Проблема бережного отношения к старине сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Проблема бережного отношения к культурному наследию всегда оставалась в центре общего внимания. В тяжелый постреволюционный период, когда смена политического строя сопровождалась ниспровержением прежних ценностей, русские интеллигенты делали все возможное для спасения культурных реликвий. Например, академик Д. С. Лихачев воспрепятствовал тому, чтобы Невский проспект был застроен типовыми многоэтажками. На средства российских кинематографов были отреставрированы усадьбы Кусково и Абрамцево.

Забота о памятниках старины отличает

и туляков: сохраняется облик исторического центра города, церкви, кремль. Завоеватели древности сжигали книги и разрушали памятники, чтобы лишить народ исторической памяти.

1) Проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней. “Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности” (А. С. Пушкин). Человека, не помнящего родства своего, потерявшего память, Чингиз Айтматов Назвал манкуртом (“Буранный полустанок”).

Манкурт – человек, насильно лишенный памяти.

Это раб, не имеющий своего прошлого. Он не знает, кто он, откуда родом, не ведает своего имени, не помнит детства, отца и матери

– одним словом, не осознает себя человеческим существом. Такой недочеловек опасен для общества – предупреждает писатель.

Совсем недавно в преддверии великого праздника Победы на улицах нашего города опрашивали молодых людей, знают ли они о начале и окончании Великой Отечественной войны, о том, с кем мы воевали, кто такой Г. Жуков… Ответы были удручающими: молодое поколение не знает даты начала войны, имен полководцев, многие не слышали о Сталинградской битве, о Курской дуге… Проблема забвения прошлого очень серьезна.

Человек, не уважающий историю, не почитающий своих предков, – тот же манкурт. Так и хочется напомнить этим молодым людям пронзительный крик из легенды Ч. Айтматова: “Вспомни, чей ты? Как твое имя?”

2) Проблема ложной цели в жизни. “Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар. Вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства свободного духа”, – писал А. П. Чехов. Жизнь без цели есть существование бессмысленное.

Но цели бывают разные, такие как, например, в рассказе “Крыжовник” . Герой его – Николай Иванович Чимша-Гималайский – мечтает приобрести свою усадьбу и посадить там крыжовник. Эта цель поглощает его целиком. В итоге он достигает ее, но при этом почти теряет человеческий облик (“располнел, обрюзг… – того и гляди, хрюкнет в одеяло”).

Ложная цель, зацикленность на материальном, узком, ограниченном уродует человека. Ему нужны для жизни постоянное движение, развитие, волнение, совершенствование… И. Бунин в рассказе “Господин из Сан-Франциско” показал судьбу человека, который служил ложным ценностям.

Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.

3) Смысл человеческой жизни. Поиск жизненного пути. Образ Обломова (И.

А. Гончаров) – это образ человека, который много хотел добиться в жизни. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей… Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами.

М. Горький в пьесе “На дне” показал драму “бывших людей”, которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же.

Н. Гоголь, обличитель человеческих пороков, настойчиво ищет живую человеческую душу. Изображая Плюшкина, который стал “прорехой на теле человечества”, он страстно призывает читателя, выходящего во взрослую жизнь, забирать с собой все “человеческие движения”, не терять их на жизненной дороге. Жизнь – это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней “с казенной надобностью”, задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? (“Герой нашего времени”).

Другие пугаются этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо “жизнь трогает везде, достает” (“Обломов”). Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая свое духовное “я”.

Один из них – Пьер Безухов – герой романа-эпопеи Л. Н. Толстого “Война и мир”. В начале своего пути Пьер далек от истины: восхищается Наполеоном, вовлечен в компанию “золотой молодежи”, участвует в хулиганских выходках наравне с Долоховым и Курагиным, слишком легко поддается грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. За одной глупостью следует другая: женитьба на Элен, дуэль с Долоховым…

И как итог – полная утрата смысла жизни.

“Что дурно? Что хорошо? Что надо любить и что ненавидеть?

Для чего жить и что такое я?” – эти вопросы бессчетное количество раз прокручиваются в голове, пока не наступает трезвое осмысление жизни. На пути к нему и опыт масонства, и наблюдение за простыми солдатами в Бородинской битве, и встреча в плену с народным философом Платоном Каратаевым. Только любовью движется мир и живет человек – к этой мысли приходит Пьер Безухов, обретая свое духовное “я”.

4) Самопожертвование. Любовь к ближнему. Сострадание и милосердие.

Чуткость. В одной из книг, посвященных Великой Отечественной войне, бывший блокадник вспоминает о том, что ему, умирающему подростку, во время страшного голода спас жизнь по жилой сосед, который принес банку тушенки, присланную сыном с фронта. “Я уже старый, а ты молодой, тебе еще жить да жить” – сказал этот человек. Он вскоре умер, а спасенный им мальчик на всю жизнь сохранил о нем благодарную память. Трагедия произошла в Краснодарском крае.

В доме для престарелых, где проживали больные старики, начался пожар. В числе 62 заживо сгоревших и 53-летняя медсестра Лидия Пачинцева, дежурившая в ту ночь. Когда вспыхнул пожар, она брала стариков под руки, доводила до окон и помогала им спастись.

Вот только себя не спасла – не успела.

Шолохова есть замечательный рассказ “Судьба человека”. В нем повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом.

Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проблема значимости старинных

вещей для человека и общества

(по тексту Л. Жуховицкого)

сочинение-рассуждение

исходный текст к сочинению-рассуждению

(1)Говорят, красиво жить не запретишь. (2)И для этого не всегда хочется отправляться в далёкие края - желательно видеть красоту каждый день в собственном доме.
(3)Ради домашней красоты мы идём на денежные жертвы: покупаем французские обои или турецкий ковёр, вешаем чешскую люстру, привозим из турпоездки разные сувениры. (4)Но вот что огорчительно: испытывая пламенную любовь к иностранной красоте, мы слишком часто выкидываем из дома то старьё, которое через три-четыре десятка лет станет уже не рухлядью, а вещью в стиле ретро.

(5) Друг рассказывал: как-то раз знакомые зашли в гости и увидели у него дома керосиновую лампу и медный самовар, ещё дореволюционный.
(6)Кто-то восхищенно причмокнул:
(7)- Ишь ты! (8)Где достал?
(9)А друг постеснялся в ответ сказать правду . (10)Потому что не достал - нашёл вещи на свалке несколько лет назад.
(11)Мы, люди, стареем довольно быстро - не так уж долог человеческий век. (12)Но нас окружает множество вещей, которые старятся и уходят из жизни ещё быстрее нас. (13)Ну-ка постарайтесь вспомнить вещи вашего детства, что ушли в историю, и если вернутся оттуда, то лишь в качестве мудрых и полезных украшений наших квартир.
(14)Я, например, учился писать ручкой с пёрышком, а чернила носил в замечательной посудине - чернильнице-невыливайке. (15)Помнится, редкие в ту пору иностранцы спрашивали, где можно купить русский компьютер - счеты. (16)Говорили, что на этом агрегате наши чиновники подсчитывали даже государственный бюджет.
(17)Когда мы жили в коммуналке, под потолком у нас висел оранжевый абажур, может, даже шёлковый, который вручную смастерила мама. (18)Абажур был огромным, но невесомым - материал был туго натянут на обычную проволоку. (19)Он казался нам маленьким домашним солнышком. (20)И как же уютно становилось в комнате, когда зажигали свет!
(21)А у кого сейчас найдется чудом уцелевшая старинная прялка?
(22)Сколько их нашло свой конец в беленых печках и скромных буржуйках в морозные российские зимы!
(23)Я назвал предметы не слишком далёкой старины мудрыми и полезными. (24)Вот почему. (25)Нас когда-то в школе учили, что прошлое страны - это войны, сухопутные и морские сражения, царские указы, боярские интриги, крестьянские восстания и победные революции. (26)Отчасти всё это верно. (27)Но ведь помимо торжественной государственной истории была ещё иная, не менее значимая история наших семей - частная жизнь прабабушек и прадедушек. (28)Их ежедневная борьба за существование. (29)Их бытовая смекалка, реализованная во множестве привычных для людей того времени вещей.
(30)К сожалению, до нас пока ещё не дошла одна важная мысль. (31)И в наших современных, вполне комфортабельных городских жилищах стоит хранить вещественную память о наших папах, мамах, дедушках, бабушках и более далеких предках. (32)О тех людях, которые вопреки всем властям, и отечественным, и чужеземным, сберегли и передали нам тоненькую свечечку жизни.

(По Л. А. Жуховицкому*)

*Леонид Аронович Жуховицкий (род. 5 мая 1932 г.) – русский писатель, публицист, педагог.

Л.А. Жуховицкий известен широкому кругу читателей не только как человек, не безразличный к судьбе своей страны, но и как автор более чем 30 книг, в которых затрагиваются столь актуальные в нашем обществе вопросы нравственности. Так и в предложенном мне тексте писатель поднимает проблему сохранения исторической памяти.

Позиция писателя не вызывает сомнений. Читая о том, как автор вместе с героем-рассказчиком восхищается бережным отношением англичан к прошлому и как сожалеет о неумении соотечественников сохранять память о предках, мы понимаем призыв Л.А. Жуховицкого донести до следующего поколения историю его народа.

Трудно не согласиться с позицией автора: те, кто будет жить после нас, должны знать о важных для своей страны событиях. Я убеждён и в том, что именно историческая память отличает нас от животных, делает человека человеком.

Текст Л. А. Жуховицкого

(1) В маленьком городишке Стратфорде на маленькой речушке Эйвон нашу группу писателей привели в обычный для Англии деревенский дом, прочный и аккуратный.

(11)Я не мог в это поверить.

- (12)А почему же тогда сохранили его дом и даже жилище любимой девушки?

(13)Гид пожал плечами:

- (14)А зачем их рушить? (15)Мы вообще стараемся ничего без крайней надобности не ломать.

(19)Мы с вами не миллионеры, у нас нет родовых замков, нет поместий с загородными дворцами, но и нас, абсолютно рядовых россиян, окружает старина.

(20)Только не ценим мы её.

(21)Нельзя сказать, что нынче наши люди родную старину совсем не берегут. (22)То, что осталось, понемногу реставрируют. (23)Особнячки, построенные лет двести назад, переходят к банкам или схожим конторам с обязательством сохранить фасад. (24)Но вот однажды еду мимо очень красивой церквушки в Филях. (25)Розово- белая, с высокой тоненькой колокольней в центре, она украшена причудливой барочной лепниной. (26)Величавые купола - один в центре, на колокольне, и четыре по краям - радостно сияют сусальным золотом. (27)Останавливаюсь, чтобы получше её рассмотреть, захожу внутрь. (28)Прочитав табличку перед входом, узнаю, что церковь эта стоит там с конца семнадцатого века. (29)И тогда я сам себе задал вопрос: а почему она дожила до наших дней? (30)Почему её не разрушили, когда она ещё не была старинной, а была просто одним из множества московских храмов? (31)И сам себе с недоумением ответил: не сломали, потому что - а зачем рушить?

(32)До нас уже дошло, что купеческие особнячки надо не сносить, а реставрировать. (33)Но до нас ещё не дошло, что крестьянские избы, кособокие сараюшки и баньки по-чёрному - тоже памятники старины, которые хранят вещественную память о наших бабушках, дедушках и более дальних предках.

Аргументы из жизни и литературы на тему

Историческое прошлое нашей родины играет огромную роль в настоящем и будущем русского народа, поэтому эта актуальная тема поднимается на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку в сочинении-рассуждении, для которого нужны аргументы из жизни и литературы. Нужно отметить, что тема актуальна для многих писателей, поэтов, политических деятелей, философов, поэтому за примерами для аргументации мы обратились к их творчеству и высказываниям. Нам интересно было узнать, что значит для известных людей историческая память, какую роль ей отводят в жизни каждого человека и общества.

Проблема

Что такое историческая память? Какую роль она играет в жизни общества? Почему так важно помнить об историческом прошлом своей родины, семьи?

Отношение автора к проблеме

Историческая память – это жизненный опыт, знания, мудрость, традиции, рассказы о событиях прошлого, передаваемые из поколения в поколение. Это память о тех событиях истории, которые невозможно забыть.

Аргументы

  1. Историческая память – одна из важнейших ценностей общества.
  2. Историческая память – это основа духовной и культурной преемственности поколений.
  3. Историческая память служит источником эмоциональных переживаний человека: она вызывает чувство величия, гордости, восхищения, преклонения, сопереживания.
  4. Историческая память – символическая точка, в которой соединяются прошлое, настоящее и будущее.
  5. Историческая память предостерегает нас от ошибок.
  6. Историческая память способна вселять в нас уверенность в победе мира.

Синонимы к слову историческая

Важный, естественноисторический, эпохальный, эпохиальный, знаменательный, многознаменательный, космогонический, эпический, доминирующий, монументальный, важнейший, весомый, огромный, величественный,

Синонимы к слову память

Кэш, парамнезия, эйдетизм, мнема, мнемозина, видеопамять, воспоминания, реминисценция.

Эпитеты к слову память

Бессмертная, благодарная, блаженная (устар.), вечная, высокая, глухая, гордая, горькая, горячая, добрая, долгая, долговечная, жестокая, живая, живучая, зыбкая, недобрая, нежная, незабвенная, неизгладимая, непреходящая, непрочная, нетленная, печальная, приятная, прочная, разбуженная, свежая, светлая, святая (устар.), священная, славная, смутная, стойкая, страшная, суровая, теплая, туманная, ужасная, унылая, четкая, ясная, гранитная, кровавая, темная, яростная, всеобщая, людская, народная, человеческая.

Читайте также: