь, за святость алтаря [1].

Весьма интересна, по моему мнению, и версия о том, что воздействовали на выпускника-лицеиста Александра такие поэты как Василий Жуковский и Константин Батюшков, к которым и сам тянулся юноша, поскольку разделял их любовь к историческим сюжетам.

Поэт! в твоей предметы воле,

Во звучны струны смело грянь,

С Жуковским пой кроваву брань

И грозну смерть на ратном поле.

И ты в строях ее встречал,

И ты, постигнутый судьбою,

Как росс, питомцем славы пал!

Ты пал, и хладною косою

Едва скошенный, не увял. [2]

Итак, в первой песне повествуется о самой Марии, дочери генерального судьи Кочубея и крестнице украинского гетмана Мазепы, ставшей, согласно сюжету, любовницей гетмана. Упоминаются также события Великой Северной войны. Во второй песне рассказывается о неудачной интриге Кочубея, направленной на устранение Мазепы, о последовавшей казни Кочубея, которую Мария не предотвратила. За исключением роли Марии, данная часть сюжета основана на исторических фактах. В третьей песне идет описание перехода Мазепы на сторону Швеции, описываемого источниками как измена, собственно Полтавской баталии и дальнейшей судьбы героев.

На это произведение было оставлено много отзывов, в том числе и негативные комментарии, один из которых, к примеру, принадлежит ирландском писателю Джеймсу Джонсу. Но так как мы имеем и положительные высказывания, то непременно хотелось бы использовать их в конце научной статьи.

Читайте также: